Программа экологического кружка
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Мурсалимова Татьяна Владимировна

Программа экологического кружка расчитана на 162 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_na_1_god_5_klassy.docx_ekologicheskiy_2016_gog.docx46.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14 им. А.Ф. Лебедава

           

программа кружка

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ»

(162 часа)

Программа рассчитана для учащихся 6 классов

Общее количество часов: 162

2 группы учащихся

Срок реализации программы: 1 год

Автор:

Мурсалимова Татьяна Владимировна                                                                                                   МАОУ СОШ № 14

учитель, биологии

Томск – 2015

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе компонента Федерального Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по преподаванию экологии животных и растений в 6 классах МО РФ 2004г.   И рассчитана на 162 часа (9 часов в неделю, соответственно на каждую группу 4, 5 часа  в неделю).

Содержание программы представлено в 12 блоках.                         Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях относится к числу важнейших принципов государственной экологической политики России.

В процессе становления современной концепции экологическому образованию и воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно, формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться не только как результат экологического образования, но и как экологического воспитания. Программа решает проблемы занятости подростков в свободное от учебного процесса время, а так же помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике.

Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации. Всё это должно способствовать активной деятельности в защите природы. Практические экологические знания дают обучающимся богатейший материал, который успешно используется в различных конкурсах.

Цель программы - на основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе.

В соответствии с поставленной целью формируются следующие задачи:

- обучающие:

  1. расширить представления о многообразии жизни и распространении живых организмов;
  2. сформировать представление о месте человека в природе и единстве всего живого;
  3. стимулировать обучающихся к постоянному пополнению знаний об окружающей нас природе;
  4. расширить представления об экологическом кризисе, современных экологических проблемах.

- воспитывающие:

      1. прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

      2. воспитывать потребность в общении с природой;

 - развивающие:

       1. обеспечить членам кружка возможность самореализации в проектной деятельности;

       2. развить исследовательские навыки и умения;

       3. вовлечь обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (организация экологических троп, экспедиций).

        Организация деятельности кружка

1. Данная работа связывает экологию  со всеми предметами (литературой, изобразительным искусством, музыкой, русским языком …)

2. При защите  исследовательской работы учащиеся учатся делать компьютерные презентации, тем самым знакомятся  с современными  ИКТ.

3. Внеклассная работа способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамкам урока.                                                              

В связи с тем, что посещение кружка не является обязательным, и работа строится на принципе добровольности, то одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты, физкультминутки, необходимо помнить, что большую часть времени дети провели малоподвижно на уроках, поэтому необходимо увеличить физическую активность. Уменьшить негативную эмоциональную и психическую нагрузку позволяет использование театрализованных постановок, сказок, что также даёт возможность быть успешным в центре внимания. Так как  кружок посещают учащиеся разного возраста, каждый год состав обновляется, то программа построена таким образом, чтобы можно было учесть интересы, познавательную способность каждого кружковца. В таком варианте есть большая возможность развивать не только индивидуальные интересы каждого, но и умение работать в группе, соотносить свои интересы с интересами всего коллектива в целом, развивать взаимопомощь, разноуровневое решение одних и  тех же проблем.

Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий должна иметь общественно полезную направленность. К общественно - полезной работе относится изготовление оборудования  для проведения уроков экологии, выполнение исследовательских работ  по изучению природы родного края, проведение акций «Нет добровольному безумию!», «Наркомания – нарушение личности», и др. Всё это даёт огромный воспитательный  эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых  на  занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно полезных заданий у  учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.

В программе указано примерное количество часов, которое может быть выделено на изучение тем, в зависимости от наличия материальной базы, а также интересов учащихся, часы могут быть перераспределены. В связи с тем, что дети разновозрастные часть  вопросов предполагается для индивидуального изучения или работы в малых группах, завершая совместными  итоговыми занятиями с презентациями, стендовыми защитами, конференциями.

Реализация программы опирается на полученные знания по природоведению, биологии, географии, краеведения, химии, физики.

