Рабочие программы по биологии 6,9 классы
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
рабочие программы по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочие программы по биологии 2015-2016 уч.год | 69.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения биологии, которые определены стандартом.
Рабочая программа создана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по биологии, программой по биологии для 6-9 классов, авторов В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакуловой (Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост.Г.М. Пальдяева. М.: Дрофа, 2010. – 92 с.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с учебным планом школы на 68 часов в год, 2 учебных часа в неделю в 6 классах, в связи изменениями количества часов в учебном плане школы для реализации регионального компонента, где 1 час – согласно действующему Базисному учебному плану и 1 час – из регионального компонента. В соответствии с методическими рекомендациями МО РФ указанные в БУП – 1998г.
Учитывая специфику предмета, рабочая программа направлена на реализацию целей: получение общих представлений о структуре биологической науки, её методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Предлагаемый курс направлен на решение задач:
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.
Особенность организации учебного процесса в курсе биологии 6 класса, является наглядные методы обучения, которые способствуют лучшему восприятию учебного материала. Целенаправленное изучение учебного материала на протяжении уроков темы обеспечивается сочетанием объяснительно-иллюстративного и проблемного обучения. Наиболее сложный материал излагается в форме объяснительного рассказа-беседы с элементами самостоятельного поиска и самостоятельным подведением итогов. Проблемное изложение учебного материала побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности и овладению приёмами анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Программой предусмотрено проведение различных видов уроков: урок-лекция, урок – игра, обобщающие уроки.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрения учителя.
Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: химия, физика, география, изобразительное искусство, информационно-коммуникативные технологии и опирается на их содержание.
2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
- Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
- Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по биологии.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.
- Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
8. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ пп | Раздел, тема | Количество часов по рабочей программе | В том числе практических и лабораторных работ | В том числе экскурсий |
1 | Введение. | 2 | 2 | 1 |
2 | Клеточное строение организмов | 5 | 3 | - |
3 | 2. Царство Бактерии | 3 | - | - |
4 | 3. Царство Грибы | 4 | 2 | - |
5 | 4. Царство Растения | 8 | 3 | - |
6 | 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений | 16 | 4 | - |
7 | 6. Жизнь растений | 15 | 3 | 1 |
8 | 7. Классификация растений | 7 | 1 | 1 |
9 | 8. Природные сообщества | 6 | 1 | 1 |
10 | 9. Развитие растительного мира | 3 | - | - |
11 | 10. заключительный | |||
Итого | 70 | 19 | 4 |
Тематический план
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Авторская программ В.В. Пасечника | Рабочая программа | ||
1. | Введение. | 2 | 2 |
2. | Клеточное строение организмов. | 5 | 5 |
3. | Царства Бактерии и Грибы. | 7 | 7 |
4. | Царство Растения. | 8 | 8 |
5. | Строение и многообразие покрытосеменных растений. | 16 | 16 |
6. | Жизнь растений. | 15 | 15 |
7. | Классификация растений. | 7 | 7 |
8. | Природные сообщества. | 6 | 6 |
9. | Развитие растительного мира. | 2 | 3 |
10. | Резерв. Заключительный урок по курсу биологии 6 класс | 2 | 1 |
Итого | 70 | 70 |
Выполнение практической части программы.
