"Роль бактерий в природе и жизни человека" 5 класс.
презентация к уроку по биологии (5 класс)
Технологическая карта урока
Учитель | Ооржак Мира Мергеновна |
Предмет | Биология |
Класс | 5 «Б» |
Дата проведения урока |
|
Тема урока | Тема «Роль бактерий в природе и жизни человека»
|
Тип урока | Изучение нового материала |
Форма урока | Групповая, индивидуальная |
Информационно – методическое обеспечение урока | 1.Презентация в формате PowerPoint 2. Раздаточный материал. 3. Учебник В.В. Пасечника Биология. Бактерии, грибы, растения 5 класс |
Цель: познакомить обучающихся с различными группами бактерий, раскрыть их роль в природе и жизни человека.
Задачи: Образовательная: расширение представления о роли в природе различных групп бактерий и их практическом значении в жизни человека; формирование понимания роли бактерий в жизни на Земле
Развивающая: развитие у обучающихся умение анализировать и делать выводы; формировать способность использования творческого подхода при решении проблемы; формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.
Воспитательная: формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом, формирование способности видеть уникальность окружающего мира и воспитать бережное отношение к нему; применение полученных знаний о бактериях для обоснования способов хранения продуктов питания, профилактики заболеваний; воспитание сознательного отношения к учебной работе, самостоятельности.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: развитие интереса к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших действий. способствующих формированию мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.
Предметные: знакомство с многообразием бактерий. их ролью в природе и жизни человека.
Метапредметные: формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов и проведению сравнительной характеристики.
Технологическая карта урока
по теме «Роль бактерий в природе и жизни человека»
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты в соответствии с ФГОС |
1 | Организационный момент | Добрый день, ребята! Давайте мы с вами проведем открытый урок.
| Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку
| Познавательные: слушают учителя. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Регулятивные: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку
|
2 | Актуализация знаний обучающихся | Вы согласны все отвечать на вопросы? Давайте все вместе посмотрим на экран, и вспомним. То что мы изучали ранее. Я вам раздам карточки для индивидуальной работы. И мы все очень быстро поработаем. Мы живём в мире, плотно заселённом бактериями. На каждую клетку человеческого организма приходится около десяти клеток бактерий, живущих в том же организме. Конечно, если бы все эти бактерии были вредны для человека, вряд ли люди смогли бы выжить в таком окружении. Следовательно, наверняка бывают и положительные бактерии. Проблема: Давайте ответим на вопрос: нужны ли бактерии ? Ребята, какая же тема нашего урока?
|
Ответы обучающихся
Ответы обучающихся
Обучающиеся называют тему урока | Коммуникативные: вступают в диалог, обмениваются мнениями Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Регулятивные: ориентируются в материале; контролируют учебные действия; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи |
3 | Изучение нового материала | Ребята, оказывается в нашей жизни, есть не только вредные бактерии, но и полезные, без которых ни мы, ни животные не можем обойтись. Интересно вам узнать какие бактерии бывают? А для этого , я вам расскажу сказку. В некотором царстве, в некотором государстве под названием Бактерляндия жил-был царь. У него было четыре сына. Мирно жили в государстве братья. Сыновья помогали отцу в управлении государством, но однажды один из принцев решил захватить власть в свои руки. И наслал на жителей страны разные болезни. Три брата встали на защиту жителей и стали бороться со злом. Началась война. И казалось, этой войне не будет конца. Чтобы остановить войну надо помирить братьев и вернуть спокойствие и порядок в государство. Ребята, давайте поможем государству Бактерляндия вернуть все на свои места, чтобы в царстве вновь наступил мир и порядок. Поможем? Задачи урока: Речь пойдет на уроке о значении бактерий. Работа в парах, с помощью учебника Ребята, чтобы наша работа по поиску новой информации была более эффективной, предлагаю разделиться на 4 группы (парты расставлены заранее). Каждая группа получает работает самостоятельно. 