Рабочая программа по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. Рабочая программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_11_klass.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. Рабочая программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 11 классе  средней  общеобразовательной  школы  по  учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы «Дрофа», 2008. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

На изучение биологии на базовом  уровне отводиться 35 часов в 11 классе. В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для среднего (полного)   общего  образования  программа рассчитана на преподавание курса биологии в 11 классе в объеме 1 час в неделю.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи  изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень).

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Примерная программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются:  сравнение объектов,  анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования  на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее  отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде,  востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования  современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в  старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; содержание курса, нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы; структуру  курса; перечень лабораторных работ; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 11 класса; учебно-методическое обеспечение.

Количество контрольных работ за год – 2

Количество лабораторных работ за год – 2

Содержание тем учебного курса.

Биология 11 класс

Основы учения об эволюции (12 ч.)

Основные этапы становления и развития эволюционной теории Ч. Дарвина и основные понятия эволюционной теории. Определение биологического вида и его критерии. Характеристики популяций, значение популяций для вида, структура и свойство популяций. Причины нарушения генетического равновесия в популяциях, биологическая значимость этого процесса. Основные формы борьбы за существование: межвидовая, внутривидовая, борьба с неблагоприятными условиями среды. Сущность и формы естественного отбора как движущей силы эволюции. Виды и значение изолирующих механизмов, основные формы видообразования. Макроэволюция. Основные систематические группы. Главные направления органической эволюции, их соотношение и роль в эволюционном процессе.

Основы селекции и биотехнологии (4ч.)

Работы и достижения современных ученых-селекционеров, основные методы селекции.

Основные методы, применяемые в селекции растений: гибридизация, отбор, полиплоидизация. Основные методы и особенности селекции животных. Достижения современной биотехнологии.

Антропогенез (5 ч.)

Систематическое положение человека в системе животного мира, отличия человека от животных; гипотезы происхождения человека. Основные стадии эволюции человека, признаки и отличия каждой из эволюционных групп.

Факторы эволюции человека: трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление. Гипотезы и предположения о родине предков человека, отличительные черты представителей различных рас.

Основы экологии (12 ч.)

Основные этапы становления и развития науки экологии. Факторы среды и их влияние на животные и растительные организмы; механизмы и сила влияния экологических факторов на организмы. Отличительные особенности понятий «местообитания» и «экологическая ниша».

Основные виды отношений между организмами: нейтральные, положительные, отрицательные, их разновидности и значение в жизни живых организмов.

Демографические показатели и их значение в популяции. Структура сообщества и значение в природе. Биогенный круговорот веществ.

Правила построения экологических пирамид. Типы загрязнителей и их влияние на организмы. Рациональное природопользование.

Решение экологических задач.

Эволюция биосферы и человек (2 ч.)

Гипотезы происхождения жизни. Этапы возникновения и развития жизни на Земле. Этапы эволюции биосферы в хронологической последовательности.

Виды антропогенного воздействия на природу.

Требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся по данной программе

     

        В результате изучения предмета учащиеся должны:

знать/понимать

•   особенности жизни как формы существования материи;

•   роль физических и химических процессов в живых системах раз личного иерархического уровня организации;

•   фундаментальные понятия о биологических системах;

•   сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

•   основные теории биологии — клеточную, хромосомную теорию наследственности.

уметь

•   пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

•  давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

•  работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

•   решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

•   работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

•   владеть языком предмета.


Календарно-тематическое планирование по биологии  11 класс

Наименование

раздела

(кол-во часов)

Тема урока

Кол-во

часов

Дата урока

Наглядные и практические методы

Основные понятия

Примечание

Корректировка

1. Основы учения об эволюции.     (12 часов)

1.Инструктаж по технике безопасности. Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина.

1 час.

04.09

Портрет ученых.

Эволюция, наследственная изменчивость, естественный отбор, искусственный отбор, борьба за существование.

  • 2. Вид, его критерии.

1 час

11.09

Описание животных

Вид, критерии вида

Л/р №1 «Определение критериев вида»

  • 3.Популяции. Генетический состав популяций.

1 час

18.09

Т. «Популяции»

Популяция, генофонд популяции.

  • 4.Изменение генофонда популяций.

1час

25.09

Т. «Популяции»

Генетическое равновесие, дрейф генов, изменения генофонда.

  • 5.Борьба за существование и ее формы

1 час.

02.10

Т. «Формы борьбы за существование»

Борьба за существование, формы: внутривидовая, межвидовая, с неблагоприятными условиями среды

  • 6.Естественный отбор и его формы.

1 час

09.10

Т. «Формы естественного отбора»

Естественный отбор, биологические адаптации, стабилизирующий, движущий, дизруптивный, полиморфизм.

  • 7.Изолирующие механизмы.

1 час

16.10

Т. «Изолирующие механизмы»

Репродуктивная изоляция, предзиготические, постзиготические.

  • 8.Видообразование.

1час

23.10

Т. «Видообразование

Микроэволюция,  аллотропическое и симпатрическое видообразование.

  • 9.Макроэволюция, ее доказательства

1 час.

30.10

Т. «Макроэволюция

Макроэволюция, переходные формы, филогенетические ряды

  • 10.Система растений и животных- отображение эволюции.

1 час

13.11

Модель аппликация «Систематика растений и животных

Биноминальное название видов, естественная классификация.

11.Главные направления эволюции органического мира.

1 час

20.11

Т. Главные направления эволюции органического мира.

Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиодаптация, общая дегенерация, биологический прогресс и регресс.

12. Контрольно – обобщающий по теме: «Основы учения об эволюции»

1час

27.11

КИМ

Повторение понятий по пройденной теме.

Контрольное тестирование

2.Основы селекции и биотехнологии.  (4 часа)

1.Основные методы селекции и биотехнологии

1 час.

04.12

Т. Методы селекции.

Селекция, сорт, порода, штамм, гибридизация, аутбридинг, гетерозис, биотехнология.

2.Методы селекции растений.

1 час

11.12

Т. Методы селекции.

Центры происхождения культурных растений, закон гомологичных рядов

3.Методы селекции животных и микроорганизмов.

1 час

18.12

Т. Методы селекции.

Полиэмбриония, генетическое клонирование

4.Современное состояние и перспективы биотехнологии

1час

25.12

Т. Методы селекции.

Биологические удобрения, бигумус, культура тканей.

3.Антропогенез (5 часа)

1.Положение человека в системе животного мира.

1час

15.01.

Т. Антропогенез

Антропология. Человек разумный.

2.Основные стадии антропогенеза

1 час.

22.01.

Т. Антропогенез

Парапитеки, дриопитеки, австралопитеки, архантропы, палеонтропы, неоантропы, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы

3.Движущие силы антропогенеза.

1 час

29.01.

Т. Антропогенез

Социальные факторы антропогенеза, прародина.

4. Прародина человека. (предметная неделя)

1 час

30.01.

5.Расы и их происхождение.

1 час

05.02.

Т. Расы.

Расы, расогенез, расизм.

4. Основы экологии (12 часов)

1.Экология. Среда обитания организмов и ее факторы

1 час

12.02.

Т. Среда обитания организмов.

Экология, среда обитания, экологические факторы, толерантность, закон минимума.

2.Местообитание и экологические ниши.

1 час

19.02.

Т. Местообитание и экологические ниши.

Местообитание,  экологические ниши.

3.Основные типы экологических взаимодействий.

1 час

26.02.

Т. Основные типы экологических взаимодействий

Нейтролизм, аменсолизм, комменсолизм, протокооперация, мутуализм, сибиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция.

4.Основные экологические характеристики популяции

1час

05.03.

Т.  Основные экологические характеристики популяции

Демографические характеристики, возрастная структура, динамика популяции.

5.Экологические сообщества

1час

12.03.

Т. Экологические сообщества

Биотическое сообщество, биоценоз, экосистема, биогеоценоз, агробиоценоз.

6.Структура сообщества

1 час.

19.03.

Т. Структура сообщества

Структура сообщества, видовая структура, морфологическая, трофическая, пищевая цепь.

7.Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи.

1 час

02.04.

Т. Пищевые цепи.

Пищевые цепи., Продуценты, консументы, редуценты.

8.Экологические пирамиды

1 час

09.04.

Т. Пищевые цепи.

Экологическая пирамида, пирамида биомассы, пирамида численности

9.Л.Р. №2 «Построение пищевой цепи»

1 час

16.04.

Л.Р. №2 «Построение пищевой цепи»

10.Экологическая сукцессия.

1 час

23.04.

Т.  Экологическая сукцессия

Экологическая сукцессия, общее движение сообщества

11.Влияние загрязнений на живые организмы. Рациональное природопользование.

1 час

30.04.

Природные ресурсы, экологическое сознание

12.Контрольно-обобщающий по теме:  Основы экологии

1час

07.05.

КИМы

Повторение понятий по пройденной теме

Контрольное тестирование

5.Эволюция биосферы и человек (2часа)

1. Гипотезы о происхождении жизни

1час

14.05.

Портреты ученых

Креационизм, панспермии, коацерваты, пробионты

2. Эволюция биосферы

1 час.

21.05.

Т. Эволюция биосферы

Эволюция биосферы

Литература

для учителя:

1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьни ков и поступающих в. вузы. - М.: Дрофа, 2004;

2. Болгова И. В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

3. Козлова Т. А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;

4. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая био логия». - М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004;

5. Реброва Л. В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просве щение, 1997;

6. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с.;

для учащихся:

1. Батуев А.С.,Гуленкова 'М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьни ков и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

2) Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. -216с.

Дополнительная литература:

  • «Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект – центр, 2008.
  • Мухамеджанов И.Р. «Тесты, задачи, блицопросы»: 10 – 11 классы. М.: ВАКО, 2006-09-07
  • Р.Г. Заяц и др. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы,тесты, задачи. – Минск: Юнипресс, 2007. – 816с.
  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
  • http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
  • http://djvu-inf.narod.ru/- электронная библиотека

http://biology.ru/index.php - Сайт является Интернет – версией учебного курса на компакт-диске "Открытая Биология"

Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:

1) Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997. _ - 240с.;

2) Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с.: ил.- («Универсальное учебное пособие»);

3) Иванова 7.8. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреж дений/ Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания);

4) Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;

5) Сухова Т. С., Козлова Т. А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь к учеб нику. - М.: Дрофа, 2005. - 171с.;

6) Общая биология. Учеб. для 10-11 кл. с углубл. изучением биологии в шк./Л. В. Высоцкая, С. М. Глаголев, Г. М. Дымшиц и др.; под ред. В. К. Шумного и др. - М.: Просвещение, 2001.- 462 с.: ил.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»

•        Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...