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Лабораторная работа № 1« Изучение клеток растений. Клеточное строение кожицы лука» | 1 час |
2. | Лабораторная работа № 2 «Строение шляпочных грибов» | 1 час |
3. | Лабораторная работа № 3 «Изучение строения плесневых грибов» | 1 час |
4. | Лабораторная работа № 4 «Строение зеленых водорослей» | 1 час |
5. | Лабораторная работа № 5 « Изучение внешнего строения мха» | 1 час |
6. | Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения папоротников» | 1 час |
7. | Лабораторная работа № 7 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений» | |
8. | Лабораторная работа № 8 «Изучение строения семян двудольных растений» | 1 час |
9. | Лабораторная работа № 9 « Изучение строения семян однодольных растений» | 1 час |
10. | Лабораторная работа №10 «Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы» | 1 час |
11. | Лабораторная работа № 11 «Изучение внутреннего строения корня» | 1 час |
12. | Лабораторная работа № 12 «Строение почек, расположение почек на стебле» | 1 час |
13. | Лабораторная работа № 13 «Изучение строения листа» | 1 час |
14. | Лабораторная работа № 14 «Изучение клеток растений. Клеточное строение кожицы листа» | 1 час |
15. | Лабораторная работа № 15 «Изучение макро - и микроскопического строения стебля» | 1 час |
16. | Лабораторная работа № 16 «Изучение видоизмененных побегов» | 1 час |
17. | Лабораторная работа № 17 «Изучение строение цветка» | 1 час |
18. | Лабораторная работа № 18 «Ознакомление с различными типами соцветий» | 1 час |
19. | Лабораторная работа № 19 «Ознакомление с сухими и сочными плодами» | 1 час |
20. | Лабораторная работа № 20 «Химический состав растений» | 1 час |
21. | Лабораторная работа № 21 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» | 1 час |
22. | Лабораторная работа №22 «Особенности строения растений разных экологических групп» | 1 час |
График проведения контрольных работ
№ п/п | Вид | Тема | Кол-во часов |
1. | Контрольная работа | Контрольная работа № 1 по курсу «Биология. 6 класс». | 1 час |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Биология 6 класс
Введение (2ч)
Биология — наука о живой природе.
Раздел I. Клеточное строение организмов (5 ч)
Устройство увеличительных приборов.
Строение растительной клетки. Лабораторная работа № 1 « Изучение клеток растений. Клеточное строение кожицы лука». Строение растительной клетки. Пластиды. Жизнедеятельность клетки. Деление и рост клеток. Ткани растения.
Раздел II. Царства Бактерии и Грибы (7 ч)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека .
Общая характеристика грибов .
Шляпочные грибы (на примере Брянской области). Лабораторная работа № 2 «Строение шляпочных грибов».
Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа № 3 «Изучение строения плесневых грибов».
Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Раздел III. Царство Растения (8 ч)
Общая характеристика царства растений. Разнообразие, распространение и значение растений.
Одноклеточные водоросли. Лабораторная работа № 4 «Строение зеленых водорослей». Многоклеточные водоросли.
Лишайники . Мхи. Лабораторная работа № 5 « Изучение внешнего строения мха».
Папоротники. Хвощи и плауны. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения папоротников».
Голосеменные. Лабораторная работа № 7 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений». Покрытосеменные, или цветковые (на примере Брянской области).
Раздел IV. Строение и многообразие покрытосеменных растений (16 ч)
Строение семян двудольных растений. Лабораторная работа № 8 «Изучение строения семян двудольных растений».
Строение семян однодольных растений. Лабораторная работа № 9 « Изучение строения семян однодольных растений». Виды корней и типы корневых систем. Лабораторная работа №10 «Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы». Зоны корня. Лабораторная работа № 11 «Изучение внутреннего строения корня». Видоизменение корней. Побег и почки. Лабораторная работа № 12 «Строение почек, расположение почек на стебле».
Внешнее строение листа Лабораторная работа № 13 «Изучение строения листа».
Клеточное строение листа. Лабораторная работа № 14 «Изучение клеток растений. Клеточное строение кожицы листа». Видоизменение листьев. Строение стебля. Лабораторная работа № 15 «Изучение макро- и микроскопического строения стебля». Видоизмененные. Лабораторная работа № 16 «Изучение видоизмененных побегов». Строение цветка. Лабораторная работа № 17 «Изучение строение цветка». Соцветия. Лабораторная работа № 18 «Ознакомление с различными типами соцветий». Плоды. Лабораторная работа № 19 «Ознакомление с сухими и сочными плодами». Распространение плодов и семян .
