Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «Гимназия с. Ивантеевка Ивантеевского района Саратовкой области»
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по УВР Директор МОУ «Гимназия с. Ивантеевка»
______________ /Щербинина Е.А./ __________________ /Джавадова Н.В./
« 27 » августа 2015 г. Приказ № 117 от « 27 » августа 2015 г.
Рабочая программа по биологии
класс – 5 «А»
уровень: базовый
Корсакова Любовь Ивановна
учитель биологии, экологии,
I квалификационной категории
Рассмотрено:
на Методическом Совете
Протокол № 1 от « 27» августа 2015 г.
Руководитель МС: ___________/Бородастова И.В./
с.Ивантеевка
2015 – 2016 учебный год
Библиография.
Рабочая программа «Биология 5 класс» (концентрический курс) составлена на основе Примерной основной образовательной программы ОУ основной школы, ФГОС основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 5 класса группы авторов под редакцией И.Н. Пономаревой (концентрический курс).
Исполнитель – Корсакова Любовь Ивановна, учитель биологии, первая квалификационная категория
Аннотация:
Программа рассчитана на учащихся 5 класса гимназии. В ней нашли цели и задачи изучения биологии по ступеням основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренные стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Концепция и миссия образовательного учреждения.
В Концепции отражено желаемое будущего состояние гимназии,
заложена логика образовательного движения - «идти от Ребенка», от интересов и потребностей его познавательной и творческой деятельности.
Ее сочетание с ведущей ролью гимназии образование в ней позволит учащимся осуществить выбор личностно-значимой системно-ценностных ориентации, личностных смыслов, даст возможность для развит и -рефлексивных способностей и овладения способами саморегуляции и самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения, приведет к формированию личностной позиции.
Мы считаем необходимым, выстраивать субъектные отношения - Отношений сотрудничества и партнерства педагога и ученика вокруг проблемы образован на ребенка. При этом возникает необходимость обновления содержания
образования в культурологическом и личностно-ориентированном контексте, осознании образования как процесса, эпицентром которого является обучающийся, познающий и творящий культуру путем диалогичного общения, обмена смыслами, создания произведений, в которых выражена индивидуальность, единственность неповторимость каждой детской личности, с опорой на ее способность : самоизменению и культурному саморазвитию
Цель инновационных преобразований в гимназии: формирование у учащихся общественно значимых способностей и системы ценностей, направленной на утверждение собственной успешности и конкурентноспособности, через укрепление статуса гимназии в местном сообществе, как центра сосредоточения интеллектуального, культурного, гражданского, духовно-нравственного потенциала.
Реализация поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:
-освоение Государственного образовательного стандарта;
-обеспечение нормативно-правовой базы муниципального общеобразовательного учреждения;
-создание условий для научно-методического обеспечения образовательного процесса в условиях развивающей образовательной среды;
-распространение инновационного педагогического опыта;
-развитие информационного обеспечения управленческой педагогической деятельности;
-сохранение стабильного кадрового потенциала и создание условий для личностного роста педагогов гимназии;
-расширение совместных позитивных целей взаимодействия « гимназия-семья», повышения личной ответственности за ход и характер взаимодействия его участников, ориентация на содружество;
-развитие социального партнерства, межведомственного сотрудничества;
-организация дистанционного обучения в УВП.
Уникальность гимназии состоит в том, что она является единственным учреждением в области такого типа. 99% выпускников являются студентами ВУЗов и техникумов. Не прерывается связь с выпускниками. В 10 классе изучается базовый уровень. В гимназии есть все условия для совершенствования знаний учащихся, имеется хорошая материально- методическая база. В большом объеме проводится научно-исследовательская работа по всем предметам. Сильный педагогический коллектив, 5 человек являются победителями Всероссийского конкурса ПНПО. Гимназия является методическим центром для школ района.
Модель выпускника на 2 ступени качества развития –идет активное развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план выдвигается формирования учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. Происходит включения обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которых составляет такие учебные действия, как видеть проблемы, ставить задачи, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям.
Пояснительная записка.
