Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Ермошина Любовь Ивановна

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_5_a_kl.doc255.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             МОУ «Гимназия с. Ивантеевка Ивантеевского района Саратовкой области»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                                                  «УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по УВР                                                                                       Директор МОУ «Гимназия  с. Ивантеевка»

______________ /Щербинина Е.А./                                                                          __________________ /Джавадова Н.В./

      « 27 »   августа   2015 г.                                                                                  Приказ № 117   от « 27 »  августа  2015 г.                                                                                                                               

Рабочая программа по биологии  

класс – 5 «А»

уровень: базовый

Корсакова Любовь Ивановна

                                                                                                                                                           учитель биологии, экологии,

                                                                                                                                                     I квалификационной категории

        Рассмотрено:

на Методическом Совете

Протокол № 1  от   « 27»  августа  2015 г.

Руководитель МС: ___________/Бородастова И.В./  

с.Ивантеевка

2015 – 2016 учебный год

Библиография.

     Рабочая программа «Биология 5 класс» (концентрический курс) составлена на основе Примерной основной образовательной программы ОУ основной школы, ФГОС основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 5 класса группы авторов под редакцией И.Н. Пономаревой (концентрический курс). 
    Исполнитель – Корсакова Любовь Ивановна, учитель биологии, первая квалификационная категория

Аннотация:

     Программа рассчитана на учащихся 5 класса гимназии. В ней нашли цели и задачи изучения биологии по ступеням основного общего образования, изложенные в  пояснительной записке к Примерной программе по биологии.  В ней так же заложены возможности предусмотренные стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Концепция и миссия  образовательного учреждения. 

В    Концепции  отражено желаемое будущего состояние гимназии,

заложена логика образовательного движения - «идти от Ребенка», от интересов и потребностей его познавательной и творческой деятельности.

Ее сочетание с ведущей ролью гимназии  образование в ней позволит учащимся осуществить выбор личностно-значимой системно-ценностных ориентации, личностных смыслов, даст возможность для развит и -рефлексивных способностей и овладения способами саморегуляции и самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения, приведет к формированию личностной позиции.

Мы считаем необходимым, выстраивать субъектные отношения - Отношений сотрудничества и партнерства педагога и ученика вокруг проблемы образован на ребенка. При этом возникает необходимость обновления содержания

образования в культурологическом и личностно-ориентированном контексте, осознании образования как процесса, эпицентром которого является обучающийся, познающий и творящий культуру путем диалогичного общения, обмена смыслами, создания произведений, в которых выражена индивидуальность, единственность неповторимость каждой   детской личности, с опорой на ее способность : самоизменению и культурному саморазвитию

Цель инновационных преобразований в гимназии: формирование у учащихся общественно значимых способностей и системы ценностей, направленной на утверждение собственной успешности и конкурентноспособности, через укрепление статуса гимназии  в местном сообществе, как центра сосредоточения интеллектуального, культурного, гражданского, духовно-нравственного потенциала.

     Реализация поставленной  цели осуществляется через решение следующих задач:

-освоение Государственного образовательного  стандарта;

-обеспечение нормативно-правовой базы муниципального общеобразовательного учреждения;

-создание условий для научно-методического обеспечения образовательного процесса в условиях развивающей образовательной среды;

-распространение инновационного педагогического опыта;

-развитие информационного обеспечения управленческой  педагогической деятельности;

-сохранение стабильного кадрового потенциала и создание условий для личностного роста педагогов гимназии;

-расширение совместных позитивных целей взаимодействия « гимназия-семья», повышения личной ответственности за ход и характер взаимодействия его участников, ориентация на содружество;

-развитие социального партнерства, межведомственного сотрудничества;

-организация дистанционного обучения в УВП.

     Уникальность гимназии состоит в том, что она является единственным учреждением в области такого типа. 99% выпускников являются студентами ВУЗов и техникумов. Не прерывается связь с выпускниками.   В 10 классе изучается базовый уровень.  В гимназии есть все условия для совершенствования знаний  учащихся, имеется хорошая материально- методическая база. В большом объеме проводится научно-исследовательская работа по всем предметам. Сильный педагогический коллектив, 5 человек являются победителями Всероссийского конкурса         ПНПО. Гимназия является методическим центром для школ района.

