методическая разработка урока "Стадии антропогенеза"
план-конспект урока по биологии (9, 11 класс) на тему
Методическая разработка урока биологии для 9 или 11 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_stadii_antropogeneza.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока
«Свет будет пролит на происхождение человека и его историю» Ч.Дарвин (эпиграф – на доске)
Этапы урока. Действия учителя | Действия учащихся | Теоретическое обоснование |
На экране видеопроектора появляется коллаж из фотографий учащихся класса 10 лет назад и сейчас Посмотрите, какими вы были 10 лет назад. Как вы думаете, какие факторы повлияли на ваше становление? На предыдущих уроках вы узнали, к какой систематической группе относимся мы с вами. Вспомните, к какой? У вас на столах есть инструктивные карты к уроку, в которых вы сегодня будете работать. Чтобы почувствовать, как важен вклад каждого из Вас в процесс развития человечества, продолжите фразу: «Я – современный человек, который стремится…» и запишите её в инструктивной карте. (фраза – на слайде), после паузы спрашиваю (по желанию) их варианты. У Вас есть все возможности для реализации ваших стремлений. В этом мы сегодня убедимся. На слайде – тема урока «Основные стадии и движущие силы антропогенеза». Следовательно, цель нешего урока – изучить….. Цель нашего урока - изучить основные стадии и движущие силы антропогенеза
Стадия осмысления Сегодня мы с вами – группа ученых-антропологов, изучающих основные стадии и движущие силы антропогенеза. Вспомните, что изучает антропология? Подсказка на слайде: «антропос» - человек, «логос» - наука. Наша задача: изучить основные стадии и факторы антропогенеза и заполнить страницы в «Книге развития человечества». Для этого мы отправляемся в научную экспедицию. В наших исследованиях необходима консультация специалистов, поэтому среди нас есть группы палеоантропологов, врачей, физиологов, социологов и психологов. Сотрудники аналитической группы обобщают результаты наших исследований и оценивают работу групп. У Вас на столах - тексты с заданиями. Вы внимательно читаете, ставите пометки на полях и выполняете задание. На это Вам дается 5 минут. Затем выслушиваете мнение своих коллег и отвечаете на поставленный вопрос. Отвечать у доски можно по 2 человека от группы. Условные обозначения представлены на каждом листе (показываю на экране): Y- уже знал, + - новое, - - не согласен, ? - нужна дополнительная информация. Работа наших научных экспедиций заканчивается, а мы переходим к научной конференции. Пожалуйста, группа палеоантропологов, побывавшая в Южной Африке. Следующий отчет представляет группа палеоантропологов с острова Ява. Заслушаем результаты исследования в долине реки Неандерталь в Германии. А теперь узнаем о раскопках в гроте Кро Маньон во Франции. Давайте сравним параметры современного человека вместе с группой физиологов, проводившей антропометрические измерения. Группа врачей исследовала влияние различных факторов на проявление мультифакториальных заболеваний у человека. Группа социологов на примере героя книги Киплинга «Маугли» рассматривала действие социальных факторов. Аналитическая группа подводит итог нашей научной конференции. Вывод: В результате научной экспедиции мы подтвердили существование следующих стадий антропогенеза: 1. Предшественники человека – австралопитековые; 2. Древнейшие люди – архантропы; 3. Древние люди – палеоантропы (неандертальцы); 4. Ископаемые люди современного анатомического типа – неоантропы (кроманьонцы). В процессе исследования мы выявили основные факторы антропогенеза. (на слайде) Разделите эти факторы на 2 группы. Какие группы мы выявили? Факторы антропогенеза Естественный отбор Наследственная изменчивость Изоляция, динамика численности и дрейф генов в популяции трудовая деятельность речь общественная жизнь сознание Как вы считаете, какая группа факторов сейчас играет ведущую роль в эволюции человека? Давайте посмотрим на результат действия биологических и социальных факторов. Кого из этих известных людей Вы узнали? На экране появляются фотографии известных людей разных рас: монголоидной – Брюс Ли, Ванесса Мей; европеоидной – шведская группа «АББА», Вилли Хаапасало. Мы знаем этих людей благодаря их социальной значимости. А представленные здесь три расовые группы возникли благодаря биологическим факторам – изоляции и адаптации к климатическим условиям. Различия между расами заключаются в морфологических признаках. В результате смешения рас – метисации - эти различия постепенно