Рабочая программа по биологии, 8 класс.
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
В программе предусмотрены 14 часов на модуль «Биологический эксперимент», что и несколько отличает данный документ по количеству часов, выделенных на изучение тем, от авторской программы. Занятия, относящиеся к модулю, в программе выделены жирным шрифтом. Согласно действующему Базисному учебному плану для 8 класса изучение курса рассчитано на 68 - часовую программу обучения в объеме 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_8_klass_uchitel_shevtsova_s.t.docx | 72.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Калачеевская средняя общеобразовательная школа №1
«Согласовано» Руководитель ШМО
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ Калачеевская СОШ № 1
| «Утверждаю» Директор МОУ Калачеевская СОШ № 1 . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии, параллель 8 классов
Шевцова Светлана Тихоновна
учитель биологии, ВКК
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от « 31 » августа 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, созданной под руководством В. В. Пасечника, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Например, изучение нервной и эндокринной системы перенесено после темы «Общий обзор строения организма», так как эти системы регулируют работу всех систем органов, поэтому считаю такую последовательность в изучении более целесообразной. В программе предусмотрены 14 часов на модуль «Биологический эксперимент», что и несколько отличает данный документ по количеству часов, выделенных на изучение тем, от авторской программы. Занятия, относящиеся к модулю, в программе выделены жирным шрифтом.
Согласно действующему Базисному учебному плану для 8 класса изучение курса рассчитано на 68 - часовую программу обучения в объеме 2 часа в неделю.
Цель курса: сформировать представление о строении и жизнедеятельности организма человека, особенности его биологической природы и социальной сущности.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
В 8-м классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Результаты изучения курса «Биология.Человек» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Система уроков ориентирована на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на использование:
учебника – Пасечник В.В.. Биология. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организации/ В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов; под ред. В.В. Пасечника. – 3 –е изд. – М.: Просвещение, 2015 - 256
методического пособия для учителя - Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки. – М.: ВАКО, 2005. – 416с.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения биологии учащиеся должны
знать/понимать/ уметь:
Раздел «Введение».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— методы наук, изучающих человека;
— основные этапы развития наук, изучающих человека.
Учащиеся должны уметь:
— выделять специфические особенности человека как биосоциального существа.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником и дополнительной литературой.
Раздел «Происхождение человека».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны узнать:
— место человека в систематике;
— основные этапы эволюции человека;
— человеческие расы.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять место и роль человека в природе;
— определять черты сходства и различия человека и животных;
— доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
— устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас.
Раздел Строение организма
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— общее строение организма человека;
— строение тканей организма человека;
— рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;
— наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;
— выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение нервной системы;
— соматический и вегетативный отделы нервной системы;
— железы внешней, внутренней и смешанной секреции;
— взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;
— объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов;
— выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы;
— устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе
Учащиеся должны уметь:
— классифицировать железы в организме человека;
— устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.
Раздел « Опора и движение»
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение скелета и мышц, их функции.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять особенности строения скелета человека;
— распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов;
— оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— устанавливать причинно-следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника.
Раздел «Внутренняя среда организма».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— компоненты внутренней среды организма человека;
— защитные барьеры организма;
— правила переливание крови.
Учащиеся должны уметь:
— выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями;
— проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;
— выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями.
Раздел «Кровообращение и лимфообращение».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;
— о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем;
— выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам;
— измерять пульс и кровяное давление.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов.
Раздел «Дыхание».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и функции органов дыхания;
— механизмы вдоха и выдоха;
— нервную и гуморальную регуляцию дыхания.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;
— оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов.
Раздел «Пищеварение».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и функции пищеварительной системы;
— пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ;
— правила предупреждения желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения;
— приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел «Обмен веществ и энергии»
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ;
— роль ферментов в обмене веществ;
— классификацию витаминов;
— нормы и режим питания.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека;
— объяснять роль витаминов в организме человека;
— приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— классифицировать витамины.
Раздел «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— наружные покровы тела человека;
— строение и функция кожи;
— органы мочевыделительной системы, их строение и функции;
— заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;
— оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов..
Раздел «Анализаторы. Органы чувств».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— анализаторы и органы чувств, их значение.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должна уметь:
— устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией;
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности;
— особенности высшей нервной деятельности человека.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные особенности поведения и психики человека;
— объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;
— характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— классифицировать типы и виды памяти.