Занятия осуществляются как в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий, так и  в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций, на свежем воздухе для изучения объектов  природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, развития физической активности школьников и их оздоровления.

Ожидаемый результат.

В ходе реализации программы учащиеся должны проявлять:

● познавательный интерес к изучению природы и влияния на неё человека;

● бережное отношение к природе;

● творческую активность к познанию окружающего мира;

● духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

   знать:

● что такое природа;

● правила поведения в природе;

● что такое охрана природы;

● основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;

● глобальные экологические проблемы;

● экологическую ситуацию родного села, района и области;

● разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;

● съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;

● основы здорового образа жизни;

● влияние вредных факторов на здоровье человека;

● основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;

● способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях.

 уметь:

● оценивать экологическую ситуацию;

● выполнять правила поведения в природе;

● ухаживать за комнатными растениями;

● наблюдать за погодой, явлениями природы;

● составлять температурные графики;

● составлять карту местности;

● оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;

● правильно вести  себя в ситуациях, опасных для жизни;

● участвовать в природоохранных акциях;

● изготовлять поделки из природных материалов;

● работать с научной литературой;

● выполнять учебные рефераты, презентации;

● самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.

Формы подведения итогов реализации программы:

● выставки поделок из природных материалов;

● фотовыставки;

● учебно-исследовательские конференции;

● соревнования, КВН;

● демонстрация презентаций, экологических представлений;

● участие в школьных, муниципальных,  областных, всероссийских,  международных конкурсах, акциях.

Программа ориентирована на ребят 6 класса, без отбора по половому признаку, социальному положению.  Состав групп 15 человек.


Содержание программы

6 класс

(162 часа)

Задачи:

  • обучающие:
  • сформировать представление о многообразии жизни и распространении живых организмов;
  • сформировать представление о месте человека в природе и единстве всего живого;
  • научить применять на практике усвоенные знания, умения и навыки;
  • обучить работе с большим объёмом информации.

  • развивающие:
  • пропагандировать здоровый образ жизни, прививать интерес к занятиям спортом;
  • обеспечить членам кружка возможность самореализации в рамках кружковой деятельности, а также работы в рамках научно-исследовательской деятельности;
  • выявить и развить организаторские способности у детей.

  • воспитывающие:
  • совершенствовать навыки межличностного общения детей.

Тема №1. История возникновения и развития экологии.

Общая и частная экология. Некоторые теории происхождения жизни на Земле. История, испытания и изменение облика планеты.

Тема №2. Голубая планета Земля.

Размеры Земли. Земля и Солнце. Почему бывают день и ночь. Часовые пояса. Земля магнит. Жидкое ядро Земли. Огнедышащая Земля. Шесть материков земного шара. Полюсы тепла и холода. Самые большие высоты и глубины. Причины великих оледенений.

Тема №3. Жизнь в лесу.

Типы лесов. Растения, формирующие лес. Структура леса. Леса умеренных широт. Лиственные и хвойные леса. Пойменные леса. Тропические леса. Субэкваториальные леса. Горные леса. Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Лес как планетарное явление. Пространственное распределение лесов. Животный мир лесов, его разнообразие. Леса-лёгкие Земли. Приспособляемость различных видов животных к условиям обитания.

Экскурсия в лес, посадка деревьев, очистка леса от мусора.

Тема №4. Многообразие животных и растений.

Дикие животные, их виды. Домашние животные их виды и приносимая человеку польза.

Общие правила ухода за аквариумом и его обитателями, за млекопитающими, за птицами. Деревья и кустарники, произрастающие в Западной Сибири. Лесная аптека. Взаимодействие различных типов растений между собой. Конкуренция растений и что она означает. Комнатные растения Общие правила ухода за растениями.

Экскурсия в зоологический музей.  Приглашение специалиста, ветеринарного врача.

Практическая работа по пересадке комнатных растений. Отработка основных навыков по уходу за комнатными растениями.

Тема №5. Место человека в природе.

