Витамины конспект урока по биологии в 8 кл
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Очень важно знать каждому о роли витаминов в организме . В работе представлены конспект урока, таблица ,тест, памятка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vitaminy_urok.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по биологии в 8 классе.
Тема: Витамины и их роль в организме человека.
Цель: познакомить учащихся с понятием «витамины», определить содержание их в продуктах питания и роли для жизни человека.
Задачи: а) образовательная: углубить и обобщить знания о значении витаминов; содержания их в продуктах питания; условиях сохранения и правилах приема витаминных препаратов; роли витаминов в обмене веществ.
б) развивающая: развивать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; умение обсуждать проблемные вопросы и делать выводы;
в) воспитательная: формирование положительной мотивации на восприятие нового материала, познавательной активности на уроке, понимать важность сохранения своего здоровья.
Оборудование: учебник, таблица «Суточные нормы витаминов», презентация «Витамины», компьютер и мультимедиа для демонстрации презентации, листы с вопросами и тестовыми заданиями для закрепления материала.
Тип урока: проблемное обучение
Ход урока.
I. Мотивация Дорогие учащиеся! Я рада встрече с вами. Пожелаем друг другу успехов. Думаем только о хорошем. Давно доказано: хорошие мысли прибавляют здоровья.
II. Актуализация знаний.
Вы, конечно, наслышаны о витаминах. А знаете ли вы, что такие состояния, как депрессия, сонливость, потливость, вялость - это результат нехватки витаминов? А всем так хочется быть бодрыми и здоровыми. А для этого необходимо знать о роли витаминов для организма.
III. Этап целеполагания ( совместно с учащимися)
Нам следует выяснить: какие бывают витамины, их роли для организма, какие болезни развиваются при недостатке витаминов.
III. Изложение нового материала.
1. История открытия витаминов.
Витамины были открыты нашим соотечественником Н.И. Луниным. В 1881 г. он провел оригинальный эксперимент. Он взял две группы мышей и поместил их в одинаковые условия, но кормил по- разному: одних – натуральным молоком, других – искусственной смесью, в которой содержались все необходимые вещества (белки, жиры, углеводы), причем в том же соотношении, что и в молоке.
Вскоре мыши второй группы перестали расти, теряли в весе и погибали. Значит, предположил ученый, существуют ещё какие-то вещества, которые он не включил в свою смесь.
Позже, в 1911 г, польскому ученому Казимиру Функу удалось получить из рисовых отрубей вещество, которое излечивало от паралича голубей, питавшихся очищенным рисом. Он дал ему название витамин (от лат. «вита»- жизненный).
2. Что такое витамины? Что между ними общего?
Витамины - это низкомолекулярные вещества, обладающие большой биологической активностью. Действие их проявляется в малых количествах и выражается в регулировании процессов обмена веществ.
3. Классификация витаминов.
Водорастворимые – С, РР, Н, группы В.
Жирорастворимые – А, D, Е, К.
4. Что такое авитаминоз и гиповитаминоз? Назовите причины авитаминоза и гиповитаминоза.
Витамины входят в состав молекул многих ферментов и некоторых физиологически активных веществ, поэтому при их отсутствии - авитаминозе или недостатке - гиповитаминозе нарушаются синтез ферментов и обмен веществ, вследствие чего развиваются тяжелые заболевания.
Витамины в основном непрочные соединения: они быстро разрушаются при нагревании пищевых продуктов. Натуральные витамины содержатся в продуктах растительного и животного происхождения и, за редким исключением (витамин С), не синтезируются в организме человека.
Избыточное поступление витаминов в организм вызывает состояние, которое называется гипервитаминозом. Обычно это наблюдается при употреблении синтетических препаратов витаминов и сопровождается самыми разнообразными признаками отравления. Наиболее токсичными являются витамины А и D которые часто дают маленьким детям. Иногда гипервитаминоз А возникает при приеме в пищу продуктов, содержащих большое количество этого витамина (овощи, печень морских животных). Из водорастворимых витаминов наиболее токсичным является витамин B1, большие дозы которого могут приводить к сильным аллергическим реакциям. При длительном приеме витамина B6 может наблюдаться повышение свертываемости крови.
