Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа по биологии на тему
"Я - исследователь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_proektnaya_deyatelnost_ya_-_issledovatel.doc | 74.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Я исследователь» разработана на основе авторской программы « Юный исследователь», автор Абдулкина Е.М.. опубликованной в журнале «Завуч начальной школы» №8, 2011г., и на основании письма Департамента общего образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г.№03- 296, в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей. Имеет духовно – нравственную направленность.
В Концепции сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Я исследователь»
Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
• познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
• мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
• прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
• прививать интерес к исследовательской деятельности.
В основе формирования исследовательских умений лежат два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще-учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребенка.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Курс «Я исследователь» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причем проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Я исследователь» имеет отличительные особенности:
• имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
• в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
• проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
• проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
• проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
• в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
• реализует задачу выявления творческих способностей, одаренности и склонности к различным видам деятельности.
Формы организации внеурочной деятельности.
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):
• беседы;
• предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир.
музыка, ИЗО);
• классный час;
• встречи с интересными людьми;
• литературно-музыкальные композиции;
• просмотр и обсуждение видеоматериала;
• экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
• творческие конкурсы;
• выставки декоративно-прикладного искусства;
• коллективные творческие дела;
• соревнования;
• показательные выступления;
• заочные путешествия;
• творческие проекты, презентации;
• проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;
• сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная).
Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.
Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.
Программа «Я исследователь» используется с 1 по 5 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
Принципы обучения:
Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации. Уважение к личности ребенка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры. Учет интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планирование, обсуждение, проведение.
Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его
людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения.
Принцип стимулирования.
Включает в себя приемы поощрения и вознаграждения.
Программа курса рассчитана на (1 кл. - 33 часа, 2-5-е кл. – 34часа) 169 часов. В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по реализации учебно-исследовательских проектов.
Методы обучения.
Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания. Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.
Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы - эксперимент, наблюдение. анкетирование. Мыслительные операции, необ¬ходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
Условия реализации программы:
• обсуждение в школе, доработка и адаптация программы к собственным условиям и проблемам;
• утверждение программы на педсовете школы и включение её в план работы начальной школы;
• подбор кадрового состава, участвующего в реализации программы, обучение, методическое сопровождение;
• разработка плана реализации программы педагогам – исполнителем, где продуманы режимные моменты;
• подбор и подготовка диагностического инструментария;
• наличие необходимой литературы создание копилки сценариев, методик материально – технического оснащения мероприятий;
• заключение необходимых договоров между педагогом ( школой) и другими участниками в реализации программы.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса «Я исследователь»
Содержание программы «Я исследователь» связано с многими учебными предметами, в частности с математикой, литературным чтением, окружающим миром.
На курс «Я исследователь» отводится по 1 часу в неделю с 1-го по 5-й класс. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность».
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Я исследователь» обучающиеся на ступени начального общего образования:
• получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
• обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
• приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
• получат возможность осознать свое место в мире;
• познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
• получат возможность приобрести базовые умения работы со средствами ИКТ, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;
• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для со¬здания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и спосо¬бам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия ре¬зультатов требованиям конкретной задачи;
• способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с ми¬ровой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности неуспешности внеучебной деятельности;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на ис¬кусство как значимую сферу человеческой жизни;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопережива¬ния им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение бла¬гополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ре¬троспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и за-дачной области;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения дей¬ствия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом инфор¬мационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресур¬сов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов И КГ;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных пози¬ций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятель¬ности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных ком¬муникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогиче¬ской формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную по¬зицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партне¬ров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятель¬ности и сотрудничества с партнером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необхо¬димую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей дея¬тельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
Содержание
1класс
Тема 1. Учимся делать проекты (8ч.). Знакомство с понятием «проект». Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Учимся правильно задавать вопросы. Понятие «тема исследования». Выдвижение гипотез. Источники информации. Главное и второстепенное.
Тема 2. Я и моё имя.(4ч.) Влияние различных культур на проникновение имён. Знакомство с историей возникновения имён. Значения имён. Откуда к нам пришли наши имена. Коллективный проект “Поляна дружных имен”.
Тема 3. Портфолио.(4ч.) Что такое портфолио. Форма и разделы портфолио. Оформление и заполнение портфолио.
