Рабочие программы по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (6 класс) по теме
Формирование у подростков доступных их возрасту знания об обществе и человеке, необходимых им для социальной адаптации в период взросления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_6_klass.docx | 40.03 КБ |
rp_7_klass.doc | 142 КБ |
rp_10_klass.doc | 219 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
Г. Усолье-Сибирское
Рекомендована ШМО Учителей общественного цикла Протокол от _______№ _____ Руководитель ШМО ФИО Сороковикова О.Н. | Согласовано Зам.директора по НМР Мальцева С.В. _________________ | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «СОШ№15» _____________Г.В.Савченко Приказ МБОУ «СОШ №15» от___________ №_______ |
Рабочая программа
по предмету обществознание
класс 6 А, Б
на 2015-2016 учебный год
Составитель РП:
Сороковикова О,Н.
учитель истории
Iквалификационная категория
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподавание учебного предмета «Обществознание» в 6 - классах осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:
- Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2014 года
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17.12.2010 года
- Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ;
- Федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях от 31.03.2014 года;
- Письма Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
- Программы общеобразовательных учреждений: Обществознание. 5 – 9 классы. -3-е изд.– М.: Просвещение, 2011г. ,
- Авторской программы Л.Н.Боголюбова-2-е издание. -М.: Просвещение, 2013 г.
Общая характеристика программы.
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образованияшкольников, потому что содействует первичной социализации подростков, дает им знания граждановедческого характера, основу которых составляют наиболее актуальные для их возраста проблемы жизни и общества, жизненные ценности, нравственные и правовые нормы, взаимоотношения ребенка с семьей, ученическим коллективом, взрослыми.
Особенность построения курса состоит в том, что он носит пропедевтический характер, поэтому на данном этапе, необходимо обеспечивать преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Цель:Формирование у подростков доступных их возрасту знания об обществе и человеке, необходимых им для социальной адаптации в период взросления.
Задачи:- овладение учащимися умения получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;- освоение ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства- формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен
знать / понимать:
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• первичного анализа и использования социальной информации.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.
Личностнымирезультатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
2. Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
3. Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2. Уумение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
5. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на: - использование элементов причинно – следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
1. Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
4. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемх в современном российском обществе социальных ценностей;
5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
7. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
8. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
9. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
10. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;
11. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
12. знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
13. знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
14. понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
15. понимание значения коммуникации в межличностном общении4
16. умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Для учащихся 6 Б класса, обучающихся по индивидуальной программе (VII), ввиду особенностей их интеллектуального развития, программный материал скорректирован следующим образом.При объяснении сложного материала, ими осуществляется индивидуальная работа по карточкам или практические задания по учебнику, не требующие обобщения и анализа (например, нарисовать рисунок на тему, придумать рассказ).При проверке знаний у данных учащихся учитываются их индивидуальные особенности и возможности. Домашнее задание дается с учетом их знаний и навыков и в меньшем объеме, в основном упор делается на практическую работу
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, тестового контроля
Используемый учебно-методический комплект:
Формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Формы и средства контроля
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов
Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками ( в форме тестирования
в течение 2015-2016 учебного года, запланировано:
- 2 контрольных работ ( включая итоговую);
- 7 тематические тесты по изученному блоку;
- 2 практические работы по темам «Семья» и «Родина».
Критерии оценки устного ответа:
- глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
- твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
- отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
- активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
- активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
- неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
- полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
85-100% - отлично «5»;
60-84% - хорошо «4»
40-59% - удовлетворительно «3»;
менее 39% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
- глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
- привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
- выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
- полное отсутствие работы - отметка «2»;
Учебно – тематический план курса.