1 группа «Бактерии разложения и гниения». Выступление обучающихся первой группы Бактерии гниения Мы - бактерии гниения. Нас не любят, к сожалению. Портим мы у вас продукты: Мясо, овощи и фрукты. Портим всё: бумагу, сено. Но нужны мы, несомненно: Санитары мы Земли. Трудимся без устали. Кто уходит в мир иной, Превращаем в перегной. 2 группа – « Почвенные бактерии» Выступление обучающихся первой группы Почвенные бактерии Молодцы вы, но без нас Не смогли бы жить растения. Перегной мы после вас Превращаем в удобрения Минеральные. И вот Корень в почве их найдёт, В лист зелёный передаст. Лист для всех живых создаст Органическую пищу: Для животных, человека, Для бактерий и грибов. Потому без лишних слов Мы, признайте, лучше всех. 3 группа - «Молочнокислые бактерии» Я главней! Ты - почвы житель. Я же в почве жить не стану. Превращаю в сыр, в сметану Я парное молоко. А ещё капусту сквашу, Огурцы, томаты ваши Сохраню я много дней. Кукурузу, что скосили, Превращу я в сочный силос. Ну, скажите ж, кто нужней?! 4 группа – «Болезнетворные бактерии» Мы тоже живём в кишечнике. И с нами болеет он. Я - палочка дизентерийная, Холерный я вибрион. Попробуй, не вымой руки, Мы сразу тебя найдём. Уж мы нe умрём от скуки. Мы живо тебя изведём! Ребята, вы успешно заполнили таблицу, сравните с таблицей на слайде. Ребята, предлагаю немного подвигаться. Встаньте. Выполняйте движения. | Ответы обучающихся
Ответы обучающихся
Делятся на группы и выполняют задания
| Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениям. Личностные: формируется научное представление на основе практической деятельности Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме умеют извлечь существенную информацию из источников информации
|
4 | Физкультминутка
| Это лёгкая забава. Это лёгкая забава — Повороты влево-вправо. Нам известно всем давно — Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.) Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать. (Приседания.) А теперь ходьба на месте, Это тоже интересно. (Ходьба на месте.) | Выполняют упражнения |
|
5 | Закрепление
| Организует закрепление знаний. индивидуальная работа учащихся, заполняют карточки для индивидуальной работы, сразу идет проверка при помощи презентации | Слушают учителя, заполняют карточки |
|
6 | Рефлексия и оценивание | Обучающимся предлагается оценить свою деятельность на уроке, дать оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.
Оценивание с помощью сигнальных карточек Оценка « 5»- зеленая карточка Оценка « 4»-желтая карточка Оценка « 3»- красная карточка | Анализируют, делают выводы, оценивают себя с помощью сигнальных карточек | Личностные: развитие способности объективно оценивать себя и анализировать условия достижения цели; формирование позитивной моральной самооценки.
|
7 | Домашнее задание |
| Записываю домашнее задание | Личностные; развитие навыков активного слушания и правильной постановки вопросов; формирование способности формулировать и задавать вопросы. необходимые для организации собственной деятельности. |
8 | Подведение итогов | Комментарии учителя. | Слушают учителя | Личностные: проявляют интерес к занятию по изучаемой теме и результатам ее освоения.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.pptx | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Включения с запасными питательными веществами Ядерное вещество Жгутики Цитоплазма Оболочка Задание 1. Подпишите основные органоиды бактериальной клетки.
Задание 2. Подпишите название форм бактериальных клеток. 1. 2 . 3 . 4 . Кокки Бациллы Вибрионы Спириллы 9- 8б- «5» 7- 6б- «4» 5- 4б- «3»
Вопросы для устного повторения Как питаются бактерии? Как происходит размножение бактерий? Что происходит с бактериями при наступлении неблагоприятных условий? Какие среды обитания заселили бактерии?
Возможна ли жизнь на Земле без бактерий… ?
Тема: Роль бактерий в природе и жизни человека
Группы бактерий Гниения Почвенные Болезнетворные Клубеньковые Молочнокислые
Бактерии гниения Среда обитания –повсеместно Значение: перерабатывают органические вещества (листья, трупы животных) в перегной.
