5 класс ФГОС УМК Сферы " Вода как среда жизни организмов"
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
Целью урока является изучение особенностей водной среды, приспособления организмов обитающих в данной среде. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_kak_sreda_zhizni_organizmov.docx | 36.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города Кинеля Самарской области
Тема урока: Вода как среда жизни организмов.
учитель биологии
Успенская Надежда Геннадьевна
Октябрь, 2015 год
Тема урока | Вода как среда жизни организмов. |
Класс 5 | |
Цель урока | Изучить особенности водной среды, приспособления организмов обитающих в данной среде. |
Задачи урока | Образовательные: Изучить особенности водной среды, приспособления организмов обитающих в данной среде. |
Развивающие: развивать у обучающихся умение наблюдать и делать выводы на основе наблюдений, умение работать с разными источниками информации, работать в паре; | |
Воспитательные: воспитывать у обучающихся уважение к научному, исследовательскому труду. | |
Планируемые результаты | Учащиеся углубляют и систематизируют знания о многообразии живых организмов, расширяют свои представления о свойствах живых организмов. |
Личная значимость изучаемого материала для обучающихся | Вода - одно из самых распространенных веществ на Земле, она обладает уникальными свойствами, содержится в живых организмах. Необходимо в сутки принимать до 1 литра воды. |
Задачи для обучающихся | Узнать, как связано строение живых организмов и свойств воды? |
Методы обучения | Частично-поисковый: найти информацию в учебнике. |
Приёмы деятельности учителя | Постановка проблемы, подведение к выводу, организация самостоятельной работы обучающихся с материалами для урока. |
Организация деятельности обучающихся | Изучение предложенных материалов об особенности водной среды, приспособления организмов обитающих в данной среде, работа с текстом учебника, заполнение таблицы, отвечают на вопросы, работа в рабочих листах; |
Опорные понятия урока | гидросфера |
Новые понятия урока: Клеточное строение, индивидуальное развитие, размножение, раздражимость.
Источники информации: Учебник параграф № 6.
Электронное приложение «Вода как среда жизни организмов». (6).
План урока.
1.Организационный момент. (2 мин.)
Встаньте ровно и красиво.
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
2. Актуализация знаний. (5 мин.)
Чёрный ящик.
Здесь находится вещество …(если вы узнали, что это за вещество запишите его название на листочке).
Антуан де Сент- Экзюпери сказал о нём так:
- У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать…
- Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…
- Ты самое большое богатство в мире.
Без рук, без ног всё бежит. (загадка)
Это вещество вода.
Сообщение темы урока: Вода как среда жизни организмов
3.Целепологание (5 мин)
Давайте попробуем определить цель нашего урока.
Вам даны предложения с переставленными словами. Расставив слова по порядку, вы определите цель нашего урока.
1.Изучить особенности водной среды обитания.
2. Выяснить, как приспособились организмы к данной среде обитания.
4.Планирование (3 мин)
Водная среда жизни -- Гидросфера
Свойства Экологические факторы Приспособления
5.Открытие нового знания (5 мин)
Вода самое распространенное на Земле вещество. Почти 3/4 поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, реки и озера.
Итак, вся вода на земле образует … (гидросферу).
Нам нужно ответить на следующие вопросы:
- Какими свойствами обладает вода, находясь в жидком состоянии?
- Какими экологическими факторами характеризуется данная среда обитания?
Ребята выполняют задание №2:
Разделите на два столбика: вода прозрачна, света мало,
вода без вкуса и без запаха, текучесть, температура изменяется, изменение объёма при нагревании и охлаждении, кислорода не хватает, воды достаточно.
Свойства воды | Экологические факторы |
Вода прозрачна | света мало, |
Вода без вкуса, без запаха | температура изменяется |
Текучесть | кислорода не хватает |
Изменение объёма при нагревании, охлаждении. | воды достаточно. |
(данные экологические факторы, распечатанные на отдельных листах, прикрепляются на доске и дополняют схему)
- Есть ли ещё где вода?
Демонстрация опыта.(5мин)
Опыт. Нагревают колбу с листьями растений. Рассказывают, что наблюдают?
Следовательно, вода содержится не только в водоёмах, но и в живых организмах. Для многих организмов вода является средой обитания.
- Назовите организмы, которые живут в воде?
Ответы учеников.
- Рыбы являются яркими представителями водной среды обитания.
Как же связано строение живых организмов и свойств воды?
Учащиеся работают в группе.
Каждый ряд получает задание об определённом факторе водной среды, пользуясь информацией учебника, параграф № 6, заполняют таблицу.
Фактор среды | Условия обитания | Приспособления животных | Пример | |
свет | мало | живут ближе к поверхности | водоросли, рыбы | |
кислород | Не хватает | дышат при помощи жабр или всей поверхностью тела | рыбы, моллюски водоросли простейшие | |
Температура плотность влажность
| нет резкого колебания температур Выше плотности воздуха | способны парить в воде, ткани содержат пузырьки воздуха, обтекаемая форма тела, покрыто слизью | медузы водоросли рыбы |
Проверка выполненной работы, дальнейшее составление схемы
6.Отработка учебных действий
Из предложенных организмов выберите тех, кто обитает в водной среде.
( либо на слайде или на доске)
Учащиеся называют животное и его приспособления к данной среде обитания.
7. Рефлексия
Что нового узнал для себя?
Что непонятно?
Меня сегодня заинтересовало?
Домашнее задание. Параграф № 6 вопросы на стр. 21
Творческое задание: Составить кроссворд «Вода»
Итог урока. В капельках воды рисуем рожицы.
Оценки обучающимся, активно работавшим на уроке.
1. Составить предложения.
1.Изучить… (особенности, обитания, среды, водной).
2.Выяснить приспособления… (обитания, организмов, среде, к данной)
2. Разделите на два столбика: вода прозрачна, света мало,
вода без вкуса и без запаха, текучесть, температура изменяется, изменение объёма при нагревании и охлаждении, кислорода не хватает, воды достаточно.
Свойства воды | Экологические факторы |
3. Заполните таблицу, пользуясь информацией учебника, параграф № 6,
Фактор среды | Условия обитания | Приспособления животных | Пример | |
свет 1 ряд | мало | |||
кислород 2 ряд | Не хватает | |||
Температура плотность влажность 3ряд | Выше плотности воздуха |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Среды жизни организмов.
Урок-обобщение "Среды жизни организмов"...
Среды жизни организмов. Приспособленность к среде обитания
Урок природоведения для 5 класса с элементами проектной деятельности....
Вода как среда жизни организмов
Урок биологии в 5 классе...
Урок-обобщение по биологии в 5 классе (ФГОС) по теме: "Подведение итогов. Клеточное строение организмов".
Данная разработка урока- обобщение по теме «Подведение итогов. Клеточное строение организмов» составлена для УМК Пономаревой И.Н. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. У...
Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека»
Методическая разработка (Технологическая карта) урока по биологии в 5 классе Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека» (ФГОС) Урок разработан в технологии развития критическ...
Среды жизни организмов биология 5 класс
Конспект урока, маршрутный лист...
«Вода как среда жизни»
Расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов: водная среда; блуждающий плактон....