№ | Разделы и темы | Виды учебной деятельности |
1 | Введение. | Групповая, парная, индивидуальная, игровая, совместная виды деятельности. Практические , творческие и проектные работы и др. |
2 | Человек | |
3 | Семья | |
4 | Школа | |
5 | Труд | |
6 | Родина | |
7 | Добродетели | |
8 | Итоговое повторение |
Календарно-тематическое планированиеЛ. Н. Боголюбов. Обществознание 6 класс (34 часа)
№ урока | Раздел, тема урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | ||||
1 | Введение | ||||
2 | Человек родился | Высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий: наследственность, биологические признаки | |||
3 | Человек - личность | Знать основные понятия: личность, индивид, индивидуальность. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросыопределятьчерты сильной личности и над чем они могут поработать, что можно воспитать в себе | |||
4 | Особый возраст: отрочество | Высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий: отрочество, самостоятельность.объяснять, почему принято считать подростковый возраст переходным. называть, какие черты подросткового возраста наиболее заметны и отличают его от других | |||
5 | Особый возраст: отрочество | Высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий: отрочество, самостоятельность. | |||
6 | Познай самого себя. | Знать основные понятия: познание, самопознание, самооценка, способности. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросывлияние самооценка на поведение человека. Пояснять, зачем человек познает себя; как найти дело по душе. | |||
7 | Человек и его деятельность. | Знать виды деятельности, высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. | |||
8 | Что человек чувствует, о чём размышляет. | Знать какие бывают потребности, чувства, эмоции, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | |||
9 | Семья - ячейка общества | Знать основные понятия: семья, какие бывают семьи, обязанности. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | |||
10 | Семейное хозяйство | Высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий: семейное хозяйство, рачительный хозяин, экономика,кого считают рачительным хозяином, каковы источники экономии в домашнем хозяйстве, что должен знать и уметь рачительный хозяин | |||
11 | Семейное хозяйство | Высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий: семейное хозяйство, рачительный хозяин, экономика. | |||
12 | Делу время, потехе час | Знать основные положения урока. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, какие знают увлечения – хобби, как наполнить свободное время полезными делами | |||
13 | Повторение по теме «Семья» | Знать основные понятия Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | |||
14 | Профессия - ученик | Знать основные понятия: школьное образование, ступени образования, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные | |||
15 | Профессия - ученик | Знать основные понятия: школьное образование, ступени образования, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные | |||
16 | Одноклассники, сверстники, друзья | Высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.какие человеческие качества считают наиболее важными для дружбы | |||
17 | Практикум по теме «Школа» | Знать основные понятия Аргументировать свою точку зрения | |||
18 | Труд - основа жизни | Знать основные понятия: труд, услуги, товар, богатство, бедность. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. | |||
19 | Труд - основа жизни | Знать основные понятия: труд, услуги, товар, богатство, бедность. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные,как связаны по смыслу и происхождению слова «творчество», «творить», «творец», «творение». объясняют, как соотносятся красота и творчество, и приводят примеры научного и художественного творчество, | |||
20 | Труд и творчество | Знать основные положения урока: творчество, искусство, мастерство. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | |||
21 | На пути к жизненному успеху | Знать основные положения урока, давать определение понятий. делать выводы, отвечать на вопросы, как выбрать свое дело, в чем человек видит свое счастье; можно ли в работе видеть смысл жизни | |||
22 | Что значит быть патриотом? | Знать основные понятия: патриот, патриотизм, федерация. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известныечто такое федерация и субъект Российской Федерации; почему русский язык является государственным в РФ | |||
23 | Символика России | Знать основные положения урока. Работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятийчто изображено на гербе РФ; что означают цвета российского государственного флага; в каких случаях принято исполнять Государственный гимн России. | |||
24 | Символика России | Знать основные положения урока. Работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий | |||
25 | Гражданин – Отечества достойныйсын | Знать основные понятия: гражданин, права и обязанности. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Работать с текстом учебника. | |||
26 | Мы – многонациональный народ | Знать основные положения урока. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрениякакого человека можно считать достойным гражданином своей страны | |||
27 | Урок-практикум «Родина» | Работать с текстом учебника, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | |||
28 | Человек славен добрыми делами | Знать основные понятия: добро, зло, мораль. Отвечать на вопросы, работать с текстом учебника, выделять главное.объясняют, в чем состоит доброе дело, добрый поступок, каких людей на свете больше: добрых или злых; обосновывают свое мнение. объясняют, в чем суть «золотого правила морали» | |||
29 | Будь смелым | работать с текстом учебника, выделять главное отвечать на вопросы; Знать основные понятия: страх, смелость, терпимость. | |||
30 | Что такое человечность | Знать основные понятия: гуманизм, нравственность, Отвечать на вопросы, работать с текстом учебника, выделять главное. | |||
31 | Итоговая контрольная работа | Обобщать и структурировать пройденный материал | |||
32-33 | Итоговое повторение | Работать с текстом учебника, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | |||
34 | Резерв |
Материально – техническое и информационно – техническое обеспечение
Технические средства обучения.
Персональное компьютерное место учителя
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, карт.
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнительной литературы:
Дидактический материал: Обучающие тестовые задания Индивидуальные карточки Познавательные задания
Видео пособие (DVD
Тесты:Тесты для проведения самостоятельных работ, зачетов по всем крупным Обучающие тесты на бумажных носителяхОбучающие тесты на электронных носителях (презентации)
Интернет-ресурсы:
1. Архив презентации PowerPoint. – Режим доступа : http://power-p.ru/load/obshhestvoznanie/11
2. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа : http://www.rusedu.ru
3. Виртуальный кабинет истории и обществознания. – Режим доступа : http://ant-m.ucoz.ru
4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http:// schoolcollection.edu.ru
5. Интернет-портал «Рrо школу.ru». – Режим доступа : http://www.proshkolu.ru/user/Safonova50/ folder/13727
6. Презентации PowerPoint (обществознание). – Режим доступа : http://mirppt.ucoz.ru/index/ prezentacii_po_obshhestvoznaniju/0-13
7. Презентации по обществознанию. – Режим доступа : http://pravo48.narod.ru/PREZENTAZII.htm
8. Справочно-информационный интернет-портал. – Режим доступа :http://www.gramota
Литература
1. Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. – М. :Гуманит. ИЦ «ВЛАДОС», 2001.
2. Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. – М. : Проспект, 2010.
3. Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М. : Дрофа, 2008.
4. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
5. Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод. пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. – М. : Школа-Пресс, 2000.
6. Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5–9 классы. – М. : Просвещение, 2012.
7. Прутченков, А. С. Наедине с собой : психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996.
8. Правовое воспитание школьников. 5–9 классы : конспекты занятий / авт.-сост. О. В. Летнева. – Волгоград : Учитель, 2007.
9. Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. – М. :Астрель, 2010.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
Г. Усолье-Сибирское
Рекомендована ШМО учителей … Протокол от _______№ _____ Руководитель ШМО ФИО ______ | Согласовано Зам.директора по НМР Мальцева С.В. _________________ | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «СОШ№15» _____________Г.В.Савченко Приказ МБОУ «СОШ №15» от___________ №_______ |
Рабочая программа
по предмету обществознание
класс 7 А, Б
на 2015-2016 учебный год
Составитель РП:
Сороковикова О,Н.
учитель истории
I квалификационная категория
2015
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе: - Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2014 года; - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17.12.2010 года; - --- Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ; - Федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях от 31.03.2014 года; - Письма Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»; - ООП ООО МБОУ «СОШ №15»; - Положения о рабочей программе, разработанного в МБОУ «СОШ № 15»; - Устава образовательного учреждения МБОУ «СОШ № 15». - Программа общеобразовательных учреждений: Обществознание. 5 – 9 классы. -3-е изд.– М.: Просвещение, 2011г. , - Авторская программа Л.Н.Боголюбова-2-е издание. -М.: Просвещение, 2013 г.
Цели обучения.
создание условий для социализации личности;
- формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
- формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
- содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Задача курса:
- помочь ученику лучше понять окружающую его социальную реальность;
осознать свое место в обществе, свои актуальные и перспективные социальные роли;
- учиться их адекватному осуществлению, в рамках нормативной ответственности.
В курсе рассматриваются характерные для подростков социальные позиции и роли, различные виды взаимоотношений в разных коллективах и социальных общностях: семье, в классе, в кругу друзей. Учащимся дается представление об обществе в целом, его структуре и функциях, проблемах, связанных с управлением обществом. Раскрывается связь между человеком и государством.
Развитие коммуникативной компетенции в процессе социализации личности:
- становление личности в период социального взросления человека, ее познавательных интересов, проявляющихся в процессе межличностных отношений;
- формирование критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;
- утверждение нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации в обществе.
Развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала социально-экономических наук:
- воспитание и формирование у учащихся гражданской позиции, потребности изучения общественных наук, как будущего средства общения самореализации и социальной адаптации в мультикультурный мире, в условиях глобализации и международной интеграции, на основе осознания важности изучения наук входящих в комплекс обществознание, как средство общения и познания современного мира.
Формирование навыков и умений в процессе освоения знаний:
- освоение знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Формирование универсальных учебных действий (умений):
- самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность;
- участвовать в проектной деятельности и проведении учебно-исследовательской работы;
- осуществлять поиск и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, фотодокументы)
- критически оценивать достоверность полученной информации.
Требования к уровню подготовки учащихся
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Результаты обучения обществознанию в 7 классе полностью соответствуют Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования и направлены на реализацию деятельного личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни и значимыми для социальной адаптации личности, ее приобщение к социальным ценностям.
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; деятельности людей в различных сферах;
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
Для учащихся 7б класса: Авериной Розы, Куцева Андрея, Пермякова Павла, Попова Максима, Потапчук Дениса, обучающихся по индивидуальной программе (VII),, ввиду особенностей их интеллектуального развития, программный материал скорректирован следующим образом.
При объяснении сложного материала, ими осуществляется индивидуальная работа по карточкам или практические задания по учебнику, не требующие обобщения и анализа (например, нарисовать рисунок на тему, придумать рассказ).
При проверке знаний у данных учащихся учитываются их индивидуальные особенности и возможности. Домашнее задание дается с учетом их знаний и навыков и в меньшем объеме, в основном упор делается на практическую работу
Место предмета «Обществознание» в учебном плане.
Обществознание в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов.
