Конспект урока "Высшая нервная деятельность"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Урок обобщения и систематизации знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vysshaya_nervnaya_deyatelnost.ppt | 640.5 КБ |
gruppa_1.docx | 13.3 КБ |
gruppa_2_prilozhenie_lyusher.docx | 16.54 КБ |
gruppa_2.docx | 13.19 КБ |
gruppa_3._prilozhenie.docx | 80.05 КБ |
gruppa_4.docx | 15.7 КБ |
gruppa_5.docx | 14.8 КБ |
otkrytyy_urok_vnd_cheloveka_sidorets_29.docx | 391.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Упражнение В течении 1 минуты внимательно прочитайте предложенные слова и постарайтесь запомнить их. В течении 2 минут запишите все слова, которые вам удалось запомнить, в любом порядке. Подсчитайте число правильно написанных слов, за каждое правильное слово начислите себе 1 балл. Полученный результат сравните с таблицей и сделайте вывод.
Сено, ключ, самолёт, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолёт
СТОП
Сено, ключ, самолёт, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолёт
Определение характеристик объёма кратковременной памяти Число баллов Характеристика памяти 6 и меньше Объём памяти низкий. Желательно регулярно тренировать память. 7-12 Объём памяти чуть ниже среднего. 13 - 17 Объём памяти хороший. 18 - 21 Объём памяти отличный. Свыше 21 Ваша память феноменальна
Высшая нервная деятельность Основы поведения человека
Тема урока: «Высшая нервная деятельность человека» Цель урока: Обобщить и систематизировать знания об особенностях высшей нервной деятельности человека
Алгоритм защиты проекта 1.Цель вашего исследования 2. Методика 3. Данные, которые получили 4. Общий вывод
Группа 1. Проверка рефлексов участников группы, определение условных и безусловных Название рефлекса Вид рефлекса Способ вызывания Проявление ответной реакции Способы приобретения Подверженность затуханию Значение Надбровный Короткий удар неврологическим молоточком по краю надбровной дуги Быстрое смыкание век (мигание) Зрачковый на свет Больной смотрит на источник света, глаза открыты; исследующий плотно прикрывает ладонями оба глаза больного, затем быстро отводит руку Сужение зрачка при внезапном освещении его после затемнения Рефлекс Геринга – Брейера Сделать максимально большой вдох Рефлекторный выдох Лимон Понюхать нарезанный лимон Обильное выделение слюны Болевой Уколоть руку иглой (острым карандашом) Отдергивание руки
Группа 1. Проверка рефлексов участников группы, определение условных и безусловных Название рефлекса Вид рефлекса Способ вызывания Проявление ответной реакции Способы приобретения Подверженность затуханию Значение Надбровный Безусловный Короткий удар неврологическим молоточком по краю надбровной дуги Быстрое смыкание век (мигание) Врожденный Не затухает Защитный Зрачковый на свет Безусловный Больной смотрит на источник света, глаза открыты; исследующий плотно прикрывает ладонями оба глаза больного, затем быстро отводит руку Сужение зрачка при внезапном освещении его после затемнения Врожденный Не затухает Защитный Рефлекс Геринга – Брейера Безусловный Сделать максимально большой вдох Рефлекторный выдох Врожденный Не затухает Дыхательный Лимон Условный Понюхать нарезанный лимон Обильное выделение слюны Приобретенный Может затухнуть Пищевой Болевой Условный Уколоть руку иглой (острым карандашом) Отдергивание руки Приобретенный Может затухнуть Защитный
Группа 2. Определить эмоциональное состояние группы с помощью теста Люшера
Группа 3. Определить уровень интеллекта в группе используя краткий IQ-тест, составить план повышения интеллектуальных способностей коллектива Краткий ориентировочный тест (КОТ) где а — количество набранных баллов, в — максимальный балл по тесту (50). Полученный результат анализируется относительно социально–психологического норматива, условно рассматриваемого как 100% выполнения заданий теста и соотносится со шкалой дифференциации:
Группа 4 . Определение преобладающего типа мышления в группе (право- или левополушарные) Правополушарные: обладают конкретным и в то же время образным мышлением. Среди них много художников, артистов, исполнителей эстрадной музыки. Их речь эмоциональна и часто сопровождается жестикуляцией. Они откровенны, непосредственны в эмоциях, доверчивы, внушаемы и даже наивны. Левополушарные: рациональны, склонны к формальной логике, много и охотно пишут, свободно владеют иностранными языками, имеют грамматически правильно построенную речь. Среди них много инженеров, математиков, философов, лингвистов.
