"Неклеточные формы жизни - вирусы" 10 класс
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Богомолова Тамара Вениаминовна

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ: ВИРУСЫ».

подготовила учитель биологии МКОУ

«Зеленогорская СШ»

 Белогорского района Республики Крым

Богомолова Тамара Вениаминовна

__________________________________________________________________

Цели урока:

  1. Обучающая: 

сформировать понятие о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности, раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов;

  1. Развивающая: 

развивать умение логически мыслить, обобщать материал, быть внимательным, развивать память через работу с новыми понятиями, уметь сравнивать и анализировать, делать выводы, подводить итоги;

  1. Воспитательная:  

воспитывать чувства ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (45 мин)

Оборудование:

  • компьютер,  монитор;
  • презентация: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ: ВИРУСЫ»;
  • плакат «Вирус табачной мозаики.  Бактериофаг».

Используемые учебники и учебные пособия: 

Биология: 10 кл.: Учебн. для общеобразоват. учеб. заведений: уровень стандарта, академический уровень / П.Г.Балан, Ю.Г.Вервес, В.П.Полищук; пер. с укр. – К.: Генеза, 2010. – 304 с.: илл.

Используемая методическая литература: 

1) Я познаю мир: Генетика: Энцикл. / Д.А. Шитиков.– М.: ООО “Изд. Астрель”, 2004. – 398 с.

2) Жива природа: від молекули до біосфери. Трещева Н.В. Курс біології 10 класу в схемах з коментарями. – Сімферополь: КРП «Видавництво «Кримнавчпеддержвидав»,2012. – 76 с.

Интернет:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki
  2. http://meduniver.com/Medical/Biology

Раздаточный материал:

  • план - схема урока с заданиями для закрепления
  • тесты

План урока.

  1. Вводная часть: Актуализация знаний.

«Стих о вирусах»

  1. Основная часть: Изучение нового материала.

«История открытия. Особенности строения вирусов, формы существования, особенности их жизнедеятельности».

  1. Заключительная часть:

Выводы. Закрепление знаний (диагностическое тестирование с самопроверкой).  Домашнее задание

 

 Ход урока

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

  1. Вспомните уровни организации жизни:
  2. Какие из перечисленных уровней мы уже изучили?

(молекулярный или биохимический, клеточный или цитологический), а сегодня начнем изучать следующий – организменный уровень. Он включает 3 блока тем: неклеточные, одноклеточные и многоклеточные организмы.

Первую тему: «Неклеточные организмы» мы будем изучать на 5 уроках: (Стр. 184.  § 30 - 34).  

слайд № 2

  1. Строение, хим. состав и свойства вирусов.  § 30
  2. Особенности размножения вирусов. § 31
  3. Вирусные инфекции. § 32 
  4. Профилактика вирусных инфекций. § 33
  5. Разнообразие неклеточных организмов. § 34

Запишите в плане-схеме: Фамилию, дату и название темы. (Приложение 1)

1) Актуализация знаний

1. Стих о вирусах:

Ученик 1:

Когда-то, миллионы лет назад,

На нашей замечательной планете

Возникла жизнь, и начался парад

Невиданных существ на этом свете.

Бактерии, простейшие, грибы,

Не счесть, и так от века к веку

Жизнь становилась гуще и сложней

И, наконец, дошло до человека.

Все хорошо! Но, видимо, природа

Иль просчиталась где, иль что недоучла,

Но в этой распрекрасной бочке меда

И ложку дегтя нам преподнесла!

То ль существа, а может, вещества –

Об этом долгий спор не утихает,

 но вирусы – и все об этом знают –

Среди других живут и процветают –

Печальная реальность такова!

Грозит нам СПИД – себя как уберечь?

И птичий грипп откуда-то вдруг взялся!

Как сделать так, чтоб затупился меч,

А щит непробиваемым остался?

Комментарий учителя. Стихийным злом заболеваний на нашей планете являются вирусы. По данным Всемирной Организации ежегодно в мире только сезонным гриппом  заболевают около миллиарда человек. Умирают около 3 миллионов.

 Так какое же строение имеют вирусы?

  Хотите знать?

  А зачем нужно знать?

2)  Изучение нового материала.

