Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Ермошина Любовь Ивановна

Рабочая программа для 6 класса ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_6_b_kl.doc262 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ « Гимназия с. Ивантеевка» Ивантеевского района Саратовской области

 

«Согласованно»                                                                                                                                                           «Утверждаю»

Зам. Директора по УР                                                                                                                                    Директор МОУ «Гимназия с.Ивантеевка»                                                                                                                                                                      

___________ /Щербинина Е.А./                                                                                                                   ________________/Джавадова Н.В./

« 27 »   августа   2015 г.                                                                                                                            Приказ № 117   от « 27 »  августа  2015 г.                                                                                                                                                                             

       Рабочая программа по биологии  

класс – 6 «Б»

уровень: базовый

                                                                                                                                                                                         Корсакова Любовь Ивановна,

учитель  биологии и экологии,

 I квалификационной категории

                     

Принято :

На заседании Методического совета

Протокол № 1 от "27" августа 2015 г.

Председатель _____________/ Бородастова И.В../

                                                                                     

с.Ивантеевка

                                                                                                  2015-2016 учебный год

Библиография.

     Рабочая программа «Биология 6 класс» (концентрический курс) составлена на основе Примерной основной образовательной программы ОУ основной школы, ФГОС основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса группы авторов под редакцией И.Н. Пономаревой (концентрический курс). 
    Исполнитель – Корсакова Любовь Ивановна, учитель биологии, первая квалификационная категория

Аннотация:

     Программа рассчитана на учащихся 6 класса гимназии. В ней нашли цели и задачи изучения биологии по ступеням основного общего образования, изложенные в  пояснительной записке к Примерной программе по биологии.  В ней так же заложены возможности предусмотренные стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Концепция и миссия  образовательного учреждения. 

В    Концепции  отражено желаемое будущего состояние гимназии,

заложена логика образовательного движения - «идти от Ребенка», от интересов и потребностей его познавательной и творческой деятельности.

Ее сочетание с ведущей ролью гимназии  образование в ней позволит учащимся осуществить выбор личностно-значимой системно-ценностных ориентации, личностных смыслов, даст возможность для развит и -рефлексивных способностей и овладения способами саморегуляции и самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения, приведет к формированию личностной позиции.

Мы считаем необходимым, выстраивать субъектные отношения - Отношений сотрудничества и партнерства педагога и ученика вокруг проблемы образован на ребенка. При этом возникает необходимость обновления содержания

образования в культурологическом и личностно-ориентированном контексте, осознании образования как процесса, эпицентром которого является обучающийся, познающий и творящий культуру путем диалогичного общения, обмена смыслами, создания произведений, в которых выражена индивидуальность, единственность неповторимость каждой   детской личности, с опорой на ее способность : самоизменению и культурному саморазвитию

Цель инновационных преобразований в гимназии: формирование у учащихся общественно значимых способностей и системы ценностей, направленной на утверждение собственной успешности и конкурентноспособности, через укрепление статуса гимназии  в местном сообществе, как центра сосредоточения интеллектуального, культурного, гражданского, духовно-нравственного потенциала.

     Реализация поставленной  цели осуществляется через решение следующих задач:

-освоение Государственного образовательного  стандарта;

-обеспечение нормативно-правовой базы муниципального общеобразовательного учреждения;

-создание условий для научно-методического обеспечения образовательного процесса в условиях развивающей образовательной среды;

-распространение инновационного педагогического опыта;

-развитие информационного обеспечения управленческой  педагогической деятельности;

-сохранение стабильного кадрового потенциала и создание условий для личностного роста педагогов гимназии;

-расширение совместных позитивных целей взаимодействия « гимназия-семья», повышения личной ответственности за ход и характер взаимодействия его участников, ориентация на содружество;

-развитие социального партнерства, межведомственного сотрудничества;

-организация дистанционного обучения в УВП.