     Модель выпускника на 2 ступени качества развития –идет активное развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план выдвигается формирования учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. Происходит включения обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которых составляет такие учебные действия, как видеть проблемы, ставить задачи, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям.

Пояснительная записка.

Концепция программы: 

Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на основании программы по биологии для 5–9 классов авторов: Пономарёвой И.Н., Корниловой О.А. и др. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного

общего образования.

Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Цели и задачи курса:

- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;- систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественнонаучных знаний в начальной школе;

- начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;

- начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Обоснованность программы                                      

Ее сочетание с ведущей ролью гимназии в образовательном процессе  позволит учащимся осуществить выбор личностно-значимой системно-ценностных ориентации, личностных смыслов, даст возможность для развития рефлексивных способностей и овладения способами саморегуляции и самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения, приведет к формированию личностной позиции.

Образовательная область предмета.

                  Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке

как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и

практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области

«Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

овладение научным подходом к решению различных задач;

овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных

аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Место курса биологии в учебном плане

Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МОУ «Гимназия с.Ивантеевка»

Данная программа рассчитана на 1 год –5 класс.

Общее число учебных часов в 6классе - 35 (1ч в неделю).

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы. Принципы отбора основного и дополнительного материала в рабочую программу связаны с приемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит так же культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватные поведения человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание   уделено содержанию, лежащему в основе формирований современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций и реализующему гуманизацию биологического образования. Для формирования  современной естественнонаучной картины мира при изучения биологии в графе рабочей программы «Минимум содержания образования» выделены критерии знаний и умений учащихся.

Общая характеристика учебного процесса.

Основные виды уроков: комбинированные, изучения и первичного закрепления новых знаний, контроля и оценки знаний. Из методов работы необходимо применять дифференцированную работу, работу по таблицам, работа с учебником и рабочими тетрадями. Для закрепления знаний использовать учебное электронное издание. При решении поблеем применять групповую форму работы. Для усиления практической направленности  необходимо работать с муляжами, микропрепаратами. Частичное изучение нового материала необходимо проводить через создание проектов, проецированных на экран, созданных самими учениками.

Количество недель и часов в каждой четверти:

I четверть – 8 недель – 8 часов;

II четверть – 8 недель – 8 часов;

III четверть – 11 недель – 11 часов;

IV четверть – 8 недель – 8 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса по биологии

^ Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные

Функциональная грамотность
– Технология проблемного диалога 

– Технология оценивания (правило самооценивания)

– Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)

– Задания по групповой работе

Личностные результаты

Комплексные, компетентностные задания в УМК: 

– Задания по проектам (на предметном материале) 

– Жизненные (компетентностные) задачи (на предметном материале)

^ Личностными результатами изучения предмета «Биология 6 класс» являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. 

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. 

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. 

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

^ Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника

Метапредметными результатами изучения курса «Биология 6 класс» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

^ Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). 

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. 

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации. 

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. 

^ Средством формированияпознавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

– осознание роли жизни;

– рассмотрение биологических процессов в развитии;

– использование биологических знаний в быту;

– объяснять мир с точки зрения биологии.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

^ Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. 
Предметными результатами изучения предмета «Биология 6 класс» являются следующие умения:

осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

- различать среды обитания организмов, их отличительные особенности;

- различать факторы среды обитания, их влияние на жизнедеятельность организмов;

- выделять черты приспособленности к жизни в разных средах;

- знать разнообразие организмов разных сред обитания;

- Различать природные сообщества, их состав, особенности;

- понимать место человека в природе и его влияние на живую природу;

– определять основные органы растений (части клетки);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

Инструментарий для оценивания результатов         

   Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты и контрольные работы. Курс завершается  уроком обобщения и систематизацией знаний. Для текущего контроля             использовать тесты на несколько вариантов и разной уровнем сложности, выполнение заданий в рабочей тетради, индивидуальная работа по карточкам, устные ответы у доски \, используя таблицу или муляж. Поурочный опрос доводить до 30% учащихся Работать над устранением пробелов в знаниях каждого ученика .

