програма по биологи 5 класс ФГОС
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Ольга Борисовна Рыжова

Программа по биологии 5 класс Пасечник. Данный материал составлен с учетом новых требований

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmktp_5_klass_biologiya.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по биологии в 5 классе (ФГОС)

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, а также Программы основного общего образования по биологии. V класс. Авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова (Сборник нормативных документов. Биология). М.: «Дрофа», 2015г и  рассчитана на 35 учебных часов. 

В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов

Содержание курса биологии в 5 классе направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.

Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Изучение биологии в 5 классе направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции;. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.

Основное содержание программы.

Биология.

Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс

(35 часов, 1 час в неделю)

Введение (6 часов)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (7часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации 

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные работы

Устройство микроскопа. Рассматривание  препарата кожицы чешуи лука.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (9 часов)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов.  Строение  плесневого  гриба мукора.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь: 

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Раздел 3. Царство Растения (12 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

 Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные работы

Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь: 

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество  часов

В  том  числе

практические работы, экскурсий

лабораторных

работ

1.

Введение

6

1(экс.)

1 (пр. раб.)

2.

Раздел 1. Клеточное строение организмов

10

5

3.

Раздел 2. Царство Бактерии

2

4.

Раздел 3. Царство Грибы

5

1

5.

Раздел 4. Царство Растения

9

4

6. .

Резервные уроки

3

Итого

35

практических работы -1 экскурсии-1

лабораторных работ-10

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК:

1.        Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г.

2.        Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2012 г.

3.        Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.


Календарно-тематическое планирование

учебного предмета «Биология», 5 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Календарные

сроки

Основное содержание

Формы,

методы

Примечание (оборудование, контрольно-измерительные

материалы)

Плани

руемые

Фактические

Введение (6 часов)

  1. 1.

Биология — наука о живой природе .

Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук. эстетическое, культурно-историческое, практическое значение живых организмов.

Методы исследования в биологии

Методы познания в биологии: наблюдение,

эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.

Демонстрация

Приборы и оборудование

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого 

Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение

Среды обитания живых организмов

Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания.

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы

Экскурсия

Многообразие живых организмов

Осенние явления в жизни растений и животных

Практическая работа№ 1

«Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе»

Цели и задачи, организация экскурсии, правила поведения в природе. разнообразие растений родного края. листопадные и вечнозелёные растения. Приспособленность растений к условиям среды обитания.

Практическая работа№ 1

«Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе»

Образовательные результаты по разделу ВВЕДЕНИЕ

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащиеся должны знать:

-о многообразии живой природы;

царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

-основные методы исследования в биологии;

-признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ;

-экологические факторы;

-основные среды обитания;

-правила работы с микроскопом;

-правила ТБ.

Учащиеся должны уметь:

-определять понятия: «биология, «экология», «биосфера»;

-отличать живы организмы от неживых;

-пользоваться простыми биологическими приборами;

-характеризовать экологические факторы

Учащиеся должны уметь:

-составлять план текста;

-владеть таким видом изложения текста как повествование;

-под руководством учителя проводить наблюдения;

-оформлять отчет;

-получать биологическую информацию из разных источников;

-определять отношения объекта с другими объектами;

-определять существенные признаки объекта

формируется любовь и бережное отношение к природе, элементы экологической культуры, научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках живого от неживого.

РАЗДЕЛ 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов.

Лабораторная работа №1. «Устройство увеличительных приборов

Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом. Лабораторная работа №1. «Устройство увеличительных приборов

Строение клетки

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука Лабораторная работа№  2.  «Строение клеток кожицы чешуи лука»

Лабораторная работа№  2.  «Строение клеток кожицы чешуи лука»

Пластиды Лабораторная работа№3

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, шиповника

Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты Лабораторная работа№3

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, шиповника

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку Лабораторная работа№4

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи)

Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание).

Лабораторная работа№4

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи)

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие Деление клетки

Рост и развитие клеток.

Демонстрация

Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений

Генетический аппарат, ядро, хромосомы.

Демонстрация

Схемы и видеоматериалы о делении клетки

Понятие «ткань»

Ткань.