Рабочая программа ориентирована на 7 класс, рассчитана на 34 учебных часов из расчёта 1 час в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля
Используемый учебно-методический комплект:
1) Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Обществознание. 7 класс. – М.: Просвещение, 2010.
2) Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Методические рекомендации к учебнику «Обществознание» 7 класс. – М.: Просвещение, 2010.
3) О.А.Котова, Т.Е. Лискова. Обществознание. 7 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2010.
4) Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 7 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с.
Нормативные документы:
а) Декларация прав ребёнка;
б) Конвенция о правах ребёнка.
Система оценки планируемых результатов.
В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах:
- промежуточный контроль – индивидуальные карточки, диктанты (используется текст с ошибками), анализ схем, фронтальный устный опрос, понятийные диктанты, тематические тесты по изученному блоку;
- итоговый контроль – тестовая работа.
Контрольная работа – 2
Самостоятельная работа – 5
Тестовая работа 6
Выходной контроль – 1
Творческие работы, проекты.
Подборка пословиц и поговорк по теме «Что значит жить по правилам».
подборка статей из газетных материалов по теме «Понятие прав, свобод и обязанностей граждан».
Презентации, сообщение «Защита Отечества».
Подборку газетных статей по теме «Виновен- отвечай».
Придумать и представить рекламу своего товара по теме «Обмен, торговля,реклама».
Проект «Семейный бюджет на месяц».
Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по обществознанию
Ставится оценка:
«5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.
«4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.
«3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок
«2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов
«1» - при отказе от ответа или при полном незнании темы
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории
% выполнения | 0-29 | 30-59 | 60-79 | 80-100 |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема | Виды учебной деятельности |
1 | Регулирование поведений людей в обществе | Групповая, парная, индивидуальная, игровая, совместная виды деятельности. Практические , творческие и проектные работы, и др. |
2 | Человек в экономических отношениях | |
3 | Человек и природа |
Календарно-тематическое планирование обществознание 7 класс
№ п/п | Раздел, тема урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата проведения | Примеча ние | |
план | факт | ||||
1 | Вводный урок | ||||
2 | Что значит жить по правилам? | Знать: необходимость социального нормирования и предотвращения общественных конфликтов | |||
3 | Права и обязанности граждан | Уметь: ориентироваться в Конституции РФ, глава 2 | |||
4 | Механизм защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина | Уметь: выявлять механизм правовой защиты по Конституции | |||
5 | «Что значит жить по правилам?» | Знать: суть понятия закон, правопорядок, демократия Уметь: критически оценивать признаки демократии | |||
6 | Почему важно соблюдать законы | Уметь: уважать закон, определять справедливость закона выявлять нарушения закона | |||
7 | Защита Отечества | Знать: свои права и свои обязанности, что такое долг перед Родиной | |||
8 | Повторение. Контрольная работа | Знать основные положения пройденного материала, обобщать, делать выводы. | |||
9 | Для чего нужна дисциплина | Уметь: определять необходимость соблюдения дисциплины, как внешней, так и внутренней | |||
10 | Для чего нужна дисциплина | Уметь: определять необходимость соблюдения дисциплины, как внешней, так и внутренней | |||
11 | Виновен – отвечай! | Знать: что такое правомерное поведение Уметь: выказывать уважение к людям | |||
12 | Виновен – отвечай! | Знать: что закон наказывает за нарушения правовых норм что закон действует против малолетних нарушителей | |||
13 | Кто стоит на страже закона | Знать: что закон нуждается в защите, кто является стражем закона | |||
14 | Кто стоит на страже закона | Знать: понятие правоохранительные органы основные принципы деятельности полиции | |||
15 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и закон». Контрольная работа | Уметь: определять причинно-следственные связи в вопросах Знать: определения | |||
16 | Повторение | ||||
17 | Экономика и ее основные участники | Знать: определение экономики Уметь: определять главные вопросы экономики | |||
18 | Экономика и ее основные участники | Знать: основных участников экономики Уметь: определять главные признаки товарного производства | |||
19 | Мастерство работника | Уметь: определят понятие и значимость труда, как фактора производства Знать: понятие заработная плата факторного дохода | |||
20 | Производство: затраты, выручка, прибыль | Уметь: различать виды издержек (затрат) определять их в тестовом варианте | |||
21 | Производство: затраты, выручка, прибыль | Уметь: определять и различать факторные доходы | |||
22 | Виды и формы бизнеса | Уметь: определять производственную деятельность в условиях трех форм собственности: коллективная, частная, государственная | |||
23 | Виды и формы бизнеса | Уметь: различать проекции бизнеса | |||
24 | Выгодно ли быть честным бизнесменом? | Уметь: выражать главную мысль в своем выступлении выражать собственное мнение и оценивать позицию другой группы | |||
25 | Обмен, торговля, реклама | Уметь: определять стоимостные отношения, связанные с особенностями собственности | |||
26 | Обмен, торговля, реклама | выявлять аспекты, связанные с социально-экономическими отношениями (бизнес – общество) | |||
27 | Деньги и их функции | Знать: специфику товарно-денежных отношений | |||
28 | Деньги и их функции | Уметь: дифференцировать функции денег | |||
29 | Экономика семьи | Уметь: решать задачу, связанную с доходами семьи | |||
30 | Экономика семьи | Уметь: оценивать и сравнивать возможности накопления бюджета семьи | |||
31 | Воздействие человека на природу | Уметь: определять сложные ситуации в общественных процессах | |||
32 | Закон на страже природы | Уметь: различать обязанности от прав, определять возможные санкции, использовать, верно истолковывать законы о природе | |||
33 | Итоговое повторение. Контрольная работа | Знать основные положения пройденного материала, обобщать, делать выводы. | |||
34 | Итоговый урок | Знать и понимать: задания и их разновидности Использовать приобретенные знания при ответах и решениях самостоятельных работ. |
Материально – техническое и информационно – техническое обеспечение
Технические средства обучения.
