Отдел моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности.
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Технологическая карта урока подробно описывает урок с применением исследовательской технологии и технологии продуктивного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_biologii.docx | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока биологии
ФИО педагога – Перминова Ирина Владимировна Должность – учитель биологии
Полное название ОУ – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Менильская средняя общеобразовательная школа Игринского района Удмуртской Республики
Предмет – биология Класс - 7 Учебник - Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология: многообразие живых организмов. 7 класс» (Москва, Дрофа, 2012 г)
Тема урока: Отдел моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: компьютер, мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс», цифровой микроскоп, электронные весы, чашка Петри, калькулятор, мерный лабораторный стакан, гербарный и натуральный материал мхов, терминология, магниты, таблицы «Сфагнум», «Кукушкин лён», фотография маршанции, коллекция «Торф и продукты его переработки», Красная книга Удмуртии.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся, для которых планируется занятие: Урок подготовлен предшествующей систематикой высших растений, признаков высших растений. Учащимися усвоены признаки растений, особенности водорослей, понятия «спорофит» и «гаметофит», особенности полового размножения. Учащиеся умеют актуализировать знания, сравнивать и описывать биологические объекты, имеют представления о спорофитах.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | Понимают особенности строения и жизнедеятельности, жизненный цикл мхов; значение мхов в природе и в жизни человека | 2 уровень (средний) – применяют знания в знакомой ситуации и по образцу (понимание) |
Регулятивные | Умеют ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, планируют, осознают качество и уровня усвоения; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности | 1 и 2 уровень (низкий и средний) – действуют под руководством учителя и в парах |
Познавательные | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; свободно ориентируются и воспринимают текст; формулируют проблемы; находят необходимую информацию; умеют структурировать знания; анализируют объект с целью выделения признаков | 1, 2 и 3уровень (низкий, средний и высокий) – действуют под руководством учителя и в парах, самостоятельно |
Коммуникативные | Умеют слушать и вступать в диалог; владеют диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умеют участвовать в коллективном обсуждении проблем, уважительно относятся к позиции другого; умеют договариваться | 2 и 3 уровень (средний и высокий) |
Личностные | Устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом, соотносят поступки правилам поведения в окружающей природе | 3 уровень (высокий) |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приёмы обучения | Формы учебного взаимодействия (обучения) | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой | Мотивировать и включить в деятельность | Объяснение, беседа | Фронтальная |
3. Мотивирует к формулировке темы, цели урока, загадывая утверждения о мхах. (Приложение 1).В ходе диалога с учащимися формулируют тему и цель. | 1. Отвечают на приветствие, проверяют организацию рабочего пространства на парте. 2. Называют признаки высших растений, разъясняют понятия «спорофит», «гаметофит». 3. Активно слушают, вступают в диалог, выдвигают версии, формулируют тему и цель. Записывают тему урока в тетрадь. | Самостоятельное выделение и формулирование темы и вытекающей из неё познавательной цели; умение слушать и вступать в диалог; владение диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение структурировать знания |