     Уникальность гимназии состоит в том, что она является единственным учреждением в области такого типа. 99% выпускников являются студентами ВУЗов и техникумов. Не прерывается связь с выпускниками.   В 10 классе изучается базовый уровень.  В гимназии есть все условия для совершенствования знаний  учащихся, имеется хорошая материально- методическая база. В большом объеме проводится научно-исследовательская работа по всем предметам. Сильный педагогический коллектив, 5 человек являются победителями Всероссийского конкурса         ПНПО. Гимназия является методическим центром для школ района.

     Модель выпускника на 2 ступени качества развития –идет активное развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план выдвигается формирования учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. Происходит включения обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которых составляет такие учебные действия, как видеть проблемы, ставить задачи, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям.

Пояснительная записка.

Концепция программы: 

Рабочая программа учебного курса биологии 6 класса составлена на основании программы по биологии для 5–9 классов авторов: Пономарёвой И.Н., Корниловой О.А. и др. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного

общего образования.

Курс биологии 6 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Цели и задачи курса:

- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;- систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественнонаучных знаний в начальной школе;

- начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;

- начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Обоснованность программы                                      

Ее сочетание с ведущей ролью гимназии в образовательном процессе  позволит учащимся осуществить выбор личностно-значимой системно-ценностных ориентации, личностных смыслов, даст возможность для развития рефлексивных способностей и овладения способами саморегуляции и самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения, приведет к формированию личностной позиции.

Образовательная область предмета.

                  Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке

как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и

практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области

«Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

овладение научным подходом к решению различных задач;

овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных

аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Место курса биологии в учебном плане

Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МОУ «Гимназия с.Ивантеевка»

Данная программа рассчитана на 1 год –6 класс.

Общее число учебных часов в 6классе - 35 (1ч в неделю).

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы. Принципы отбора основного и дополнительного материала в рабочую программу связаны с приемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит так же культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватные поведения человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание   уделено содержанию, лежащему в основе формирований современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций и реализующему гуманизацию биологического образования. Для формирования  современной естественнонаучной картины мира при изучения биологии в графе рабочей программы «Минимум содержания образования» выделены критерии знаний и умений учащихся.

Общая характеристика учебного процесса.

Основные виды уроков: комбинированные, изучения и первичного закрепления новых знаний, контроля и оценки знаний. Из методов работы необходимо применять дифференцированную работу, работу по таблицам, работа с учебником и рабочими тетрадями. Для закрепления знаний использовать учебное электронное издание. При решении поблеем применять групповую форму работы. Для усиления практической направленности  необходимо работать с муляжами, микропрепаратами. Частичное изучение нового материала необходимо проводить через создание проектов, проецированных на экран, созданных самими учениками.

Количество недель и часов в каждой четверти:

I четверть – 8 недель – 8 часов;

II четверть – 8 недель – 8 часов;

III четверть – 11 недель – 11 часов;

IV четверть – 8 недель – 8 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса по биологии

^ Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные

Функциональная грамотность
– Технология проблемного диалога 

– Технология оценивания (правило самооценивания)

– Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)

– Задания по групповой работе

Личностные результаты

Комплексные, компетентностные задания в УМК: 

– Задания по проектам (на предметном материале) 

– Жизненные (компетентностные) задачи (на предметном материале)

^ Личностными результатами изучения предмета «Биология 6 класс» являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. 

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. 

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. 

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

^ Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника

Метапредметными результатами изучения курса «Биология 6 класс» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

^ Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). 

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. 

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации. 

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. 

^ Средством формированияпознавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

– осознание роли жизни;

– рассмотрение биологических процессов в развитии;

– использование биологических знаний в быту;

– объяснять мир с точки зрения биологии.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

^ Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. 
Предметными результатами изучения предмета «Биология 6 класс» являются следующие умения:

осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

- различать среды обитания организмов, их отличительные особенности;

- различать факторы среды обитания, их влияние на жизнедеятельность организмов;

- выделять черты приспособленности к жизни в разных средах;

- знать разнообразие организмов разных сред обитания;

- Различать природные сообщества, их состав, особенности;

- понимать место человека в природе и его влияние на живую природу;

– определять основные органы растений (части клетки);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

Инструментарий для оценивания результатов         

   Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты и контрольные работы. Курс завершается  уроком обобщения и систематизацией знаний. Для текущего контроля             использовать тесты на несколько вариантов и разной уровнем сложности, выполнение заданий в рабочей тетради, индивидуальная работа по карточкам, устные ответы у доски \, используя таблицу или муляж. Поурочный опрос доводить до 30% учащихся Работать над устранением пробелов в знаниях каждого ученика .

