Рабочая программа по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему
Программа по УМК Пасечник, 1 час в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_biologiya_11_kl_pasechnik.docx | 42.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность биология как учебного предмета вносит существенный вклад в формирование у обучающихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у обучающихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству обучающихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.
Ц е л и.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Рабочая программа составлена на основе:
- Приказа Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об
утверждении федерального компонента государственные образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» ;
- Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего
образования по химии (базовый уровень) // Сборник нормативных документов. Биология / М.: Просвещение, 2009;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования
и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-20134 учебный год, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва;
- Программы общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 классы. Авт. Г.М.
Пальдяева Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Базовый уровень 2-е изд., М. : Дрофа , 2010. – 92с.
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ
учебных курсов, предметов, дисциплин МБОУ гимназия № 9 г. Свободного, реализующего образовательные программы общего образования.
Сведения о программе
Данная рабочая программа составлена на базе Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии и авторской программы, реализованные в учебниках, созданных под руководством В.В. Пасечника, автор-составитель Г.М. Пальдяева. Программа разработана с таким расчетом, чтобы обучающиеся приобрели достаточные знания биологии. Плотность подачи материала позволяет изложить обширный материал качественно и логично. Значительное количество времени отводится на самостоятельную работу
Обоснование выбора
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов биологии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. Важнейшие особенности данной программ:
- Увеличение объема экологического содержания за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала;
- Усиление внимания к биологическому разнообразию как исключительной ценности органического мира; к изучению живой природы России и бережному отношению к ней;
- Усиление внимания к идеям эволюции органического мира, о взаимосвязях и зависимостях в структуре и жизнедеятельности биологических систем разных уровней организации; к идеям устойчивого развития природы и общества;
Информация о внесенных изменениях
- Тема «История эволюционных идей» сокращена на 2 часа, так как этот материал изучен обучающимися в 9 классе и затруднений при изучении не вызывает.
- Тема «Современное эволюционное учение» увеличено на 3 часа за счет сокращения предыдущей темы и 1 час следующей темы. Эти вопросы наиболее тяжело воспринимаются обучающимися.
- Тема «Происхождение жизни на Земле» сокращено на 1 час, так как
- В разделе «Экосистемы» объединены темы 5.1 и 5.2 «Экологические факторы» и «Структура экосистем» объединены в одну под названием «Экология» и увеличены на 1 час, так предмета Экология в учебном плане нет, и эти вопросы обучающиеся изучают на уроках биологии.
- Изучения материала о глобальной экосистеме и экологических проблемах человечества объединено в тему «Биосфера и человек» и увеличено на 2 часа за счет резервного времени.
Определение места и роли учебного курса
Биология является одним из ведущих предметов естественнонаучного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Без неё невозможно обеспечение здорового образа жизни и сохранение окружающей среды – места жизни всего человечества
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у обучающихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция.
Количестве учебных часов 34 - 1 час в неделю в том числе: количестве часов для проведения контрольных 3 часа, лабораторных и практических работ 6 часов
Формы организации образовательного процесса;
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, исследовательские работы, проекты.
Технологии обучения
Программа была создана на основе результатов экспериментов по внедрению в школьную практику технологии системно-деятельностного метода. Данная рабочая программа может быть реализована при использовании и элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, технология веб-квест, метод интеллектуальных карт и опорный конспект, информационные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса.
Механизм формирования ключевых компетенций
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства.;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умение сравнивать объекты, анализировать, оценивать, классифицировать полученные знания;
умение наблюдать и описывать полученные результаты, проводить элементарный биологический эксперимент;
исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
Виды и формы контроля
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, контрольная работа, тестирование, письменные и т.д.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Крупные темы, разделы завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Планируемый уровень подготовки выпускников
«Требования к уровню подготовки обучающихся» полностью соответствует требованиям, установленным федеральными государственными образовательными стандартами. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися. Обучающиеся должны понимать смысл изучаемых биологических понятий и законов.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять результаты наблюдений и экспериментов, описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие биологии, представлять результаты с помощью таблиц, схем. Приводить примеры практического использования знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии на базовом уровне обучающийся должен:
знать/понимать
- Основные положения биологических теорий (клеточная. Эволюционная теория Ч, Дарвина; (учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
- Строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом; вида и экосистем (структура)
- Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;
- Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки
- Биологическую символику и терминологию
Уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы; родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивость и смены экосистем; необходимость сохранения многообразиям видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания)
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособление организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах Амурской области;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы Амурской области), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения:
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождение жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на юбиологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурасах) и критически оценивать ее;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказание первой помощи при простудных заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонировании, искусственное оплодотворение)
УМК
Учебник
Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник: «Общая биология. 10-11 кл.» Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2005 .
