Рабочая програма по биологии 5 класс ФГОС
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Абрахмановская СОШ».
Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе - 35 часов (1ч в неделю).
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass.docx | 43.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «АБДРАХМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
АЛЬМЕТЬЕСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора по УР Директор
_______________ МБОУ Абдрахмановской СОШ МБОУ Абдрахмановской СОШ
Протокол №_____ ______________Ямалтдинова К.Х. ___________ Миннахметова А.А.
от «_____» ________201__г. «______» ____________ 201__г. Приказ
№______ от «______» ________201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии в 5 классе
учителя
Мазаровой Марины Александровны
Принято на заседании
Педагогического совета
Протокол № _______
от «_____» __________201__г.
2018- 209 учебный год
с.Абдрахманово
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии , базисного учебного плана , на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Место курса «Биология» 5 класс в учебном плане.
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Абрахмановская СОШ».
Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе - 35 часов (1ч в неделю).
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Планируемые результаты освоения программы курса «Биология» в 5 классе.
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
ученик научится | ученик получит возможность научиться | |||
Введение Клеточное строение организмов Царство Бактерии Царство Грибы Царство Растения | – определять роль в природе различных групп организмов; – объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы. – приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; – находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; – объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов. : – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека. – перечислять отличительные свойства живого; – различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); – определять основные органы растений (части клетки); – объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); – характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы; – проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов. – использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены; – различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности. | осознановать роль жизни; рассмотреть биологические процессы в развития; использовать биологические знания в быту объяснять мир с точки зрения биологии; понимать смысл биологических терминов; оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни: | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
|
Содержание учебного предмета
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Введение | Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Лабораторные и практические работы Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений. Экскурсии Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. | 6 часов |
Клеточное строение организмов | Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». Демонстрация Микропрепараты различных растительных тканей. Лабораторные и практические работы Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей. | 6 часов |
Царство Бактерии | Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. | 3 часа |
Царство Грибы | Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. Демонстрация Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья). Лабораторные и практические работы Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей. | 5 часов |
Царство Растения | Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений. Лабораторные и практические работы Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). | 15 часов |
Календарно-тематическое планирование
УМК (В.В. Пасечник, Биология 5 класс; 2017)
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов | Виды учебной деятельности | Календарные сроки | |
Планируемые сроки | Фактические Сроки | ||||
ВВДЕНИЕ | 6 ч | ||||
Биология — наука о живой природе | 1ч | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой; Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. .Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Наблюдение за демонстрациями учителя. Просмотр учебных фильмов. Анализ графиков, таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений. Изучение устройства приборов Анализ проблемных ситуаций.. Решение экспериментальных задач. Работа с раздаточным материалом. Сбор и классификация коллекционного материала. Постановка опытов для демонстрации классу. Постановка фронтальных опытов. Выполнение фронтальных лабораторных работ. Выполнение работ практикума. Разработка новых вариантов опыта. Проведение исследовательского эксперимента. | 3.09 | ||
Методы исследования в биологии | 1ч | 10.09.2018 | |||
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого | 1ч | 17.09. 2018 | |||
Среды обитания живых организмов. | 1 ч | 24.09. 2018 | |||
