Конспект «открытого» урока в 5 классе. Тема: «Строение клетки»
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
По основной дидактической цели: урок открытия новых знаний.
Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka_bio_5.stroenie_kletki.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект «открытого» урока в 5 классе.
Учитель: Агапчева Раиса Емельяновна
Место проведения урока: ГБОУ ООШ с..Заволжье м.р. Приволжский Самарской области,
Место в учебном плане: 7-ой урок в учебном плане, 2-ый урок в теме «Клеточное строение организмов»
Уровень: районный
Дата проведения: 25 октября 2016 года
Тема: «Строение клетки»
Тип урока | По основной дидактической цели: урок открытия новых знаний. По основному методу обучения: проблемно-поисковый. |
Цель и задачи урока | Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки. Задачи: 1.Образовательные: сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре, вакуолях; продолжить формирование умения работать с микроскопом; научить учащихся готовить микропрепарат кожицы лука, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематически изображать строение клетки. 2.Развивающие: развивать умения самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли; развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации; развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы. 3.Воспитательные: формировать у учащихся интерес к изучению биологии; развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней; продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения. |
Основные понятия урока | Основные понятия урока: цитология, клетка, органоиды клетки, клеточная оболочка, клеточная мембрана, поры, цитоплазма, ядро, вакуоли, клеточный сок, пигменты. |
Межпредметные связи | Русский язык, литература, история, изобразительное искусство. |
Формы и методы обучения | Формы: фронтальная-Ф индивидуальная-И парная-П Методы: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация таблиц, слайдов); практические (составление схем, поиск информаци из разных источников, работа с микроскопом), дедуктивные (анализ, обобщение) |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: - иметь начальное представление о строении клетки; -приобрести навык готовить микропрепарат кожицы лука; - уметь рассмотреть его в микроскоп и схематически изобразить строение клетки в тетради. Метапредметные: - регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; -продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки. - коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи; - познавательные: - работать с разными источниками информации, анализировать её; -развивать навыки самостоятельного приобретения знаний; - развивать умения выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления её результатов; -сравнивать и выделять признаки; - объяснять значение новых терминов. Личностные: – сформировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. |
УУД | Личностные – смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие, контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения. Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера. |
Информационно - технологические ресурсы | Оборудование: Ноутбук учителя Ноутбуки для учащихся(3 шт) Учебные пособия: Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения.: Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2012. ( Учебник соответствует ФГОС) Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Рабочая тетрадь для 5 класса– М.: Дрофа, 2012. ЭОР (Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Электронное приложение. – М.: Дрофа,2013). Презентация. Таблица «Строение клетки». Микролаборатория (микроскоп световой -6 шт, лук – репка, предметные и покровные стёклышки- по 6 шт, препаровальные иглы-6 шт,пинцеты-6 шт, р-р иода), Карточки с заданиями. Листы само- и взаимооценки. |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
№ | Этапы урока | ИспользуемыеЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Мотивационно-ориентировочный этап Цель: Мотивировать обучающихся к изучению темы. | ||||
1 | Орг. момент | Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! | ||
2 | Актуализация | Сегодня на уроке нам потребуются ваши активность и способности. Нам предстоит изучить интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. | Вспоминают, что им уже известно по данной теме, высказываются. | |
Целеполагание | слайды | Форма работы-Ф 1.Подводит учащихся к формированию темы и цели урока. Теперь прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем?