исчезают, и вскоре расы объединятся в единую всепланетную расу. Подумайте, может ли житель ХХI века в той или иной степени повлиять на процесс эволюции, например, на формирование признаков будущих поколений? Какие действия позволяют наиболее эффективно использовать резервы организма, а какие повлияют негативно? Факторы, влияющие на продолжительность и качество жизни человека: Рациональное питание Никотиновая зависимость Занятия спортом Гармонизация отношений Стрессовые ситуации Общение с природой Забота о близких людях Алкогольная зависимость Экологически обоснованное поведение Потребительское отношение к жизни Очевидно, что на современном этапе антропогенеза на наше развитие преимущественно влияют социальные факторы, а степень их влияния во многом зависит от нас самих. Мы изучили основные этапы и факторы антропогенеза и заполнили страницы в «Книге развития человечества». Наше исследование подошло к концу. Какие новые термины вы узнали? Антропология Австралопитек Антропогенез Питекантроп Акселерация Неандерталец Грацилизация Кроманьонец Расы Архантроп Метисация Палеоантроп Импринтинг Неоантроп
Рефлексивно-оценочный этап: Давайте напишем «Послание нашим потомкам» в стиле телеграммы, то есть очень кратко. Оно не должно содержать более 20 печатных знаков. Как и любое послание, оно запечатывается и ждет адресата. Складываем в общий конверт, читаем 3-4 послания (по выбору) и запечатываем на 10 лет. Надеюсь, это будут Ваши здоровые и любимые дети. Ведь Вы сделаете все возможное для их будущего. Домашнее задание: Синквейн, эссе, сочинение-миниатюра по теме: «Эволюция» «Человечество» «Развитие» «Будущее человечества» «Человек ХХI века: каким я его представляю» Итог урока По шкале, представленной на обороте инструктивной карты, оцените свой познавательный интерес и своё настроение на уроке. Вы показали себя опытными и эрудированными исследователями и интересными собеседниками. На память о нашем исследовании я дарю вам закладки для учебника биологии с примером написания синквейна на тему «Человечество». Спасибо, до свидания. | Варианты: воспитание, образ жизни, привычки, социальное положение родителей, место проживания, питание, и т.д. Ответ: человек разумный разумный (или современные люди, Homo sapiens) Записывают фразу. Варианты: Быть разумным Беречь природу К совершенству Делать добро Учащиеся формулируют цель урока Ребята знакомятся с информационными листами, делают пометки в тексте, выполняют исследовательские и творческие задания, оформляют таблички с названиями факторов антропогенеза. Прием: чтение с пометами «Инсерт». Учащиеся работают в исследовательских группах. Каждая группа размещает таблички с изображением стадий развития человека и факторами антропогенеза на листах «Книги развития человечества» и комментирует свой ответ. Ребята отвечают у доски и прикрепляют изображения стадий развития человека
Биологические и социальные факторы Социальные, но жизнедеятельность каждого отдельного человека подчинена биологическим законам. Вывод записывают в информационной карте. По ходу демонстрации слайдов ребята называют имена представителей разных рас. Расставляют знаки в инструктивных картах. Комментируют свой выбор Записывают вывод Обращают внимание на таблички с терминами на доске и повторяют их Учащиеся пишут послания (не более 1 предложения), зачитывают вслух (по желанию) Записывают задание в инструктивной карте, знакомятся с образцом написания синквейна | Создать положительную мотивацию Анализировать собственные знания Метод: беседа, активизация жизненного опыта Постановка учебной задачи Формирование познавательной мотивации Создание проблемной ситуации и разрешение её в ходе дискуссии Работа в группах: развитие учебно-коммуникатив-ных навыков Организация самостоятель-ной работы на уроке Мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение) Метод активации учебно-познавательной деятельности Формирование эмоциональной мотивации Прием прогнозирова-ния событий Активизация мыслительной деятельности Фронтальная беседа Исследуют степень влияния факторов Дифференциро-ванное задание Оценка своей деятельности и работы одноклассников |
Инструктивная карта к уроку биологии
Тема: Основные стадии и движущие силы антропогенеза
1). Продолжите фразу: «Я – современный человек, который стремится _____________________________________________________________»
2). Задание для группы палеоантропологов: проанализировав экспонаты археологических экспедиций, определить их принадлежность к стадии антропогенеза.
