Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, КТП, требования к усвоению материала учащимися, материально-техническое обеспечение предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_6_kl_fgos.doc | 340.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Петропавловский муниципальный район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Петропавловская общеобразовательная школа
УТВЕРЖДЕНО:
приказ № 54
от 31 августа 2015 года
Директор школы:
/_______/ Коржов Е.И.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
Ступень обучения - основное общее образование (6 класс)
Количество часов: 35ч.
Составитель: Алёшина Ирина Анатольевна
Программа разработана на основе примерной программы по биологии федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ №1897 от 17 октября 2010 г.)
Петропавловка 2015г.
Содержание.
Пояснительная записка.
1. Содержание учебного предмета.
2.1. Распределение учебного времени на различные виды программного материала.
2. Содержание программного материала.
3. Тематическое планирование.
4.Результаты освоения учебного предмета.
5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Список литературы.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; примерной программы по биологии в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию - М.: Просвещение, 2010; учебного издания из серии «Стандарты второго поколения»: Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 класс.
1. Содержание учебного предмета.
Курс «Многообразие покрытосеменных растений».(35 часов, 1 час в неделю)
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного Образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии в соответствии с образовательной программой и базисным учебным планом МКОУ Петропавловской СОШ.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6 – го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю, всего 35 часов.
В рабочей программе нашли отражение следующие цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования:
1. Расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности.
2. Формировать способность использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений (речи, логического мышления, памяти, внимания, способности к самообразованию и т.д.).
4. Совершенствовать умения работать с микропрепаратами и микроскопом, проводить наблюдения, сравнения, формулировать выводы, работать с учебником, его текстом и рисунками.
5. Формирование умений работать в паре, малых группах, развитие умений защищать свои убеждения и давать оценку деятельности другим учащимся.
С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации данной РП по курсу биологии «Многообразие покрытосеменных растений использованы:
Формы образования – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, экскурсии, лабораторные и практические работы и т.д.
Технологии образования – индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.
Методы мониторинга знаний и умений учащихся – тесты, контрольные работы, устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Рабочая программа включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий, грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития.
В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический.
Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся: с многообразным проявлением свойств организмов; взаимосвязями растений, с окружающей средой; растительным сообществом, со значением растений в природе; ролью человека в природе.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. В. Пасечника Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Москва, Дрофа, 2012 год.
- Распределение учебного времени на различные виды программного материала.
Базовая часть – 70%:
Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс (35 часов, 1 час в неделю):
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений
(14 часов)
Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)
Раздел 3. Классификация растений (6 часов)
Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)
Резервное время — 2 часа.
Вариативная часть -30%- в процессе обучения, в течение всего учебного года.
2. Содержание программного материала.
Биология. Многообразие покрытосеменных растений.
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений
(14 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Учащиеся должны уметь:
— различать и описывать органы цветковых растений;
— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
— осуществлять описание изучаемого объекта;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта;
— классифицировать объекты;
— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные процессы жизнедеятельности растений;
— особенности минерального и воздушного питания растений;
— виды размножения растений и их значение.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
— объяснять роль различных видов размножения у растений;
— определять всхожесть семян растений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
Раздел 3. Классификация растений (6 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсии
Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
— характерные признаки однодольных и двудольных растений;
— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
Учащиеся должны уметь:
— делать морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
— работать с определительными карточками.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— различать объем и содержание понятий;
— различать родовое и видовое понятия;
— определять аспект классификации;
— осуществлять классификацию.
Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— взаимосвязь растений с другими организмами;
— растительные сообщества и их типы;
— закономерности развития и смены растительных сообществ;
— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
— определять растительные сообщества и их типы;
— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— соблюдать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— уметь слушать и слышать другое мнение;
— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Резерв времени — 2 часа.
Вариативная часть -30%- в процессе обучения, в течение всего учебного года в материал уроков повторения включаются следующие задания:
Проектные задания по темам:
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
1.2.Содержание программного материала по биологии.
Живые организмы
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Человек и его здоровье
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.
Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различий человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.
Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медикогенетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Общие биологические закономерности
Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.
Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.
Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.
3. Тематическое планирование
Тематическое планирование составлено на основе примерной программы «Биология 5-9 класс» с учетом содержания программного материала данной рабочей программы.
В данном разделе излагаются темы из содержания учебного курса и приводятся характеристики деятельности учащихся
В соответствии с Примерной программой по биологии ФГОС и внесёнными изменениями в базисный учебный план, в 6 классе основной школы на предметную область «Биология» предусматривается 35 ч. Из них 70 % выделяется на базовую часть, и 30% на вариативную, которая определяется образовательным учреждением исходя из материально-технических условий и кадровых возможностей школы.
