Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ « Гимназия с. Ивантеевка» Ивантеевского района Саратовской области
«Согласованно» «Утверждаю»
Зам. Директора по УР Директор МОУ «Гимназия с.Ивантеевка»
___________ /Щербинина Е.А./ ________________/Джавадова Н.В./
« 27 » августа 2015 г. Приказ № 117 от « 27 » августа 2015 г.
Рабочая программа по биологии
класс – 9
уровень: базовый
Корсакова Любовь Ивановна,
учитель биологии и экологии,
I квалификационной категории
Принято :
На заседании Методического совета
Протокол № 1 от "27" августа 2015 г.
Председатель _____________/ Бородастова И.В../
с.Ивантеевка
2015-2016 учебный год
Библиография.
Рабочая Программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса И.Н. Пономаревой, Н.М. Черновой «Основы общей биологии» за 2010 год допущенной Министерством образования РФ. Биология в основной школе: Программы –М. Вентана – Граф 2010 год – 72 стр. , отражающей содержание Примерной Программы с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Исполнитель – Дметришен Виктор Вадимович, учитель химии и биологии, первая квалификационная категория
Аннотация:
Программа рассчитана на учащихся 9 класса гимназии. В ней нашли цели и задачи изучения биологии по ступеням основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренные стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Концепция и миссия образовательного учреждения.
В Концепции отражено желаемое будущего состояние гимназии,
заложена логика образовательного движения - «идти от Ребенка», от интересов и потребностей его познавательной и творческой деятельности.
Ее сочетание с ведущей ролью гимназии образование в ней позволит учащимся осуществить выбор личностно-значимой системно-ценностных ориентации, личностных смыслов, даст возможность для развит и -рефлексивных способностей и овладения способами саморегуляции и самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения, приведет к формированию личностной позиции.
Мы считаем необходимым, выстраивать субъектные отношения - Отношений сотрудничества и партнерства педагога и ученика вокруг проблемы образован на ребенка. При этом возникает необходимость обновления содержания
образования в культурологическом и личностно-ориентированном контексте, осознании образования как процесса, эпицентром которого является обучающийся, познающий и творящий культуру путем диалогичного общения, обмена смыслами, создания произведений, в которых выражена индивидуальность, единственность неповторимость каждой детской личности, с опорой на ее способность : самоизменению и культурному саморазвитию
Цель инновационных преобразований в гимназии: формирование у учащихся общественно значимых способностей и системы ценностей, направленной на утверждение собственной успешности и конкурентноспособности, через укрепление статуса гимназии в местном сообществе, как центра сосредоточения интеллектуального, культурного, гражданского, духовно-нравственного потенциала.
Реализация поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:
-освоение Государственного образовательного стандарта;
-обеспечение нормативно-правовой базы муниципального общеобразовательного учреждения;
-создание условий для научно-методического обеспечения образовательного процесса в условиях развивающей образовательной среды;
-распространение инновационного педагогического опыта;
-развитие информационного обеспечения управленческой педагогической деятельности;
-сохранение стабильного кадрового потенциала и создание условий для личностного роста педагогов гимназии;
-расширение совместных позитивных целей взаимодействия « гимназия-семья», повышения личной ответственности за ход и характер взаимодействия его участников, ориентация на содружество;
-развитие социального партнерства, межведомственного сотрудничества;
-организация дистанционного обучения в УВП.
Уникальность гимназии состоит в том, что она является единственным учреждением в области такого типа. 99% выпускников являются студентами ВУЗов и техникумов. Не прерывается связь с выпускниками. В 10 классе изучается базовый уровень. В гимназии есть все условия для совершенствования знаний учащихся, имеется хорошая материально- методическая база. В большом объеме проводится научно-исследовательская работа по всем предметам. Сильный педагогический коллектив, 5 человек являются победителями Всероссийского конкурса ПНПО. Гимназия является методическим центром для школ района.
