программа 11 класс биология по Пасечнику базовый уровень 2015 г.
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему
Программа по биологии, разработана в соответствии с программой Пасечника В.Н. на базовом уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass_biologiya_2015_g_.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Самарская государственная областная академия (Наяновой)»
Утверждаю: Декан ФОО | Согласовано: специалист по учебно- методической работе | Рассмотрено на заседании кафедры физики протокол №1 от 26.08.2015 |
А.Л. Вышкин | И.А.Горшенева | Зав. кафедрой О.Н.Макурина |
Рабочая программа по учебному предмету
«Биология»
Класс
11 «А», «Б», «Г»
Учебный год: 2015- 2016
Разработала:
Полякова Виктория Александровна
преподаватель кафедры биологии
2015 год
Пояснительная записка
Основой для проектирования данной рабочей программы явилась Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) автора В.В. Пасечника (Биология. 5-11 классы: программа для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника / авт. - сост. Г.М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009. - 92 с.)
Цели изучения предмета:
формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках, уровневой организации и эволюции.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить задачи:
- сформировать у учащихся представления о современной естественнонаучной картине мира;
- познакомить учащихся с общими биологическими закономерностями, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы;
- способствовать формированию умений, значимых для общей культуры, определяющих адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованных в жизни и практической деятельности;
- сформировать у учащихся общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенций.
Общая характеристика предмета
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках — уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи — отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
В реализации учебного предмета «биология» осуществляется связь с другими предметами, такими как химия, физика, география.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В настоящее время биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность.
Знания в области основных биологических законов, теорий и идей формируют нравственные нормы и принципы отношения к живой природе. В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
• ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
• ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
Развитие познавательных ценностных ориентации содержания курса биологии позволяет сформировать:
• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
• понимание необходимости здорового образа жизни;
• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
• правильному использованию биологической терминологии и символики;
• развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
• развитию способности открыто выражать и аргументирование отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Биология» входит в инвариантную часть учебного плана образовательного учреждения. Рабочая программа по биологии в 11 классе на базовом уровне составлена согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений общего образования из расчета 2 часа в неделю. Общее количество уроков по биологии в год в 11 классе составляет 68 часов.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку приемов сравнения и решения биологических задач, лабораторных работ направленных на отработку отдельных приемов проведения эксперимента и наблюдения.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного, письменного опроса и тестирования. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы в письменной форме, в форме тестирования или их комбинации.
Практические виды деятельности | 11 класс |
практические работы | 6 |
лабораторные работы | 3 |
контрольные работы | 8 |
Система оценки достижений учащихся:
• пятибалльная
Форма аттестации: аттестация (оценка) за семестр и год.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Вид (38 часов)
Тема 1.1. История эволюционных идей (4 часа)
История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Тема 1.2. Современное эволюционное учение (20часов)
Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.
Тема 1.3. Происхождение жизни на Земле (8 часа)
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Тема 1.4. Происхождение человека (6 часов)
Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.
Раздел 2. Экосистема (26 часов)
Тема 2.1. Экологические факторы (6 часов)
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
Тема 2.2. Структура экосистем (10 часов)
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества — агроэкосистемы.
Тема 2.3. Биосфера — глобальная экосистема (4 часа)
Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы.