Цель для учащихся: слайд № 3

  1. Вспомним схему классификации живых организмов.  слайд № 4 

                                                                        ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

Империя:                                    КЛЕТОЧНЫЕ                                         НЕКЛЕТОЧНЫЕ

Надцарства:        ПРОКАРИОТЫ                   ЭУКАРИОТЫ                       

Царства:           БАКТЕРИИ       РАСТЕНИЯ    ЖИВОТНЫЕ   ГРИБЫ          ВИРА

Запишите в план-схему: Что такое вирус?

II. История открытия вирусов. Слайд №  5, 6

– Сообщения учащегося 2

В 1887 году студент Петербургского университета Д. Ивановский был отправлен в командировку в Крым, чтобы исследовать очень сложную проблему – мозаичную болезнь табака. По непонятной причине табачные листья покрывались пятнами, желтели, скручивались и сохли. Производители несли колоссальные убытки. Задача не показалась молодому ученому особенно сложной. Был бы хороший микроскоп. Но дело сразу застопорилось. До боли в глазах всматривался он в препараты – никаких возбудителей, никаких микроорганизмов. Не дало результатов окрашивание, не рос возбудитель на самых изысканных питательных средах, хотя сок исправно заражал новые порции растений! Ивановский решил  пропустить сок через мелкопористые антибактериальные фарфоровые фильтры, которые задерживали любые бактерии, и фильтрат должен быть стерильным. Но  капля отфильтрованной абсолютно прозрачной жидкости также заражала новые растения. И тогда Д. Ивановский понял, что возбудитель мозаичной болезни меньше любой известной бактерии. Фильтрующийся яд – это вирус. Слово вирус и обозначает - яд. Так родился этот термин и в 1892 году был открыт новый вид микроорганизма. В дальнейшем студент Ивановский стал профессором, а тема его докторской диссертации была «Мозаичная болезнь табака». С конца 19-го века и ведет свой отсчет наука Вирусология.

Учащиеся работают по информационным листам.

Заполните, в схеме данные об открытии вируса. Кто забыл можно посмотреть в учебнике на стр. 185 – 186. 2 мин.

Дома составьте хронологическую таблицу открытий в вирусологии. Стр. 185-186.

Комментарий учителя. Мы все, возможно – результат работы вирусов, так как значительная часть нашего генома содержит “осколки” и целые части вирусов, которые внедрились в наших предков миллионы лет назад, и были “одомашнены”.

8% генетического материала человека имеет происхождение от древних вирусов.

О том, что вирусы возникли очень давно, есть доказательства.

О них нам расскажет и покажет учащийся (Дьяков Александр).

Мини-презентация учащегося 3. «Происхождение вирусов»

Учитель.  О том, как появился вирус, до сих пор спорят ученые: то ли они первыми появились на Земле, то ли бактериипри, приспособившись к паразитическому образу жизни, утратили органоиды за ненадобностью (почитайте на стр. 186-187 учебника). Существует три гипотезы. Слайд № 7 - 9.

  1. Форма и размеры вирусов.

Размеры вирусов варьируют в широких пределах – от 10 до 275нм. С помощью электронного микроскопа установлено, что вирусы могут иметь различную форму: шаро-, палочко-,  нитевидную, цилиндрическую (слайд№ 10 )

  1. Классификация вирусов.  

По химическому составу и строению вирусы: простые и сложные  Слайд №  11 – 13.

Составим схему:                            ВИРУСЫ

                                   

                                  ПРОСТЫЕ                         СЛОЖНЫЕ

                                           

                                1. РНК или ДНК               1.  РНК или ДНК

                            (1- или 2-хцепочечная)         (1- или 2-хцепочечная)

                                 2. ФЕРМЕНТЫ                2. ФЕРМЕНТЫ

                                 3. КАПСИДА                   3. КАПСИДА

                                 (белковая оболочка)        (белковая оболочка)

                                                                            4. ПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ МЕМБРАНА

                                                                            «украденная» у хозяина стр. 188, рис. 30.7

(заполните план – схему)

  • Вирусная частица – это крупная частица нуклеопротеида, в состав которой входит:

- Сердцевина, в которой находится ДНК или РНК. Функция: Хранилище наследственной информации.

            -  Капсид -  белковая оболочка (у простых) или липопротеидная (сложных),  которая

               окружает сердцевину. Функции: Защитная  

  • В вирусах присутствует только один тип нуклеиновой кислоты – либо ДНК, либо РНК. По наличию той или иной нуклеиновой кислоты вирусы называют ДНК-содержащими  или РНК-содержащими.  Слайд № 14.
  • Составим схему:                                ВИРУСЫ

                  ДНК-содержащие                                          РНК-содержащие.