Группа 5. Определение преобладающего типа темперамента в группе
Высшая нервная деятельность Рефлекс – это наиболее правильная, чаще всего встречающаяся реакция на раздражители. Все рефлексы, возникающие в организме И.М.Сеченов подразделил на безусловные и условные. Безусловные рефлексы – это рефлексы, приобретенные в течение жизни. Совокупность происходящих в периферической нервной системе процессов, обеспечивающих восприятие и анализ информации, а также наиболее правильную ответную реакцию организма называют сигнальной системой. Животные, в отличие от человека, обладают только второй сигнальной системой. Интеллект характеризуется тремя основными чертами: способностью познавать, всеобщностью и ненаследуемостью. Чем ниже коэффициент IQ , тем выше считаются интеллектуальные способности человека. Существует три основных типа нервной деятельности: сангвиник, меланхолик, холерик. Самый сильный и уравновешенный из них меланхолик.
Высшая нервная деятельность Рефлекс – это наиболее правильная, чаще всего встречающаяся реакция на раздражители. Все рефлексы, возникающие в организме И.П.Павлов подразделил на безусловные и условные. Безусловные рефлексы – это рефлексы, наследуемые с рождения . Совокупность происходящих в центральной нервной системе процессов, обеспечивающих восприятие и анализ информации, а также наиболее правильную ответную реакцию организма называют сигнальной системой. Животные, в отличие от человека, обладают только первой сигнальной системой. Интеллект характеризуется тремя основными чертами: способностью познавать, всеобщностью и наследуемостью. Чем выше коэффициент IQ , тем выше считаются интеллектуальные способности человека. Существует четыре основных типа нервной деятельности: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик. Самый сильный и уравновешенный из них сангвиник .
«С точностью до…» 8ч (в среднем нужно взрослому человеку для сна) 90 мин (каждые 90 мин происходит повторение одного полного цикла сна) 130-140 (уровень IQ у человека, чьи интеллектуальные способности признаются блестящими) 4 (основных типа нервной деятельности - темперамента) 2 (сигнальные системы) 3 (уровня ВНД человека, основные черты интеллекта)
Термин «Высшая нервная деятельность» впервые введён в науку И.П.Павловым , считавшим его эквивалентным понятию психическая деятельность . Все формы психической активности, включая мышление и сознание человека, И.П.Павлов считал элементами высшей нервной деятельности.
Рефлексия «Инсерт» «!» - это мне известно; «+»- это для меня ново; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопросы.
Домашнее задание Повторить основные понятия по теме «Высшая нервная деятельность», Составить тест по теме «Высшая нервная деятельность», Написать мини-эссе «Правила здоровой психики».
Предварительный просмотр:
Группа № 1. ________________________________________________________________________________________
Задание: Проверить на участниках группы рефлексы и определить, какие из них являются условными, а какие безусловными.
Цель:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Название рефлекса | Вид рефлекса | Способ вызывания | Проявление ответной реакции | Способы приобретения | Подверженность затуханию | Значение |
Надбровный | Короткий удар неврологическим молоточком по краю надбровной дуги | Быстрое смыкание век (мигание) | ||||
Зрачковый на свет | Больной смотрит на источник света, глаза открыты; исследующий плотно прикрывает ладонями оба глаза больного, затем быстро отводит руку | Сужение зрачка при внезапном освещении его после затемнения | ||||
Рефлекс Геринга – Брейера | Сделать максимально большой вдох | Рефлекторный выдох | ||||
Лимон | Понюхать нарезанный лимон | Обильное выделение слюны | ||||
Болевой | Уколоть руку иглой (острым карандашом) | Отдергивание руки |
Предварительный просмотр:
Группа 2 (приложение)
Интерпретация цветных пар по Люшеру
Первый цвет | Второй цвет | Интерпретация цветных пар |
Синий | Зеленый | чувство удовлетворенности, спокойствия, стремление к спокойной обстановке, нежелание участвовать в конфликтах, стрессе. |
Красный | чувство целостности, активное и не всегда осознанное стремление к тесным отношениям. Потребность во внимании со стороны других. | |
Фиолетовый | небольшое беспокойство, потребность в тонком окружении, стремление к эстетическому. | |
Желтый | состояние, близкое к стрессу, эмоциональные негативные переживания, чувство беспомощности. | |
Коричневый | чувство беспокойства, страх одиночества, стремление уйти от конфликтов, избежать стресса. | |
Черный | негативное состояние, стремление к покою, отдыху, неудовлетворенность отношением к себе, негативное отношение к ситуации. | |
Серый | негативное состояние, потребность освободиться от стресса, стремление к покою, отдыху. | |
Зеленый | Синий | позитивное состояние, стремление к признанию, к деятельности, обеспечивающей успех. |
Красный | активное стремление к успеху, к самостоятельным решениям, преодолению преград в деятельности. | |
Фиолетовый | небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание произвести впечатление. | |