Тема 2.4. Биосфера и человек (6 часов)
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сроки изучения | Название темы | Часы | Лабораторные работы, практические работы | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
1 неделя | Основы учения об эволюции. История развития эволюционных идей | 2 | Определяют понятия: креационизм, трансформизм, эволюция. Дают характеристику и сравнивают эволюционные представления К.Линнея, Ж. Б. Ламарка. Решают биологические задачи. | |
2 неделя | Эволюционное учение Ч.Дарвина | 2 | Дают характеристику: эволюции культурных форм, эволюции в природе, основных положений теории Ч. Дарвина. Объясняют закономерности эволюционных процессов с позиций учения Ч. Дарвина. Готовят сообщения или презентации о Ч. Дарвине, в том числе с использованием компьютерных технологий. Решают биологические задачи. | |
3 неделя | Развитие эволюционной теории Ч.Дарвина | 2 | Определяют понятия: классический дарвинизм, ненаследственная и наследственная изменчивость, генофонд, популяционная генетика, генетическое равновесие. Дают характеристику СТЭ. Решают биологические задачи. | |
4 неделя | Генетические основы эволюции | 2 | Определяют понятия: элементарный эволюционный материал, единица. Приводят примеры их проявления в природе. Анализируют текст учебника. Решают биологические задачи. | |
5 неделя | Эволюционные факторы – наследственность и изменчивость | 2 | Лабораторная работа «Выявление изменчивости у особей одного вида» | Определяют понятия: определенная, неопределенная, соотносительная изменчивость. Выясняют их роль в эволюции. Выполняют лабораторную работу. Решают биологические задачи. |
6 неделя | Борьба за существование и естественный отбор | 4 | Определяют понятия: внутривидовая, межвидовая борьба за существование, борьба с неблагоприятными условиями неорганической природы. Дают характеристику и сравнивают стабилизирующий, движущий и дизруптивный отбор Анализируют текст учебника. Решают биологические задачи. | |
7 неделя | Приспособленность организмов | 2 | Лабораторная работа «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» | Определяют понятия: адаптации. Приводят доказательства относительной целесообразности адаптаций. Анализируют текст учебника. Выполняют лабораторную работу. Решают биологические задачи. |
8 неделя | Нарушение генетического равновесия в популяции | 2 | Определяют понятия: генофонд, генетическое равновесие, дрейф генов, миграции, популяционные волны. Выясняют механизм действия. Анализируют текст учебника. Решают биологические задачи. | |
9 неделя | Изолирующие механизмы и видообразование | 2 | Определяют понятия: географическая, биологическая, репродуктивная изоляция. Дают характеристику и сравнивают географическое, экологическое и внезапное видообразование. Выделяют критерии вида. Решают биологические задачи. | |
10 неделя | Макроэволюция | 2 | Лабораторная работа «Изучение палеонтологических доказательств эволюции» | Определяют понятия: доказательства эволюции, макроэволюция, микроэволюция, филогенетические ряды, закон зародышевого сходства. Дают характеристику атавизмам, рудиментам, гомологичным, аналогичным органам. Анализируют текст учебника. Выполняют лабораторную работу. Решают биологические задачи. |
11 неделя | Направления и пути эволюции | 2 | Определяют понятия: биологический прогресс и регресс, ароморфозы, идиоадаптации, дегенерация. Дают характеристику и сравнивают направления и пути эволюции. Анализируют текст учебника. Решают биологические задачи. | |
12 неделя | Основные закономерности эволюции | 2 | Определяют понятия: параллелизм, конвергенция, дивергенция. Дают характеристику основным закономерностям эволюции. Решают биологические задачи. | |
13 неделя | Гипотезы возникновения жизни | 2 | Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни» | Проводят анализ различных гипотез происхождения жизни: креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, гипотеза панспермии, гипотеза биохимической эволюции. Выполняют работу. Решают биологические задачи. |
14-15 неделя | Основные этапы развития жизни на Земле | 4 | Готовят сообщения или презентации о гипотезе симбиотического происхождения эукариот. Определяют понятия: палеонтология, эра, период. Дают характеристику и сравнивают архей, протерозой, палеозой. | |
16 неделя | Развитие жизни в мезозое и кайнозое | 2 | Готовят сообщения или презентации о развитии жизни в мезозое и кайнозое. Дают характеристику и сравнивают триас, юра, мел, палеоген, неоген, антропоген. | |
17 неделя | Становление представлений о происхождении человека | 2 | Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» | Определяют понятия: антропология, систематика человека. Приводят доказательства эволюции человека Анализируют текст учебника. Выполняют работу. |
