Рабочая программа элективного курса "Симметрия в окружающем пространстве"
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Элективный курс "Симметрия в окружающем пространстве" направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, углубление знаний об окружающем мире путем творческих поисков, исследований, создания проблемных ситуаций, проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_el_kursa.docx | 31.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель: учитель биологии Соломенцева С.Н.
Рабочая программа элективного курса
«Симметрия в окружающем пространстве» для основного общего образования (5 класс)
- Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Симметрия в окружающем пространстве» для основного общего образования разработана в соответствии с ФГОС ООО, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 года № 1644.
Программа направлена на достижение учащимися личностных (отражающих формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию), метапредметных (формируемых через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться) и предметных результатов обучения, предусмотренных требованиями ФГОС ООО.
В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход.
Цель данного курса: знакомство учащихся с методом научного познания мира, развитие внимания, наблюдательности и интереса к предмету биологии.
Общая характеристика курса
Элективный курс «Симметрия в окружающем пространстве» направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, углубление знаний об окружающем мире путем творческих поисков, исследований, создания проблемных ситуаций, проектов. Кроме того, он способствует реализации задачи межпредметных связей через знакомство с понятием симметрия применительно к объектам живой природы, подготавливает учащихся к изучению биологии в 6–7 классах.
Описание места курса в учебном плане
Данный курс рассчитан на 18 часов (0,5 ч в неделю).
Год обучения | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Всего часов за учебный год |
5 класс | 0,5 | 35 | 18 |
18 часов за курс |
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности;
• осознание возможности познания окружающего мира;
• развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• формирование толерантности и миролюбия;
• освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах;
• формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды;
• развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера;
• умение применять полученные знания в практической деятельности.
Метапредметные результаты:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
• владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
• работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
• слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
• строить продуктивное взаимодействие со сверстниками;
• адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
· выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов;
· классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
· объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
· сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
· овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
· знание основных правил поведения в природе;
· анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
· знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
· соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).
4. В эстетической сфере:
· овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в роли ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии.
- Содержание курса
Введение (1 ч)
Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека. Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа.
Методы изучения живых организмов (3 ч)
Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Что такое проект (3 ч)
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы. Игра «Посмотри на мир чужими глазами». Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину». Правила совместной работы в парах. Критерии оценивания проектов.
Мы – исследователи (9 ч)
Проектная деятельность.
Защита проектов (2 ч)
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
№ | Наименование темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
1 | Введение | 1 | Приводить примеры источников информации. Работа с энциклопедиями, словарями и другими источниками информации. Понимать смысл терминов «источники информации» и «симметрия». Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. |
2 | Методы изучения живых организмов. | 3 | Различать и характеризовать методы изучения живой природы. Осваивать способы оформления результатов исследования. Знать, аргументировать и соблюдать основные правила поведения в природе. Наблюдать и фиксировать природные явления, рассматривать готовый микропрепарат под микроскопом, делать выводы. Создание конструктора Царств живой природы для наглядного представления о многообразии живых организмов. |
3 | Что такое проект? | 3 | Понимать смысл термина «проект». Выявлять проблему, выдвигать гипотезы. Знать правила совместной работы в парах (группах), критерии оценивания проектов. |
4 | Мы - исследователи | 9 | Планировать работу над проектом. Выявлять проблему, выдвигать гипотезы. Сравнивать. Делать выводы и умозаключения на основе сравнения. Соблюдать правила совместной работы в парах (группах). Оформлять продукт проектной деятельности (проект) с учетом критериев оценивания проектов. Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. |
5 | Защита проектов | 2 | Защищать проект. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательной деятельности
Библиотечный фонд
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Учебник: Биология. 5 класс (авт. И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова)
Информационно-коммуникативные средства
№ | Название сайта | Электронный адрес |
О растениях и животных. | http://www.floranimal/ru/ | |
Изучаем биологию. | http://learnbiology/narod.ru/ | |
Всемирный фонд дикой природы | http://www.www.wwf.ru | |
Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия | http://www.livt.net/ | |
Удивительные творения природы | http://www.npacific.ru/np/library/publikacii/tokranov1/titul.htm |
Комплекты печатных демонстрационных пособий
Комплект таблиц по теме:
- «Беспозвоночные животные»
- «Многообразие растений»
- «Позвоночные животные»
Натуральные объекты
Гербарий
- «Основные группы растений» (I, II, III часть)
- Гербарий по систематике растений, семействам покрытосеменных растений
Комнатные растения
Микропрепараты
- По ботанике
- По зоологии
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
- Приборы и приспособления
- лупы ручные
- микроскопы
- Комплект реактивов для базового уровня
Средства по технике безопасности
Аптечка, ящик с песком, совок, огнетушители ОП (2 шт.), ткань для тушения пожара, веник, средства индивидуальной защиты.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности;
• осознание возможности познания окружающего мира;
• развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• формирование толерантности и миролюбия;
• освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах;
• формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды;
• развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера;
• умение применять полученные знания в практической деятельности.
Метапредметные результаты:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
• владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
• работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
• слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
• строить продуктивное взаимодействие со сверстниками;
• адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
- осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- находить информацию в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее;
- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- работать в группе сверстников, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по математике 11 класс«Геометрическое моделирование окружающего мира»
рабочая программа элективного курса по математике...
Рабочая программа "Развитие речи и окружающий мир" 8 класс 8 вид (2)
Рабочая программа по предмету "Развитие речи и окружающий мир" 8 класс 8 вид (2 вариант) составлена для учащихся коррекционных школ и обучающихся на индивидуальном (надомном) обучении по индивидуально...
программа элективного курса "Химия окружающей среды"
Целью настоящего курса является системное изучение химических процессов, происходящих в воздухе, почве и воде, биогеохимических механизмов, обеспечивающих восстановление равновесия в кругообороте веще...
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 7 класс
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Химия окружающей среды» по химии для 10 а класса
Актуальность данной программы обусловлена тем, что представляется очень важным сохранение окружающей среды, улучшение экологии и знание правильной организации питания и пользования средствам...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "В пространстве текста"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «В пространстве текста» предназначена для подготовки учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений к сдаче экзамена по...