  • Вирусы строго специфичные, то есть поражают строго определенные клетки.

Бактериофаги (паразитирует только в клетках прокариот) и собственно вирусы (паразитируют только в эукариотах) слайд 15

  • Капсиды у вирусов имеют форму трех типов: икосаэдрическую, спиральную или смешанную (бактериофаг: икосаэдрическую головку + спиральную хвост)  на стр. 187 -188 рис. 30.4, 30. 5

слайд 16, 17

                                                   КАПСИДА

                                   

           

               ИКОСАЭДРИЧЕСКОЙ    СПИРАЛЬНОЙ       СМЕШАННОЙ    

                 полиомиелит                    табачная                 СИММЕТРИИ

                 папиллома                        мозаика                    бактериофаг

                 СПИД

                 гепатит и др.  

 Вопрос к учащимся:

Итак, правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строение?

Самостоятельная работа по таблице для всего класса.

 Учащимся предлагается сравнить строение бактериальной клетки, растительной клетки, животной клетки и вируса табачной мозаики. Все данные заносят в таблицу.  (слайд №  18, 19, 20)

(план-схема)

 

– Итак, вирусы – это неклеточная форма жизни.

IV. Жизненный цикл вирусов: (заполните план - схему) слайд 21

1) Внеклеточная или покоящаяся;  синоним – «вирусная частица», «вирион»

2) Внутриклеточная, размножающаяся; синоним – «комплекс вирус - клетка»

  • Вирусы существуют в природе, передаваясь от одного хозяина к другому. Размножение вирусов может происходить только внутриклеточно. Потому что у вирусов отсутствует собственный обмен веществ. Однако, очень хорошо приспосабливаются к условиям среды, меняя свой генетический год.

Комментарий учителя. Итак, вирусы вне клетки являются просто веществом. Как же вирусу – мельчайшей частице, которую и живым организмом можно назвать с большой натяжкой, удается быстро поражать клетки своих хозяев?

 АНИМАЦИЯ:  РАЗМНОЖЕНИЕ ВИРУСА  СПИДа

 АНИМАЦИЯ (размножение бактериофага)

  1. Итог урока.  

Закрепление изученного материал: диагностическое тестирование (приложение 2)

Карточки с тестами получает каждый учащийся.

Самопроверка (Слайд 22)

Итак, вирусы  (Слайд 23)

  • неклеточные формы жизни;
  • состоят из ДНК или РНК и белковой (протеидной),  липопротеидной  или гликопротеидной  оболочки – капсида;
  • внутриклеточные паразиты бактерий, грибов, насекомых, растений, животных, человека; 
  • не дышат, не питаются, не происходит обмен веществ, самостоятельно не размножаются;
  • однако, очень хорошо приспосабливаются к условиям среды, меняя свой геном.

VI. Рефлексия: слайд 24

VII. Домашнее задание: (Слайд 25)

  • § 30, вопросы с.189
  • Обратите внимание на те понятия, в которых были сделаны ошибки или не смогли ответить.
  •  Хронологическая таблица об открытиях вирусологии

Творческое  задание. Рефераты или сообщения о:

  • 1. СПИДе
  • 2. Любой вирусной инфекции
  • 3. О новых открытиях современных вирусологов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Неклеточные формы жизни: В И Р У С Ы подготовила учитель биологии МКОУ «Зеленогорская СШ» Белогорского района Республики Крым Богомолова Тамара Вениаминовна

Слайд 2

ТЕМА 1. Неклеточные формы жизни 1 . СТРОЕНИЕ, ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ВИРУСА § 30 2 . ОСОБЕННОСТИ РАЗМНОЖЕНИЯ ВИРУСА § 31 3 . ВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ § 32 4 . ПРОФИЛАКТИКА ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ § 33 5 . РАЗНООБРАЗИЕ ВИРУСОВ § 34

Слайд 3

ЦЕЛЬ УРОКА Познакомиться с историей открытия и происхождения вирусов Изучить особенности их строения Рассмотреть жизненный цикл вируса

Слайд 4

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА Что такое вирусы? Разнообразие размеров вирусов История изучения вирусов Строение вируса Свойства вирусов Классификация вирусов Значение вирусов

Слайд 5

ВИРУСЫ ГРИБЫ ЖИВОТНЫЕ РАСТЕНИЯ БАКТЕРИИ ЭУКАРИОТЫ ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ ПРОКАРИОТЫ КЛЕТОЧНЫЕ НЕКЛЕТОЧНЫЕ ИМПЕРИЯ: ЦАРСТВО: Н/Ц:

Слайд 6

Что такое вирусы? Ви́рус (от лат. virus — яд) — микроскопическая частица, способная инфицировать клетки живых организмов. Вирусы являются облигатными паразитами — они не способны размножаться вне клетки. В настоящее время известны вирусы, размножающиеся в клетках растений, животных, грибов и бактерий (последних обычно называют бактериофагами).