Персональное компьютерное место учителя
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, карт.
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнительной литературы:
Дидактический материал: Обучающие тестовые задания Индивидуальные карточки Познавательные задания
Видео пособие (DVD
Тесты: Тесты для проведения самостоятельных работ, зачетов по всем крупным Обучающие тесты на бумажных носителях Обучающие тесты на электронных носителях (презентации)
Интернет-ресурсы:
1. Архив презентации PowerPoint. – Режим доступа : http://power-p.ru/load/obshhestvoznanie/11
2. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа : http://www.rusedu.ru
3. Виртуальный кабинет истории и обществознания. – Режим доступа : http://ant-m.ucoz.ru
4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http:// schoolcollection.edu.ru
5. Интернет-портал «Рrо школу.ru». – Режим доступа : http://www.proshkolu.ru/user/Safonova50/ folder/13727
6. Презентации PowerPoint (обществознание). – Режим доступа : http://mirppt.ucoz.ru/index/ prezentacii_po_obshhestvoznaniju/0-13
7. Презентации по обществознанию. – Режим доступа : http://pravo48.narod.ru/PREZENTAZII.htm
8. Справочно-информационный интернет-портал. – Режим доступа :http://www.gramota
9. Сайт российского школьного образования: http://www.school.edu.ru
10. Сайт издательства «Просвещение»: http://www.prosv.ru
11. Программа «Живое слово»:http://www.openveb.ru/zhivpravo/t
Дополнительная литература для учителя:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М. : Айрис-Пресс, 2010.
Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб, пособие для студентов пед. высш. учеб, заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
Бекешев, К. А. Обществознание : учеб, пособие / К. А. Бекешев. - М. : Проспект, 2010.
Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессией, образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразо-ват. учеб, заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеее. - М. : Дрофа, 1997.
Сычев, А. А. Обществознание : учеб, пособие / А. А. Сычев. - М. : Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.
Сидельникова, Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. - М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 1999.
Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М. : Астрель, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс, 2007.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
Г. Усолье-Сибирское
Рекомендована ШМО учителей общественного цикла Протокол от _______№ _____ Руководитель ШМО ФИО Сороковикова О.Н. | Согласовано Зам.директора по НМР Мальцева С.В. _________________ | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «СОШ№15» _____________Г.В.Савченко Приказ МБОУ «СОШ №15» от___________ №_______ |
Рабочая программа
по предмету обществознание
класс10 А
на 2015-2016 учебный год
Составитель РП:
СороковиковаО,Н.
учитель истории
I квалификационная категория
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
- Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2014 года; - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17.12.2010 года; - Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ; - Федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях от 31.03.2014 года; - ПисьмаМинобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»; - ООП ООО МБОУ «СОШ №15»; - Положения о рабочей программе, разработанного в МБОУ «СОШ № 15»; - Устава образовательного учреждения МБОУ «СОШ № 15». - Авторской программы Л.Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л. Ф. Ивановой, А.И. Матвеева «Обществознание, 10-11 классы, базовый уровень /Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание: 6-11 классы»/. – М.: Просвещение, 2011.
Общая характеристика учебного курса.
Данная программа обеспечивает изучение курса обществознания учащимися 10-11 класса на базовом уровне. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
цели: - Развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; - воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Основные задачи учебного предмета:
1. Реализовать деятельностный и личностно- ориентированный подход в образовательном процессе.
2. Содействовать овладению учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, быть востребованными в повседневной жизни. 3. Осваивать основные понятия учебного предмета «Обществознание».