Концепция программы:
Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на основании программы по биологии для 5–9 классов авторов: Пономарёвой И.Н., Корниловой О.А. и др. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования.
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Цели и задачи курса:
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;- систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественнонаучных знаний в начальной школе;
- начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;
- начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Обоснованность программы
Ее сочетание с ведущей ролью гимназии в образовательном процессе позволит учащимся осуществить выбор личностно-значимой системно-ценностных ориентации, личностных смыслов, даст возможность для развития рефлексивных способностей и овладения способами саморегуляции и самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения, приведет к формированию личностной позиции.
Образовательная область предмета.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке
как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и
практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области
«Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
•формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
•овладение научным подходом к решению различных задач;
•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
•формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных
аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Место курса биологии в учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МОУ «Гимназия с.Ивантеевка»
Данная программа рассчитана на 1 год –5 класс.
Общее число учебных часов в 6классе - 35 (1ч в неделю).
Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы. Принципы отбора основного и дополнительного материала в рабочую программу связаны с приемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит так же культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватные поведения человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирований современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций и реализующему гуманизацию биологического образования. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучения биологии в графе рабочей программы «Минимум содержания образования» выделены критерии знаний и умений учащихся.
Общая характеристика учебного процесса.
Основные виды уроков: комбинированные, изучения и первичного закрепления новых знаний, контроля и оценки знаний. Из методов работы необходимо применять дифференцированную работу, работу по таблицам, работа с учебником и рабочими тетрадями. Для закрепления знаний использовать учебное электронное издание. При решении поблеем применять групповую форму работы. Для усиления практической направленности необходимо работать с муляжами, микропрепаратами. Частичное изучение нового материала необходимо проводить через создание проектов, проецированных на экран, созданных самими учениками.
Количество недель и часов в каждой четверти:
I четверть – 8 недель – 8 часов;
II четверть – 8 недель – 8 часов;
III четверть – 11 недель – 11 часов;
IV четверть – 8 недель – 8 часов.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса по биологии
^ Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные
Функциональная грамотность
– Технология проблемного диалога
– Технология оценивания (правило самооценивания)
– Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)
– Задания по групповой работе
Личностные результаты
Комплексные, компетентностные задания в УМК:
– Задания по проектам (на предметном материале)
– Жизненные (компетентностные) задачи (на предметном материале)
^ Личностными результатами изучения предмета «Биология 6 класс» являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды –гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
^ Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника
Метапредметными результатами изучения курса «Биология 6 класс» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
^ Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
^ Средством формированияпознавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
– осознание роли жизни;
– рассмотрение биологических процессов в развитии;
– использование биологических знаний в быту;
– объяснять мир с точки зрения биологии.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
^ Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология 6 класс» являются следующие умения:
осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
- различать среды обитания организмов, их отличительные особенности;
- различать факторы среды обитания, их влияние на жизнедеятельность организмов;
- выделять черты приспособленности к жизни в разных средах;
- знать разнообразие организмов разных сред обитания;
- Различать природные сообщества, их состав, особенности;
- понимать место человека в природе и его влияние на живую природу;
– определять основные органы растений (части клетки);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
Инструментарий для оценивания результатов
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты и контрольные работы. Курс завершается уроком обобщения и систематизацией знаний. Для текущего контроля использовать тесты на несколько вариантов и разной уровнем сложности, выполнение заданий в рабочей тетради, индивидуальная работа по карточкам, устные ответы у доски \, используя таблицу или муляж. Поурочный опрос доводить до 30% учащихся Работать над устранением пробелов в знаниях каждого ученика .
Система оценки достижений учащихся:
- Оценка знаний и умений за выполнение химического эксперимента на практической работе:
0 баллов – работа не выполнена.
1-2 балла- работа выполнена не менее, чем на половину с учетом техники безопасности, выводы отс4тствуют, допущены многочисленные существенные и несущественные ошибки.
3 балла – работа выполнена не менее чем на половину с учетом техники безопасности, при этом выводы отсутствуют, допущены 2-3 несущественные и 2-3 существенные ошибки.