Система оценки достижений учащихся:

  1. Оценка знаний и умений за выполнение химического эксперимента на практической работе:

0 баллов – работа не выполнена.

1-2 балла- работа выполнена не менее, чем на половину с учетом техники безопасности, выводы отс4тствуют, допущены многочисленные существенные и несущественные ошибки.

3 балла – работа выполнена не менее чем на половину с учетом техники безопасности, при этом выводы отсутствуют, допущены 2-3 несущественные и 2-3 существенные ошибки.

4 балла – работа выполнена не менее чем на половину, сделаны наблюдения, выводы отсутствуют, допущены 1-2 существенные и 1-2 несущественные ошибки.

5 баллов- работа выполнена на две трети от задания с учетом техники безопасности, сделаны наблюдения и выводы, при этом допущена 1 существенная или 2-3 несущественных ошибки

11.Оценка знаний устного ответа :

2  балла– нет ответа

3 балла- учебная деятельность носит репродуктивный характер, осуществляются простейшие способы деятельности, материал узнается, запоминается, воспроизводится частично, но без понимания всех связей и закономерностей; характерно проявляется определение волевых усилий, мотивации учения, попытки к самостоятельности и осмыслению учебных действий.

4 балла – учебная деятельность носит репродуктивный и продуктивный характер, материал усваивается на уровне воспроизведения и понимания, осуществляется описание и анализ действия с объектом изучения, устанавливаются некоторые причинно-следственные связи, даются определения, объяснения, осознается значимость материала и его связь с другими параграфами.

5 баллов. –учебная деятельность носит продуктивный характер и предполагает высокую степень осмысления знаний, осознанность их связей в пределах раздела или курса, умения объяснять, соотносить, составлять, характеризировать, сравнивать, анализировать, описывать изучаемые обьекты, применять знания в практической деятельности, осознается значимость материала и его связь с другими параграфами темы, проявляется самостоятельность, последовательность действий с  четко обозначенными задачами.

                                                                          Календарно-тематический план, как структурное подразделение рабочей программы

Тема урока

Дата

Тип урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Планируемые результаты  

(в соответствии ФГОС)

Виды контроля

Домашнее задание

план

факт

Предметные

Метапредметные

Тема 1. Многообразие живых организмов, их взаимосвязь со средой обитания (10 ч)

1.

Многообразие живых организмов, их взаимосвязь со средой обитания

Многообразие живого мира

2.09

Урок актуализа

ции зна-

ний и умений

1

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Знание основных свойств живых организмов, и их связей со средой обитания

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Устный, письменный


§ 29, учить, ответить на вопросы, тесты

2

Деление живых организмов на группы.

9.09

Урок актуализа

ции зна-

ний и уме-ний

1

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов.

Чтение текста, запоминание понятий и содержания, запись в тетради, наблюдение, воспроизведение, решение тестов, самостоятельное выполнение заданий, ответы на вопросы

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух

Устный, письменный


§ 30 учить, ответить на вопросы, тесты

3

Царство Бактерии.

Практическая работа № 1. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров

16.09

Урок усвоения новых знаний

1

Строение бактериальной клетки. Отличия бактерий от других организмов. Размножение бактерий. Образование спор при неблагоприятных условиях. Роль бактерий в природе и в жизни человека.

Выделение существенных признаков живых организмов, различение на таблицах частей и органоидов клетки, выявление приспособлений к среде обитания, овладение методами биологии. 

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

 Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Устный, письменный


§ 31 учить, ответить на вопросы, тесты

4


Царство Растения.

Практическая работа № 2. Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке.