Модель выпускника на 2 ступени качества развития –идет активное развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план выдвигается формирования учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. Происходит включения обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которых составляет такие учебные действия, как видеть проблемы, ставить задачи, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям.
Пояснительная записка.
Концепция программы: Программа по биологии для 9 класса разработана на основе научных обоснованных подходов к изучению основ общей биологии. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных , познавательных качеств личности. Лабораторные и практические работы развивают интерес к биологии как науке, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время. На уроках биологии дает возможность учащимся самореализоваться через экспериментальную деятельность, что приведет к умению видеть экологические проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям.. Особое внимание уделяется развитию сотрудничества между педагогом и учащимся, учебный материал строится вокруг знаний ребенка. Все это дает учащимся возможность для развития рефлексивных возможностей и овладения способами самосовершенствования, понять роль и место биологии в системе естественнонаучных наук.
Обоснованность программы
Ее сочетание с ведущей ролью гимназии в образовательном процессе позволит учащимся осуществить выбор личностно-значимой системно-ценностных ориентации, личностных смыслов, даст возможность для развития рефлексивных способностей и овладения способами саморегуляции и самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения, приведет к формированию личностной позиции
Образовательная область предмета.
Биология человека входит в область естествознания. В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс естествознания, включающие интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии, математику, физкультуры.
Изучение общей биологии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
- овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основ безопасности собственной жизни. Культуры отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих
Цели :
- Вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающих включение учащихся в ту или иную группу- носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы.
- Приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
- Ориентация в системе моральных норм и ценностей; признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологического сознания; воспитание любви к природе.
- Развитие познавательных мотивов, направленного на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладение методами исследования природы, формирование интеллектуальных умений.
- Овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными
- Формирование у учащихся познавательной культуры осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Задачи:
- Выделять существенные признаки биологических объектов и биологических процессов.
- Приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными.
- Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе ,объяснять роль биологии в практической деятельности людей
- Различать на таблицах части и органоиды клетки, органов и систем органов
- Уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения и наблюдения.
- Знать основные правила поведения на природе и основ здорового образа жизни.
- Определять влияние факторов риска на здоровье человека.
- Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.
- Усвоить приемы оказания первой помощи при различных отравлениях, укусах животными, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающих
- Уметь овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты
Программа должна быть реализована в течении 1 года.
Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы. Принципы отбора основного и дополнительного материала в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит так же культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватные поведения человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирований современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций и реализующему гуманизацию биологического образования. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучения биологии в графе рабочей программы «Минимум содержания образования» выделены критерии знаний и умений учащихся.
Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному – биогеноценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.
Общая характеристика учебного процесса.
Основные виды уроков: комбинированные, изучения и первичного закрепления новых знаний, контроля и оценки знаний. Из методов работы необходимо применять дифференцированную работу, работу по таблицам, работа с учебником и рабочими тетрадями. Для закрепления знаний использовать учебное электронное издание. При решении поблеем применять групповую форму работы. Для усиления практической направленности необходимо работать с муляжами, микропрепаратами. Частичное изучение нового материала необходимо проводить через создание проектов, проецированных на экран, созданных самими учениками.
Весь курс рассчитан на 68 часов, т.е. 2 часа в неделю. Длительность урока 45 минут.
Количество недель и часов в каждой четверти:
I четверть – 8 недель – 16 часов;
II четверть – 8 недель – 16 часов;
III четверть – 11 недель – 22 часа;
IV четверть – 7 недель – 14 часов.
Логические связи данного предмета с остальными предметами.
Материал биологии 9 класса переплетается с материалом биология 6 по 8 класс, ОЗОЖ, географии, русского языка, математики. При закреплении материала используются знания русского языка.