4 балла – работа выполнена не менее чем на половину, сделаны наблюдения, выводы отсутствуют, допущены 1-2 существенные и 1-2 несущественные ошибки.
5 баллов- работа выполнена на две трети от задания с учетом техники безопасности, сделаны наблюдения и выводы, при этом допущена 1 существенная или 2-3 несущественных ошибки
11.Оценка знаний устного ответа :
2 балла– нет ответа
3 балла- учебная деятельность носит репродуктивный характер, осуществляются простейшие способы деятельности, материал узнается, запоминается, воспроизводится частично, но без понимания всех связей и закономерностей; характерно проявляется определение волевых усилий, мотивации учения, попытки к самостоятельности и осмыслению учебных действий.
4 балла – учебная деятельность носит репродуктивный и продуктивный характер, материал усваивается на уровне воспроизведения и понимания, осуществляется описание и анализ действия с объектом изучения, устанавливаются некоторые причинно-следственные связи, даются определения, объяснения, осознается значимость материала и его связь с другими параграфами.
5 баллов. –учебная деятельность носит продуктивный характер и предполагает высокую степень осмысления знаний, осознанность их связей в пределах раздела или курса, умения объяснять, соотносить, составлять, характеризировать, сравнивать, анализировать, описывать изучаемые обьекты, применять знания в практической деятельности, осознается значимость материала и его связь с другими параграфами темы, проявляется самостоятельность, последовательность действий с четко обозначенными задачами.
Календарно-тематический план, как структурное подразделение рабочей программы
№ | Тема урока | Дата | Тип урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Планируемые результаты (в соответствии ФГОС) | Виды контроля | Домашнее задание | ||||||||||||
план | факт | Предметные | Метапредметные | |||||||||||||||||
1. | Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем. | 3.09 | Урок актуализа ции зна- ний и умений | 1 | Методы изучения живой и неживой природы: опыт, наблюдение, описание, измерение. Лабораторное оборудование и измерительные приборы. | Знание основных методов изучения живой и неживой природы: опыт, наблюдение, описание, измерение. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | Устный, письменный | § 1 учить, ответить на вопросы, тесты | |||||||||||
2 | Свойства живого | 10.09 | Урок актуализа ции зна- ний и уме-ний | 1 | Основные свойства живых организмов | Чтение текста, запоминание понятий и содержания, запись в тетради, наблюдение, воспроизведение, решение тестов, самостоятельное выполнение заданий, ответы на вопросы | Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух | Устный, письменный | § 2 учить, ответить на вопросы, тесты | |||||||||||
3 | Клеточное строение-общий признак живых организмов | 17.09 | Урок усвоения новых знаний | 1 | Клеточное строение бактерий, грибов, растений, животных, человека. Вирусы - неклеточная форма жизни. Понятие об органоидах клетки. | Знание основных органоидов клетки, овладение методами биологии. | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Устный, письменный | § 6 учить, ответить на вопросы, тесты | |||||||||||
4 | Увеличительные приборы. Л/р № 1 «Знакомство с микроскопом» | 24.09 | Ком бинированный урок | 1 | Строение лупы, микроскопа | Знать: строение увеличительных приборов | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Устный, письменный | Учить устройство микроскопа, тесты | |||||||||||
5 | Прибор, открывающий невидимое | 1.10 | Урок усвоения новых знаний | 1 | Устройство микроскопа. Правила работы с ним | знать – строение микроскопа Уметь – работать с микропрепаратами | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий уч Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками ителя | Письменный | Учить устройство микроскопа | |||||||||||
6 | Твоё первое исследование. Живое и неживое под микроскопом. Л/р № 2 «Приготовление микропрепарата» | 8.10 | Урок усвоения новых знаний | 1 | Приготовление микропрепарата. Рассматривание клеток зелёного листа растения | Освоение основных правил работы с микроскопом | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Письменный | § 8 учить, ответить на вопросы, тесты | |||||||||||
7 | Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом. Л/р № 3 «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов» | 15.10 | Урок усвоения новых знаний | 1 | Клетка одноклеточного организма как самостоятельное живое существо. Разделение клеток многоклеточного организма по функциям. | Умение проводить анализ рисунков, предлагающих поисковую задачу. | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Устный, письменный | § 9 учить, ответить на вопросы, тесты | |||||||||||