Бактерии гниения и разложения участвуют в круговороте веществ « санитары планеты»
Бактерии почвенные Среда обитания – почва Значение: р азлагают перегной до минеральных веществ, необходимых растениям для жизни
Болезнетворные бактерии Среда обитания- организмах Значение: вызывают заболевания у человека. Поражают растения и животных
Туберкулез - одно из древнейших инфекционных заболеваний
Клубеньковые бактерии Среда обитания- на корнях бобовых растений, в почве Значение: выделяют азотные соединения, которые используют растения; повышают плодородие почвы
Молочнокислые бактерии Среда обитания- в различных органических веществах Значение: способствуют скисанию молока, квашению овощей, силосованию кормов
Консервирование - изоляция продуктов питания от внешней среды. Хранение в вакууме - отсутствие кислорода. Кипячение - убивает бактерии. Соление - в соли живые организмы не живут практически. Замораживание - чем ниже температура, тем медленнее идут все процессы
Бактерии используют для очистки сточных вод
Профилактика инфекционных заболеваний Контроль за источниками воды и пищевыми продуктами . Своевременное выявление и лечение больных. Карантин . .. Дезинфекция. Прививки. . Соблюдение правил личной гигиены.
В природе В жизни человека Значение бактерий
В природе В жизни человека 1.Образовали почву. 2.Образуют перегной. 3.Обогащают почву азотом. 4.Поставляют в атмосферу кислород. 5.Приняли участие в образовании природного газа, отложении железных руд. 1.Получение кисломолочных продуктов. 2.Квашение овощей. 3.Получение лекарств. 4.Помогают пищеварению. 5.Портят продукты питания. 6.Вызывают заболевания. 7. Используют для очистки сточных вод Значение бактерий
Ответ : Жизнь без бактерий на Земле невозможна. 1 . Бактерии гниения и разложения превращают погибших растений, животных и мусор в перегной почвы. 2. Почвенные бактерии превращают перегной в минеральные вещества. 3. Клубеньковые бактерии обитают в почве на корнях растений и обогащают почву азотом . Вопрос: Возможна ли жизнь на Земле без бактерий…
Рефлекция Сегодня на уроке я научился… Своей работой на уроке я … Урок заставил меня задуматься о … Я понял, что … Мне было интересно, потому что … Для меня стало открытием, что …
Домашнее задание: 1.Представьте себе, что вы врач экспедиции, которая высадилась на незнакомую планету. Среди экипажа обнаружилось неизвестное заболевание. Что вы будете делать? 2. Прочитать параграф № 12, устно ответить на вопросы параграфа, стр.56-63. 3 .* Творческая работа. В тетрадь запишите свое рассуждение «Что было если бы не было бактерий?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульный урок № 4 Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».
Урок в 6 классе разработан с помощью модульной технологии, по авторской программе В.В.Пасечника....
Конспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».
Цель урока: Познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений, сформировать умение сравнивать и обобщать материал, дать представление о скорости размножения бактерий, по...
конспект урока 6 класс- Роль бактерий в природе и жизни человека
Роль бактерий в природе и жизни человека...
Технологическая карта урока на тему «Роль бактерий в природе и жизни человека» ( Биология 5 класс)
Данный материал может быть использован на уроках биологии (ФГОС) 5 класс...
Технологическая карта урока для учащихся 5 класса по теме "Роль бактерий в природе и жизни человека"
Данная разработка предназначена в помощь учителю биологии при подготовке к уроку по теме "Царство Бактерии. Царство Грибы". Это второй урок в изучаемом разделе, тип урока - урок получения но...
Бактерии, их многообразие, строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека. .
Образовательные: познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений и животных; раскрыть особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий. Воспи...
Методическая разработка урока биологии в 5 классе по теме: «Роль бактерий в природе и жизни человека»
Цель урока: создавать условия для понимания и освоениями обучающимися рои бактерий в природе и жизни человека.Урок состоит из нескольки этапов:1 этап - Мотивация к учебной деятельности2 этап - Проверк...