Раздел V. Жизнь растений (15 ч)
Химический состав растений. Лабораторная работа № 20 «Химический состав растений». Минеральное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Передвижение минеральных веществ. Лабораторная работа № 21 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».
Передвижение по стеблю органических веществ. Прорастание семян. Растительный организм как единое целое. Способы размножения растений. Размножение споровых растений . Размножение голосеменных растений.
Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Оплодотворение у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян. Способы опыления у покрытосеменных растений.
Раздел VI. Классификация растений (7 ч)
Основы классификации растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. Семейство Крестоцветные (Капустные). Семейства Розоцветные и Пасленовые. Семейства Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые). Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки (Мятликовые).
Раздел VII. Природные сообщества (6 ч)
Основные экологические факторы. Характеристика основных экологических групп растений. Лабораторная работа №22 «Особенности строения растений разных экологических групп». Растительные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. Экскурсия «Природное сообщество и влияние на него деятельности человека, живущего в Брянской области». Обобщающий урок по теме «Природные сообщества».
Раздел VIII. Развитие растительного мира (5 ч)
Многообразие растений и их происхождение. Основные этапы развития растительного мира. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Брянской области.
Контрольная работа № 1 по курсу «Биология. 6 класс».
Заключительный урок по курсу «Биология. 6 класс». Летние задания.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс
Знать/понимать:
- строение и функции клеток;
- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений;
- сведения о таксономических единицах; способы размножения бактерий, грибов, растений;
- основные этапы развития растительного мира;
- взаимосвязь растений с факторами среды;
- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;
- роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;
- охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране.
Уметь:
- основные культурные растения региона, особенности их возделывания.
- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;
- вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями;
- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;
- ухаживать за растениями, выращивать их;
- проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании;
- соблюдать правила поведения в природе;
- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Знать/понимать:
- виды информации, источники информации, основные виды свертывания информации;
- виды документов по знаковой природе информации, электронные документы,
- особенности языка справочных изданий;
- библиотека и Интернет как источники информационных ресурсов общества, локальные и сетевые ресурсы для обучающихся;
- текст и его свойства, схему построения научно-познавательного текста, приемы работы с текстом;
- скрытый смысл сообщения;
- библиографическое описание, изложение как вид работы по развитию связной речи, виды изложений;
- план как основа систематизации материала, сочинение и правила оформления сочинения, аннотирование;
- отзыв как вид письменной самостоятельной работы, структура отзыва.
Уметь:
- свертывать и развертывать информацию в учебной деятельности;
- аннотировать документы, составлять справочную аннотацию;
- выполнять адресный и тематический поиск по алгоритму, использовать результаты разных поисков в учебной и познавательной деятельности;
- прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации, самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного, отвечать на готовые вопросы к тексту, выявлять в тексте основную мысль
- самостоятельно составлять библиографическое описание на книгу, составлять биографию, составлять сложный план, готовить сочинение на заданную тему.
УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Для учителя:
1. В.В. Пасечник. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2010. – 272с.;
2. Программа по биологии для 6-9 классов, авторов В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакуловой (Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост.Г.М. Пальдяева. М.: Дрофа, 2011. – 92 с.;
3. Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2010;
4. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, М.: Дрофа, 2006.
Дополнительная литература:
- Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
- Дубинина Н.В., Пасечник В.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения. М.: Дрофа, 2001.
- Парфилова Л.Д. Контрольные и проверочные работы по биологии. М.: Издательство «Экзамен», 2005.
- Пугал Н.А., Козлова Т.А. Лабораторные и практические занятия по биологии / Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. М.: «Владос», 2002.
- Серия «Эрудит». Мир растений. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
- Якушкина Е.А., Попова Т.Г., Трахина Е.В., Типикина Т.И. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2009.