5. Свойства витаминов (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?). Изучить таблицу ( работа в парах)
Витамины
Нутриенты | Суточная потребность | Роль в организме | Источник | Проявления недостаточного потребления |
С аскорбиновая кислота | 50-100 мг | Стимулирует защитные силы организма | Лимон , капуста , сладкий перец, черная смородина | Быстрая утомляемость, усталость , сниженный иммунитет, особенно к простудным заболеваниям, хрупкость кровеносных сосудов( частые синяки на коже, кровоточивость десен, ) , плохое заживление порезов, ран, нарушение усвоения железа, в тяжелых случаях цинга. |
B1 Тиамин | 1,4-2,4 мг | Обеспечивает энергией нервную и мышечную системы | Свинина , телятина, хлеб из муки грубого помола | Ухудшение аппетита и сна , повышенная раздражимость, быстрая утомляемость, мышечная слабость, нарушение работы сердца, отеки |
В2 Рибофлавин | 1,5-3,0 мг | Обеспечивает организм энергией,важен для восприятия глазом различных цветов | Молоко, сыр, творог, печень | Трещины на губах и в углах рта, воспалительные изменения кожи, (дерматит), малокровие(анемия), светобоязнь, нарушение восприятия различных цветов |
В6 пиридоксин | 2,0-2,2 мг | Важен для деятельности нервной системы, отвечает за состояние кожи, волос, ногтей | Почки, говядина , бананы | Потеря аппетита, раздражительность, нервные срывы, депрессивное состояние, изменения слизистой оболочки языка, , кожи (дерматиты), повышенная склонность к кариесу зубов, ухудшение кроветворения, малокровие (анемия) |
В12 Цианокобаламин | 2-5 мг | Необходим для кроветворения и нормального развития нервных волокон | Мясо, рыба, молоко, творог | Слабость, быстрая утомляемость, головокружение, сердцебиение, малокровие, дегенеративные изменения нервной системы |
В5 Пантотеновая кислота | Важна для усвоения жиров и углеводов | Икра, мясо, яйца, горох ( стручки) | Жжение в стопах, упадок сил, усталость, шелушение кожи, поседение и выпадение волос, желудочно – кишечные расстройства | |
В9 Фолиевая кислота | 0,2-0,5 мг | Участвует в процессе кровотворения , необходима для нормального развития всех органов и тканей | Петрушка, салат, капуста брокколи | Слабость, быстрая утомляемость, малокровие, нарушение рабты желудочно – кишечного тракта, расстройства стула. У женщин тяжелые нарушения развития плода во время беременности, появление на свет детей с различными уродствами |
РР Ниацин | 15,0-25,0 мг | Участвует в обмене углеводов и обеспечении организма энергией | Печень, мясо, рыба, хлеб из муки грубого помола | Вялость, апатия, потеря аппетита, сна, нервозность, быстрая утомляемость, расстройства стула, бледность, сухость кожи, воспалительные изменения кожи под действием света ( фотодерматозы), сердцебиение, головокружение, истощение организма, болезненная потеря веса, психические расстройства |
D3 кальциферол | 2,5-10 мг | Необходим для роста и правильного развития костей и зубов | Рыбий жир, яйца, солнечный свет, | Повышенная нервная возбудимость и склонность к судорогам мышц, особенно, икроножных. Нарушение роста костей и зубов. Склонность к переломам костей и их медленное срастание. Боли в костях. |
Е токоферол | Защищает организм от воздействия вредных факторов среды | Растительное масло, орехи, гречневая крупа | Повышенная склонность к разрушению красных кровяных клеток крови, анемия, мышечная слабость | |
К Нафтохинон | Участвует в свертывании крови | Капуста, томаты, печень | Ухудшение свертываемости крови , склонность к кровотечениям | |
Н Биотин | 0,1-0,3 мг | Важен для синтеза угеводов и жиров | Печень, арахис, бобы | Бледность и шелушение кожи, вялость, сонливость, тошнота, потеря аппетита, выпадение волос, боли в мышцах |
А Ретинол | 0,5-2.5 мг | Обеспечивает остроту зрения, поддерживает иммунную систему | Сливочное масло, икра, молоко, сливки | Снижение остроты зрения, особенно в сумерках, истончение, сухость, шелушение кожи, угревая сыпь, фурункулез, нарушение структуры и роста волос, сниженный иммунитет, склонность к бронхолегочным простудным заболеваниям, изменения роговицы глаз, в тяжелых случаях - слепота |
Бета - каротин | Поддерживает в активном состоянии иммунную систему | Овощи, фрукты, огородная зелень | Сниженный иммунитет, склонность к простудным заболеваниям, нарушение образования витамина А |
6. Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах.
