Рабочая программа по биологии 6 класс И.Н. Пономарева
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программасоставлена на основе федерального государственного образовательного стандарта от 2004г. и предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы по учебнику:И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология. 6 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013. Региональный компонент представлен краеведческим материалом в объеме 10%.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6.docx | 37.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 67
ГОРОДА ТЮМЕНИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕСТСКОГО СОЮЗА БОРИСА КОНСТАНТИНОВИЧА ТАНЫГИНА
( МАОУ СОШ № 67 города Тюмени)
Рассмотрено на заседании МО: Согласовано УТВЕРЖДАЮ:
Протокол № от Заместитель директора по УВР Директор МАОУ СОШ №67
Руководитель:___________ _______________________ ____________________
Рабочая программа
(домашнее обучение)
Предмет _____ Биология_______________
Класс ____________6__________________
Количество часов в неделю ______1_____
Количество часов за год______35_________
Программа И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко, А.Г. Драгомилов , Т.С. Сухова. Биология: 5 - 9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф , 2012.
(автор, название, издательство, год)
Учебник И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология. 6 класс. Москва. «Вентана-Граф», 2013.
(автор, название, издательство, год)
Методические пособия Г.А. Воронина, С.Н. Исакова. Биологический тренажер. Москва.
Вентана-Граф. 2013
(автор, название, издательство, год)
Учителя-составители:Москаленко Анастасия Андреевна
Архипова Ольга Николаевна
Учебный год________________2015/2016 гг.________________________________________
Пояснительная записка
Рабочая программасоставлена на основе федерального государственного образовательного стандарта от 2004г. и предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы по учебнику:И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология. 6 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013. Региональный компонент представлен краеведческим материалом в объеме 10%.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МОУ СОШ № 67 данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 6 классе в объеме 1 час в неделю. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному (биогеоценотическому) и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий, грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира , понимание биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.
Количество контрольных работ за год – 3
Количество лабораторных работ за год – 6
Экскурсий за год – 1
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Требования к результатам освоения программы
В результате изучения биологии ученик должен
- знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
- уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Учебно-тематический план
№ п\п | Раздел, тема урока | Количество часов | В том числе на: | |||
уроки | лабораторные работы | контрольные работы | экскурсии | |||
1 | Наука о растениях - ботаника. | 4 | 4 | |||
2 | Органы цветковых растений | 9 | 4 | 4 | 1 | |
3 | Основные процессы жизнедеятельности растений | 7 | 5 | 1 | 1 | |
4 | Многообразие и развитие растительного мира | 10 | 9 | 1 | ||
5 | Природные сообщества | 5 | 3 | 1 | 1 | |
Итого: | 35 | 25 | 6 | 3 | 1 |
Содержание разделов и тем учебного курса
Наука о растениях - ботаника( 4ч.)
Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Многообразие жизненных форм растений. Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Ткани растений.
Органы цветковых растений.( 9 ч.)
Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян. Корень, его строение и значение. Побег , его строение и развитие. Лист, его строение и значение. Стебель, его строение и значение. Цветок, его строение и значение. Плод. Разнообразие и значение плодов.
Лабораторная работа№ 1. «Изучение строения семени двудольных растений».
Лабораторная работа № 2 «Строение корня у проростка».
Лабораторная работа№ 3 «Строение вегетативных и генеральных почек».
Лабораторная работа№ 4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».
Основные процессы жизнедеятельности растений.( 7 ч.)
Минеральное питание растений и значение воды. Воздушное питание растений- фотосинтез. Дыхание и обмен веществ у растений. Размножение и оплодотворение у растений. Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Использование вегетативного размножения человеком. Рост и развитие растений. Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания.
Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений».
Многообразие и развитие растительного мира.( 10 ч.)
Систематика растений, ее значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе. Отдел Моховидные. Общаяхарактеристика и значение. Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Семейства класса Двудольные. Семейство класса Однодольные.Историческое развитие растительного мира на Земле.
Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений».
Природные сообщества. (5 ч.)
Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Смена природных сообществ. Многообразие природных сообществ. Жизнь организмов в природе.
Экскурсия « Весенние явления в жизни парка».
Перечень материально-технического обеспечения
- Мультимедийный пректор;
- Наглядные пособия:
- гербарий;
- Лабораторное оборудование:
- предметные стекла;
- покровные стекла;
- микропрепараты;
- препаровальные иглы;
- микроскоп;
- пинцет;
- школьная лаборатория «Архимед»;
4. Печатные пособия:
Информационные источники
Перечень учебно-методического обеспечения:
- И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко , А.Г. Драгомилов , Т.С. Сухова. Биология: 5 - 9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф , 2012.
2. И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология. 6 класс. Москва. Издательскийцентр «Вентана-Граф», 2013
3. Г.А. Воронина, С.Н. Исакова. Биологический тренажер. Москва. Вентана-Граф. 2013
Список литературы для учителя:
- А.И. Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс, М.: Дрофа, 2006, - 96с.;
- Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;
- Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.-128с. 6ил. – (Дидактические материалы);
- Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004. -127с.;
Список литературы для учащихся:
- Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 1972. – 304с. 6 ил.
- Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
- Артамонов В.И. Занимательная физиология. – М.: Агропромиздат, 1991. 336с.
- Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.
- Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 1994, С. 92-684.
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994.– 218с.
- Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 1997. 350с.
- Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. М.: Колос, 1992. 350с.
- Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
- Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с.: ил.
- Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. -381с.: ил.
- Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для учащихся. 2-изд. М.: Просвещение, 1991. – 240с.: ил.
MULTIMEDIA – поддержка курса
Интернет-ресурсы:
- http://school-collection.edu.ru
- http://www.openclass.ru/dig_resources
- http://interneturok.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по биологии 8 класс по программе И. Пономаревой
Рабочая программа составлена на основе примерных программ по биологии с учетом авторской программы А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маш по курсу « Человек и его здоровье». Структура курса складываетс...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
рабочая программа по биологии для 5-9 классов на основе авторской программы под редакцией И.Н. Пономаревой. ФГОС
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе авторской программы под редакцией Пномаревой И.Н. по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 6 класс по программе И.Н.Пономаревой
Рабочая прогамма 6класс по учебнику :Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники; учебник 6 класса общеобразовательных учреждений И.Н. Пономарева, О,А. Корнилаева, В.С. Кучменко М. Вента –Гра...
Рабочая программа по биологии 7 класс по программе И.Н.Пономаревой
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В...
Рабочая программа по биологии 8 класс по программе И.Н.Пономаревой
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В...