Среды жизни организмов биология 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Попова Кристина Игоревна

Конспект урока, маршрутный лист

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredy_zhizni_planeta_zemlya_otkrytyy_urok.docx40.67 КБ
Файл marshrutnyy_list.docx1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема урока: Среды жизни планеты Земля.

Класс: 5

Предмет: биология

Тип урока: изучения нового материала. Технология проблемного обучения.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, в парах.

Оборудование: УМК  И.Н. Пономарёва; И.В.Николаев; О.А. Корнилова « Вентана - Граф» 2014г.; компьютер, проектор, раздаточный материал (рабочие листы, картинки с изображением животных), презентация.

Цели урока: 

1. Создать условия для формирования у школьников представления об отличительных особенностях разных сред обитания.

2. Научить распознавать приспособления организмов к особенностям среды обитания

Задачи урока:

Обучающие. Изучение учениками материала об условиях, сложившихся в разных средах обитания, чертах приспособления живых организмов к жизни к конкретной среде.

Развивающие.

Развивать умение ставить цели урока, исходя из заданной темы. Удерживать цель деятельности до получения ее результата; Оценивать весомость приводимых доказательств. Корректировать деятельность на уроке в зависимости от поставленных задач. Анализировать собственную работу.

Воспитательные.

Воспитание любви к природе. Уважение к чужому мнению.

Планируемые результаты освоения  темы.

Личностные. Осознавать успешность своей деятельности.

Предметные. Выявлять черты приспособления живых организмов к условиям, сложившимся в разных средах обитания.

Метапредметные умения:

* познавательные - осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, уметь выявлять в рассматриваемых объектах их сходство и различие, фиксировать результаты в рабочей тетради, делать выводы;

* регулятивные - ставить цели урока, достигать результата в процессе учебной деятельности, адекватно оценивать действия по выполнению задания, корректировать деятельность в процессе урока;

* коммуникативные – работать в паре, группе,  корректно взаимодействовать друг с другом.

Основные понятия и термины: среды жизни  живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почвенная среда жизни, организм как среда жизни;

Методы контроля на уроке: фронтальный, устный, письменный.

Ход урока.

1.Организационный этап (1 мин).

2. Актуализация         опорных  знаний (2-3 мин).

Учит.: Ребята, добрый день! Я рада видеть вас! На столах у вас лежат смайлики, я попрошу вас поднять тот, который отображает ваше настроение сейчас.

- Великолепно, мы готовы к работе!

(слайд 2-7)

Внимание! Внимание! Одиннадцатого февраля стартуют  Олимпийские игры среди животных. На стартовой линии выстроились спортсмены, которые продолжительное  время проводили подготовку  к знаменательному событию. Перед стартом корреспондент газеты «Необычное в природе» взял интервью у будущих звезд олимпиады.

Первым дал интервью Воробей. Для победы в олимпиаде он готов покорять земные недра. Вторым на стартовой линии стоит Дождевой червь. Он готов покорять воздушное пространство. Третьей на стартовой линии стояла Рыба. Она готова бороться за первенство в наземно-воздушном пространстве. Четвертым на стартовой линии стоит Муха. Она рвется в водное пространство.
Корреспондент пришел в недоумение. Ребята, как вы думаете почему?

Ответы ребят….

Учит.: Чтобы ответить грамотно на этот вопрос, мы с вами познакомимся со средами жизни планеты Земля.

Ребята, как вы думаете, что мы можем назвать «средой обитания»?

- ответы ребят

(слайд 8) Cреда обитания – условия, окружающие организм. (параграф 17)

(слайд 9) И так как вы поняли тема нашего урока «Среды жизни планета Земля»

Учит.- Что для вас важно,  хочется узнать, интересно?

Учен. – (таким образом учащиеся формулируют значимую для них цель)

(слайд 10)

Цели урока: 

1. Познакомимся с отличительными особенностями разных сред обитания.

2. Выяснить особенности приспособления организмов к среде обитания.

Учит. – Для того чтобы выполнить поставленную вами цель, предлагаю выполнить несколько заданий. 

2.  Этап усвоения новых понятий

Проблемный вопрос урока.

 Почему живые организмы отличаются друг от друга?

Учен. – Высказывают предположения.

Учит. – Вы гуляете в лесу, парке. Плаваете в реке или море. Вы осваиваете наземно - воздушную и водную среды обитания, но вы вряд ли об этом задумываетесь. Но так ученые называют эти дома для живых существ.

Задание № 1  Помоги найти животным свой дом  

(Слайд 11)

(слайд 12 )Обобщим! Основные среды жизни: Водная, почвенная, наземно-воздушная, организменная

(слайд 13-19)

Задание 2. Параграф № 17 стр. 75-77 (картинки)

Задание выполняется в группах.