Экологические факторы и их влияние на живые организмы
| 1 ч | 1.10. 2018 | |||
Контрольный тест №1 | 1 ч | 8.10. 2018 | |||
Клеточное строение организмов | 6 | ||||
Устройство увеличительных приборов Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.» | 1ч | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой; Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. .Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Наблюдение за демонстрациями учителя. | 15.10. 2018 | ||
Строение клетки Л.р.№2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.» | 1ч | 22.10. 2018 | |||
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | 1ч | 29.10. 2018 | |||
Жизнедеятельность клетки: ее деление и рост. Л.р.№3 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.» | 1ч | Просмотр учебных фильмов. Анализ графиков, таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений. Изучение устройства приборов Анализ проблемных ситуаций.. Решение экспериментальных задач. Работа с раздаточным материалом. Сбор и классификация коллекционного материала. Постановка опытов для демонстрации классу. Постановка фронтальных опытов. Выполнение фронтальных лабораторных работ. Выполнение работ практикума. Разработка новых вариантов опыта. Проведение исследовательского эксперимента. | 12.11.2018 | ||
Понятие «ткань» Л.р.№4 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» | 1ч | 19.11.2018 | |||
Контрольный тест №2 | 1ч | 26.11. 2018 | |||
« Царство Бактерии» | 3ч | ||||
Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. | 1ч | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой; Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. .Выполнение заданий по разграничению понятий. | 3.12. 2018 | ||
Роль бактерий в природе и жизни человека | 1ч | 10.12. 2018 | |||
Контрольный тест №3 | 1ч | 17.12. 2018 | |||
«Царство Грибы " | 5 | ||||
Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. | 1ч | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой; Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. .Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Наблюдение за демонстрациями учителя. Просмотр учебных фильмов. Анализ графиков, таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений. Изучение устройства приборов Анализ проблемных ситуаций.. | 24.12. 2018 | ||
Шляпочные грибы. Л.р.№5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов. | 1ч | 14.01. 2019 | |||
Плесневые грибы и дрожжи. Л.р.№6 « Изучение особенностей строение плесневого гриба мукора и дрожжей.». | 1ч | 21.01. 2019 | |||
Грибы-паразиты | 1ч | 28.01. 2019 | |||
Контрольный тест №4 | 1ч | 4.02. 2019 | |||
Царство Растения | 14 часов | ||||
Ботаника — наука о растениях | 1ч | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой; Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. .Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Наблюдение за демонстрациями учителя. Просмотр учебных фильмов. Анализ графиков, таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений. Изучение устройства приборов Анализ проблемных ситуаций.. Решение экспериментальных задач. Работа с раздаточным материалом. Сбор и классификация коллекционного материала. Постановка опытов для демонстрации классу. Постановка фронтальных опытов. Выполнение фронтальных лабораторных работ. Выполнение работ практикума. Разработка новых вариантов опыта. Проведение исследовательского эксперимента. | 11.02.2019 | ||
Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Л.р.№7 «Строение зеленых водорослей.» | 1ч | 18.02. 2019 | |||
Контрольный тест №5 | 1ч | 25.02.2019 | |||
Лишайники | 1ч | 4.03.2019 | |||
Мхи Л.р.№8 «Строение мха (на местных видах).» | 1ч | 11.03. 2019 | |||
Папоротники, хвощи, плауны. Л.р.№9« Строение спороносящего хвоща и спороносящего папоротника» | 1ч | 18.03.2019 | |||
Многообразие споровых растений, их значение в природе и жизни человека. | 1ч | 1.04.2019 | |||
Голосеменные растения. Л.р.№10 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» | 1ч | 8.04.2019 | |||
Многообразие голосеменных. | 1ч | 15.04.2019 | |||
Покрытосеменные растения | 1ч | 22.04.2019 | |||
Многообразие покрытосеменных | 1ч | 29.04.2019 | |||
Происхождение растений | 1ч | 6.05.2019 | |||
Основные этапы развития растительного мира | 1ч | 13.05.2019 | |||
Итоговый тест | 1ч | 20.05.2019 | |||
Резерв | 1ч | 27.05.2019 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
рабочие програмы по биологии 6-9 классы
разработки рабочих програм...
рабочая програма для 7 класса УМК"NEW MILLENNIUM ENGLISH", автор Гроза О.Л.
Данный материал содержит рабочую программу для 7 классаУМК"NEW MILLENNIUM ENGLISH", автор Гроза О.Л., также календарно- тематическое планирование на 2013-2014 учебный год....
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа по биологии по ФГОС
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, для основного общего образования 5-9 кл., на основе авторской программы Пасечника В.В....
Рабочая програма по биологии 6 класс ФГОС
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии , базисного у...