«Легенды о цветах» сценарий внеклассного мероприятия в условиях реализации ФГОС (интеграция биологии, экологии и досуга)
материал по биологии (9, 10, 11 класс) на тему
Авторы разработки предлагают увлекательную форму интегрированного внеклассного мероприятия в форме музыкального спектакля-сказки, где каждому найдётся дело по душе. Роли в спектакле исполняют педагоги и старшеклассники. Концертные номера готовятся заранее и подбираются в зависимости от природных способностей учащихся. Костюмы выполнены учащимися под руководством педагогов гимназии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
legendy_o_tsvetah.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки Липецкой области
Департамент образования администрации г. Липецка
МБОУ гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой
«Легенды о цветах»
сценарий внеклассного мероприятия
в условиях реализации ФГОС
(интеграция биологии, экологии и досуга)
Сценарий:
Кудашевой Людмилы Ивановны,
методиста, педагога дополнительного образования,
Невежиной Светланы Леонидовны,
учителя биологии
Для старшего школьного возраста
Липецк - 2016
ЦЕЛЬ: Создание условий для развития творческого
потенциала учащихся посредством интеграции биологии и досуга.
ЗАДАЧИ:
- Развитие творческих способностей учащихся.
- Воспитание чувства уважения и любви к природе, окружающему миру, как единому живому организму.
- Формирование мотивации к познанию окружающего мира.
- Развитие эстетического вкуса детей.
«ЛЕГЕНДЫ О ЦВЕТАХ»
(интеграция биологии, экологии и досуга)
(Ведущий находится в зале среди зрителей; звучит песня Ю. Антонова «Не рвите цветы, не рвите»; потом Ведущий встаёт и становится лицом к зрителям.).
Ведущий: Как необычен сегодняшний день! И если вы захотите, то сможете побывать в удивительном царстве – царстве цветов, в таком многообразии форм и красок. Хотите встретиться с богиней Флорой? (Зал отвечает). А помогут нам в этом сказочные феи: нимфы лесов, садов и полей. Без их помощи нам не обойтись. Добро пожаловать в царство ФЛОРЫ…
(Под звуки «Красоты мира» в зал входит богиня Флора):
Флора: Цветов неинтересных в мире нет,
Их судьбы – как истории людей.
Судьба – это особое, своё, и нет других, похожих на неё.
Ведущий: Значит, у цветов, как и у людей, свои истории, своя жизнь?
Флора: Конечно. И сегодня я приглашаю Вас в путешествие по моему царству.
Всю жизнь цветы не оставляют нас,
Прелестные наследники природы –
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо уходят.
Они нам продлевают время встреч,
Откладывают время расставанья.
И мы цветы должны беречь
От хищных рук, от зла и прозябанья (отходит в сторону).
(Пока Флора произносит эти слова, Ведущий берёт Волшебную Книгу жизни растений, открывает её и начинает читать на фоне русской мелодии):
Ведущий: В некотором царстве, в некотором государстве
Жил-был царь-отец, в каждом деле – молодец.
(Выходит царь-отец, садится на край сцены).
И страна-то у него волшебная,
И вода-то в его реках целебная,
И народ мастеровой: всяк с руками, с головой…
И было у него три дочери…
Как-то царь в дорогу срочно собирается с утра.
Всё готово. На дорогу царь присел…
Царь: «Теперь пора!» (встаёт)
Ведущий: И велел он поскорей звать к нему трёх дочерей.
(Появляются три дочери, походят к нему, по очереди кланяются)
Миг прошёл, и три девицы, низко кланяясь отцу,
Улыбались лучезарно, словно браву-молодцу,
И стояли перед ним, пред царём – отцом своим.
Царь: Еду, дочери, далече: в царство Флоры путь лежит.
Говорите, что в гостинец привезти вам надлежит?
И по праву старшинства хочу выслушать тебя.
(Оборачивается к старшей дочери):
Говори, что ты желаешь? Что в подарок привезти?
1-я дочь: Вот мой, батюшка, ответ:
Ты объедешь целый свет и увидишь много дива.