Ориентировоч-ный этап | Определить направления изучения темы | Объяснение, организация демонстра-ционного опыта, проблемно-ориентиро-ванный диалог, взвешивание, математи-ческий расчёт | Фронтальная | 1. Знакомит с систематикой отдела моховидные: классы печёночники, листостебельные (настоящие). 2. Рассказывает об особенности строения печеночника маршанции – тело гаметофита представлено слоевищем. 3. Переходит к рассказу о настоящих мхах, называя представителей: у зелёных мхов это кукушкин лён, у белых мхов - сфагнум. 4. Предлагает учащимся пройти в «лабораторию» и вместе с учителем заложить опыт по изучение особенностей белого мха сфагнума. Взвешивает сухой сфагнум, заливает его водой, комментирует алгоритм опыта учащимся. | 1. Слушают, записывают систематику в тетрадь, рассматривают иллюстрацию печёночника на стр. 52 учебника и на слайде. 2. Проходят в «лабораторию», наблюдают закладку опыта учителем, принимают участие в вычислении первоначального веса мха. | Планирование; прогнозирование; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем |
Поисково-исследовательский этап | Организовать процесс открытия новых знаний | Объяснение, демонстра-ция, проблемно-ориентированный диалог, анализ жизненного опыта, решение проблемных ситуаций, организация опыта, чтение | Фронтальная Индивидуальная |
3. Организует работу с терминами «гаметофит», «спорофит», «архегоний», «антеридий», «спорангий». Обобщает особенность мхов – спорофит развивается на гаметофите. Просит учащихся определить на гербариях спорофит и гаметофит, женские и мужские растения. 4. Разъясняет хромосомный набор поколений мха по рисунку в учебнике на стр. 54. 5. Возвращает учеников к вопросу о причинах низкорослости мхов и их произрастании дернинами (необходимость воды для оплодотворения), объясняет, что из-за этих особенностей и развития спорофита на гаметофите мхи являются тупиковой ветвью эволюции растений. 6. Объясняет, что мхи размножаются и бесполым путём частями тела и специальными почками. 7. Предлагает учащимся пройти в «лабораторию» и вместе с учителем продолжить опыт: сливает воду, взвешивает мох. Организует вычисления учащимися. 8. Организует формулирование проблемы: какие особенности в строении сфагнума позволили ему впитать в себя такое кол-во воды? 9. Предлагает учащимся найти ответ на поставленный вопрос в предложенном тексте (приложение 3) 10. Выслушивает ответы учащихся об особенностях клеток листа сфагнума. Вызывает ученика показать и назвать водоносные и хлорофилоносные клетки на плакате «Сфагнум». Демонстрирует клетки микропрепарата на экране компьютера. 11. Организует рассматривание гербария сфагнума и диалог (по тексту): - есть ли корни, ризоиды у сфагнума? - где гаметофит, спорофит? - для чего водоносные клетки накапливают воду? - какие условия необходимы для образования торфа? - как использует торф человек? Просит рассказать домашнее задание к уроку. Комментирует, выставляет оценку. 12. Читает стихотворение «Мхи» (приложение 2). Задаёт вопросы: - Как вы считаете: выражения — «без ножки», «снизу беловатый», «лечил» и т. д. — это выдумка поэта, простой подбор слов для рифмы или эти строки имеют биологический смысл и научное объяснение? Рассказывает о бактерицидных свойствах сфагнума, его использовании в строительстве, растениеводстве. 13. Предлагает учащимся дополнить материал урока собственными знаниями о значении мхов. 14. Организует заслушивание сообщения о мхах Красной книги Удмуртии (домашнее задание к уроку). Комментирует, выставляет оценку. | 1. Слушают учителя, вступают в диалог. Рассматривают растения в гербарии. 2. Активно выдвигают версии, слушают, смотрят, рассуждают. 3. Один ученик раскладывает термины на доске на плакат «Кукушкин лён», остальные подсказывают в случае затруднения. Записывают в тетрадь фразу «спорофит развивается на гаметофите». Определяют в гербарии спорофит и гаметофит, женские и мужские растения. 4. Наблюдают разъяснения учителя по схеме в учебнике, вступают в диалог. 5. Предполагают ответ на проблемный вопрос, открывают новые знания о причинах тупика эволюции мхов. 6. Слушают рассказ учителя и рассматривают иллюстрации в учебнике на стр. 54, открывают новые знания. 7. Проходят в «лабораторию», наблюдают продолжение опыта учителем, принимают участие в вычислении веса мха и его впитывающей способности. 8. Активно выдвигают версии. 9. Вдумчиво читают текст «Сфагнум». 10. Отвечают на проблемный вопрос, называют типы клеток в листе сфагнума, один ученик показывает их на плакате. Рассматривают клетки под микроскопом на экране телевизора, узнают их и комментируют 11. Рассматривая гербарий, возвращаясь к тексту, отвечают на вопросы учителя. Ученик рассказывает домашнее задание о значении торфа для человека. 12. Активизируются на прослушивание стихотворения, анализируют рифмы на основе полученных знаний. Открывают новые знания. 13. Рассказывают о значении мхов 14. Слушают, открывают новые знания. | Особенности строения и жизнедеятельности, размножения мхов; значение мхов в природе и в жизни человека; формулирование гипотезы; анализ объектов с целью выделения признаков; уважительное отношение к позиции другого; смысловое чтение. |
