Рабочая программа элективного курса "Симметрия в окружающем пространстве"
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Элективный курс "Симметрия в окружающем пространстве" направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, углубление знаний об окружающем мире путем творческих поисков, исследований, создания проблемных ситуаций, проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_el_kursa.docx | 31.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель: учитель биологии Соломенцева С.Н.
Рабочая программа элективного курса
«Симметрия в окружающем пространстве» для основного общего образования (5 класс)
- Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Симметрия в окружающем пространстве» для основного общего образования разработана в соответствии с ФГОС ООО, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 года № 1644.
Программа направлена на достижение учащимися личностных (отражающих формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию), метапредметных (формируемых через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться) и предметных результатов обучения, предусмотренных требованиями ФГОС ООО.
В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход.
Цель данного курса: знакомство учащихся с методом научного познания мира, развитие внимания, наблюдательности и интереса к предмету биологии.
Общая характеристика курса
Элективный курс «Симметрия в окружающем пространстве» направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, углубление знаний об окружающем мире путем творческих поисков, исследований, создания проблемных ситуаций, проектов. Кроме того, он способствует реализации задачи межпредметных связей через знакомство с понятием симметрия применительно к объектам живой природы, подготавливает учащихся к изучению биологии в 6–7 классах.
Описание места курса в учебном плане
Данный курс рассчитан на 18 часов (0,5 ч в неделю).
Год обучения | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Всего часов за учебный год |
5 класс | 0,5 | 35 | 18 |
18 часов за курс |
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности;
• осознание возможности познания окружающего мира;
• развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• формирование толерантности и миролюбия;
• освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах;
• формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды;
• развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера;
• умение применять полученные знания в практической деятельности.
Метапредметные результаты:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
• владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
• работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
• слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
• строить продуктивное взаимодействие со сверстниками;
• адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
· выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов;
· классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
· объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
· сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
· овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
· знание основных правил поведения в природе;
· анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
· знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
· соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).
4. В эстетической сфере:
· овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в роли ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии.
- Содержание курса
Введение (1 ч)
Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека. Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа.
Методы изучения живых организмов (3 ч)
Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Что такое проект (3 ч)
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы. Игра «Посмотри на мир чужими глазами». Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину». Правила совместной работы в парах. Критерии оценивания проектов.
Мы – исследователи (9 ч)
Проектная деятельность.
Защита проектов (2 ч)
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
№ | Наименование темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
1 | Введение | 1 | Приводить примеры источников информации. Работа с энциклопедиями, словарями и другими источниками информации. Понимать смысл терминов «источники информации» и «симметрия». Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. |
2 | Методы изучения живых организмов. | 3 | Различать и характеризовать методы изучения живой природы. Осваивать способы оформления результатов исследования. Знать, аргументировать и соблюдать основные правила поведения в природе. Наблюдать и фиксировать природные явления, рассматривать готовый микропрепарат под микроскопом, делать выводы. Создание конструктора Царств живой природы для наглядного представления о многообразии живых организмов. |
3 | Что такое проект? | 3 | Понимать смысл термина «проект». Выявлять проблему, выдвигать гипотезы. Знать правила совместной работы в парах (группах), критерии оценивания проектов. |
4 | Мы - исследователи | 9 | Планировать работу над проектом. Выявлять проблему, выдвигать гипотезы. Сравнивать. Делать выводы и умозаключения на основе сравнения. Соблюдать правила совместной работы в парах (группах). Оформлять продукт проектной деятельности (проект) с учетом критериев оценивания проектов. Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. |
5 | Защита проектов | 2 | Защищать проект. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательной деятельности
Библиотечный фонд
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Учебник: Биология. 5 класс (авт. И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова)
Информационно-коммуникативные средства
№ | Название сайта | Электронный адрес |
О растениях и животных. | http://www.floranimal/ru/ | |
Изучаем биологию. | http://learnbiology/narod.ru/ | |
Всемирный фонд дикой природы | http://www.www.wwf.ru | |
Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия | http://www.livt.net/ | |
Удивительные творения природы | http://www.npacific.ru/np/library/publikacii/tokranov1/titul.htm |
Комплекты печатных демонстрационных пособий
Комплект таблиц по теме:
- «Беспозвоночные животные»
- «Многообразие растений»
- «Позвоночные животные»
Натуральные объекты
Гербарий
- «Основные группы растений» (I, II, III часть)
- Гербарий по систематике растений, семействам покрытосеменных растений
Комнатные растения
Микропрепараты
- По ботанике
- По зоологии
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
- Приборы и приспособления
- лупы ручные
- микроскопы
- Комплект реактивов для базового уровня
Средства по технике безопасности
Аптечка, ящик с песком, совок, огнетушители ОП (2 шт.), ткань для тушения пожара, веник, средства индивидуальной защиты.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности;
• осознание возможности познания окружающего мира;
• развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• формирование толерантности и миролюбия;
• освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах;
• формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды;
• развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера;
• умение применять полученные знания в практической деятельности.
Метапредметные результаты:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
• владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
• работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
• слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
• строить продуктивное взаимодействие со сверстниками;
• адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
- осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- находить информацию в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее;
- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- работать в группе сверстников, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по математике 11 класс«Геометрическое моделирование окружающего мира»
рабочая программа элективного курса по математике...
программа элективного курса "Химия окружающей среды"
Целью настоящего курса является системное изучение химических процессов, происходящих в воздухе, почве и воде, биогеохимических механизмов, обеспечивающих восстановление равновесия в кругообороте веще...
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 7 класс
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Химия окружающей среды» по химии для 10 а класса
Актуальность данной программы обусловлена тем, что представляется очень важным сохранение окружающей среды, улучшение экологии и знание правильной организации питания и пользования средствам...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и пространство"
Данная программа разработана в соответствии сЗаконом РФ «Об образовании в Российской Федерации»;Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования;Стратегией развития об...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "В пространстве текста"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «В пространстве текста» предназначена для подготовки учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений к сдаче экзамена по...