Обобщающий урок по теме "Вселенная"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Решетникова Ольга Александровна

Урок "Вселенная" систематизирует и обобщает знания учащихся о Вселенной и планетах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ  «СОШ №3»

Урок природоведения  в 5 классе

(по учебнику Плешакова А.А. и Сонина Н.И.)

                                                   

 Тема: Обобщение изученного по теме «Вселенная»

Цель урока:

- обобщить и систематизировать знания по изученной теме;

  - расширить представления учащихся о строении Вселенной.

Задачи урока:

Образовательная: 

- формирование представлений о Вселенной, расширение представлений о научной картине мира через познание взглядов древнегреческих ученых, обогащение словарного запаса учащихся

Развивающая: 

- продолжать развивать интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать), способы применения полученных знаний конкретно на практике.

Воспитательная: 

- воспитание у учащихся интереса к обучению, привитие навыков коммуникативного общения, развитие культуры речи.

Оборудование: 

  • мультимедийное оборудование, компьютерная презентация (Приложение1). 

Тип урока -

Форма урока -

Ход урока

I. Организационный момент

Класс делится на три группы (три космических отсека), назначаются командиры отсеков. В течение урока за каждый правильный ответ на вопрос команда получает поощрительный жетончик в виде звездочки. Команда, получившая наибольшее количество жетончиков, становится победительницей, получает отметку “отлично”. Две другие команды делят второе и третье места, получают отметку “хорошо”.

II. Мотивация

Слова учителя:    Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня у нас необычный урок. Урок-путешествие. Вы отправляетесь в космическое путешествие на космическом корабле:  “Союз 5А”, а чтобы добраться до намеченной цели, вам нужно будет выполнить задания  (ЛИБО поднимаете цифры с номером правильного ответа, либо звездочку) и узнать тему урока  ( слайд 1)

  1. Расшифруйте анаграмму - поменять местами буквы и узнаете тему нашего урока ( слайд 2,3)
  2. цели нашего полета

IV. Изучение нового материала

Цель определена. открыли свои “бортовые журналы” и записали тему урока: “Вселенная”.

 Мне доверено руководить вашим полетом из “центра управления полетами”.

Класс разделен на 3 группы - это 3 отсека нашего корабля. В каждом отсеке свой капитан. Познакомимся с ними…. Каждый капитан будет помогать мне вести бортовой журнал, в котором фиксирует правильные ответы участников полета каждого отсека корабля.(прикреплять звездочки на доску)

III. Проверка знаний учащихся

  1. Цель полета – Вселенная, а что ж это такое? (поднять всем членам экипажа цифру с правильным ответом. (2)

Итак, ключ на старт, запускаем ракетные реактивные двигатели. Поехали! Счастливого полета! (ФИЛЬМ-отрывок)

Мне поступают сведения, что все идет по плану: корабль вышел на космическую орбиту. (ФИЛЬМ-отрывок)

1. Разминка: вопросы каждой команде.

1. Корабль “ Союз” ” поднялся на высоту 180 км, и какие-то вспышки мешают движению. Что за вспышки в атмосфере Земли? (метеоры) (Ребята дают развернутое объяснение).

2. Корабль “ Союз” ” приближается в межпланетное пространство Марса и Юпитера. К чему готовиться экипажу? (астероиды) (Ребята дают развернутое объяснение).

3. Внимание, на горизонте корабля “ Союз”  “хвостатое чудовище”. Как вы объясните это явление? (комета)

 (Ребята дают развернутое объяснение).

Молодцы!  все идет по плану. С первым заданием вы справились отлично. Полет проходит нормально, все системы работают в норме. Теперь можно и вспомнить  представления Вселенной в древности.

2. Первые представления о Вселенной в древности: вопросы каждой команде.

1слайд- По просторам вод глубоких Черепаха все плывет, На своей спине широкой

Трех слонов вперед везет На хребте у них Земля, Окружила их змея.(ответ 2)

2слайд - КАКОЙ ДРЕВНИЕ ЕГИПТЯНЕ ПРЕДСТАВЛЯЛИ ЗЕМЛЮ? (ответ 3)

3слайд ВСЕЛЕННАЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДРЕВНИХ (ВАВИЛОНЯН-ответ 1)

Очень много для развития взглядов о строении Вселенной сделали древнегреческие ученые. Давайте их вспомним.