Желтый | небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание супервпечатлений, повышенное внимание к реакциям окружающих на свои поступки. | |
Коричневый | чувство неудовлетворенности, усталости, переоценка значимости отношения к себе со стороны окружающих. | |
Черный | чувство обиды, злости, стремление к жесткости, авторитетности в отношениях. | |
Серый | чувство неудовлетворенности, стремление к признанию, желание произвести впечатление. | |
Красный | Зеленый | деловое возбуждение, активное стремление к цели, преодолению всех трудностей, стремление к высокой оценке своей деятельности. |
Синий | деловое возбуждение, активное стремление к деятельности, впечатлениям, удовольствиям. | |
Фиолетовый | повышенное возбуждение, не всегда адекватная увлеченность, стремление произвести впечатление. | |
Коричневый | негативное настроение, огорчение из-за неудачи, нежелание лишиться благ приятной ситуации. | |
Желтый | деловое, слегка повышенное возбуждение, увлеченность, оптимизм, стремление контактам, расширение сферы деятельности. | |
Черный | негативное настроение злость, стремление уйти из неблагоприятной ситуации. | |
Серый | чувство неудовлетворенности, направленность на рискованное действие. | |
Желтый | Зеленый | настроение в общем положительное, желание поиска первых путей решения стоящих задач, стремление к самоутверждению. |
Синий | настроение в общем положительное, стремление к позитивному эмоциональному состоянию, взаимовыдержке. | |
Фиолетовый | небольшая эйфория, стремление к ярким событиям, желание произвести впечатление. | |
Коричневый | негативное настроение, огорчение и потребность в эмоциональной разрядке и отдыхе. | |
Красный | несколько повышенное деловое возбуждение, стремление к широкой активное | |
Черный | весьма негативное настроение, стремление уйти от любых проблем, склонность к необходимым, малоадекватным решениям. | |
Серый | негативное угнетенное стояние, стремление выйти из неприятной ситуации, четкое представление о том, как это сделать. | |
Фиолетовый | Зеленый | настороженность, желание произвести впечатление. |
Синий | неопределенное настроение, стремление к согласию и гармонии. | |
Желтый | возбуждение, фантазирование, стремление к ярким событиям. | |
Коричневый | возбуждение, направленность на сильные эмоциональные переживания. | |
Красный | некоторое возбуждение, увлеченность, активное стремление произвести впечатление. | |
Черный | негативное состояние. | |
Серый | напряжение, стремление оградить себя от конфликтов, стресса. | |
Коричневый | Зеленый | чувство беспокойства, стремление к строгому контролю над собой, чтобы избежать ошибки. |
Синий | напряжение, страх одиночества, желание уйти из неблагоприятной ситуации. | |
Желтый | утрата веры в положительные перспективы, вероятность необдуманных решений («мне все равно»). | |
Фиолетовый | чувство неудовлетворенности, стремление к комфорту. | |
Красный | активное стремление к эмоциональной разрядке. | |
Черный | негативное состояние, разочарованность, стремление к покою, желание уйти от активности. | |
Серый | весьма негативное состояние, стремление уйти от сложных проблем, а не бороться с ними. | |
Черный | Зеленый | возбуждение, гневное отношение к окружающим, не всегда адекватное упрямство. |
Синий | весьма негативное состояние, стремление уйти от проблем («оставили бы в покое». | |
Желтый | весьма негативное состояние, отчаяние, суицидные мысли. | |
Фиолетовый | напряженность, мечты о гармонии. | |
Красный | сильное возбуждение, возможны аффективные поступки. | |
Коричневый | возбуждение, постановка нереальных задач, стремление уйти от беспокойных мыслей, неблагоприятных ситуаций. | |
Серый | чувство безнадежности, обреченности, стремление сопротивляться всему, неадекватность. | |
Серый | Зеленый | негативное состояние, ощущение враждебности окружающих и желание оградиться от среды. |
Синий | негативное состояние, желание спокойной ситуации. | |
Желтый | негативное состояние, стремление уйти от проблем, а не решать их. | |
Фиолетовый | чувство беспокойства и настороженности, стремление скрыть это чувство. | |
Красный | негативное состояние, возвышенные требования к окружающим, не всегда адекватная активность. | |
Коричневый | весьма негативное стояние, стремление уйти от всего сложного, трудного, от волнения. | |
Черный | весьма негативное состояние, обида, чувство угнетенности, вероятность неадекватных решений. |
Предварительный просмотр:
Группа № 2. ________________________________________________________________________________________
Задание: Определение эмоционального состояния группы с помощью теста цветных пар по Люшеру.
Цель:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инструкция: перемешайте цветные карточки и положите цветовой поверхностью наверх. Выберите из восьми цветов тот, который Вам больше всего нравится. Необходимо выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т. п. Нужно выделить наиболее приятный цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону. Из оставшихся семи цветов выберите наиболее приятный.
