Среды жизни организмов биология 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Конспект урока, маршрутный лист
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredy_zhizni_planeta_zemlya_otkrytyy_urok.docx | 40.67 КБ |
marshrutnyy_list.docx | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема урока: Среды жизни планеты Земля.
Класс: 5
Предмет: биология
Тип урока: изучения нового материала. Технология проблемного обучения.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, в парах.
Оборудование: УМК И.Н. Пономарёва; И.В.Николаев; О.А. Корнилова « Вентана - Граф» 2014г.; компьютер, проектор, раздаточный материал (рабочие листы, картинки с изображением животных), презентация.
Цели урока:
1. Создать условия для формирования у школьников представления об отличительных особенностях разных сред обитания.
2. Научить распознавать приспособления организмов к особенностям среды обитания
Задачи урока:
Обучающие. Изучение учениками материала об условиях, сложившихся в разных средах обитания, чертах приспособления живых организмов к жизни к конкретной среде.
Развивающие.
Развивать умение ставить цели урока, исходя из заданной темы. Удерживать цель деятельности до получения ее результата; Оценивать весомость приводимых доказательств. Корректировать деятельность на уроке в зависимости от поставленных задач. Анализировать собственную работу.
Воспитательные.
Воспитание любви к природе. Уважение к чужому мнению.
Планируемые результаты освоения темы.
Личностные. Осознавать успешность своей деятельности.
Предметные. Выявлять черты приспособления живых организмов к условиям, сложившимся в разных средах обитания.
Метапредметные умения:
* познавательные - осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, уметь выявлять в рассматриваемых объектах их сходство и различие, фиксировать результаты в рабочей тетради, делать выводы;
* регулятивные - ставить цели урока, достигать результата в процессе учебной деятельности, адекватно оценивать действия по выполнению задания, корректировать деятельность в процессе урока;
* коммуникативные – работать в паре, группе, корректно взаимодействовать друг с другом.
Основные понятия и термины: среды жизни живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почвенная среда жизни, организм как среда жизни;
Методы контроля на уроке: фронтальный, устный, письменный.
Ход урока.
1.Организационный этап (1 мин).
2. Актуализация опорных знаний (2-3 мин).
Учит.: Ребята, добрый день! Я рада видеть вас! На столах у вас лежат смайлики, я попрошу вас поднять тот, который отображает ваше настроение сейчас.
- Великолепно, мы готовы к работе!
(слайд 2-7)
Внимание! Внимание! Одиннадцатого февраля стартуют Олимпийские игры среди животных. На стартовой линии выстроились спортсмены, которые продолжительное время проводили подготовку к знаменательному событию. Перед стартом корреспондент газеты «Необычное в природе» взял интервью у будущих звезд олимпиады.
Первым дал интервью Воробей. Для победы в олимпиаде он готов покорять земные недра. Вторым на стартовой линии стоит Дождевой червь. Он готов покорять воздушное пространство. Третьей на стартовой линии стояла Рыба. Она готова бороться за первенство в наземно-воздушном пространстве. Четвертым на стартовой линии стоит Муха. Она рвется в водное пространство.
Корреспондент пришел в недоумение. Ребята, как вы думаете почему?
Ответы ребят….
Учит.: Чтобы ответить грамотно на этот вопрос, мы с вами познакомимся со средами жизни планеты Земля.
Ребята, как вы думаете, что мы можем назвать «средой обитания»?
- ответы ребят…
(слайд 8) Cреда обитания – условия, окружающие организм. (параграф 17)
(слайд 9) И так как вы поняли тема нашего урока «Среды жизни планета Земля»
Учит.- Что для вас важно, хочется узнать, интересно?
Учен. – (таким образом учащиеся формулируют значимую для них цель)
(слайд 10)
Цели урока:
1. Познакомимся с отличительными особенностями разных сред обитания.
2. Выяснить особенности приспособления организмов к среде обитания.
Учит. – Для того чтобы выполнить поставленную вами цель, предлагаю выполнить несколько заданий.
2. Этап усвоения новых понятий
Проблемный вопрос урока.
Почему живые организмы отличаются друг от друга?
Учен. – Высказывают предположения.
Учит. – Вы гуляете в лесу, парке. Плаваете в реке или море. Вы осваиваете наземно - воздушную и водную среды обитания, но вы вряд ли об этом задумываетесь. Но так ученые называют эти дома для живых существ.
Задание № 1 Помоги найти животным свой дом
(Слайд 11)
(слайд 12 )Обобщим! Основные среды жизни: Водная, почвенная, наземно-воздушная, организменная
(слайд 13-19)
Задание 2. Параграф № 17 стр. 75-77 (картинки)
Задание выполняется в группах.
