Рабочая программа по биологии 5 класс по УМК В.В. Пасечник
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений по биологии для 5 – 9 классов (Сборник программ авт. В.В. Пасечник, В.В. Латюшин. Изд. «Дрофа» - 2017г. на основе ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г №1897). Используемый учебник В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения», 5 кл. изд. «Дрофа», 2015 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_a_b_g_klass_fgos_potselueva.doc | 250 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района
средняя общеобразовательная школа №1.
«Утверждаю»
Приказ №__________ от _________
Директор МБОУ СОШ №1
Гомонишина Л.Т.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По биологии
Класс 5 «А», «Б», «Г»
Количество часов - 34 часа
Учитель Поцелуева Юлия Викторовна
Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений по биологии для 5 – 9 классов (Сборник программ авт. В.В. Пасечник, В.В. Латюшин. Изд. «Дрофа» - 2017г. на основе ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г №1897)
Используемый учебник В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения», 5 кл.
изд. «Дрофа», 2015 г.
Название предмета – биология. Количество часов на учебный год- 34
Раздел «Содержание учебного предмета».
№ | Наименование тем | Содержание | Перечень лабораторных, практических работ, экскурсий, направления проектной деятельности. | Характеристика основных видов деятельности ученика в рамках изучения темы. |
1 | Введение (7 часов) | Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы биологической науки. Правила работы в кабинете биологии. Правила работы с биологически приборами, инструментами. Отличительные признаки живого. Царства живых организмов. Среды обитания организмов. | Анализ связей организмов со средой обитания. Характеристика влияния деятельности человека на природу. Анализ и сравнение экологических факторов. Соблюдать правила работы с биологически приборами, инструментами в кабинете биологии. | |
2 | Клеточное строение организмов (8 часов) | Устройство увеличительных приборов. Строение клетки. Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. Ткани. | Лабораторная работа №1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними». Лабораторная работа №2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука». | Работа с лупой и микроскопом, изучение устройства микроскопа. Отработка правил работы с микроскопом. Выделение существенных признаков строения клетки. Различение на таблицах и микропрепаратах частей и органоидов клетки. Наблюдение частей и органоидов клетки под микроскопом, описание и схематическое их изображение. Объяснение роли минеральных веществ, воды, органических веществ, входящих в состав клетки. Отработка навыков работы с лабораторным оборудованием. Определение понятия «ткань». Выделение признаков, характерных для различных видов тканей. Отработка умений работы с микроскопом. |
3 | Царство Бактерии (2 часа) | Особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Разнообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. | Выделение существенных признаков бактерий. Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Объяснение роли бактерий в природе и жизни человека. Работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполнение таблиц. Составление сообщения «Многообразие бактерий и их значение в природе и жизни человека» на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы | |
4 | Царство Грибы (6 часов) | Особенности строения и жизнедеятельности грибов. Разнообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека. | Лабораторная работа №3 «Изучение строения плесневых грибов» | Выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности грибов. Объяснение роли грибов в природе и жизни человека. Различение на живых объектах и таблицах съедобных и ядовитых грибов. Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Приготовление микропрепаратов и наблюдение строения мукора и дрожжей под микроскопом. Сравнение увиденного под микроскопом с приведенным в учебнике изображением. Работа с микроскопом, изучение его устройства. Изучение и соблюдение правил работы с микроскопом. Объяснение роли грибов-паразитов в природе и жизни человека. |
5 | Царство Растения (10 часов) | Водоросли, их строение. Роль в природе, использование человеком. Лишайники, строение. Мхи, строение. Роль в природе, хозяйственное значение. Папоротники, строение, многообразие, значение. Семенные растения, особенности строения роль голосеменных в природе, использование человеком. Покрытосеменные, особенности строения, многообразие. Происхождение растений. Этапы развития растительного мира | Лабораторная работа №4 «Изучение строения водорослей». Лабораторная работа №5 «Изучение строения мхов». Лабораторная работа №6 «Изучение строения папоротника». Лабораторная работа №7 «Изучение строения голосеменных растений». Лабораторная работа №8 «Изучение строения покрытосеменных растений». | Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Выделение существенных признаков растений. Выявление на живых объектах и таблицах низших и высших растений, наиболее распространенных растений, опасных для человека растений. Сравнение представителей низших и высших растений. Выявление взаимосвязи между строением растений и их местообитанием. Выделение существенных признаков водорослей. Выполнение лабораторных работ. Объяснение роли водорослей в природе и жизни человека. Выделение существенных признаков высших споровых растений. Сравнение высших споровых и нахождение их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объяснение роли мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека. Выделение существенных признаков голосеменных растений. Описание представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объяснение роли голосеменных в природе и жизни человека. Выделение существенных признаков покрытосеменных растений. |
6 | Обобщение (1 час) | Обобщение курса |
Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета».
