Организация исследовательской деятельности учащихся по биологии в условиях ФГОС
статья по биологии на тему

Харина Татьяна Александровна

Формировать исследовательские умения необходимо не только на уроках, но и во внеклассной работе, которая позволяет учащимся интересующимися предметом, не ограничиваться рамками учебной программы (на примере своей деятельности) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности учащихся по биологии в условиях ФГОС

Государственные образовательные стандарты предполагают возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, системно-деятельностного подходов, которые определяют ряд задач обучения биологии. Одной из задач является овладение способностью творческого решения учебных и практических задач, самостоятельное выполнение различных исследовательских работ. С этим связано введение в практику образовательных учреждений методов и технологий на основе исследовательской деятельности обучающихся. В своей практике я отвожу важное место исследовательской деятельности. Данный вид деятельности связан с решением исследовательских задач с заранее неизвестным результатом.

Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения. При обучении учеников исследовательской деятельности я ставлю следующие задачи:

 - формирование и развитие творческих способностей учащихся;

 - развитие умений и навыков в постановке проблем и нахождения способов их решений;

 - развитие индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;

Формировать исследовательские умения необходимо не только на уроках, но и во внеклассной работе, которая позволяет учащимся интересующимися предметом, не ограничиваться рамками учебной программы. Применение во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у школьников исследовательские наклонности. Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь. Во время исследовательской работы каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, ощутить успех.

Исследовательская деятельность дает ученику не только практические умения и навыки, необходимые в выборе профессии, но и помогает овладевать методами получения новых знаний.

В своей деятельности я чаще использую групповой метод исследования.  Это помогает справиться со сложными заданиями, обеспечивает преемственность, призывает детей к взаимной ответственности за общее дело.  Организуя работу с учащимися, я всегда помню, что помимо обучения, она должна способствовать эмоциональному развитию, экологической культуре.

К такой работе учащихся нужно подготавливать. Без накопления определенных знаний по методике проведения опытов, навыков, умений анализировать ничего не получится. Подготовку учеников к творческому подходу я начинаю с практического изучения природы: экскурсий в различные биоценозы: пресный водоем и ключ, лесопосадку, поле. Мы знакомимся с представителями флоры и фауны, определяем по атласам и определителям растения, насекомых, птиц. Записываем наблюдения, что-то интересное приносим  в класс. Ребята задают вопросы, на которые находим ответы вместе.

Задания исследовательского характера увлекают детей. Получая собственный экспериментальный материал, обучающиеся проводят анализ и делают выводы о характере исследуемого материала. Например, мы с ребятами смотрели зубной налет и грязь из под ногтей – ребят очень заинтересовало а что же там. Но перед исследовательской работой часто использую проблемные  ситуации или проблемные задачи, которые позволяют учащимся нестандартно мыслить.

Практические результаты данных исследований я использую на уроках биологии, экологии, химии. Ребятами 5 класса была выполнена исследовательская  работа «Домашние синоптики». Цель данной работы изучить способы прогноза погоды на основе наблюдений за домашними животными. Учащиеся использовали следующие методы исследования: анализ научно-публицистической литературы, обобщение и классификация полученной информации, наблюдение за поведением кошек и за явлениями природы.

  Таким образом, в результате исследовательской деятельности:

● повышается мотивация учащихся при решении задач  и развитие творческих способностей (в связи с возможностью самостоятельного выбора);

● формируется система получения знаний и их применения, чувство ответственности и лидерские качества.

Стоит отметить, что организация исследовательской деятельности  в урочное и внеурочное время способствовала повышению интереса у учащихся 5 класса. Они сами до начала занятия или урока: задают вопросы, предлагают объекты для исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии в условиях сельской школы

Проблема активизации познавательного интереса у школьников - один из ключевых вопросов современного образования. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать во...

Мастер - класс ««Организация исследовательской деятельности учащихся по биологии через использование краеведческого материала».

Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся  по биологии через использование краеведческого материала....

Рабочая программа по организации исследовательской деятельности учащихся 5 классов в условиях общеобразовательной школы.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другу...

Проект по биологии"Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии."

Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии...

Организация исследовательской деятельности учащихся по биологии.

Государственные образовательные стандарты предполагают возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют р...

Организация проектной деятельности на уроках биологии в условиях ФГОС

Использование на уроках биологии метода проектов...