Тема 4. Растения. (10ч.) Растение фасоль (горох). Семена. Условия, необходимые для прорастания семян (тепло, почва, влага и солнечный свет). Технология выращивания фасоли (гороха). Выгонка луковичных растений. Выбор темы школьного проекта. Защита проекта.
Тема 5. Сказки. (6ч.) Устное народное творчество. Русские народные сказки. Сказка «Курочка Ряба».Сказка «Репка». Сказка «Мужик и медведь». Сказка « Бобовое зернышко». Сказка «Журавль и цапля». Выбор темы коллективного проекта: “Моя любимая сказка”, “Сочиняем сказку”, “Театрализация сказки”.
Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. – 1ч. Систематизация и обобщение знаний детей по курсу «Я исследователь». Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
2 класс
Тема 1. Воздух и атмосферное давление (8ч.). Воздух. Тормозящее воздействие воздуха. Ветер - движущийся воздух.
Тема 2. Погода. (8ч).. Понятие о погоде и климате. Последовательная смена погоды в течение года. Необходимость систематического изучения погоды и климата своей местности, района, области и страны. Знакомство с элементами погоды. Понятия: «температура, облачность, осадки, ветер». Наблюдаем за облаками. Температура воздуха (термометр). Осадки. Типы осадков. Направление ветра. Флюгер и компас. Исследовательский проект «Наблюдение за погодой».
Тема 3. Индивидуальные проекты (10ч.). Выбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы. Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования. Определение предмета и объекта исследования и их формулирование. Выбор литературы. Наблюдение и экспериментирование. Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок. Составление плана выступления. Выступление с проектами.
Тема 4. Плавание и погружение (7ч.). Какие предметы плавают. Выявление свойства предмета, которое определяет, утонет он или нет. Материалы, из которых можно построить плот. Проект «Строим плот». Вытеснение воды.
Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. – 1ч. Систематизация и обобщение знаний детей детей по курсу «Я исследователь». Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
3 класс
Тема 1. Воздух и атмосферное давление (8ч.). Сжатый воздух. Исследование нагретого воздуха. История об опытах первых полетов братьев Монгольфье. Свойства нагретого воздуха. Кислород, содержащийся в воздухе. Способы борьбы с пожаром (создание памятки по пожарной безопасности).
Тема 2. Плавание и погружение (8 ч.) Плавание и погружение сплошных тел. Что происходит с водой, когда в нее погружается предмет? Вытеснение воды. Сила выталкивания. Понятия «Вода давит» и «Вода вытесняется». Понятия «Вес тянет» и «Вода выталкивает».
Тема 3. Индивидуальные проекты (10ч.). Выбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы. Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования. Определение предмета и объекта исследования и их формулирование. Выбор литературы. Наблюдение и экспериментирование. Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок. Составление плана выступления. Выступление с проектами.
Тема 4. Моя родословная.(7ч.) У меня есть своя история. Понятие родословной. Моя семья. Знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки». Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. Сбор информации о своей семье (моя родословная). Составление книги «Тайна имени», оформление презентации «Моя родословная».
Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. – 1ч. Систематизация и обобщение знаний детей по курсу «Я исследователь». Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
4 класс
Тема 1. Воздух и атмосферное давление (8ч.). Воздух. Давление воздуха. Открытие вакуума Отто фон Герике . Способы создания относительного вакуума. Давления воздуха в различных опытах. Первые предсказания погоды Отто фон Герике (резиновый барометр). Зависимость атмосферного давления от высоты. Вакуум.
Тема 2. Плавание и погружение (8ч.). Плотность. Вес и объем. Сотношение между объемом и весом (массой). Выталкивание, плотность, вытеснение.
Тема 3. Индивидуальные проекты (10ч.). Выбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы. Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования. Определение предмета и объекта исследования и их формулирование. Выбор литературы. Наблюдение и экспериментирование. Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок. Составление плана выступления. Выступление с проектами.
Тема 4. Школьная страна (7ч.) Проведение фотосессии: учащихся класса, сценок из школьной жизни, школьного здания и внутреннего интерьера. Оформление электронного фотоальбома о школьной жизни.
Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. – 1ч. Систематизация и обобщение знаний детей по курсу «Я исследователь». Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
5 класс
Тема 1. Природа своей местности (3ч.) Ориентирование на местности: по Полярной звезде и по Солнцу. Определение сторон горизонта на местности. Определение азимутов.