Для сохранения витаминов в приготовляемой пище необходимо знать, что высокая температура разрушает витамин С и значительно снижает содержание витаминов группы В. Одним из лучших методов сохранения продуктов со сравнительно небольшими потерями витаминов является консервирование с помощью низкой температуры, т. е. путем охлаждения и замораживания.
Охлаждение предусматривает поддержание в толще продукта температуры в пределах 0...+4°С. Замораживание связано с образованием в цитоплазме клеток кристаллов льда. Особенно ценным является метод быстрого замораживания продуктов, так как при этом хорошо сохраняются витамины. В этом случае нужно также использовать быстрое размораживание.
Обычная естественная (солнечная) сушка продуктов сопровождается значительным разрушением витаминов. В наибольшей степени обеспечивает сохранность витаминов вакуумная сушка. Она проводится в условиях разрежения при температуре не выше 50 °С.
Одним из способов сохранения витаминов является квашение продуктов, когда в процессе молочнокислого брожения образуется молочная кислота, способствующая сохранению в заквашиваемых продуктах витамина С.
7. Почему витамины нельзя отнести к питательным веществам?
Питательные вещества - это органические соединения, которые являются для организма источником энергии и строительным материалом. Основными питательными веществами являются белки, жиры и углеводы. Помимо этого важную роль в питании человека играют органические кислоты, витамины, минеральные соли и вода, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность организма.
Витамины - это низкомолекулярные вещества, обладающие большой биологической активностью. Действие их проявляется в малых количествах и выражается в регулировании процессов обмена веществ.
8. Источники поступления витаминов в организм человека? Необходимые дозы витаминов.
Здоровое питание населения является одним из важнейших условий здоровья нации. Массовые обследования, проведённые Институтом питания РАМН, свидетельствуют о дефиците витаминов у большей части населения России. Наиболее эффективный способ витаминной профилактики - обогащение витаминами массовых продуктов питания.
Витаминизация (иногда в комплексе с обогащением минеральными микроэлементами) позволяет повысить качество пищевых продуктов, сократить расходы на медицину, обеспечить социально незащищённые слои населения витаминами, восполнить их потери, происходящие при получении пищевого продукта на стадиях технологического процесса или кулинарной обработки. При этом необходимы следующие решения:
а) выбор подходящего продукта для витаминизации
б) определение уровня витаминизации
в) разработка системы контроля
Большинство витаминов быстро разрушается в организме, и поэтому необходимо постоянное их поступление извне. Количество витаминов, ежедневный прием которых необходим для нормального развития организма и предупреждения гипо- и авитаминозов, называется профилактической дозой. Большее количество витамина необходимо для лечения уже развившегося авитаминоза. Это количество называется лечебной дозой.
9. Где взять витамины и минеральные вещества?