1.Результаты освоения учебного предмета к концу 5 класса:
- личностные
У обучающегося будут сформированы знания основных принципов и правил отношения к живой природе; сформированы познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; сформированы интеллектуальные умения; сформировать эстетическое отношение к живой природе обучающийся получит возможность для реализации установок здорового образа жизни.
- метапредметные
Обучающийся научится работать с разыми источниками информации, находить информацию, оценивать, анализировать, преобразовывать из одной формы в другую. Обучающийся научится выбирать смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе. Обучающийся получит возможность научиться адекватно использовать речевые средства для аргументации своей точки зрения, отстаивать свою позицию.
- предметные результаты
Обучающийся научится выделять существенные признаки клетки, живых организмов: бактерий, грибов, растений. Различать на таблицах части и органоиды клетки, органы растения. Сравнивать биологические объекты, делать выводы. Обучающийся получит возможность научиться овладеть методами биологической науки - наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов.
Раздел «Тематическое планирование» в 5 «А» классе
Тема | Количество часов на тему | № урока (сквозная нумерация) | Тема урока | Дата проведения | Практические, лабораторные, творческие работы и т. д. |
Введение | 7 | 1 | Биология- наука о живой природе. | ||
2 | Методы исследования в биологии. | ||||
3 | Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. | ||||
4 | Среды обитания организмов. | ||||
5 | Экологические факторы. | ||||
6 | Обобщение. | ||||
7 | Контрольная работа по теме «Введение». | ||||
Клеточное строение организмов | 8 | 8 | Устройство увеличительных приборов. | Лабораторная работа №1 | |
9 | Строение клетки. | ||||
10 | Строение клетки. | Лабораторная работа №2 | |||
11 | Химический состав клетки. | ||||
12 | Жизнедеятельность клетки. | ||||
13 | Ткани. | ||||
14 | Обобщение материала. | ||||
15 | Контрольная работа по теме «Клеточное строение организмов». | ||||
Царство Бактерии | 2 | 16 | Строение и жизнедеятельность бактерий. | ||
17 | Роль бактерий в природе и жизни человека. | ||||
Царство Грибы | 6 | 18 | Общая характеристика грибов. | ||
19 | Шляпочные грибы. | ||||
20 | Плесневые грибы и дрожжи. | Лабораторная работа №3 | |||
21 | Грибы-паразиты. | ||||
22 | Обобщение. | ||||
23 | Контрольная работа по теме: «Царство Грибы». | ||||
Царство Растения | 10 | 24 | Разнообразие, распространение, значение растений. | ||
25 | Водоросли. | Лабораторная работа №4 «Изучение строения водорослей». | |||
26 | Лишайники. | ||||
27 | Мхи. | Лабораторная работа №5 «Изучение строения мхов». | |||
28 | Плауны. Хвощи. Папоротники. | Лабораторная работа №5 «Изучение строения папоротника». | |||
29 | Голосеменные. | Лабораторная работа №7 «Изучение строения голосеменных растений». | |||
30 | Покрытосеменные или цветковые. | Лабораторная работа №8 «Изучение строения покрытосеменных растений». | |||
31 | Происхождение растений. Этапы развития растительного мира. | ||||
32 | Обобщение. | ||||
33 | Контрольная работа по теме: «Царство Растения». | ||||
Обобщение | 1 | 34 | Обобщение. |
Раздел «Тематическое планирование» в 5 «Б» классе
Тема | Количество часов на тему | № урока (сквозная нумерация) | Тема урока | Дата проведения | Практические, лабораторные, творческие работы и т. д. |
Введение | 7 | 1 | Биология- наука о живой природе. | ||
2 | Методы исследования в биологии. | ||||
3 | Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. | ||||
4 | Среды обитания организмов. | ||||
5 | Экологические факторы. | ||||
6 | Обобщение. | ||||
7 | Контрольная работа по теме «Введение». | ||||
Клеточное строение организмов | 8 | 8 | Устройство увеличительных приборов. | Лабораторная работа №1 | |
9 | Строение клетки. | ||||
10 | Строение клетки. | Лабораторная работа №2 | |||
11 | Химический состав клетки. | ||||
12 | Жизнедеятельность клетки. | ||||
13 | Ткани. | ||||
14 | Обобщение материала. | ||||
15 | Контрольная работа по теме «Клеточное строение организмов». | ||||
Царство Бактерии | 2 | 16 | Строение и жизнедеятельность бактерий. | ||
