Методическая разработка урока по биологии для 7 с(к) класса
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Торгова Надежда Вячеславовна

Урок разработан в соответствии с положением об организации индивидуального обучения детей с ОВЗ. Использованы: 1. Программы специальных (коррекционных) образовательных  учреждений 8 вида. 5-9 кл. / Под редакцией Воронковой В.В. 2. Биология. Растени.Бактерии. Грибы. 7 класс. З.А. Клепинина. Учебник для специальных (коррекционных) обр. учреждений 8 вида. М.: Просвещение. 2009.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon listopad.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сосновская средняя школа №1»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по биологии в 7 с(к) классе

составитель:

Торгова Надежда Вячеславовна, учитель начальных классов

1 квалификационной категории

п. Сосновское

2015

2.Аннотация.

 Урок разработан в соответствии с адаптированной рабочей программой по биологии и положением об организации индивидуального обучения на дому детей с особыми образовательными потребностями.

   Использованы:

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 5-9 класс /Под редакцией В.В.Воронковой

-М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2011 сб. 1-232 с.

  • Биология. Растения. Бактерии. Грибы.  7 класс. З.А. Клепинина. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида

 М.: Просвещение, 2009;

Предмет: Биология, урок изучения, закрепления и обобщения полученных знаний.

Раздел: « Лист», 4-й урок

Продолжительность:  40 минут

Класс: 7 класс

Технологии: информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие,

Форма организации учебной деятельности:  индивидуальная.
Формой контроля за усвоением материала служат ответы учащегося во время беседы, озвучивание результатов викторины.

 Методы обучения:
• словесные (при формировании теоретических знаний);
• практические (при выборе листьев);
• наглядные (ИКТ – для развития наблюдательности, повышения внимания и лучшего запоминания материала)

 Методы (по характеру познавательной деятельности):

 объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

3.Уровень образования школьников: 7 класс специальной (коррекционной) школы 8 вида.

4.Форма учебной работы: классно-урочная

 Тема урока: Листопад и его значение.

Тип урока: урок изучения, закрепления и обобщения полученных знаний.

Вид урока: комбинированный.

Цель урока: формирование представления о процессе листопада.

Задачи:

- обучающие: создать условия для  осмысления и запоминания знаний о причинах листопада и его значении для растений;

формировать представления о роли  листьев;
- коррекционно-развивающие:  развивать связную устную  речь,  мелкую моторику, содействовать развитию умений анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы;
- воспитательные: прививать интерес к предмету; любовь к окружающему миру.

Навыки и умения, отрабатываемые на уроке:

- умение распознавать листья деревьев;

- умение самостоятельно работать с учебником и находить нужную информацию.

Формируемые понятия:

 -Листопад.

Дидактические средства и материалы:

-ПК

-Презентация «Листопад»

-Видеоклип «Осень».

-Биология. Растения. Бактерии. Грибы.  7 класс. З.А. Клепинина. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида  М.: Просвещение, 2009;

-Листья деревьев и набор картинок (можно использовать заранее вырезанные и раскрашенные листья или высушенные листья, собранные во время экскурсии)

Ход урока.

1.Организационный момент.

Настрой на урок, проверка готовности.

Всё на месте, всё в порядке.

Мы начнём урок с зарядки.

Кружат в танце, словно листья.

Наши пальчики и кисти

(Выполняются упражнения для развития мелкой моторики).

2. Повторение изученного. Актуализация знаний.

А) - На прошлом уроке мы говорили о том, какую роль играет лист в жизни растения.

-Какие два процесса происходят в листьях растений? Питание и дыхание.

-Сравните процесс дыхания листа  и питания (с использованием таблицы, учебник с. 67)

Дополните  вывод:

В листьях растений происходят два процесса: ____(дыхание) и  ____(питание).

Эти процессы______(противоположны) друг другу.  (с.67)

Б) (В условиях класса задание выполняется на доске)

-На столе лежат четыре картинки. На них изображены деревья.

-Какие это деревья?  

-Это лиственные деревья: клён, рябина, берёза и дуб.

-Соотнесите название и картинку каждого дерева.

-С какого дерева упали эти листья? Каждый лист прикрепляется на своё дерево.

- У каких деревьев листья простые? Простые листья у берёзы, клёна и дуба.

-Какие листья у рябины? Почему? У рябины листья сложные, на одном черешке несколько листовых пластинок.

В) Учитель поднимает картинку, и листья падают.

-Что произошло? Листья упали. Листья  падают.

3. Постановка цели и задач урока. 

