Организация исследовательской деятельности учащихся по биологии.
статья ( класс) по теме
Государственные образовательные стандарты предполагают возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют ряд задач обучения биологии. Одной из таких задач является овладение способностью творческого решения учебных и практических задач, самостоятельное выполнение различных исследовательских работ, участие в проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Торбеевская средняя общеобразовательная школа № 1»
Выступление:
«Организация исследовательской деятельности учащихся по биологии»
Подготовила: учитель биологии Мишина Е.А.
рп Торбеево 2015 г.
Государственные образовательные стандарты предполагают возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют ряд задач обучения биологии. Одной из таких задач является овладение способностью творческого решения учебных и практических задач, самостоятельное выполнение различных исследовательских работ, участие в проектной деятельности.
В своей педагогической практике важное место я отвожу проектно-исследовательской деятельности. Данный вид деятельности связан с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным результатом.
Какие же задачи я ставлю при обучении учеников проектной и исследовательской деятельности?
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- развитие умений и навыков в постановке проблем и нахождения способов их решений;
- создание мотивирующего фактора в обучении и самообразовании;
- развитие индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;
- развитие у ученика коммуникативных умений и навыков.
Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто еще учится в школе. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе.
Методическая литература предлагает алгоритм выполнения исследовательской работы в определенной последовательности:
- формулирование темы
- формулирование цели и задач исследования
- проведение теоретического исследования;
- экспериментальная проверка;
- анализ и оформление результатов научных исследований;
- внедрение и эффективность результатов научных исследований;
- публичное представление работ на научно-практических конференциях.
Задания исследовательского характера увлекают детей. Исследовательскую деятельность можно проводить в три этапа: исследовательские работы для учеников 5-6 классов; проекты для среднего звена 7-8 классы; научно-исследовательские работы 9-11 классы.
В настоящее время данная проблема актуализируется системой инноваций в области освоения информационно-коммуникационных технологий и новых технических средств передачи учебных знаний средствами цифровых образовательных ресурсов в ИКТ- насыщенной среде.
Учителю биологии целесообразно организовать предметно-обучающую деятельность, возможно в форме элективного курса для школьников среднего звена. Такой элективный курс должен включать: лекционные занятия, лабораторно-практические работы, индивидуальные дифференцированные задания для каждого учащегося. В структуре тематического планирования курса должны быть предусмотрены часы для индивидуальной работы. В лекционном курсе школьники должны кратко познакомиться с философскими основами познания мира. Не будем останавливаться на методах познания мира, тем не менее, следует вспомнить, что существуют два правомерных пути познания материального мира: естественно-научный и образно-чувственный. Первый из них опирается на инструментальные методы исследования и включает в себя приемы: научное описание объектов, явлений, систематизация, наблюдение в природе, лабораторный эксперимент, обобщение полученных результатов научного поиска. Образно-чувственный путь познания базируется в основном на образно-мыслительных процессах, классифицируемых в исторической концепции естествознания, как умозаключение, представление. Умозаключение может опираться как на чувственные, бытовые, так и на научные приёмы познания. В настоящее время в системе методов познания мира оба пути считаются правомерными. В программе школьного элективного курса целесообразно опираться на методы естественно-научного познания мира, так как область изучаемых нами дисциплин базируется на материалистических концепциях познания мира. Целесообразно данные материалы включить в теоретическую часть лекционного курса занятий с учащимися на подготовительном этапе работы по тематике учебно-исследовательской деятельности учащихся, и проиллюстрировать её при помощи цифровых образовательных ресурсов (фрагментов ЦОР, видеофильмов, фотографий), представленных в виде презентации в M.P.Point.
Существует определенный классический алгоритм проведения научных биологических исследований. Этот алгоритм, чаще всего в интерпретированном, «облегченном» с точки зрения сложности и научности виде переносится в практику организации учебно-исследовательской работы с учащимися. Школьники не представляют, как проводится научный или учебно-исследовательский поиск в биологии.
Познакомимся с алгоритмом познавательной деятельности, с которым вам необходимо будет познакомить учащихся на занятиях элективного курса. Учитель выступает в качестве организатора учебно-исследовательской деятельности учащегося, при условии, что деятельность совместная.
Во-первых, рассмотрим общие указания. Ваша совместная учебно-исследовательская деятельность начинается с определения цели, задачи, предмета и объекта исследования, выдвигается рабочая гипотеза, на базе которых, в последствии будут сформулированы выводы.
Далее, устанавливаются научные методы и методика исследования: систематизация материала, описание биологических объектов, наблюдение, эксперимент. Если этоэксперимент, то далее вычленяются этапы эксперимента: пробный, начальный, констатирующий эксперимент. Представим более конкретную схему некоторых элементов данного алгоритма с момента определения цели учебно-исследовательской работы.
Цель: познакомиться с (биологическими объектами, их описанием, процессами, явлениями, динамикой процессов…) в уголке живой природы, на пришкольном учебно-опытном участке, на приусадебном участке, в кабинете или лаборатории, в школьной экспедиции, в лагере труда и отдыха.
Методические указания: вам необходимо собрать натуральный биологический материал, описать, систематизировать, провести измерения, наблюдения, обработать полученные результаты при помощи методов математической статистики, оформить материалы, подготовить отчет для выступления на заседании НОУШ, заключительной учебно-исследовательской конференции школьников.
Задачи: познакомиться с основами методики учебно-исследовательской работы на конкретных объектах; выяснить, какие существуют закономерности, взаимосвязи. Научиться собирать, систематизировать, гербаризировать, описывать эти объекты, обрабатывать материалы и представлять их при помощи виртуальных методов.