3). Расставить стадии антропогенеза по порядку:
№ … Архантропы, № … Пралюди, №… Неоантропы, №…Палеоантропы.
4). Обозначьте на схеме биологические и социальные факторы антропогенеза, соединив названия стрелками
Факторы антропогенеза:
Биологические Естественный отбор,
Наследственная изменчивость,
Изоляция,
Динамика численности и дрейф
генов в популяции,
Социальные
Трудовая деятельность,
Речь,
Общественная жизнь,
Сознание
Вывод: Эволюция человека на современном этапе определяется преимущественно действием________________факторов, но жизнедеятельность каждого человека подчиняется _______________законам.
5). Факторы, влияющие на продолжительность и качество жизни человека:
Рациональное питание Никотиновая зависимость
Занятия спортом Гармонизация отношений
Стрессовые ситуации Потребительское отношение к жизни
Общение с природой Забота о близких людях Алкогольная зависимость Экологически обоснованное поведение
Вывод: Степень влияния антропогенных факторов во многом зависит от самого_______________.
6). Терминология: антропогенез, расы, метисация, акселерация, грацилизация, импринтинг
7).Домашнее задание___________________________________________________
Инструктивная карта к уроку биологии
Тема: Основные стадии и движущие силы антропогенеза
1). Продолжите фразу: «Я – современный человек, который стремится _____________________________________________________________»
2). Задание для групп физиологов, врачей социологов и аналитической группы: определить, какие факторы влияют на эволюционное развитие человечества.
3). Расставить стадии антропогенеза по порядку:
№ … Архантропы, № … Пралюди, №… Неоантропы, №…Палеоантропы.
4). Обозначьте на схеме биологические и социальные факторы антропогенеза, соединив названия стрелками
Факторы антропогенеза:
Биологические Естественный отбор,
Наследственная изменчивость,
Изоляция,
Динамика численности и дрейф
генов в популяции,
Социальные
Трудовая деятельность,
Речь,
Общественная жизнь,
Сознание
Вывод: Эволюция человека на современном этапе определяется преимущественно действием________________факторов, но жизнедеятельность каждого человека подчиняется _______________законам.
5). Факторы, влияющие на продолжительность и качество жизни человека:
Рациональное питание Никотиновая зависимость
Занятия спортом Гармонизация отношений
Стрессовые ситуации Потребительское отношение к жизни
Общение с природой Забота о близких людях Алкогольная зависимость Экологически обоснованное поведение
Вывод: Степень влияния антропогенных факторов во многом зависит от самого_______________.
6). Терминология: антропогенез, расы, метисация, акселерация, грацилизация, импринтинг
7).Домашнее задание___________________________________________________
Задание для группы палеоантропологов №1:
План работы:
1. Изучите информацию и выполните задание.
2. Ответьте на вопрос: «К какой стадии антропогенеза относился изучаемый вами человек?»
4. Во время ответа прикрепите изображение соответствующей стадии развития человека на схему в «Книге эволюции человечества» на доске и аргументируйте своё решение.
Задание:
При раскопках в Южной Африке Ваша группа обнаружила череп. После реконструкции внешнего облика были установлены следующие признаки:
Период существования на Земле | Рост, см | Вес, кг | Объем головного мозга, 3 см | Особенности |
4,5-6,5 млн лет назад | 150-155 | 40-70 | 500-600 | прямохождение; массивные челюсти; надбровные дуги; стадный образ жизни; охота |
По полученным информационным данным и материалу учебника (стр.272) установите, к какой стадии антропогенеза относится исследуемый предок человека.