-Сегодня мы поговорим о том, почему осенью с деревьев падают листья.

Тема урока: Листопад и его значение. (слайд 1)

Запись числа и темы урока в тетради.

4. Объяснение нового материала.

Словарная работа.(слайд 2)

-Как образовалось слово «листопад»? Сложное слово получилось при сложении двух основ. Лист, падать - листопад.

-Листопад - биологический процесс сбрасывания листвы растениями. (слайд 3)

-Внимательно рассмотрите иллюстрацию  (слайд 4) Какое время года здесь изображено? -Почему вы так считаете? Назовите приметы осени. ( Ответы).

-А листопад, это тоже примета осени? Да.

-Всё лето листья помогали растению дышать и питаться, а осенью, когда изменились погодные условия, посмотрите, что происходит с листьями (слайд 5)

Не могут деревья без листьев расти,

Им нужно дышать и питаться.

Но осень приходит. Зима впереди.

С листочками надо расстаться.

Лист цвет изменил – не хватает тепла

И света ему не хватает.

И даже вода, что к листочку текла,

Теперь по утрам замерзает.

От вредных веществ задыхается он

И тихо ложится на землю.

Теперь листопад говорит нам о том,

Что деревья осенние дремлют.

Без листьев деревья всю зиму проспят.

Они сберегут свои силы

На то, чтоб весною из почки опять

Листочку раскрыться хватило.

(автор- Торгова.Н.В.)

-А сейчас вместе с осенью прогуляемся по осенним лесам да паркам и сделаем для себя выводы.

Физкультминутка  (Движения под музыку: ходьба на месте, движения руками, приставные шаги.) Видеоклип «Осень».

4. Закрепление изученного.

 А)- Мы видим, что условия для жизни растения изменились.

 Внимательно прочитайте текст и назовите неблагоприятные условия жизни растения. (Работа с учебником (с. 68-69) Листопад и его значение.)

Неблагоприятными условиями являются: сильная жара, холод, накопление вредных веществ в растении. (слайд 6)

Б) Викторина «Дополни ответ». (Можно использовать карточки для тех, кто познакомился с текстом учебника раньше других)

-Если лист получает меньше тепла и света, хлорофилл разрушается, а лист становится_______(жёлтым, красным, оранжевым)

-Летом растение активно дышит, питается, а в листьях накапливаются_________(вредные вещества)

- Корни не  всасывают  холодную воду, а через листья вода  ________(испаряется).

-Если листья ещё не опали, а снег уже выпал, то дерево может _______(сломаться)

-Листопад-это биологический процесс ______________________(сбрасывания листьев растениями)

5. Закрепление и обобщение полученных знаний по теме «Лист».

-На этом уроке мы заканчиваем изучение темы «Лист». Ответьте  на вопросы по теме. (карточка) (В условиях класса можно по очереди задать вопросы соседу)

1. Что является общим для всех листьев? (Листовая пластинка, черешок, жилки)

2. Что выделяют листья растений на свету? ( Кислород)

3. Как называются растения, которые не сбрасывают листья? (Вечнозелёные растения)

4.Как называется зелёное вещество в листе? (Хлорофилл)

5. Когда начинается листопад в нашей местности?  (Осенью, в сентябре)

-Какое значение для растений имеет листопад?

5.Подведение итогов урока.

-Сегодня на уроке мы выяснили причины листопада и его значение.

Вывод (слайд 7)

- Листопад защищает растения от неблагоприятных условий жизни, то есть от жары, холода, накопленных вредных веществ. Предотвращает поломку деревьев и кустарников.

-Листопад- это биологический процесс  сбрасывания листвы  растениями.

  • Задание на дом: с.70.
  •     Рефлексия  (Cлайд 8)  
  • Комментирование оценок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по биологии по теме "Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся"

Тема: Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся. Тип урока: обобщающийФорма проведения: игровая (разноуровневое обучение, работа вгруппах, обучение в сотрудничестве)...

Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической  разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....

Методическая разработка урока по биологии на тему "Класс млекопитающие, или Звери " 7 класс

Урок с использованием технологии проблемного обучения и РКМ...

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека»

Методическая разработка  (Технологическая карта)  урока по биологии в 5 классе  Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека» (ФГОС) Урок разработан в  технологии развития критическ...

Методическая разработка урока по биологии «Селекция растений». (9 класс)

Методическая разработка урока по биологии «Селекция растений». (9 класс)...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...

Методическая разработка урока по биологии "Грибы-гетеротрофы" 5 класс

Разработка урока по биологии "Грибы-гетеротрофы" 5 класс...