Для обучающихся:
1. В.В. Пасечник. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2010. – 272с.;
2. Биология. Рабочая тетрадь с печатной основой. 6 класс. В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко – М.: Дрофа, 2010.;
3. Энциклопедия для детей. Биология. Том 1; том 2; М.: Дрофа, 2006.;
4. Акимушкин И.Н. Занимательная биология. М.; «Молодая гвардия», 1972.;
5. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (по страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989.;
6. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994.;
7. Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. М.: Колос, 1992.;
8. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002.;
9. Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994.;
10. Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 1997.
Учебно–практическое оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, Демонстрационные таблицы: Вещества растений и клеточное строение; Растение – живой организм; Общее знакомство с цветковыми растениями; Растения и окружающая среда; Размножение цветкового растения; Ботаника.
Биологическая микролабаратория; гербарий дикорастущих растений, гербарий «Основные группы растений», гербарий сельскохозяйственных растений, гербарий деревьев и кустарников, гербарий по морфологии растений, гербарий ядовитых растений; коллекция семян к гербарию для начальной школы, коллекция «Пшеница и продукты ее переработки», коллекция промышленных образцов тканей и ниток, коллекция «Хлопок и продукты его переработки», коллекция «Плоды сельскохозяйственных растений», коллекция голосеменных растений (учебная), коллекция древесных пород, коллекция «Семена и плоды», коллекция шишек, плодов, семян деревьев и кустарников; модель – аппликация «Размножение многоклеточной водоросли», модель демонстрационная «Цветок персика», модель демонстрационная «Цветок яблони», модель «Цветок картофеля», модель демонстрационная «Клетка растения»; набор муляжей овощей (малые); набор муляжей фруктов; комплект портретов для кабинета биологии; микроскоп, лупа, микропрепараты, модели клеток и лабораторное оборудование для опытов.
Информационные ресурсы:
1. Центр образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
2. Педсовет: http://pedsovet.org/
3. Официальный информационный портал единого государственного экзамена: http://www1.ege.edu.ru/
4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки: http://obrnadzor.gov.ru/
5.Федеральный институт педагогических измерений: http://fipi.ru/
6. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window
7. Сеть творческих учителей: http://www.it-n.ru/
7. Учеба.RU: http://www.ucheba.ru/ege/
8. Кирилл и Мефодий – КМ образование: http://km-school.ru/company/companies.asp
9. Федеральный образовательный портал: http://www.edu.ru/
10. Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru/default.asp
11. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/
Цифровые образовательные ресурсы:
- Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина. Биология. Живой организм. 6 класс.
- Электронное учебное издание. Биология, химия, экология.
- Электронное учебное издание. Подготовка к ЕГЭ по биологии.
- Электронное учебное издание. Атлас Морфологии человека.
Таблица 2 - Календарно-тематический план
№ и тема раздела (общее кол-во часов по разделу) | № урока | Дата | Тема урока | Примечание |
Введение (1 ч) | 05.09 | Биология – наука о живой природе. | Источники информации Урок-лекция | |
Раздел I. Клеточное строение организмов (5 ч) | 07.09 | Устройство увеличительных приборов. | Входное тестирование | |
12.09 | Строение растительной клетки. Лабораторная работа № 1 « Изучение клеток растений. Клеточное строение кожицы лука» | Самостоятельная работа Работа с текстом и источниками информации Тест | ||
14.09 | Строение растительной клетки. Пластиды. | Урок-игра | ||
19.09 21.09 | Жизнедеятельность клетки. Деление и рост клеток. | Конспектирование параграфа | ||
26.09 | Ткани растения. | Работа с текстом | ||
Раздел II. Царства Бактерии и Грибы (7 ч) | 28.09 | Строение и жизнедеятельность бактерий. | ||
03.10 | Роль бактерий в природе и жизни человека (на примере Кемеровской области). | Дополнительная литература Элемент краеведения | ||
