Конспект открытого урока "Основные группы рыб"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Знакомство с многообразием рыб и их значением в природе и жизни человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovn.sist_gr._ryb._otkrytyy_urok.docx | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ
УЧИТЕЛЬ: НОВИКОВА.М.А. КЛАСС: 7-Б
Тема урока: "Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение"
Задачи:
Образовательные:
раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды;
определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека;
основные меры охраны рыб, продолжить формирование научного мировоззрения на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб;
Развивающие:
научиться узнавать изученных рыб;
уметь сравнивать особенности строения рыб;
уметь работать с учебником;
соблюдать правила рыбной ловли и охраны водоёмов.
Воспитательные:
показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение;
раскрыть относительный характер приспособленности;
доказать естественное происхождение рыб;
познакомить с биологическими основами, современными достижениями, задачами рыболовства и рыборазведения;
показать влияние человека на численность рыб.
Оборудование:
-проектор
-презентация
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий.
Применяемые технологии:
-дифференцированное обучение
-ИКТ
-элементы проблемного обучения
-элементы исследования
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Сегодня мы с вами будем продолжать знакомиться с многообразием представителей класса рыб, с их значением в жизни человека, в природе, охраной рыбных богатств. Для этого постараемся решить следующие задачи нашего с вами урока:
раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды;
определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека;
основные меры охраны рыб, продолжить формирование научного мировоззрения на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб.
II. Проверка домашнее задания.
1.Карточки с дифференцированными заданиями (6 учащихся).
2.Устный опрос (2 ученика).
III. Актуализация знаний учащихся по теме “Рыбы – водные позвоночные животные”.
1. Приспособленность рыб к среде обитания.
2. Внутреннее строение рыб.
IV. Изучение нового материала.( Слайд 1)
1. Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблиц на мультимедийном проекторе.
Рыбы – самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст некоторых из них (акулы, скаты, рогозубы, африканские многопёры и др.) весьма солиден – сотни миллионов лет. Поэтому и неудивительно, что рыбы так широко распространились по всему обширному водному царству от самых малых водоёмов до великих океанов. Есть среди них и такие, которые отважились выйти на сушу. Разнообразие мест обитаний предоставляет рыбам широкий простор для специализации, выработке ряда приспособлений, порой весьма хитроумных и самых неожиданных.
Удивительное разнообразие внешнего вида некоторых рыб способно поразить самое богатое воображение.(демонстрация разнообразия форм и окраски рыб)
ЗМЕЕВИДНЫЕ (угри, мурены),
ПЛОСКИЕ (скаты, камбала),
ДИСКОВИДНЫЕ (рыбы семейства солнечниковых, рыба-луна),
ТОРПЕДООБРАЗНЫЕ (акулы, тунцы),
ШАРООБРАЗНЫЕ (кузовок, рыба-шар). Они способны стремительно плавать, ползать, ходить и даже летать.
Ещё более невероятной кажется окраска рыб. Зачастую яркая и контрастная, она может служить средством опознания особей своего вида или быть предупреждением о несъедобности или ядовитости хозяина.
2. Беседа по вопросам:
Что же определяет окраску рыб?
Окраску рыб определяет слой клеток кожи, находящийся под прозрачной чешуёй. Эти цветоносные клетки называются хроматофорами и содержат в себе зёрна пигментов, чаше всего оранжевого, жёлтого и красного цветов. Встречается в них и чёрный пигмент, и кристаллики гуанина, который может давать белые, серебристые и перламутрово-радужные тона. При объединении двух последних пигментов кожа обретает великолепные синие и зелёные отливы.
Как называется такая окраска рыб? (Покровительственная).
Что обозначает термин "эволюция "?
К сожалению, вопросы эволюции рыб изучены очень слабо.
Причин этому несколько, но главная из них – сравнительно небольшое количество палеонтологического материала. И чем древнее ископаемые остатки рыб, тем меньше число их находок.
Чаще всего находят окаменевшие зубы, чешую и позвонки древних рыб, реже отдельные кости черепа. Редкими и ценными для науки находками являются отпечатки скелета или даже всего тела рыбы. Очень редко в окаменевшем состоянии оказываются мягкие ткани животных. Например, найдена окаменевшая мышца акулы, жившей более 300 млн. лет назад.
Как называется наука, которая занимается классификацией организмов в группы по степени их родства? (Систематика).
3. Работа учащихся у доски по составлению визитки рыб. (слайд 2)
4. Характеристика класса Хрящевые рыбы. (слайд 3-7)
Хрящевые – скелет хрящевой, кожа покрыта чешуей по строению напоминающей зубы. Жаберных крышек нет, жаберные щели открываются наружу самостоятельными отверстиями, плавательного пузыря нет.