В процессе работы предусматривается сбор и систематизация теоретического материала, описание методики исследований, заполнение таблиц, оформление рисунков, описание наблюдаемых биологических процессов и явлений, написание отчетов исследований, оформление заключений и выводов.
Далее вычленяется объект и предмет исследования, если в этом есть необходимость, но для учащихся это достаточно сложная задача и в учебно-исследовательской работе их можно пропустить.
Во-вторых, рассмотрим подробный алгоритм совместной учебно-исследовательской деятельности преподавателя и учащегося.
2. Алгоритм совместной учебно-исследовательской работы преподавателя и учащегося
1. Учащиеся под руководством учителя или научного руководителя формулируют проблему и определяют область учебных исследований.
2. Совместно определяют цели, задачи, объект и предмет исследования.
3. Определяют характер биологической учебно-исследовательской работы: содержание, количество и название глав, разделов, методику исследований и сбора материалов, чтение и конспектирование научных литературных источников.
4. Совместно проводят оформление введения, так как учащиеся крайне редко могут сделать это самостоятельно, и нередко вообще пропускают его.
5. Поиск и выполнение учебно-исследовательской работы начинается с литературного обзора проблемы и освещения его в научной, учебной и научно-популярной литературе, содержание которой излагается в исторической последовательности. Учащиеся не до конца осознают важность этого поиска и считают, что представленность теоретических знаний в учебно-исследовательской работе не очень важна. Во всем тексте работы указываются ссылки на авторов предыдущих исследований. Нередко учащиеся ограничиваются 2-3 научными источниками. Учитель разъясняет учащимся, что неправомерно брать за основу научных исследований ограниченное количество литературы. Необходимо объяснить учащимся, что следует цитировать мнение различных авторов, на работы которых обязательны ссылки в тексте.
6. Учитель показывает, как вести поиск научной информации при помощи средств Internet, с использованием информации наиболее значимых для учащихся сайтов, ссылки на информационные источники сети. Учитель помогает проанализировать учащемуся информацию, представленную на различных ЦОР по теме исследования и отобрать нужные фрагменты.
7. В соответствии с методикой биологических исследований, проводится сбор биометрического материала, разбираются возможные ошибки, которые учащиеся, не имеющие богатого научного опыта, могут допустить, учитываются возможные артефакты.
8. Проводится совместный анализ, описание и оформление полученных данных, возможность представить эти исследования в форме таблиц, графиков, составляется словесное описание явлений. Обработка и оформление полученных научных результатов при помощи программного обеспечения ПК. Эта часть работы должна быть осуществлена под контролем учителя. Знакомство с программами «1С: Образование 3.0 (4.0.) Школа», Photo Editor, AutoCAD 2008 – Русский, GPS- совместимыми программами (OZI Explorer).
9. Совместная работа по описанию и оформлению итогов работы в форме обобщений и выводов в соответствии с поставленной целью, задачами, предметом и объектом исследования, гипотезой. Эта часть работы также осуществляется совместно с учителем и при его непосредственном контроле.
10. Учитель знакомит учащихся с правилами оформление письменной работы в соответствии с требованиями в M. Word: 12 кегль, с интервалом пропуска – полторы строки, шрифт - Times New Roman, с обязательной нумерацией страниц, оглавлением. Работа может быть представлена на заключительную Российскую конференцию учащихся, победителей в конкурсе учебно-исследовательских работ, которая ежегодно проводится в Обнинске.
11. Учитель помогает учащимися аккуратно оформляется приложение, где в учебно-исследовательской работе представляются материалы, наглядно доказывающие достоверность проведенных исследований и полученных данных, а именно: фото и видеофрагменты, которые могут быть получены несколькими способами: извлечены из стандартных ЦОР, получены из сети Internet, либо сделаны самостоятельно учащимися.
12. Учитель помогает учащемуся составить текст тезисов для публикации и текста доклада. Устный доклад, сообщение на 10-15 минут, оформление презентации в M.P.Point. выполняется под непосредственным руководством учителя. Проводится репетиция демонстрации и доклада, его хронометраж.
13. Выступление на учебно-исследовательской конференции, анализ и корректировка совместной деятельности, исправление ошибок.
Учителю следует учитывать, что некоторые возрастные особенности психики подростка обостряют восприятие даже небольших неудач и ошибок в учебно-исследовательской деятельности. Именно поэтому учителю необходимо контролировать и комментировать все этапы работы учащегося.
Итогом исследовательской деятельности является участие учеников в конкурсах проектов, научно-практических конференциях школьного, муниципального и регионального уровней. Мы сотрудничаем: вместе ставим цели и задачи, отбираем факты, значимые в данной работе, формулируем гипотезу, составляем план для проведения наблюдения.
Ученик, выполнив проект и защитив его, учится:
- планировать работу;
- письменно и устно представлять результаты исследования;
- защищать и отстаивать свою точку зрения;
- отвечать за результаты работы;
- оформлять работу.
Постоянно овладевая умениями и навыками рационального учебного труда учащиеся самостоятельно приобретают знания, дополняя и углубляя их. Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет педагогам сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии.
В последнее время отмечают падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, они формируют правил...
Мастер - класс ««Организация исследовательской деятельности учащихся по биологии через использование краеведческого материала».
Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии через использование краеведческого материала....

Проект по биологии"Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии."
Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии...

«Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии»
Выступление на МО по теме "Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии"...

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и экологии.
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследов...
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время (методические рекомендации)
Важнейшим условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только...

Организация исследовательской деятельности учащихся по биологии в условиях ФГОС
Формировать исследовательские умения необходимо не только на уроках, но и во внеклассной работе, которая позволяет учащимся интересующимися предметом, не ограничиваться рамками учебной программы (на п...