Система оценки достижений учащихся:

  1. Оценка знаний и умений за выполнение химического эксперимента на практической работе:

0 баллов – работа не выполнена.

1-2 балла- работа выполнена не менее, чем на половину с учетом техники безопасности, выводы отс4тствуют, допущены многочисленные существенные и несущественные ошибки.

3 балла – работа выполнена не менее чем на половину с учетом техники безопасности, при этом выводы отсутствуют, допущены 2-3 несущественные и 2-3 существенные ошибки.

4 балла – работа выполнена не менее чем на половину, сделаны наблюдения, выводы отсутствуют, допущены 1-2 существенные и 1-2 несущественные ошибки.

5 баллов- работа выполнена на две трети от задания с учетом техники безопасности, сделаны наблюдения и выводы, при этом допущена 1 существенная или 2-3 несущественных ошибки

11.Оценка знаний устного ответа :

2  балла– нет ответа

3 балла- учебная деятельность носит репродуктивный характер, осуществляются простейшие способы деятельности, материал узнается, запоминается, воспроизводится частично, но без понимания всех связей и закономерностей; характерно проявляется определение волевых усилий, мотивации учения, попытки к самостоятельности и осмыслению учебных действий.

4 балла – учебная деятельность носит репродуктивный и продуктивный характер, материал усваивается на уровне воспроизведения и понимания, осуществляется описание и анализ действия с объектом изучения, устанавливаются некоторые причинно-следственные связи, даются определения, объяснения, осознается значимость материала и его связь с другими параграфами.

5 баллов. –учебная деятельность носит продуктивный характер и предполагает высокую степень осмысления знаний, осознанность их связей в пределах раздела или курса, умения объяснять, соотносить, составлять, характеризировать, сравнивать, анализировать, описывать изучаемые обьекты, применять знания в практической деятельности, осознается значимость материала и его связь с другими параграфами темы, проявляется самостоятельность, последовательность действий с  четко обозначенными задачами.

Календарно-тематический план, как структурное подразделение рабочей программы

Тема урока

Дата

Тип урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Планируемые результаты  

(в соответствии ФГОС)

Виды контроля

Домашнее задание

план

факт

Предметные

Метапредметные

1.

Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем.

3.09

Урок актуализа

ции зна-

ний и умений

1

Методы изучения живой и неживой природы: опыт, наблюдение, описание, измерение. Лабораторное оборудование и измерительные приборы.

Знание основных методов изучения живой и неживой природы: опыт, наблюдение, описание, измерение.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Устный, письменный

§ 1 учить, ответить на вопросы, тесты

2

Свойства живого

10.09

Урок актуализа

ции зна-

ний и уме-ний

1

Основные свойства живых организмов

Чтение текста, запоминание понятий и содержания, запись в тетради, наблюдение, воспроизведение, решение тестов, самостоятельное выполнение заданий, ответы на вопросы

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух

Устный, письменный

§ 2 учить, ответить на вопросы, тесты

3

Клеточное строение-общий признак живых организмов

17.09

Урок усвоения новых знаний

1

Клеточное строение бактерий, грибов, растений, животных, человека. Вирусы  - неклеточная форма жизни. Понятие об органоидах клетки.  

Знание основных органоидов клетки, овладение методами биологии.

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

 Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Устный, письменный

§ 6 учить, ответить на вопросы, тесты

4

Увеличительные приборы. Л/р № 1 «Знакомство с микроскопом»

24.09

Ком

бинированный

урок

1

Строение лупы, микроскопа

Знать: строение увеличительных приборов

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

 Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Устный, письменный

Учить устройство микроскопа, тесты

5

Прибор, открывающий невидимое

1.10

Урок усвоения новых знаний

1

Устройство микроскопа. Правила работы с ним

знать – строение микроскопа

Уметь –  работать с микропрепаратами

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий уч Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками ителя

Письменный

Учить устройство микроскопа

6

Твоё первое исследование. Живое и неживое под микроскопом. Л/р № 2 «Приготовление микропрепарата»

8.10

Урок усвоения новых знаний

1

Приготовление микропрепарата. Рассматривание клеток зелёного листа растения

Освоение основных правил работы с микроскопом

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Письменный

§ 8 учить, ответить на вопросы, тесты

7

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом. Л/р № 3 «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов»

15.10

Урок усвоения новых знаний

1

Клетка одноклеточного организма как самостоятельное живое существо. Разделение клеток многоклеточного организма по функциям.

Умение проводить анализ рисунков, предлагающих поисковую задачу.

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

 Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Устный, письменный

§ 9 учить, ответить на вопросы, тесты

8

Химический состав клетки

22.10

Ком

бинированный

урок

1

Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для клетки и организма.

Выявлять особенности химического состава живых организмов. Работать с рисунком  как источником информации.

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

 Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Устный, письменный

Учить записи в тетради

9

Процессы жизнедеятельности клетки

29.10

Ком

бинированный

урок

1

Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение.

Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, цитоплазмы, оболочки). Освоение основных правил работы с микроскопом

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

 Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Устный, письменный

Учить записи в тетради

10

Как можно отличить живое от неживого

12.11

Ком

бинированный

урок

1

Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, цитоплазмы, оболочки). Освоение основных правил работы с микроскопом

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

 Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Устный, письменный

§ 5 учить, ответить на вопросы, тесты

11

Что ты знаешь о клеточном строении живых организмов

19.11

Урок системати

зации и обобще

ния зна

ний и уме

ний

1

закрепить знания о строении живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма 

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

 Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Письменный

§ 10 учить, ответить на вопросы, тесты

12

Как идет жизнь на Земле

26.11

Урок усвоения новых знаний

1

Продолжительность жизни разных организмов.Экспериментальные доказательства появления живого от неживого.

Знать:  о значении благоприятных природных условий для жизни организма;

сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.

в

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух

Устный, письменный

§ 11 учить, ответить на вопросы, тесты

13

Как размножаются живые организмы

3.12

Ком

бинированный

урок

1

Половое и бесполое размножение. Мужские и женские гаметы. Развитие зародыша.

Знание роли организмов разных царств живой природы в круговороте веществ

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД:: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение

Устный, письменный

§ 12 учить, ответить на вопросы, тесты

14

Как размножаются животные

10.12

Ком

бинированный

урок

 1

Бесполое и половое размножение у животных. Половое и бесполое размножение гидры. Обоеполые организмы. Миф о Гермафродите

Проводить сравнение полового и бесполого размножения у животных на примере гидры,используя таблицы и рисунки учебника. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.)

Познавательные УУД: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради.

Личностные УУД: знание основных составляющих здорового образа жизни.

Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение

Устный, письменный

§ 13 учить, ответить на вопросы, тесты

15

Как размножаются растения. Л/р № 4 «Изучение строения семян»

17.12

Ком

бинированный

урок

 1

Цветок, плод, семя – органы, служащие для размножения растений. Понятие о половом размножении цветковых растений.

Уметь объяснять, для чего нужны растению цветок, плод, семя, познакомиться со способами размножения растений, научиться самостоятельно проводить лабораторную работу

Познавателъные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно - следственных связей.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

§ 14 учить, ответить на вопросы, тесты

16

Контрольная работа № 1

24.12

Ком

бинированный

урок

 1

Закрепление изученного материала

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп

Устный, письменный


17

Могут ли растения производить потомство без помощи семян

17.01

Урок системати

зации и обобще

ния зна

ний и уме

ний

1

Бесполое размножение растений: частями стебля, корня, листьями, усами. Знакомство с комнатными растениями, размножающимися без помощи семян.

Объяснение особенностей размножения растений частями тела. Использование на практике полученных знаний

Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Устный, письменный

§ 15 учить, ответить на вопросы, тесты

18

Как питаются растения

24.01

Ком

бинированный

урок

1

Значение солнечного света в жизни растений. Образование хлорофилла на свету. К.А.Тимирязев о значении зелёных растений на Земле.

Умение объяснять роль света и хлорофилла в жизни растений. Комментировать высказывания ученых по изучаемой проблеме.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопррсы.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Устный, письменный

§ 17 учить, ответить на вопросы, тесты

19

Только ли лист кормит растение

31.01

Ком

бинированный

урок

 1

Роль корней в жизни растений. Корень – орган минерального питания. Экспериментальное доказательство содержания в почве минеральных солей. Растения-хищники

Знание значения корней в жизни растения. Соблюдение правил поведения в кабинете биологии

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты.

 Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. 

Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

Устный, письменный

§ 18 учить, ответить на вопросы, тесты

20

Как питаются разные животные

7.02

Ком

бинированный

урок

 1

Питание животных и человека готовыми органическими веществами. Понятие о растительноядных, хищниках и паразитах. Разнообразие приспособлений у животных, питающихся разной пищей.

Наблюдение за питанием домашних животных.

Знать: значение понятий «хищник», «паразит», «растительноядное животное».

Уметь проводить наблюдение за живыми объектами.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД:: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение

Устный, письменный

§ 19 учить, ответить на вопросы, тесты

21

Как питаются паразиты

14.02

Урок комплексного при

менения зна

ний и уме

ний

1

Многообразие паразитов. Приспособленность паразитов к обитанию в организме хозяина. Паразитизм как способ питания. Роль паразитов в регулировании численности других организмов.

Определять понятия «паразит», «паразит – хозяин». Выделять общие признаки паразитов.

Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, арументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Устный, письменный

§ 20 учить, ответить на вопросы, тесты

22

Одинаково ли питаются разные живые организмы

21.02

Ком

бинированный

урок

1

 Способы  питания животных и ратсений

Роль зеленого листа и корня в питании растений. Способы  питания животных

Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, рабо-тать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Устный, письменный

§ 21 учить, ответить на вопросы, тесты

23

Контрольная работа № 2

28.02

Урок системати

зации и обобще

ния зна

ний и уме

ний

1

Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, рабо-тать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Устный, письменный


24

Нужны ли минеральные соли животным и человеку

4.03

Урок усвоения но

вых зна

ний

1

Пути поступления минеральных солей в организм растений, животных и человека. Минеральные соли, необходимые человеку. Борьба с загрязнением почвы, воды ,продуктов питания.

Применение знаний о нитратах в повседневной жизни при использовании овощей в пищу.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе.

Регулятивные УУД: развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Устный, письменный

§ 22 учить, ответить на вопросы, тесты

25

Можно ли жить не питаясь

11.03

Ком

бинированный

урок

 1

Пища – источник энергии, необходимой для жизни. Растительная пища – источник энергии для растительноядных животных. Процесс питания как процесс получения энергии.

Знание понятий «хищник», «паразит», «растительноядный». Составление пищевых связей.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД:

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД. 

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

Устный, письменный

§ 24 учить, ответить на вопросы, тесты

26

Можно ли жить без воды

18.03

Урок комплексного при

менения зна

ний и уме

ний

 1

Вода – необходимое условие жизни, составная часть всех живых организмов. Вода  - растворитель веществ ,входящих в состав живого организма. Испарение воды листьями. Охрана воды – условие сохранения жизни на Земле.

Важность воды в жизни организмов. Объяснение необходимости охраны воды, используя доказательства полученные на уроке.

Познавательные УУД. умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

§ 23 учить, ответить на вопросы, тесты

27

Как можно добыть энергию для жизни

25.03

Ком

бинированный

урок

 1

 Взаимосвязь способов питания растений и животных с их строением и образом жизни.

Активное передвижение – свойство животных. Разнообразие способов передвижения животных. Движение органов растения. Активное передвижение как способ добывания пищи – источника энергии, необходимой для жизни.

Сравнительная характеристика свободноживущего червя  и червя-паразита

Наблюдение за движением домашних животных. Фиксирование результата эксперимента, выводы.

Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, арументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Устный, письменный

§ 25 учить, ответить на вопросы, тесты

28

Зачем живые организмы запасают питательные вещества

14.04

Ком

бинированный

урок

 1

Значение запасных питательных веществ для жизнедеятельности организма. Зависимость расхода энергии от образа жизни. Активный и пассивный отдых. Расход питательных веществ в процессе роста и развития организма. Понятия о росте организма за счет деления клеток. Потребность каждой живой клетки в питательных веществах – источниках энергии

Знание значения пищи как источника энергии. Аргументирование знаний об общих свойствах живых организмов.

Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, арументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

 Устный, письменный

§ 26 учить, ответить на вопросы, тесты

29

Можно ли жить и не дышать

21.04

Ком

бинированный

урок

1

Дыхание – общее свойство живого. Понятие о газообмене. Роль органов дыхания в обеспечении процесса газообмена.

Экспериментальное доказательство отличия состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Приспособленность  животных и растений к получению необходимого для их жизни кислорода. Дыхание как способ добывания энергии. Расход клетками кислорода и питательных веществ. Практическое применение знаний о взаимосвязи процессов питания и дыхания с движением организма

Знать: Понятие «газообмен» и роль органов дыхания в обеспечении газообмена. Приведение примеров приспособления живых организмов к получению кислорода, необходимого для добывания клеткой энергии.

Познавательные УУД. умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Устный, письменный

§ 27 учить, ответить на вопросы, тесты

30

Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов

28.04

Ком

бинированный

урок

1

Знать: Общие свойства живых организмов. Приведение примеров методов изучения живого. Значение биологического разнообразия на Земле.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Устный, письменный

§ 28 учить, ответить на вопросы, тесты

31

Повторение «Строение живых организмов»

5.05

Урок комплексного при

менения зна

ний и уме

ний

1

Знать:

Живые организмы, приспособления живых организмов к различным средам и условиям обитания

Познавательные УУД: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради.

Личностные УУД: знание основных составляющих здорового образа жизни.

Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение

Презентации

32

Повторение «Жизнедеятельность живых организмов»

12.05

Урок системати

зации и обобще

ния зна

ний и уме

ний

 1

Уметь:

Называть общие свойства живых организмов.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя

Устный, письменный

Презентации

33

Итоговая контрольная работа

19.05

урок контроля знаний и умений

1

Повторение изученногоматериала

34-35

Повторение и обобщение

    26.05

Урок коррекции знаний умении и навыков

2

Личностные УУД. Анализировать  содержания заданий и форм подготовки отчёта о провёденной работе. Регулятивные УУД. Принимать участие в составлении и обсуждении «кодекса поведения» в природе (с учётом местных условий).

Повторение изученногоматериала

Итого: 35 часов

Из них:

Лабораторных работ - 4

Контрольных работ - 3

Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися.

Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения живых организмов.

Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации,

по строении выводов с учётом выполненных наблюдений. Живые объекты следует содержать в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.

Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.

В комплект технических и информационно-коммуниативных средств обучения входят: аппаратура для записей и воспроизведения аудио- и видеоинформации, компьютер,

мультимедиапроектор, интерактивная доска, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в Интернет.

Использование экранно-звуковых и электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения; формировать ИКТ- компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности: при подготовке к ЕГЭ обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса биологии, формировании универсальных учебных действий, по строении индивидуальной образовательной программы.

Комплекты печатных демонстрационных пособий:

(таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов).

Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ.

