«Типы нервной деятельности»
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Урок биологии с применением интерактивной доски
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii_po_tem1.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ Лицей №15
Тема: Применение интерактивной доски на уроке биологии в 8 классе при изучении темы: «Типы нервной деятельности»
Выполнила: учитель биологии Стоцкая Марина Алексеевна
Мытищи 2011г.
Урок биологии по теме:
«Типы нервной деятельности» (с применением интерактивной доски)
Задачи урока:
Познакомить учащихся с типами нервной деятельности, классификацией темпераментов, характерными признаками типов нервной системы; раскрыть понятие «темперамент», выяснить, как проявляются, связанные со свойствами нервных процессов, особенности высшей нервной деятельности (ВНД) в поведении человека.
Использование интерактивной доски на уроке:
Данный урок является уроком новых знаний. На первом этапе урока демонстрируются слайды, комментирующие рассказ учителя и выступления учащихся, на втором этапе урока интерактивная доска используется для проверки усвоения материала.
Слайд №1 используется при определении понятия «эмоции», на слайде изображен человек, выражающий разнообразные эмоции.
Слайд №2 используется при изучении типов темперамента по Гиппократу, на слайде изображен Гиппократ и его теория о «соках организма».
Слайд №3, №4 используется при изучении типов темперамента по И.П. Павлову, на слайдах изображен И. П. Павлов и его классификация типов нервной системы.
Слайд с №5 по №15 используется во время выступления учащихся с сообщениями об известных людях, принадлежащих к тому или иному типу темперамента.
Слайд №16 используется для проверки усвоения знаний, учащимся предлагается из предложенных терминов составить схему, правильность выполнения задания можно проверить, открыв шторку.
Слайды №17 используется для проверки усвоения знаний, учащимся предлагается путем составления схем, выбрать свойственное каждому типу темперамента соотношение между возбуждением и торможением.
Слайд №18 с помощью этого слайда можно проверить правильность выполнения предыдущего задания.
Слайд №19 используется для проверки усвоения знаний, учащимся предлагается по рисункам Херлуфа Бидструпа определить тип темперамента у различных людей по их реакции на одно и тоже событие, расставив соответствия.
Слайд №20 с помощью этого слайда можно проверить правильность выполнения предыдущего задания.
Комментарий к уроку:
Урок состоит из двух частей - теоретической и практической. Учащиеся знакомятся с новым материалом не только со слов учителя, но и благодаря выполнению заданий практической части. Для выполнения практических заданий класс можно разделить на группы
Ход урока:
Изучение нового материала.
1.Определение понятия «эмоции».
Переживание людей в отношении окружающего мира и самих себя называют эмоциями, эмоции человека очень разнообразны и сложны. (слайд - «Разнообразные эмоции»).
Эмоции делят на две группы положительные и отрицательные
Ученые давно подметили, что разные люди на одни и те же события реагируют по- разному. Так как нервные процессы, происходящие в их организме, различаются по силе подвижности и уравновешенности, то есть люди различаются темпераментом.
2.Определение понятия «темперамент».
Темперамент – совокупность свойств, характеризующих динамически
особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.
3. Темперамент влияет на формирования характера человека, поведения человека, определяет поступки, индивидуальность.
4.Классификация темпераментов по Гиппократу (слайд «Портрет Гиппократа, классификация темпераментов по Гиппократу»).
Гиппократом было создано учение о «соках» организма и типах телесного состояния. В организме, по мнению Гиппократа, есть четыре жидких «сока»: кровь, черная желчь, желтая желчь, слизь. Основное в типе телесного строения человека то, кой преобладает в организме «сок».
Черная желчь (мелайна – холе) – меланхолик.
Желтая желчь (холе) - холерик.
Кровь (сангвис) – сангвиник.
Слизь (флегма) – флегматик.
5. Классификация типов нервной системы (по И. П. Павлову).
(Слайд «Портрет И. П. Павлова»). ( слайд «Схема - Типы нервной системы»)
6. Смешанный темперамент.
7. Сообщения учащихся о типичных представителях разных темпераментов оставивших след в истории (слайды с фотографиями).
Закрепление изученного материала.
а) слайд – задание: Из предложенных терминов составить схему – Классификация типов нервной системы (по И. П. Павлову).
б) слайд задание: Поведения человека определяют два основных процесса – возбуждение и торможение. Выберите свойственное каждому типу темперамента соотношение между возбуждением и торможением.