Природа- колыбель человечества. Загадка появления человека. Человек- животное, обладающее разумом. Будущее человека, может ли человек выжить без природы. Возвращение в природу - один из возможных вариантов развития человечества. Варианты примирения человека и природы. Пример первобытных племён, это пример единения с природой. Что ожидает человечество.

Экскурсия в краеведческий музей.

Тема №6. Планете имя-океан.

Жизнь в морях и океанах. Поверхностные и глубинные морские животные. Рыбы, их многообразие и необычные формы. Жизнь на дне. Кораллы. Хищники морских глубин (акулы, скаты, касатки). Всепланетный океан. Уровень мирового океана. Приливы и отливы. Куда текут океанские воды? Гольфстрим - водяное отопление Европы. Волны на воде. Айсберги - плавающие ледяные горы.

Просмотр видеофильмов.

Тема №7. Человек изменяет Землю.

Масштабы влияния человека на земную кору. Скупой платит дважды. Использование природных богатств. Пожары на нефтяных месторождениях. Непосильная тяжесть городов. Отходы и свалки. Влияние водохранилищ, а также ГЭС и ТЭЦ на экосистему городов и посёлков. Влияние автомобильного транспорта на экологию. Глобальное потепление климата, в чём причина и чем это грозит человечеству и всему живому на Земле. Выступление членов кружка с агитационными сценками перед взрослой и детской аудиторией.

Экскурсия по городу «Приспособление растений и животных к жизни в городах».

Тема №8. Проблемы экологии.

Проблема заболоченности территории. Проблема роста больших городов и вытеснения ими животных и птиц с места их постоянного обитания. Проблема загрязнения Мирового океана, водоёмов, суши и уменьшение пресной воды. Проблема уменьшения запасов не возобновимых сырьевых и энергетических ресурсов. Влияние экологических факторов на физическое и психическое здоровье человека и на генофонд человеческой популяции.

Борьба со стихийными свалками мусора.

Практическая работа. Создание агит – плакатов.

Тема №9. Основные экологические термины и понятия.

Термин экология предложенный зоологом Э. Геккелем. Формулирование понятий экосистемы и биогеоценоза. Понятие конкурентного исключения, популяций у растений. Знакомство с литературой экологического направления.

Практическая работа. Записи в тетрадях, оформление и ведение словаря юного эколога.

Тема №10. Состояние экологии в России.

Состояние экологии в России в отличие от капиталистических стран. Природоохранная деятельность. Выступление ребят с докладами о проблемах экологии в России. Беседа о состоянии экологии в современной России.

Тема 11. Определение и общая характеристика экосистемы

Состав экосистемы. Пищевые цепи и пищевые сети. Типы экосистем. Справочный материал. Бюджет солнечной энергии в экосистеме. Экологические пирамиды. Факторы, ограничивающие биологическую продуктивность экосистем. Почва. Разнообразие почв.

Тема 12. Состояние экологии в Томске и Томской области

Основные экологические проблемы в Томске и Томской области. Экологические проблемы города. Встреча с экологами. Экскурсия «Встреча с экологическими объединениями». Экологические проблемы школы. Создание экологической тропы. Поход по созданной экологической тропе. Развешивание на территории школы кормушек для птиц. Развешивание на территории школы скворечников для птиц. Субботник на территории школы. Экскурсия на Синий утес. Экскурсия на Песчаное озеро в пос. Тимирязево.

По окончании обучения учащийся должен:

  • знать и уметь манипулировать основными экологическими терминами понятиями;
  • уметь выступить с сообщением или докладом перед аудиторией;
  • знать основные виды загрязнений и загрязняющих веществ;
  • уметь применять на практике полученные знания и умения, а именно: уметь осуществлять уход за комнатными растениями; самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений, уметь самостоятельно ухаживать за домашними животными;
  • уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения;
  • определиться в выборе дальнейшего курса обучения.

Способы отслеживания и контроля результатов обучения

Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:

  1. самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
  2. контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры;
  3. открытые занятия в игровой форме;
  4. участие в кружковой и массовой внеурочной деятельности.