5.Характеристика представителей хрящевых рыб.
1) АКУЛЫ - самостоятельная работа с учебником по заданному плану: (слайды 8-14)
- местообитание
-форма тела
-особенности зубов
-тип питания
-особенности чешуи
-представители
2)СКАТЫ – сообщение ученицы. (слайды 15-20)
Задание учащимся: прослушав сообщение, перечислить особенности строения и жизнедеятельности скатов; сравнить с акулами.
6. Характеристика костных рыб и их представителей (рассказ учителя и самостоятельное заполнение таблицы по учебнику ) (слайд 21)
7. Главный вывод: Многообразие рыб – результат жизни, приспособления к различным проявлениям факторов водной среды, к основному образу жизни.
8. Беседа с учащимися об охране и значению рыб, сообщение учащегося на данную тему.
Итак, мы с вами познакомились с многообразием рыб, их систематическим положением. Немаловажное значение имеет практическое значение рыб в природе и жизни человека, и, конечно, их охрана.
Что вы знаете об этом?
Роль рыб в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и большой численности.
Значение рыб:
Регуляция численности водных беспозвоночных.
Корм друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих.
Звено в целях питания живых организмов.
Общий мировой улов рыбы в год равен примерно 50 млн. т. Главная ценность рыбы, как пищевого продукта, в белках.
Из рыбы получают жир, богатый витаминами, и в особенности витамином Д, который необходим и детям, и взрослым.
Рыба – богатейший источник витаминов и минеральных веществ: К, Na, P, Mg, S, Cl, Fе, I.
Рыба может быть рекомендована для диетического питания гипертоникам, больным атеросклерозом, предрасположенным к полноте, страдающим заболеваниями желудка и печени. Особенно питательна печень трески. Калорийность такой рыбы, как сельдь, не уступает калорийности куриных яиц. Ни в коем случае нельзя употреблять в пищу сырую рыбу, так как при этом можно заразиться паразитическими червями, поэтому рыбу употребляют в варёном, жареном, копчёном, солёном, консервированном виде. Из неё можно приготовить множество блюд.
Кроме этого, рыбу используют для производства кормовой муки для откорма скота, а из отходов рыбной промышленности изготавливают удобрения.
Рыбы попали и на полотна художников, например, натюрморты с рыбой, или картина А. Матисса “Красные рыбки”. Названия рыб запечатлены в именах, например, фильм. “Место встречи изменить нельзя” (герой Карпуша), город Бычки (Рязанская обл.), г. Елец, г. Ершов (Саратовская обл.), г. Судак, есть Щучье озеро, река Язъва (Пермская обл.), рыба входит в гербы некоторых городов.
Согласитесь, что роль рыб в жизни человека неоценима: они являются объектами промысла, неотъемлемой частью ценного питания. Поэтому их необходимо охранять.
V. Закрепление материала
VI. Домашнее задание: подготовить сообщения о любом представителе рыб, повторить все параграфы в разделе «Рыбы» для подготовки к контрольной работе.
Дифференцированные задания
Уровень 1 (задания на “3”)
Выбрать номера правильных суждений:
Развитие рыб происходит только в воде.
Основная функция плавательного пузыря – гидростатическая.
Жаберные крышки есть у всех рыб.
Кровеносная система рыб замкнутая.
Сердце рыб однокамерное.
Нервная система рыб состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.
Рыбы способны к образованию условных рефлексов.
Органами выделения у рыб служат почки.
Для большинства рыб характерно наружное оплодотворение.
Температура тела рыб постоянная.
Правильные ответы: 1, 2, 4, 7, 8, 9.
Уровень 2 (задания на “4-5”)
Из перечня органов (1-22) выбрать те, которые соответствуют каждой из систем органов. Записать обозначения в колонку.
I – нервная система № 1 – плавники
II – кровеносная система № 2 – жабры
III – пищеварительная система № 3 – мышцы
IV– дыхательная система № 4 – вены и артерии
V – выделительная система №5 – позвоночник
VI – система опоры и движения №6 – мочевой пузырь
VII – половая система № 7 – череп
№ 8 – печень
№ 9 – ребра
№ 10 – желудок
№ 11 – плечевой пояс
№ 12 – мочеточник
№ 13 – почки
№ 14 – головной мозг
№ 15 – семенники
№ 16 – спинной мозг
№ 17 – нервы
№ 18 – яичник
№ 19 – передний мозг
№ 20 – яйцеклетка
№ 21 – мозжечок
№ 22 – сердце
САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ТЕМЕ «ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ РЫБ, ИХ РОЛЬ В ПРИРОДЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ»
Класс: 7-б
Тема урока: "Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение"
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий.
