Рабочая программа по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_11_klass.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника.
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 11 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы «Дрофа», 2008. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
На изучение биологии на базовом уровне отводиться 35 часов в 11 классе. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 11 классе в объеме 1 час в неделю.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень).
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; содержание курса, нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы; структуру курса; перечень лабораторных работ; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 11 класса; учебно-методическое обеспечение.
Количество контрольных работ за год – 2
Количество лабораторных работ за год – 2
Содержание тем учебного курса.
Биология 11 класс
Основы учения об эволюции (12 ч.)
Основные этапы становления и развития эволюционной теории Ч. Дарвина и основные понятия эволюционной теории. Определение биологического вида и его критерии. Характеристики популяций, значение популяций для вида, структура и свойство популяций. Причины нарушения генетического равновесия в популяциях, биологическая значимость этого процесса. Основные формы борьбы за существование: межвидовая, внутривидовая, борьба с неблагоприятными условиями среды. Сущность и формы естественного отбора как движущей силы эволюции. Виды и значение изолирующих механизмов, основные формы видообразования. Макроэволюция. Основные систематические группы. Главные направления органической эволюции, их соотношение и роль в эволюционном процессе.
Основы селекции и биотехнологии (4ч.)
Работы и достижения современных ученых-селекционеров, основные методы селекции.
Основные методы, применяемые в селекции растений: гибридизация, отбор, полиплоидизация. Основные методы и особенности селекции животных. Достижения современной биотехнологии.
Антропогенез (5 ч.)
Систематическое положение человека в системе животного мира, отличия человека от животных; гипотезы происхождения человека. Основные стадии эволюции человека, признаки и отличия каждой из эволюционных групп.
Факторы эволюции человека: трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление. Гипотезы и предположения о родине предков человека, отличительные черты представителей различных рас.
Основы экологии (12 ч.)
Основные этапы становления и развития науки экологии. Факторы среды и их влияние на животные и растительные организмы; механизмы и сила влияния экологических факторов на организмы. Отличительные особенности понятий «местообитания» и «экологическая ниша».
Основные виды отношений между организмами: нейтральные, положительные, отрицательные, их разновидности и значение в жизни живых организмов.
Демографические показатели и их значение в популяции. Структура сообщества и значение в природе. Биогенный круговорот веществ.
Правила построения экологических пирамид. Типы загрязнителей и их влияние на организмы. Рациональное природопользование.
Решение экологических задач.
Эволюция биосферы и человек (2 ч.)
Гипотезы происхождения жизни. Этапы возникновения и развития жизни на Земле. Этапы эволюции биосферы в хронологической последовательности.
Виды антропогенного воздействия на природу.
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
В результате изучения предмета учащиеся должны:
знать/понимать
• особенности жизни как формы существования материи;
• роль физических и химических процессов в живых системах раз личного иерархического уровня организации;
• фундаментальные понятия о биологических системах;
• сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
• основные теории биологии — клеточную, хромосомную теорию наследственности.
уметь
• пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
• давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
• работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
• решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
• работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
• владеть языком предмета.
Календарно-тематическое планирование по биологии 11 класс
Наименование раздела (кол-во часов) | Тема урока | Кол-во часов | Дата урока | Наглядные и практические методы | Основные понятия | Примечание | Корректировка |
1. Основы учения об эволюции. (12 часов) | 1.Инструктаж по технике безопасности. Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. | 1 час. | 04.09 | Портрет ученых. | Эволюция, наследственная изменчивость, естественный отбор, искусственный отбор, борьба за существование. | ||
| 1 час | 11.09 | Описание животных | Вид, критерии вида | Л/р №1 «Определение критериев вида» | ||
| 1 час | 18.09 | Т. «Популяции» | Популяция, генофонд популяции. | |||
| 1час | 25.09 | Т. «Популяции» | Генетическое равновесие, дрейф генов, изменения генофонда. | |||
| 1 час. | 02.10 | Т. «Формы борьбы за существование» | Борьба за существование, формы: внутривидовая, межвидовая, с неблагоприятными условиями среды | |||
| 1 час | 09.10 | Т. «Формы естественного отбора» | Естественный отбор, биологические адаптации, стабилизирующий, движущий, дизруптивный, полиморфизм. | |||
| 1 час | 16.10 | Т. «Изолирующие механизмы» | Репродуктивная изоляция, предзиготические, постзиготические. | |||
| 1час | 23.10 | Т. «Видообразование | Микроэволюция, аллотропическое и симпатрическое видообразование. | |||
| 1 час. | 30.10 | Т. «Макроэволюция | Макроэволюция, переходные формы, филогенетические ряды | |||
| 1 час | 13.11 | Модель аппликация «Систематика растений и животных | Биноминальное название видов, естественная классификация. | |||
11.Главные направления эволюции органического мира. | 1 час | 20.11 | Т. Главные направления эволюции органического мира. | Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиодаптация, общая дегенерация, биологический прогресс и регресс. | |||