Учебно – тематический план
№п/п | Разделы и темы | Кол-во часов | Содержание | УУД | Результаты деятельности | ||||||
личностные | регулятивн. | коммуникат. | познават. | личностные | метапредметные | предметные | |||||
1. | Строение и многообразие покрытосеменных растений | 14 | Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. | Потребность в самовыражении и самореализации. Устойчивый познавательный интерес. Эмпатия. | Целеполагание, включая постановку целей, преобразование практической задачи в познавательную. Умение самостоятельно анализировать условия достижения цели, адекватно оценивать правильность выполнения действия. Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности. | Уметь применять основы коммуникативной рефлексии, работать в группе, эффективно сотрудничать. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности | Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения. Самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома. Контролировать и оценивать результаты своей деятельности | Понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией. | Учащиеся должны уметь: анализировать и сравнивать изучаемые объекты; осуществлять описание изучаемого объекта; определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта; классифицировать объекты; проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией. | Учащиеся должны знать: внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений; видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений. Учащиеся должны уметь: различать и описывать органы цветковых растений; объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания; изучать органы растений в ходе лабораторных работ. | |
2. | Жизнь растений | 10 | Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений. | Потребность в самовыражении и самореализации. Устойчивый познавательный интерес. Эмпатия. | Целеполагание, включая постановку целей, преобразование практической задачи в познавательную. Умение самостоятельно анализировать условия достижения цели, адекватно оценивать правильность выполнения действия. Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности. | Уметь применять основы коммуникативной рефлексии, работать в группе, эффективно сотрудничать. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности | Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения. Самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома. Контролировать и оценивать результаты своей деятельности | понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией. | Учащиеся должны уметь: анализировать результаты наблюдений и делать выводы; под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов. | Учащиеся должны знать: основные процессы жизнедеятельности растений; особенности минерального и воздушного питания растений; виды размножения растений и их значение. Учащиеся должны уметь: характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений; объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений; устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза; показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе; объяснять роль различных видов размножения у растений; определять всхожесть семян растений. | |
3. | Классификация растений | 6 | Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.) | Потребность в самовыражении и самореализации. Устойчивый познавательный интерес. Эмпатия. | Целеполагание, включая постановку целей, преобразование практической задачи в познавательную. Умение самостоятельно анализировать условия достижения цели, адекватно оценивать правильность выполнения действия. Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности. | Уметь применять основы коммуникативной рефлексии, работать в группе, эффективно сотрудничать. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности | Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения. Самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома. Контролировать и оценивать результаты своей деятельности | испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; | Учащиеся должны уметь: различать объем и содержание понятий; различать родовое и видовое понятия; определять аспект классификации; осуществлять классификацию. | Учащиеся должны знать: основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство; характерные признаки однодольных и двудольных растений; признаки основных семейств однодольных и двудольных растений; важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. Учащиеся должны уметь: делать морфологическую характеристику растений; выявлять признаки семейства по внешнему строению растений; работать с определительными карточками. | |
4. | Природные сообщества | 3 | Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. | Потребность в самовыражении и самореализации. Устойчивый познавательный интерес. Эмпатия. | Целеполагание, включая постановку целей, преобразование практической задачи в познавательную. Умение самостоятельно анализировать условия достижения цели, адекватно оценивать правильность выполнения действия. Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности. | Уметь применять основы коммуникативной рефлексии, работать в группе, эффективно сотрудничать. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности | Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения. Самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома. Контролировать и оценивать результаты своей деятельности | уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; уметь слушать и слышать другое мнение. | Учащиеся должны уметь: под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). | Учащиеся должны знать: взаимосвязь растений с другими организмами; растительные сообщества и их типы; закономерности развития и смены растительных сообществ; о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека. Учащиеся должны уметь: устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами; определять растительные сообщества и их типы; объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека; проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. |
Календарно-тематический план.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Планируемые результаты деятельности | Дата проведения урока | |||
личностные | метапредметные | предметные | План | Факт | |||
1 | Строение семян двудольных растений. Лабораторная работа Изучение строения семян двудольных растений. | 1 час | испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; знать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике. | Уметь: выполнять лабораторную работу по изучению строения семян двудольных растений, используя инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа. | Знать: понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле». | ||
2 | Строение семян однодольных растений. Лабораторная работа Изучение строения семян однодольных растений. | 1 час | уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; испытывать любовь к природе. | Уметь пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; соблюдать т/б. | Знать определение понятий: «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле». | ||
