Обобщающий урок по теме "Вселенная"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Урок "Вселенная" систематизирует и обобщает знания учащихся о Вселенной и планетах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «СОШ №3»
Урок природоведения в 5 классе
(по учебнику Плешакова А.А. и Сонина Н.И.)
Тема: Обобщение изученного по теме «Вселенная»
Цель урока:
- обобщить и систематизировать знания по изученной теме;
- расширить представления учащихся о строении Вселенной.
Задачи урока:
Образовательная:
- формирование представлений о Вселенной, расширение представлений о научной картине мира через познание взглядов древнегреческих ученых, обогащение словарного запаса учащихся
Развивающая:
- продолжать развивать интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать), способы применения полученных знаний конкретно на практике.
Воспитательная:
- воспитание у учащихся интереса к обучению, привитие навыков коммуникативного общения, развитие культуры речи.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование, компьютерная презентация (Приложение1).
Тип урока -
Форма урока -
Ход урока
I. Организационный момент
Класс делится на три группы (три космических отсека), назначаются командиры отсеков. В течение урока за каждый правильный ответ на вопрос команда получает поощрительный жетончик в виде звездочки. Команда, получившая наибольшее количество жетончиков, становится победительницей, получает отметку “отлично”. Две другие команды делят второе и третье места, получают отметку “хорошо”.
II. Мотивация
Слова учителя: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня у нас необычный урок. Урок-путешествие. Вы отправляетесь в космическое путешествие на космическом корабле: “Союз 5А”, а чтобы добраться до намеченной цели, вам нужно будет выполнить задания (ЛИБО поднимаете цифры с номером правильного ответа, либо звездочку) и узнать тему урока ( слайд 1)
- Расшифруйте анаграмму - поменять местами буквы и узнаете тему нашего урока ( слайд 2,3)
- цели нашего полета
IV. Изучение нового материала
Цель определена. открыли свои “бортовые журналы” и записали тему урока: “Вселенная”.
Мне доверено руководить вашим полетом из “центра управления полетами”.
Класс разделен на 3 группы - это 3 отсека нашего корабля. В каждом отсеке свой капитан. Познакомимся с ними…. Каждый капитан будет помогать мне вести бортовой журнал, в котором фиксирует правильные ответы участников полета каждого отсека корабля.(прикреплять звездочки на доску)
III. Проверка знаний учащихся
- Цель полета – Вселенная, а что ж это такое? (поднять всем членам экипажа цифру с правильным ответом. (2)
Итак, ключ на старт, запускаем ракетные реактивные двигатели. Поехали! Счастливого полета! (ФИЛЬМ-отрывок)
Мне поступают сведения, что все идет по плану: корабль вышел на космическую орбиту. (ФИЛЬМ-отрывок)
1. Разминка: вопросы каждой команде.
1. Корабль “ Союз” ” поднялся на высоту 180 км, и какие-то вспышки мешают движению. Что за вспышки в атмосфере Земли? (метеоры) (Ребята дают развернутое объяснение).
2. Корабль “ Союз” ” приближается в межпланетное пространство Марса и Юпитера. К чему готовиться экипажу? (астероиды) (Ребята дают развернутое объяснение).
3. Внимание, на горизонте корабля “ Союз” “хвостатое чудовище”. Как вы объясните это явление? (комета)
(Ребята дают развернутое объяснение).
Молодцы! все идет по плану. С первым заданием вы справились отлично. Полет проходит нормально, все системы работают в норме. Теперь можно и вспомнить представления Вселенной в древности.
2. Первые представления о Вселенной в древности: вопросы каждой команде.
1слайд- По просторам вод глубоких Черепаха все плывет, На своей спине широкой
Трех слонов вперед везет На хребте у них Земля, Окружила их змея.(ответ 2)
2слайд - КАКОЙ ДРЕВНИЕ ЕГИПТЯНЕ ПРЕДСТАВЛЯЛИ ЗЕМЛЮ? (ответ 3)
3слайд ВСЕЛЕННАЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДРЕВНИХ (ВАВИЛОНЯН-ответ 1)
Очень много для развития взглядов о строении Вселенной сделали древнегреческие ученые. Давайте их вспомним.