Предполагаемые результаты знаний и система оценки достижений учащихся
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты и контрольные работы. Курс завершается уроком обобщения и систематизацией знаний. Для текущего контроля использовать тесты на несколько вариантов и разной уровнем сложности, выполнение заданий в рабочей тетради, индивидуальная работа по карточкам, устные ответы у доски , используя таблицу или муляж. Поурочный опрос доводить до 30% учащихся Работать над устранением пробелов в знаниях каждого ученика
Инструментарий для оценивания результатов
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты и контрольные работы. Курс завершается уроком обобщения и систематизацией знаний. Для текущего контроля использовать тесты на несколько вариантов и разной уровнем сложности, выполнение заданий в рабочей тетради, индивидуальная работа по карточкам, устные ответы у доски , используя таблицу или муляж. Поурочный опрос доводить до 30% учащихся Работать над устранением пробелов в знаниях каждого ученика .
Система оценки достижений учащихся:
- Оценка знаний и умений за выполнение химического эксперимента на практической работе:
0 баллов – работа не выполнена.
1-2 балла- работа выполнена не менее, чем на половину с учетом техники безопасности, выводы отс4тствуют, допущены многочисленные существенные и несущественные ошибки.
3 балла – работа выполнена не менее чем на половину с учетом техники безопасности, при этом выводы отсутствуют, допущены 2-3 несущественные и 2-3 существенные ошибки.
4 балла – работа выполнена не менее чем на половину, сделаны наблюдения, выводы отсутствуют, допущены 1-2 существенные и 1-2 несущественные ошибки.
5 баллов- работа выполнена на две трети от задания с учетом техники безопасности, сделаны наблюдения и выводы, при этом допущена 1 существенная или 2-3 несущественных ошибки
11.Оценка знаний устного ответа :
1. 2 балла– нет ответа
3 балла- учебная деятельность носит репродуктивный характер, осуществляются простейшие способы деятельности, материал узнается, запоминается, воспроизводится частично, но без понимания всех связей и закономерностей; характерно проявляется определение волевых усилий, мотивации учения, попытки к самостоятельности и осмыслению учебных действий.
4 балла – учебная деятельность носит репродуктивный и продуктивный характер, материал усваивается на уровне воспроизведения и понимания, осуществляется описание и анализ действия с объектом изучения, устанавливаются некоторые причинно-следственные связи, даются определения, объяснения, осознается значимость материала и его связь с другими параграфами.
5 баллов. –учебная деятельность носит продуктивный характер и предполагает высокую степень осмысления знаний, осознанность их связей в пределах раздела или курса, умения объяснять, соотносить, составлять, характеризировать, сравнивать, анализировать, описывать изучаемые обьекты, применять знания в практической деятельности, осознается значимость материала и его связь с другими параграфами темы, проявляется самостоятельность, последовательность действий с четко обозначенными задачами.
Требования к учащимся:
Учащиеся должны:
- Учащиеся должны:
- Применять знания:
- - о видах, популяциях, природных сообществах, для обоснования мер их охраны;
- - использовать ранее полученные знания о живых организмах для применения их в жизни;
- - о строении, жизнедеятельности человека для обеспечения зависимости процессов жизнедеятельности организма человека от условий окружающей среды;
- - о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов – приспособленности организмов и многообразия видов.
- Сравнивать:
- - царства живой природы;
- - строение клеток бактерий, грибов, растений, животных;
- - природные и искусственные сообщества.
- Наблюдать:
- - приспособленность организмов к среде обитания.
- Узнавать:
- - наиболее распространенные виды растений и животных своего региона.
- Делать выводы:
- - о происхождении человека;
- - о единстве органического мира;
- - об историческом развитии органического мира.
Ключевые компетентности
- знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов Поволжья;
- знание (понимание) сущности биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;
- знание основных данных о распространении различных видов зависимостей;
- знание эффективных способов предупреждения различных видов зависимостей;
- знание (понимание) особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; негативных последствия различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека; общих и специфических для Урала методов сохранения и постоянного укрепления физического здоровья; неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье;
- знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений;
- знание (понимание) специфики экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
- знание (понимание) основных методов осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире, регионе, конкретной местности;
- представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;
- умение объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.
Базовые компетентности.