3 | Виды корней. Типы корневых систем. Лабораторная работа Стержневая и мочковатая корневые системы. | 1час | испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; знать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике. | Уметь анализировать виды корней и типы корневых систем; выполнять лабораторную работу по изучению строения корневых систем растений, используя инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа. | Знать определение понятий: «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». | ||
4 | Строение корней. Лабораторная работа Корневой чехлик и корневые волоски. | 1 час | уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; испытывать любовь к природе. | Уметь анализировать строение корня; выполнять лабораторную работу по изучению внутреннего строения корня, используя инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа. | Знать определение понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». | ||
5 | Условия произрастания и видоизменения корней. | 1 час | уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; испытывать любовь к природе. | Уметь устанавливать причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней | Знать определение понятий «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». | ||
6 | Побег. Рост и развитие побега. Лабораторная работа Строение почек. Расположение почек на стебле. | 1 час | признавать право каждого на собственное мнение; проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; уметь отстаивать свою точку зрения. | Уметь анализировать результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега. | Знать определение понятий: «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». | ||
7 | Внешнее строение листа. Лабораторная работа. | 1 час | уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; испытывать любовь к природе. | Уметь работать с лупой , оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника; заполнять таблицу по результатам изучения различных листьев | Знать определение понятий: «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». | ||
8 | Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Лабораторная работа Строение кожицы листа. Клеточное строение листа. | 1 час | уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; испытывать любовь к природе. | Уметь работать с микроскопом, оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника; выполнять лабораторные работы и обсуждать их результаты. | Знать определение понятий: «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», «ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». | ||
9 | Строение стебля. Многообразие стеблей. Лабораторная работа Внутреннее строение ветки дерева. | 1 час | уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; испытывать любовь к природе. | Уметь работать с микроскопом; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии. оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради | Знать определение понятий: «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», «лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи». | ||
10 | Видоизменение побегов. Лабораторная работа Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица) | 1 час | уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; испытывать любовь к природе. | Уметь работать с увеличительными приборами;; работать с текстом и иллюстрациями учебника; оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, обсуждать ее результаты. | Знать определение понятий: «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». | ||
11
| Цветок и его строениеЛабораторная работа Изучение строения цветка.
| 1час | уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; испытывать любовь к природе; | Уметь работать с лабораторным оборудованием; работать с текстом и иллюстрациями учебника, самостоятельно искать информацию, в том числе с использованием Интернет-ресурсов. | Знать определение понятий: «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». | ||
12 | Соцветия. Лабораторная работа Ознакомление с различными видами соцветий | 1час | уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; испытывать любовь к природе; | Уметь получать биологическую информацию из различных источников; определять отношения объекта с другими объектами, выполнять лабораторную работу, заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой. | Знать понятия «соцветия», из типы, значение соцветий в жизни растений. | ||
13 | Плоды и их классификация. Лабораторная работа Ознакомление с сухими и сочными плодами. | 1 час | уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; испытывать любовь к природе; | Уметь получать биологическую информацию из различных источников; определять отношения объекта с другими объектами; выполнять лабораторную работу; анализировать и сравнивать различные плоды; обсуждать результаты работы; | Знать определение понятий: «околоплодник», «простые плоды», «сборные», «сухие», «сочные», «односемянны», «многосемянные», «ягода», « костянка», «орех», «зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». | ||
14 | Распространение плодов и семян. | 1час | уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; испытывать любовь к природе; | уметь получать биологическую информацию из различных источников, работать с коллекциями, гербарными экземплярами, наблюдать за способами распространения плодов и семян в природе. | Знать способы распространения плодов и семян в природе | ||
15 | Минеральное питание растений. | 1 час | уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; испытывать любовь к природе; | Уметь выделять существенные признаки почвенного питания растений, объяснять необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений, оценивать вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений, приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе. | Знать понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». | ||
16 | Фотосинтез. | 1час | признавать право каждого на собственное мнение; проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; уметь отстаивать свою точку зрения | Уметь объяснять значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека | Знать черты приспособленности растений к использованию света в процессе фотосинтеза, определять условия протекания фотосинтеза. | ||
17 | Дыхание растений. | 1час | уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; испытывать любовь к природе; | Уметь объяснять роль дыхания в процессе обмена веществ, роль кислорода в процессе дыхания, устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. | Знать существенные признаки дыхания, значение дыхания в жизни растений. | ||
18
| Испарение воды растениями. Листопад. | 1час | уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; испытывать любовь к природе; | Уметь получать биологическую информацию из различных источников; определять отношения объекта с другими объектами. | Знать понятие «испарение», «листопад», значение испарения воды и листопада в жизни растений. | ||