4 слайд Аристотель предложил свою модель Вселенной, где в центре была Земля
5слайд Аристарх… .(ответ 2) считал, что центром Вселенной является не земля, а Солнце
6слайд Джордано Бруно – Вселенная бесконечна, не имеет и не может иметь центра.
7слайд ПИФАГОР СЧИТАЛ, ЧТО ЗЕМЛЯ
8слайд ЧТО ОБЪЯСНИЛА СИСТЕМА ПТОЛЕМЕЯ?
9слайд МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ, В ЦЕНТРЕ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ СОЛНЦЕ, ВПЕРВЫЕ СОЗДАЛ:
3.“ Внимание ”.
Внимание, внимание! На кораблях обнаружены неисправности. Командиры отсеков корабля должны выйти в космическое пространство и устранить поломки.
(Командиры по очереди выходят, и садятся на стул, лицом к классу, спиной к доске. Учитель на доске пишет понятие, термин. Учащиеся групп, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.
Термины: планета, сверхгигант, телескоп).
Молодцы, командиры устранили неисправности, и вы летите дальше.
Но вот снова перед нами появляются загадочные тела – отгадаем?
3. Загадочные небесные тела (отгадывание загадок по отсекам)
4. Определить планету и рассказать о ней.
5.Тест “Выбери из трех”. Работа в группах.
Ребята, ваши космические корабли следуют заданному маршруту, вам необходимо (Тест “Выбери из трех”) Приложение1.
Расстояние между звездами так велико, что его неудобно измерять в километрах. Поэтому астрономы пользуются особой единицей длины – это световой год.
Запишем:
“Световой год – это путь, который проходит свет за один год.
Скорость света – 300 тысяч километров в секунду.
За год свет преодолевает 10 триллионов километров.
Среднее расстояние между звездами около 5 световых лет (т. е. примерно 50 трлн. лет).
Раньше считали, что между звездами - пустота. Но затем определили, что пространство между звездами заполнено разреженным газом и твердыми частичками – межзвездной пылью. Межзвездный газ состоит из водорода и гелия. Межзвездное вещество является тем материалом, из которого образуются новые звезды и планеты. Ученые считают, что наша Галактика возникла 12 млрд. лет назад из гигантского вращающегося облака, образованного в основном водородом и гелием.
Наша Солнечная система обращается вокруг центра Галактики.
Запишем:
“Скорость нашей Галактики – 1 млн. 500 тыс. км в час.
Скорость Солнечной системы вокруг Галактики – 800 тыс. км в час.
Один оборот Солнечной системы вокруг Галактики – 200 млн. лет”.
Скопления галактик могут включать от нескольких галактик до нескольких тысяч. Их называют “Местные галактики”. Эти “Местные галактики” могут образовывать еще огромные группы – Сверхгалактики, а Сверхгалактики образуют Метагалактики. Вот как удивительно строение Вселенной. Каково же наше место в этой бесконечной Вселенной? Ответ на него может дать следующий адрес:
Бесконечная Вселенная
“Наша” Метагалактика
“Наша” Сверхгалактика
“Местное скопление” Галактик
Наша Галактика
Солнечная система
Планета Земля
Материк Евразия
Страна Россия
- Наша Солнечная система – маленькая частица громадной звездной системы, которую называют Галактикой.
Посмотрите какая красивая наша планета.
Стих
V. Закрепление
Вопросы.
Итак, что вы узнали сегодня, путешествуя в космосе?
Ребята, ваш полет подходит к завершению.
Затем каждая команда подсчитывает заработанные жетончики и получает соответствующие отметки.
VI. Задание на дом
Записываем домашнее задание: с. 23-52, ответить на вопросы серии “Проверьте свои знания”, “Какие утверждения верны”, “Подумайте”.
Урок закончен, до свидания.
Ребята, кого бы вы поблагодарили за этот урок?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Тема урока « Десятичные дроби» ( обобщающий урок-путешествие по теме) 5 класс
Технологическая карта урока 5 класс А.Г.Мордкович "Десятичные дроби"...
Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.
Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...
Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий
Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма урока: «Математическая сказка». УМК: «Математика». Учебник для 5 класса общеобра...
Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.
Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...
Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).
Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...
Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)
Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ» Моргаушского...
Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений
На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....