Раздел «Размножение и развитие человека».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— жизненные циклы организмов;
— мужскую и женскую половые системы;
— наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем, а также меры их профилактики.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки органов размножения человека;
— объяснять вредное влияния никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;
— приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— приводить доказательства (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— следить за соблюдением правил поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;
— признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— осознавать значение семьи в жизни человека и общества;
— принимать ценности семейной жизни;
— уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;
— понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Оценка качества знаний, умений, навыков.
1. Контроль выполнения домашних заданий.
2. Организация лабораторно- практических работ учащихся и контроль их выполнения.
3. Проведение тестовых работ по темам курса.
Средства и формы контроля.
Литература.
1. Дудкина О. П. Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания /авт.-сост. О.П. Дудкина. – Волгоград: Учитель. 2011. – 255с.
2.Мулловская Е.В. Контрольно-измерительные материалы. Биология: 8 класс / Сост. Е.В. Мулловская. – М.: ВАКО, 2012. – 112с.
Формы контроля.
Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная: устный опрос, биологический диктант, тестовые задания, краткая самостоятельная работа, письменная проверочная работа, лабораторная работа, экскурсия, устный зачет по изученной теме, нетрадиционные формы контроля – кроссворды, викторины, шарады, головоломки.
План-график контрольных уроков.
Четверть Формы контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год |
количество | |||||
Лабораторная работа | |||||
Практическая работа | |||||
Тестирование |
3. Содержание учебного курса
Название темы | Кол-во часов | Содержание по темам | Основные виды деятельности учащихся |
Введение. | 1 | Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. | Знать цели и задачи курса, место предмета в системе естественных наук, методы исследования в биологии. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии. |
Происхождение человека | 3. | Происхождение человека. Систематическое положение человека. Доказательства животного происхождения человека. Влияние биологических и социальных факторов. Человеческие расы. Человек как вид. | Знать этапы эволюции человека. Объяснять место и роль человека в природе. Приводить доказательства (аргументация) родства человека с млекопитающими животными, взаимосвязи человека и окружающей среды. |
Общий обзор организма человека | 4 | Уровни организации. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Органы и системы органов. | Знать строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов; методы изучения организма человека. Сравнивать клетки, ткани, органы организма человека, делать выводы на основе сравнения. Различать на таблицах органы и системы органов человека. Наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах. |
Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности | 7 | Регуляция функций в организме. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Нервная система человека Значение нервной системы. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие. Железы внутренней секреции (эндокринная система). Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. | Выделять существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма. Различать на таблицах и муляжах органы нервной и эндокринной систем. Знать механизмы действия гормонов на клетки, нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение. |
Опора и движение. | 7 | Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | Выделять существенные признаки опорно-двигательной системы человека. Выявлять влияние физических упражнений на развитие скелета и мускулатуры; взаимосвязи между строением и функциями клеток, тканей и органов опорно-двигательной системы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия. На основе наблюдения определять гармоничность физического развития, нарушения осанки и наличие плоскостопия. Осваивать приемы оказания первой помощи при травмах. |
Внутренняя среда организма. Кровообращение и лимфообращение | 3 5 | Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Иммунитет. Иммунная система. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей. Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. | Внутренняя среда организма, значение ее постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Состав и функции крови. Группы крови. Лимфа. Выделять существенные признаки транспорта веществ в организме; процессов свертывания и переливания крови, иммунитета, вакцинации и действия лечебных сывороток. Выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови органов и их функциями. Наблюдать и описывать клетки крови на готовых микропрепаратах. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Различать на таблицах органы кровеносной и лимфатической системы. Осваивать приемы измерения пульса, кровяного давления, оказания первой помощи при кровотечениях. |
Дыхание | 5. | Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм | Выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Сравнивать газообмен в легких и тканях, делать выводы на основе сравнения. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики легочных заболеваний, борьбы с табакокурением. Различать на таблицах органы дыхательной системы. Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять ее в виде рефератов, докладов. Осваивать приемы определения жизненной емкости легких; профилактики простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. |
Питание | 5. | Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. | Выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения. Различать на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы. |
Обмен веществ и превращение энергии. | 6 | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи. | Выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений обмена веществ в организме и развития авитаминозов. |
Выделение продуктов обмена | 2 | Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение. | Выделять существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Различать на таблицах органы мочевыделительной системы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы. |
Покровы тела человека | 3 | Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. | Выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции. Приводить доказательства (аргументация) необходимости закаливания организма, ухода за кожей, волосами, ногтями. Осваивать приемы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах. |
Анализаторы. | 4 | Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов. | Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств, анализаторов. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения и слуха. |
Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. | 6 | Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Роль речи в развитии высших психических функций. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления. | Выделять существенные особенности поведения и психики человека. |
Размножение и развитие человека. | 4. | Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика. Развитие ребёнка после рождения. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути. | Выделять существенные признаки воспроизведения и развития организма человека. Объяснять механизмы проявления наследственных заболеваний у человека. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем; ВИЧ-инфекции; медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека. Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о СПИДе и ВИЧ-инфекции, оформлять ее в виде рефератов, устных сообщений. |
Человек и окружающая среда | 2 | Влияние биологических и социальных факторов среды | Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды. |
Заключение | 1 | Обобщение и систематизация знаний учащихся по курсу. | Использовать ранее полученные знания, обобщать, анализировать, строить обобщающие таблицы, схемы, работать с разными источниками информации, выполнять задания разного уровня. |
4. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
8 класс (68 часов, 2 раза в неделю).