Привези одно из них.
Говорят, весной, в лесах, среди снега, у проталин
Появляется подснежник, самый первый из цветов,
Очень хрупкий, очень нежный, символ счастья и надежды.
Привези ты мне его!
Царь: Что ж, я очень постараюсь всё в дороге превозмочь.
Привезу тебе подснежник.
(Обращается к средней дочери): Говори, вторая дочь.
2-я дочь: Вот мой, батюшка, ответ:
Ты объедешь целый свет и увидишь много дива.
Привези одно из них.
Говорят, в садах чудесных, рано утром, на рассвете,
Распускаются бутоны самых лучших роз на свете.
Как они благоухают, как росинкой к себе манят,
Но шипы их защищают, рвать бутоны не пускают.
Свет мой, батюшка, прошу: привези ты мне одну!
Царь: Эта просьба – так уж просьба (чешет в затылке).
И не знаю, как помочь? Ничего не обещаю.
(Поворачивается к младшей дочери): Говори, меньшая дочь.
3-я дочь: Вот мой, батюшка, ответ:
Ты объедешь целый свет и увидишь много дива.
Привези одно из них.
Путь не близок, не далёк. В мире ж есть такой цветок.
В поле, средь хлебов широких,
Будто синие глазки, растут чудо-васильки.
Привези мне василёк, полевой простой цветок!
Царь: Выполню я вашу просьбу, хоть полсвета обойду!
Дочерям своим любимым эти я цветы найду.
(Дочери кланяются отцу-батюшке).
Ведущий: Царь три раза поклонился (кланяется три раза),
Дочерей благословил (каждую из дочерей осеняет крестом),
Не спеша перекрестился (глядя в угол, крестится),
Вышел вон и в путь отбыл…
Время шло… В пути наш царь видел множество чудес.
Наконец, пред взором царским встал волшебный русский лес.
(Слышатся звуки леса: шум деревьев, журчанье ручья, голоса птиц).
Царь: Я в край вошёл душистый и прекрасный,
Родной страны неприхотливый лес!
Ты полон свежести, и всё в тебе живое,
А сколько здесь загадок и чудес!
(Появляется Нимфа лесов). Кто ты, прелестное созданье?
Нимфа лесов: Хозяйка леса я, лесная нимфа.
Ты не знаком мне, чужестранец.
Зачем пришёл ты в лес? Что ищешь ты по свету?
Царь: Прошу я у тебя для дочери своей
Весенний, скромный и лесной подснежник.
Ведь это самый первый из цветов!
Как говорили мне, он символ счастья и надежды…
Нимфа лесов: Послушай же легенду о цветке…
(Звучит «Подснежник» из музыкального цикла «Времена года» П.И. Чайковского)
Богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала, и Подснежнику достался белый-белый костюм (богиня Флора накидывает на плечи белоснежную пелерину Подснежнику).
Но Зима тоже захотела принять участие в празднике, хотя наряда ей не полагалось. Тогда она стала упрашивать растения поделиться одеянием с ней. Однако цветы, боясь холода, не откликнулись на просьбу. И только Подснежник укрыл её своей мантией (Подснежник дарит накидку Зиме).
Вместе кружились они в хороводе цветов под прекрасную музыку… Снег постепенно таял от счастья, а Подснежник расцветал всё больше и больше…
Царь: Прошу тебя подснежник подарить!
Нимфа лесов: Ты попросил цветок, а не без спроса взял.
Поэтому он твой, бери его в подарок!
Счастливого пути! (Мелодия «Подснежника» затихает.)
И помни мой рассказ! (Нимфа лесов уходит)
Ведущий: Долго был в пути наш царь. Преодолел он множество преград.
И вот увидел на Востоке долгожданный летний сад.
Царь: Кто поможет, кто подскажет, где найти цветок прекрасный?
(Звучит «Баллада»: появляются Крапива, Репейник, Колючка)
Что за чудные цветочки показались предо мной?