Слайд 7

Разнообразие размеров вирусов Мельчайшие живые организмы Размеры варьируют от 20 до 300нм В среднем в 50 раз меньше бактерий Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий

Слайд 8

В 1852 году русский ботаник Ивановский Дмитрий Иосифович получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью ( 1864 - 1920 )

Слайд 9

Вирус табачной мозаики ВИРУС Лист табака, пораженный болезнью ВИРУС - ( от лат. virus – ЯД)

Слайд 10

В 1898 году голландец Бейеринк Мартин Виллем ввел термин «вирус» (от латинского – «яд»), чтобы обозначить инфекционную природу определенных профильтрованных растительных жидкостей.

Слайд 11

Вирусы – потомки первых древних доклеточных форм жизни. Гипотеза 1

Слайд 12

Гипотеза 2 Вирусы – потомки древнейших бактерий , перешедших к внутриклеточному паразитизму .

Слайд 13

Гипотеза 3 Вирусы – «одичавшие гены» .

Слайд 14

разнообразие вирусов

Слайд 15

ВИРУСЫ ПРОСТЫЕ: ? СЛОЖНЫЕ: ? СТР. 187

Слайд 16

СТРОЕНИЕ ПРОСТОГО ВИРУСА НУКЛЕИНОВАЯ КИСЛОТА КАПСИД

Слайд 17

Строение СЛОЖНОГО вируса ЛИПО- ПРОТЕИДНАЯ МЕМБРАНА КАПСИДА ФЕРМЕНТ НУКЛЕИНОВАЯ КИСЛОТА

Слайд 18

Оспа Герпес Аденовирусы (дых. путей) Паповавирусы (бородавки) Гепатит В Гепатит А Полиомиелит ОРЗ СПИД Грипп Паротит (свинка) Корь Краснуха ВИРУСЫ ДНК- содержащие: РНК- содержащие:

Слайд 19

ВИРУСЫ БАКТЕРИО- ФАГИ СОБСТВЕННО ВИРУСЫ ? ?

Слайд 20

Форма капсидА ? ? ? СТР. 187-188

Слайд 21

головка Бактериофаг стр. 188 капсид хвост б елковый чехол хвоста б азальная пластинка ф ибрилла хвоста

Слайд 22

Органо- иды БАКТЕ- РИИ РАСТЕ- НИЯ ЖИ- ВОТ- НОГО ВИ- РУ-СА Клеточная оболочка Цито плазма Ядро Хлоро - пласты

Слайд 23

Сравните: Бактериальная клетка ВИРУС РАСТИТЕЛЬНАЯ КЛЕТКА

Слайд 24

Органо- иды БАКТЕ- РИИ РАСТЕ- НИЯ ЖИ- ВОТ- НОГО ВИ- РУ-СА Клеточная оболочка + + + - Цито плазма + + + - Ядро - + + - Хлоро - пласты - + - -

Слайд 25

1 стадия. ПОКОЯ – ВНЕ КЛЕТКИ ( вирион ). Жизненный цикл вируса 2 стадия. РАЗМНОЖЕНИЯ ( Внутриклеточная) ( нуклеиновая кислота ).

Слайд 26

Проверь себя сам: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 б а в а б в г б в 10 1 2 Б А В Г Д Е

Слайд 27

Характерные особенности вирусов ВИРУСЫ – НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. СОСТОИТ ИЗ ДНК или РНК и КАПСИДЫ БЕЛКОВОЙ или ЛИПО- либо ГЛИКОПРОТЕИДНОЙ . 3. Не дышат, Не питаются, НЕ размножаются самостоятельно 4. ВИРУС – ВНУТРИКЛЕТОЧНЫЙ ПАРАЗИТ.