Ландшафты и экосистемы своей местности. Освоение местности человеком. Население своей местности. Хозяйственная деятельность и быт населения, преобладающие профессии. Изменение ландшафтов и экосистем под влиянием естественных причин и деятельности человека. Оценка, высказывание суждений о мерах по улучшению условий жизни населения своей местности. Охраняемые территории и объекты своей местности. Уход за ландшафтом. Изучение литературы о родном крае - книг, журналов, газет. Посещение краеведческого музея, других достопримечательностей. Встреча с интересными людьми своего края. Изучение картосхемы своего края. Оформление материалов наблюдений.
Тема 2. Растительный организм (31ч.) Строение растительной клетки. Жизнедеятельность клетки. Внешнее и внутреннее строение семени, типы семян. Значение семян в природе и жизни человека. Внутреннее строение корня. Строение и значение побегов у растений. Видоизмененные побеги. Внешнее и внутреннее строение листа. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменения подземных побегов. Строение, функции и типы цветков. Соцветия. Многообразие и значение плодов. Корневое питание растений. Космическая роль зеленых растений. Фотосинтез. Роль воды в жизни растений. Экологические группы по отношению к воде. Вегетативное размножение растений. Рост и развитие растений. Влияние окружающей среды на рост и развитие растений. Подцарство водоросли. Подцарство Папоротникообразные. Подцарство Покрытосеменные. Семейства двудольных растений. Пасленовые, Крестоцветные, сложноцветные. Класс Однодольные растения. Семейство Злаковые. Хозяйственное значение злаковых. Эволюция высших растений Дары Старого и Нового Света. Разнообразие бактерий Царство Грибы. Общая характеристика. Лишайники. Приспособленность организмов к совместной жизни. Смена сообществ.
Тематическое планирование. 1 класс
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | ||
Всего | Теорети-ческих | Практи-ческих | ||
Тема 1. Учимся делать проекты. | 8ч. | |||
Что такое проекты. | 1 | 1 | ||
Что такое проблема. | 1 | 1 | ||
"Как задавать вопросы?" | 1 | 1 | ||
Как выбрать тему исследования? | 1 | 1 | ||
Наблюдение и наблюдательность. | 1 | 1 | ||
Что такое гипотеза. | 1 | 1 | ||
Источники информации. | 1 | 1 | ||
Учимся выделять главное и второстепенное. | 1 | 1 | ||
Тема 2. Я и моё имя. | 4 | |||
Откуда к нам пришли наши имена. | 1 | 1 | ||
Что означают наши имена. | 1 | 1 | ||
Тайны наших имён. Работа над проектом | 1 | 1 | ||
.Защита проекта. | 1 | 1 | ||
Тема 3. Портфолио. | 4 | |||
Выбор формы и структуры портфолио. | 1 | 1 | ||
Оформление титульного листа. Оформление листа «Мое Имя, моя семья». | 1 | 1 | ||
Оформление листа «Мои увлечения», «Мои любимые школьные предметы» | 1 | 1 | ||
Оформление листа "Мои достижения","Работы, которыми я горжусь". | 1 | 1 | ||
Тема 4. Растения. | 10 | |||
Вводное занятие. «Можно ли вырастить фасоль зимой? » | 1 | 1 | ||
Зачем растениям семена? | 1 | 1 | ||
Знакомство с абиотическими факторами | 1 | 1 | ||
20-21 | Исследовательская работа. Посадка фасоли. | 2 | 2 | |
22-25 | Работа над исследованием. | 4 | 4 | |
26 | Заключительное занятие. Подведение итогов работы. | 1 | 1 | |
Тема 5. Сказки. | 6 | |||
Устное народное творчество. Народные сказки. | 1 | 1 | ||
«Не в золоте счастье». Сказка «Курочка Ряба». | 1 | 1 | ||
«В дружной работе все равны». Сказка «Репка». | 1 | 1 | ||
«Птице – крылья, человеку разум». Сказка «Мужик и медведь». | 1 | 1 | ||
«Умел ошибиться, умей и поправиться». Сказка «Журавль и цапля». | 1 | 1 | ||
Сочиняем сказки, загадки. | 1 | 1 | ||
Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. Творческий отчет портфолио в форме выставки. | 1 | 1 | ||
Итого: 33 часа |
Тематическое планирование. 2 класс
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | ||
Всего | Теорети-ческих | Практи-ческих | ||
Тема 1. Воздух и атмосферное давление | 8 | |||
Знакомство с мини лабораторией «Воздух и атмосферное давление» | 1 | 1 | ||
Воздух занимает место. Первое наблюдение. | 1 | 1 | ||
3. | Воздух тормозит движение - сборка парашюта. | 1 | 1 | |
4-5. | Воздух тормозит движение - сборка парусной машины. | 2 | 2 | |