По раздаточному материалу (картинки с изображениями животных), с помощью таблицы  найдите черты приспособления животных к обитанию в определенной среде. Заполните «свою» графу таблицы. Две другие графы заполняются во время ответа других групп.

Изучите все  иллюстрации и выясните, обитатели какой среды вам даны и  какие приспособления есть у животных для обитания в этой среде.

( при затруднении   - обратите внимание на опорные слова )

1 группа – форма тела, органы дыхания, конечности,  

2 группа – размеры тела, конечности, форма тела

3 группа – покровы тела, конечности, скелет

4 группа – размеры тела, форма тела, простота устройства

 

Название среды жизни

Ее особенности

(Условия )

Приспособления

Организмы, в ней обитающие

1.Наземно-воздушная

2.Водная

3.Почвенная

4. Организменная

Газообразная, низкая плотность, много света и кислорода, мало водяных паров, разная температура.

Большая плотность, мало кислорода, света, перепады давления, скорость течения.

Твердая, нет света, мало воды, сглажены температурные колебания.

Обилие пищи, нет света, стабильность условий, сопротивление хозяина

Крылья с летательной поверхностью. Конечности для передвижения.

Обтекаемая форма тела, плавучесть, слизистые покровы, развитие воздухоносных полостей

Гладкая поверхность тела (слизь у червей, короткая шерсть у крота), уменьшены или отсутствуют глаза, вместо этого развиты органы осязания.

Органы прикрепления (крючки, присоски) и покровы, устойчивые к перевариванию

Береза, гриб, птицы, ласточка, тигр, медведь

Кит, дельфин, щука, водоросли, краб, медузы…

Крот, черви, медведка, корни растений…

Аскарида, острицы, гриб-трутовик

Физминутка

 Все ребята дружно встали

И на месте зашагали,

На носочках потянулись,

А теперь назад прогнулись,

Как пружинки мы присели

И тихонько вместе сели

3. Этап применения новых понятий. (5-7 мин.)

Учит. –  Можете ли вы теперь ответить на вопрос?

Живому организму  подходят любые условия жизни?

Учащ. – кратко отвечают.

(слайд 20)4.Рефлексия. Выставление оценок

Домашнее задание. Параграф № 17

Задание № 3. Задание выполняется индивидуально. Работа с текстом. Вставьте пропущенные слова:

Жизнь в каждой среде имеет свои _____________________. В наземно- воздушной среде достаточно_____________, зато часто не хватает ________.                В водной среде достаточно ___________. Температура здесь меняется меньше, чем температура ______________. Почвенная среда – дом для множества _______________ и ________________. Температура  здесь более ровная , чем на __________________.

Задание №4. Задание выполняется индивидуально.  Какие утверждения верны? Обведите номера правильных предложений.

1) Различают две среды обитания: наземно-воздушную и водную.

2) Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.

3)Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 м. Это помогает им схватывать пищу.

4) Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в наземно-воздушной среде.

5) Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.

  1. этап. Домашнее задание.  (2 мин.), слайд№25

§17, работа над мини-проектом «Новоселье» (выбрать животное и «переселить» его в новую среду обитания, продумав, какие новые приспособления ему понадобятся, оформить в любой технике – рисунок, аппликация, поделка из бумаги и т.п.)

                

              Рефлексия

  1. этап. Итоги урока. (2-3 мин.)

Выставление оценок, ученики сдают рабочие листы и тетради с выполненным  домашним заданием прошлого урока.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среды жизни организмов.

Урок-обобщение "Среды жизни организмов"...

Среды жизни организмов. Приспособленность к среде обитания

Урок природоведения для 5 класса с элементами проектной деятельности....

Вода как среда жизни организмов

Урок биологии в 5 классе...

5 класс ФГОС УМК Сферы " Вода как среда жизни организмов"

Целью урока является изучение особенностей водной среды, приспособления организмов обитающих в данной среде....

Среды обитания организмов 5 класс

Презентация среды обитания организмов 5 класс...

Презентация к уроку по биологии на тему "Среды обитания организмов". 5 класс. ( С.Е. Мансурова, В.С. Рохлов, Е.Ю. Мишняева)

Презентация к уроку по биологии на тему "Среды обитания организмов". 5 класс. ( С.Е. Мансурова, В.С. Рохлов, Е.Ю. Мишняева)...

"Среды обитания организмов". 5 класс. С.Е. Мансурова, В.С. Рохлов, Е.Ю. Мишняева.

Презентация по биологии на тему "Среды обитания организмов" разработана для 5 класса к учебнику С.Е. Мансурова, В.С. Рохлов, Е.Ю. Мишняева. Может быть использована для изучения нового матери...