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения обществознания на базовом уровне обучающиеся должны Знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
характеризоватьосновные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оцениватьдействия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулироватьна основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Обществознание» в основной школе.
Важнейшие личностные результаты по обществознанию
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни через вовлечение школьников в активную деятельность, участие в различных социальных проектах, например: «Мы будущие избиратели»;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны, например через участие в экологических проектах;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и
уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями, наприме путем проведения встреч в ветеранами.
Метапредметные результаты в формируемые при изучении обществознания
• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) путем написание докладов, рефератов и т.п.;
• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей путем проведения ролевых игр;
• овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога через участие в дискуссиях, диспутах, конференциях;
• умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты по обществознанию
В познавательной сфере
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей, что обеспечивается самим содержанием курса;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности путем участия в различных социальных проектах;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
• давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей.
В ценностно-мотивационной сфере
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
В трудовой сфере
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних путем изучение Трудового кодекса;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества через участие в общественно-полезном труде, производственные экскурсии и т.п.
В эстетической сфере
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания через межпредметные связи с историей, искусством;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества путем проведения экскурсий в музеи.
В коммуникативной сфере
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации путем создания презетаций;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения путем проведения деловых игр;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов используя помощь психолога.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 136 учебных часа. В том числе: в X классе 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, тестового контроля
Учебно-методический комплект:
1. Авторская программа Л.Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л. Ф. Ивановой, А.И. Матвеева «Обществознание, 10-11 классы, базовый уровень /Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание: 6-11 классы»/. – М.: Просвещение, 2011.
2. Обществознание 10 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений: базовый уровень; под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой.-. М.: Просвещение, 2011;
3. С.Н. Степанько. Обществознание. 10 класс. Поурочные планы по учебнику под
редакцией Боголюбова Л.Н. Часть I
4. С.В. Краюшкина Тесты по обществознанию. 10 класс
Формы контроля
В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах:
- промежуточный контроль – индивидуальный устный, фронтальный опрос;
Взаимопроверка, самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
различные виды заданий (на соответствие, с выбором ответа, раскрытие смысла понятия и его приме-нение в заданном контексте; задание на конкретизацию теоретических положений);
виды работ, связанные с анализом текста (ответы на вопросы, вставить пропущенные слова, составле-ние плана);
тестирование - тематические тесты по изученному блоку;
написание эссе;
составление презентаций;
- итоговый контроль – тестовая работа по типу ЕГЭ.
в течение 2015-2016 учебного года, запланировано:
- 4 контрольных работ (по четвертям, включая итоговую);
- 5 тематические тесты по изученному блоку:
- Общество
- Духовная культура
- Социальная сфера
- Политическая сфера
- Право как особая система норм
Критерии оценки уровня достижений обучающихся по предмету.
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся
% выполнения | 0-35 | 36-60 | 61-85 | 86-100 |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Виды учебной деятельности |
1 | Общество | Групповая, парная, индивидуальная, игровая, совместная виды деятельности. Практические , творческие и проектные работы, экскурсии и др. |
2 | Человек | |
3 | Духовная культура | |
4 | Экономическая сфера | |
5 | Социальная сфера | |
6 | Политическая сфера | |
7 | Право как особая система норм | |
8 | Итоговое повторение |
Обществознание 10 класс (68 часов) Боголюбов Л.Н.
№ п/п | Раздел, тема урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата проведения | примечание | |
план | факт | ||||
1 | Что такое общество | Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятию «общество»; различать понятия «государство, общество, страна» и давать определения; объяснять сущность экономической сферы общества; объяснять сущность политической сферы общества; объяснять сущность духовной сферы жизни общества | |||
2 | Что такое общество | ||||
3 | Общество как сложная динамическая система | Знать основные положения по теме урока. Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, уметь работать с текстом учебника, выделять главное; решать проблемные вопросы; работать с материалами СМИ | |||
4 | Повторение по теме «Общество» | Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий | |||
Глава2. Человек | |||||
5 | Природа человека | Знать основные положения урока: что такое «природа» в узком и широком смысле слова; знать и применять разработанные человеком способы защиты природы. Уметь объяснять взаимосвязь человека, общества и природы;, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известны | |||
6 | Человек как духовное существо | Знать основные положения по теме урока. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий; характеризовать моральные ценности; объяснять сущность мировоззрения | |||
7 | Человек как духовное существо | ||||
8 | Деятельность - способ существования людей | Знать основные положения по теме урока. Уметь характеризовать основные черты деятельности; определять мотивы деятельности; раскрывать на примерах многообразие видов деятельности; определять взаимосвязь деятельности и сознания | |||
9 | Деятельность - способ существования людей | ||||
10 | Познание и знание | Знать основные положения по теме урока: проблема познаваемости мира; что такое наука; основные особенности научного мышления, что представляет собой знание и процесс познания. Связь свободы и необходимости Уметь объяснять сущность чувственного и рационального познания | |||
11 | Познание и знание | ||||
12 | Человек в системе социальных связей | Характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке. Объяснять в каких сферах происходит социализация личности в чём она выражается | |||
13 | Человек в системе социальных связей | ||||
14 | Контрольная работа | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы | |||
15 | Культура и духовная жизнь общества | Знать основные положения по теме урока. Уметь анализировать особенности культурных ценностей и объяснить сущность культурного наследия; делать выводы, отвечать на вопросы | |||
16 | Культура и духовная жизнь общества | ||||
17 | Наука и образование | Знать основные положения по теме урока, разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; разъяснят особенности правового статуса ученика современной школы | |||
18 | Наука и образование | Знать основные положения по теме урока | |||
19 | Мораль. Религия | Знать основные положения по теме урока. Иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме, тотемизме, магии и их проявлениях в истории человечества | |||
20 | Мораль. Религия | ||||
21 | Искусство и духовная жизнь | Знать основные положения по теме урока. Уметь объяснять, кто является субъектом художественной культуры; анализировать произведение искусства, определяя ценности, которыми оно обладает | |||
22 | Повторение по теме Духовная культура » | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы | |||
23 | Роль экономики в жизни общества | Знать основные положения по теме урока. Уметь разъяснять сущность основных понятий темы: экономика её роль в жизни общества | |||
24 | Роль экономики в жизни общества | Знать основные положения по теме урока. Уметь разъяснять сущность основных понятий темы | |||
25 | Экономическая культура | Знать основные положения по теме урока | |||
26 | Контрольная работа | Знать основные положения по теме. Понимать сущность информационных и человеческих ресурсов экономики, а также других факторов экономики. Уметь определять, каким должно быть поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере | |||
27 | Социальная структура общества
| Знать основные положения по теме урока. Уметь разъяснять, аппелируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества; анализировать социальный образ, имидж личности; уметь анализировать положение человека в обществе | |||
28 | Социальная структура общества
| ||||
29 | Социальная структура общества
| ||||
30 | Социальное взаимодействие | Знать основные положения по теме урока. Уметь определять последствия социальных конфликтов; объяснять социальные аспекты труда, сущность и значение культуры труда; анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни | |||
31 | Социальное взаимодействие | Знать основные положения по теме урока | |||
32 | Социальное взаимодействие | Знать основные положения по теме урока | |||
33 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | Знать: нормы и социальный контроль; самоконтроль Уметь приводить примеры, характеризующие виды социальных норм; определять причины отклоняющегося поведения; объяснять социальную опасность преступности | |||
35 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | ||||
36 | Нации и межнациональные отношения | ||||
37 | Нации и межнациональные отношения | Знать межнациональные отношения. Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства; пояснять сущность этноцентризма и его влияние на взаимоотношения с разными народами; анализировать этнические конфликты; уважительно относиться к представителям других национальностей | |||
38 | Семья и быт | Знать что такое семья с социологической точки зрения, какие могут быть семьи. Уметь описывать жизненный цикл семьи; анализировать мотивы и причины распада семей | |||
39 | Семья и быт | ||||
40 | Социальное развитие и молодежь | Знать актуальные проблемы нашего общества и молодежи; как изменяются социальные роли человека в молодые годыУметь характеризовать особенности молодежи как социальной группы | |||
41 | Повторение по теме Социальная сфера | Знать основные положения по теме. Уметь анализировать, делать выводы | |||
42 | Политика и власть | Знать формы проявления влияния в обществе; власть, ее виды. Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть | |||
43 | Политическая система | Знать политическую систему общества и роль государства в ней; основные признаки государства; основные функции государства; политический режим и его типы. | |||
44 | Политическая система | ||||
45 | Гражданское общество и правовое государство | Знать основные положения по теме урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | |||
48 | Гражданское общество и правовое государство | ||||
49 | Демократические выборы и политические партии | Знать, что представляет собой политическая система: определять сходство и различие мажоритарной и пропорциональной систем: типологии политических партий и их сущность | |||
50 | Демократические выборы и политические партии | ||||
51 | Контрольная работа | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы | |||
52 | Участие граждан в политической жизни | Знать, что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм. Уметь объяснять сущность активного и пассивного избирательного права | |||
53 | Повторение по теме Политическая сфера | Знать основные положения по теме. Уметь анализировать, делать выводы | |||
54 | Право в системе социальных норм | Знать чем отличаются подходы к определению права; общее в морали и праве; роль системы права в регулировании общественных отношений; Уметь объяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона | |||
55 | Право в системе социальных норм | ||||
56 | Источники права
| Знать основные положения по теме урока. Уметь пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права; | |||
57 | Правоотношения и правонарушения | Знать основные положения по теме урока. Уметь разъяснять сущность основных понятий темы; определять особенности правоотношений; определять особенности правонарушений; объяснять различие между проступком и преступлением; называть главные черты юридической ответственности | |||
59 | Правоотношения и правонарушения | ||||
60 | Современное российское законодательство
| Знать общие черты и специфика отраслей российского права; отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров; различие проступка и преступления | |||
61 | Современное российское законодательство
| ||||
62 | Предпосылки правомерного поведения | Знать что такое правосознание, его основные элементы; каким образом взаимодействуют право и правосознание; правомерное поведение и его признаки; предпосылки правомерного поведения | |||
63 | Общество в развитии | Знать основные положения по теме урока. Объяснять что такое процесс глобализации; | |||
64 | Общество в развитии | ||||
65 | Повторение по теме Право как особая система норм | Знать основные положения по теме. Уметь анализировать, делать выводы | |||
66 | Итоговая контрольная работа | Знать основные положения по разделам. Уметь анализировать, делать выводы | |||
67 | Итоговое повторение | Знать основные положения по разделам. Уметь анализировать, делать выводы | |||
68 | Резерв |
Материально – техническое и учебно-методического обеспечение
Технические средства обучения.