в) слайд задание: работа с рисунками Херлуфа Бидструпа (1922 – 1988),датского художника – карикатуриста. По рисункам указанного художника необходимо определить тип темперамента у различных людей по их реакции на одно и то же событие.
Практическая работа.
«Кто я: холерик, сангвиник, флегматик, или меланхолик?»
1.Каждому ученику выдается анкета, с помощью которых можно определить принадлежность к одному из четырех типов темперамента.
2. Подсчет результатов.
3.Анализ полученных данных.
Если в характеристике определенного типа есть 16-20 плюсов, значит, у вас ярко выражен этот тип. Если 11 – 15, то данный тип присущ вам в значительной степени. Если до 10 плюсов, то черты данного типа выражены в малой степени.
4. Вывод: Выявленный тип ВНД----------
Домашнее задание: учебник (с. 210 -211); определить тип темперамента у членов семьи.
Вывод:
Применение интерактивных досок в процессе обучения позволяет сделать этот процесс более увлекательным и наглядным. К тому же это устройство позволяет педагогу объединить в одном «лице» обычную школьную доску и экран, для отображения различной информации. Необычная доска, подключенная к компьютеру и проектору, позволяет показывать видео, слайды, схемы, формулы и графики, наносить специальным маркером различные надписи и пометки, исправлять тексты и так далее. Учителя могут сохранять сделанные на уроке комментарии для использования их в других классах или в следующем учебном году. Интерактивная доска позволяет с легкостью создавать коллекцию образовательных материалов, которые можно постоянно обновлять и которые оживляют уроки, делая их интерактивными. Интерактивная доска реализует принцип наглядности как по отношению к отдельному ученику, так и к целому коллективу учащихся, вовлеченному в процесс обучения. Интерактивная доска позволяет реализовать непосредственное наблюдение за предметами (процессами) посредством демонстрации фрагментов учебных фильмов (что предусмотрено программным обеспечением интерактивной доски) и различных демонстрационных материалов. Более обосновано применение интерактивной доски в том случае, если невозможно увидеть и пронаблюдать за реальным объектом - в этом случае с помощью определенного типа ЦОР (например «Виртуальная лаборатория» и тому подобное) ученику предоставляется возможность познания реальных объектов, процессов и явлений на примере моделей.
Указанные достоинства интерактивной доски позволяют интенсифицировать учебный процесс, использовать методики, ориентированные на развитие интеллекта обучаемого, на самостоятельное извлечение и представление знания, на продуцирование информации, что проявляется в:
- незамедлительной обратной связи между пользователем (учеником, учителем) и программным средством, с которым взаимодействует пользователь при помощи ИД;
- визуализации учебной информации изучаемого объекта, процесса (наглядное представление на ИД объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса).
- компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, процессов, явлений как реально протекающих, так и «виртуальных» (представление на интерактивной доске модели: математической, информационно-описательной, наглядной, адекватно оригиналу);
- автоматизации процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроль результатов усвоения.
С другой стороны для освоения и полного использования новых технологий преподавателю нужно время, которого часто не хватает. Чтобы учитель активно пользовался новыми технологиями нужно, что бы ими был оборудован практически каждый класс, что в настоящее время недоступно.
Эффективное использование преподавателем всех возможностей новой технологии жизненно важно для расширения учебного процесса. Информационно-коммуникационные технологии должны естественно войти в образовательный процесс и помочь учителю в подготовке уроков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация урока биологии : "Высшая нервная деятельность"
Урок - презентация по теме ВНД человека...
Тема: Применение интерактивной доски на уроке биологии в 8 классе при изучении темы: «Типы нервной деятельности»
Здесь представлен материал, который можно использовать на интерактивной доске при изучении темы Типы нервной деятельности...
Типы нервной системы
Элективный курс "Твоя профессиональная карьера"...
Типы нервной системы детей
Материал для родительского собрания...
Типы нервной системы
Типы нервной системы...
Интерактивный тест 6. «Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность»
Дорогие девятиклассники!Предлагаю вам интерактивные тесты «ОГЭ по биологии: раздел «ЧЕЛОВЕК» (задания с рисунками)», выполнены они в программе Power Point 2007 с применением шаблона А.А. Баженов...
Конспект урока в 9 классе на тему: "Типы высшей нервной деятельности. Темперамент"
Конспект урока в 9 классе на тему: "Типы высшей нервной деятельности. Темперамент"...