Технологическая карта урока "Цепи питания"
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему
Конспект урока полностью соответствует ФГОС СОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_tsepi_pitaniya.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ
Тема «Поток энергии и вещества. Цепи питания»
(11 КЛАСС)
Выполнила:
Гридина Ирина Александровна
учитель биологии
МКОУ « Иванинская СОШ»
Курчатовского района
Тема урока: «Потоки энергии и вещества в экосистемах. Цепи питания»
Деятельностная цель:
- развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.
Предметно - дидактическая цель: сформировать понятие «цепь питания», «трофический уровень», рассмотреть классификацию цепей питания и закономерности переноса энергии и вещества по цепям питания.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
- знать правило перехода энергии, типы цепей питания, их значение в экосистемах.
Метапредметные
1. Познавательные:
уметь ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; строить высказывания; анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения, уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
2. Коммуникативные:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре и группе; ставить вопросы, выражать свои мысли с достаточной полнотой, аргументировать свою точку зрения.
3. Регулятивные:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, составлять план и последовательность действий, корректировать и оценивать свои действия.
Личностные
- Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях, уметь устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом, оценивать свой вклад в работу группы, использовать жизненный опыт при изучении нового материала.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы обучения: проблемно-диалоговые.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Пищевая цепь, детрит, пастбищные и детритные цепи питания, трофический уровень, поток энергии и вещества, правило перехода энергии.
Учащиеся должен знать: понятие «цепь питания», типы цепей питания, «трофический уровень», правило перехода энергии.
Учащиеся должны уметь: составлять пастбищные и детритные цепи питания, объяснять закономерности перехода энергии по цепям питания.
Обеспечение урока: учебники, компьютер, интерактивная доска, ЦОР «Общая биология», набор карточек с фотографиями организмов для составления цепей питания.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. (1-2 мин.) | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся. | Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. | Личностные УУД: - самоопределение, смыслообразование Регулятивные: умение настроиться на взаимодействие с учителем и учащимися. |
Этап. Актуализация знаний (5 - 6 мин.) | Актуализирует знания учащихся с помощью заданий фронтального и индивидуального характера (Приложение 1). Проводит подводящий диалог. - Как связаны между собой организмы, которые вы распределили по трем группам?
| Отвечают на вопросы. Вспоминают ранее изученный материал. Высказывают суждения. Выполняют задание (классифицируют объекты, по заданному признаку), дополняют своими примерами. | Познавательные УУД: - строят логические рассуждения; - анализируют, сравнивают, обобщают, классифицируют. Коммуникативные УУД: - монологическое высказывание, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Личностные УУД: смыслообразование и личностное самоопределение. |
Этап. Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.) | Обеспечивает мотивацию учащихся к изучению нового материала: создает для учеников проблемную ситуацию. Предлагает послушать стихотворение древнеримского поэта Овидия (Приложение 2) и ответить на вопрос: - О каких биологических закономерностях идет речь в стихотворении?
| Слушают стихотворение, выявляют закономерности, делают выводы. | Личностные УУД: - личностное самоопределение, оценивание. Коммуникативные УУД: - высказывают и аргументируют свое мнение, учет разных мнений; Познавательные УУД: - извлекают необходимую информацию, аргументируют; анализируют, обобщают |
Этап. Целеполагание. (3-4 мин.) | При помощи диалога, подводит учащихся к формулированию темы и целей урока. - Французский астроном К.Фиаммарион сказал: «Мы не думаем об этом, но всё, что ходит, двигается, живёт на нашей планете, есть дитя Солнца». Организует подводящий диалог: - Как вы можете объяснить это высказывание? - Что произойдет на Земле, если не будет энергии Солнца? - Согласны ли вы с тем, что главным источником энергии для всех процессов жизнедеятельности на Земле, является энергия Солнца? - Каким образом от энергии Солнца зависят гетеротрофные организмы? | Строят логические рассуждения , высказывают свои предположения. Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться). Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности. | Познавательные УУД: - формулируют гипотезы, устанавливают причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепочку; Коммуникативные УУД: - владение монологичной и диалогичной речью, учет позиции другого; Регулятивные УУД: - самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока) Личностные УУД: - смыслообразование и личностное самоопределение. |
Этап Планирование.(5-6 мин.) | Уточняет понимание учащимися целей урока, организует беседу: - Какова основная цель урока? - Что вы уже знаете о пищевых взаимосвязях организмов? - Все ли цепи питания одинаковы? - Отчего это зависит? - Почему пищевые связи являются главными в экосистемах? Побуждает к высказыванию своего мнения. Конкретизирует план работы. Подводит под понятие. Просит ещё раз прочитать стихотворение Овидия, составить цепи питания, указанные в нем и дать определение «цепи питания», а затем сравнить его с образцом в учебнике.