8 | Химический состав клетки | 22.10 | Ком бинированный урок | 1 | Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для клетки и организма. | Выявлять особенности химического состава живых организмов. Работать с рисунком как источником информации. | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Устный, письменный | Учить записи в тетради | |||||||||||
9 | Процессы жизнедеятельности клетки | 29.10 | Ком бинированный урок | 1 | Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. | Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, цитоплазмы, оболочки). Освоение основных правил работы с микроскопом | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Устный, письменный | Учить записи в тетради | |||||||||||
10 | Как можно отличить живое от неживого | 12.11 | Ком бинированный урок | 1 | Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, цитоплазмы, оболочки). Освоение основных правил работы с микроскопом | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Устный, письменный | § 5 учить, ответить на вопросы, тесты | ||||||||||||
11 | Что ты знаешь о клеточном строении живых организмов | 19.11 | Урок системати зации и обобще ния зна ний и уме ний | 1 | закрепить знания о строении живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Письменный | § 10 учить, ответить на вопросы, тесты | ||||||||||||
12 | Как идет жизнь на Земле | 26.11 | Урок усвоения новых знаний | 1 | Продолжительность жизни разных организмов.Экспериментальные доказательства появления живого от неживого. | Знать: о значении благоприятных природных условий для жизни организма; сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах. в | Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух | Устный, письменный | § 11 учить, ответить на вопросы, тесты | |||||||||||
13 | Как размножаются живые организмы | 3.12 | Ком бинированный урок | 1 | Половое и бесполое размножение. Мужские и женские гаметы. Развитие зародыша. | Знание роли организмов разных царств живой природы в круговороте веществ | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД:: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение | Устный, письменный | § 12 учить, ответить на вопросы, тесты | |||||||||||
14 | Как размножаются животные | 10.12 | Ком бинированный урок | 1 | Бесполое и половое размножение у животных. Половое и бесполое размножение гидры. Обоеполые организмы. Миф о Гермафродите | Проводить сравнение полового и бесполого размножения у животных на примере гидры,используя таблицы и рисунки учебника. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.) | Познавательные УУД: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради. Личностные УУД: знание основных составляющих здорового образа жизни. Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение | Устный, письменный | § 13 учить, ответить на вопросы, тесты | |||||||||||
15 | Как размножаются растения. Л/р № 4 «Изучение строения семян» | 17.12 | Ком бинированный урок | 1 | Цветок, плод, семя – органы, служащие для размножения растений. Понятие о половом размножении цветковых растений. | Уметь объяснять, для чего нужны растению цветок, плод, семя, познакомиться со способами размножения растений, научиться самостоятельно проводить лабораторную работу | Познавателъные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно - следственных связей. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | § 14 учить, ответить на вопросы, тесты | |||||||||||
16 | Контрольная работа № 1 | 24.12 | Ком бинированный урок | 1 | Закрепление изученного материала | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп | Устный, письменный | |||||||||||||
17 | Могут ли растения производить потомство без помощи семян | 17.01 | Урок системати зации и обобще ния зна ний и уме ний | 1 | Бесполое размножение растений: частями стебля, корня, листьями, усами. Знакомство с комнатными растениями, размножающимися без помощи семян. | Объяснение особенностей размножения растений частями тела. Использование на практике полученных знаний | Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Устный, письменный | § 15 учить, ответить на вопросы, тесты | |||||||||||
18 | Как питаются растения | 24.01 | Ком бинированный урок | 1 | Значение солнечного света в жизни растений. Образование хлорофилла на свету. К.А.Тимирязев о значении зелёных растений на Земле. | Умение объяснять роль света и хлорофилла в жизни растений. Комментировать высказывания ученых по изучаемой проблеме. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопррсы. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Устный, письменный | § 17 учить, ответить на вопросы, тесты | |||||||||||