Участник | Первый выбранный цвет | Второй выбранный цвет | Преобладающий цвет в группе 1 | Преобладающий цвет в группе 2 | Интерпретация |
Предварительный просмотр:
Группа № 3 Опросник КОТ (приложение). Участник 1_______________________
Основная серия
1. Седьмой месяц года — это:
1 — ИЮНЬ,
2 — ФЕВРАЛЬ,
3 —ИЮЛЬ,
4 — НОЯБРЬ.
2. ТАЛАНТЛИВЫЙ является противоположным по значению слову:
1 — ОДАРЕННЫЙ,
2 — СМЫШЛЕННЫЙ,
3 — ПОСРЕДСТВЕННЫЙ,
4 — УМНЫЙ,
5 — СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ.
3. Какое из приведенных ниже слов отлично от других?
1 — ПОСТОЯННЫЙ,
2 — ПЕРЕМЕНЧИВЫЙ,
3 — НАДЕЖНЫЙ,
4 — НАДЕЖДА,
5 – САМОНАДЕЯННЫЙ.
4. Верно ли то, что сокращение "P. S." означает "постскриптум"?
1 — ДА,
2 — НЕТ.
5. Какое из следующих слов отлично от других?
1 — МАЗАТЬ,
2 — РИСОВАТЬ,
3 — СМОТРЕТЬ,
4 — ИЗОБРАЖАТЬ,
5 — НЕТ ОТЛИЧАЮЩИХСЯ СЛОВ.
6. Слово БЕЗУПРЕЧНЫЙ является противоположным по своему значению слову:
1 — НЕЗАПЯТНАННЫЙ,
2 — ПОРОЧНЫЙ,
3 — НЕПОДКУПНЫЙ,
4 — НЕВИННЫЙ,
5 — КЛАССИЧЕСКИЙ.
7. Какое из приведенных ниже слов относится к слову ТРОГАТЬ, как СЛУШАТЬ к УХО?
1 — СКОЛЬЗКИЙ,
2 — ПРЕДМЕТ,
3 — ЗВУК,
4 — ЛАДОНЬ,
5 — ПРИЯТНЫЙ.
8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными?
| Kushner, H. S. |
Leist, M. E. | Liest, M. E. |
Cubler, R. C. | Cubleir, R. G. |
Schiff, H. S. | Schieff, H. S. |
Zickgrauf, P. E. | Zickgrauf, B. E. |
9. ЧЕТКИЙ является противоположным по смыслу слову:
1 — ЯСНЫЙ,
2 — ОПРЕДЕЛЕННЫЙ,
3 — НЕДВУСМЫСЛЕННЫЙ,
4 — ПОНЯТНЫЙ,
5 — РАСПЛЫВЧАТЫЙ.
10. Торговая фирма закупила несколько видеомагнитофонов за 5500 у. е., а продала их за 7500, заработав на этом по 50 у. е. за видеомагнитофон.
Сколько видеомагнитофонов было перепродано?
Группа № 3 Опросник КОТ (приложение). Участник 2_______________________
11. Слова МАСКА и МАРКА имеют:
1 — сходное значение,
2 — противоположное,
3 — ни сходное, ни противоположное.
12. Три конфеты стоят 27 у. е. Сколько (в у. е.) стоят 2,5 дюжины?
13. Сколько из этих шести пар чисел являются полностью одинаковыми?
4396 |
| 4396 |
66936 |
| 69636 |
987726 |
| 987726 |
4357256 |
| 4357256 |
94467471 |
| 94467471 |
86568652 |
| 86568564 |
14. УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ является противоположным по значению слову:
1 — ИНТЕРЕСНЫЙ,
2 — УДИВИТЕЛЬНЫЙ,
3 — СКУЧНЫЙ,
4 — ИНТРИГУЮЩИЙ,
5 — ОБЫЧНЫЙ.
15. Какое число является наименьшим?
1) 5
2) 0,6
3) 8
4) 34
5) 0,39
6) 4
16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа введите номеp последнего слова.
ЕСТЬ СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВО ЖИЗНИ
1 2 3 4
17. Какой из приведенных ниже рисунков наиболее отличен от других?
1 2 3 4 5
18. Два приятеля нашли 32 гриба. Первый нашел в 7 раз больше, чем второй. Сколько нашел второй?
19. Слова РАССВЕТ и РАСЦВЕТ имеют:
1 — сходное значение,
2 — противоположное,
3 — ни сходное, ни противоположное.
20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответом будет 1, если неправильно — 2.
ДНЯ СОЛНЦА ЗНАМЕНУЕТСЯ КОНЕЦ ВОСХОДОМ.
Группа № 3 Опросник КОТ (приложение). Участник 3_______________________
21. Какие две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл:
1. С родной земли ¾ умри не сходи.
2. Чья земля, того и хлеб.
3. Своя земля и в горсти мила.
4. Один в поле не воин.
5. На чужой сторонушке рад своей воронушке.
22. Какое число должно стоять вместо знака "?":
1 3 7 15 ?