| Высказывают свои предположения. Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Работают в парах. Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и обсуждают его с учителем. Составляют цепи питания, дают определение понятию «цепи питания», сравнивают с образцом, при необходимости корректируют свои записи. | Познавательные УУД: - работа с информацией и её преобразование, формирование понятий, умение применять знания, анализируют, сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - умение слушать и понимать речь другого человека, самостоятельно организовывают учебное взаимодействие, выражают свои мысли. Личностные УУД: - формирование личностного и жизненного самоопределения |
Этап. «Открытие» нового знания (7-8 мин.) | Формирует основы теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению. Организует работу с текстом учебника по изучению информации о видах цепей питания (работа в парах). Предлагает выделить виды цепей питания и составить характеристику цепей питания по предложенному плану, заполнив таблицу ( Приложение 3). При помощи наводящих вопросов подводит к понятию «трофический уровень». Акцентирует внимание учащихся на то, что цепи питания не могут быть длинными. Побуждает к высказыванию мнений о том, почему они не могут быть длинными. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи, привлекая материал из других наук, например, из физики. Предлагает вспомнить законы термодинамики :(Не существует ни одного процесса без потери энергии). Обращает внимание на то, что из-за потери энергии при переходе от одного трофического уровня к другому цепи питания не могут быть длинными. Предлагает просмотреть видеосюжет, в котором дается объяснение правила перехода энергии ( на каждый последующий трофический уровень переходит 10% от предыдущего), дает задание: - Какая закономерность отражает переход энергии с одного трофического уровня на другой? | Работают в паре. Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение. Фиксируют в тетрадях своё «открытие». Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи. Высказывают свое мнение, вспоминают законы термодинамики, приводят примеры, приходят к выводу о том, что законы физики действуют и в биологии Анализируют видеосюжет, дают обоснование, формулируют правило перехода энергии. | Познавательные УУД: - поиск информации в учебнике, преобразование информации, составление характеристики, обобщение. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывают учебное взаимодействие при работе в паре, формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - работа по плану, осуществление самоконтроля и коррекции; Личностные УУД: - формирование жизненного самоопределения. Познавательные: умение стоить высказывание, выделение проблемы, определение и оперирование понятиями. Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, контроль и коррекция. Коммуникативные: владение монологической речью. |
Этап. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (6-8 мин.) | Организует работу по усвоению учащимися нового способа действия.
Распределяет учащихся на группы и дает задания: 1группе – составить пищевую цепь дубравы; 2 группе – пищевую цепь водоема; 3 группе – детритную пищевую цепь; с использованием раздаточного материала в виде карточек с фотографиями организмов (Приложение 4). Стимулирует участие всех детей. Корректирует ответы. | Осмысливают задание. Работают в группах, составляют цепи питания. Презентуют результаты работы. Соотносят полученный результат со своими предположениями (осуществляют самопроверку), корректируют свои записи. | Познавательные УУД: - строят логическое рассуждение, анализируют, сравнивают, обобщают Коммуникативные УУД: - вступают в диалог, организуют взаимодействие в группе. Регулятивные УУД: - определяют цель учебной деятельности; осуществляют самоконтроль и коррекцию; Личностные УУД: - осознают единство и целостность мира. - формирование личностного и жизненного самоопределения |
Этап. Рефлексия.(2-3 мин). | Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели (Приложение 5). | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Формулируют и записывают то, что узнали на уроке. | Личностные УУД: - адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности; формирование личностного самоопределения. Регулятивные УУД: - осознание конечного результата, контроль, мобилизация своих сил к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование критериев для обоснования |
Этап. Домашнее задание. (2 мин). | Предлагает и комментирует домашнее задание: 1. Прочитать п.83,84. Ответьте на вопросы. 2. Составьте 4-5 цепей питания, характерные для нашей местности. 3. Придумайте и нарисуйте иллюстрации цепей питания. | Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания | Личностные УУД: -смыслообразование, целеполагание. Регулятивные УУД: - осознание конечного результата, контроль, мобилизация своих сил к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.