23.09

Ком

бинированный

урок

1

Царство, фотосинтез, хлоропласты, хлорофилл, автотрофы, гетеротрофы, жизненная форма, дерево, кустарник, кустарничек, трава, дикорастущие растения, культурные растения, эволюция, вегетативные органы, генеративные органы, высшие и низшие растения. 

Знать: отличительные  свойства царства растений

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

 Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Устный, письменный


§ 32 учить, ответить на вопросы, тесты

5


Царство Грибы

30.09

Урок усвоения новых знаний

1

знать – характеристики царства грибов, отличия и сходства  грибов от растений и животных, определения : симбиоз, микориза, споры

Уметь –  отличать ядовиты грибы от съедобных, находить в природе место, где растут грибы, отличать в природе взаимополезные взаимоотношения

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий уч Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками ителя

Письменный


§ 33 учить, ответить на вопросы, тесты

6


Царство Животные

7.10

Урок усвоения новых знаний

1

Знание основных систематических единиц царства Животные. Гетеротрофы, ограниченный рост,  зоология,  симметрия тела, красная книга, заповедники

знакомятся  с общей характеристикой  царства Животные, разнообразием   животного мира;  учатся выделять  существенные признаки  животных,  находить сходство и отличие в строении клеток растений и животных,  различать животных среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; овладевают  умением объяснять роль животных в природе, обосновывать  необходимость охраны  животного мира.

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Письменный


§ 34 учить, ответить на вопросы, тесты

7


Одноклеточные животные под микроскопом

Лабораторная работа. №1 Рассматривание простейших под микроскопом.

14.10

Урок усвоения новых знаний

1

Изучение клеток простейших животных на микропрепаратах и их описание. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, цитоплазмы, оболочки). Освоение основных правил работы с микроскопом

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

 Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Устный, письменный


§ 35 учить, ответить на вопросы, тесты

8


Царство Вирусы

21.10

Ком

бинированный

урок

1

Неклеточное строение живых организмов, вирусология, болезни вызываемые вирусами, профилактика вирусных заболеваний.

Знание и различение на таблицах основных частей вирусов . Вирусология.

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

 Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Устный, письменный


§ 36 учить, ответить на вопросы, тесты

9

Повторение, обобщение систематизация знаний по теме.

28.10

Ком

бинированный

урок

1

Приготовление микропрепаратов.

Изучение клеток растений на микропрепаратах и их описание. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, цитоплазмы, оболочки). Освоение основных правил работы с микроскопом

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

 Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Устный, письменный


Повторить § 29-36

10

Подведем итоги. Как можно отличить представителей разных царств живой природы?

11.11

Ком

бинированный

урок

1

Клетка одноклеточного организма как самостоятельное живое существо.

Разделение клеток многоклеточного организма по функциям. Взаимосвязь строения клеток с выполняемой ими функцией. Понятие о ткани.

Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, цитоплазмы, оболочки). Освоение основных правил работы с микроскопом

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

 Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Устный, письменный


§ 37 учить, ответить на вопросы, тесты

11

Среда обитания. Факторы среды.

18.11

Урок системати

зации и обобще

ния зна

ний и уме

ний

1

Различные среды обитания организмов.

Особенности приспособленности организмов к среде обитания. Факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные.

закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;

сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

 Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Письменный


§38 учить, ответить на вопросы, тесты

12

Среды обитания, освоенные живыми организмами нашей планеты.

25.11

Урок усвоения но

вых зна

ний

1

Воздушная, наземно-воздушная, водная, почвенная, оргпнизменная среды обитания организмов.

Знать:  о значении благоприятных природных условий для жизни организма;

сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.

в

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух

Устный, письменный


§ 39 учить, ответить на вопросы, тесты

13

Почему всем хватает места на Земле?

2.12

Ком

бинированный

урок

1

Организмы: производители, потребители, разрушители. Формирование представлений о группах живых организмов в зависимости от их роли в природе

Знание роли организмов разных царств живой природы в круговороте веществ

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД:: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение

Устный, письменный


§ 40 учить, ответить на вопросы, тесты

14

Как живые организмы переносят неблагоприятные условия?