По раздаточному материалу (картинки с изображениями животных), с помощью таблицы найдите черты приспособления животных к обитанию в определенной среде. Заполните «свою» графу таблицы. Две другие графы заполняются во время ответа других групп.
Изучите все иллюстрации и выясните, обитатели какой среды вам даны и какие приспособления есть у животных для обитания в этой среде.
( при затруднении - обратите внимание на опорные слова )
1 группа – форма тела, органы дыхания, конечности,
2 группа – размеры тела, конечности, форма тела
3 группа – покровы тела, конечности, скелет
4 группа – размеры тела, форма тела, простота устройства
Название среды жизни | Ее особенности (Условия ) | Приспособления | Организмы, в ней обитающие |
1.Наземно-воздушная 2.Водная 3.Почвенная 4. Организменная | Газообразная, низкая плотность, много света и кислорода, мало водяных паров, разная температура. Большая плотность, мало кислорода, света, перепады давления, скорость течения. Твердая, нет света, мало воды, сглажены температурные колебания. Обилие пищи, нет света, стабильность условий, сопротивление хозяина | Крылья с летательной поверхностью. Конечности для передвижения. Обтекаемая форма тела, плавучесть, слизистые покровы, развитие воздухоносных полостей Гладкая поверхность тела (слизь у червей, короткая шерсть у крота), уменьшены или отсутствуют глаза, вместо этого развиты органы осязания. Органы прикрепления (крючки, присоски) и покровы, устойчивые к перевариванию | Береза, гриб, птицы, ласточка, тигр, медведь Кит, дельфин, щука, водоросли, краб, медузы… Крот, черви, медведка, корни растений… Аскарида, острицы, гриб-трутовик |
Физминутка
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали,
На носочках потянулись,
А теперь назад прогнулись,
Как пружинки мы присели
И тихонько вместе сели
3. Этап применения новых понятий. (5-7 мин.)
Учит. – Можете ли вы теперь ответить на вопрос?
Живому организму подходят любые условия жизни?
Учащ. – кратко отвечают.
(слайд 20)4.Рефлексия. Выставление оценок
Домашнее задание. Параграф № 17
Задание № 3. Задание выполняется индивидуально. Работа с текстом. Вставьте пропущенные слова:
Жизнь в каждой среде имеет свои _____________________. В наземно- воздушной среде достаточно_____________, зато часто не хватает ________. В водной среде достаточно ___________. Температура здесь меняется меньше, чем температура ______________. Почвенная среда – дом для множества _______________ и ________________. Температура здесь более ровная , чем на __________________.
Задание №4. Задание выполняется индивидуально. Какие утверждения верны? Обведите номера правильных предложений.
1) Различают две среды обитания: наземно-воздушную и водную.
2) Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.
3)Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 м. Это помогает им схватывать пищу.
4) Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в наземно-воздушной среде.
5) Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.
- этап. Домашнее задание. (2 мин.), слайд№25
§17, работа над мини-проектом «Новоселье» (выбрать животное и «переселить» его в новую среду обитания, продумав, какие новые приспособления ему понадобятся, оформить в любой технике – рисунок, аппликация, поделка из бумаги и т.п.)
Рефлексия
- этап. Итоги урока. (2-3 мин.)
Выставление оценок, ученики сдают рабочие листы и тетради с выполненным домашним заданием прошлого урока.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Среды жизни организмов.
Урок-обобщение "Среды жизни организмов"...
Среды жизни организмов. Приспособленность к среде обитания
Урок природоведения для 5 класса с элементами проектной деятельности....
Вода как среда жизни организмов
Урок биологии в 5 классе...
5 класс ФГОС УМК Сферы " Вода как среда жизни организмов"
Целью урока является изучение особенностей водной среды, приспособления организмов обитающих в данной среде....
Среды обитания организмов 5 класс
Презентация среды обитания организмов 5 класс...
Презентация к уроку по биологии на тему "Среды обитания организмов". 5 класс. ( С.Е. Мансурова, В.С. Рохлов, Е.Ю. Мишняева)
Презентация к уроку по биологии на тему "Среды обитания организмов". 5 класс. ( С.Е. Мансурова, В.С. Рохлов, Е.Ю. Мишняева)...
"Среды обитания организмов". 5 класс. С.Е. Мансурова, В.С. Рохлов, Е.Ю. Мишняева.
Презентация по биологии на тему "Среды обитания организмов" разработана для 5 класса к учебнику С.Е. Мансурова, В.С. Рохлов, Е.Ю. Мишняева. Может быть использована для изучения нового матери...