Методические рекомендации по формированию умений учащихся оказывать первую помощь в теме «Дыхательная система» на основе применения интерактивного обучающего тренажера «Максим III»
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Формирование умений проводить сердечно-легочную реанимацию - необходимое умение для каждого человека в настоящее время. На уроках биологии данные умения возможно формировать при использовании обучающих тренажеров (например интерактивного обучающего тренажера"Максим III"). Данный тренажер возможно применять на уроках на этапах изучения нового материала, при закреплении и контроле знаний и умений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Абдуллина Полина Владимировна,
Учитель биологии школы № 77 с углубленным изучением химии
г. Санкт-Петербурга
Методические рекомендации по формированию умений учащихся оказывать первую помощь в теме «Дыхательная система» на основе применения интерактивного обучающего тренажера «Максим III»
В настоящее время во ФГОС имеются указания о необходимом владении учащимися умений оказывать помощь пострадавшим. Современное школьное биологическое образование обладает возможностями формировать такие умения у школьников.
Использование тренажеров для отработки приемов реанимации пострадавшего (при нарушениях работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы) обязательно при обучении навыкам оказания первой помощи.
На уроках биологии по отработке умений в теме «Дыхательная система» необходимо использовать интерактивные обучающие тренажеры, так как только с помощью них учитель может формировать у учащихся умения оказывать первую помощь при нарушениях сердцебиения и остановке дыхания в ситуации, приближенной к реальным условиям.
Тренажер «Максим III» предназначен для обучения и отработки навыков оказания первой доврачебной помощи (сердечно-легочной реанимации). Тренажер позволяет проводить следующие действия:
- определять состояние пострадавшего;
- НМС;
- ИВЛ способами «изо рта в рот» и «изо рта в нос»;
- имитировать состояние пострадавшего (пульс, зрачки и т.д.).
Контролировать:
- правильность положения головы и состояние поясного ремня;
- правильность проведения НМС;
- достаточность воздушного потока при проведении ИВЛ;
- правильность проведения тестовых режимов реанимации пострадавшего одним или двумя спасателями;
- пульс на сонной артерии;
- состояние зрачков у пострадавшего.
Тренажер оснащен электронным пультом контроля-управления со световой индикацией и настенным демонстрационным табло. С помощью пульта контроля-управления выбирается режим работы, определяется положение головы, состояние поясного ремня, достаточность вдуваемого воздуха, усилие компрессии при НМС, наличие пульса, состояние зрачков, положение рук при НМС и правильность проведения реанимации одним или двумя спасателями. На настенном демонстрационном табло изображен торс человека со световой индикацией, как на пульте контроля – управления, отображающей действия по реанимации пострадавшего.
Использовать тренажер возможно либо в учебном режиме (позволяет отрабатывать отдельные навыки реанимации, сопровождается звуковыми подсказками), либо в четырех тестовых режимах (имитация реанимации пострадавшего за 1 минуту, ошибки фиксируются – горит красный сигнал на пульте и табло в соответствующем месте): режим реанимации одним спасателем – 2(ИВЛ):15(НМС), режим реанимации двумя спасателями – 1(ИВЛ):5(НМС); режимы, рекомендованные Европейским советом по реанимации: режим реанимации в случае невозможности определения времени нахождения пострадавшего в состоянии клинической смерти – 2(ИВЛ):30(НМС), режим реанимации в случае, если пострадавший находится в состоянии клинической смерти не более 1 минуты, или оно наступило при оказывающем помощь – 30(НМС):2(ИВЛ).
Данный тренажер возможно использовать при изучении нового материала, при закреплении и даже контроле. Учителю, объясняя новый материал, необходимо использовать тренажер для демонстрации выполнения действий оказания первой доврачебной помощи при поражении органов дыхания. При этом использовать учебный режим работы тренажера, чтобы показать ученикам не только правильное выполнение мер по спасению человека, но и типичные ошибки, которые совершают многие (например, неправильное запрокидывание головы, положение рук при НМС, недостаточное или чрезмерное нажатие на грудину при НМС, и т.д.). Учебный режим позволяет учителю останавливаться и повторять то, что не понятно ученикам.
Кроме демонстрации, при изучении нового материала учитель может проводить лабораторные работы. Это осуществимо, если в школе есть 2-3 обучающих интерактивных тренажеров. Класс при этом необходимо поделить на группы и дать каждой группе инструктивные карточки с порядком выполнения лабораторной работы на тренажере «Максим III» (см. приложение). Предварительно учитель объясняет, какие травмы могут случиться, и кратко излагает, как оказать помощь пострадавшему; подключает каждый тренажер к компьютеру, пульту контроля-управления и демонстрационному табло.
На этапе закрепления мы рекомендуем использовать тренажер «Максим III» в тестовом режиме для отработки умений оказывать первую доврачебную помощь. Учитель при этом может создавать ситуационные задачи. Например:
1. Вы выгуливали собаку по парку под дождем. Но вскоре началась гроза. Вы поспешили домой, но увидели человека, который прятался под деревом, и в этот момент в него ударила молния. Определите состояние пострадавшего и окажите ему первую доврачебную помощь.
2. Вы с друзьями отправились в поход. Но данной местности, а также опасностей, которые здесь подстерегают, никто из вас не знал, поэтому два человека попали под оползень, и их завалило землей. Вам с товарищами удалось их вытащить. Определите состояние пострадавших и окажите первую доврачебную помощь.
Закрепление материала тоже может осуществляться в группах, если есть достаточное количество тренажеров. Учитель в данном случае оценивает работу всей группы, наблюдает за ходом оказания первой доврачебной помощи на тренажере. Результатом данной деятельности может быть заполнение рабочих листов, где учащиеся отмечают, какие повреждения у пострадавшего в конкретной ситуации, порядок выполнения первой доврачебной помощи, и ошибки, которые они совершили при выполнении работы.
