План - конспект урока на тему:
«Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности. Врожденные и приобретенные формы поведения».
Учитель высшей категории Артеменко Наталия Борисовна, ГБОУ школа №618
Эпиграф: “Может показаться странным, что знание об окружающем мире устаревает. Но это случается... «( английский ученый С. Роуз)
Цель урока: Опираясь на первоначальные знания учащихся о рефлексах, расширить представления об условных и безусловных рефлексах, создать условия для осознания учащимися роли условных рефлексов для формирования поведенческих актов, приспособления организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Закрепить у учащихся знания об основах нервной регуляции.
2. Выработать у учащихся представление о механизме выработки условного рефлекса.
3. Ознакомить учащихся с условиями выработки условных рефлексов.
4. Сформировать у учащихся представление о процессах, лежащих в основе поведения человека.
Развивающие:
1.Расширить кругозор учащихся, развивать монологическую речь.
2. Научить школьников находить нужную информацию в разных источниках.
3.Развивать способность:
- к самостоятельной организации процесса усвоения знаний;
- принимать самостоятельные решения;
- мыслить критически и оригинально;
- самостоятельно получать информацию;
- использовать новые идеи для достижения цели;
- принимать самостоятельные решения.
Воспитательные:
Развивать
- способность разрешать конфликты и смягчать разногласия;
- контролировать свои эмоции;
- развивает уверенность в себе.
Тип урока: Урок освоения новых знаний.
Формы: Рассказ, письменное тестирование, эвристическая беседа
Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый, репродуктивный.
Методы работы с информацией: кластер, работа со словарем, работа спрезентацией
Организация: Работа в группах, взаимопроверка, индивидуальная работа.
Тип урока: комбинированный.
Используемые технологии: проблемного обучения, опережающего обучения.
Оборудование: мультимедийное учебное пособие, компьютер, мультимедийный проектор, экран, указка, фломастеры, таблицы.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учащихся и учителя |
1. Организационный момент
Психологический настрой. Определение состава групп. | Класс, до урока, делится на группы по пять человек, в состав группы входи сильный ученик, ученик хорошист, ученик успевающий удовлетворительно по предмету и ученик часто болеющий, не совсем успевающий усваивать материал со всем классом. Группы получаются разноуровневые. Каждую группу возглавляет ученик-эксперт, сильный ученик, который руководит группой, организовывает работу группы на всех этапах. Для каждой группы готовятся отдельные папки-инструкции с материалом для изучения темы. У каждого ученика лист самоконтроля, в который вносятся результаты работы на уроке. |
Мотивирование учащихся к учебной деятельности
| Ученикам предлагается видеоряд с фотографиями. Что отражают изображенные ситуации? – Ответ: Различное поведение людей. А что такое поведение? (Сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение у организма потребности. Это тесный сплав психических и физиологических процессов.) -А что лежит в основе поведения? -Рефлексы. ( Рефлекс - Ответная реакция организма на воздействие внешней среды, осуществляемая при участии нервной системы. Рефлекс - основа нервной деятельности.) Отмечают в листах самоконтроля правильность ответов и мыслей. Отметьте в листах самоконтроля (знал-не знал) эти определения. А какая связь между этими понятиями (ПОВЕДЕНИЕ-РЕФЛЕКС)?---В основе поведения лежат рефлексы. А какими бывают рефлексы? (условные и безусловные). Записывается Тема Урока А кто знает, как называется наука, изучающая поведение животных? (этология- лежащая в основе в основе зоопсихологии).А как называется Наука , изучающая поведение человека? - Психология, физиология высшей нервной деятельности.(Под высшей нервной деятельностью понимают деятельность мозга, связанную с его психикой.) Сейчас поговорим о типах безусловных рефлексов. Перед Вами карточки с указанием типологии безусловных рефлексов. Ознакомьтесь. - Пищевые
- Ориентировочные
- Защитные
- Тонические
- Половые
Задания группам: Руководствуясь данной классификацией, дать названия рефлексам, названия рефлексам, изображенным на рисунках (последовательно по группам отвечают.) Записывают в тетрадях виды рефлексов. Вопрос классу: Эта типология может быть отнесена к условным рефлексам: -Да. Приведите примеры условных рефлексов по данной классификации. А чем характеризуются условные и безусловные рефлексы? Сравним условные и безусловные рефлексы. Задание из предложенных карточек выбрать характеристики условных и безусловных рефлексов- 1,3группа- условные рефлексы 2,4- безусловные. Заполняют кластеры на доске(одна группа заполняет, вторая проверяет). Вы выделили черты различия Виды рефлексов | Безусловные | Условные | - Врожденные
- Видовые
- Постоянные
- Сохраняются в течение всей жизни
- Помогают организму приспособиться к постоянным условиям окружающей среды.
- Количество невелико
| - Приобретенные
- Индивидуальные
- Изменяются в зависимости от условий среды
- Могут затухать
- Вырабатываются на основе безусловных
- Помогают организму приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды.
- Очень много
|
А сходства? Обсуждения. -Это рефлексы. -Материальной основой является нервная ткань. -Условные рефлексы возникают только на базе безусловных. -Одинаковы типы рефлексов. -Сходен механизм- начинаются раздражением и заканчиваются мышечным сокращением. -Имеют приспособительное адаптивное значение. |
3. Актуализация знаний .