Примечание: в учебнике указаны данные для более ранней стадии -предавстралопитеков, поэтому в таблице значения несколько выше.
Терминология: в переводе с латинского «australis» - южный,
по -гречески «pithёkos» - обезьяна.
Задание для группы палеоантропологов №2:
План работы:
1. Изучите информацию и выполните задание.
2. Ответьте на вопрос: «К какой стадии антропогенеза относился изучаемый вами человек?»
4. Во время ответа прикрепите изображение соответствующей стадии развития человека на схему в «Книге эволюции человечества» на доске и аргументируйте своё решение.
Задание:
При раскопках на острове Ява на берегу реки Соло Ваша группа обнаружила череп и орудия труда. После реконструкции внешнего облика были установлены следующие признаки:
Период существования на Земле | Рост, см | Объем головного мозга, 3 см | Особенности |
2 млн лет назад – 200 тыс. лет назад | 160 и более | 800-1200 | Поддержание огня, примитивная речь, простые формы коллективной деятельности |
По полученным информационным данным и материалу учебника (стр.273) установите, к какой стадии антропогенеза относится исследуемый предок человека.
Примечание: в учебнике указаны данные для разных представителей древнейших людей (архантропов), вы можете перечислить всех, но ваша находка подтверждает существование переходной формы от обезьяны к человеку.
Терминология:
по гречески «pithёkos» - обезьяна, а по латыни «antropos» - человек
Задание для группы палеоантропологов №3:
План работы:
1. Изучите информацию и выполните задание.
2. Ответьте на вопрос: «К какой стадии антропогенеза относился изучаемый вами человек?»
4. Во время ответа прикрепите изображение соответствующей стадии развития человека на схему в «Книге эволюции человечества» на доске и аргументируйте своё решение.
Задание:
При раскопках в долине реки Неандерталь вблизи Дюссельдорфа в Германии Ваша группа обнаружила череп, орудия труда и фрагменты примитивных украшений. После реконструкции внешнего облика были установлены следующие признаки:
Период существования на Земле | Рост, см | Объем головного мозга, 3 см | Особенности |
500 - 35 тыс. лет назад | 165-170 | 1200-1400 | Добывание огня, сложные формы коллективной деятельности (загонная охота, постройка жилища, изготовление орудий труда), речь типа лепета, забота о ближних |
По полученным информационным данным и материалу учебника (стр.273-274) установите, к какой стадии антропогенеза относится исследуемый предок человека.
Терминология: культура скребел и наконечников – созданная древними людьми специализация орудий труда (НУКЛЕУС, СКРЕБОК, НАКОНЕЧНИК)
Задание для группы палеоантропологов №4:
План работы:
1. Изучите информацию и выполните задание.
2. Ответьте на вопрос: «К какой стадии антропогенеза относился изучаемый вами человек?»
4. Во время ответа прикрепите изображение соответствующей стадии развития человека на схему в «Книге эволюции человечества» на доске и аргументируйте своё решение.
Задание:
При раскопках в гроте Кро Маньон во Франции Ваша группа обнаружила череп, орудия труда и фрагменты наскальных рисунков. После реконструкции внешнего облика были установлены следующие признаки:
Период существования на Земле | Рост, см | Объем головного мозга, 3 см | Особенности |
40-30 тыс. лет назад | до 180 | 1600 | Отсутствие сплошного надглазничного валика, настоящая речь, развитое мышление, возникновение земледелия, ремесел, искусства, целенаправленной передачи опыта потомкам |
По полученным информационным данным и материалу учебника (стр.275) установите, к какой стадии антропогенеза относится исследуемый предок человека.
Примечание: на данном этапе развитие высшей нервной деятельности способствовало преобладающему действию социальных факторов антропогенеза.
Задание для группы физиологов:
План работы:
1. Изучите информацию и выполните задание (определите среднее арифметическое ростовых показателей в вашей группе и среднее значение окружности головы по линии бровей). Какими процессами обусловлены изменения скелета человека? (см. примечание)
2. Какие новые термины и понятия вы узнали?
3. Ответьте на вопрос: «Какие факторы влияют на эволюционное развитие человека?»
4. Запишите маркером название выявленных вами факторов на табличках (крупно и четко)
Задание:
По данным медицинского кабинета школы № 11 и проведенным измерениям среди учащихся Вашей группы сделайте вывод об изменениях антропометрических параметров школьников в результате наследственной изменчивости и естественного отбора. Предположите, как изменятся эти параметры через 100 лет.
Средний рост и окружность головы выпускника школы в 1908 году, см | Средний рост и окружность головы ученика 11 класса в 2008 году, см | Предполагаемый средний рост и окружность головы человека юного возраста в 2108 году, см |
160/52 |
____/____ |
____/____ |
Примечание:
Акселерация – ускорение развития всего организма (за период с 1900 по 2000 год подростки стали на 15-16 см выше)
Грацилизация – снижение общей массивности скелета, связанное с уменьшением доли физического труда человека
Задание для группы врачей:
План работы:
1. Изучите информацию и выполните задание.
2.Сделайте пометки на полях листа, руководствуясь условными обозначениями (см. ниже). Какие новые термины и понятия вы узнали?
3. Ответьте на вопрос: «Какие факторы влияют на эволюционное развитие человека?»
4. Запишите маркером название выявленных вами факторов на табличках (крупно и четко)
Информация к размышлению:
В результате медицинских исследований было показано, что некоторые группы заболеваний человека относятся к группе мультифакториальных, то есть на 60% вероятность их проявления зависит от наследственных факторов (наличия соответствующих генов), а на 40% - от образа жизни и внешней среды.
Полигенные (мультифакториальные) заболевания:
Сердечно-сосудистые заболевания
Алкоголизм
Эндокринные заболевания
Онкологические заболевания
Психические заболевания
Болезни, связанные с нарушениями обмена веществ.
Вопрос:
Какие рекомендации Вы дадите пациенту, чьи родственники страдали алкоголизмом?
Условные обозначения:
Y- уже знал,
+ - новое,
- - не согласен,
? - нужна дополнительная информация.
Задание для группы социологов:
План работы:
1. Изучив фрагмент популярной книги Редьярда Киплинга «Маугли», сделайте вывод о роли развития сознания, общественной жизни и формирования речи для человека (см. стр.303).
2. Определите, воспитывался ли Маугли в человеческой семье в первый год жизни, или с первых дней существования попал к животным?
3. Какие новые термины и понятия вы узнали?
4. Ответьте на вопрос: «Какие факторы влияют на эволюционное развитие человека?»
4. Запишите маркером название выявленных вами факторов на табличках (крупно и четко)
Дополнительная информация:
Импринтинг (запечатление) – специализированная форма научения, при которой в головном мозге запечатлевается образ того объекта, который первым попал в поле зрения на самом раннем этапе развития (например, родителей).
Примечание:
Вы можете зачитать небольшой фрагмент, чтобы доказать, что в первые месяцы жизни Маугли общался с людьми, и привести пример действия импринтинга.
Задание для аналитической группы:
План работы:
- Внимательно прослушайте выступления и дайте очень краткую оценку эффективности работы всех исследовательских групп, оценивая глубину и четкость изложения, презентативность, творческий подход.
Например:
«Все исследовательские группы смогли грамотно проанализировать научный материал и четко изложить результаты своей работы. Выступления были яркими и интересными».
- Оцените работу конференции в целом и обобщите результат:
«В результате научной экспедиции мы подтвердили следующие _________________антропогенеза:
1. Предшественники человека – австралопитековые;
2. Древнейшие люди – архантропы;
3. Древние люди – палеоантропы (неандертальцы);
4. Ископаемые люди современного анатомического типа – неоантропы (кроманьонцы).
В процессе исследования мы выявили основные факторы
____________________».
- Справилась ли наша научная экспедиция с задачей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс
Примеры дифференцированных заданий для осуществления контроля знаний и подготовки к ГИА по биологии учащихся 9 классов....
Разработка урока "Антропогенез"
Урок проводится по технологии "экспертные группы", что позволяет ребятам самостоятельно находить нужную информацию, оформлять ее тезисно. На данном уроке обучающиеся сами выступают в роли учителей....