9.12

Ком

бинированный

урок

 1

Знать: понятия благоприятных и неблагоприятных условий жизни, пищевые цепи, паразиты,хищникиПриспособления организмов к неблагоприятным условиям жизни,

Определять понятия благоприятных и неблагоприятных условий жизни, пищевые цепи, паразиты, хищники.

Выявлять приспособления организмов к неблагоприятным условиям жизни, делать выводы. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.)

Познавательные УУД: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради.

Личностные УУД: знание основных составляющих здорового образа жизни.

Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение

Устный, письменный


§ 41 учить, ответить на вопросы, тесты

15

Кто живет в воде?

16.12

Ком

бинированный

урок

 1

Компоненты природы. Водная среда обитания.  Формирование представлений об особенностях водной среды и приспособленности организмов к обитанию в воде

Знание компонентов природы. Представление о многообразии обитателей водной среды. Выявление приспособлений организмов к обитанию в водной среде

Познавателъные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно - следственных связей.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный


§ 42 учить, ответить на вопросы, тесты

16

Обитатели наземно-воздушной среды.

23.12

Ком

бинированный

урок

 1

Наземно - воздушная среда обитания. Формирование представлений о наземно - воздушной среде как наиболее населенной живыми организмами и разнообразной по условиям обитания

Представление о многообразии обитателей наземно - воздушной среды и разнообразии их приспособлений

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп

Устный, письменный


§ 43 учить, ответить на вопросы, тесты

17

Кто живет в почве?

13.01

Урок системати

зации и обобще

ния зна

ний и уме

ний

1

Почвенная среда обитания. Формирование представлений об особенностях почвенной среды

обитания

Представление о многообразии обитателей почвенной среды. Выявление приспособлений организмов к почвенной среде обитания

Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Устный, письменный


§ 44 учить, ответить на вопросы, тесты

18

Организм, как среда обитания.

20.01

Ком

бинированный

урок

1

Организменная среда обитания. Хозяин, паразит, симбионт . Формирование представлений о возникновении приспособлений у паразитических организмов к обитанию в чужих телах

Выявление приспособлений организмов в организменной среде обитания. Знание причин примитивности паразитов и их отличий от симбионтов. Знание основных правил, позволяющих избежать заражения паразитами

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопррсы.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Устный, письменный


§ 45 учить, ответить на вопросы, тесты

19

Экскурсия Живые организмы зимой.

Практическая работа № 3. Подкармливание птиц зимой. Уход за комнатными растениями, рыбками в аквариуме. 

27.01

Ком

бинированный

урок

 1

Роль корней в жизни растений. Корень – орган минерального питания. Экспериментальное доказательство содержания в почве минеральных солей. Растения-хищники

Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных средах. Знание групп экологических факто ров, степени и характера их влияния на живые организмы. Знание природных сообществ и умение различать естественные и искусственные сообщества. Знание роли Мирового океана на планете. Умение на карте находить материки и давать краткое описание их животного и растительного мира. Знание и соблюдение правил поведения в кабинете биологии

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты.

 Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. 

Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

Устный, письменный


Повторить § 38-45

20

Подведем итоги. "Какие среды обитания освоили живые организмы нашей планеты"

3.02

Ком

бинированный

урок

 1

Питание животных и человека готовыми органическими веществами. Понятие о растительноядных, хищниках и паразитах. Разнообразие приспособлений у животных, питающихся разной пищей.

Наблюдение за питанием домашних животных.

Знание роли организмов разных царств живой природы в круговороте веществ

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД:: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение

Устный, письменный


§ 46 учить, ответить на вопросы, тесты

21

Природное сообщество

10.02

Урок комплексного при

менения зна

ний и уме

ний

1

Природные сообщества (естественные, искусственные). Пищевые цепи, пищевые сети. Круговорот вещес

Различение естественных и искусственных сообществ. Знание значения пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ. Умение составлять элементарные пищевые цепи 

Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, арументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Устный, письменный


§ 47 учить, ответить на вопросы, тесты

22

Как живут организмы в природном сообществе?