№ п\п | Тема раздела учебных занятий | Кол-во часов | № урока | Тема учебного занятия | Виды деятельности. | Дата |
1. | Введение. | 1. | 1. | Науки о человеке. Здоровье и его охрана Становление наук о человеке | 02.09. | |
2 | Происхождение человека | 3 | 2. | Систематическое положение человека Историческое прошлое людей | 07.09 | |
3. | Расы человека. Среда обитания | 09.09 | ||||
4 | Происхождение человека | 14.09 | ||||
3. | Общий обзор организма | 4 | 5 | Общий обзор организма человека | 16.09 | |
6 | Клеточное строение организма | 21.09 | ||||
7 | «Изучение микроскопического строения тканей организма человека | Лабораторная работа | 23.09 | |||
8 | Нервная ткань. Рефлекторная регуляция | Лабораторная работа «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения» Лабораторная работа «Коленный рефлекс | 28.09 | |||
4 | «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности» | 7 | 9 | Значение нервной системы | 30.09 | |
10 | Строение нервной системы. Спинной мозг | 5.10 | ||||
11 | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка | Лабораторная работа №4 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга» | 07.10 | |||
12 | Функции переднего мозга | 12.10 | ||||
13 | Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы Роль эндокринной регуляции | 14.10 | ||||
14 | Функция желез внутренней секреции | 19.10 | ||||
15 | Обобщающий урок по темам: «Нервная и эндокринная системы» | 21.10 | ||||
5 | Опора и движение | 7 | 16 | Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей | 26.10 | |
17 | Скелет человека. Соединение костей | 28.10 | ||||
18 | Скелет человека. | 09.11 | ||||
19 | Строение и функции скелетных мышц | Лабораторная работа Мышцы человеческого тела». | 11.11 | |||
20 | Влияние статической и динамической работы на утомление мышц | Лабораторная работа | 16.11 | |||
21 | «Выявление нарушений осанки» «Выявление плоскостопия» | Лабораторная работа | 18.11 | |||
22 | Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. | Урок-практикум | 23.11 | |||
6 | Внутренняя среда организма | 3 | 23 | Состав внутренней среды организма и ее функции | 25.11 | |
24 | Состав крови. Постоянство внутренней среды | 30.11 | ||||
25 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет | 02.12 | ||||
7 | Кровообращение и лимфообращение | 5 | 26 | Органы кровообращения. Строение и работа сердца. | 07.12 | |
27 | Сосудистая система. Лимфообращение | 09.12 | ||||
28 | Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку. | Лабораторная работа | 14.12 | |||
29 | Приемы оказания первой помощи при кровотечениях | Урок-практикум | 16.12 | |||
30 | Обобщающий урок по теме | Разноуровневое тестирование | 21.12 | |||
8 | Дыхание | 5 | 31 | Дыхание и его значение. Органы дыхания. | 23.12 | |
32 | Механизм дыхания. Жизненная емкость легких. | 13.01 | ||||
33 | «Определение частоты дыхания. ЖЕЛ» | Лабораторная работа | 18.01 | |||
34 | «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» «Функциональные пробы с задержкой дыхания при вдохе и выдохе» | Лабораторная работа | 20.01 | |||
35 | Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасение утопающего | Урок-практикум | 25.01 | |||
9 | Питание | 5 | 36 | Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции. | 27.01 | |
37 | Изучение действия ферментов слюны на крахмал. | Лабораторная работа | 01.02 | |||
38 | Пищеварение в желудке и кишечнике | 03.02 | ||||
39 | Всасывание питательных веществ в кровь | 08.02 | ||||
40 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания | Дополнительная литература | 10.02 | |||
10 | Обмен веществ и энергии | 6 | 41 | Пластический и энергетический обмен | 15.02 | |
42 | Ферменты и их роль в организме человека | 17.02 | ||||
43 | Витамины и их роль вв организме человека | 22.02 | ||||
44 | Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ. | 24.02 | ||||
