Среды жизни организмов. Приспособленность к среде обитания
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме
Урок природоведения для 5 класса с элементами проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredy_zhizni_organizmov.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Эпиграф урока:
Слышу я природы голос, порывающийся крикнуть.
Как и с кем она боролась, чтоб из хаоса возникнуть?
Может быть и не во имя обязательно нас с вами,
Но чтоб стали мы живыми, мыслящими существами.
И звучит природы голос « в вашей власти, в вашей власти, чтобы все не раскололось на бессмысленные части»
Девиз урока:
« Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»
Тема урока: " Среды жизни организмов. Приспособленность к среде обитания.»
Цель урока: сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.
Задачи урока:
Обучающие:
-закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;
-познакомить учащихся с различными средами обитания организмов;
-выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания;
-определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.
Развивающие:
-учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно- следственные связи, развивать воображение учащихся;
-развивать поисково-информационные умения; работать с конспектом урока.
Воспитательные:
-формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
-прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.
Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ.
1.Организационный этап
Рассаживание по группам и выбор старшего по группе.
- Актуализация знаний.
? Что такое живой организм?
- ученик у доски распределяет тела в 2 столбика: живая и неживая природа.
? Чем отличаются тела?
- ученик выбирает из нескольких терминов признаки живых организмов.
- ученик распределяет на магнитной доске живые организмы по Царствам живой природы.
Проблемный вопрос. Живому организму для жизни подходит любая среда жизни?
- Новый материал.
Слайд 1. Тема урока. Среды жизни организмов. Приспособленность к среде обитания.
Записать в тетрадь.
-как вы думаете, как можно сформулировать цель урока? Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?
( Сформировать представления о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред.)
Слайд 2. Цель урока.
Узнать, что такое среда обитания организмов;
Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов;
Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности
- Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы. Начну рассказывать я, а вы будете мне помогать:
Слайд 3. Рисунки древних животных.
На одной из планет Вселенной произошло чудо. В огромном океане зародилась жизнь-живые
существа.
Чем же они отличались от неживых тел природы?
Слайд 4. Признаки живых организмов:
-дыхание
-размножение
-раздражимость
-питание
-выделение
-рост и развитие
-обмен веществ.
Вы знаете имя им - это живые организмы.
Живут они на планете и сейчас, хотя и изменились, многие не дожили до наших времен и
продолжают исчезать от неразумной деятельности человека.
Но и осталось немало - 5 миллионов видов! Они очень разные: огромные и
микроскопические; мохнатые и покрытые перьями; неподвижные и стремительно-быстрые...
Слайд 5. Царства живых организмов.
- Этап перехода к активному сознательному усвоению знаний.
Проблемный вопрос урока. На доску.
Почему живые организмы отличаются друг от друга? Зависят ли черты строения организмов от
среды обитания?
( организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях.)
В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения существ.
В каких оболочках Земли могут жить живые организмы?
Слайд 6. Оболочки Земли.
Слайд 7. Среда обитания - условия, окружающие организм. Записать в тетрадь.
Литосфера - почвенная среда обитания.
Гидросфера - водная среда обитания.
Атмосфера - наземно-воздушная среда обитания.
г
Биосфера –все живые организмы.
Есть еще одна среда обитания - живой организм.
Формируют среду обитания факторы среды.
Экологические факторы-любое свойство или компонент среды обитания, оказывающие влияние на организм.
Экологические факторы
Факторы | Факторы | Влияние человека |
живой природы | неживой природы | |
Свет, вода, температура |
Экология - наука о взаимосвязи живых организмов с окружающей их средой и друг с другом.
В переводе с греческого «ойкос» означает дом, «логос» - учение.
Биосфера - это оболочка Земли (сфера), состоящая из всех живых организмов и среды их
обитания.
Каждому ученику дается схема.
Характеристика сред. Приложение.
В какой среде обитания света больше, в какой меньше?
Вопрос о количестве кислорода, необходимого для дыхания организмов обсуждается совместно, занести в схему.
Обсуждается вопрос о влажности, температуре. В схему.
.
Характеризуем среды,
Слайды о приспособленности животных и растений к наземно-воздушной среде обитания.
Резкие перепады температур (дневная и ночная), изменения давления, низкая плотность
обеспечивает большую легкость передвижения.
Запись в тетрадь:
Приспособительные особенности:
-крылья;
-конечности для передвижения по твердой поверхности;
-шерсть;
-перья;
-приспособления для экономного расходования влаги;
-приспособления для опыления растений.
Физкультминутка.
Слайды с характеристикой обитателей водной среды.
