Конспект урока в 9 классе на тему: "Типы высшей нервной деятельности. Темперамент"
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Чембрович Елена Анатольевна

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 9 классе на тему: Типы ВНД. Темперамент.

Цель урока: ознакомить учащихся с индивидуальными особенностями поведения человека, изучить типы темперамента, провести практическую работу по определению типа темперамента.

Тип урока: «открытия»  новых знаний.

Методы: словесные, наглядные (портреты учёных, таблицы), практические (решение тестов).

Ключевые понятия и термины: темперамент, сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Оборудование и материалы: учебник 9 кл. «Биология человека», плакаты, фотографии, портреты учёных.

СТРУКТУРА УРОКА

 Организационный этап - 2 мин.

 Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности – 6-11 мин.

 Изучение нового материала – 15 мин.

 Практическая работа – 10-15 мин.

 Закрепление полученных знаний, рефлексия – 5 мин.

 Подведение итогов урока - 1 мин.

 Домашнее задание – 1 мин.

ХОД УРОКА

Организационный этап.

Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности.

Вопрос для обсуждения с учащимися.

Почему в одной и той же ситуации люди ведут себя по-разному? Почему один разгорячится, а другой сохранит спокойствие?

Учащие предлагают варианты ответов, учитель может вернуться к этому вопросу в конце урока, подводя итоги.

Изучение нового материала.

Рассказ учителя. Можно заранее дать задание учащимся подготовить сообщение об истории развития учения о темпераменте.

Слово «темперамент» древнегреческое, в буквальном переводе означает «надлежащее соотношение частей». Темперамент характеризует человека со стороны особенностей его психической деятельности, например, темп, ритм, интенсивность психических процессов.

Творец учения о темпераменте древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.), который считал, что разное поведение людей зависит от преобладания определённой жидкости в организме: кровь, слизь (или флегма), жёлтая желчь, чёрная желчь.

Клавдий Гален (II ст. н.э., врач античности), исходя из учения Гиппократа, разработал классификацию темпераментов:

- сангвинический (кровь), - флегматический (слизь), - холерический (желчь), - меланхолический (чёрная желчь). Данная классификация Галена широко используется в психологии и  в настоящее время.

И.П. Павлов обосновал темпераменты человека научно. Он открыл следующие основные свойства процессов возбуждения и торможения:

- сила, - подвижность, - уравновешенность.

Тип ВНД – совокупность индивидуальных свойств нервной системы, обусловленных наследственными способностями индивидуума и его жизненным опытом. По Павлову, различают следующие типы ВНД:

Тип ВНД

СИЛЬНЫЙ

СЛАБЫЙ

уравновешенный

уравновешенный

неуравновешенный

меланхолик

с большой подвижностью нервных процессов

(сангвиник)

с малой подвижностью нервных процессов

(флегматик)

с преобладанием возбуждения над торможением

(холерик)

 Учащиеся дают определения свойствам нервных процессов, работая с учебником.

Комбинация данных свойств нервных процессов определяет четыре типа темперамента.

Первый тип НС: (НС - нервная система)

Характеризуется большой силой нервных процессов, их подвижностью, уравновешенностью. Данному типу отвечает сангвинический тип темперамента (люди с широкими интересами, любознательны, энергичны, с хорошим самообладанием, сдержанны).

Второй тип НС:

Характеризуется большой силой нервных процессов, малой подвижностью (инертностью), уравновешенностью. Спокойный тип нервной системы. Он присущ флегматическому типу темперамента (люди в меру энергичны, настойчивы, постоянны в привычках, пристрастиях).

Третий тип НС:

Характеризуется большой силой и подвижностью нервных процессов, но неуравновешенностью нервных процессов – процессы возбуждения преобладают над торможением. Неуравновешенный тип нервной системы. Характерен для холерического типа темперамента (люди легко возбуждаются, несдержанные, энергичны, решительны, иногда неосмотрительны)

Четвёртый тип НС:

Характеризуются слабостью нервных процессов и неустойчивостью. Это меланхолический тип темперамента (люди отличаются робостью, замкнутостью, чувствительностью, часто склонны к преувеличению).

Как вы считаете, можно ли повлиять на формирование типа темперамента? (ответы учащихся)

Тип темперамента является врождённым, но он может значительно изменяться под влиянием социальной среды, зависит от воспитания, самовоспитания, образования.

В «чистом виде» основные типы нервной системы встречаются достаточно редко. Большинство людей имеют черты всех темпераментов с преобладанием какого-либо из них.

А теперь вы сами попробуете определить, какой тип темперамента для вас присущ более других.

Практическая работа № _

Тема: Определение типа темперамента.

Цель: определить присущий тип темперамента.

Оборудование: тесты для определения темперамента.

Ход работы.

I.  Вам предложены утверждения. Ваша задача выразить своё согласие (от 6 до 10 баллов)

или несогласие (от 0 до 5 баллов):

1. Перед любым важным событием я начинаю нервничать.

2. Я работаю неравномерно.

3. Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.

4. Если нужно, я могу спокойно ждать.

5. Мне нужны сочувствие и поддержка, особенно при трудностях и неудачах.

6. С равными себе я не сдержан и вспыльчив.

7. Я легко делаю выбор.

8. Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это происходит само собой.

II. Подсчитать долю каждого из присущих типов темпераментов по формулам (цифры – номер утверждения):

меланхолик = 1+5

сангвиник = 3+7

холерик = 2+6

флегматик = 4+8

М=…., С=…, Х=…, Ф= … .

III. Записать символы М, С, Х, Ф в порядке уменьшения их значения для вас (например, СФМХ), и вы получите формулу, из которой поймёте, черты каких типов темпераментов выражены сильнее.

Вывод: Какой из типов темпераментов наиболее вам свойственен? Как влияет ваш темперамент на отношения с одноклассниками и родителями?

Рефлексия

Определить, какому типу темперамента присущи свойства:

- поведение очень неуравновешенное - …

- настроение устойчивое, жизнерадостное - …

- эмоции слабые - …

- эмоции глубокие и продолжительные - …

- сильные кратковременные эмоции - …

Определите тип темперамента по картинкам:

Картинки по запросу темперамент картинка со шляпой

Домашнее задание: §37, конспект, сайт ФИПИ, Решу ОГЭ – решение тестов по теме.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку биологии 9 класс "Высшая нервная деятельность" УМК "Сферы"

Презентация к уроку биологии в 9 классе "Высшая нервная деятельность" УМК "Сферы". В презентации названы имена отечественных ученых , которые внесли вклад в развитие физиологии: Сеченов, Павлов, ...

Обобщающий урок 11 класс по теме "Типы экологических взаимодействий организмов"

Урок проводится в 11-м классе в ходе изучения раздела "Основы экологии",это заключительный урок по теме....

Контрольная работа по биологии 8 класса по темам «Анализаторы», «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика»

Тестовая контрольная работа позволяет проверить уровень усвоения материала по разделам "Анализаторы", "Высшая нерсная деятельность. Поведение. Психика"...

Интерактивный тест 6. «Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность»

Дорогие девятиклассники!Предлагаю вам интерактивные тесты «ОГЭ по биологии: раздел «ЧЕЛОВЕК» (задания с рисунками)», выполнены они  в программе Power Point 2007 с применением шаблона А.А. Баженов...

Конспект урока "Высшая нервная деятельность"

Урок обобщения и систематизации знаний...

конспект урока биологии в 8 классе по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Конспект урока биологии в 8 классе по теме" Вклад отечественных ученых в разработку теории о высшей нервной деятельности"...