Место урока в теме: это предпоследний урок в теме : «Класс Рыбы», за ним следует обобщение и систематизация знаний по данной теме.
Применяемые технологии:
-дифференцированное обучение
-ИКТ
-элементы проблемного обучения
-элементы исследования
Реализация основной дидактической цели урока.
Все этапы урока были взаимосвязаны.
Все требования программы по данной теме получили отражение в уроке.
На уроке решались следующие задачи:
Образовательные:
раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды;
определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека;
основные меры охраны рыб, продолжить формирование научного мировоззрения на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб;
Развивающие:
научиться узнавать изученных рыб;
уметь сравнивать особенности строения рыб;
уметь работать с учебником;
соблюдать правила рыбной ловли и охраны водоёмов.
Воспитательные:
показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение;
раскрыть относительный характер приспособленности;
доказать естественное происхождение рыб;
познакомить с биологическими основами, современными достижениями, задачами рыболовства и рыборазведения;
показать влияние человека на численность рыб.
Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию.
На уроке были достигнуты поставленные задачи.
При планировании урока были составлены дифференцированные задания в соответствии со способностями класса.
При подготовке и проведении урока были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
Все этапы урока были чётко видны, после каждого из них было дано закрепление материала. Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.
На уроке применялись разные методы обучения: устный и письменный контроль, рассказ, беседа, использование презентации, коммуникативные, работа с учебником, диалог, выполнение заданий по заданному алгоритму, сопоставление и сравнение. Работа проходила в сотрудничестве с учителем.
На уроке преобладала фронтальная (коллективная) работа с элементами индивидуальной работы,сочетание которых способствовало эффективной организации учебной деятельности.
Во время урока осуществлялась смена видов деятельности с целью здоровьесбережения.
Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся.
Элементы урока изучения нового материала
Структура урока | Дидактические задачи | Показатели реального результата решения задачи |
1.Организационный этап | Создание позитивного эмоционального настроя учащихся. Обеспечение мотивации к изучению новой темы. | Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности |
2Проверка домашнего задания | Проверить и проанализировать усвоение темы предыдущего урока | Устный и письменный опрос с элементами дифференцированного обучения |
3.Постановка темы «Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение» и определение её места в разделе «Класс Рыбы» | Учащиеся с помощью учителя называют тему урока и определяют её место в разделе. | Учащиеся с помощью учителя называют тему урока и определяют её место в разделе. |
4. Этап усвоения новых знаний по теме урока | 1)Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний 2) Здоровьесберегающий компонент. 3) Соотнесение новых знаний с жизненным опытом | 1)Учащиеся находят логичные объяснения, опираясь на экологические, эволюционные закономерности, изученные ранее. 2) Смена видов деятельности. Психологическая и физическая разрядка. 3) Предложены пути расширения знаний в изучаемой теме. |
5.Этап закрепления новых знаний | Обеспечение закрепления знаний по теме урока | Позволило учащимся на каждом этапе изучения материала закреплять, корректировать и применять знания в новой ситуации. |
6.Подведение итогов | Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы | Проведён анализ достижений и эмоционального состояния учащихся |
7.Домашнее задание. | Определить необходимый материал для подготовки к следующему уроку | Дано подробное домашнее задание |
Считаю, что урок достиг целей, результативен, так как учащиеся активно, с интересом и правильно выполняли задания. Задачи урока реализованы в полном объеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по лексической теме "Транспорт" с использованием методов ТРИЗ (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия по лексической теме «Транспорт»с использованием методов ТРИЗ(подготовительная группа) Коррекционно - образовательные цели. Систематизироват...
конспект открытого коррекционного индивидуального занятия в старшей группе "Автоматизация звука[р]"
конспект открытого коррекционного индивидуального занятия в старшей группе...
Конспект открытого занятия для воспитателей средних групп ДОУ по ФЭМП и физической культуре «В гостях у клоунов» (средняя группа № 6 д/с № 35)
Конспект открытого занятиядля воспитателей средних групп ДОУ по ФЭМП и физической культуре «В гостях у клоунов» (средняя группа № 6 д/с № 35) Тип занятия: интегрированное занятие по ...
Открытие новых групп после капитального ремонта и открытие билингвальной группы с крымскотатарским языком обучения.
Сценарий торжественного открытия детского сада «Звездочка» п.Школьное после капитального ремонта...
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматических категорий в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Осенняя пора»
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматических категорий в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Осенняя пора»...
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речи в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж »
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речив логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж &ra...