Методический комплекс:
Биология 10, 11 класс поурочные разработки по учебнику А.А.Каменского Е.А. Криксунова, , В.В. Пасечника/ авт.-сост. Г.В. Чередникова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207 с.: ил «Общая биология. 10-11 кл.» - М., Дрофа. 2005
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел Вид | 20 | ||
Тема История эволюционных идей | 2 | Тест «Эволюционное учение» | |
Тема Современное эволюционное учение | 12 | Самостоятельная работа «Движущие силы эволюции» Зачет «Эволюционное учение | |
Тема Происхождение жизни на Земле | 2 | ||
Тема Происхождение человека | 4 | Зачет «Антропогенез» | |
Раздел Экосистемы | 14 | ||
Тема Экология | 8 | Биологический диктант «понятия экологии | |
Тема Биосфера и человек | 7 | ||
Зачет «Основы экологии. Эволюция биосферы и человек» | 1 | Зачет «Основы экологии .Эволюция биосферы и человек» | |
ВСЕГО ЗА 11 КЛАСС | 34 | ||
Содержание программы (34 часа)
11 класс
РАЗДЕЛ 1 ВИД (20 ЧАСОВ)
Тема 4.1
История эволюционных идей (2 часа)
История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея и Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Тема 4.2
Современное эволюционное учение (12 часов)
Вид, его критерии. Популяция –структурная единица вида.. единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.
Тема 4.3
Происхождение жизни на Земле (2 часа)
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Тема 4.4
Происхождение человека (4 часа)
Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.
- Демонстрация
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Критерии вида», «Популяция – структурная единица вида», «Движущие силы эволюции», «Возникновение и многообразие приспособлений у организмов». «Образование новых видов в природе», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира», Движущие силы антропогенеза», «Происхождение человека», «Происхождение человеческих рас»
- Лабораторные и практические работы
«Описание особей по морфологическому критерию
Выявление у организмов приспособлений к среде обитания»
Обучающиеся должны знать, понимать, уметь: Знать основные положения теории эволюции.; вклад Линнея, Ламарка, Ч. Дарвина в развитие эволюционных идей. Знать у уметь объяснять и приводить примеры основных движущих сил эволюции – наследственной изменчивости, естественный отбор, борьба за существование. Уметь объяснять процессы макроэволюции. Знать основные формы и направления. Эволюции. Иметь представление об эволюции растений и животных. Анализировать усложнение строения и организации живых организмов. Понимать сущность видообразования и филетической эволюции. Уметь объяснять вид как биологическую систему, отличать и приводить примеры критериев вида. Объяснять сущность аллопатрического и симпатрического видообразования.
Раздел 5 Экосистемы (14 часов)
Тема 5.1
Экология (8 часов)
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены косистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.
Тема 5.4
Биосфера и человек (7 часов)
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
- Демонстрация
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Экологические факторы и пути их влияния на организмы», «Биологические ритмы», «Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз», «Ярусность растительного сообщества», «Пищевые цепи»», «Экологическая пирамида», «Агроэкосистема», «Биосфера», «Круговорот углерода в биосфере», «Глобальные экологические проблемы», «Последствия деятельности человека в окружающей среде», «Биосфера и человек», «Заповедники и заказники России»
- Лабораторные и практические работы
Сравнительная характеристика природных экосистем и агросистем»
Составление схем передачи веществ и энергии (цепец питания)
Решение экологических задач
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
- Экскурсия
Естественные и искусственные экосистемы
1 час резервного времени
Обучающиеся должны знать, понимать, уметь: осознавать роль антропогенного воздействия на природу. Иметь представление о биологических факторах, о биосфере, о ее структуре. Уметь составлять цепи питания. Знать типы взаимоотношений между организмами, виды факторов среды. Знать виды сукцессий и уметь их объяснять.
Объяснять причины круговорота веществ и энергии в биосфере. Знать термины биосистема, таксон, классификация, систематика. экосистема, биогеоценоз, цепи питания, продуценты, редуценты, консументы, агросистема. Уметь составлять пищевые цепи, объяснять роль продуцентов, консументов, редуцентов в живой природе; составлять схемы передачи веществ и энергии, составлять экологические пирамиды, решать экологические задачи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...