Рабочая програма по биологии 5 класс ФГОС
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Мазарова  Марина Александровна

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Абрахмановская  СОШ».

Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе - 35 часов  (1ч в неделю).

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_klass.docx43.79 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «АБДРАХМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

АЛЬМЕТЬЕСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

                    «Рассмотрено»                                         «Согласовано»                                                        «Утверждаю»

                    Руководитель    МО                            Заместитель директора по УР                                            Директор

                             _______________                МБОУ Абдрахмановской СОШ                   МБОУ Абдрахмановской СОШ

                Протокол №_____                              ______________Ямалтдинова К.Х.                   ___________ Миннахметова А.А.

                    от «_____» ________201__г.               «______» ____________ 201__г.                        Приказ

                                                                                                                                                     №______ от «______» ________201__г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по биологии  в 5  классе

учителя

Мазаровой Марины Александровны

Принято на заседании

Педагогического совета

Протокол № _______

от «_____» __________201__г.

2018- 209 учебный год

с.Абдрахманово


Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии , базисного учебного плана , на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Место курса «Биология» 5 класс в учебном плане.

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Абрахмановская  СОШ».

Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе - 35 часов  (1ч в неделю).

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Планируемые результаты освоения программы курса «Биология» в 5 классе.

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность

научиться

Введение

Клеточное строение организмов

Царство Бактерии

Царство Грибы

Царство Растения

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

:

– объяснять значение живых

организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

осознановать роль  жизни;

 рассмотреть  биологические процессы в развития;

 использовать биологические знания в быту

объяснять мир с точки зрения биологии;

понимать смысл биологических терминов;

оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Содержание учебного предмета

Название

раздела

Краткое содержание

Количество часов

Введение

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

6 часов

Клеточное строение организмов

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ  в  клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

Изучение клеток растения с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

6 часов

Царство Бактерии

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

3 часа

Царство Грибы

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Строение плесневого гриба мукора.

Строение дрожжей.

5 часов

Царство Растения

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зеленых водорослей.

Строение мха (на местных видах).

Строение спороносящего хвоща.

Строение спороносящего папоротника.

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

15 часов

Календарно-тематическое планирование

УМК (В.В. Пасечник, Биология 5 класс; 2017)

Изучаемый раздел, тема урока

Количество часов

Виды учебной

деятельности

Календарные сроки

Планируемые

сроки

Фактические

Сроки

ВВДЕНИЕ

6 ч

 Биология — наука о живой природе

 1ч

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений

 своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой;

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

.Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала.

Наблюдение за демонстрациями учителя.

Просмотр учебных фильмов.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Изучение устройства приборов Анализ проблемных ситуаций..

Решение экспериментальных задач.

Работа с раздаточным материалом.

Сбор и классификация коллекционного материала.

Постановка опытов для демонстрации классу.

Постановка фронтальных опытов.

Выполнение фронтальных лабораторных работ.

Выполнение работ практикума.

Разработка новых вариантов опыта.

Проведение исследовательского эксперимента.

3.09

 Методы исследования в биологии

 1ч

10.09.2018

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

 1ч

17.09. 2018

Среды обитания живых организмов.        

 1 ч

24.09. 2018

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

        

1 ч

1.10. 2018

Контрольный тест №1

1 ч

8.10. 2018

Клеточное строение организмов

6

Устройство увеличительных приборов

Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.»

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений

 своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой;

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

.Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала.

Наблюдение за демонстрациями учителя.

15.10. 2018

Строение клетки Л.р.№2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.»

22.10. 2018

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

29.10. 2018

Жизнедеятельность клетки:  ее деление и рост. Л.р.№3 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.»

Просмотр учебных фильмов.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Изучение устройства приборов Анализ проблемных ситуаций..

Решение экспериментальных задач.

Работа с раздаточным материалом.

Сбор и классификация коллекционного материала.

Постановка опытов для демонстрации классу.

Постановка фронтальных опытов.

Выполнение фронтальных лабораторных работ.

Выполнение работ практикума.

Разработка новых вариантов опыта.

Проведение исследовательского эксперимента.

12.11.2018

Понятие «ткань» Л.р.№4 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

19.11.2018

Контрольный тест №2

26.11. 2018

« Царство Бактерии»

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений

 своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой;

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

.Выполнение заданий по разграничению понятий.

3.12. 2018

Роль бактерий в природе и жизни человека

10.12. 2018

Контрольный тест №3

17.12. 2018

«Царство Грибы "

5

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений

 своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой;

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

.Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала.

Наблюдение за демонстрациями учителя.

Просмотр учебных фильмов.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Изучение устройства приборов Анализ проблемных ситуаций..

24.12. 2018

Шляпочные грибы. Л.р.№5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов.

14.01. 2019

Плесневые грибы и дрожжи. Л.р.№6 « Изучение  особенностей строение плесневого гриба мукора и дрожжей.».

21.01. 2019

Грибы-паразиты

28.01. 2019

Контрольный тест №4

4.02. 2019

Царство Растения

14 часов

Ботаника — наука о растениях

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений

 своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой;

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

.Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала.

Наблюдение за демонстрациями учителя.

Просмотр учебных фильмов.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Изучение устройства приборов Анализ проблемных ситуаций..

Решение экспериментальных задач.

Работа с раздаточным материалом.

Сбор и классификация коллекционного материала.

Постановка опытов для демонстрации классу.

Постановка фронтальных опытов.

Выполнение фронтальных лабораторных работ.

Выполнение работ практикума.

Разработка новых вариантов опыта.

Проведение исследовательского эксперимента.

11.02.2019

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Л.р.№7 «Строение зеленых водорослей.»

18.02. 2019

Контрольный тест №5

25.02.2019

Лишайники

4.03.2019

Мхи Л.р.№8 «Строение мха (на местных видах).»

11.03. 2019

Папоротники, хвощи, плауны.

Л.р.№9« Строение спороносящего хвоща и спороносящего папоротника»

18.03.2019

Многообразие споровых растений, их значение в природе и жизни человека.

1.04.2019

Голосеменные растения.

Л.р.№10 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

8.04.2019

Многообразие голосеменных.

15.04.2019

Покрытосеменные растения

22.04.2019

Многообразие покрытосеменных

29.04.2019

Происхождение растений

6.05.2019

Основные этапы развития растительного

мира

13.05.2019

Итоговый тест

20.05.2019

Резерв

27.05.2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

рабочие програмы по биологии 6-9 классы

разработки рабочих програм...

рабочая програма для 7 класса УМК"NEW MILLENNIUM ENGLISH", автор Гроза О.Л.

Данный материал содержит рабочую программу для 7 классаУМК"NEW MILLENNIUM ENGLISH", автор Гроза О.Л., также календарно- тематическое планирование на 2013-2014 учебный год....

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа по биологии по ФГОС

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, для основного общего образования 5-9 кл., на основе авторской программы Пасечника В.В....

Рабочая програма по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии , базисного у...