план-конспект урока "Взаимосвязи организмов в сообществах. Пищевые цепи"
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме
Краткий план-конспект урока показывает основную идею. Урок представляет творческие отчёты групп по ранее заданной теме. Обучающимся было предложено представить материал на тему "взаимосвязи организмов в сообществах" от лица какого либо человека. Примерные роли: рационалист, скептик, пессимист, оптимист, художник, поэт, иностранец, неформал, крутой и т.д. Многоократное повторение учебного материала в интересной форме, в ситуации игры, позволяет легко и ненавязчиво усваивать необходимые термины и понятия. Творческая атмосфера, юмор, позитивные эмоции помогают раскрыть свои способности и пережить ситуацию успеха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pishchevye_tsepi.docx | 310.8 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока на тему: Взаимосвязи организмов в сообществах. Пищевые цепи.
Цель урока: Формирование информационно-коммуникативной компетентности школьников через деятельностный подход в обучении; экологизация мышления, развитие творческих способностей школьников.
Задачи: Сформировать понятие о пищевых цепях и сетях питания, о взаимоотношениях в природе,
прививать умение школьников работать в группах, воспитывать экологическое мышление, развивать творческие способности.
Наглядные пособия:
Плакат “Пищевая сеть”; школьная доска с магнитами; изображения животных и растений; интерактивная доска, программа 1С: Биология, 10 класс.
Термины: пищевая цепь, пищевая сеть, автотрофы, гетеротрофы, продуценты, консументы, редуценты, трофические уровни, цепь разложения и цепь выедания.
Ход урока:
- Организационный момент
- Целеполагание, обсуждение задач урока.
- Вступительное слово учителя. Педагог сообщает, что на этом уроке будут представлены творческие отчёты групп, или отдельных обучающихся (если они не захотели работать в группе). Каждая группа получила предварительное задание.
- Актуализация знаний. Вопрос учащимся: что такое пищевая цепь? Пищевая цепь – взаимосвязи между организмами, каждый из которых питается другим и, в свою очередь служит пищей третьему. Повторение пройденного на прошлом уроке. Анимация «Биологический круговорот веществ в биосфере», интерактивные рисунки «Детритная трофическая цепь». Интерактивная таблица «Трофические уровни дубравы». Озвучивание учащимися анимаций. Характеристика продуцента, характеристика консумента. Учащиеся просматривают анимации, учитель включает анимацию повторно, без звука и предлагает «поработать диктором».
- Для повторения изученного и актуализации знаний учитель может использовать интерактивные материалы: Программа 1 С образование. Интерактивные задания: «Отдалённая связь между мускульной энергией и энергией солнца», «Роль редуцентов в глобальном круговороте углерода». Интерактивный рисунок: «Обмен веществ и энергии». Флэш-игра из пособия «1С: Школа. Экология, 10-11 кл.». Или данные материалы могут быть использованы обучающимися для иллюстрации своих выступлений.
- Творческие мастерские. Предварительно класс был разбит на группы и даны задания-инсценировки: рассказать о пищевых цепочках от лица какого-либо человека. Примерные роли: крутой, рационалист, художник, поэт, оптимист, пессимист, иностранец, «ботаник», нытик, философ, скептик, ребёнок, учёный и др.
Конкурс творческих отчётов групп, или отдельных учащихся. Участники должны продемонстрировать знание терминологии, экологических закономерностей и умение вживаться в образ. Класс должен узнать роль. На уроках, которые я проводила были представлены интересные миниатюры: речь творческого, художественно-одарённого человека (травка зеленеет, солнышко блестит……), инсценировка песни А. Миронова из кинофильма Обыкновенное чудо.
А бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк
А за ней воробышек прыг-прыг-прыг-прыг
Он ее голубушку шмяк-шмяк-шмяк-шмяк
Ам-ням-ням-ням да и шмыг-шмыг-шмыг-шмыг…
«Философ» проиллюстрировал свою речь отрывком из стихотворения.
Жук ел траву, жука клевала птица,
Хорек пил мозг из птичьей головы,
И страхом перекошенные лица
Ночных существ смотрели из травы.
Природы вековечная давильня
Соединяла смерть и бытие
В один клубок, но мысль была бессильна
Соединить два таинства ее.
Ученица С.О., изображая пессимиста, говорила о повышенной радиации, солнечной активности, о передаче пестицидов, инсектицидов, ДДТ по пищевым цепям. Выступление «пессимистов» можно проиллюстрировать анимацией (программа 1С:Биология) «Ионизирующая радиация как экологический фактор», «Последствия использования инсектицида ДДТ», «Пути накопления изотопов. Распределение цезия по компонентам лесного биоценоза».
Интересно отметить, что наиболее легко учащиеся изображают крутых, рационалистов, а также пессимистов. Грустно, что почти никому не удаётся изобразить оптимиста. Предлагаю вашему вниманию одно из выступлений. Мультфильм на тему «Пищевая цепь»
Солнце вышло из-за тучки, Показало свои ручки. Солнце светит очень ярко И согрело нашу травку. Н2О и СО2 – Ты расти скорей трава! Зелень свежая созрела – Тут коровка подоспела. Травка наша продуцент, А корова – консумент. Тут из леса вышел волк, Он в коровах знает толк. Волк – гетеротроф, В этот день он был суров. Захотел он съесть корову – Аппетит его здоровый. Волк, он тоже консумент, Но порядка он второго. Можем долго горевать: Больше нет у нас коровы. Хищник скрылся за опушкой – От коровы только тушка. Без редуцентов нам никак, Выполз из земли червяк. Посмотрел он на остатки И наелся он с достатком Все, закончен наш процесс Это – пищевая цепь. И поверьте, что на свете Очень много цепей этих. Это лишь всего одна И она завершена!!! | |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пищевые цепи питания
презентация к уроку биологии в 9 и 11 классах...
План-конспект открытого урока по теме "Структура биогеоценоза. Цепи питания"
Урок биологии в 9 классе с использованием компьтерных технологий....
План - конспект интегрированного урока "Энерготраты человека и пищевой рацион"
План-конспект интегрированного урока составлен в соответствии с новыми требованиями и на основе федерального компонента Государственного стандарта....
Презентация на тему "Структура пищевой цепи"
В презентации показаны взимосвязи живых организмов пищевыми связями: продуценты, консументы ( травоядные), консументы II порядка, редуценты....
План-конспект интегрированного урока «Энерготраты человека и пищевой рацион» 7 класс
Формирование ключевых компетенций в сфере знаний по теме «Обмен веществ». Выяснение их энергетической ценности и значения при составлении рациона питания. Закрепление навыков решения задач на проценты...
Социо-игровая технология в дополнительном образовании детей младшего школьного возраста. Занятие по теме «Пищевые цепи сообщества лугов».
Разработка занятия дополнительного образования по теме "Пищевые цепи сообщества лугов" с использованием социо-игровой технологии А.П. Ершовой, В.М. Букатова, Е. Е. Шулешко. Социо-игровая технология по...
План конспект урока "Терморегуляция организма. Закаливание"
План конспект урока "Терморегуляция организма. Закаливание"...