Формирование способности к самоорганизации в решении поставленных задач
| Рефлексы осуществляются благодаря наличию в нервной системе рефлекторной дуги. -Что такое рефлекторная дуга? -Это путь, по которому проходит нервный импульс во время осуществления рефлекса. -Какая ткань лежит в основе рефлекса? -Нервная. -Каковы свойства этой ткани? -Возбудимость и проводимость. Повторим звенья рефлекторной дуги. Работа по карточкам- заполнить звенья рефлекторной дуги. Затем самопроверка. Отмечают в листах самоконтроля результаты по предложенным критериям. Ответы: Вопрос классу: -Чем заканчивается рефлекторная дуга? - Сокращением мышц. -Где знания механизма рефлекторной дуги, можно применить в практической деятельности человека? -В психоаналитике, криминалистике (детектор лжи, когда по малейшей ответной реакции в виде сокращения мышц можно судить о состоянии человека. А все ли Вы знаете об условных рефлексах? Вернее что мы не знаем? -Почему они называются условные? (Для их выработки нужны условия) -Какова история открытия учения о в.н.д. А почему они временные (существуют определенное время) и временные(при их выработке необходимо одномоментное влияние двух раздражителей- безусловного и условного).? Вот мы и определили цели урока. Начнем с истории. |
4. Изучение новой темы. Усвоение теоретических знаний. (Беседа, рассказ, работа в группах)
| (Рассказ) В первой половине XVII века было сделано открытие, имевшее в дальнейшем огромное значение для развития физиологии: французский философ Рене Декарт заявил миру о существовании рефлекса. Однако до середины XVIII века считалось, что причиной сокращения мышц и вообще всех движений является душа. Декарт считал, что по нерву в мышцу поступает газ и раздувает ее. (Работа со слайдами). Учитель: -В этом ящике находится животное с помощью которого известный русский ученый- отец русской физиологии сформулировал основные положения о высшей нервной деятельности. Что это за животное и кто этот ученый? -И.М. Сеченов. После выступления вопросы классу: -Назовите основной труд И.М.Сеченова о физиологии нервной системы. -Что по Сеченову лежит в основе всех функций мозга человека и животных? Какие два противоположных процесса могут возникать в ц.н.с. под влиянием внешних факторов? Кто был продолжателем идей И.М.Сеченова? (Подсказка - этот ученый был первым лауреатом Нобелевской премии в России). На слайде портрет И.П.Павлова. (Рассказ ученика) Вопрос классу: Что явилось главным открытием И.П.Павлова при изучении физиологии к.п.б. головного мозга? Рассказ учителя о механизме и условиях выработки условных рефлексов. Условия, необходимые для выработки условного рефлекса: - Наличие двух раздражителей, один из которых безусловный;
- Многократное сочетание условного и безусловного раздражителей;
- Условный раздражитель должен предшествовать безусловному;
- В качестве условного раздражителя может быть использован любой раздражитель внешней или внутренней среды, по возможности он должен быть индифферентным, т.е. не вызывать оборонительную реакцию но привлекать внимание;
- Безусловный раздражитель должен быть сильным, иначе не возникнет временная связь;
- Возбуждение от безусловного раздражителя должно быть более сильным, чем от условного;
- Необходимо устранить посторонние раздражители, т.к. они могут вызвать торможение условного рефлекса;
- Животное у которого вырабатывается условный рефлекс должно быть здоровым; (отсутствие переутомления, болезни, отдохнувшая кора обеспечивает процесс достаточным количеством энергии АТФ.)
- При выработке условного рефлекса должна быть мотивация, например животное должно быть голодным.
Группы выполняют задания: 1-Выделить условия, необходимые для выработки условных рефлексов. 2.Зарисовать механизм образования временной связи. Отвечают. 1гр. 1.Условные рефлексы образуются только на базе безусловных. 2.Безразличный раздражитель должен опережать безусловный. 3.Отсутствие посторонних раздражителей. 4.Многократное повторение. 5.Кора должна быть в бодром состоянии. Спикер определяет, кто от группы выступает, заслушиваем объяснение, дополняем. Только ли рефлексы лежат в основе поведения человека? Возможны гораздо более сложные емкие процессы. Рассказ об опытах Конрада Лоренца. Запечатление. Распространятся ли явление запечатления на человека. ( Примеры приводят ученики). |
5. Закрепление изученного материала | Выполнение задания по кругу в группе «Вставь пропущенное слово». Работа со слайдом «Найди соответствие». Задания по группам. В течение 1 минуты ответить на вопросы: 1гр. Зная условия, необходимые для выработки условных рефлексов приведите пример, как выработать условный сосудодвигательный рефлекс у человека. 2гр. Вам подарили щенка, как выработать условный рефлекс - реагирование на кличку. 3гр. Вспомните художественные произведения, в которых описаны ситуации, в которых животные начинали откликаться на другую кличку. 4гр. Объясните значение эпиграфа урока. |
6. Сообщение домашнего задания Учебник | Записывают домашнее задание. Стр. Понаблюдайте за своими родственниками. Какие условные рефлексы у них проявляются? Какие условные рефлексы проявляются у ваших питомцев? Приведите примеры условных рефлексов, руководствуясь изученной типологией. По желанию :Прочитайте книгу Дольника «Непослушное дитя биосферы» |