Ветер - это движущийся воздух; воздух может перемещать предметы. | 1 | 1 | ||
Ветер - это движущийся воздух; воздух может приводить предметы в движение. | 1 | 1 | ||
Заключительное занятие. Подведение итогов работы. | 1 | 1 | ||
Тема 2. Погода. | 8 | |||
Что такое погода | 1 | 1 | ||
Как измеряют температуру? Учимся определять температуру воздуха. | 1 | 1 | ||
Наблюдения над облачностью. Учимся определять степень облачности | 1 | 1 | ||
12 | Осадки. Измеряем осадки. | 1 | 1 | |
13 | Наблюдения за ветром. Приборы для определения силы и направления ветра. Учимся определять направление. ветра. | 1 | 1 | |
14-15 | Исследовательский проект «Наблюдение за погодой». | 2 | 2 | |
16 | Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. Творческий отчет портфолио в форме выставки. выставки. | 1 | 1 | |
Тема 3. Индивидуальные проекты. | 10 | |||
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. | 1 | 1 | ||
Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | 1 | 1 | ||
Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | 1 | 1 | ||
Предмет и объект исследования. | 1 | 1 | ||
Отбор литературы по теме исследования. | 1 | 1 | ||
Наблюдение и экспериментирование. | 1 | 1 | ||
Обработка и анализ всех полученных данных. | 1 | 1 | ||
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 1 | 1 | ||
Подготовка публичного выступления. | 1 | 1 | ||
Защита исследования. | 1 | 1 | ||
Тема 4. Плавание и погружение | 7 | |||
Знакомство с мини лабораторией «Плавание и погружение». | 1 | 1 | ||
«Что плавает - что тонет?» | 1 | 1 | ||
«Почему один нож плавает, а другой нет?» | 1 | 1 | ||
«Строим плот из различных материалов» | 2 | 2 | ||
«Что происходит с водой, когда в нее что-нибудь погружают?» | 1 | 1 | ||
32-33. | «Почему при погружении различных предметов уровень воды поднимается по-разному?» | 1 | 1 | |
34. | Заключительное занятие. Подведение итогов работы. | 1 | 1 | |
Итого 34 часа |
Тематическое планирование. 3 класс
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | ||
Всего | Теорети-ческих | Практи-ческих | ||
Тема 1. Воздух и атмосферное давление | 8 | |||
Занятие 1. Сжатый воздух. | 1 | 1 | ||
Занятие 2. Сжатый воздух - история велосипеда | 1 | 1 | ||
Занятие 3. Что происходит со сжатым нагретым воздухом? | 1 | 1 | ||
Занятие 4. Теплый воздух поднимается вверх - воздушный шарик с нагретым воздухом. | 1 | 1 | ||
Занятие 5. Нагретый воздух поднимается и приводит в движение предметы. | 1 | 1 | ||
Занятие 6. Кислород, содержащийся в воздухе, очень важен. | 1 | 1 | ||
Занятие 7. Способы борьбы с пожаром. | 1 | 1 | ||
Занятие 8. Заключительное занятие. Подведение итогов работы. | 1 | 1 | ||
Тема 2. Плавание и погружение. | 8 | |||
Занятие 1. «Что плавает - что погружается?» | 1 | 1 | ||
Занятие 2. «Как получается, что огромный, тяжелый корабль из металла не тонет в воде?» | 1 | 1 | ||
Занятие 3. «Что происходит с водой, когда в нее что-нибудь погружают?» | 1 | 1 | ||
Занятие 4 «Как вода действует на корабль, когда его спускают на воду?» | 1 | 1 | ||
13-14 | Занятие 5 - 6 «Изготовление пластилиновых лодок» Установление связи между понятиями «Вода давит» и «Вода вытесняется» | 2 | 2 | |
Занятие 7. Игра «Противоборство». Взаимосвязь между понятиями «Вес тянет» и «Вода выталкивает» | 1 | 1 | ||
Занятие 8. Заключительное занятие. Подведение итогов работы. | 1 | 1 | ||
Тема 3. Индивидуальные проекты. | 10 | |||
Занятие 1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. | 1 | 1 | ||
Занятие 2.Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | 1 | 1 | ||
Занятие 3.Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | 1 | 1 | ||
Занятие 4. Предмет и объект исследования. | 1 | 1 | ||
Занятие 5. Отбор литературы по теме исследования | 1 | 1 | ||
Занятие 6. Наблюдение и экспериментирование | 1 | 1 | ||
Занятие 7. Обработка и анализ всех полученных данных | 1 | 1 | ||
Занятие 8. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации | 1 | 1 | ||
Занятие 9. Подготовка публичного выступления. | 1 | 1 | ||
Занятие 10. Защита исследования | 1 | 1 | ||
Тема 4. Моя родословная | 7 | |||
Занятие 1. Вводное занятие. Понятие о родословной. | 1 | 1 | ||