05.10 | Общая характеристика грибов (на примере Кемеровской области). | Элемент краеведения Урок-лекция | ||
10.10 | Шляпочные грибы (на примере Кемеровской области). Лабораторная работа № 2 «Строение шляпочных грибов» | Самостоятельная работа Элемент краеведения Сетевые ресурсы Интернет | ||
12.10 | Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа № 3 «Изучение строения плесневых грибов» | Самостоятельная работа | ||
17.10 | Грибы-паразиты (на примере Кемеровской области). | Элемент краеведения Сетевые ресурсы Интернет | ||
19.10 | Роль грибов в природе и жизни человека (на примере Кемеровской области). | Дополнительная литература Элемент краеведения | ||
Раздел III. Царство Растения (8 ч) | 24.10 | Общая характеристика царства растений. Разнообразие, распространение и значение растений. | Сетевые ресурсы Интернет Дополнительная литература Урок-лекция | |
26.10 | Одноклеточные водоросли. Лабораторная работа № 4 «Строение зеленых водорослей» | Самостоятельная работа | ||
31.10 | Многоклеточные водоросли. | Сетевые ресурсы Интернет Урок-игра | ||
02.11 | Лишайники (на примере Кемеровской области). | Элемент краеведения | ||
14.11 | Мхи (на примере Кемеровской области). Лабораторная работа № 5 « Изучение внешнего строения мха» | Самостоятельная работа Элемент краеведения | ||
16.11 | Папоротники. Хвощи и плауны. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения папоротников» | Самостоятельная работа Аннотирование | ||
21.11 | Голосеменные (на примере Кемеровской области). Лабораторная работа № 7 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений» (на примере Кемеровской области). | Самостоятельная работа Элемент краеведения | ||
23.11 | Покрытосеменные, или цветковые (на примере Кемеровской области). | Элемент краеведения Урок-лекция Выделение в тексте ключевых слов | ||
Раздел IV. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 ч) | 28.11 | Строение семян двудольных растений (на примере Кемеровской области). Лабораторная работа № 8 «Изучение строения семян двудольных растений» | Самостоятельная работа Элемент краеведения Выделение в тексте ключевых слов, схема | |
30.11 | Строение семян однодольных растений (на примере Кемеровской области). Лабораторная работа № 9 « Изучение строения семян однодольных растений» | Самостоятельная работа Элемент краеведения Выделение в тексте ключевых слов, схема | ||
05.12 | Виды корней и типы корневых систем. Лабораторная работа №10 «Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы» | Самостоятельная работа Тематический поиск в библиотеке и Интернет | ||
07.12 | Зоны корня. Лабораторная работа № 11 «Изучение внутреннего строения корня» | Самостоятельная работа Адресный поиск в библиотеке и Интернет | ||
12.12 | Видоизменение корней (на примере Кемеровской области). | Элемент краеведения | ||
14.12 | Побег и почки (на примере Кемеровской области). Лабораторная работа № 12 «Строение почек, расположение почек на стебле» | Самостоятельная работа Элемент краеведения | ||
19.12 | Внешнее строение листа Лабораторная работа № 13 «Изучение строения листа» | Самостоятельная работа Фактографический поиск в библиотеке и Интернет | ||
21.12 | Клеточное строение листа. Лабораторная работа № 14 «Изучение клеток растений. Клеточное строение кожицы листа» | Самостоятельная работа | ||
26.12 | Видоизменение листьев на примере Кемеровской области). Промежуточное тестирование | Дополнительная литература Элемент краеведения Урок-лекция, тест | ||
28.12 | Строение стебля. Лабораторная работа № 15 «Изучение макро- и микроскопического строения стебля» | Самостоятельная работа Самостоятельная постановка вопроса к тексту | ||
16.01 | Видоизмененные побеги на примере Кемеровской области). Лабораторная работа № 16 «Изучение видоизмененных побегов» | Самостоятельная работа Элемент краеведения | ||
18.01 | Строение цветка. Лабораторная работа № 17 «Изучение строение цветка» | Самостоятельная работа Деление текста на части | ||
23.01 | Соцветия на примере Кемеровской области). Лабораторная работа № 18 «Ознакомление с различными типами соцветий» | Самостоятельная работа Элемент краеведения Высказывание отношения к прочитанному | ||
25.01 | Плоды на примере Кемеровской области). Лабораторная работа № 19 «Ознакомление с сухими и сочными плодами» | Самостоятельная работа Элемент краеведения | ||