Слайд 28

Сегодня я узнал … Я удивился … Теперь я умею … Я хотел бы …

Слайд 29

Домашнее задание: § 30, вопросы с.189 Хронологическая таблица Творческое задание : рефераты или сообщения о: 1. СПИДе 2. Любой вирусной инфекции 3. О новых открытиях современных вирусологов

Слайд 30

Литература Используемые учебники и учебные пособия: Биология: 10 кл .: Учебн . для общеобразоват . учеб. заведений: уровень стандарта, академический уровень / П.Г.Балан , Ю.Г.Вервес , В.П.Полищук ; пер. с укр . – К.: Генеза, 2010. – 304 с.: илл . Используемая методическая литература: 1) Я познаю мир: Генетика: Энцикл . / Д.А. Шитиков.– М.: ООО “Изд. Астрель ”, 2004. – 398 с. 2) Живая природа: от молекулы до биосферы . Трещева Н.В. Курс биологии 10 класса в схемах с коментариями . – Симферополь : КРП « Издательство « Кримнавчпеддержвидав »,2012. – 76 с. Интернет: http : // wikipedia.org / wiki http ://meduniver.com/Medical/Biology



Предварительный просмотр:

ПЛАН – СХЕМА урока

Учени__  10 класса ____________________________________

Тема урока ________________________________________________________

Дата _____________201   г.

 

I  Вирусы (лат.virus - яд) –________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

II История открытия вирусов.  Сообщения учащегося №1

Год открытия___________ Ученый____________________________________

Изучал_____________________________________________и открыл, что причина заболевания-______________________________________,способ заражения_______ _________________________________. Наука о __________ - ___________________

8% генетического материала человека имеет происхождение от древних вирусов.

III Химический состав и строение вирусов.

Вирусы относятся к ___________________ древнейшим организмам, не обладающим четко оформленным ядром с оболочкой.

__________________– это крупная частица нуклеопротеида, в состав которой входит:

1. _______________, в которой находится ____ / ____.

Функция (1): ______________________________________________________

2. _______________ -  белковая оболочка, которая окружает ___________. Функции (2): ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Две
разных группы ____________________ов : ДНК-содержащие  или РНК-содержащие.

Ответ учащихся №2: У вирусов нет цитоплазмы с органоидами, вирусы не имеют клеточного строения. Вирусы трудно отнести к бактериям, растениям и животным

IV Самостоятельная работа по таблице для всего класса.

                           Заполнить прямо на листочке!

Сравнить строение клетки бактерии, растения (водорослей), животного и вируса. Задание:

Сравнить и поставить знак «+», где есть данные органоиды, и поставить «-» там, где их нет.

 

Органоиды

Клетка

бактерии

Клетка

водорослей

Клетка

животного

Вирус

Клеточная оболочка/плазматическая мембрана

 

 

 

 

Цитоплазма

 

 

 

 

Ядро

 

 

 

 

Хромосомы

 

 

 

 

Реснички

 

 

 

 

Хлоропласты

 

 

 

 

   

Размеры вирусов___________________Формы:________________________

 

 V Формы существования вирусов (2):

1) ____________________________________ синоним – «вирусная частица», «вирион»;

2)________________________________________ синоним – «комплекс вирус - клетка»

Способ существования__________________________________.

Размножение или репродукция вирусов____________________________________

Потому что _____________отсутствует_____________________________________

Вирусы – ____________________________бактерий, грибов, насекомых, растений, животных, человека. Используют для своего воспроизведения клеточный синтетический аппарат (рибосомы, мембраны), ферменты и энергогенерирующие системы (митохондрии) клетки хозяина. 

Н-р,Бактериофа́ги (фаги) (от др.-греч. φᾰγω — «пожираю») —______________

___________________________________________________.____________________  размножаются внутри бактерий и_______________________(бактерии лопаются, умирают).______________ состоит из белковой оболочки и генетического материала ( ________или _________).

ПЛАН – СХЕМА урока

Учени__  10 класса ____________________________________

Тема урока ________________________________________________________

Дата _____________2014 г.

 

I  Вирусы (лат.virus - яд) –________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

II Пути передачи вирусных инфекций: 

 ____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

III                                 Средства профилактики вирусной инфекции ( стр. 201)

 IV Механизмы создания иммунитета к вирусным инфекциям человека: (стр. 201)

1 этап: распознавание_____________________вируса ____________________________человека.

2 этап: выработка___________В-лимфоцитами, которые дезактивируют ______________вируса.  

3 этап: вырабатывается иммунная_________________антител против_ ______________вирусов.

В результате в организме вырабатывается_____________________________________иммунитет.