17.02

Ком

бинированный

урок

1

Мировой океан.

Обитатели

поверхностных вод (планктон), обитатели толщи воды, обитатели морских глубин. Формирование элементарных представлений о животном и растительном мире материков планеты.

Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка

Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, рабо-тать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Устный, письменный


§ 48 учить, ответить на вопросы, тесты

23

Что такое экосистема?

24.02

Урок системати

зации и обобще

ния зна

ний и уме

ний

1

Потоки веществ между живой и неживой

природой. Взаимодействие живых организмов

между собой. Поток веществ через живые орга-

низмы — пищевая цепь. Растения — производители

органических веществ; животные — потребители

органических веществ; грибы, бактерии —

разлагатели.

Знать: понятие экосистема, особенности искусственной и природных экосисем

Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, рабо-тать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Устный, письменный


§ 49 учить, ответить на вопросы, тесты

24

Человек, как часть экосистемы Экскурсия. Красота и гармония в природе 

2.03

Урок усвоения но

вых зна

ний

1

Изменение человеком окружающей среды,

приспособление еѐ к своим нуждам. Вырубка лесов

под поля и пастбища, охота, уничтожение

дикорастущих растений как причины освоения

человеком новых территорий. Осознание

современным человеком роли своего влияния на

природу. Значение лесопосадок. Мероприятия по

охране природы. Знание законов развития живой

природы — необходимое условие еѐ сохранения от

негативных последствий деятельности человека

Знание различных форм взаимоотношений между живыми организмами в природе. Умение приводить примеры форм взаимоотношений организмов. Различение

отрицательных и положительных результатов влияния деятельности человека на природу. Знание правил поведения в природе и мер по ее охране

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе.

Регулятивные УУД: развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Устный, письменный


§ 50 учить, ответить на вопросы, тесты

25

Экосистемы нашей планеты и их взаимодействие. Экскурсия. Живые организмы весной.

9.03

Ком

бинированный

урок

 1

Понятие природной зоны. Различные типы

природных зон: влажный тропический лес, тайга,

тундра, широколиственный лес, степь. Природные

зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие

виды природных зон, требующие охраны

Объяснять сущность понятий: «производители», «потребители»,

«разлагатели», «природное сообщество».

Различать и характеризовать разные природные сообщества.

Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в

природном сообществе. Характеризовать значение природного

сообщества для жизни его обитателей

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД:

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД. 

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

Устный, письменный


Повторить § 47-50

26

Подведем итоги. Существует ли взаимосвязь живых организмов и окружающей среды?

16.03

Урок комплексного при

менения зна

ний и уме

ний

 1

.

Познавательные УУД. умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками


§ 51 учить, ответить на вопросы, тесты

27

Влияние человека на биосферу.

Практическая работа № 4. Наблюдение за расходом электроэнергии в школе и семье.

23.03

Ком

бинированный

урок

 1

Пища – источник энергии, необходимой для жизни. Растения – преобразователи энергии Солнца, создатели органического вещества богатого энергией.

Растительная пища – источник энергии для растительноядных животных. Растительноядные как источник энергии для хищника.

Процесс питания как процесс получения энергии  

Различение естественных и искусственных сообществ. Знание значения пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ. Умение составлять элементарные пищевые цепи

Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, арументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Устный, письменный


§ 52 учить, ответить на вопросы, тесты

28

Все ли мы узнали о жизни на Земле?

6.04

Ком

бинированный

урок

 1

Взаимосвязь способов питания растений и животных с их строением и образом жизни.

Активное передвижение – свойство животных. Разнообразие способов передвижения животных. Движение органов растения. Активное передвижение как способ добывания пищи – источника энергии, необходимой для жизни.

Сравнительная характеристика свободноживущего червя  и червя-паразита

Различение естественных и искусственных сообществ. Знание значения пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ. Умение составлять элементарные пищевые цепи

Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, арументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

 Устный, письменный


§ 53 учить, ответить на вопросы, тесты

29

Подведем итоги.