19 | Только ли лист кормит растение | 31.01 | Ком бинированный урок | 1 | Роль корней в жизни растений. Корень – орган минерального питания. Экспериментальное доказательство содержания в почве минеральных солей. Растения-хищники | Знание значения корней в жизни растения. Соблюдение правил поведения в кабинете биологии | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками | Устный, письменный | § 18 учить, ответить на вопросы, тесты | |||||||||||
20 | Как питаются разные животные | 7.02 | Ком бинированный урок | 1 | Питание животных и человека готовыми органическими веществами. Понятие о растительноядных, хищниках и паразитах. Разнообразие приспособлений у животных, питающихся разной пищей. Наблюдение за питанием домашних животных. | Знать: значение понятий «хищник», «паразит», «растительноядное животное». Уметь проводить наблюдение за живыми объектами. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД:: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение | Устный, письменный | § 19 учить, ответить на вопросы, тесты | |||||||||||
21 | Как питаются паразиты | 14.02 | Урок комплексного при менения зна ний и уме ний | 1 | Многообразие паразитов. Приспособленность паразитов к обитанию в организме хозяина. Паразитизм как способ питания. Роль паразитов в регулировании численности других организмов. | Определять понятия «паразит», «паразит – хозяин». Выделять общие признаки паразитов. | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, арументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Устный, письменный | § 20 учить, ответить на вопросы, тесты | |||||||||||
22 | Одинаково ли питаются разные живые организмы | 21.02 | Ком бинированный урок | 1 | Способы питания животных и ратсений | Роль зеленого листа и корня в питании растений. Способы питания животных | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, рабо-тать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Устный, письменный | § 21 учить, ответить на вопросы, тесты | |||||||||||
23 | Контрольная работа № 2 | 28.02 | Урок системати зации и обобще ния зна ний и уме ний | 1 | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, рабо-тать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Устный, письменный | ||||||||||||||
24 | Нужны ли минеральные соли животным и человеку | 4.03 | Урок усвоения но вых зна ний | 1 | Пути поступления минеральных солей в организм растений, животных и человека. Минеральные соли, необходимые человеку. Борьба с загрязнением почвы, воды ,продуктов питания. | Применение знаний о нитратах в повседневной жизни при использовании овощей в пищу. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе. Регулятивные УУД: развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Устный, письменный | § 22 учить, ответить на вопросы, тесты | |||||||||||
25 | Можно ли жить не питаясь | 11.03 | Ком бинированный урок | 1 | Пища – источник энергии, необходимой для жизни. Растительная пища – источник энергии для растительноядных животных. Процесс питания как процесс получения энергии. | Знание понятий «хищник», «паразит», «растительноядный». Составление пищевых связей. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками | Устный, письменный | § 24 учить, ответить на вопросы, тесты | |||||||||||
26 | Можно ли жить без воды | 18.03 | Урок комплексного при менения зна ний и уме ний | 1 | Вода – необходимое условие жизни, составная часть всех живых организмов. Вода - растворитель веществ ,входящих в состав живого организма. Испарение воды листьями. Охрана воды – условие сохранения жизни на Земле. | Важность воды в жизни организмов. Объяснение необходимости охраны воды, используя доказательства полученные на уроке. | Познавательные УУД. умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками | § 23 учить, ответить на вопросы, тесты | ||||||||||||
27 | Как можно добыть энергию для жизни | 25.03 | Ком бинированный урок | 1 | Взаимосвязь способов питания растений и животных с их строением и образом жизни. Активное передвижение – свойство животных. Разнообразие способов передвижения животных. Движение органов растения. Активное передвижение как способ добывания пищи – источника энергии, необходимой для жизни. Сравнительная характеристика свободноживущего червя и червя-паразита | Наблюдение за движением домашних животных. Фиксирование результата эксперимента, выводы. | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, арументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Устный, письменный | § 25 учить, ответить на вопросы, тесты | |||||||||||