Большинство из нас уверены, что источником всех витаминов являются овощи и фрукты, т.е. 1-2 яблока в день достаточно, чтобы насытить организм витаминами…. В действительности овощи и фрукты содержат только 4 из 13 известных витаминов, остальные 9 организм получает из таких продуктов, как хлеб, молоко, мясо , крупы. А минеральные вещества, например, кальций мы получаем с молоком и сыром, йод с морепродуктами, железо из мяса.
Для получения суточной нормы | Нужно съесть в день |
Витамин С | Яблок 1-2,5 кг или сладкого красного перца 2-4 шт |
Витамин В1 | Мяса 1,5 или хлеба 1 кг |
ВитаминВ2 | Молока 1=2 л или творога (сыра) 0.5 кг |
ВитаминВ6 | Мяса 0,5 кг |
ВитаминВ12 | Молока 1,5 – 2 л |
Витамин(РР) | Мяса 300 = 400 г или рыбы 1 кг |
Пантотеновая кислота | Яиц 3 шт или гороха 300 г |
Фолиевая кислота | Салата 5400 г или печени 300 г |
Витамин D | Рыбы 200 – 400 г или рыбьего жира 1 ч.л. |
Витамин Е | Растительного масла 20 = 30 г или орехов 75 г |
Витамин А | Масла сливочного 150 г или икры 100 г |
Каротин | Моркови с маслом 100 г или зелени 200 – 400 г |
Кальций | Сыра твердого 200 г или творога 1кг |
Железо | Мяса говядины 350г |
Йод | 4-6 г йодированной соли или рыбы 1,5 – 2 кг |
10. К чему приводит недостаток витаминов и минеральных веществ?
Нарушает обмен веществ
Препятствует нормальному росту и развитию ребенка
Снижает умственную и физическую работоспособность
Ухудшает иммунитет и сопротивляемость различным заболеваниям
Способствует развитию хронических болезней.
Как же быть?
Выход есть!
Можно принимать витаминные препараты.
Алфавит, Аскорбиновая кислота, Биовиталь гель, Дуовит, Йодомарин, Кальций D3 Никомед, Компливит, Мультитабс, Пиковит, Ревит, Фолиевая кислота, Центрум, Черника форте, Nutrilait и др.
Но гораздо приятнее и более естественно получать витамины и минералы, включая в рацион обогащенные ими продукты.
11. Что такое обогащенные продукты?
Это обычные продукты питания, в состав которых дополнительно включены необходимые витамины, минералы, клетчатка (пищевые волокна)живые биокультуры, с таким расчетом, чтобы с обычной порцией ребенок мог получать нужное количество необходимых пищевых веществ .Эти продукты уже есть на Вашем столе: хлеб с витаминами, молоко с витаминами и кальцием, йогурты , напитки и кисели с витаминами, печенье и хлопья с витаминами и железом, йодированная соль.
Это интересно!
Если для получения необходимого количества витамина С вам надо выпить 2,5 -3 литра обычного яблочного сока, то выпив только один стакан обогащенного витаминами напитка или киселя «валетек» вы получите все необходимые витамины и в нужном количестве. А 1-2 кусочка обогащенного витаминами хлеба решат проблему обеспечения организма витаминами группы В.
12. Осторожно! Передозировка!
Некоторые люди, предполагая, что витамины «не повредят», принимают их в чрезмерных количествах. Состояния, при которых наблюдаются передозировки витаминов, называются гипервитаминозами. В своем большинстве витамины быстро выводятся из организма, но такие витамины, как А, В1, D, РР, удерживаются в организме более длительное время. Поэтому использование высоких доз витаминов может привести к передозировке — вызвать головные боли, нарушения пищеварения, изменения кожи, слизистых, костей и т. д. Однако токсические дозы, ведущие к передозировке, для этих витаминов во много раз превышают обычную для них суточную потребность.
Как вы думаете, что мешает усвоению витаминов в организме?