13.04

Ком

бинированный

урок

1

Значение запасных питательных веществ для жизнедеятельности организма. Зависимость расхода энергии от образа жизни. Активный и пассивный отдых. Расход питательных веществ в процессе роста и развития организма. Понятия о росте организма за счет деления клеток. Потребность каждой живой клетки в питательных веществах – источниках энергии

Знать:

Значение запасных питательных веществ для жизнедеятельности организма.

Познавательные УУД. умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Устный, письменный


Повторить § 52, 53

30

Повторение по теме «Классификация живых организмов».

20.04

Ком

бинированный

урок

1

Дыхание – общее свойство живого. Понятие о газообмене. Роль органов дыхания в обеспечении процесса газообмена.

Экспериментальное доказательство отличия состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Приспособленность  животных и растений к получению необходимого для их жизни кислорода. Дыхание как способ добывания энергии. Расход клетками кислорода и питательных веществ. Практическое применение знаний о взаимосвязи процессов питания и дыхания с движением организма

Знать:

Дыхание – общее свойство живого. Понятие о газообмене.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Устный, письменный


повторить§ 29-36

31

Повторение по теме «Взаимосвязь организмов со средой обитания»

27.04

Урок комплексного при

менения зна

ний и уме

ний

1

Приспособления живых организмов к различным средам и условиям обитания

Знать:

Живые организмы, приспособления живых организмов к различным средам и условиям обитания

Познавательные УУД: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради.

Личностные УУД: знание основных составляющих здорового образа жизни.

Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение


Повторить § 38-45

32

Повторение по теме «Природное сообщество. Экосистема».

4.05

Урок системати

зации и обобще

ния зна

ний и уме

ний

 1

Размножение

Бесполое и половое размножение.

Половые клетки. ОплодотворениеРастения. Органы растений.

Процессы жизнедеятельности: питание, фотосинтез. Животные. Питание животных. Приспособления живых организмов к различным средам обитания  Пищевые связи в экосистеме. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль дыхания в жизнедеятельности клетки и организма

Уметь:

Называть общие свойства живых организмов.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя

Устный, письменный


Повторить § 47-50

33

Итоговая контрольная работа

11.05

урок контроля знаний и умений

34-35

Задание на лето.

    18.05

25.05

Урок коррекции знаний умении и навыков

Личностные УУД. Анализировать  содержания заданий и форм подготовки отчёта о провёденной работе. Регулятивные УУД. Принимать участие в составлении и обсуждении «кодекса поведения» в природе (с учётом местных условий).

Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися.

Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения живых организмов.

Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации,

по строе ниивыводов с учётом выполненных наблюдений. Живые объекты следует содержать в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.

Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.

В комплект технических и информационно-коммуниативных средств обучения входят: аппаратура для записей и воспроизведения аудио- и видеоинформации, компьютер,

мультимедиапроектор, интерактивная доска, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в Интернет.

Использование экранно-звуковых и электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения; формировать ИКТ- компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности: при подготовке к ЕГЭ обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса биологии, формировании универсальных учебных действий, по строении индивидуальной образовательной программы.

Комплекты печатных демонстрационных пособий:

(таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов).

Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ.

Натуральные объекты:

Гербарии

Основные группы растений

Сельскохозяйственные растения

Растительные сообщества

Коллекции

Голосеменные растения

Семена и плоды

Чучела позвоночных животных

Рыба, голубь, сорока, крыса

Комплекты микропрепаратов

Ботаника I

Ботаника II

Зоология

Анатомия

Объёмные модели

Гидра

Строение корня

Строение листа

Стебель растения

Цветок

Рельефные таблицы

Строение лёгких

Магнитные модели-аппликации

Классификация растений и животных

Строение и разнообразие простейших

Строение и размножение гидры

Циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня

Развитие насекомых с полным и неполным превращением

Разнообразие беспозвоночных

Развитие костной рыбы и лягушки

Развитие птицы и млекопитающего (человека)