23. Длительность дня и ночи в АПРЕЛЕ почти такая же, как и в:
1 — СЕНТЯБРЕ,
2 — АВГУСТЕ,
3 — НОЯБРЕ,
4 — ИЮЛЕ.
24. Предположим, что первые два утверждения верны.
Тогда заключительное будет:
1 — верно; 2 — неверно; 3 — неопределенно.
Некоторые преступления являются неумышленными деяниями.
Некоторые преступления совершаются подростками.
Все неумышленные деяния совершаются подростками.
25. Автомобиль проходит 75 см. за 3/4 сек. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние (в сантиметрах) он пройдет за 5 сек.?
26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее:
1 — верно; 2 — неверно; 3 — неопределенно.
Боре столько же лет, сколько Маше.
Маша моложе Жени.
Боря моложе Жени.
27. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 200 у. е.
Сколько килограммов фарша можно купить за 80 у. е.?
28. Слова РАССТИЛАТЬ и РАСТЯНУТЬ имеют:
1 — сходное значение,
2 — противоположное,
3 — ни сходное, ни противоположное.
29.
Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было бы получить квадрат.
30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее:
1 — верно; 2 — неверно; 3 — неопределенно.
Саша поздоровался с Машей.
Маша поздоровалась с Дашей.
Саша не поздоровался с Дашей.
Группа № 3 Опросник КОТ (приложение). Участник 4_______________________
31. Автомобиль "Жигули" стоимостью 2400 у.е. был уценен во время сезонной распродажи на 33 1/3 %. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?
32. Какая из этих фигур наиболее отлична от других?
33. На платье требуется 2 1/3 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м?
34. Значения следующих двух предложений:
1 — сходны,
2 — противоположны,
3 — ни сходны, ни противоположны.
Трое докторов не лучше одного.
Чем больше докторов, тем больше болезней.
35. Слова УВЕЛИЧИВАТЬ и РАСШИРЯТЬ имеют:
1 — сходное значение,
2 — противоположное,
3 — ни сходное, ни противоположное.
36. Смысл двух английских пословиц:
1 — схож,
2 — противоположен,
3 — ни схож, ни противоположен.
Швартоваться лучше двумя якорями.
Не клади все яйца в одну корзину.
37. Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 36 у. е. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене за дюжину (в у. е.) ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?
38. Слова ПРЕТЕНЗИЯ и ПРЕТЕНЦИОЗНЫЙ имеют:
1 — сходное значение,
2 — противоположное,
3 — ни сходное, ни противоположное.
39. Если бы полкило картошки стоило 0,0125 долларов, то сколько килограмм можно было бы купить за 50 центов?
40. Один из членов ряда не подходит к другим.
Каким числом Вы бы его заменили?
1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/6
Группа № 3 Опросник КОТ (приложение). Участник 5_______________________
41. Слова ОТРАЖАЕМЫЙ и ВООБРАЖАЕМЫЙ имеют:
1 — сходное значение,
2 — противоположное,
3 — ни сходное, ни противоположное.
42. Сколько соток составляет участок 70 м на 20 м?
43. Следующие две фразы по значению:
1 — сходны,
2 — противоположны,
3 — ни сходны, ни противоположны.
Хорошие вещи дешевы, плохие дороги.
Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое — сложностью.
44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12,5 % случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее сто раз?
45. Один из членов ряда не подходит к другим.
Какое число Вы поставили бы на его место?
1/4 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14
46. Три партнера по акционерному обществу "Интенсивник" решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 $., К. — 3500 $, П. — 2000 $. Если прибыль составит 2400 $, то на сколько меньше прибыли получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?
47. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?
1. Куй железо, пока горячо.
2. Один в поле не воин.
3. Лес рубят — щепки летят.
4. Не все то золото, что блестит.
5. Не по виду суди, а по делам гляди.
48. Значения следующих фраз:
1 — сходны,
2 — противоположны,
3 — ни сходны, ни противоположны.
Лес рубят — щепки летят.
Большое дело не бывает без потерь.
49. Даны развертки пяти геометрических фигур (кубов). Две из них принадлежат одинаковым кубам. Какие?
50. В печатающейся статье 24 000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большего размера на странице умещается 900 слов, меньшего — 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале.
Сколько страниц должно быть напечатано мелким шрифтом?
Предварительный просмотр:
Группа № 4. __________________________________________________________________________________________________
Задание: Определение преобладающего типа мышления в группе (право- или левополушарные)
Цель:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инструкции: выполните следующие манипуляции, и запишите в таблицу результаты в виде букв: Левый – «Л», правый – «П».
Ведущая рука: Переплетите пальцы рук, и вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же палец. Если левый – вы человек эмоциональный, правый – у вас аналитический склад ума.
Ведущий глаз: Попробуйте прицелиться, выбрав себе мишень и глядя на нее через своеобразную мушку – карандаш или ручку. Если зажмурить ведущий глаз, вы заметите, что мишень сместится относительно мушки. Левый ведущий глаз говорит о мягком и уступчивом характере, правый – о твердом, настойчивом, более агрессивном.
Поза Наполеона: Если при переплетении рук на груди сверху оказывается левая рука, вы склонны к кокетству, правая – к простоте и простодушию.
Аплодисменты: Если удобнее хлопать правой рукой, можно говорить о решительном характере, левой – вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение, обдумываете, как лучше поступить, чтобы не обидеть окружающих
Участник | Ведущая рука | Ведущий глаз | Поза Наполеона | Аплодисменты | Интерпретация |
Преобладающий тип мышления в группе |
Группа 4 (приложение) Интерпретация «Правополушарные и левополушарные люди»:
Правополушарные: обладают конкретным и в то же время образным мышлением. Среди них много художников, артистов, исполнителей эстрадной музыки. Их речь эмоциональна и часто сопровождается жестикуляцией. Они откровенны, непосредственны в эмоциях, доверчивы, внушаемы и даже наивны.
Левополушарные: рациональны, склонны к формальной логике, много и охотно пишут, свободно владеют иностранными языками, имеют грамматически правильно построенную речь. Среди них много инженеров, математиков, философов, лингвистов.
ПППП: консервативны, ориентированы на общепринятое мнение. Не любят конфликтовать и сориться.
ПППЛ: нерешительность.
ППЛП: Кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм. Очень контактный тип характера.
ППЛЛ: Близок к ППЛП, но мягче. Наблюдается противоречие между нерешительностью и твердостью.
ПЛПЛ: Слабый и самый редкий тип характера. Беззащитны, подвержены различным влияниям.
ЛППП: Встречается очень часто. Эмоциональны, но не настойчивы в главных жизненных вопросах ( брак, образование и тд, ). Поддаются чужому влиянию, приспосабливаются к различным условиям жизни. Счастливы в друзьях, легко сходятся с людьми.
ЛППЛ: Мягки, наивны. Требуют особого внимательного отношения к себе.
ЛЛПП: Дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов, склонность к самоанализу.
ЛЛЛП: Эмоциональный, решительный и энергичный человек. Часто принимает решения, которые приносят серьезные осложнения. Очень важен допольнительный тормозной механизм.
ЛЛЛЛ: Антиконсервативный тип характера, способный взглянуть на старые вещи по-новому. Наибольшая эмоциональность, эгоизм, упрямство, переходящее в замкнутость.
ЛПЛП: Самый сильный тип характера. Таких людей трудно в чем-либо убедить. Они с трудом меняют свою точку зрения. Но в то же время энергичны, упорно добиваются поставленных целей.
ЛПЛЛ: Очень похож на предыдущий тип характера. Настойчивы в достижении поставленных целей. Неустойчивы, переубедить их порой оказывается невозможо. Склонны к « самокопанию» , с трудом находят себе новых друзей.
ПЛЛП: Мягкий характер. Такие люди « умело конфликтуют», любят путешествовать. Легко находят друзей. Часто меняют свои увлечения.
ПЛЛЛ: Непостоянство и независимость, желание все сделать все самому. Способность анализировать помогает им успешно решать сложные задачи. Обычно мягкие, приятные на первый взгляд, они часто становятся чересчур требовательными и даже жестокими.
Предварительный просмотр:
Группа № 5. __________________________________________________________________________
Задание: Определение преобладающего типа темперамента в группе.
Цель:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инструкция: ответьте на вопросы и занесите результаты в таблицу
«Анкета для выявления особенностей темперамента школьника».
1.Как ты ведешь себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать?
А) Легко включаешься в работу;
Б) Активно действуешь;
В) Действуешь спокойно, без лишних слов;
Г) Действуешь робко, неуверенно.
2.Как ты реагируешь на замечания учителя, родителей?
А) Говоришь, что больше так делать не будешь;
Б) Не слушаешь и поступаешь по-своему, бурно реагируя на замечания;
В) Выслушиваешь молча;
Г) Молчишь, обижен, переживаешь.
3.Как ты обычно разговариваешь с другими детьми в значимых для тебя ситуациях?
А) Быстро, с жаром, но прислушиваешься к высказываниям других;
Б) Быстро, со страстью, других даже не слушаешь;
В) Медленно, спокойно, но уверенно;
Г) С большой неуверенностью.
4. Как ты обычно ведешь себя в необычной обстановке?
А) Легко ориентируешься, проявляешь активность;
Б) Активен, очень возбужден;
В) Спокойно рассматриваешь окружающее;
Г) Робок, растерян.
Теперь посмотрите, каких букв А, Б, В или Г у вас получилось больше.
- А - сангвиник.
- Б - холерик.
- В - флегматик.
- Г - меланхолик.
Однако, в чистом виде они встречаются редко, чаще у людей проявляются черты 2 -3 темпераментов.
Участник | 1 | 2 | 3 | 4 | Преобладающий ответ | Интерпретация | ||
Преобладающий тип темперамента в группе |
Предварительный просмотр:
Урок биологии. Тема: «Высшая нервная деятельность человека».
Автор: Сидорец Юлия Анатольевна, учитель биологии БОУ СОШ №29 МО Динской район
Дата проведения:19.04.2016г.
Класс: 8
Тип урока: урок обобщения знаний (технология деятельностного метода).
Технологическая карта изучения темы.
Урок ориентирован на реализацию образовательных стандартов среднего общего образования по биологии. Он нацелен на формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции на основе развития универсальных учебных действий:
- критическое мышление;
- технологическая и информационная грамотность;
- навыки сотрудничества.
Цели: Обобщить и систематизировать знания об особенностях высшей нервной деятельности человека.
Характеристика УУД::
- познавательные: знание о процессах высшей нервной деятельности как об особенностях поведения и психики человека.
- личностные: умение работать с текстом и раздаточным материалом, умение наблюдать, делать выводы.
- коммуникативные: умение работать в группе, аргументировать свою точку зрения,
- регулятивные: самоанализ, самоконтроль.
Ход урока
Этап / подэтап учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Начало урока: | |||
1) Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Юлия Анатольевна! Приготовьте ваши учебные принадлежности. Начинаем урок. | Приветствуют учителя | Личностные УУД Восприятие образа нового учителя |
2) Мотивационная актуализация, формулирование темы урока (10 мин) Работа в парах – решение кроссворда Разработка плана урока | Учитель: Ребята, начать наш урок мне хотелось бы со слов знаменитого русского ученного физиолога А.П.Павлова: «Гений — это высшая способность концентрировать внимание на изучаемом предмете» Учитель: Мне так хочется, чтобы каждый смог почувствовать себя гениальным и максимально сконцентрируемся на работе! Упражнение «Выявление объема кратковременной памяти»: Учитель: Ребята, мы начнем нашу работу с небольшого упражнения. Сейчас на доске появятся слова, в течение минуты вы можете их изучать, а затем необходимо будет восстановить их по памяти в любом порядке. Учитель: А теперь давайте сравним ваши слова со словами на доске. Посчитайте количество совпадений. Как вы думаете, что мы можем проверить с помощью этого упражнения? Ученик: Память. Учитель: А что такое память, какой она бывает? Ученик: долгосрочной и кратковременной. Учитель: Как вы думаете, какую память мы только что проверили? Посмотрите на таблицу и определите объем своей кратковременной памяти. Какие рекомендации вы можете составить по улучшению своих показателей. Учитель: Ребята, что такое память? Ученик: Это один из процессов высшей нервной деятельности человека. Учитель: Какие еще процессы высшей нервной деятельности человека вам известны? Применяется технология «Фишбоун» Ученики: (заполняем скелет рыбы) 1.Память и внимание 2. Сон и бодрствование, 3. Познавательные процессы, интеллект, 4. Сознание и мышление, 5. Речь, 6. Темперамент и эмоции. Учитель: Все это составляет основы поведения человека. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Ученик: «Высшая нервная деятельность человека» Учитель: Ребята, вы уже изучали эту тему? Сегодня мы попробуем систематизировать ваши знания. Я предлагаю вам немного поработать исследователями. Каждая группа будет работать над своим проектом. Давайте оговорим правила работы в группах (алгоритм на слайдах): 1.Цель вашего исследования 2. Методика 3. Данные, которые получили 4. Общий вывод Если нужна помощь, вы можете воспользоваться красной карточкой, а если будете готовы – поднимите зеленую. | Дети слушают изречение, анализируют, отвечают на вопросы. Дети работают над упражнением индивидуально Дети формулируют тему, ставят цель урока | Личностные УУД Ммотивация к учебной деятельности Регулятивные УУД Систематизируют ранее изученное, применяют на практике Коммуникативные УУД Общение с учителем, выражение своей точки зрения Регулятивные УУД контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные УУД Определение собственного объема кратковременной памяти Регулятивные УУД Самоконтроль, самоанализ |
Основная часть урока: | |||