28 | Зачем живые организмы запасают питательные вещества | 14.04 | Ком бинированный урок | 1 | Значение запасных питательных веществ для жизнедеятельности организма. Зависимость расхода энергии от образа жизни. Активный и пассивный отдых. Расход питательных веществ в процессе роста и развития организма. Понятия о росте организма за счет деления клеток. Потребность каждой живой клетки в питательных веществах – источниках энергии | Знание значения пищи как источника энергии. Аргументирование знаний об общих свойствах живых организмов. | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, арументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Устный, письменный | § 26 учить, ответить на вопросы, тесты | |||||||||||
29 | Можно ли жить и не дышать | 21.04 | Ком бинированный урок | 1 | Дыхание – общее свойство живого. Понятие о газообмене. Роль органов дыхания в обеспечении процесса газообмена. Экспериментальное доказательство отличия состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Приспособленность животных и растений к получению необходимого для их жизни кислорода. Дыхание как способ добывания энергии. Расход клетками кислорода и питательных веществ. Практическое применение знаний о взаимосвязи процессов питания и дыхания с движением организма | Знать: Понятие «газообмен» и роль органов дыхания в обеспечении газообмена. Приведение примеров приспособления живых организмов к получению кислорода, необходимого для добывания клеткой энергии. | Познавательные УУД. умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Устный, письменный | § 27 учить, ответить на вопросы, тесты | |||||||||||
30 | Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов | 28.04 | Ком бинированный урок | 1 | Знать: Общие свойства живых организмов. Приведение примеров методов изучения живого. Значение биологического разнообразия на Земле. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Устный, письменный | § 28 учить, ответить на вопросы, тесты | ||||||||||||
31 | Повторение «Строение живых организмов» | 5.05 | Урок комплексного при менения зна ний и уме ний | 1 | Знать: Живые организмы, приспособления живых организмов к различным средам и условиям обитания | Познавательные УУД: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради. Личностные УУД: знание основных составляющих здорового образа жизни. Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение | Презентации | |||||||||||||
32 | Повторение «Жизнедеятельность живых организмов» | 12.05 | Урок системати зации и обобще ния зна ний и уме ний | 1 | Уметь: Называть общие свойства живых организмов. | Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя | Устный, письменный | Презентации | ||||||||||||
33 | Итоговая контрольная работа | 19.05 | урок контроля знаний и умений | 1 | Повторение изученногоматериала | |||||||||||||||
34-35 | Повторение и обобщение | 26.05 | Урок коррекции знаний умении и навыков | 2 | Личностные УУД. Анализировать содержания заданий и форм подготовки отчёта о провёденной работе. Регулятивные УУД. Принимать участие в составлении и обсуждении «кодекса поведения» в природе (с учётом местных условий). | Повторение изученногоматериала | ||||||||||||||
Итого: 35 часов | ||||||||||||||||||||
Из них: | ||||||||||||||||||||
Лабораторных работ - 4 | ||||||||||||||||||||
Контрольных работ - 3 |
Материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися.
Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения живых организмов.
Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации,
по строении выводов с учётом выполненных наблюдений. Живые объекты следует содержать в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.
Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.
В комплект технических и информационно-коммуниативных средств обучения входят: аппаратура для записей и воспроизведения аудио- и видеоинформации, компьютер,
мультимедиапроектор, интерактивная доска, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в Интернет.
Использование экранно-звуковых и электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения; формировать ИКТ- компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности: при подготовке к ЕГЭ обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса биологии, формировании универсальных учебных действий, по строении индивидуальной образовательной программы.
Комплекты печатных демонстрационных пособий:
(таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов).
Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ.