 

.          

                                                                            Иммунитет

Приобретенный                                                       Врожденный

          Специфический                                                         Неспецифический

                   Естесственный         Искусственный                   Гуморальный          Клеточный

                    Перенесенное           Вакцина                                Интерферон             Лимфоциты

                     Заболевание            Сыворотка с а/т                   Лизоцим                   Макрофаги

Прививка позволяет резко ______________________заболеваемость многими тяжелыми вирусными инфекциями.

Вакцины бывают:

1. _____________________, которые содержат ослабленные живые вирусы.

2. ___________________________, которые содержат убитые микроорганизмы.

3. Анатоксины, которые содержат _____________ микроорганизмов.

4. Биосинтетические, полученные методами _____________инженерии.

V Лечение вирусных инфекций:

1.______________________________

2. _____________________________

3. _____________________________

Инструкция   профилактика вирусных инфекций человека

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Дата:

Класс:

ФИ:

Тест по теме «Вирусы» 10 класс

  1. Не имеют клеточного строения:
    а) сене-зеленые водоросли;
    б) вирусы;
    в) бактерии;
    г) простейшие.
  2. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?
    а) вирусы;
    б) бактерии;
    в) лишайники;
    г) грибы.
  3. Неклеточная форма жизни, состоящая из молекул ДНК или РНК, заключенных в белковую оболочку:
    а) бактерия гниения;
    б) бактерия сапротроф;
    в) вирус;
    г) одноклеточная водоросль.
  4. Вирусы - это:
    а) доклеточные формы жизни;  
    б) древнейшие эукариот;
    в) примитивные бактерии;
    г) неживое вещество.
  5. Вирусы размножаются:
    а) самостоятельно вне клетки хозяина;
    б) только в клетке хозяина;
    в) только в воде;
    г) в присутствии солнечного света.
  6. Вирусы, проникая в клетку хозяина:
    а) питаются рибосомами;
    б) отравляют её своими продуктами жизнедеятельности;    
    в) воспроизводят свой генетический материал;  
    г) поселяются в митохондриях.
  7. Признак организмов, характерный для неклеточной формы жизни:
    а) питание;        
    б) выделение вредных продуктов жизнедеятельности;
    в) дыхание;        
    г) высокая степень приспособленности к среде.
  8. Вирусные частицы называются:
    а) вибрионы;
    б) вирионы;
    в) эмбрионы;
    г) гаметы.

  1. Капсид – это:
    а) цитоплазма вируса;
    б) ДНК вируса;
    в) оболочка вируса;
    г) ферменты вируса.
  2. Установите соответствие между признаком объекта и формой жизни, для которой он характерен.

    ФОРМА ЖИЗНИ:                                              ПРИЗНАК ОБЪЕКТА:

    1) неклеточная (вирусы)                                      А) наличие рибосом
    2) клеточная (бактерии)                                       Б) отсутствие плазматической мембраны              
                                                                                   В) не имеют собственного обмена веществ
                                                                                   Г) большинство гетеротрофы
                                                                                   Д) размножение только в клетках хозяина
                                                                                   Е) размножение делением клетки


ОТВЕТЫ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

1

2

10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии для 10 класса по теме: "Неклеточные формы жизни - вирусы"

Разработка содержит подробное описание хода урока и презентацию...

Урок в 10 классе по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы" (конспект урока + презентация)

Представлен конспект урока в 10 классе с презентацией  по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"!. Рассмотрены особенности строения и размножения вирусов, представлена их классификация....

Разработка урока биологии в 10 классе по теме: «Неклеточная форма жизни: вирусы».

Разработка урока биологии в 10 классе по теме: «Неклеточная форма жизни: вирусы». Цели урока: создать условия, способствующие формированию следующих компетенций:Учебно-познавате...

Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме "Неклеточные формы жизни: вирусы"

Технологическая карта урока "Неклеточные формы жизни: вирусы" соответствует требованиям ФГОС второго поколения и реализует системно-деятельностный подход...

Конспект открытого урока биологии в 10 классе по теме «Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Муниципальное общеобразовательное учреждениеКаменно-Бродская средняя общеобразовательная школа муниципального района Челно-Вершинский Самарской области    Конспект открытого у...

Урок биологии в 9 классе на тему: "Вирусы-неклеточные формы жизни".

Эпиграф: "Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию"      Я.А. КоменскийТип урока: изучение нового материала.Мет...