«Загляните на часок Какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей) Итак, тема нашего урока «Строение клетки». Теперь давайте попробуем определить цель нашего урока (версии детей) Итак, цель нашего урока: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки. Теперь определим средства достижения цели (залачи )нашего урока (версии детей) Итак, задачи нашего урока: сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре, вакуолях; продолжить формирование умения работать с микроскопом; научиться готовить микропрепарат кожицы лука, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематически изображать строение клетки. Форма работы-Ф .-Перед вами находятся индивидуальные листы оценивания по этапам урока Свою работу вы оцениваете по нескольким параметрам: работа в паре, индивидуальная работа, проверка знаний по теме. По итогам своей работы вы оцениваете себя, выводя средний балл. | Формулируют тему, цель урока и средства достижения цели. | |
Учебно-познавательный этап. Изучение нового материала. Цель: изучить строение клетки, выявить строение и функции органоидов клетки; Научиться представлять результат своей деятельности, подводить итоги. | ||||
3 | Активизация опорных знаний | С помощью чего мы сможем узнать строение клетки? (с помощью микроскопа) Давайте с вами вспомним строение микроскопа (дети показывают на объекте) Каковы правила работе с микроскопом? (ответы детей) | ||
4 | Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом» | слайды | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. (Объяснение учителя и демонстрация последовательности действий в приготовлении микропрепарата) Техника безопасности. Работа выполняется по инструктивной карточке на странице 36 учебника и оформляется в рабочей тетради – задание 25 А вот теперь вы превращаетесь в маленьких исследователей. Сегодня на уроке мы рассмотрим под микроскопом препарат кожицы лука, который мы приготовим сами. Сначала мы ознакомимся со схемой приготовления микропрепарата ( план выполнения лабораторной работы-в учебнике.стр 36) | Уч-ся отрабатывают последовательность приготовления микропрепарата, выполняют работу, оформляют работу в тетради. Тема: «Приготовление препарата кожицы чешуи лука. Изучение строения клетки» Цель: приготовить микро- препарат кожицы чешуи лука. Выявить клеточное строение кожицы лука. Изучить строение клетки. Вывод: кожица лука имеет клеточное строение. Основные органоиды клетки: оболочка, ядро, цитоплазма, вакуоли. |
Физкультминутка | «Отдых наш - физкультминутка, | Выполняют соответствующие движения. | ||
5 | Работа в парах.
| 1.Работа с учебником. Задание №1 Используя текст и рисунки учебника, стр 34-35,таблицу на доске, подготовить выступление в паре: по строению и функциям (значение) оболочки и мембраны клетки. Задание №2 Используя текст и рисунки учебника, стр 35-36, таблицу на доске, подготовить выступление в паре: по строению и функциям (значение) цитоплазмы и ядра клетки. Задание №3 Используя текст и рисунки учебника, стр. 36, таблицу на доске, подготовить выступление в паре: по строению и функциям (значение) вакуолей клетки. 2. Мини-спектакль «Портрет клетки». I. Оболочка: «Я – оболочка – клетки граница. Ее защищаю – врагу не пробиться! И форму клетки сохраняю И некоторые вещества пускаю. Пусть клетка дышит, питается прочно, А главной частью зовут меня точно!» II. Цитоплазма: «Всю жизнь в движении провожу. Все сообщаю, все покажу. И медленно мое движение. Люблю ведь я веществ круженье. И вязкая, бесцветна. Для глаз я незаметная!» III. Ядро: «Правитель мудрый, справедливый Хозяин в доме и слуга. Я регулирую движенье, Процессы роста, синтеза. Храню секреты информаций, Но передать ее готов Своим потомкам и тебе Не ради прихоти и славы, А ради жизни на Земле» IV. Вакуоль: «Я – вакуоль, что значит пустота! Но собираю сок я в клетке. И по характеру сама я доброта- ведь много витаминов несу вам, детки. И если в клетке я одна – Значит, выросла она!» Вывод: должны оценить и вынести свое решение, какая часть клетки самая важная и почему. Все в клетке взаимосвязано. Она работает, как единое целое | 1. Работают с разными источниками информации. 2. Устанавливают соответствие между текстом и наглядностью. 3. Изучают материал, анализируют информацию, делают записи в тетрадях. 4.Готовят отчет работы группы: запись на доске терминов, показ по таблице и рассказ о строении и функциях | |