1) Работа в группах (20 мин) Подведение итогов | Учитель: Каждая группа получает свое отдельное практическое задание, по результатам которого оформляется проектная работа и формулируется вывод о том, какую роль играет данный процесс высшей нервной деятельности в поведении человека. Учитель: Что лежит в основе поведенческих реакций человека? На чем основываются процессы высшей нервной деятельности человека? Ученики: на условных и безусловных рефлексах. Учитель: Правильно. Поэтому первая группа получает следующее задание: Группа 1. Проверить на каждом участнике группы рефлексы и определить, какие из них являются условными, а какие безусловными (методика прилагается). Группа 2. Определить эмоциональное состояние группы с помощью теста Люшера (методика прилагается). Группа 3. Определить уровень интеллекта в группе используя краткий IQ-тест, составить план повышения интеллектуальных способностей коллектива. Группа 4. Определить преобладающий тип мышления в группе (право- или левополушарные). Группа 5. Определить преобладающий тип темперамента в группе (методика прилагается) | Работают с дополнительной литературой, проводят собственные исследования, делают выводы, выступают с результатами своей работы | Регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные УУД: характеризовать особенности высшей нервной деятельности, разбираться в различных ее проявлениях, устанавливать черты сходства и различия высшей нервной деятельности животных и человека. |
Закрепление (5 мин) Работа по карточкам индивидуально с взаимопроверкой по эталону | Упражнение «Найди ошибку» Высшая нервная деятельность Рефлекс – это наиболее правильная, чаще всего встречающаяся реакция на раздражители. Все рефлексы, возникающие в организме И.М.Сеченов подразделил на безусловные и условные. Безусловные рефлексы – это рефлексы, приобретенные в течение жизни. Совокупность происходящих в периферической нервной системе процессов, обеспечивающих восприятие и анализ информации, а также наиболее правильную ответную реакцию организма называют сигнальной системой. Животные, в отличие от человека, обладают только второй сигнальной системой. Интеллект характеризуется тремя основными чертами: способностью познавать, всеобщностью и ненаследуемостью. Чем ниже коэффициент IQ, тем выше считаются интеллектуальные способности человека. Существует три основных типа нервной деятельности: сангвиник, меланхолик, холерик. Самый сильный и уравновешенный из них меланхолик. Упражнение «С точностью до…» (определить о чем говорят эти цифры?) 8ч (в среднем нужно взрослому человеку для сна) 90 мин (каждые 90 мин происходит повторение одного полного цикла сна) 130-140 (уровень IQ у человека, чьи интеллектуальные способности признаются блестящими) 4 (основных типа нервной деятельности - темперамента) 2 (сигнальные системы) 3 (уровня ВНД человека, основные черты интеллекта) Учитель: Так что же такое – высшая нервная деятельность? Ученик: Это нервные процессы, лежащие в основе поведения человека, которые позволяют ему приспособиться к изменяющимся условиям среды. Учитель: Верно! | Учащиеся выполняют письменную работу, осуществляют взаимопроверку по эталону Видя на доске цифру, дети пытаются понять, о чем она говорит. С проверкой по эталону | Регулятивные: самоконтроль, адекватная оценка своих знаний Коммуникативные УУД, Регулятивные УУД: аргументирование собственной точки зрения, анализ, самоконтроль, закрепление материала |
Заключительная часть урока: | |||
1) Рефлексия (5 мин) (подведение итогов урока) | Учитель подводит итоги урока Выставление отметок. Используя прием «Инсерт» давайте определим эффективность нашей работы на уроке. Для этого применяются следующие обозначения (они пишутся на доске, дети пытаются определить для себя, к какой категории они отнесут полученные знания): «!» - это мне известно; «+»- это для меня ново; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопросы. Что нового сегодня вы узнали? Что вызвало затруднения? Как вы считаете, удалось ли вам достигнуть поставленных целей? | Сообщают, что нового они узнали на уроке и что им понравилось | Личностные и коммуникативные УУД: оценка полученных знаний, анализ проделанной работы, умение высказывать свои мысли |
2) Информация о домашнем задании | Вы можете выбрать для себя любое из предложенных заданий:
| Записывают Д/З в дневник | Регулятивные УУД: самоконтроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация урока биологии : "Высшая нервная деятельность"
Урок - презентация по теме ВНД человека...
Особенности высшей нервной деятельности человека. 8-й класс (2011 / 2012 учебный год)
Что играет решающую роль в управлении поведением? Что читается по лицам и определяет качество нашей жизни? Что лежит в основе эффективного общения? Что мы испытываем с самого раннего детства? На все э...
«Типы нервной деятельности»
Урок биологии с применением интерактивной доски...
Интерактивный тест 6. «Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность»
Дорогие девятиклассники!Предлагаю вам интерактивные тесты «ОГЭ по биологии: раздел «ЧЕЛОВЕК» (задания с рисунками)», выполнены они в программе Power Point 2007 с применением шаблона А.А. Баженов...
План- конспект урока «Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности. Врожденные и приобретенные формы поведения».
Коспект урока для учеников 8 класса, обучающихся по УМК СонинаН.И....
Конспект урока в 9 классе на тему: "Типы высшей нервной деятельности. Темперамент"
Конспект урока в 9 классе на тему: "Типы высшей нервной деятельности. Темперамент"...
конспект урока биологии в 8 классе по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Конспект урока биологии в 8 классе по теме" Вклад отечественных ученых в разработку теории о высшей нервной деятельности"...