12. Контрольно – обобщающий по теме: «Основы учения об эволюции» | 1час | 27.11 | КИМ | Повторение понятий по пройденной теме. | Контрольное тестирование | ||
2.Основы селекции и биотехнологии. (4 часа) | 1.Основные методы селекции и биотехнологии | 1 час. | 04.12 | Т. Методы селекции. | Селекция, сорт, порода, штамм, гибридизация, аутбридинг, гетерозис, биотехнология. | ||
2.Методы селекции растений. | 1 час | 11.12 | Т. Методы селекции. | Центры происхождения культурных растений, закон гомологичных рядов | |||
3.Методы селекции животных и микроорганизмов. | 1 час | 18.12 | Т. Методы селекции. | Полиэмбриония, генетическое клонирование | |||
4.Современное состояние и перспективы биотехнологии | 1час | 25.12 | Т. Методы селекции. | Биологические удобрения, бигумус, культура тканей. | |||
3.Антропогенез (5 часа) | 1.Положение человека в системе животного мира. | 1час | 15.01. | Т. Антропогенез | Антропология. Человек разумный. | ||
2.Основные стадии антропогенеза | 1 час. | 22.01. | Т. Антропогенез | Парапитеки, дриопитеки, австралопитеки, архантропы, палеонтропы, неоантропы, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы | |||
3.Движущие силы антропогенеза. | 1 час | 29.01. | Т. Антропогенез | Социальные факторы антропогенеза, прародина. | |||
4. Прародина человека. (предметная неделя) | 1 час | 30.01. | |||||
5.Расы и их происхождение. | 1 час | 05.02. | Т. Расы. | Расы, расогенез, расизм. | |||
4. Основы экологии (12 часов) | 1.Экология. Среда обитания организмов и ее факторы | 1 час | 12.02. | Т. Среда обитания организмов. | Экология, среда обитания, экологические факторы, толерантность, закон минимума. | ||
2.Местообитание и экологические ниши. | 1 час | 19.02. | Т. Местообитание и экологические ниши. | Местообитание, экологические ниши. | |||
3.Основные типы экологических взаимодействий. | 1 час | 26.02. | Т. Основные типы экологических взаимодействий | Нейтролизм, аменсолизм, комменсолизм, протокооперация, мутуализм, сибиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция. | |||
4.Основные экологические характеристики популяции | 1час | 05.03. | Т. Основные экологические характеристики популяции | Демографические характеристики, возрастная структура, динамика популяции. | |||
5.Экологические сообщества | 1час | 12.03. | Т. Экологические сообщества | Биотическое сообщество, биоценоз, экосистема, биогеоценоз, агробиоценоз. | |||
6.Структура сообщества | 1 час. | 19.03. | Т. Структура сообщества | Структура сообщества, видовая структура, морфологическая, трофическая, пищевая цепь. | |||
7.Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи. | 1 час | 02.04. | Т. Пищевые цепи. | Пищевые цепи., Продуценты, консументы, редуценты. | |||
8.Экологические пирамиды | 1 час | 09.04. | Т. Пищевые цепи. | Экологическая пирамида, пирамида биомассы, пирамида численности | |||
9.Л.Р. №2 «Построение пищевой цепи» | 1 час | 16.04. | Л.Р. №2 «Построение пищевой цепи» | ||||
10.Экологическая сукцессия. | 1 час | 23.04. | Т. Экологическая сукцессия | Экологическая сукцессия, общее движение сообщества | |||
11.Влияние загрязнений на живые организмы. Рациональное природопользование. | 1 час | 30.04. | Природные ресурсы, экологическое сознание | ||||
12.Контрольно-обобщающий по теме: Основы экологии | 1час | 07.05. | КИМы | Повторение понятий по пройденной теме | Контрольное тестирование | ||
5.Эволюция биосферы и человек (2часа) | 1. Гипотезы о происхождении жизни | 1час | 14.05. | Портреты ученых | Креационизм, панспермии, коацерваты, пробионты | ||
2. Эволюция биосферы | 1 час. | 21.05. | Т. Эволюция биосферы | Эволюция биосферы |
Литература
для учителя:
1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьни ков и поступающих в. вузы. - М.: Дрофа, 2004;
2. Болгова И. В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
3. Козлова Т. А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
4. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая био логия». - М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004;
5. Реброва Л. В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просве щение, 1997;
6. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с.;
для учащихся:
1. Батуев А.С.,Гуленкова 'М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьни ков и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
2) Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. -216с.
Дополнительная литература:
- «Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект – центр, 2008.
- Мухамеджанов И.Р. «Тесты, задачи, блицопросы»: 10 – 11 классы. М.: ВАКО, 2006-09-07
- Р.Г. Заяц и др. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы,тесты, задачи. – Минск: Юнипресс, 2007. – 816с.
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
- http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
- http://djvu-inf.narod.ru/- электронная библиотека
http://biology.ru/index.php - Сайт является Интернет – версией учебного курса на компакт-диске "Открытая Биология"
Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:
1) Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997. _ - 240с.;
2) Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с.: ил.- («Универсальное учебное пособие»);
3) Иванова 7.8. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреж дений/ Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания);
4) Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;
5) Сухова Т. С., Козлова Т. А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь к учеб нику. - М.: Дрофа, 2005. - 171с.;
6) Общая биология. Учеб. для 10-11 кл. с углубл. изучением биологии в шк./Л. В. Высоцкая, С. М. Глаголев, Г. М. Дымшиц и др.; под ред. В. К. Шумного и др. - М.: Просвещение, 2001.- 462 с.: ил.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»
• Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...