Конспект урока по биологии 8 класс по теме "Витамины"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Конспект урока по биологии 8 класс по теме "Витамины" МОУ СОШ 1 р.п. Средняя АХтуба Назгаидзе Н.Ю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_.docx | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Витамины».
Цели.
Предметные: формирование представлений о витаминах, как о биологически активных веществах, необходимых организму человека, умение называть основные витамины и их роль в организме человека;
Метапредметные:
познавательные УУД:
Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником, диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий), умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (составление и заполнение таблицы).
регулятивные УУД:
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
коммуникативные УУД:
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Уметь правильно, грамотно, доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению.
Личностные: формировать социальные компетенции учащихся, как творческой личности с положительными нравственными качествами; прививать культуру здорового образа жизни; воспитывать чувство гордости за достижения отечественной науки.
Тип урока: комбинированный
Формы и методы (методические приемы): частично-поисковый, наглядный, словесный; индивидуальная и групповая работа, работа с учебником и таблицвми.
Оборудование: презентация «Витамины», ПК, экран, мультмедийный проектор.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация (повторение) знаний.
Отправляясь в далёкое плавание или в путешествие, люди запасались продуктами питания - консервами, сухарями, но они часто заболевали и умирали, даже целыми экспедициями. Как вы думаете почему?
Учащиеся называют тему урока (слайд 1).
– Что вы слышали о витаминах? (Все высказывания детей никак не комментируются учителем, а только принимаются к сведению).
Учитель предлагает совместно определить цели урока:
дать понятие о витаминах как о биологически активных органических соединениях; рассмотреть классификацию витаминов, их роль в обмене веществ и энергии в организме; познакомиться с проявлениями гипо- и авитаминозов
Все предложенные варианты анализируем и оставляем нужные (слайд 2).
Мы часто слышим разную информацию о витаминах: (слайд 3)
- Витамины есть только в овощах и фруктах.
- Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.
- В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.
- Витамины нужно принимать только зимой и весной.
- Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.
Постановка проблемного вопроса:
- Правда ли это? Где предрассудки, а где факты? Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос.
Учитель мотивирует работу учащихся тем, что на уроке они оценивают себя за то, как слушают, отвечают, работают в группе, помогают друг другу.
3. Изучение нового материала.
Определение: Витамины – это органические вещества, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ. (слайд 4)
Учитель: В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.
Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А, В, С, D) и цифрами, определяющими порядок их открытия (В1, В6, В12). Сейчас их известно около 80 видов.
Ребята, как вы думаете, почему пик заболевания респираторными заболеваниями приходится на весну?
Индивидуальная работа учащихся. Понятия: авитаминоз-
гиповитаминоз-
гипервитаминоз- (слайд 5)
Работа в группах с учебником с.155.
Алгоритм работы в группе:
- Внимательно прочитайте текст.
- Распределите работу в группе.
- Совместное заполнение таблицы. (слайд 6)
- Работу выполняйте вместе, помогайте друг другу.
Сверка таблицы. (слайд 7, 8, 9, 10)
Название | Суточная потреб- ность | Источники витамина | Проявления авитаминоза |
А (ретинол) | 0,9мг | Печень трески, морского окуня, сливочное масло, морковь, помидоры. | Куриная слепота – потеря чувствительности к свету |
В1 (тиамин) | 1,4-1,6 мг | Зерна злаковых, печень, яйца, дрожжи. Частично синтезируется микрофлорой кишечника | Бери-бери – дегенеративные изменения нервов, судороги и параличи. |
С (аскорбиновая кислота) | 75 мг | Овощи, фрукты и ягоды (особенно шиповник, черная смородина) | Цинга – набухают и кровоточат десна, выпадают зубы |
D (кальциферол) | 2,5 мг | Образуется в теле человека под действием солнечного света.Сливочное масло, яичный желток, молоко, рыбий жир | Рахит – нарушение отложения Са и Р в костной ткани |
Проанализируйте заполненную таблицу в тетради и сделайте выводы.
- Какой витамин самый важный?
- Что является источником витаминов в организме?
- Почему витамины нужно получать в определенной дозировке?
- Как восполнить недостаток витаминов в организме?
- Как часто и в каком количестве нужно употреблять готовые витаминные препараты?
Вывод: таким образом, неправильное хранение и кулинарная обработка продуктов, а также продолжительное хранение приготовленных блюд приводят к потере витаминов, нередко очень значительной.
На какие две группы можно разделить витамины? (слайд 11)
Все витамины делятся на две большие группы – водорастворимые (В, С) и жирорастворимые(А, D).
- А знаете ли вы, что витамины, попавшие в наш организм, не всегда им усваиваются?
Что мешает усвоению витаминов:
алкоголь
никотин
кофеин
аспирин
антибиотики
снотворные средства (слайд 12)
4. Закрепление изученного материала.
Давайте вернемся к началу урока. Исходя из полученных знаний, определите, какие высказывания относятся к достоверным фактам, а какие нет. (слайд 13, 14)
Высказывание | Факт |
Витамины есть только в овощах и фруктах. | Витамины содержатся как в растительной, так и в животной пище. |
Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее. | Передозировка витаминов также опасна, как и недостаток. |
В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С. | Да. Он повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. |
Витамины нужно принимать только зимой и весной. | Витамины необходимы постоянно. Прием витаминных препаратов нужно вести только по рекомендации врача. |
Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям. | Да. |
В заключении урока давайте вместе сформулируем принципы правильного питания и поведения человека, которые будут способствовать полному обеспечению витаминами нашего организма.
(Обсуждение и ответы учащихся, запись принципов в тетрадь).
- Пища должна быть разнообразной, свежей, правильно приготовленной.
- Больше включать в рацион свежих овощей и фруктов.
- Больше времени бывать на улице.
- Вести здоровый образ жизни, отказаться от курения, алкоголя, умеренно употреблять чай и кофе.
- Принимать лекарственные препараты (антибиотики, аспирин, снотворное) только по рекомендации врача.
- Регулярно принимать готовые витаминные препараты по рекомендации врача.
- Не злоупотреблять витаминами.
5. Домашнее задание. Изучить параграф 38 «Витамины»
6. Рефлексия. (Этап самооценки и выяснения мнение учащихся об уроке.)
Синквейн. (слайд 15)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».
В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся...
Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».
Учебно-методическая разработка данного урока знакомит учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...
Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»
Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...
Конспект урока по биологии в 10 классе. Тема урока: «Многообразие биогеоценозов суши. Биогеоценоз смешанного леса»
Всесторонняя информация о лесном биогеоценозе как одном из наиболее распространенных в регионе...
Конспект урока по биологии для 7 класса: Обобщение класса двудольные, характерные особенности растений класса однодольные.
Урок проводится в 7 классе ,как обобщение темы класса Двудольные.Ребята в игровой форме,вспоминают особенноти семейств,разгадывают загадки,расказывают о практическом значении представителей семейств.Т...