- понимание ответственности за качество приобретенных знаний;
- понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
- умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- ориентация на постоянное развитие и саморазвитие;
- понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте;
- ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.
Условные обозначения:
П.р – практическая работа (УИНМ) – урок изучения и закрепления новых знаний (КУ) – комбинированный урок
Л.р – лабораторная работа (ОУ) –обобщающий урок УЗ – урок зачет
Учебно –тематический план как структурное подразделение рабочей программы
№ п/п | Тема уроков | Количество часов | Тип урока | Дата | Основные понятия и термины | Повторение изученного | Самостоятельная практическая деятельность учащихся | ||||||
план | факт | ||||||||||||
I. Ведение в основы общей биологии - 3 | |||||||||||||
Биология – наука о живом мире. Подготовка к проектной деятельности | 1 | УИНМ | 4.09 | Биология, история развития биологии. | Система биологических наук. | Работа с текстом учебника | |||||||
Общие свойства живых организмов. | 1 | УИНМ | 7.09 | Свойства живого. | Работа с текстом учебника | ||||||||
Многообразие форм живых организмов. Экскурсия № 1 «Биологическое разнообразие вокруг нас». | 1 | КУ | 11.09 | Гидробионты, террабионты, педобионты, эндобионты, прокариоты, эукариоты. | Царства живого мира. | Доклады | |||||||
II. Основы учения о клетке - 9 | |||||||||||||
Цитология – наука, изучающая клетку. | 1 | УИНМ | 14.09 | Цитология, клеточная теория. | Клетка. | Работа с текстом учебника | |||||||
Химический состав клетки. | 1 | УИНМ | 18.09 | Неорганические и органические вещества. | Работа с текстом учебника | ||||||||
Органические вещества клетки. | 1 | УИНМ | 21.09 | Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты. | Работа с текстом учебника | ||||||||
Строение клетки. | 1 | КУ | 25.09 | Клетка, клеточная теория. | Л.р. № 1 «Многообразие клеток». | ||||||||
Основные органоиды клетки растений и животных. | 1 | КУ | 28.09 | Органоиды клетки, их функции. | Клетка. | Работа с текстом учебника | |||||||
Обмен веществ и энергии в клетке. | 1 | УИНМ | 2.10 | Анаболизм, катаболизм, метаболизм. | Строение клетки. | Работа с текстом учебника | |||||||
Биосинтез белков в живой клетке. | 1 | УИНМ | 5.10 | Биосинтез, транскрипция. | Рибосома. | Рефераты. | |||||||
Биосинтез углеводов – фотосинтез. | 1 | УИНМ | 9.10 | Световая и темновая фазы фотосинтеза. | Фотосинтез. | Работа с текстом учебника | |||||||
Обеспечение клетки энергией. | 1 | УИНМ | 12.10 | Биологическое окисление, клеточное дыхание. | Работа с текстом учебника | ||||||||
III. Размножение и индивидуальное развитие организмов - 4 | |||||||||||||
Типы размножения организмов. | 1 | УИНМ | 16.10 | Бесполое и половое размножение. | Размножение. | Работа с текстом учебника | |||||||
Деление клетки. Митоз. Л.р. № 2 «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток». | 1 | КУ | 19.10 | Митоз, профаза, метафаза, анафаза, телофаза. | Прокариоты, эукариоты. | Самостоятельная работа. | |||||||
Образование половых клеток. Мейоз. | 1 | УИНМ | 23.10 | Гамета, мейоз, фазы мейоза. | Половые клетки. | Работа с текстом учебника | |||||||
Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. Л.р. № 3 «Онтогенез на примере цветковых растений». | 1 | КУ | 26.10 | Онтогенез, зачаток, эмбриональный и постэмбриональный периоды. | Л.р. № 3 «Онтогенез на примере цветковых растений». | ||||||||
IV. Основы учения о наследственности и изменчивости - 10 | |||||||||||||
Наука генетика. Из истории развития генетики. | 1 | УИНМ | 30.10 | Генетика, гены. | ДНК. | Рефераты. | |||||||