19 | Передвижение воды и питательных веществ в растении. | 1час | уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; испытывать любовь к природе; | Уметь проводить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты, приводить доказательства необходимости защиты растений от повреждений. | Знать роль транспорта веществ в процессе обмена веществ, механизм осуществления проводящей функции стебля, особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. | ||
20 | Прорастание семян. Лабораторная работа Определение всхожести семян растений и их посев. | 1час | уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; испытывать любовь к природе; | Уметь обосновывать необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ, проводить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. | Знать о роли семян в жизни растений, условия, необходимые для прорастания семян. | ||
21 | Способы размножения растений. | 1час | уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; испытывать любовь к природе; | Уметь получать биологическую информацию из различных источников; определять отношения объекта с другими объектами, заполнять таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой. | Знать о значении размножения в жизни организмов, особенности бесполого размножения, особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. | ||
22 | Размножение споровых растений. | 1час | уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; испытывать любовь к природе; | Уметь объяснять роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений; уметь получать биологическую информацию из различных источников; | Знать определение понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». | ||
23 | Размножение семенных растений. | 1час | признавать право каждого на собственное мнение; проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; уметь отстаивать свою точку зрения. | Уметь объяснять преимущества семенного размножения перед споровым., сравнивать различные способы опыления и их роль, объяснять значение оплодотворения и образования плодов и семян. | Знать понятия: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». | ||
24 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений Лабораторная работа Вегетативное размножение комнатных растений. | 1час | уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; испытывать любовь к природе; знать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы | Уметь объяснять значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком, работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы; реализовывать теоретические познания на практике. | Знать определение понятий «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой».. | ||
25 | Систематика растений. | 1час | уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; испытывать любовь к природе; | Уметь выделять признаки, характерные для двудольных и однодольных растений, работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы; реализовывать теоретические познания на практике. | Знать определение понятий «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». | ||
26 | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные. | 1час | уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; испытывать любовь к природе; | Уметь находить представителей семейства на таблицах и гербарных образцах; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. | Знать особенности строения и жизнедеятельности растений класса Двудольные семейств Крестоцветные и Розоцветные. | ||
27 | Семейства Пасленовые и Бобовые. | 1час | уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; испытывать любовь к природе; | Уметь находить представителей семейства на таблицах и гербарных образцах; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. | Знать особенности строения и жизнедеятельности растений класса Двудольные семейств Пасленовые и Бобовые. | ||
28 | Семейство Сложноцветные. | 1час | уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; испытывать любовь к природе; | Уметь находить представителей семейства на таблицах и гербарных образцах; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. | Знать особенности строения и жизнедеятельности растений класса Двудольные семейства Сложноцветные. | ||
29 | Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные. | 1час | уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; испытывать любовь к природе; | уметь получать биологическую информацию из различных источников; определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике | Знать особенности строения и жизнедеятельности растений класса Однодольные семейств Злаковые и Лилейные. | ||
30 | Важнейшие сельскохозяйственные растения. | 1час | уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; испытывать любовь к природе; | Уметь готовить сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в своей местности. | Знать важнейшие культуры растений своей местности, особенности их возделывания и использования в хозяйственной деятельности. | ||
31 | Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. | 1час | уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; испытывать любовь к природе; признавать право каждого на собственное мнение. | Уметь характеризовать различные типы растительных сообществ, устанавливать взаимосвязи в растительном сообществе. | Знать определение понятий «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». | ||
32 | Развитие и смена растительных сообществ. Экскурсия Природное сообщество и человек | 1час | признавать право каждого на собственное мнение; проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; уметь отстаивать свою точку зрения | Уметь работать в группах, подводить итоги экскурсии (отчет). | Знать определение понятия «смена растительных сообществ». | ||
33 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. | 1 час | уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; испытывать любовь к природе; признавать право каждого на собственное мнение. | Уметь обсуждать отчет по экскурсии, выбирать задание на лето. | Знать определение понятий «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». | ||
34 | Повторение по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» | 1 час | уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; испытывать любовь к природе; признавать право каждого на собственное мнение. | уметь: различать и описывать органы цветковых растений; объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
| знать: внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений; видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений. | ||
35 | Повторение по теме «Жизнь растений» | 1 час | уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; испытывать любовь к природе; признавать право каждого на собственное мнение. | уметь: характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений; объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений. | знать: основные процессы жизнедеятельности растений; особенности минерального и воздушного питания растений; виды размножения растений и их значение. |
4.Результаты освоения учебного предмета.