Что мешает усвоению витаминов:
Алкоголь – Разрушает витамины А, группы В, кальций, цинк, калий, магний…
Никотин - Разрушает витамины А, С, Е, селен.
Кофеин – Убивает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка…
Аспирин – Уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, кальция, калия.
Антибиотики – Разрушают витамины группы В, железо кальций, магний.
Снотворные средства – Затрудняют усвоение витаминов А, Д, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.
IV. Закрепление пройденного материала.
1.Тестовая работа для закрепления материала. Приложение 1
V. Итог урока . Продолжите «На уроке я узнал…»
VI. Рефлексия:
Чтобы быть здоровым, надо знать о витаминах, правильно их принимать.
VII. Домашнее задание.
1.Изучить текст параграфа, изучить памятку.2. Составить презентацию «Витамины», используя Интернет – ресурсы ( по желанию)
Приложение 1
1.Тестовая работа для закрепления материала:
1. Витамины это…
а)белки б) углеводы в) минеральные вещества г) жиры
2. Авитаминоз –…
а) переизбыток витамина;
б) недостаток витамина;
в) нормальное содержание витамина
3. К водорастворимым витаминам относятся:
а) С, РР, группы В;
б) D, А, К;
в) только группа В
4. В цитрусовых большом количестве содержится:
а) витамин А;
б) витамин Е;
в) витаминС
5. Отсутствие какого витамина приводит к заболеванию бери-бери?
а) витамина К;
б) витамина В;
в) витамина С.
6. Переизбыток витаминов вызывает:
а) гипервитамноз;
б) авитаминоз;
в) головокружение
7. Витамины были открыты:
а) Эйкманом;
б) Луниным;
в) Фрунком.
8. Источниками витамина D являются:
а) Жирная рыба, масло, солнечный загар;
б) свежие овощи, фрукты, молоко;
в) водоросли, мясо, яиц
9. У мальчика понизилась острота зрения при слабом освещении, что может быть причиной?
а) недостаток витамина В;
б) недостаток витамина А;
в) недостаток витамина
10. Недостаток витамина С приводит к заболеванию:
а) Цинга;
б) Пеллагра;
в) Рахит
Памятка:
Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота (А).
Витамин, отсутствие которого вызывает болезнь Бери-бери (В).
Рахит возникает у детей при отсутствии витамина (D).
Витамин роста (А).
Витамин, отсутствие которого вызывает цингу (С).
Шиповник – это кладовая витамина (С).
Витамин, который содержится исключительно в продуктах животного происхождения (D).
Витамин, отсутствие которого наблюдал тюремный врач Эйкман (D).
Витамин, отсутствие которого вызвало смерть многих полярных исследователей (С).
Этого витамина содержится много в рыбьем жире и печени трески (D).
В моркови содержится очень много витамина (А).
Качественной реакцией на данный витамин является взаимодействие с йодом и крахмалом (С).
Качественной реакцией на данный витамин является взаимодействие с хлоридом железа (III) (А).
Витамин, разрушающийся при взаимодействии с воздухом и металлом (С).
Витамин, образующийся в коже при взаимодействии солнечных лучей (D).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект урока по биологии с использованием ЭОР "Витамины" 8 класс
Современный урок с использованием электронных образовательных ресурсов...
Конспект урока по биологии в 8 классе «Витамины»
Изучение нового материала....
Конспект урока по биологии 8 класс по теме "Витамины"
Конспект урока по биологии 8 класс по теме "Витамины" МОУ СОШ 1 р.п. Средняя АХтуба Назгаидзе Н.Ю....
Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».
Учебно-методическая разработка данного урока знакомит учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...
План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе
План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе...
Конспект урока по биологии в 5 классе по "Точке Роста" на тему "Исследования в биологии- измерение"
Урок составлен по обновленным ФГОС ООО для учащихся 5 класса, содержит информацию по использованию оборудования "Зарница" центров "Точки Роста"...