биология в 5 классе
план-конспект занятия по биологии (5 класс) на тему
Тема: “Многообразие живых организмов”
Тема урока: “Растения”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasteniya.docx | 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 5
Четверть: II
УМК: под редакцией Пономарёва И.Н.
Тема: “Многообразие живых организмов”
Тема урока: “Растения”
Тип учебного занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)
Формы проведения: фронтальная работа со всем классом, работа в малых группах, индивидуальная работа.
Методы: эвристическая беседа, рассказ, работа с информационным источником, тестирование, решение биологических задач.
Дидактическое сопровождение: тесты, дидактические карточки-задания, электронный учебник “Анатомия 8 класс”.
Список используемой литературы:
1. Пономарёва И.Н., Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентена-Граф, 2012. - 128 с.: ил.
Цели урока:
- обучающие: создать условия для знакомства с особенностями строения, многообразием растений на Земле, их значением в природе и жизни человека;
- развивающие: развивать умение характеризовать главные признаки растений; различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях; сравнивать цветковые и голосеменные растения; характеризовать их сходство и различия; характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения; определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп; сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека;
- воспитательные: воспитывать бережное отношение к растительному миру Земли, формируя экологическую грамотность
Оборудование: гербарий растений и таблицы основных отделов (цветковые, голосеменные, папоротниковидные, моховидные, водоросл; мультимедийное оборудование, электронный учебник по УМК Пономарёва 6 класс, презентация к уроку “Растения” (Приложение1.ppt), дидактический раздаточный материал
Этап урока | Содержание учебного материала. | Деятельность | ФОУД | Формирование УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга (“Ладошка к ладошке”). | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. | Ф | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Актуализация и пробное учебное действие | - Что изучали на прошлом уроке? - Выберите иллюстрации бактерий(остались изображения растений). (Слайд 2) | Беседа с учителем. Работают с информацией, представленной в виде рисунков. Рассказ по плану | Ф
И | Познавательные: общеучебные:умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ. |
- Как отличить бактерии от других организмов? Постройте ответ по плану: (Слайд 3)
- Каково значение бактерий в природе и для человека? |
| И | Коммуникативные:управление поведением партнёра; контроль. коррекция, оценка действий партнёра. | |
Ответить, предлагаю, в форме ролевой игры “Суд над бактериями”. 1 группа – “обвинители” называют отрицательную роль бактерий 2 группа – “защитники” указывают на положительную роль бактерий 3 группа – “судьи” выносят решение - Оцените свою работу, работу соседа по парте. Посоветуйте, если есть необходимость, как улучшить знания вашему товарищу по изученной теме. | Отстаивание своей точки зрения
Самооценка, взаимооценка | Ф
Г
П |
| |
- Что оказалось лишним? (Слайд 2) По каким признакам вы отнесли их к растениям? Исторически сложившаяся совокупность всех растений называется флорой.Наука, которая изучает растения –ботаника. Расскажите о них по плану: (Слайд 3)
|
Учащиеся соотносят свои действия с используемым | И | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. | |
Выявление места и причины затруднения | - Почему не получается рассказать о растениях как о бактериях по предложенному плану? - Каких знаний не хватает? - Что хотели бы узнать? - Каким способом можно получить нужную информацию? | Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения | Ф | Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. общеучебные:выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | - Определите цель урока (для устранения возникшего затруднения) - Предположите тему урока. - Постройте проект своих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели (задачи). (Слайд 4) | Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д. | Ф | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные:умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические:построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем:самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
Реализация построечного проекта | 1) Отличительные особенности растений от других организмов - Выясните, по каким признакам растения отличаются от представителей других царств, используя маршрутный лист №1, работая в парах. |
|
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
Маршрутный лист №1 Выясните общие признаки царства Растения. По мере выполнения заданий, делайте записи в тетради.
2). Изучение многообразие растений - Что изучает систематика? На земле насчитывается около 500000 видов растений. Среди них имеются одноклеточные и многоклеточные, высшие и низшие, споровые и семенные, цветковые и голосеменные. - Познакомьтесь с особенностями строения, образом жизни и значением представителей различных групп, работая в группах, используя маршрутный лист №2. |
Самостоятельная работа в парах с информационными источниками. Устное представление результатов совместной работы. |
П | Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические:построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем:самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера | |
Маршрутный лист №2 1. Выясните главный признак, благодаря которому растения выделили в отдельную группу, изобразите признак схематично на листе бумаги. 2. Составьте рассказ по плану:
3) Сравнение клеток растений и бактерий (Слайд 5) 4) Самооценка |
Самостоятельная работа в группах с источниками информации. Устное представление результатов совместной работы. |
Г
И |
| |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | 1). Назовите общие признаки растений. 2). Дополните схему, проиллюстрировав её рисунками цветковых, голосеменных, споровых – папоротники, хвощи, плауны, мхи, водорослей. 3). Какова роль растений в природе? 4) Определи клетку растений, бактерий. Ответ обоснуй. | Выполняют задания | Ф | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Выберите правильные суждения(Слайд 6) 1. Клетки растений содержат хлорофилл в хлоропластах. 2. Растения растут только определённый период в жизни. 3. Цветковые растения состоят из корня и побега, на котором могут развиваться цветы, а затем плоды. 4. Семена голосеменных защищены оболочкой плода. 5. Мхи, папоротники, хвощи и плауны размножаются спорами. 6. Тело водорослей не имеет органов, а представлено слоевищем. Проверьте правильность выполнения задания. Ответы (1,3,5,6) | Самопроверка, самооценка | И | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные:умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Включение в систему знаний и повторение | Дайте обоснованный ответ. - Зелёная квакша, увидев своё отражение в воде, закричала: “Ура! Я растение!”. Так ли это?(Слайд 7) - В реке растёт кубышка жёлтая. К какому отделу растений относится? Почему? (Слайд 8) - Какое растение, растёт на стволах деревьев в лесу с северной стороны? Почему так решили? (Слайд 9) - Хвощ полевой растёт на кислых почвах, которые требуют известкования, для увеличения урожая на них. Найдите его на рисунках. Объясните своё решение. (Слайд 10) - Что произойдёт, если на Земле исчезнут все растения? | Решение биологических задач | Ф | Регулятивные: прогнозирование |
Информация о домашнем задании | П.11, ответить на вопросы стр.51 Приготовить информацию о самых - самых растениях (индивидуально) (Слайд 11) |
|
|
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | - Достигнуты ли цель и задачи урока? Продолжите любое высказвание: - Я узнал (а)... - Меня удивило... - Работая в группе, я ... - Мне трудно представить, что... (Слайд 12) Оценка деятельности учащихся. | Анализируют выполнение цели и задач урока. | Ф | Познавательные: общенаучные:умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела учебной программы по биологии 7 класса Царство Прокариоты Курс «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс».
Данная работа использовалась для аттестации на 1 категорию в 2011 - 2012 учебном году....
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...