Список литературы:

Для учителя:

Конвенция о правах ребёнка. Нью – Йорк; ЮНИСЕВ 1991г.

Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995г. За№233 «Об утверждении типового положения об учреждении дополнительного образования детей».

Энциклопедия большая советская. Москва 1978г. Том №29.

Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.

Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 1993г.

Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 1993.

Бадьева Э.А. «Животные в нашем доме». Свердловск 1990г.

Для обучающихся:

Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.

Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.

Кашинская Е,А. Всё обо всём. М 1999г.

Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.

Соло для позвоночника А. Ситель Москва 2006г.

Целительные силы Г. П. Малахов АО «Комплект» 1995г.

Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г.

Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света».

Учебно – тематический план

6 класс

162 часа

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Практические работы

Экскурсии

1

История возникновения и развития экологии

2

2

Голубая планета Земля.

7

3

Жизнь в лесу.

13

В лес

4

Многообразие животных и растений.

7

Пересадка комнатных растений

В зоологический музей

5

Место человека в природе.

6

В краеведческий музей.

6

Планете имя-океан.

27

7

Человек изменяет Землю.

8

Приспособление растений и животных к жизни в городах

8

Проблемы экологии

15

Создание агит - плакатов

9

Основные экологические термины и понятия.

7

Оформление словаря юного эколога

10

Состояние экологии в России.

4

11

Экосистема

20

Составление пищевых цепей питания.

12

Состояние экологии в Томске и Томской области

30

Экскурсия на Синий Утес. Экскурсия на Песчаное озеро.

Всего:                162 часа        

Календарно-тематическое планирование

6 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

История возникновения и развития экологии

2

1

Возникновение науки экологии

1

2

Развитие экологии как науки

1

Голубая планета Земля

7

3

Размеры Земли. Земля и Солнце

1

4

Почему бывают день и ночь.  Часовые пояса

1

5

Земля магнит. Жидкое ядро Земли. Огнедышащая Земля

1

6

Шесть материков земного шара

1

7

Полюсы тепла и холода

1

8

Самые большие высоты и глубины

1

9

Причины великих оледенений

1

Жизнь в лесу

13

10

Типы лесов. Растения, формирующие лес

1

11

Структура леса

1

12

Леса умеренных широт

1

13

Лиственные и хвойные леса

1

14

Пойменные леса

1

15

Тропические леса

1

16

Субэкваториальные леса

1

17

Горные леса

1

18

Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса

1

19

Лес как планетарное явление. Пространственное распределение лесов

1

20

Животный мир лесов, его разнообразие

1

21

Леса-лёгкие Земли

1

22

Приспособляемость различных видов животных к условиям обитания

1

Многообразие животных и растений

7

23

Дикие и домашние животные, их виды

1

24

Деревья и кустарники, произрастающие в Западной Сибири.

1

25

Лесная аптека

1

26 - 27

Экскурсия в зоологический музей.  

2

28

Приглашение специалиста, ветеринарного врача.

1

29

Практическая работа по пересадке комнатных растений. Отработка основных навыков по уходу за комнатными растениями.                                                                                              

1

Место человека в природе

6

30

Природа- колыбель человечества. Загадка появления человека

1

31

Человек- животное, обладающее разумом. Будущее человека, может ли человек выжить без природы

1

32

Возвращение в природу - один из возможных вариантов развития человечества. Варианты примирения человека и природы

1

33

Пример первобытных племён, это пример единения с природой. Что ожидает человечество

1

34 - 35

Экскурсия в краеведческий музей

2

Планете имя-океан

27

36, 37

Жизнь в морях и океанах

2

38- 40

Поверхностные и глубинные морские животные

3

41, 42

Рыбы, их многообразие и необычные формы

2

43 - 45

Жизнь на дне

3

46,47

Кораллы

2

48 - 50

Хищники морских глубин (акулы, скаты, касатки)

3

51, 52

Всепланетный океан. Уровень мирового океана

2

53 - 55

Приливы и отливы

3

56, 57

Куда текут океанские воды? Гольфстрим - водяное отопление Европы

2

58 - 60

Волны на воде. Айсберги - плавающие ледяные горы

3

61, 62

Просмотр  видеофильма Океан

2

Человек изменяет Землю

8

63 - 65

Масштабы влияния человека на природу

3

66, 67

Подготовка сценок

2

68 - 70

Экскурсия по городу «Приспособление растений и животных к жизни в городах».

3

Проблемы экологии

15

71, 72

Проблема заболоченности территории. Проблема роста больших городов и вытеснения ими животных и птиц с места их постоянного обитания.

2

73 - 75

Проблема загрязнения Мирового океана, водоёмов, суши и уменьшение пресной воды.

3

76,77

Проблема уменьшения запасов невозобновимых сырьевых и энергетических ресурсов.

2

78 - 80

Влияние экологических факторов на физическое и психическое здоровье человека и на генофонд человеческой популяции.

3

81, 82

Борьба со стихийными свалками мусора

2

83 - 85

Практическая работа. Создание агит - плакатов

3

Основные экологические термины и понятия

7

86,87

Термин экология. Формулирование понятий экосистемы и биогеоценоза. Понятие конкурентного исключения, популяций у растений.

2

88 - 90

Знакомство с литературой экологического направления.

3

91,92

Практическая работа. Оформление и ведение словаря юного эколога.

        2

Состояние экологии в России

7

93- 95

Состояние экологии в России

3

96,97

Природоохранная деятельность.

2

98 - 100

Выступление с докладами о проблемах экологии в России.

3

Экосистема

20

101, 102

Определение и общая характеристика экосистемы

2

103- 105

Состав экосистемы

3

106, 107

Пищевые цепи и пищевые сети

2

108- 110

Типы экосистем. Справочный материал.

3

111, 112

Бюджет солнечной энергии в экосистеме

2

113-115

Экологические пирамиды

3

116,117

Факторы, ограничивающие биологическую продуктивность экосистем

2

118-120

Почва. Разнообразие почв.

3

Растения вокруг нас

12

121, 122

Растения водоемов

2

123-125

Экскурсия в Ботанический сад ТГУ

3

126, 127

Роль растений в формировании плодородного слоя почвы.

2

128-130

Растения красной книги

3

131, 132

Семинар: «Интересные факты о растениях»

2

Состояние экологии в Томске и Томской области

30

133- 135

Основные экологические проблемы в Томске и Томской области

3

136,137

Экологические проблемы города

2

138-140

Встреча с экологами

3

141,142

Экскурсия «Встреча с экологическими объединениями»

2

143 -145

Экологические проблемы школы

3

146, 147

Создание экологической тропы

2

148-150

Поход по созданной экологической тропе

3

151, 152

Развешивание на территории школы кормушек для птиц

2

153 -155

Развешивание на территории школы скворечников для птиц

3

156,157

Субботник на территории школы

2

158-160

Экскурсия на Синий утес

3

161,162

Экскурсия на Песчаное озеро в пос. Тимирязево

2

Всего:                162 часа        

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экологического кружка "Росток"

Программа «Росток» имеет экологическую  направленность и разработана на основе программы «_Экология», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 2005 года выпуска – авторы ...

Программа экологического кружка.

Программа экологического кружка рассчитана на 2 года, по 108 часов в каждом ( 3 часа в неделю). Программа создана в основном для изучения экологической ситуации в Санкт-Петербурге и Ленинградской обла...

Программа экологического кружка

Программа экологического кружка опробирована, показала отличные результаты...

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "Земля наш дом родной"

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "Земля наш дом родной"...

Программа экологического кружка

Программа дополнительного образования творческого объединения « Здоровье человека и окружающая среда» Возраст обучающихся: 10 - 16 лет.Программа рассчитана на 3 года обучения....

Программа экологического кружка "Наш дом -Земля"

Программа  направлена ра развитие экологического образования в школе....

Рабочая программа экологического кружка для учащихся 5-6 классов

Цель кружка  - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!...