Основные понятия генетики. | 1 | УИНМ | 9.11 | Наследственность, изменчивость. | Гены, ДНК. | Работа с текстом учебника | |||||||
Генетические опыты Г.Менделя. | 1 | УИНМ | 13.11 | Скрещивание, гибрид, доминантный и рецессивный признаки. | Наследственность, изменчивость. | Работа с текстом учебника | |||||||
Дигибридное скрещивание. | 1 | КУ | 16.11 | Третий закон Г. Менделя. | Скрещивание, гибрид, доминантный и рецессивный признаки. | Л.р. № 4 «Решение генетических задач». | |||||||
Сцепленное наследование генов и кроссинговер. | 1 | УИНМ | 20.11 | Сцепленное наследование, кроссинговер. | Наследственность. | Работа с текстом учебника | |||||||
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. | 1 | УИНМ | 23.11 | Генотип, фенотип. | ДНК, гены. | Работа с текстом учебника | |||||||
Наследование признаков сцепленных с полом. | 1 | УИНМ | 27.11 | X и Y хромосомы, аутосома. | Гаметы, | Работа с текстом учебника | |||||||
Наследственные болезни человека. | 1 | УИНМ | 30.11 | Генные болезни и аномалии, хромосомные болезни. | Работа с текстом учебника | ||||||||
Наследственная изменчивость. | 1 | КУ | 4.12 | Изменчивость комбинативная и мутационная. | Решение генетических задач. | ||||||||
Другие типы изменчивости. | 1 | УИНМ | 7.12 | Модификационная и онтогенетическая изменчивость, норма реакции. | Изменчивость комбинативная и мутационная | Л.р. № 5 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разного вида, произрастающих в неодинаковых условиях» | |||||||
V. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов - 8 | |||||||||||||
Генетические основы селекции организмов. | 1 | УИНМ | 11.12 | Селекция, искусственный отбор, гибридизация, мутагенез, полиплоидия. | Работа с текстом учебника | ||||||||
Особенности селекции растений. | 1 | УИНМ | 14.12 | Этапы развития селекции. | Селекция, искусственный отбор, гибридизация, мутагенез, полиплоидия. | Работа с текстом учебника | |||||||
Центры происхождения культурных растений. | 1 | УИНМ | 18.12 | Основные центры происхождения культурных растений. | Рефераты. | ||||||||
Особенности селекции животных. | 1 | УИНМ | 21.12 | Одомашнивание. | Селекция. | Работа с текстом учебника | |||||||
Основные направления селекции микроорганизмов. Защита проектов | 1 | УИНМ | 25.12 | Генная инженерия, клеточная инженерия, биотехнология. | Работа с текстом учебника | ||||||||
Контрольная работа № 1. | 1 | К.Р. | 28.12 | ||||||||||
Анализ результатов контрольной работы. | 1 | 11.01 | |||||||||||
Обобщение материала по генетике и селекции. | 1 | УОНМ | 15.01 | ||||||||||
VI. Происхождение жизни и развитие органического мира - 5 | |||||||||||||
Современные представления о возникновении жизни на Земле. | 1 | УИНМ | 18.01 | Биогенез, абиогенез. | Рефераты. | ||||||||
Современная теория возникновения жизни на Земле. | 1 | УИНМ | 22.01 | Химическая эволюция, биологическая эволюция, коацерваты. | Ч. Дарвин, А.И. Опарин. | Работа с текстом учебника | |||||||
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | 1 | УИНМ | 25.01 | Автотрофы, гетеротрофы. | Фотосинтез, круговорот веществ в природе. | Работа с текстом учебника | |||||||
Этапы развития жизни на Земле. | 1 | УИНМ | 29.01 | Геологические эпохи, эра. | Самостоятельная работа. | ||||||||
Экскурсия № 2 «История живой природы нашего региона» | 1 | КУ | 1.02 | ||||||||||
VII. Учение об эволюции - 11 | |||||||||||||
Идея развития органического мира в биологии. | 1 | УИНМ | 5.02 | Эволюционное учение. | Ч.Дарвин. | Доклады. | |||||||
Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина. Движущие силы эволюции. | 1 | УИНМ | Движущие силы эволюции: изменчивость, наследственность, борьба за существование. | Эволюционное учение. | Работа с текстом учебника | ||||||||