18 – 19 неделя | Основные стадии антропогенеза | 4 | Определяют понятия: дриопитеки, австралопитеки, архантропы, палеоантропы, неоантропы. Дают характеристику и сравнивают человеческие расы Готовят сообщения или презентации об основных стадиях антропогенеза. | |
20 неделя | Предмет, задачи и методы экологии | 2 | Определяют понятия: экология, вид, популяция, биоценоз, экосистема, биосфера Анализируют текст учебника. Решают биологические задачи. | |
21 неделя | Экологические факторы и закономерности их действия | 2 | Определяют понятия: экологические факторы - биотические, абиотические, антропогенные, правило минимума. Выделяют признаки биологического оптимума, толерантности. Решают биологические задачи. | |
22 неделя | Биотические взаимодействия | 2 | Определяют понятия: конкуренция, хищничество - истинное, собирательное, пастбищное, паразитизм, мутуализм, комменсализм, аменсализм, нейтрализм. Приводят примеры их проявления в природе. Анализируют текст учебника. Решают биологические задачи. | |
23 неделя | Экологическая характеристика популяций | 2 | Определяют понятия: экологическая ниша, рождаемость, смертность, численность, плотность. Дают характеристику и сравнивают структуры популяции. Анализируют текст учебника. Решают биологические задачи. | |
24 неделя | Сообщества организмов, структуры и связи | 2 | Определяют понятия: биоценоз, биотоп, ярусность, мозаичность. Дают характеристику и сравнивают структуры биоценоза. Выделяют трофические связи. Решают биологические задачи. | |
25 неделя | Экологическая характеристика экосистем | 2 | Практическая работа «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» | Определяют понятия: Экосистема, биогеоценоз, экотоп, климатоп, продуценты, консументы, редуценты. Дают характеристику и сравнивают трофические цепи- пастбищные, детритные, пищевые сети. Выполняют работу. Выделяют экологические пирамиды - чисел, биомассы, энергии. Решают биологические задачи. |
26 неделя | Свойства биогеоценозов и динамика сообществ | 2 | Определяют понятия: устойчивость, саморегуляция, саморазвитие. Дают характеристику и сравнивают сукцессии- первичные, вторичные, Выделяют существенные признаки пионерных и климаксных сообществ. Решают биологические задачи. | |
27 неделя | Природные и антропогенные экосистемы | 2 | Практическая работа «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности». | Определяют понятия: биогеоценозы, экосистема. Дают характеристику и сравнивают агроэкосистемы, урбоэкосистемы. Выполняют работу. Решают биологические задачи. |
28 неделя | Биосфера и закономерности ее существования | 2 | Определяют понятия: структура и границы биосферы, живое, биогенное, косное, биокосное вещество. Дают характеристику и сравнивают функции живого вещества: газовая, концентрационная, энергетическая, окислительно-восстановительная. Анализируют текст учебника. Решают биологические задачи. | |
29 неделя | Круговорот веществ и поток энергии | 2 | Определяют понятия: круговороты веществ. Дают характеристику и сравнивают и биогеохимические циклы углерода, кислорода, углекислого газа, геологический и биологический круговороты Анализируют текст учебника. Решают биологические задачи. | |
30 неделя | Загрязнение сред обитания | 2 | Практическая работа «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» | Определяют понятия: вещества загрязнители атмосферы, смог. Дают характеристику загрязнениям гидросферы, почвы, эрозии почвы. Обсуждают проблемы кислотных осадков, озоновых дыр, парникового эффекта. Выполняют работу. Решают биологические задачи. |
31 неделя | Охрана ресурсов | 2 | Обсуждают предупреждение вредных выбросов, озеленение городов, бережное расходование воды. Готовят сообщения или презентации по охране ресурсов. Решают биологические задачи. | |
32 неделя | Антропогенное воздействие на растительный и животный мир | 2 | Определяют понятия: сокращение биоразнообразия, обезлесение, лесовозобновление Дают характеристику мероприятиям по охране природы, Красной книге, ООПТ. Выделяют существенные признаки заповедника, заказника, национальных парков, ботанических садов, зоопарков. Решают биологические задачи. | |
33 неделя | Рациональное природопользование | 2 | Определяют понятия: неисчерпаемые, исчерпаемые ресурсы. Дают характеристику устойчивому развитию, рациональному природопользованию. Решают биологические задачи. | |
34 неделя | Обобщение | 2 | Практическая работа «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения» | Раскрывают роль экологических знаний в жизни человека. Анализируют текст учебника. Выполняют работу. Решают биологические задачи. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ | Наименование объектов | Наличие |
