Организация проектной деятельности на уроках биологии в условиях ФГОС
статья по биологии на тему
Использование на уроках биологии метода проектов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проектная деятельность | 40.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности на уроках биологии
в условиях ФГОС
Учитель биологии МБОУ «Гимназия №3 ЗМР РТ»
Биктимирова Ф.М.
Одним из направлений формирования гармоничной личности в условиях новых стандартов является научно-познавательная и проектная деятельность.
Биология – это одна из наук, которая позволяет максимально развивать творческие и интеллектуальные способности ребенка. Воспитать ученика способного мыслить ярко, неординарно, обладающего гибкостью мышления, высоким уровнем обобщения, умеющего видеть необычное в обычном, а привычное в новом. Это позволит вывести ученика на новый уровень интеллектуального творчества и экологической культуры.
Применение метода проектов на уроках биологии, дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их, потребность в общении и игре, стремлении к порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые открытия. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
Внедряя проектную деятельность на уроках , я использую следующие виды проектов: исследовательские, индивидуальные и групповые, информационные (поисковые). Учащиеся, готовя материал для проекта, проводят эксперименты во внеурочное время, создают презентации. Презентация – важный навык, который развивает речь, мышление. Учащиеся знают, что презентация предполагает не только демонстрацию продукта, но и обязательно рассказ о самой проектной деятельности, об этапах выполнения проекта, о трудностях, возникших идеях, о решении проблем. Защиту проектов стараюсь проводить на уроках обобщения или изучения нового материала.
Положительный опыт использования технологии проектного обучения.
Учебный проект «Моя родословная»
Проект направлен на изучение и систематизацию своей родословной, развитие умений аргументировано отстаивать свою позицию в учебных дискуссиях. В ходе выполнения проекта учащиеся создают генеалогическое древо, узнают историю своей семьи, семейные традиции, расспрашивают своих родственников по разным вопросам, в том числе и передача наследственных признаков.
Это позволяет решать важные нравственные задачи: умение общаться в своем узком социуме, интересоваться жизнью друг друга, вырабатывать умение любить и уважать друг друга. Участие в проекте позволило ребятам получить опыт аналитического исследования семейных процессов, опыт публичного представления своей позиции по данным вопросам. Ученики закрепляют навыки поиска и анализа информации. После завершения проекта, ребята вместе с родителями благодарят меня за то, что я своей работой помогаю им вспомнить своих родных и близких, более детально изучить свои родословные, заинтересовать детей историей своих семей. Отмечалось и то, что за это время улучшилось взаимопонимание между членами семьи, все были увлечены одним делом. Данная работа способствует установлению открытых и доверительных отношений родителей и учителей. Один из проектов «Родословная семьи Басыровой Екатерины», получил 2 место на школьных «Днях науки» и 3 место на Республиканской научно-практической конференции школьников им. А.П.Мариновича.
В 11 классе при изучении темы «Экология» даю творческое задание: создать мини-проект «Мой дворик». Цель проекта: дать оценку экологического состояния территории, прилегающей к дому. Предмет исследования: степень озеленения придворовой территории. Ребята не только описывают состояние двора, но и выдвигают свои идеи по его благоустройству.
«Урок биологии в формате технологии проектного обучения 8-й класс, по теме «Кожа» - «Одежда на каждый день». Цель проекта: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, умений видеть проблему и находить пути решения. Данный проект на уроках биологии позволяет не только собирать информацию, но и анализировать факты, сравнивать, делать выводы, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнению других, воспитывает культуру общения. Ребята исследуют вопросы, готовят информационные листы и презентации по темам:
- «Моржами» рождаются или становятся?»
- «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
- «Пирсинг: быть или не быть жертвами красоты?»
- «Фруктовые идеи».
- « Подросток и его кожа».
- «Почему лен и хлопок всегда в моде?» и другие.
Уроки проходят интересно, а самое главное формируют представления о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье. Такие уроки ребята всегда ждут с нетерпением.
Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предмету. Это подтверждается следующими фактами:
· усилилась мотивация учебной деятельности;
· появилась стабильность обучения;
· улучшились навыки обработки результатов исследований;
· учащиеся продвинулись по пути познания себя, лучше поняли природу человека и его возможности;
· дети стали более самостоятельными в деятельности по приобретению знаний.
Многолетний опыт работы и наблюдение показали, что педагогическое управление на ранних этапах учебно-исследовательской деятельности дает возможность школьникам на старшей ступени обучения самим выявлять проблему, определять цели и пути их решения, распределять и планировать свою деятельность. Многие учебно-исследовательские проекты получили продолжение вне урока как индивидуальные, самостоятельные, научные, за что были награждены дипломами и грамотами различного уровня.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание школьников через организацию проектной деятельности на уроках химии и биологии
Тема опыт « Экологическое воспитание школьников через организацию проектной деятельности на уроках химии и биологии»...
Организация исследовательской деятельности учащихся по биологии в условиях ФГОС
Формировать исследовательские умения необходимо не только на уроках, но и во внеклассной работе, которая позволяет учащимся интересующимися предметом, не ограничиваться рамками учебной программы (на п...
Организация проектной деятельности на уроках биологии в 5 классе
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения диктует учителям ориентировать обучающихся на самостоятельное учение. Наиболее оптимальным методом при этом можно считать метод п...
Организация проектной деятельности на уроках биологии в 5 классе
В Федеральном государственном образовательном стандарте ведущая роль отводится умениям по работе с текстами (т.к. мы учим детей учиться самостоятельно)....
Организация проектно - исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии в условиях ФГОС
В статье описаны формы организации учебно - исследовательской деятельности на уроке биологии, которае связаны с решением учащихся творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным ...
Организация проектной деятельности на уроках английского языка по ФГОС
Вашему вниманию предлагается теоретическая статья "Организация проектной деятельности на уроках английского языка по ФГОС. Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт з...
Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках биологии
Материал содержит методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках биологии....