Почему вы не на клумбе? (к Колючке): Что качаешь головой?
Сорняки: К а к м ы р а д ы!
Крапива: Как я рада, что мы встретились с тобой.
Репейник: Я – репейник!
Колючка: Я – колючка!
Крапива: Я же жгучая крапива!
Сорняки: Мы в с е – д и в о, так уж диво!
(Царь в изумлении отступает, «Баллада» затихает, появляется Нимфа садов)
Нимфа садов: Сорняки, уйдите прочь! Он не в силах вам помочь.
Вас за то никто не любит, что в душе вас злоба губит.
Крапива: Ах, не трогайте меня, – я на вас обижена.
Вы не любите меня. Вами я унижена!
Репейник: Среди цветов я злой и колкий. На мне – различные иголки.
И пусть на вид невзрачный я, но полюбите вы меня!
Нимфа садов: Дело – в вас самих, друзья, и помочь бессильна я.
Что ты хочешь, чужеземец? Что желаешь получить?
Царь: Отыскать хочу я розу и в подарок привезти.
Помоги мне, Нимфа сада, розу дочери найти
(становится перед ней на колено).
Нимфа садов: Отыскать её не трудно. Довезёшь ли, - вот вопрос?
Сохранить ведь Розу свежей никому не удалось.
Смотри и слушай, чужестранец!
(Две девочки исполняют восточный танец; появляется Мудрец, садится на золотой коврик, раскрывает перед собой Волшебную Книгу жизни растений и читает):
Мудрец: По преданию, Лакме, самая красивая девушка на свете, родилась из раскрывшегося бутона розы, который состоял из 108 больших и 1008 маленьких лепестков…
(Звучит мелодия оркестра п/у П. Мориа; на сцене вокруг Розы - три Росинки; танцевальная зарисовка).
1-я красавица: Почему красный цвет мы привыкли считать естественным цветом Розы?
Мудрец: По одной из древних легенд Роза покраснела оттого, что на её лепестки упала капля крови богини любви Афродиты.
Царь: Мне, кажется, что в этой розе радость.
Мне, кажется, любовь дышала в ней.
Прошу тебя, отдай мне эту розу – я отвезу её для дочери моей.
Нимфа садов: Пусть будет так! (взмахивает волшебной палочкой).
Бери цветок, он твой! Но зря цветов не рви, они – живые!
Всё чувствуют они, как люди, какие б ни были цветы:
Садовые, лесные, полевые…
(Звучит восточная мелодия, Нимфа садов, Мудрец и красавицы уходят)
Ведущий: Из садов в поля широкие направляется наш царь.
Нет подарка младшей дочери, опечален государь…
Но увидев Нимфу Ниву, василёк он просит в дар.
Нива: Так послушай же легенду, и найдёшь ты свой цветок
В поле, средь хлебов широких, этот чудо-Василёк.
(Звучит р.н.песня «Я в садочке была» в обработке Каравелли. Появляется Небо.)
Однажды Небо упрекнуло меня в неблагодарности.
Небо: Всё, что населяет землю, благодарит меня. Птицы посылают мне свои песни, цветы – благоуханье и цвет, леса – таинственный шёпот, и только ты не выражаешь признательности, хотя никто иной, а именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать колосья.
Нива: _ Я очень тебе благодарна. Я украшаю пашню вечно волнующей зеленью, а осенью покрываю её золотом. По-другому я не умею выразить своей благодарности. Помоги, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви…
Небо: Хорошо. Раз ты не можешь подняться ко мне, так я сойду к тебе.
Нива: И вот случилось чудо: среди колосьев выросли великолепные синие цветы, схожие цветом с пронзительно-синим небом. С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба василькам и шепчут им нежные слова любви и благодарности…
(Звук усиливается, полевые цветы исполняют танец;
Царь танцует вместе с ними и в «Ручейке» оказывается рядом с Васильком).
Царь: Забирай свой Василёк, полевой простой цветок.
Он среди колосьев хлеба, будто голубое небо.
Я дарю тебе цветок, синеглазый Василёк!
(Звучит «Красота мира»,
Флора подходит к Царю; он кланяется ей по русскому обычаю)
Царь: Я очень рад, что мне хватило сил со всех земель собрать цветы
В один, единственный букет, достойный Вашей красоты!
Флора: Легенды эти не забудь. И помни мир цветов,
Такой чудесный и прекрасный мир!..
Он создан для людей, для счастья и добра.
Об этом помнить должен ты всегда!
(Появляются дочери, кланяются царю-батюшке):
Царь: Исполнил вашу просьбу, дочери мои,
Всё царство Флоры обошёл.
Вам, дочерям моим послушным,
Цветы в подарок я нашёл! (Протягивает цветок каждой дочери).
Ведущий: Дело близится к развязке. Скоро бал, как в каждой сказке!
Царь: (обращается к Флоре):
Что ж, богиня, гости в сборе. Званный бал начнётся вскоре.
(обращается к дочерям):
Гостей ровно привечайте. Кротко, ласково встречайте.
(обращается к зрителям):
Вы, друзья, не уходите, с нами праздник разделите!
Ради радости такой – потанцуйте-ка со мной!
(Звучит «Полонез» Ф. Шопена. Все участники спектакля танцуют;
по окончании танца Флора обращается ко всем сидящим в зале):
Флора: Сегодня вы побывали в гостях у Флоры. Цветы так же, как и люди, радуются, грустят, чувствуют доброту и ощущают жестокость. Они заклинают вас: «Берегите Природу! Любите Животных! Не рвите понапрасну цветы…».
(Звучит песня Ю. Антонова «Не рвите цветы!»;
участники спектакля поют песню все вместе).
_______________________________________________
Внеклассное мероприятие подготовлено Театром моды исторического костюма детского т/о «СПЕКТР» МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой г.Липецка, руководитель педагог дополнительного образования Л.И.Кудашева.
Костюмы выполнены учащимися под руководством педагогов гимназии.
Роли в спектакле исполняют педагоги и старшеклассники.
_______________________________________
Список использованной литературы:
- Неизвестное об известном. Редакторы Л.А. Румянцева, И.Б. Шустова, Н.И. Кондакова. Научно-познавательная литература для младшего и среднего школьного возраста. – М.: ООО «Росмэн». Издание на русском языке, 1995г.
- Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2003. 512 с.
- Школьник Ю. Растения. Полная энциклопедия/Ю.К.Школьник; [ил.А.Воробьева, Ю.Золотаревой, Ю.Школьник]. – М. : Эксмо, 2013. – 256 с. :ил.
- Школьник Ю. К. Животные. Полная энциклопедия/Ю.К.Школьник. – М. : Эксмо, 2013. – 256 с. :ил.
В тексте использованы стихотворения Е.Евтушенко «Берегите эти земли, эти воды» и С.Никулиной «Русский лес», песня «Подмосковные вечера», в которые были внесены небольшие изменения в соответствии с целями и задачами экологической тематики спектакля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути интеграции учебной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании учащихся (в условиях реализации ФГОС нового поколения).
Сегодня я хотела бы вспомнить о том, что «новое – это хорошо забытое старое», а именно о тимуровской работе, или, как сейчас принято говорить, о волонтёрской деятельности...
Статья "Игровые технологии и интеграция элементов искусства на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС НОО"
В условиях введения и реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов значительное внимание уделяется формированию коммуникативной компетенции,...
Сообщение на тему: «Внеурочная деятельность школьников по биологии, экологии и химии в условиях реализации ФГОС ОО.»
Тема выступления на августовской конференции учителей естественнонаучного курса....
Роль интеграции науки и практики в контексте преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС
СТАТЬЯ В СБОРНИКЕ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)...
Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС второго поколения на старшей ступени обучения
Выступление на педсовете...
Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе, как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС.
Одно из ключевых направлений развития отечественной образовательной системы, обозначенной в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», – переход на новые образовател...
Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)
Содержание общего образования характеризуется современными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...