Демонстрация Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторная работа№5

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей

Лабораторная работа№5

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей

Обобщающий урок «Клеточное строение организмов»

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов

Образовательные результаты по разделу «Клеточное строение организмов»

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащиеся должны знать:

-строение клетки;

-химический состав клетки;

-основные процессы жизнедеятельности клетки;

-характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

-определять понятия «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «пластиды»;

- работать с лупой и микроскопом;

-готовить микропрепараты;

- распознавать различные виды тканей.

Учащиеся должны уметь:

-анализировать объекты под микроскопом;

-сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

-оформлять результаты лабораторной работы;

Формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток, строении клеток. Формируется познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований.

РАЗДЕЛ 2. Царство Бактерии (2 часа)

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение

Роль бактерий в природе и жизни человека

Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека

Образовательные результаты по разделу «Царство Бактерии»

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащиеся должны знать:

-строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

-разнообразие и распространение грибов;

Учащиеся должны уметь:

-выделять существенные признаки бактерий. -определять понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия».

-объяснять роль бактерий в природе и жизни человека;

Учащиеся должны уметь:

-работать с учебником и рабочей тетрадью и дидактическим материалом;

-составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Формируется интерес к предмету и положительная мотивация на основе проведения самостоятельного биологического исследования.

РАЗДЕЛ 3. Царство Грибы (5 часов)

Общая характеристика грибов

Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека

Шляпочные грибы

Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Плесневые грибы и дрожжи

Лабораторная работа №6

Особенности строения мукора и дрожжей

Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа №6

Особенности строения мукора и дрожжей

Грибы-паразиты

Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

Демонстрация 

Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.)

Обобщающий урок» Царство грибы»

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами

Образовательные результаты по разделу «Царство Грибы»

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащиеся должны знать:

- существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов;

-объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

-различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы;

- приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Учащиеся должны уметь:

- Готовить микропрепараты и наблюдать под микроскопом строение мукора и дрожжей.

-сравнивать увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением

-определять понятие «грибы-паразиты»;

-объяснять роль грибов-паразитов в природе и жизни человека;

-работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами

-проекты «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы)

Учащиеся должны уметь:

-развивать умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника;

-работать с учебником и рабочей тетрадью и дидактическим материалом;

-составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Формируется понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;

усваиваются правила безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью при отравлении ядовитыми грибами

РАЗДЕЛ 4. Царство Растения (9 часов)

Ботаника — наука о растениях

Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений.

Демонстрация 

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Одноклеточные водоросли.

Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей.

 

Многоклеточные водоросли. Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей

Лишайники

Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека

Мхи. Папоротники, хвощи, плауны

 Лабораторные работы№7,8

Строение мха (на местных видах)

Строение спороносящего хвоща

Строение спороносящего папоротника     

Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Лабораторные работы№7,8

Строение мха (на местных видах)

Строение спороносящего хвоща

Строение спороносящего папоротника

Голосеменные растения

Лабораторная работа№9

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов

Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана.

Лабораторная работа№9

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов

Покрытосеменные растения

Лабораторная работа №10

Строение цветкового растения

Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа №10

Строение цветкового растения

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира

Обобщающий урок

Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летнее задание.

Резервное время

Резервное время

Резервное время

Образовательные результаты по разделу «Царство Растения»

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащиеся должны знать:

-основные методы изучения растений4

-основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

-особенности строение и жизнедеятельности лишайников;

-роль растений в биосфере и жизни человека;

-происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

Учащиеся должны уметь:

-давать общую характеристику растительного мира;

-объяснить роль растений по биосфере;

- дать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

-объяснить происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

Учащиеся должны уметь:

-выполнять лабораторные работы;

-сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

-оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

-находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и  справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности. Формируется научное мировоззрение на основе сравнения высших растений и установления усложнений в их строении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая програма 1 класс ФГОС

Содержание программы учебного предметадля 1 классаОсновы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля...

рабочие програмы по биологии 6-9 классы

разработки рабочих програм...

Рабочая програма Музыка 1-4 класс (ФГОС)

Общая характеристика учебного предметаМузыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего ...

Рабочая програма Музыка 5-7 класс (ФГОС)

Рабочая программа по музыке для 5-7 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Примерной основной образоват...

Рабочая програма по биологии 5 класс ФГОС

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Абрахмановская  СОШ».Данная программа рассчитана на 1 год &ndash...

Рабочая програма по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии , базисного у...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...