30.01 | Распространение плодов и семян (на примере Кемеровской области). | Элемент краеведения Выделение основной мысли и группировка материала | ||
Раздел V. Жизнь растений (15 ч) | 01.02 | Химический состав растений. Лабораторная работа № 20 «Химический состав растений» | Самостоятельная работа Аннотирование | |
06.02 | Минеральное питание растений. | Составление справочной аннотации | ||
08.02 | Фотосинтез. | Схематизация | ||
13.02 | Дыхание растений. | Аннотирование | ||
15.02 | Испарение воды. | Аннотирование | ||
20.02 | Передвижение минеральных веществ. Лабораторная работа № 21 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» | Самостоятельная работа Составление справочной аннотации | ||
22.02 | Передвижение по стеблю органических веществ. | Аннотирование | ||
Прорастание семян на примере Кемеровской области). | Элемент краеведения | |||
27.02 | Растительный организм как единое целое (на примере Кемеровской области). | Дополнительная литература Элемент краеведения Урок-лекция | ||
01.03 | Способы размножения растений. | |||
05.03 | Размножение споровых растений (на примере Кемеровской области). | Элемент краеведения План текста | ||
07.03 | Размножение голосеменных растений (на примере Кемеровской области). | Элемент краеведения Составление сложного плана | ||
13.03 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений (на примере Кемеровской области). | Элемент краеведения Урок-игра | ||
15.03 | Оплодотворение у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян. | Составление сложного плана | ||
20.03 | Способы опыления у покрытосеменных растений на примере Кемеровской области). | Элемент краеведения Составление сложного плана | ||
Раздел VI. Классификация растений (6 ч) | 22.03 | Основы классификации растений. | Сжатое изложение текста Урок-лекция | |
03.04 | Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. | Конспектирование | ||
05.04 | Семейство Крестоцветные (Капустные) (на примере Кемеровской области). | Элемент краеведения Урок-игра | ||
10.04 | Семейства Розоцветные и Пасленовые (на примере Кемеровской области). | Элемент краеведения | ||
12.04 | Семейства Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые) (на примере Кемеровской области). | Элемент краеведения Доклад | ||
17.04 | Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки (Мятликовые) (на примере Кемеровской области). | Элемент краеведения Сообщение | ||
Раздел VII. Природные сообщества (6 ч) | 19.04 | Основные экологические факторы (на примере Кемеровской области) | Элемент краеведения Урок-лекция | |
24.04 | Характеристика основных экологических групп растений (на примере Кемеровской области). Лабораторная работа №22 «Особенности строения растений разных экологических групп» | Самостоятельная работа Элемент краеведения Сжатое изложение текста | ||
26.04 | Растительные сообщества (на примере Кемеровской области). | Элемент краеведения Аннотирование | ||
03.05 | Взаимосвязи в растительном сообществе (на примере Кемеровской области). | Элемент краеведения | ||
08.05 | Экскурсия «Природное сообщество и влияние на него деятельности человека, живущего в Кемеровской области» | Элемент краеведения Отзыв об экскурсии | ||
10.05 | Обобщающий урок по теме «Природные сообщества» | Дополнительная литература | ||
Раздел VIII. Развитие растительного мира (5 ч) | 15.05 | Многообразие растений и их происхождение. | План текста | |
17.05 | Основные этапы развития растительного мира. | Урок-игра | ||
22.05 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Кемеровской области. | Дополнительная литература Элемент краеведения | ||
24.05 | Контрольная работа № 1 по курсу «Биология. 6 класс». | Итоговое тестирование | ||
29.05 | Заключительный урок по курсу «Биология. 6 класс». Летние задания (на примере Кемеровской области). | Элемент краеведения Критические заметки Урок-игра | ||
ИТОГО: 68 часов |
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Для контроля уровня обученности, используются две основные системы:
- Традиционная система. В этом случае обучающийся должен иметь по теме оценки: за устный ответ или другую форму контроля тематического материала; за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).
Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок
- Зачетная система (10-11 классы). В этом случае контроль знаний по теме осуществляется при помощи зачета. Причем сдача всех зачетов в течение года является обязательной для каждого обучающегося, и по каждой теме может быть выставлена только одна оценка за зачёт.
Однако зачетная система не отменяет использования и текущих оценок за различные виды контроля знаний. В зачетный материал должны быть включены все три элемента контроля: вопросы для проверки теоретических знаний, типовые задачи и экспериментальные задания.
Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая оценок за все зачеты. Текущие оценки могут использоваться только для повышения итоговой оценки.
Оценка устных ответов обучающихся
Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса ученик излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.
Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.
Оценка «3» ставится, если обучающийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы
Таблица 3 – Выполнение практической части программы. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс
№ п/п | Вид | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
1. | Лабораторная работа | Лабораторная работа № 1« Изучение клеток растений. Клеточное строение кожицы лука» | 1 час | 12.09 |
2. | Лабораторная работа | Лабораторная работа № 2 «Строение шляпочных грибов» | 1 час | 10.09 |
3. | Лабораторная работа | Лабораторная работа № 3 «Изучение строения плесневых грибов» | 1 час | 12.10 |
4. | Лабораторная работа | Лабораторная работа № 4 «Строение зеленых водорослей» | 1 час | 26.10 |
5. | Лабораторная работа | Лабораторная работа № 5 « Изучение внешнего строения мха» | 1 час | 14.11 |
6. | Лабораторная работа | Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения папоротников» | 1 час | 16.11 |
7. | Лабораторная работа | Лабораторная работа № 7 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений» | 21.11 | |
8. | Лабораторная работа | Лабораторная работа № 8 «Изучение строения семян двудольных растений» | 1 час | 28.11 |
9. | Лабораторная работа | Лабораторная работа № 9 « Изучение строения семян однодольных растений» | 1 час | 30.11 |
10. | Лабораторная работа | Лабораторная работа №10 «Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы» | 1 час | 05.12 |
11. | Лабораторная работа | Лабораторная работа № 11 «Изучение внутреннего строения корня» | 1 час | 07.12 |
12. | Лабораторная работа | Лабораторная работа № 12 «Строение почек, расположение почек на стебле» | 1 час | 12.12 |
13. | Лабораторная работа | Лабораторная работа № 13 «Изучение строения листа» | 1 час | 14.12 |
14. | Лабораторная работа | Лабораторная работа № 14 «Изучение клеток растений. Клеточное строение кожицы листа» | 1 час | 19.12 |
15. | Лабораторная работа | Лабораторная работа № 15 «Изучение макро - и микроскопического строения стебля» | 1 час | 21.12 |
16. | Лабораторная работа | Лабораторная работа № 16 «Изучение видоизмененных побегов» | 1 час | 16.01 |
17. | Лабораторная работа | Лабораторная работа № 17 «Изучение строение цветка» | 1 час | 18.01 |
18. | Лабораторная работа | Лабораторная работа № 18 «Ознакомление с различными типами соцветий» | 1 час | 23.01 |
19. | Лабораторная работа | Лабораторная работа № 19 «Ознакомление с сухими и сочными плодами» | 1 час | 25.01 |
20. | Лабораторная работа | Лабораторная работа № 20 «Химический состав растений» | 1 час | 01.02 |
21. | Лабораторная работа | Лабораторная работа № 21 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» | 1 час | 20.02 |
22. | Лабораторная работа | Лабораторная работа №22 «Особенности строения растений разных экологических групп» | 1 час | 24.04 |
Таблица 4 – График проведения контрольных работ
№ п/п | Вид | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
1. | Контрольная работа | Контрольная работа № 1 по курсу «Биология. 6 класс». | 1 час | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова
Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...