Результаты эволюции. | 1 | УИНМ | 8.02 | Естественный отбор. | Работа с текстом учебника | ||||||||
Экскурсия № 3 «Приспособленность организмов к среде обитания». | 1 | КУ | 12.02 | Среды обитания, факторы среды. | |||||||||
Современные представления об эволюции органического мира. | 1 | УИНМ | 15.02 | Популяция, элементарные явления, факторы, материалы эволюции. | Работа с текстом учебника | ||||||||
Вид, его структура и особенности. | 1 | УИНМ | 19.02 | Вид, морфологический, физиолого-биохимический, географический, экологический, репродуктивный критерии. | Таксономические единицы. | Работа с текстом учебника | |||||||
Процесс видообразования. | 1 | УИНМ | 22.02 | Видообразование. | Вид, морфологический, физиолого-биохимический, географический, экологический, репродуктивный критерии. | Работа с текстом учебника | |||||||
Понятие о микроэволюции и макроэволюции. | 1 | УИНМ | 26.02 | Микроэволюция, макроэволюция. | Работа с текстом учебника | ||||||||
Основные направления эволюции. | 1 | УИНМ | 29.02 | Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. | Л.р. № 6 «Изучение изменчивости у организмов». | ||||||||
Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов. | 1 | УИНМ | 4.03 | Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. | Самостоятельная работа. | ||||||||
VIII. Происхождение человека - 6 | |||||||||||||
Место и особенности человека в системе органического мира. | 1 | УИНМ | 7.03 | Понгиды, гоминиды, дриопитеки. | Млекопитающие, приматы. | Работа с текстом учебника | |||||||
Доказательства эволюционного происхождения человека. | 1 | УИНМ | 11.03 | Человек разумный. | Антропогенез. | Работа с текстом учебника | |||||||
Этапы эволюции вида. | 1 | УИНМ | 14.03 | Австралопитеки, человек умелый, кроманьонцы. | Доклады. | ||||||||
Биосоциальная сущность вида. | 1 | УИНМ | 18.03 | Работа с текстом учебника | |||||||||
Человеческие расы. | 1 | УИНМ | 21.03 | Раса, негроидная, монголоидная, европеоидная расы. | Расселение человека по территории Земли. | Работа с текстом учебника | |||||||
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. | 1 | УИНМ | 25.03 | Биосфера. | Работа с текстом учебника | ||||||||
IX. Основы экологии - 12 | |||||||||||||
Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. | 1 | УИНМ | 4.04 | Экологические факторы. | Среда обитания. | Работа с текстом учебника | |||||||
Закономерности действия факторов среды на организмы. | 1 | УИНМ | 8.04 | Закон оптимума, закон ограничивающего фактора, закон незаменимости факторов. | Экологические факторы. | Рефераты. | |||||||
Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. | 1 | КУ | 11.04 | Экологические группы. | Факторы окружающей среды. | Л.р. № 7 «Приспособленность организмов к среде обитания». | |||||||
Биотические связи в природе. | 1 | УИНМ | 15.04 | Пищевые связи, пищевые цепочки и сети. | Биотические факторы. | Работа с текстом учебника | |||||||
Популяция как форма существования видов в природе. | 1 | УИНМ | 18.04 | Численность, плотность популяции. | Популяция. | Работа с текстом учебника | |||||||
Функционирование популяции и динамика ее численности в природе. | 1 | УИНМ | 22.04 | Рождаемость, смертность, прирост. | Численность, плотность популяции. | Работа с текстом учебника | |||||||
Биоценоз как сообщество живых организмов в природе. Понятие о биогеоценозе и экосистеме. | 1 | УИНМ | 25.04 | Биоценоз, экологическая ниша, биогеоценоз, экологические пирамиды. | Трофические цепи. | Моделирование экосистем. | |||||||
Развитие и смена биогеоценозов. | 1 | УИНМ | 29.04 | Первичные и вторичные сукцессии. | Биогеоценоз. | Работа с текстом учебника | |||||||
Основные законы устойчивости живой природы. Экскурсия № 4 «Лес и водоем как природные экосистемы». | 1 | КУ | 2.05 | Биогеохимический цикл. | |||||||||
Рационально использование природы и ее охрана. Л.р. № 8 «Оценка качества окружающей среды». | 1 | КУ | 6.05 | Истощение природных ресурсов, загрязнение среды, снижение биологического разнообразия. | Красная книга, охраняемые природные территории. | Работа с текстом учебника | |||||||
Контрольная работа № 2. | 1 | К.Р. | 10.05 | ||||||||||
Анализ результатов контрольной работы. Подведение итогов. | 1 | 13.05 | |||||||||||
68-70 | Решение вариантов ОГЭ | 3 | 16.05 20.05 23.05 | ||||||||||
Итого: | 70 | ||||||||||||
Из них: | |||||||||||||
Лабораторных работ | 8 | ||||||||||||
Контрольных работ | 2 | ||||||||||||
Экскурсий | 4 |
Планируемый проект:
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Сроки реализации проекта – учебный год
Учебно-методический комплект:
а) литература для учащихся:
- Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М."Основы общей биологии" (М., "Вентана-Граф", 2003г.)
- Айзек Азимов. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. Пре. с англ. - М: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 98с.
- Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.
- Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 112с.
- Еськов К.Ю. История Земли и жизни на ней: от хаоса до человека /К.Ю. Еськов. – М.: НЦ ЭНАС, 2004. – 154с.
- Киселева З. С., Мягкова А. Н. «Генетика: учебное пособие по факультативному курсу для учащихся» (М., «Просвещение», 1983 год)
б) литература для учителя:
- Алексеев В. П. «Становление человечества» (М., Издательство политической литературы, 1984 год)
- Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.
- Быков В. Л. «Цитология и общая гистология» (Санкт-Петербург, СОТИС, 1998 год)
- Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М.: «5 за знания», 2006.- 112с.
- Грант В. «Эволюция организмов» (М., «Мир», 1980 год)
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология – в 3 томах» (Москва, «Мир», 1993 год)
- Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике» (Минск, «Народная асвета», 1982 год)
- Лернер Г. И. «Общая биология: поурочные тесты и задания»(«Аквариум» ГИППВ, 2000 год)
- Соколовская Б.Х. «Сто задач по молекулярной биологии и генетике» (М., 1981 год)
- Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент Государственного стандарта. – М.: Дрофа, 2004. – 46с.
в) электронные пособия:
Интернет-материалы
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Контрольные и практические работы
№ п/п | Вид контроля | Тема | Дата проведения |
1 | Лабораторная работа №1 | «Многообразие клеток». | |
2 | Лабораторная работа №2 | «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток». | |
3 | Лабораторная работа №3 | «Онтогенез на примере цветковых растений». | |
4 | Лабораторная работа №4 | «Решение генетических задач». | |
5 | Лабораторная работа №5 | «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разного вида, произрастающих в неодинаковых условиях» | |
6 | Контрольная работа № 1. | «Основы учения о клетке, основы селекции, генетика, размножение и индивидуальное развитие организмов» | |
7 | Лабораторная работа №6 | «Изучение изменчивости у организмов». | |
8 | Лабораторная работа №7 | «Приспособленность организмов к среде обитания». | |
9 | Лабораторная работа №8 | «Оценка качества окружающей среды». | |
10 | Контрольная работа № 2. | «Основы экологии, происхождение человека, учение об эволюции, происхождение жизни и развитие органического мира» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...