Библиотечный фонд | ||
3. | Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10—11 классы. Базовый уровень (70 часов) (автор В. В. Пасечник) . | Д |
4. | Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2011. | К |
Кабинетный фонд | ||
КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ | Д | |
1. | Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, - 1989. | Д |
2. | Жизнь растений I-VI тт. – М.: Просвещение, -1982. | Д |
3. | Трайтак Д.И. Книга для чтения по биологии. Растения. – М.: Просвещение, 1996. | Д |
4. | Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2011. | Д |
5. | Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника. – М.: Высшая школа. – 1990. | Д |
6. | Акперова И.Л. Уроки биологии. – М.: Дрофа, - 2005. | Д |
7. | Биология. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+ - 1994. | Д |
8. | Растения из Красной книги России. /В.И.Сивоглазов, Т.А. Козлова/ - М.: Дрофа, - 2010. | Д |
9. | Воробьев Ф. И. Эволюционное учение: вчера, сегод_ ня... М.: Просвещение, 1995. | Д |
10. | Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3 т. М.: Мир, 1990. | Д |
11. | Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001 | Д |
12. | Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988 | Д |
13. | Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Экология. 10 (11) класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, любое издание, начиная с 2007 г. | Д |
14. | Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1995. | Д |
15. | Биология. 5-11 классы: развернутое тематическое планирование. УМК «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника / авт. сост. М. В. Оданович и др. – Волгоград: Учитель, 2011. | Д |
16. | Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение (дарвинизм). 4-е изд. М.: Высшая школа, 1998. | Д |
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ | ||
1. | Портреты ученых биологов | Д |
2. | Правила поведения в учебном кабинете | Д |
3. | Правила поведения на экскурсии | Д |
4. | Развитие животного и растительного мира | Д |
5. | Систематика животных | Д |
6. | Систематика растений | Д |
7. | Строение, размножение и разнообразие животных | Д |
8. | Строение, размножение и разнообразие растений | Д |
9. | Схема строения клеток живых организмов | Д |
10. | Развитие животного и растительного мира | Д |
11. | Размножение растений | Д |
12. | Схема строения клеток живых организмов. Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ. | Д |
13. | Таблицы: Сукцессия. Биотехнология. Генетика. Основы экологии. Центры происхождения культурных растений и домашних животных. | Д |
14. | Гомологичные органы. Передние конечности млекопитающих | Д |
15. | Взаимодействие неаллельных генов (эпистаз, полимерия, комплементарность) | Д |
16. | Основные направления эволюции по А.Н. Северцеву | Д |
Технические средства обучения | ||
1. | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. | Д |
2. | Мультимедийный проектор | Д |
3. | Экспозиционный экран | Д |
4. | Компьютер | Д |
Экранно-звуковые пособия | ||
1. | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения. Видеофильмы. | Д |
2. | Фрагментарный видеофильм о сельскохозяйственных живо животных | Д |
3. | Фрагментарный видеофильм о строении, размножении и среде обитания растений основных отделов | Д |
4. | Фрагментарный видеофильм по обмену веществ у растений и животных | Д |
5. | Фрагментарный видеофильм об охране природы в России | Д |
6. | Фрагментарный видеофильм происхождение и развитие жизни на Земле | Д |
7. | Видеофильмы: Основы цитологии, Основы селекции, Общая биология | Д |
8. | Коллекция цифровых образовательных ресурсов Современный гуманитарный университет, 2004, ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2005,; «Биология интерактивные дидактические материалы 6-11 классы» | Д/П |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
1. | Весы аналитические | Д |
2. | Весы учебные с разновесами | Д |
3. | Комплект для экологических исследований | П |
4. | Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ | Ф |
5. | Комплект оборудования для комнатных растений | Ф |
6. | Лупа ручная | К |
7. | Микроскоп школьный ув.300-500 | Ф |
8. | Термометр наружный | Д |
9. | Реактивы и материалы | П |
10. | МОДЕЛИ: Модели цветков различных семейств Митоз и мейоз клетки | Д |
11. | Модель молекулы ДНК | Д |
12. | Муляжи систем внутренних органов животных | Д |
13. | Скелеты животных и человека | Д |
14. | МУЛЯЖИ: Плодовые тела шляпочных грибов | П |
15. | Результаты искусственного отбора на примере плодов культурных растений | Д |
16. | НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ: Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп | К |
17. | Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп, изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора. | К |
18. | ВЛАЖНЫЕ ПРЕПАРАТЫ | Д |
19. | МИКРОПРЕПАРАТЫ: Набор микропрепаратов по ботанике (проф.) Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии . Грибы. Лишайники» (базовый) | П П |
20. | Микропрепараты клеток эукариот. Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. | К |
21. | КОЛЛЕКЦИИ: Ископаемые растения и животные Комнатные растения по экологическим группам: Тропические влажные леса Влажные субтропики Сухие субтропики Пустыни и полупустыни Водные растения | Д Д |
22. | ЭКСКУРСИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Экскурсионное оборудование используется на группу учащихся: Папка гербарная Пресс гербарный Рулетка Совок для выкапывания растений | П |
Оборудование класса | ||
1. | СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ Доска аудиторная с магнитной поверхностью и с приспособлениями для крепления таблиц, карт Стол демонстрационный Стол гистологический Стол письменный для учителя Стол препараторский Стул для учителя Стол компьютерный Подставка для ТСО Шкафы секционные для оборудования Сушилка для посуды Стенды экспозиционные |
Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса), Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (5-6 экз.).
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
_ основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина), учение В. И. Вернадского о биосфере;
_ строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);
_ сущность биологических процессов:
действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
_ вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
_ биологическую терминологию и символику;
уметь
_ объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
Экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов,
устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
_ решать элементарные биологические задачи; схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
_ выявлять приспособления организмов к среде обитания, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
_ сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;
_ анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
_ изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
_ находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет ресурсах) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
_ соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний;
правил поведения в природной среде;
_ оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
На повышенном уровне ученик должен уметь:
Характеризовать сущности биологических процессов, явлений; применять умения определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы;
Устанавливать взаимосвязи организмов, процессов, явлений; выявлять общие и отличительные признаки; составлять схемы пищевых цепей; применять знания в измененной ситуации.
Самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления;
Применять знания в новой ситуации; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания; обобщать и формулировать выводы;
Решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс на основе УМК «Биология. 5-9 класс» В.В. Пасечник (базовый уровень)
Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс УМК "Биология.5-9 класс В.В.Пасечник (базовый уровень)...
Рабочая программа по Основам безопасной жизнедеятельности базовый уровень для 8а класса на 2014-2015 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2004), авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности. Программы общеобразовательны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике, 5 класс, основное общее образование, базовый уровень на 2014-2015 учебный год
Составлена для общеобразовательных учреждений по учебнику И.И.Зубаревой...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике, 7 класс, основное общее образование, базовый уровень на 2014-2015 учебный год
Программа составлена для ОУ по учебнику А.Г.Мордковича...
Рабочая программа учебного курса "Информатика и ИКТ" для 8 класса (базовый уровень) 2015-2016 учебный год
Рабочая программа...
Рабочая программа учебного курса "Информатика и ИКТ" для 9 класса (базовый уровень) 2015-2016 учебный год
По учебнику Угриновича Н.Д....
Рабочая программа по биологии 10-11 классы к УМК В. В. Пасечника (базовый уровень). Составитель: Е. В. Саитов
Рабочая программа по биологии 10-11 классы к УМК В. В. Пасечника (базовый уровень). Составитель: Е. В. Саитов...