Практический этап | Организовать действия по закреплению знаний | Формулирование ответов на поставленные вопросы | Фронтальная Индивидуальная | 1. Двум парам учащихся предлагает сравнить кукушкин лён (1 вариант) и сфагнум (2 вариант) по предложенным критериям. (Приложение 4) Одной паре предлагает сравнить водоросли и мхи, выделяя общее и особенности (Приложение 5). Заслушивает ответы (при недостатке времени раздаёт задания с выделенными ответами). Просит поднять руки тех, кто удовлетворён своими знаниями. 2. Организует диалог по обобщению изученного: - Почему мхи относят к высшим споровым растениям? - В чём особенности отношений спорофита и гаметофита мхов? | 1. Сравнивают самостоятельно. Зачитывают получившиеся ответы текстовым изложением (либо сравнивают с образцом). Информируют учителя о внутренней удовлетворённости/неудовлетворённости результатами работы. 2. Отвечают на вопросы учителя. | Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; умение структурировать знания; анализ объекта с целью выделения существенных признаков |
Рефлексивно-оценочный этап | Организовать рефлексивно-оценочную деятельность | Заполнение таблицы, самооценка деятельности на уроке, формулирование домашнего задания | Фронтальная, парная | 1. Вызывает 1 ученика выполнить задание «Биолабиринт» в электронном учебнике. Комментирует, выставляет оценку. 2. Предлагает оценить достижение цели урока, собственную активность по открытию новых знаний на уроке. 3. Выставляет комментировано оценки. 4. Информирует о домашнем задании: стр. 52-56 прочитать, индивидуальная карточка | 1. Следят за ответами одноклассника в лабиринте, открывают новое знание «Бриология», записывают термин в тетрадь. 2. Анализируют достижение цели, самооценивают деятельность. 3. В дневники выставляют оценки, записывают домашнее задание | Анализ объекта с целью выделения существенных признаков, умение участвовать в коллективном обсуждении, контроль и оценка процессов и результатов деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока "Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности"
Аттестационная работа: проект урока по биологии: «Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности» 7класс...
Отдел моховидные, особенности строения и жизнедеятельности
Разработка плана урока по теме "Отдел моховидные, особенности строения и жизнедеятельности", 7 класс...
Урок на тему: «Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности»
УМК: учебник «Многообразие организмов», 7 класс под редакцией Н. И. Сонина, CD «Многообразие организмов» - 7 класс. Ресурсы: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, растения и гербарн...
Урок 7 класс Отдел Голосеменные растения. Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение.
Автора УМК: В.Б. Захаров, Н.И. СонинТема урока Отдел Голосеменные растения. Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение.Тип урока изучение материала и первичное закрепление новых зна...
Разработка урока ОТДЕЛ ХИТРИДИОМИКОТА. ОТДЕЛ ЗИГОМИКОТА. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
автор Сонин...
Урок-путешествие "Отдел Плауновидные, особенности строения и жизнедеятельности"
Данная разработка урока позволяет изучить особенности строения, жизнедеятельности растений отдела плауновидных, усложнение организации плаунов в ходе эволюции; выявить роль плауновидных в природе и и...
Разработка урока по теме "Отдел Голосеменные. Особенности строения и жизнедеятельности"
Представляю разработку урока "Отдел Голосеменные. Особенности строения и жизнедеятельности". Цель урока: создание условий для осмысления новой учебной информации....