Наборы муляжей

Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы

Приборы

Демонстрационные

Для демонстрации водных свойств почвы

Для демонстрации всасывания воды корнями растений

Для обнаружения дыхательного газообмена у растений

и животных

Раздаточные

Для сравнения содержания СО2 во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе

Лупа ручная

Лупа препаровальная

Микроскоп

Посуда и принадлежности для опытов

Демонстрационные

Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ (КДОБУ)

Штатив лабораторный (ШЛб)

Доска для сушки посуды

Столик подъёмно-поворотный с двумя плоскостями

Лабораторные

Набор препаровальных инструментов

Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ)

Спиртовка лабораторная литая

Печатные пособия

Демонстрационные

Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения.

Комплект таблиц «Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений»

Комплект таблиц «Зоология 1. Беспозвоночные»

Комплект таблиц «Зоология 2. Позвоночные»

Комплект таблиц «Человек и его здоровье 1. Уров ни организации человеческого организма»

Комплект таблиц «Человек и его здоровье 2. Регуляторные системы»

Портреты биологов

Раздаточные

Комплект таблиц «Разнообразие животных. Птицы»

Комплект таблиц «Разнообразие животных. Млекопитающие»

Комплект таблиц «Биосфера — глобальная экосистема.

Вмешательство человека»

Комплект таблиц «Экосистема — экологическая единица окружающей среды»

Дидактические материалы

Карточки с заданиями, тесты

Экранно-звуковые средства обучения

Учебные видеофильмы

«Анатомия — 1,2,3,4», «Биология — 1,2,3,4,5», «Первая медицинская помощь»

Слайд-альбомы

«Млекопитающие»«Птицы», «Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся», «Человек и его здоровье», «Экология»

Транспаранты

«Зоология. Млекопитающие»

«Зоология. Птицы»

«Культурные растения»

«Размножение и развитие»

«Человек и его здоровье. Дыхание»

«Адаптация организма к средам обитания»

                 Планируемые результаты изучения курса «Биология 6 класс»

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных

учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

В структуре планируемых результатов выделяются:

ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов;

планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи:

 - характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

 - ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Учащийся: получит возможность научиться:

 соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

 выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной фор мы в другую;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Темы проектов:

«Удивительный микромир»

«Клетка - современный мегаполис»

«Паразиты внутри нас»

Дополнительная литература для учителя:

Закон РФ «Об образовании»;

ФГОС (базовый уровни);

Примерной программы по биологии (базовый уровнь);

Требования к оснащению учебного процесса по биологии;

Федеральный перечень учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе Рабочая программа ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Вентана-Граф 2012

Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова Биология: 5–9 классы : программа. — М. : Вентана-Граф, 2012. — 304 с.

Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;

«Опорные конспекты по биологии». Москва, «ИНФРА-М», 2000

Сухова Т.С. «Биология. Тесты. 6 -11 классы». Москва, «Дрофа», 2000

Дополнительная литература для учащихся:

Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.

Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.

Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.

Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.

Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.

Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.

«Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;

«Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001.

Интернет-ресурсы:

http://festival.1september.ru/

http://www/science.up-lif.ru/biologiya-6-klass.html

http://www/science.up-lif.ru/biologiya-7-klass.html

http://www/science.up-lif.ru/biologiya-8-klass.htm

                                                                                      Контрольные и практические работы

№ п/п

Вид контроля

                                     Тема

Дата проведения

1

Контрольная работа № 1

Как можно отличить живое от неживого?

2

Контрольная работа № 2

Что ты знаешь о клеточном строении живых организмов?

3

Практическая работа  №1

 «Уход за комнатными растениями»

4

Контрольная работа № 3

«Как живые организмы производят потомство?»

5

Практическая работа №2

 «Подкармливание птиц зимой»

6

Контрольная работа № 4

Одинаково ли питаются разные живые организмы?

7

Практическая работа № 3

 «Наблюдение за расходом воды в школе и в семье»

8

Контрольная работа № 5

Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов?

9

Контрольная работа № 6

Итоговая контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...