Персональное компьютерное место учителя
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, карт.
Цифровые образовательные ресурсы по обществознанию
Обществознание. 8 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: Новый диск, 2004.
Обществознание: глобальный мир в XXI веке: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.В.Поляков, В.В.Федоров, К.В.Симонов и др.]; под ред. Л.В.Полякова. – М..: Просвещение, 2008. [Электронный ресурс]. – М.Просвещение, 2008
Презентации по темам-32
Варианты тестовых заданий по каждой теме
Мультимедийные пособия.
1-С Репетитор «Обществознание» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Обществознание» 2010
Ресурсы Интернета:
Социально – гуманитарное и политологическое образование
http://www.humanities.edu.ru/index.html
Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе
http://www.teacher.syktsu.ru/05/liter/007.htm
Рекомендации участникам олимпиад по обществознанию
http://soc.rusolymp.ru/default.asp?artID=3673
http://window.edu.ru/window_catalog/files/r28086/prosv023.pdf
Методические приемы в гражданском образовании.
http://window.edu.ru/window_catalog/files/r41163/tlg04.pdf
Необычный задачник для обычного гражданина
http://window.edu.ru/window/library?p_rid=41176&p_rubr=2.1.16
Подборка ссылок на интересные аналитические и тематические статьи для педагогов
http://www.it-n.ru/resource.aspx?cat_no=239&page=4
Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики
http://www.socionet.ru - Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru - Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http://www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы Интернета – обществознание.
http://www/subscribe.ru/catalog/economics.education.edos6social - Обществознание в школе (дистанционное обучение)
http: //www.lenta.ru – актуальные новости общественной жизни.
http: //www.fom.ru – Фонд общественного мнения ( социологические исследования)
http: //www.ecsocman.edu.ru – Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.
http: // www.glossary.ru – Глоссарий по социальным наукам.
http: //www.ihtik.lib.ru/encycl/index.html – Энциклопедии, словари, справочники.
Обществознание: 8-11 классы: программное средство учебного назначения на основе мультимедия. – М., 2004.
ЛИТЕРАТУРА
Литература для учащихся
Автономов В. С. Введение в экономику.— М., 1998.
Гуревич П. С. Введение в философию.— М., 1997.
Кравченко А. И. Обществознание: 10—11 кл.— М., 2000.
Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб. пособие.— М., 1999.
Малышевский А.Ф. Введение в философию.— М., 1995, 1997, 1998.
Малышевский А. Ф. Мир человека.— М., 1997, 1998.
Никитин А. Ф. Основы государства и права: 10—11 кл.— М., 1999.
Обществознание: Пособие для поступающих в вузы/Под ред. В. В. Барабано-ва.— СПб., 2001.
Салыгин Е. Н., Салыгина Ю. Г. Обществознание. Человек в обществе: 10 кл.: Экспериментальный учебник.— М., 2001.
Литература для учителя
Андреева Г. М. Социальная психология.— М., 1998.
Барулин В. С. Социальная философия.— М., 1999.
Кармин А. С, Бернацкий Г. Г. Философия.— СПб., 2001.
Крапивенский С. Э. Социальная философия.— М., 1988.
Курс политологии: Учеб./Под ред. Г. Г. Грязновой.— М., 2002.
Общая социология-: Учеб. пособие/Под ред. А. Г. Эфендиева.— М., 2000.
Философия истории/Под ред. А. С. Панарина.— М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...