Натуральные объекты:

Гербарии

Основные группы растений

Сельскохозяйственные растения

Растительные сообщества

Коллекции

Голосеменные растения

Семена и плоды

Чучела позвоночных животных

Рыба, голубь, сорока, крыса

Комплекты микропрепаратов

Ботаника I

Ботаника II

Зоология

Анатомия

Объёмные модели

Гидра

Строение корня

Строение листа

Стебель растения

Цветок

Рельефные таблицы

Строение лёгких

Магнитные модели-аппликации

Классификация растений и животных

Строение и разнообразие простейших

Строение и размножение гидры

Циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня

Развитие насекомых с полным и неполным превращением

Разнообразие беспозвоночных

Развитие костной рыбы и лягушки

Развитие птицы и млекопитающего (человека)

Наборы муляжей

Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы

Приборы

Демонстрационные

Для демонстрации водных свойств почвы

Для демонстрации всасывания воды корнями растений

Для обнаружения дыхательного газообмена у растений

и животных

Раздаточные

Для сравнения содержания СО2 во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе

Лупа ручная

Лупа препаровальная

Микроскоп

Посуда и принадлежности для опытов

Демонстрационные

Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ (КДОБУ)

Штатив лабораторный (ШЛб)

Доска для сушки посуды

Столик подъёмно-поворотный с двумя плоскостями

Лабораторные

Набор препаровальных инструментов

Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ)

Спиртовка лабораторная литая

Печатные пособия

Демонстрационные

Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения.

Комплект таблиц «Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений»

Комплект таблиц «Зоология 1. Беспозвоночные»

Комплект таблиц «Зоология 2. Позвоночные»

Комплект таблиц «Человек и его здоровье 1. Уров ни организации человеческого организма»

Комплект таблиц «Человек и его здоровье 2. Регуляторные системы»

Портреты биологов

Раздаточные

Комплект таблиц «Разнообразие животных. Птицы»

Комплект таблиц «Разнообразие животных. Млекопитающие»

Комплект таблиц «Биосфера — глобальная экосистема.

Вмешательство человека»

Комплект таблиц «Экосистема — экологическая единица окружающей среды»

Дидактические материалы

Карточки с заданиями, тесты

Экранно-звуковые средства обучения

Учебные видеофильмы

«Анатомия — 1,2,3,4», «Биология — 1,2,3,4,5», «Первая медицинская помощь»

Слайд-альбомы

«Млекопитающие»«Птицы», «Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся», «Человек и его здоровье», «Экология»

Транспаранты

«Зоология. Млекопитающие»

«Зоология. Птицы»

«Культурные растения»

«Размножение и развитие»

«Человек и его здоровье. Дыхание»

«Адаптация организма к средам обитания»

                 Планируемые результаты изучения курса «Биология 5 класс»

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных

учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

В структуре планируемых результатов выделяются:

ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов;

планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи:

 - характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

 - ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Учащийся: получит возможность научиться:

 соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

 выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной фор мы в другую;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Темы проектов:

«Удивительный микромир»

«Клетка - современный мегаполис»

«Паразиты внутри нас»

Дополнительная литература для учителя:

Закон РФ «Об образовании»;

ФГОС (базовый уровни);

Примерной программы по биологии (базовый уровнь);

Требования к оснащению учебного процесса по биологии;

Федеральный перечень учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе Рабочая программа ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Вентана-Граф 2012

Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова Биология: 5–9 классы : программа. — М. : Вентана-Граф, 2012. — 304 с.

Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;

«Опорные конспекты по биологии». Москва, «ИНФРА-М», 2000

Сухова Т.С. «Биология. Тесты. 6 -11 классы». Москва, «Дрофа», 2000

Дополнительная литература для учащихся:

Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.

Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.

Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.

Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.

Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.

Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.

«Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;

«Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001.

Интернет-ресурсы:

http://festival.1september.ru/

http://www/science.up-lif.ru/biologiya-6-klass.html

http://www/science.up-lif.ru/biologiya-7-klass.html

http://www/science.up-lif.ru/biologiya-8-klass.html

                                                                                      Контрольные и практические работы

№ п/п

Вид контроля

                                     Тема

Дата проведения

1

Лабораторная работа № 1

 «Знакомство с микроскопом»

2

Лабораторная работа № 2

 «Приготовление микропрепарата»

3

Лабораторная работа № 3

 «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов»

4

Лабораторная работа № 4

«Изучение строения семян»

5

Контрольная работа № 1

6

Контрольная работа № 2

7

Контрольная работа № 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...