|
Приложение 1.
1.Фронтальная беседа по вопросам:
- Какие функциональные группы выделяют в экосистеме?
- Объясните, почему растения в сообществе называют производителями?
- К какой группе в сообществе относят животных и почему?
- Какова роль грибов и бактерий в сообществе?
- Распределите организмы по функциональному значению в экосистемах: пшеница, гнилостные бактерии, мышь, клевер, сова, жук-навозник, кузнечик, орел, суслик. Дополните своими примерами.
Приложение 2.
… Свирепый волк с кормящею волчат
Волчицей – гроза невинных стад;
Орел, стремясь из-под небес стрелою
Грозит голубке смертью злою;
Голубка ж, как овца должна,
Кормясь губить ростки и семена.
Охотнице сове средь ночи темной
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька.
Светляк же, ночи светоч оживленный,
Вползая вверх, цветок съедает сонный…
Приложение 3.
Цепь питания | Начальное звено | Последовательность звеньев | Роль в экосистеме |
Цепи выедания (пастбищная) | Растения | Продуцент – консумент I порядка – консумент II порядка – консумент III порядка | Преобразование органических веществ, образованных в растениях |
Цепи разложения (детритные) | Органические остатки (детрит) | Детрит – редуцент- консумент II порядка – консумент III порядка | Разложение органических остатков до более простых соединений |
Приложение 4.
Составьте цепи питания из предложенных организмов, определите и подпишите функциональные группы.
1 группа: дуб, короед, пестрый дятел, ястреб- перепелятник.
2 группа: водоросли, карась, щука, человек.
3 группа: опад, дождевой червь, малиновка, канюк обыкновенный.
Приложение 5.
Закончите предложения:
- Для меня было важным и интересным …
- Для меня было недостаточно …
Литература:
- А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник , Общая биология 10-11 класс, М., Дрофа, 2012г.
- О.В.Петунин, Уроки биологии в 11 классе, Ярославль, Академия развития, 2005г.
- Журнал «Биология в школе», №7, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты для школьного питания (62 карты)
Технологическая карта № 1 Наименование кулинарного издел...
Урок английского языка в 7 классе по учебнику "Английский в фокусе" по теме "О правильном питании" с использованием технологической карты
Разработка урока с использовнаием технологической карты, позволяющей смоделировать урок в соответсвии с новыми образовательными стандартами...
Технологическая карта урока "Фотосинтез - воздушное питание"
Урок "Фотоситнез - воздушное питание растений" представлен в виде урока-эксперимента с использованием цифровой лаборатории Prolog. Для проведение эксперимента представлены кейс-задания для каждой груп...
Технологическая карта классного часа «Правильное питание- залог здоровья»
Технологическая карта классного часа поможет классным руководителям, педагогом составить свою технологическую карту...
технологическая карта урока ОБЖ 6 класс "Здоровое питание"
в материале представлена технологическая карта урока и презентация к уроку (архив в 3х частях) и раздаточный материал для учеников....
Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Гетеротрофное питание»
Цели урока: сформировать знания о разнообразии видов гетеротрофного питания и выявить приспособления, характерные для каждого вида питания. Задачи урока:Предметные: учащиеся знакомятся с о...
Технологическая карта дистанционного урока на тему: Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение.
Дистанционный онлайн-урок по географии в 6 классе, в программе Zoom с использованием материалов урока, размещенного на учебной платформе «Lekta»(с учетом рекомендации СанПиН 30 минут...