Организация исследовательской деятельности учащихся по биологии в условиях ФГОС
статья по биологии на тему
Формировать исследовательские умения необходимо не только на уроках, но и во внеклассной работе, которая позволяет учащимся интересующимися предметом, не ограничиваться рамками учебной программы (на примере своей деятельности)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация исследовательской деятельности учащихся по биологии в условиях ФГОС
Государственные образовательные стандарты предполагают возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, системно-деятельностного подходов, которые определяют ряд задач обучения биологии. Одной из задач является овладение способностью творческого решения учебных и практических задач, самостоятельное выполнение различных исследовательских работ. С этим связано введение в практику образовательных учреждений методов и технологий на основе исследовательской деятельности обучающихся. В своей практике я отвожу важное место исследовательской деятельности. Данный вид деятельности связан с решением исследовательских задач с заранее неизвестным результатом.
Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения. При обучении учеников исследовательской деятельности я ставлю следующие задачи:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- развитие умений и навыков в постановке проблем и нахождения способов их решений;
- развитие индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;
Формировать исследовательские умения необходимо не только на уроках, но и во внеклассной работе, которая позволяет учащимся интересующимися предметом, не ограничиваться рамками учебной программы. Применение во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у школьников исследовательские наклонности. Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь. Во время исследовательской работы каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, ощутить успех.
Исследовательская деятельность дает ученику не только практические умения и навыки, необходимые в выборе профессии, но и помогает овладевать методами получения новых знаний.
В своей деятельности я чаще использую групповой метод исследования. Это помогает справиться со сложными заданиями, обеспечивает преемственность, призывает детей к взаимной ответственности за общее дело. Организуя работу с учащимися, я всегда помню, что помимо обучения, она должна способствовать эмоциональному развитию, экологической культуре.
К такой работе учащихся нужно подготавливать. Без накопления определенных знаний по методике проведения опытов, навыков, умений анализировать ничего не получится. Подготовку учеников к творческому подходу я начинаю с практического изучения природы: экскурсий в различные биоценозы: пресный водоем и ключ, лесопосадку, поле. Мы знакомимся с представителями флоры и фауны, определяем по атласам и определителям растения, насекомых, птиц. Записываем наблюдения, что-то интересное приносим в класс. Ребята задают вопросы, на которые находим ответы вместе.
Задания исследовательского характера увлекают детей. Получая собственный экспериментальный материал, обучающиеся проводят анализ и делают выводы о характере исследуемого материала. Например, мы с ребятами смотрели зубной налет и грязь из под ногтей – ребят очень заинтересовало а что же там. Но перед исследовательской работой часто использую проблемные ситуации или проблемные задачи, которые позволяют учащимся нестандартно мыслить.
Практические результаты данных исследований я использую на уроках биологии, экологии, химии. Ребятами 5 класса была выполнена исследовательская работа «Домашние синоптики». Цель данной работы изучить способы прогноза погоды на основе наблюдений за домашними животными. Учащиеся использовали следующие методы исследования: анализ научно-публицистической литературы, обобщение и классификация полученной информации, наблюдение за поведением кошек и за явлениями природы.
Таким образом, в результате исследовательской деятельности:
● повышается мотивация учащихся при решении задач и развитие творческих способностей (в связи с возможностью самостоятельного выбора);
● формируется система получения знаний и их применения, чувство ответственности и лидерские качества.
Стоит отметить, что организация исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время способствовала повышению интереса у учащихся 5 класса. Они сами до начала занятия или урока: задают вопросы, предлагают объекты для исследования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии в условиях сельской школы
Проблема активизации познавательного интереса у школьников - один из ключевых вопросов современного образования. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать во...
Мастер - класс ««Организация исследовательской деятельности учащихся по биологии через использование краеведческого материала».
Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии через использование краеведческого материала....
Рабочая программа по организации исследовательской деятельности учащихся 5 классов в условиях общеобразовательной школы.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другу...
Организация исследовательской деятельности учащихся по биологии.
Государственные образовательные стандарты предполагают возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют р...
Организация проектной деятельности на уроках биологии в условиях ФГОС
Использование на уроках биологии метода проектов...
Статья "Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии в рамках ФГОС"
Материал предназначен для учителей биологии....
Опыт работы на тему «Организация исследовательской деятельности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности как условие достижения метапредметных и личностных результатов».
Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одарённость, кроме тех, которые проявляются в результатеактивного участия хотя бы в самой маленькой поисковойисследовательской рабо...