4 слайд Аристотель предложил свою модель Вселенной, где в центре была Земля

5слайд  Аристарх… .(ответ 2) считал, что центром Вселенной является не земля, а Солнце

6слайд Джордано Бруно – Вселенная бесконечна, не имеет и не может иметь центра.

7слайд ПИФАГОР СЧИТАЛ, ЧТО ЗЕМЛЯ

8слайд ЧТО ОБЪЯСНИЛА СИСТЕМА ПТОЛЕМЕЯ?

9слайд МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ, В ЦЕНТРЕ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ СОЛНЦЕ, ВПЕРВЫЕ СОЗДАЛ:

3.“ Внимание ”.

Внимание, внимание! На кораблях обнаружены неисправности. Командиры  отсеков корабля должны выйти в космическое пространство и устранить поломки.

(Командиры по очереди выходят, и садятся на стул, лицом к классу, спиной к доске. Учитель на доске пишет понятие, термин. Учащиеся групп, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.

Термины: планета, сверхгигант, телескоп).

Молодцы, командиры устранили неисправности, и вы летите дальше.

Но вот снова перед нами появляются загадочные тела – отгадаем?

3. Загадочные небесные тела (отгадывание загадок по отсекам)

4. Определить планету и рассказать о ней.

5.Тест “Выбери из трех”. Работа в группах.

Ребята, ваши космические корабли следуют заданному маршруту, вам необходимо (Тест “Выбери из трех”) Приложение1.

Расстояние между звездами так велико, что его неудобно измерять в километрах. Поэтому астрономы пользуются особой единицей длины – это световой год.

Запишем:

“Световой год – это путь, который проходит свет за один год.

Скорость света – 300 тысяч километров в секунду.

За год свет преодолевает 10 триллионов километров.

Среднее расстояние между звездами около 5 световых лет (т. е. примерно 50 трлн. лет).

Раньше считали, что между звездами - пустота. Но затем определили, что пространство между звездами заполнено разреженным газом и твердыми частичками – межзвездной пылью. Межзвездный газ состоит из водорода и гелия. Межзвездное вещество является тем материалом, из которого образуются новые звезды и планеты. Ученые считают, что наша Галактика возникла 12 млрд. лет назад из гигантского вращающегося облака, образованного в основном водородом и гелием.

Наша Солнечная система обращается вокруг центра Галактики.

Запишем:

“Скорость нашей Галактики – 1 млн. 500 тыс. км в час.

Скорость Солнечной системы вокруг Галактики – 800 тыс. км в час.

Один оборот Солнечной системы вокруг Галактики – 200 млн. лет”.

Скопления галактик могут включать от нескольких галактик до нескольких тысяч. Их называют “Местные галактики”. Эти “Местные галактики” могут образовывать еще огромные группы – Сверхгалактики, а Сверхгалактики образуют Метагалактики. Вот как удивительно строение Вселенной. Каково же наше место в этой бесконечной Вселенной? Ответ на него может дать следующий адрес:

Бесконечная Вселенная

“Наша” Метагалактика

“Наша” Сверхгалактика

“Местное скопление” Галактик

Наша Галактика

Солнечная система

Планета Земля

Материк Евразия

Страна Россия

- Наша Солнечная система – маленькая частица громадной звездной системы, которую называют Галактикой.

Посмотрите какая красивая наша планета.

Стих  

V. Закрепление

Вопросы.

Итак, что вы узнали сегодня, путешествуя в космосе?

 Ребята, ваш полет подходит к завершению.

Затем каждая команда подсчитывает заработанные жетончики и получает соответствующие отметки.

VI. Задание на дом

Записываем домашнее задание: с. 23-52, ответить на вопросы серии “Проверьте свои знания”, “Какие утверждения верны”, “Подумайте”.

Урок закончен, до свидания.

Ребята, кого бы вы поблагодарили за этот урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.

Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...

Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий

Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма  урока:  «Математическая  сказка». УМК: «Математика». Учебник  для  5  класса  общеобра...

Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.

Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...

Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений

На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....