Рабочая программа элективного курса "Симметрия в окружающем пространстве"
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Соломенцева Светлана Николаевна

Элективный курс "Симметрия в окружающем пространстве" направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, углубление знаний об окружающем мире путем творческих поисков, исследований, создания проблемных ситуаций, проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_el_kursa.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель: учитель биологии Соломенцева С.Н.

Рабочая программа элективного курса

«Симметрия в окружающем пространстве» для основного общего образования (5 класс)

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Симметрия в окружающем пространстве» для основного общего образования разработана в соответствии с ФГОС ООО, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 года № 1644.

Программа направлена на достижение учащимися личностных (отражающих формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию), метапредметных (формируемых через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться) и предметных результатов обучения, предусмотренных требованиями ФГОС ООО.

В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход.

Цель данного курса: знакомство учащихся с методом научного познания мира, развитие внимания, наблюдательности и интереса к предмету биологии.

  1. Общая характеристика курса

Элективный курс «Симметрия в окружающем пространстве» направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, углубление знаний об окружающем мире путем творческих поисков, исследований, создания проблемных ситуаций, проектов. Кроме того, он способствует реализации задачи межпредметных связей через знакомство с понятием симметрия применительно к объектам живой природы, подготавливает учащихся к изучению биологии в 6–7 классах.

  1. Описание места курса в учебном плане

Данный курс рассчитан на 18 часов (0,5 ч в неделю).

Год обучения

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов за учебный год

5 класс

0,5

35

18

18 часов за курс

  1. Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения курса

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности;

• осознание возможности познания окружающего мира;

• развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

• формирование толерантности и миролюбия;

• освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах;

• формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды;

• развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера;

• умение применять полученные знания в практической деятельности.

Метапредметные результаты:

• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

• владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

• работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

• слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

• строить продуктивное взаимодействие со сверстниками;

• адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

· выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов;

· классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

· объяснение роли биологии в практической деятельности людей;

· сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

· овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

· знание основных правил поведения в природе;

· анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3. В сфере трудовой деятельности:

· знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

· соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).

4. В эстетической сфере:

· овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в роли ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии.

  1. Содержание курса

Введение (1 ч)

Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека. Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа.

Методы изучения живых организмов (3 ч)

Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Что такое проект (3 ч)

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы. Игра «Посмотри на мир чужими глазами». Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину». Правила совместной работы в парах. Критерии оценивания проектов.

        Мы – исследователи (9 ч)

Проектная деятельность.

Защита проектов (2 ч)

  1. Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности

Наименование темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности

1

Введение

1

Приводить примеры источников информации. Работа с энциклопедиями, словарями и  другими источниками информации. Понимать смысл терминов «источники информации» и  «симметрия».

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.

2

Методы изучения живых организмов.

3

Различать и характеризовать методы изучения живой природы. Осваивать способы оформления результатов исследования. Знать, аргументировать и соблюдать основные правила поведения в природе. Наблюдать и фиксировать природные явления, рассматривать готовый микропрепарат под микроскопом, делать выводы. Создание конструктора Царств живой природы для наглядного представления о многообразии живых организмов.

3

Что такое проект?

3

Понимать смысл термина «проект». Выявлять проблему, выдвигать гипотезы. Знать правила совместной работы в парах (группах), критерии оценивания проектов.

4

Мы - исследователи

9

Планировать работу над проектом. Выявлять проблему, выдвигать гипотезы. Сравнивать. Делать выводы и умозаключения на основе сравнения. Соблюдать правила совместной работы в парах (группах). Оформлять продукт проектной деятельности (проект) с учетом критериев оценивания проектов.

Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

5

Защита проектов

2

Защищать проект. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников.

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательной деятельности

Библиотечный фонд

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

  2. Учебник: Биология. 5 класс (авт. И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова)

Информационно-коммуникативные средства

Название сайта

Электронный адрес

О растениях и животных.

http://www.floranimal/ru/

Изучаем биологию.

http://learnbiology/narod.ru/

Всемирный фонд дикой природы

http://www.www.wwf.ru

Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия

http://www.livt.net/

Удивительные творения природы

http://www.npacific.ru/np/library/publikacii/tokranov1/titul.htm

Комплекты печатных демонстрационных пособий

Комплект таблиц по теме:

- «Беспозвоночные животные»

- «Многообразие растений»

- «Позвоночные животные»

Натуральные объекты

  1. Гербарий

- «Основные группы растений» (I,  II, III часть)

- Гербарий по систематике растений, семействам покрытосеменных растений

  1. Комнатные растения

Микропрепараты

- По ботанике

- По зоологии

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Приборы и приспособления

- лупы ручные

- микроскопы

  1. Комплект реактивов для базового уровня

Средства по технике безопасности

Аптечка, ящик с песком, совок, огнетушители ОП (2 шт.), ткань для тушения пожара, веник, средства индивидуальной защиты.

  1. Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности;

• осознание возможности познания окружающего мира;

• развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

• формирование толерантности и миролюбия;

• освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах;

• формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды;

• развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера;

• умение применять полученные знания в практической деятельности.

Метапредметные результаты:

• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

• владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

• работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

• слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

• строить продуктивное взаимодействие со сверстниками;

• адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

Выпускник научится:

  • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • находить информацию в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее;
  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • работать в группе сверстников, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Развитие речи и окружающий мир" 8 класс 8 вид (2)

Рабочая программа по предмету "Развитие речи и окружающий мир" 8 класс 8 вид (2 вариант) составлена для учащихся коррекционных школ и обучающихся на индивидуальном (надомном) обучении по индивидуально...

программа элективного курса "Химия окружающей среды"

Целью настоящего курса является системное изучение химических процессов, происходящих в воздухе, почве и воде, биогеохимических механизмов, обеспечивающих восстановление равновесия в кругообороте веще...

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 7 класс

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Химия окружающей среды» по химии для 10 а класса

Актуальность данной программы обусловлена тем, что представляется очень важным сохранение окружающей среды, улучшение экологии и знание правильной организации питания и пользования средствам...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "В пространстве текста"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «В пространстве текста»  предназначена для подготовки учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений к сдаче экзамена по...