По окончании изучения курса «Биология» в основной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Результаты освоения программного материала оцениваются как метапредметные, предметные и личностные.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Планируемые результаты освоения учебного предмета биология.
Живые организмы.
Выпускник научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Человек и его здоровье.
Выпускник научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
• применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
• выделять эстетические достоинства человеческого тела;
• реализовывать установки здорового образа жизни;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
• находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Общие биологические закономерности.
Выпускник научится:
• характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
• использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
5.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Для полной реализации содержания настоящей программы руководство школы постоянно укрепляет материально-техническую и учебно-методическую базу.
Учебное оборудование соответствует педагогическим, эстетическим и гигиеническим требованиям.
Подбор оборудования определяется программными задачами обучения биологии учащихся основной школы.
Оборудование для уроков биологии МКОУ Петропавловской СОШ:
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1. | Учебник: «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» Автор: Пасечник В.В. 2013г. | 52 |
2. Печатные пособия | ||
2. | Тетрадь по биологии для 6 класса: «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» Автор: Пасечник В.В. 2013. | 1 |
3. Технические средства обучения | ||
3. | Мультимедийный проектор и экран; принтер цветной; фотопринтер; цифровой фотоаппарат; цифровая видеокамера; Беспроводной планшет комплекте с беспроводным адаптером Bluetooth сканер; микрофон; музыкальная клавиатура; оборудование компьютерной сети; конструктор, позволяющий создавать компьютерно-управляемые движущиеся модели с обратной связью; цифровые датчики с интерфейсом; устройство глобального позиционирования; цифровой микроскоп; доска со средствами, обеспечивающими обратную связь. | 1 1 1 1 5 1 20 1 20 20 1 1 |
4. Экранно-звуковые пособия | ||
4. | ||
5. Оборудование класса | ||
5. | Интерактивная доска со встроенным проектором Приставные громкоговорители для интерактивной системы Система для голосования: ресивер, 32 пульта управления Интерактивный обучающий стол Персональный компьютер с монитором (с возможностью одновременного подключения проектора, интерактивного дисплея, плазменной панели) Интерактивный обучающий стол. Персональный компьютер с монитором (с возможностью одновременного подключения проектора, интерактивного дисплея, плазменной панели). МФУ лазерное А-4. плазменная панель, 50", 16:9, 1920x1080, HDTV, 1080p (Full HD), 3D, мощность звука 20 Вт, HDMI x3, VGA Программное обеспечение.
| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Список литературы:
http://festival.1september.ru/articles/211037/
Примерная программа по биологии в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», - М.: Просвещение, 2010;
Учебное издание из серии «Стандарты второго поколения»: Примерные программы начального общего образования - в 2 частях, часть 2;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Наименование | Количество |
Цифровая лаборатория Архимед | |
Раздаточный контейнер для датчиков | 3 |
Контейнер для хранения датчиков физика | 3 |
Цифровая лаборатория Архимед 3.0. Справочное пособие | 1 |
Цифровая лаборатория Архимед, 3.0. Лабораторные работы по физике | 1 |
Цифровая лаборатория Архимед 3.0. Лабораторные работы по химии | 1 |
Цифровая лаборатория Архимед 3.0. Лабораторные работы по биологии | 1 |
Микроскоп цифровой DigitalBlue или аналог | 3 |
NovaSXW Цифровая лаборатория Архимед, Регистратор данных NOVA5000 WiFi | 3 |
Датчики по биологии | |
Датчик ЭКГ 0-5 V | 1 |
Датчик турбидиметр 0-200 NTU | 1 |
Датчик Нитрат-ионов 0,02-40.000ppm | 1 |
Датчик электропроводимости 0-20 мСм | 1 |
Датчик влажности повышенной точности 0-100% (точность 5%) | 1 |
Датчик давления 0-700 кПа | 1 |
Датчик дыхания +/- 315 л/мин | 1 |
Датчик освещенности 0-600/0-6000/0-150 000 лк | 1 |
Датчик рН - метр 0 -14 рН | 1 |
Датчик содержания кислорода с адаптером | 1 |
Датчик температуры -25-+110 C | 1 |
Датчик температуры 0-1250 C | 1 |
Датчик температуры -200-400 С | 1 |
Датчик частоты сокращения сердца 0-200 ударов/мин | 1 |
Датчики по химии | |
Датчик турбидиметр 0-200 NTU | 1 |
Датчик Нитрат-ионов 0,02-40.000ppm | 1 |
Датчик электропроводимости 0-20 мСм | 1 |
Датчик давления 0-700 кПа | 1 |
Датчик рН - метр 0 -14 рН | 1 |
Датчик содержания кислорода с адаптером | 1 |
Датчик температуры -25-+110 C | 1 |
Датчик температуры 0-1250 C | 1 |
Датчик температуры -200-400 С | 1 |
Колориметр 3-х цветный | 1 |
Датчики по физике | |
Датчик давления 0-700 кПа | 1 |
Датчик магнитного поля +/- 0,2 мТл-- +/-10 мТл | 1 |
Датчик напряжения +/- 25 В | 1 |
Датчик освещенности 0-600/0-6000/0-150 000 лк | 1 |
Датчик освещенности 0-300 лк | 1 |
Датчик расстояния 0.2-10 м | 1 |
Датчик силы +/- 50 Н | 1 |
Датчик температуры -25-+110 C | 1 |
Датчик температуры 0-1250 C | 1 |
Датчик температуры -200-400 С | 1 |
Датчик тока +/-2,5 A (амперметр) | 1 |
Датчик тока +/-250 мA (амперметр) | 1 |
Микрофонный датчик +/- 2,5 В | 1 |
Датчик Ворота с фотоэлементом 0-5В | 1 |
Счетчик Гейгера-Мюллера (датчик радиоактивности) | 1 |
Датчик уровня шума | 1 |
Датчик угла поворота | 1 |
Датчик ускорения +/- 5 g | 1 |
Школьная метеостанция «МЕТЕОЦИКЛ» | 1 |
Комплект лабораторного оборудования "Весовые измерения" | 1 |
Давление жидкостей. Схема водопровода. Комплект лабораторного оборудования | 1 |
Звук и тон. Комплект лабораторного оборудования | 1 |
Комплект "Моделирование молекул" Неорганические и органические соединения | 1 |
Комплект демонстрационного оборудования "Теллурий" | 1 |
Комплект лабораторного оборудования "Атмосферное давление и вакуум"/Комплект лабораторного оборудования "Воздух и атмосферное давление" | 1 |
Комплект лабораторного оборудования "Наблюдение за погодой" | 1 |
Комплект лабораторного оборудования "Основы биологического практикума". | 1 |
Комплект лабораторного оборудования "От зародыша до взрослого растения" | 1 |
Комплект лабораторного оборудования "Плавание и погружение" | 1 |
Комплект лабораторного оборудования "Постоянные магниты" | 1 |
Комплект лабораторного оборудования "Природа звука" | 1 |
Комплект лабораторного оборудования "Равновесие и устойчивость" | 1 |
Комплект лабораторного оборудования "Свет и тень" | 1 |
Комплект лабораторного оборудования "Тепловые явления" | 1 |
Комплект лабораторного оборудования "Фильтрация воды" | 1 |
Комплект лабораторного оборудования "Электрические цепи" | 1 |
Наименование оборудования | Количество |
Интерактивная доска со встроенным проектором | 1 |
Приставные громкоговорители для интерактивной системы | 1 |
Беспроводной планшет комплекте с беспроводным адаптером Bluetooth | 5 |
Система для голосования: ресивер, 32 пульта управления | 1 |
Интерактивный обучающий стол | 1 |
Документ-камера в комплект входит адаптер-переходник для микроскопа и планшет | 1 |
Интерактивный дисплей + кафедра | 1 |
Персональный компьютер с монитором (с возможностью одновременного подключения проектора, интерактивного дисплея, плазменной панели) | 1 |
МФУ лазерное А-4 | 1 |
плазменная панель, 50", 16:9, 1920x1080, HDTV, 1080p (Full HD), 3D, мощность звука 20 Вт, HDMI x3, VGA | 1 |
Настенный наклонно-поворотный кронштейн для крепления телевизора | 1 |
Программное обеспечение | 1 |
USB Hub (4 порта) | 1 |
Кабель HDMI (5 метров) | 1 |
Кабель VGA (7 метров) | 1 |
Кабель VGA (10 метров) | 1 |
Разветвитель VGA (1х4) | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...