45 | «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена». | Лабораторная работа | 29.02 | |||
46 | Обобщающий урок по теме | Разноуровневое тестирование | 02.03 | |||
11 | Покровные органы. Терморегуляция. Выделение | 5 | 47 | Выделение и его значение. Органы мочевыделения | 07.03 | |
48 | Заболевания органов мочевыделения | 09.03 | ||||
49 | Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. | 14.03 | ||||
50 | Гигиена кожных покровов. | 16.03 | ||||
51 | Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях. | Урок практикум | 28.03 | |||
12 | Анализаторы. Органы чувств | 4 | 52 | Зрительный анализатор | 30.03 | |
53 | Слуховой анализатор | 04.04 | ||||
54 | Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. | 06.04 | ||||
55 | Вкусовой и обонятельный анализатор | 11.04 | ||||
13 | Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика | 6 | 56 | ВНД. Рефлексы | 13.04 | |
57 | Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления | Лабораторная работа | 18.04 | |||
58 | Память и обучение | 20.04 | ||||
59 | Врожденное и приобретенное поведение | 25.04 | ||||
60 | Сон и бодрствование | 27.04 | ||||
61 | Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов. | Лабораторная работа | 02.05 | |||
14 | Размножение и развитие человека | 4 | 62 | Особенности размножения человека | 04.05 | |
63 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды | 09.05 | ||||
64 | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем | 11.05 | ||||
65 | Рост и развитие ребенка после рождения. | 16.05 | ||||
15 | Человек и окружающая среда | 1 | 66 | Социальная и природная среда человека. | 18.05 | |
16 | Заключение | 1 | 67 -68 | Обобщение знаний по курсу | Разноуровневое тестирование | 23.05 25.05 |
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- УМК для учителя
1. Пальдяева. Г.М. Биология 5 - 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под
руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010. – 92с.
2. Чередниченко И.П.. Оданович М.В. Рабочие программы по биологии (по программам Н.И Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н.
Пономаревой). – М.: Глобус, 2009. – 464с.
3. Оданович М.В., Старикова Н.И., Гаджиева Е.М., Щелчкова Е.Ю. 5-11 классы: развернутое тематическое планирование. УМК «Линия жизни»
под редакцией В.В. Пасечника /авт.-сост. М.В. Оданович и др. – Волгоград: Учитель, 2011.- 168с.
4. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.. Биология. Человек 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 2007. –
332 с.
5. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки. – М.: ВАКО, 2005. – 416с.
Дополнительная литература для учителя:
1. Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии в вопросах и ответах. 8-11 классы. –
Волгоград: Учитель. 2007. – 138с.
2. Дудкина О. П. Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания. – Волгоград: Учитель. 2011. – 255с.
3. Лернер Г. И. ГИА 2011. Биология: сборник заданий: 9 класс- М.: Эксимо, 2011. – 240с.
4. Панфилова Л.А. Хрестоматия по биологии. Человек. – Саратов: Лицей, 2005. – 176с.
5. Попова Л. А. Открытые уроки: Природоведение. Биология: 5 – 8 классы. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2010. – 192с.
Интернет-ресурсы:
1. http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября».
2. www.bio.nature.ru - научные новости биологии.
3. www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.
4. www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
5. www. school-collection.edu.ru – Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.
УМК для учащихся:
1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.. Биология. Человек 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 2007. –
332 с.
2. Бодрова Н.Ф. Рабочая тетрадь по биологии. «Человек и его здоровье». 8 класс. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...