Конспект урока по биологии 8 класс по теме "Витамины"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Конспект урока по биологии 8 класс по теме "Витамины"  МОУ СОШ 1 р.п. Средняя АХтуба Назгаидзе Н.Ю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Витамины».

Цели.

Предметные: формирование представлений о витаминах, как о биологически активных веществах, необходимых организму человека, умение называть основные витамины и их роль в организме человека;

Метапредметные:

познавательные УУД:

 Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником, диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий), умение преобразовывать информацию  из одного вида в другой (составление и заполнение таблицы).

регулятивные УУД: 

 Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

 коммуникативные УУД:

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Уметь правильно, грамотно, доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению.

Личностные: формировать социальные компетенции учащихся, как творческой личности с положительными нравственными качествами; прививать культуру здорового образа жизни; воспитывать чувство гордости за достижения отечественной науки.

Тип урока: комбинированный

Формы и методы (методические приемы): частично-поисковый, наглядный, словесный;  индивидуальная и групповая работа, работа с учебником и таблицвми.

Оборудование: презентация «Витамины», ПК, экран, мультмедийный проектор.

                       Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация (повторение) знаний.

    Отправляясь в далёкое плавание или в путешествие, люди запасались продуктами питания - консервами, сухарями, но они часто заболевали и умирали, даже целыми экспедициями. Как вы думаете почему?

    Учащиеся называют тему урока (слайд 1). 

  – Что вы слышали о витаминах? (Все высказывания детей никак не комментируются учителем, а только принимаются к сведению).

Учитель предлагает совместно определить цели урока:

дать понятие о витаминах как о биологически активных органических соединениях; рассмотреть классификацию витаминов, их роль в обмене веществ и энергии в организме; познакомиться с проявлениями гипо- и авитаминозов

Все предложенные варианты анализируем и оставляем нужные (слайд 2).  

Мы часто слышим разную информацию о витаминах: (слайд 3)

  •  Витамины есть только в овощах и фруктах.
  • Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.
  • В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.
  • Витамины нужно принимать  только зимой и весной.
  • Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.

Постановка проблемного вопроса:

- Правда ли это? Где предрассудки, а где факты? Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос.

Учитель мотивирует работу учащихся тем, что на уроке они оценивают себя за то, как слушают, отвечают, работают в группе, помогают друг другу.

3. Изучение нового материала.

Определение: Витамины – это органические вещества, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ. (слайд 4)

Учитель: В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.

         Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А, В, С, D) и цифрами, определяющими порядок их открытия (В1, В6, В12). Сейчас их известно около 80 видов.

Ребята, как вы думаете, почему пик заболевания респираторными заболеваниями приходится на весну?

Индивидуальная работа учащихся.  Понятия:  авитаминоз-        

                                                                               гиповитаминоз-  

                                                                              гипервитаминоз-                    (слайд 5)

 Работа в группах с учебником с.155.

Алгоритм работы в группе:

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Распределите работу в группе.
  3. Совместное заполнение таблицы. (слайд 6)
  4. Работу выполняйте вместе, помогайте друг другу.

         Сверка таблицы. (слайд 7, 8, 9, 10)

Название

Суточная потреб-

ность

Источники витамина

Проявления авитаминоза

А (ретинол)

0,9мг

Печень трески, морского окуня, сливочное масло, морковь, помидоры.

Куриная слепота – потеря чувствительности к свету

В1 (тиамин)

1,4-1,6 мг

Зерна злаковых, печень, яйца, дрожжи. Частично синтезируется микрофлорой кишечника

Бери-бери – дегенеративные изменения нервов, судороги и параличи.

С (аскорбиновая кислота)

75 мг

Овощи, фрукты и ягоды (особенно шиповник, черная смородина)

Цинга – набухают и кровоточат десна, выпадают зубы

D (кальциферол)

2,5 мг

Образуется в теле человека под действием солнечного света.Сливочное масло, яичный желток, молоко, рыбий жир

Рахит – нарушение отложения Са и Р в костной ткани

Проанализируйте заполненную таблицу в тетради и сделайте выводы.

- Какой витамин самый важный?

- Что является источником витаминов в организме?

- Почему витамины нужно получать в определенной дозировке?

- Как восполнить недостаток витаминов в организме?

- Как часто и в каком количестве нужно употреблять готовые витаминные препараты?

Вывод: таким образом, неправильное хранение и кулинарная обработка продуктов, а также продолжительное хранение приготовленных блюд приводят к потере витаминов, нередко очень значительной.

На какие две группы можно разделить витамины? (слайд 11)

Все витамины делятся на две большие группы – водорастворимые (В, С) и жирорастворимые(А, D). 

- А знаете ли вы, что витамины, попавшие в наш организм, не всегда им усваиваются?

Что мешает усвоению витаминов:

алкоголь

никотин 

кофеин 

аспирин

антибиотики 

снотворные средства                  (слайд 12)

4. Закрепление изученного материала.

Давайте вернемся к началу урока. Исходя из полученных знаний, определите, какие высказывания относятся к достоверным фактам, а какие нет. (слайд 13, 14)

Высказывание

Факт

Витамины есть только в овощах и фруктах.

Витамины содержатся как в растительной, так и в животной пище.

Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.

Передозировка витаминов также опасна, как и недостаток.

В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.

Да. Он повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

Витамины нужно принимать  только зимой и весной.

Витамины необходимы постоянно. Прием витаминных препаратов нужно вести только по рекомендации врача.

Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.

Да.

В заключении урока давайте вместе сформулируем принципы правильного питания и поведения человека, которые будут способствовать полному обеспечению витаминами нашего организма.

(Обсуждение и ответы учащихся, запись принципов в тетрадь).

 

  • Пища должна быть разнообразной, свежей, правильно приготовленной.
  • Больше включать в рацион свежих овощей и фруктов.
  • Больше времени бывать на улице.
  • Вести здоровый образ жизни, отказаться от курения, алкоголя, умеренно употреблять чай и кофе.
  • Принимать лекарственные препараты (антибиотики, аспирин, снотворное) только по рекомендации врача.
  • Регулярно принимать готовые витаминные препараты по рекомендации врача.
  • Не злоупотреблять витаминами.                                                    

5. Домашнее задание. Изучить параграф  38 «Витамины»

6. Рефлексия. (Этап самооценки и выяснения мнение учащихся об уроке.)

                          Синквейн.          (слайд 15)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».

В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся...

Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».

    Учебно-методическая разработка данного урока   знакомит  учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

Конспект урока по биологии в 10 классе. Тема урока: «Многообразие биогеоценозов суши. Биогеоценоз смешанного леса»

Всесторонняя информация о лесном биогеоценозе как одном из наиболее распространенных в регионе...

Конспект урока по биологии для 7 класса: Обобщение класса двудольные, характерные особенности растений класса однодольные.

Урок проводится в 7 классе ,как обобщение темы класса Двудольные.Ребята в игровой форме,вспоминают особенноти семейств,разгадывают загадки,расказывают о практическом значении представителей семейств.Т...