17 | Роль бактерий в природе и жизни человека. | ||||
Царство Грибы | 6 | 18 | Общая характеристика грибов. | ||
19 | Шляпочные грибы. | ||||
20 | Плесневые грибы и дрожжи. | Лабораторная работа №3 | |||
21 | Грибы-паразиты. | ||||
22 | Обобщение. | ||||
23 | Контрольная работа по теме: «Царство Грибы». | ||||
Царство Растения | 10 | 24 | Разнообразие, распространение, значение растений. | ||
25 | Водоросли. | Лабораторная работа №4 «Изучение строения водорослей». | |||
26 | Лишайники. | ||||
27 | Мхи. | Лабораторная работа №5 «Изучение строения мхов». | |||
28 | Плауны. Хвощи. Папоротники. | Лабораторная работа №5 «Изучение строения папоротника». | |||
29 | Голосеменные. | Лабораторная работа №7 «Изучение строения голосеменных растений». | |||
30 | Покрытосеменные или цветковые. | Лабораторная работа №8 «Изучение строения покрытосеменных растений». | |||
31 | Происхождение растений. Этапы развития растительного мира. | ||||
32 | Обобщение. | ||||
33 | Контрольная работа по теме: «Царство Растения». | ||||
Обобщение | 1 | 34 | Обобщение. |
Раздел «Тематическое планирование» в 5 «Г» классе
Тема | Количество часов на тему | № урока (сквозная нумерация) | Тема урока | Дата проведения | Практические, лабораторные, творческие работы и т. д. |
Введение | 7 | 1 | Биология- наука о живой природе. | ||
2 | Методы исследования в биологии. | ||||
3 | Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. | ||||
4 | Среды обитания организмов. | ||||
5 | Экологические факторы. | ||||
6 | Обобщение. | ||||
7 | Контрольная работа по теме «Введение». | ||||
Клеточное строение организмов | 8 | 8 | Устройство увеличительных приборов. | Лабораторная работа №1 | |
9 | Строение клетки. | ||||
10 | Строение клетки. | Лабораторная работа №2 | |||
11 | Химический состав клетки. | ||||
12 | Жизнедеятельность клетки. | ||||
13 | Ткани. | ||||
14 | Обобщение материала. | ||||
15 | Контрольная работа по теме «Клеточное строение организмов». | ||||
Царство Бактерии | 2 | 16 | Строение и жизнедеятельность бактерий. | ||
17 | Роль бактерий в природе и жизни человека. | ||||
Царство Грибы | 6 | 18 | Общая характеристика грибов. | ||
19 | Шляпочные грибы. | ||||
20 | Плесневые грибы и дрожжи. | Лабораторная работа №3 | |||
21 | Грибы-паразиты. | ||||
22 | Обобщение. | ||||
23 | Контрольная работа по теме: «Царство Грибы». | ||||
Царство Растения | 10 | 24 | Разнообразие, распространение, значение растений. | ||
25 | Водоросли. | Лабораторная работа №4 «Изучение строения водорослей». | |||
26 | Лишайники. | ||||
27 | Мхи. | Лабораторная работа №5 «Изучение строения мхов». | |||
28 | Плауны. Хвощи. Папоротники. | Лабораторная работа №5 «Изучение строения папоротника». | |||
29 | Голосеменные. | Лабораторная работа №7 «Изучение строения голосеменных растений». | |||
30 | Покрытосеменные или цветковые. | Лабораторная работа №8 «Изучение строения покрытосеменных растений». | |||
31 | Происхождение растений. Этапы развития растительного мира. | ||||
32 | Обобщение. | ||||
33 | Контрольная работа по теме: «Царство Растения». | ||||
Обобщение | 1 | 34 | Обобщение. |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол №____заседания Заместитель директора по УВР
методического совета МБОУ СОШ №1
МБОУ СОШ №1 ________________
от 20 __года _________20______________
подпись руководителя МС
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии 5кл к УМК В.В.Пасечника(М.:Дрофа)
Рабочая программа по биологии для 5кл к УМК В.В.Пасечника(М.:Дрофа).Рабочая программа составлена с опорой на материал и требования Федерального государственного образовательного стандарта.В программу ...
Рабочая программа по биологии 5кл к УМК В.В.Пасечника(М.:Дрофа)
Рабочая программа по биологии для 5кл к УМК В.В.Пасечника(М.:Дрофа).Рабочая программа составлена с опорой на материал и требования Федерального государственного образовательного стандарта.В программу ...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии 10-11кл ФГОС В.В. Пасечник , Г. Г. Швецов, Т. М. Ефимова."Линия жизни"
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по биологии для общеобразовательных школ (сборник Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников...