Обобщение и повторение темы «Строение живых организмов»
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Васильева Инна Изосимовна,
учитель биологии МКОУ СОШ с. Советское
Ирафского района, РСО-Алания
ОТКРЫТЫЙ УРОК БИОЛОГИИ в 6 классе
ТЕМА УРОКА: | Обобщение и повторение темы «Строение живых организмов» |
ЦЕЛИ УРОКА: | - сформировать представление о растительном и животном организмах как о целостных системах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, систем органов; - продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, систематизировать знания; - продолжить формирование умений и навыков работы с ИКТ; - продолжить работу над биологической терминологией; - воспитывать познавательный интерес к предмету через дополнительные источники знаний |
ТИП УРОКА: | обобщение и систематизация знаний |
ВИД УРОКА: | традиционный, с элементами информационных и развивающих технологий. |
АКТУАЛИЗАЦИЯ: | применять знания учащихся о строение растительных организмов и животных на практике |
МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УРОКА: Средства: Приемы: Методы: Способ обучения | вербально- информационные; наглядные; технические показ, сравнение, наблюдение, вывод объяснительно-иллюстративный, поисковый фронтальный, индивидуальный (дифференцированный) |
ОБОРУДОВАНИЕ: | гербарные образцы, натуральные объекты, микроскоп, лабораторное оборудование для приготовления микропрепарата, магнитные доски (2 шт), картины: «Строение растительного организма», «Строение клетки», «Ткани растительного происхождения», «Ткани животного происхождения», «Строение цветка», «Плоды сочные и сухие», «Дождевой червь», «Насекомые», «Рыбы», «Млекопитающие», «Гидра». |
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ: | ИНТЕРНЕТ, медиатека «Биология. Лабораторный практикум» - 10 заданий, тесты |
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: | карточки, тесты на карточках |
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент
II. Биологическая разминка (биологические карты)
III. Проверка знаний, умений, навыков учащихся
Учитель: (на фоне музыки)
Мир живых существ нашей планеты очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, не надо совершать далёкие путешествия в тропические леса Африки или Южной Америки, достаточно выглянуть в окно, а ещё лучше пойти в парк, лес, на луг. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ.
Конечно, прежде всего, это различные растения, насекомые, птицы, млекопитающие. Их много, они хорошо заметны. Но – и вы уже знаете это – и в капле воды из лужи, в каждом комочке почвы обитают живые существа. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам.
Вопросы : Почему такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе их можно назвать живыми организмами?
Чем живые организмы отличаются от объектов неживой природы?
Учитель: Итак, живые организмы имеют сходное клеточное строение. Им свойственны все основные признаки живого. Организмы питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью. Между ними и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.
Обладая всеми признаками живых организмов, растения и животные могут существовать на разных уровнях организации.
Вспомните, каких?
Задание: Составить схему: на магнитной доске
«Уровневая организация» |
клеточный |
тканевый |
организменный |
Учитель: Итак, все живые организмы существуют на разных уровнях организации, от клеточного до организменного.
Проблемный вопрос: Можно ли на клеточном уровне организма говорить
о растении или животном как об открытой целостной системе? /На доске/
СИСТЕМА – целое, составленное из частей соединение, множество закономерно связанных друг с другом функциональных элементов, представляющих целостное образование, единство.
/Н.Ф.Реймерс. Краткий словарь биологических терминов/
Вопрос 2: Состоит ли клетка из частей, и какие это части?
Задания: 1. Подготовить микроскоп к работе,
и микропрепарат кожицы чешуи лука.( правила Т/Б)
2. Работа на компьютере «Клетка» 2.2 №5 «Приготовление микропрепарата»
- Работа на компьютере «Клетка» 3.1 №5 «Строение клетки»
- Рассказать о строении клетки с использованием таблицы.
Вопрос 3: Чем растительная клетка отличается от животной?
- Все учащиеся работают с карточками «Строение растительной и животной клетки»
Вопрос 4: Взаимодействуют ли органоиды между собой?
- Взаимодействие ядерной мембраны и ЭПС
- Взаимодействие ЭПС и рибосом.
- Взаимодействие аппарата Гольджи и лизосом.
РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ по КЛЕТОЧНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ (карточки)
Учитель: Теперь рассмотрим растения и животных на следующем уровне организации – тканевом – по схеме
Вопросы: 1).Что называется тканью?
2). Какие виды тканей растительного происхождения вам
известны? - показ по таблице
3). Какие виды тканей животного происхождения вы знаете? – по таблице
Задание: на компьютере
По данной характеристике определить вид ткани растительного и животного происхождения:
- клетки мелкие с крупными ядрами, совсем нет вакуолей,
постоянное деление, обеспечение роста растения;
- выполняют защитную функции., место расположения -кожица листа, пробковые слои стволов деревьев;
- скорлупа грецкого ореха, косточка абрикоса, волокна стебля, опорная и защитная функция.
- клетки могут быть живыми ,мёртвым), вытянутые в длину
-мякоть листа и плодов, функция – фотосинтез, запас питательных веществ
- клетки выстилают наружную поверхность тела животных, выполняют защитную функцию
- особенности строения – плотное, рыхлое, жидкое межклеточное вещество, функции: опорная, защитная, транспортная
- место расположение – стенки внутренних органов, мышцы тела и конечностей
- главная функция ткани - возбудимость и проводимость
Учитель: Ткани слагают органы растений и животных. И мы с вами
рассмотрим растения и животных на более сложном эволюционном уровне – организменном – показ по схеме
Вопросы: 1) Что такое орган?
2) Какие органы растительного организма вам известны?
Задание: 2 чел. – подписать органы цветкового растения (гербарий)
Задания: 1).Расставить функции растительных органов на картине.
2).Работа на компьютере «Систематика» 3.6
№4 «Виды корней»
№5 «Типы корней»
3) Работа с натуральными объектами и гербарным материалом «Определить типы корневых систем»
4). Работа на компьютере «Систематика» 3.6
№15 «Простые и сложные листья»
5). Работа с гербарным материалом «Определить простые и сложные листья»
Вопрос: Рассказать о строении цветка - по таблице
Задание: 1) Работа на компьютере «Систематика» 3.11
№4 «Строение цветка»
№5 «Строение тычинки и пестика»
Вопрос: Какие сочные и сухие плоды вам известны? - по таблице
Задание: 3 чел. Подписать названия плодов -карточки
Задания: 1).Работа на компьютере «Систематика» 3.12
№ 9 « Строение семени фасоли» - рассказать
№10 « Строение семени пшеницы. Строение зародыша пшеницы» - рассказать
2) Все учащиеся выполняют работы на карточках (карточки)
«Строение семян»
Вопрос: 1).Какие органы систем животных вам известны?
(пищеварительная, дыхательная, выделительная, кровеносная, нервная, эндокринная, система органов размножения, опорно-двигательная)
Задания: 1).Составить схему «Дыхательная система»
Среда обитания |
Дыхательная система |
Пример |
Наземно-воздушная 1.Трахеи 2.Лёгкие насекомые, птицы
Водная 3. Жабры рыбы
2). Составить схему «Выделительные системы»
Зелёные железы выделительные трубочки почки
(ракообразные) (насекомые) мочеточники
мочевой пузырь
мочеиспускательный канал
(позвоночные)
3). Рассказать об органах пищеварения дождевого червя
4). Перечислите виды нервных систем (гидра, насекомые, позвоночные)
5).Подписать системы органов животных - карточка
6). Подписать органы пищеварительной системы дождевого червя 3 чел / карточки. /
Вопрос: Что же называется живым организмом?
Растительный организм – это система взаимосвязанных органов.
Животный организм – это единое целое систем органов.
Примеры:
Растения. Взаимосвязи корня, стебля и листьев в ходе процесса фотосинтеза или испарения.
Животные. Взаимосвязи дыхательной и кровеносной систем органов.
Таким образом в ходе эволюции живых организмов шло усложнение их организации как систем: от клетки – открытой, саморегулирующейся системы, до организма, также являющегося биологической системой, осуществляющей с окружающей средой обмен веществ. ( на доске )
IV. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
- Живые существа способные к самостоятельному существованию Организм
- Группа органов, связанная общей работой Система органов
- Часть тела, выполняющая определённые функции Орган
- Группа клеток, сходная по своему строению, размерам и выполняемым
функциям Ткань
- Структурная единица живых организмов Клетка
(проверим ответы на компьютере)
ВЫВОД: Клетки, ткани, органы, системы органов работают согласовано.Организм- единое целое. /ТЕСТЫ на компьютере по 4 человека/
V. ИТОГ УРОКА.
VI. Д/З составить экологическую сказку на тему «Растение (животное)- целостный организм. Воздействие на него неблагоприятных факторов среды. Меры устранения этих воздействий.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ИЛЛЮСТРАТВНЫЙ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторение и обобщение знаний по теме "Строение вещества"
В презентации представлен план-конспект урока химии в 11 классе. Тема урока - повторение и обобщение материала, подготовка к контрольной работе по теме "Строение вещества". Предусмотрены теоретические...
Контрольная работа по теме «Строение и жизнедеятельность организмов» 6 класс
Контрольная работа по теме «Строение и жизнедеятельность организмов» 6 класс проводится в конце темы "Строение и жизнедеятельность организмов" по УМК "Сферы". Цель контрольной работы прове...
Обобщающее повторение темы «Строение вещества»
Обобщающее повторение темы «Строение вещества»...
Обобщающее повторение темы «Строение вещества»
Обобщающее повторение темы «Строение вещества»...
Мастер – класс по биологии Обобщение знаний по теме «Строение клеток живого организма».
Цели: Образовательная:· Систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, про...
Конспект урока биологии 6 класс по теме "Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)"
Конспект урока биологии 6 класс ФГОС по учебнику Сонина, линейная программа...
Конспект урока-игры "Обобщение знаний по теме Строение и жизнедеятельность организмов "
Данный урок разрабатывался, как контрольно-обобщающий. Форма игры мотивирует учащихся к активной позиции на уроке и поиску недостающих знаний....