Натуральные объекты:
Гербарии
Основные группы растений
Сельскохозяйственные растения
Растительные сообщества
Коллекции
Голосеменные растения
Семена и плоды
Чучела позвоночных животных
Рыба, голубь, сорока, крыса
Комплекты микропрепаратов
Ботаника I
Ботаника II
Зоология
Анатомия
Объёмные модели
Гидра
Строение корня
Строение листа
Стебель растения
Цветок
Рельефные таблицы
Строение лёгких
Магнитные модели-аппликации
Классификация растений и животных
Строение и разнообразие простейших
Строение и размножение гидры
Циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня
Развитие насекомых с полным и неполным превращением
Разнообразие беспозвоночных
Развитие костной рыбы и лягушки
Развитие птицы и млекопитающего (человека)
Наборы муляжей
Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы
Приборы
Демонстрационные
Для демонстрации водных свойств почвы
Для демонстрации всасывания воды корнями растений
Для обнаружения дыхательного газообмена у растений
и животных
Раздаточные
Для сравнения содержания СО2 во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе
Лупа ручная
Лупа препаровальная
Микроскоп
Посуда и принадлежности для опытов
Демонстрационные
Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ (КДОБУ)
Штатив лабораторный (ШЛб)
Доска для сушки посуды
Столик подъёмно-поворотный с двумя плоскостями
Лабораторные
Набор препаровальных инструментов
Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ)
Спиртовка лабораторная литая
Печатные пособия
Демонстрационные
Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения.
Комплект таблиц «Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений»
Комплект таблиц «Зоология 1. Беспозвоночные»
Комплект таблиц «Зоология 2. Позвоночные»
Комплект таблиц «Человек и его здоровье 1. Уров ни организации человеческого организма»
Комплект таблиц «Человек и его здоровье 2. Регуляторные системы»
Портреты биологов
Раздаточные
Комплект таблиц «Разнообразие животных. Птицы»
Комплект таблиц «Разнообразие животных. Млекопитающие»
Комплект таблиц «Биосфера — глобальная экосистема.
Вмешательство человека»
Комплект таблиц «Экосистема — экологическая единица окружающей среды»
Дидактические материалы
Карточки с заданиями, тесты
Экранно-звуковые средства обучения
Учебные видеофильмы
«Анатомия — 1,2,3,4», «Биология — 1,2,3,4,5», «Первая медицинская помощь»
Слайд-альбомы
«Млекопитающие»«Птицы», «Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся», «Человек и его здоровье», «Экология»
Транспаранты
«Зоология. Млекопитающие»
«Зоология. Птицы»
«Культурные растения»
«Размножение и развитие»
«Человек и его здоровье. Дыхание»
«Адаптация организма к средам обитания»
Планируемые результаты изучения курса «Биология 5 класс»
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных
учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.
В структуре планируемых результатов выделяются:
•ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов;
•планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Учащийся: получит возможность научиться:
•соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
•выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
•осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; •ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
•находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной фор мы в другую;
•выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Темы проектов:
«Удивительный микромир»
«Клетка - современный мегаполис»
«Паразиты внутри нас»
Дополнительная литература для учителя:
Закон РФ «Об образовании»;
ФГОС (базовый уровни);
Примерной программы по биологии (базовый уровнь);
Требования к оснащению учебного процесса по биологии;
Федеральный перечень учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе Рабочая программа ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Вентана-Граф 2012
Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова Биология: 5–9 классы : программа. — М. : Вентана-Граф, 2012. — 304 с.
Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;
«Опорные конспекты по биологии». Москва, «ИНФРА-М», 2000
Сухова Т.С. «Биология. Тесты. 6 -11 классы». Москва, «Дрофа», 2000
Дополнительная литература для учащихся:
Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.
Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
«Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;
«Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001.
Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru/
http://www/science.up-lif.ru/biologiya-6-klass.html
http://www/science.up-lif.ru/biologiya-7-klass.html
http://www/science.up-lif.ru/biologiya-8-klass.html
Контрольные и практические работы
№ п/п | Вид контроля | Тема | Дата проведения |
1 | Лабораторная работа № 1 | «Знакомство с микроскопом» | |
2 | Лабораторная работа № 2 | «Приготовление микропрепарата» | |
3 | Лабораторная работа № 3 | «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов» | |
4 | Лабораторная работа № 4 | «Изучение строения семян» | |
5 | Контрольная работа № 1 | ||
6 | Контрольная работа № 2 | ||
7 | Контрольная работа № 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...