28-29. | Занятие 2. Моя семья. | 2 | 1 | 1 |
30-31. | Занятие 3. Поколение, потомки, предки. | 2 | 1 | 1 |
32-33. | Занятие 4. Составление родословного древа семьи. | 2 | 1 | |
34. | Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. Творческий отчет портфолио в форме выставки. | 1 | 1 | |
Итого 34 часа |
Тематическое планирование. 4 класс
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | ||
Всего | Теорети-ческих | Практи-ческих | ||
Тема 1. Воздух и атмосферное давление | 8 | |||
Имеет ли воздух массу? Воздушный океан. | 1 | 1 | ||
Мы изучаем "ничто". | 1 | 1 | ||
Открытие вакуума Отто фон Герике -магдебургские полушария. | 1 | 1 | ||
Знакомство с действием давления воздуха в различных опытах . | 1 | 1 | ||
Первые предсказания погоды Отто фон Герике – барометр. | 1 | 1 | ||
Атмосферное давление изменяется с высотой | 1 | 1 | ||
Вакуум полезен: хранение продуктов питания. | 1 | 1 | ||
"Волшебные опыты" - давление воздуха. | 1 | 1 | ||
Тема 2. Плавание и погружение. | 8 | |||
Понятие плотность. | 1 | 1 | ||
«Что плавает - что тонет?» | 1 | 1 | ||
«Почему железо тонет, а воск плавает?» | 1 | 1 | ||
«Почему железо тонет, а воск плавает?» | 1 | 1 | ||
«Почему корабль плавает, а металлический брусок тонет?» | 1 | 1 | ||
14-15. | Изготовление кораблика из разных материалов. | 2 | 2 | |
16. | Заключительное занятие. Подведение итогов работы. | 1 | 1 | |
Тема 3. Индивидуальные проекты. | 10 | |||
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. | 1 | 1 | ||
Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | 1 | 1 | ||
Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | 1 | 1 | ||
Предмет и объект исследования. | 1 | 1 | ||
Отбор литературы по теме исследования. | 1 | 1 | ||
Наблюдение и экспериментирование. | 1 | 1 | ||
Обработка и анализ всех полученных данных. | 1 | 1 | ||
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации | 1 | 1 | ||
Подготовка публичного выступления. | 1 | 1 | ||
Защита исследования. | 1 | 1 | ||
Тема 4. Школьная страна | 7 | |||
27-28. | Моя школа | 2 | 2 | |
29-30. | Мой класс | 2 | 2 | |
31-33. | Оформление электронного фотоальбома | 3 | 3 | |
34. | Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. | 1 | 1 | |
Итого 34 часа |
Тематическое планирование. 5 класс
Тема 1. (3ч.) «Природа Челябинской области» | |||
№ | Наименование темы | Количество часов | Форма занятий |
1 | Введение | 0.5 | Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии |
2. | Наша область на карте нашей России Оформление уголка | 0.5 | Рассказ учителя. Беседа. Стихи о родных просторах. Работа с картой чувашской Республики |
3. | Географическая карта и ориентирование на местности | 0.5 | Экскурсия с практикой по ориентированию |
4. | Азимут Экскурсия по экологической тропе | 0.5 | Практическая работа |
5. | Горные породы и геологические процессы своей местности | 0.5 | Беседа. Практическая работа |
6. | Вот моя деревня | 0.5 | Игра, дискуссия, посещение музея в деревне, составление проектов «Вот моя деревня» |
Тема 2. (31ч.) «Растительный организм» | |||
1 | Введение Подготовка КВН «Путешествие в природу» | 1 | Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии |
2. | Строение растительной клетки | 1 | Практическая работа с микроскопом |
3. | Жизнедеятельность клетки | 1 | Беседа, лекция |
4. | Внешнее и внутреннее строение семени, типы семян | 1 | Беседа, лекция, практическая работа по определению типов плодов и семян |
5 | Значение семян в природе и жизни человека | 1 | Лекция с элементами беседы |
6 | Внутреннее строение корня КВН | 1 | Практическая работа |
7. | Строение и значение побегов у растений. Видоизмененные побеги | 1 | Лекция с элементами беседы |
8 | Внешнее и внутреннее строение листа | 1 | Практическая работа |
9. | Внешнее и внутреннее строение листа КВН | 1 | Практическая работа |
10 | Видоизменения подземных побегов | 1 | Лекция с элементами беседы |
11. | Строение, функции и типы цветков. Соцветия КВН | 1 | Лекция с элементами беседы. Практическая работа |
12 | Многообразие и значение плодов Проект «Моя экскурсия» 1эт. | 1 | Лекция с элементами беседы. Практическая работа |