6 | Информация учителя | слайд | " Живая природа - гениальный конструктор, инженер, технолог, великий зодчий и строитель". Литинецкий И.Б. Клетка – основная часть организма. Клетки имеют сложное строение. Клетка является универсальной единицей жизни. Клетку изучает наука цитология.citos- клетка, logos- наука. Клетки могли быть открыты только после изобретения микроскопа. В основе жизни, в основе всех живых организмов лежат клетки. Можно сказать, что жизнь на Земле имеет клеточное строение. Вот почему так важно узнать, как устроены клетки. Клетка - это элементарная (наименьшая и простейшая) единица жизни. Самым гениальным изобретением природы является живая клетка. Ведь именно в этой микроскопической сконцентрирована информация обо всех свойствах будущего или уже живущего организма. | |
Этап оценочной деятельности Цель: установить степень усвоения темы «Строение клетки» | ||||
7 | Диагностика качества знаний | слайд | Форма работы-И 1.Тестирование. Тест по теме: «Строение клетки» Тест по теме "Строение клетки". Из 4 вариантов ответа нужно выбрать один верный. Какой учёный открыл существование клеток живых организмов? Антони ван Левенгук Роберт Гук Роберт Броун Карл Линней Какую роль в клетке выполняет ядро? Избирательное поступление в клетку веществ из окружающей среды Хранение и реализация наследственной информации Фотосинтез Выделение отработанных веществ из клетки В состав какого органоида растительной клетки входит целлюлоза? Ядро Пластиды Клеточная мембрана Клеточная оболочка Какая часть клетки содержит клеточный сок? Цитоплазма Пластиды Вакуоли Клеточная оболочка Основная наследственная информация в клетке располагается в А) Цитоплазме Б) Клеточной оболочке В) Ядре Г) Пластидах 2.Интерактивные задания (работа в парах) Интерактивное задание №1 «Строение клетки» (работа в паре) Интерактивное задание №2 «Последовательность приготовления микропрепарата кожицы чешуи лука» (работа в паре) Интерактивное задание №3 «Соответствие клеток» (работа в паре) | |
Этап рефлексивной деятельности Цель: научить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результаты своей деятельности. | ||||
Рефлексия | слайд | Форма работы-И Учитель обращает внимание учащихся на задачи урока:
Как вы оцениваете свою работу? Отметьте в ваших листах самооценки. 1.Я работал активно/ пассивно. 2. Своей работой я доволен/ не доволен. 3. Урок для меня показался интересным/ скучным. 4. Материал урока мне был понятен/ не понятен; 5. Материал урока я усвоил / не усвоил. Самоанализ. Рекомендует обсудить в группе участие каждого ученика и оценить его деятельность. Самооценка. Выставление оценок в индивидуальных листах оценивания: 1.За лабораторную работу--- 2.За работу в паре (с учебником)--- 3.За проверочную работу(тест)--- 4.За интерактивное задание--- 5.За индивидуальную работу--- | 1. Делают выводы, что нового узнали о клетке. 2 Анализируют и оценивают свою деятельность. | |
8 | Подведение итогов урока | слайд | Стихотворение «Клетки» «Клетка - жизни всей основа! Повторять мы будем снова! Только есть одна беда: Не удастся никогда Нам увидеть клетку глазом. А хотелось бы всё сразу Рассмотреть и разобрать, Клетку перерисовать! Ведь из клетки состоят: Морж, медведь, петух и кит. Дуб, сосна, собака, кошка, Да и гриб на тонкой ножке! Многоклеточные мы: И поэтому должны Клетки мышц мы упражнять, Клетки мозга развивать. Обеспечат эти клетки Нам хорошие отметки!» | Запись дом.зад. в дневниках |
Домашнее задание | слайд | Комментирует Д/з: §7 до стр.37, вопросы 1-3 стр. 38(у) Творческий уровень: создать макет клетки или сочинить сказку про клетку (по выбору учащихся). | Запись дом.зад. в дневниках |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по теме: «Строение газообразных, жидких и твёрдых тел».
Конспект открытого урока по теме: «Строение газообразных, жидких и твёрдых тел»....
Конспект открытого урока по теме: «Строение газообразных, жидких и твёрдых тел».
Конспект открытого урокапо теме: «Строение газообразных, жидких и твёрдых тел»....
План-конспект открытого урока по биологии с использованием ИКТ в 10 классе по теме: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»
Конспект содержит биологический диктант по пройденой теме, изучение нового материала с использованием кратких выступлений учащихся, являющихся дополнением к материалу по новой теме, небольшой тест, вы...
Конспект открытого урока по теме "Строение цветка"
Конспект урока...
Конспект открытого урока на тему: "Деление клетки", 6 класс
Конспект открытого урока на тему "Деление клетки" в 6 классе по умк Сонин Н.И. "Биология. Живой организм"...
Конспект открытого урока по теме: "Строение и функции органов дыхания."
Тема урока: "Строение и функции органов дыхания."Тип урока: изучение нового материала.Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.Цели урока: Образ...
конспект открытого урока по биологии 5 класс "Строение клетки"
конспект открытого урока по биологии 5 класс "Строение клетки"...