Как уже говорилось выше, тренажер «Максим III» можно применять и при контроле сформированности умений у учащихся. Безусловно, учитель в силу нехватки времени не может проверить умения по оказанию первой доврачебной помощи при поражении органов дыхания у всего класса, но опросить некоторых учеников вполне возможно. Вызвав одного ученика, учитель должен организовать работу остального класса (например, решение тестов, письменные ответы на вопросы или на ситуационные задачи по теме: первая доврачебная помощь при поражении органов дыхания).
Подведя итог, можно сделать вывод, что использование тренажера сердечно-легочной и мозговой реанимации является неотъемлемой частью формирования у учащихся умений по оказанию первой доврачебной помощи при нарушении сердечно-легочной деятельности человека. При работе с тренажером, был выявлен один недостаток: тяжело осуществлять НМС – нажатие на грудину должно быть достаточно сильное и многие школьники, вероятно, не справятся с этим. С другой стороны, в реальной жизни, спасая человека, им с такой же силой придется осуществлять компрессионные толчки. Несмотря на небольшой недостаток, тренажер, имеет явные положительные стороны: позволяет наглядно показать все действия, входящие в состав умения; имеет четкий алгоритм выполнения действий; позволяет увидеть ошибки при отработке умений или убедиться в правильности выполнения умений; ситуация спасения при этом приближена к реальным условиям.
Приложение
Лабораторная работа «Отработка первой помощи при поражении органов дыхания» на тренажере «Максим III»
Цель работы: научиться определять клиническую смерть пострадавшего, подготавливать пострадавшего к проведению ИВЛ и НМС, проводить ИВЛ и НМС, объяснять действия спасателей при совершении реанимации.
Оборудование: тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации «Максим III» (торс).
Ход работы:
- Выберите учебный режим работы тренажера на компьютере или на пульте контроля-управления.
- Произведите, используя тренажер, порядок действий (5 этапов):
- проверить состояние пострадавшего (проверить наличие пульса и состояние зрачков);
- подготовить пострадавшего к проведению ИВЛ (освободить дыхательные пути, запрокинуть голову, расстегнуть ремень);
- провести ИВЛ;
- провести НМС;
- обнаружить включение пульса.
- Выключите кнопку «Пуск». Нажмите на мониторе компьютера кнопку «В начало» или на кнопку «Сброс» на пульте контроля-управления.
- Пройдите учебный режим еще раз.
- Запишите в тетради основные этапы оказания первой доврачебной помощи при клинической смерти, а также соотношение ИВЛ и НМС при реанимации одним или двумя спасателями, и рекомендованные режимы спасения Европейским Советом по реанимации.
- Выберите тестовый режим работы тренажера одним спасателем на компьютере или на пульте контроля-управления (выполняет один человек из группы, остальные следят за правильностью выполнения).
- После окончания теста результат сохраните, нажав на кнопку «Сохранить».
- Рассмотрите сохраненные результаты, обсудите в группе совершенные ошибки.
- Нажмите на мониторе компьютера кнопку «В начало» или на кнопку «Сброс» на пульте контроля-управления.
- Выберите тестовый режим работы тренажера двумя спасателями на компьютере или на пульте контроля-управления (выполняют два человека из группы, остальные следят за правильностью выполнения).
- Повторите пункты 7-9.
- Ответьте на следующие вопросы в тетради:
а) Чтобы выявить состояние пострадавшего, где вы будете проверять наличие пульса?
б) Чем биологическая смерть отличается от клинической?
в) Для чего необходимо запрокинуть голову пострадавшему перед проведением ИВЛ?
г) Как при проведении НМС должны располагаться руки того, кто осуществляет реанимацию?
д) Почему при НМС необходимо нажимать на грудину так, чтобы при этом она должна прогибаться не больше и не меньше, чем 4-5 см?
е) Почему нельзя выполнять искусственный вдох одновременно с компрессионными толчками?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по формированию у обучающихся умения решать основные виды логарифмических неравенств
В работе рассмотрены основные виды логарифмических неравенств, даны методические рекомендации по обучению учащихся решению логарифмических неравенств разными способами....
Методические рекомендации по формированию умений учащихся написанию эссе на уроках истории и обществознания
Методические рекомендации по формированию умений учащихся написанию эссе на уроках истории и обществознания...
Методические рекомендации по формированию знаний, умений и практических навыков учащихся на уроках информатики в классах информационно-технологического профиля
Статья содержит методические рекомендации по формированию знаний, умений и практических навыков учащихся на уроках информатики в классах информационно-технологического профиля...
«Формирование исследовательских умений учащихся 8-9 кл. в курсе отечественной истории на основе проблемного обучения».
Исследовательская работа...
Авторский учебный задачник "Методические рекомендации по организации самостоятельной работы в 9 классе по теме «Города США» (на основе УМК «Счастливый английский.ру / Happy English.ru (К.И.Кауфман, М.Ю.Кауфман)"
Авторский учебный задачник – дополнительное учебное пособие, содержащее дополнительные упражнения и методические рекомендации для учителя, составлен для организации самостоятельной работы учащихся в 9...
Состояния, при которых оказывается первая помощь
Состояния, при которых оказывается первая помощь...
Методические рекомендации по формированию графических знаний и умений у учащихся на уроках технологии в общеобразовательной школе
Растущий объем инженерной документации и сложность современного производства приводят к тому, что современное поколение должно обладать более глубокими знаниями в области графики, все больше возрастае...