13 | Корневое питание растений | 1 | Лекция с элементами беседы. |
14 | Космическая роль зеленых растений. Фотосинтез КВН | 1 | Лекция с элементами беседы. Практическая работа |
15 | Роль воды в жизни растений. Экологические группы по отношению к воде. Проект «Моя экскурсия» 2 эт. | 1 | Лекция с элементами беседы. Практическая работа |
16. | Вегетативное размножение растений | 1 | Практическая работа |
17. | Рост и развитие растений | 1 | Лекция с элементами беседы. |
18 | Влияние окружающей среды на рост и развитие растений | 1 | Лекция с элементами беседы. |
19. | Подцарство водоросли | 1 | Лекция с элементами беседы. |
20 | Подцарство Папоротникообразные | 1 | Лекция с элементами беседы. |
21. | Подцрство Покрытосеменные | 1 | Лекция с элементами беседы. |
22. | Семейства двудольных растений. Пасленовые, Крестоцветные, сложноцветные | 1 | Лекция с элементами беседы. Практическая работа |
23. | Оформление и выпуск листовок «Обрати внимание!» ( о помощи в зимнее время птицам и животным) | 1 | Лекция с элементами беседы. Практическая работа |
24. | Эволюция высших растений | 1 | Лекция с элементами беседы. |
25. | Дары Старого и Нового Света Проект 3 эт. | 1 | Лекция с элементами беседы. Практическая работа |
26. | Разнообразие бактерий | 1 | Лекция с элементами беседы. Практическая работа |
27 | Царство Грибы. Общая характеристика | 1 | Лекция с элементами беседы. Практическая работа |
28. | Лишайники. Проект 4 эт. | 1 | Лекция с элементами беседы. Практическая работа |
29. | Приспособленность организмов к совместной жизни. Смена сообществ. | 1 | Лекция с элементами беседы. |
30. | Взаимосвязь организмов и неживой природы | 1 | Лекция с элементами беседы. |
31. | Экскурсия в лес «Жизнь растений в зимний период и весенний период» | 1 | Экскурсия в зимний лес и экскурсия в весенний лес |
Итого: 34 часа |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса
«Я исследователь»
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим) и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом.
В начальной школе закладываются основы для последующего изучения тематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Я исследователь» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса в 4 классе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нем человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является! одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие) наглядные пособия:
1) натуральные живые пособия - комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты) представителей различных систематических групп; микропрепараты;
3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4) географические и исторические карты; 5) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах.
Наряду с принципом наглядности в изучении курса в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.
В ходе изучения курса «Я исследователь» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент.
Список литературы.
- «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] ]http://standart.edu.ru
- А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008
- Горячев А. В. Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» / А. В. Горячев // Начальная школа плюс До и После. - 2004. - №5. - с. 3-8.
- Дубова М. Б. Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов. М.: Баласс, 2012.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. -М.: Просвещение, 2008
- Метод проектов в начальной школе: система реализации / авт. - сост. Н. В. Засоркина - Волгоград: Учитель, 2013
- Муратова Н. А. Рекомендации по организации исследовательской деятельности школьников // Практика административной работы в школе. - 2012 - №5 - с. 65-67
- Образовательная система «Школа 2100». Официальный сайт http://www.school2100ru
- Поливанова К, Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.
10. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. - М.: «Народное
образование». - 2000, №7
- Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - 2-е
изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»
Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...