Рабочая программа по биологии для 5 класса к УМК В.В. Пасечника.
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 5 класса к УМК В.В. Пасечника (М.: Дрофа). Рабочая программа составлена с опорой на материал учебника и требования ФГОС. В программу входят пояснительная записка, требования к знаниям и умениям учащихся, тематическое планирование учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_5_klass_fgos.docx | 42.44 КБ |
Предварительный просмотр:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного, системно-деятельностного подходов.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»
Изучение биологии направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
3. Описание места курса «Биология. 5 класс» в учебном плане.
Курс биологии в 5 классе опирается на знания обучающихся, полученные ими при освоении курса «Окружающий мир» в начальной школе.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ №1 на прохождение программного материала отводится 35 часов в год, 1 час в неделю. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом естественно-научного содержания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
4. Планируемые результаты изучения курса «Биология 5 класс»
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
- Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1. - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
5. Содержание учебного предмета
1. Введение 6 часов.
Биология — наука о живой природе, методы исследования в биологии. Биологические науки и объекты их изучения. Значение биологии для развития отраслей народного хозяйства и охраны природы. Методы исследования в биологии. Биосфера – живая оболочка планеты, границы биосферы. Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные, Грибы. Отличительные признаки живого от неживого. Среды обитания живых организмов: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная. Приспособления организмов к обитанию в различных средах. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы.
Практическая работа №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений».
2. Клеточное строение организмов 9 часов.
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Устройство светового микроскопа и правила работы с ним. Клетка. Особенности строения растительной клетки, её части и органоиды. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Пластиды. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Роль химических веществ в клетке. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание). Жизнедеятельность клетки: рост, развитие. Деление клетки. Ткань. Типы тканей растительного организма и их функции.
Лабораторная работа №1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними».
Лабораторная работа №2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом».
Лабораторная работа №3 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи».
Лабораторная работа №4 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».
3. Царство Бактерии. Царство Грибы 7 часов.
Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. Отличия бактериальной клетки от клетки растений. Роль бактерий в природе и жизни человека. Формы бактериальных клеток. Особенности питания и размножения бактерий. Спорообразование. Причины широкого распространения бактерий на планете. Значение бактерий в природе и жизни человека.
Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Отличия клеток грибов от бактериальных клеток и клеток растений. Питание и размножение грибов. Отличительные признаки трубчатых и пластинчатых грибов. Съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Правила сбора грибов. Правила оказания первой доврачебной помощи при отравлении грибами. Роль грибов в природе и жизни человека. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты. Значение паразитических грибов в природе и жизни человека. Методы борьбы с грибами-паразитами.
Лабораторная работа № 5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Лабораторная работа № 6 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей».
4. Царство Растения 12 часов.
Ботаника — наука о растениях. Особенности Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей. Лишайники. Мхи. Папоротники, хвощи, плауны. Голосеменные растения. Покрытосеменные растения. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Охрана биосферы. Охраняемые растения округа, района.
Лабораторная работа № 7 «Изучения строения зеленых одноклеточных водорослей».
Лабораторная работа № 8 «Строение мха (на местных видах)».
Лабораторная работа № 9 « Строение спороносящего хвоща и спороносящего папоротника.
Лабораторная работа № 10 «Строение хвои и шишек хвойных» (на примере местных видов).
Лабораторная работа №11 «Строение цветкового растения».
5. Итоговая контрольная работа 1 час.
6. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ПРАКТИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
№ п. | Наименование разделов и тем | Количество часов на раздел | Контроль- ные работы | Проектные работы (по новым ФГОС) | Лабора-торные |
1. | Введение | 6 | 1 | 1 | |
2. | Глава 1. Клеточное строение организмов. | 9 | 1 | Проект «Загадочная клетка» | 4 |
3. | Глава 2. Глава 2. Бактерии и Грибы. | 7 | 1 | Проект «Плесневые грибы. Строение и размножение» | 2 |
4. | Глава 3. Царство Растения. | 12 | 1 | Проект «Мир комнатных растений» | 5 |
5. | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | ||
Итого: | 35 | 5 | 12 |
7. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ЧЕТВЕРТЯМ
Четверть | Кол-во часов | Кол-во часов и причины опережения или отставания | ||
по программе | по КТП | факт | ||
1 Всего: | 9 | 9 | ||
2 Всего: | 7 | 7 | ||
3 Всего: | 8 | 8 | ||
4 Всего | 11 | 11 | ||
Итого: | 35 | 35 |
9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Класс | Учебники (автор, год издания, издательство) | Методические материалы | Материалы для контроля |
5 | В.В. Пасечник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М: Дрофа, 2015. | 1). В.В. Пасечник Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс» – М: Дрофа, 2015. | 1). В.В. Биология: Диагностические работы к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс»/ - М.: Дрофа, 2015. 2). В.В. пасечник Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс»/ - М.: Дрофа, 2015. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п.п. | Средства | Перечень средств |
1 | Учебно-лабораторное оборудование и приборы | Микролаборатория с препаратами, микроскоп цифровой, видеоокуляр. Учебная и методическая литература. Комплекты таблиц. Наглядные пособия. Модели цветков, аппликации. Гербарии. |
2. | Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся | Информатизированное рабочее место учителя; интерактивная доска; мультимедиа; компьютер и множительная техника; подключение к Интернет и к внутришкольному ресурсному центру |
3. | Цифровые образовательные ресурсы | 1. Цифровые атласы-определители. Растения средней полосы России. Травы и деревья. 2. Слайдовые презентации, созданные учителем и учащимися. http://bio.1september.ru – газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru – научные новости биологии. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования. www.km.ru/education - учебные материалы и словари. |
10. Планируемые результаты изучения курса «Биология. 5 класс»
Ученик научится:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клетки, организмы), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы.
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о живых организмах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
11. ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия (форма обучения) | Дата проведения по факту (подпись, расшифровка подписи) | Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 10 класс ( базовый уровень) ( В.В.Пасечник)
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов В.В. Пасечник. Биоло...
Рабочая программа по биологии 6 класс. Авторы учебника В.В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.М. Пакулова
Рабочая программа по биологии класс. Авторы учебника В.В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.М. Пакулова...
Рабочая программа по биологии 6 класс "Линия жизни" В.В.Пасечник
Рабочая программа по биологии для 6 класса по ФГОС с УУД и планированием.УМК предметной линии учебников «Линия жизни» авторов: Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В...
рабочая программа по биологии 7 класс по ФГОС к УМК Пасечник "Линия Жизни"
рабочая программа по биологии 7 класс по ФГОС к УМК Пасечник "Линия Жизни"...
рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС к УМК Пасечник "Линия Жизни"
рабочая программа по биологии 6 класс по ФГОС к УМК Пасечник "Линия Жизни"...
Рабочая программа по биологии 5 класс по УМК В.В. Пасечник
Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений по биологии для 5 – 9 классов (Сборник программ авт. В.В. Пасечник, В.В. Латюшин. Изд. «Дрофа» - 2017г. н...
Рабочая программа по биологии 6 класс по УМК В.В. Пасечника
Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений по биологии для 5 – 9 классов (Сборник программ авт. В.В. Пасечник, В.В. Латюшин. Изд. «Дрофа» - 2017г. н...