Особенности среды: высокая плотность, температура резко не меняется, ограничено количество
света и кислорода.
Приспособления к водной среде обитания:
-обтекаемая форма тела;
-наличие слизи на теле;
-плавники;
-ласты;
-подкожный слой жира.
Слайд. Земноводные - организмы, живущие в наземно- воздушной и водной среде.
Слайд. Мыши - обитатели наземно-воздушной и почвенной среды.
Слайды с обитателями почвенной среды.
Очень плотная среда, температура резко не меняется, воздуха мало.
Приспособления обитателей к почвенной среде:
-овальное тело;
-маленькие размеры;
-роющие конечности;
- Этап закрепления знаний.
Работа в группах. Создай микропроект.
«Кто где живет?»
Защити проект. Почему так заселили?
Карточки.
- Среда обитания - условия, окружающие организм.
- Различают наземно-воздушную, водную и почвенную среды обитания.
- Каждый организм приспособлен к жизни в определенной среде.
б. Дом.задание.
7.Итоги урока.
Дайте определение понятию «среда обитания».
Назовите среды обитания
Выставление оценок. Ответить на проблемный вопрос урока.
Характеристика сред.
Карточка по теме : "Среды обитания»
Среда | Животные,обитающие в | Черты приспособленности к |
обитания | данной среде | среде |
почвенная |
Карточка по теме : "Среды обитания»
Среда | Животные,обитающие в | Черты приспособленности к |
обитания | данной среде | среде |
водная |
Карточка по теме : "Среды обитания»
Среда | Животные,обитающие в | Черты приспособленности к |
обитания | данной среде | среде |
Наземно | ||
воздушная |
Загадки по биологии и экологии
(о млекопитающих животных - консументах 1-ого и 2-ого порядка)
Хоть не птицы, а летают,
Ультразвуки издают,
В темноте людей пугают,
В спячку зимнюю впадают,
Насекомых истребляют В дуплах днем они живут.
(Летучие мыши).
Зубатый, очень крупный кит И голова большая.
Кальмарами живот набит,
Он через час вдыхает.
(Кашалот).
Он самый крупный из оленей С мясистой верхнею губой,
На горле - вырост волосатый.
Рогат, три метра он длиной. (Лось).
Он деятелен круглый год,
Обходит свои норы.
Коль пищи мало - он готов За ней пройти сквозь горы. (Крот).
Близка опасность - он в клубок И иглы выставляет,
А ночью с аппетитом он Личинок поедает.
А с наступлением зимы,
При недостатке пищи Впадает в спячку до весны - Никто его не ищет. (Еж).
Грызет она резцами,
Клыков ведь вовсе нет,
А толстый слой эмали,
Защитой много лет.
В лесу - все на деревьях,
В дупле или в гнезде Обгрызенные шишки Под деревом везде. (Белка).
Загадки по биологии и экологии
(о плоских, круглых и кольчатых червях - экто- и эндопаразитах, детритофагах). Живет в протоках печени рогатого скота,
Имеет две присоски - на брюхе и у рта.
Длиной три сантиметра и сильно сплющен он По форме листовидный. Скажите, кто же он?
(Печеночный сосальщик).
Живут в водоемах, питаются кровью,
А коконы прячут в песок.
Одну в медицине давно применяют Давленье понизилось чтоб.
(Пиявки).
Обитает в почве и зимой, и летом Круглое в разрезе тело у него Больше перегноя, кислорода тоже.
Чья это заслуга? Знаете его?
(Дождевой червь).
Тело желтоватое, круглое в разрезе,
Острыми концами держатся в кишке,
Три губы имеют и раздельнополы,
Кто это такие? Назовите мне.
(Аскариды).
- Знаешь ты, и знаю я,
Как пернатые друзья Песенки в. лесу поют, Мошек, червяков клюют. Плохо, если нет друзей У лесов, садов, полей.
Если б перестали птицы Есть букашек на обед, - Черви, мыши, гусеницы Нанесли б огромный вред. Птицы все - мои друзья.
Их оберегаю я.
Честное даю я слово,
Что нигде и никогда Им не сделаю плохого И не трону их гнезда!
(М. Левашов)
- Не пугайте резвых птичек! Пусть они вокруг порхают. Крылья их при ярком свете, Словно радуга сверкают.
Вы послушайте их песни,
Что поют они на воле!
Ведь певуньи украшают Нам леса, сады и поле.
И в работе очень важной Нам полезны эти крошки: Истребляя на растеньях Червяков и вредных мошек, И сады, и нивы наши Нам они оберегают.
Не пугайте ж резвых птичек! Пусть они вокруг летают!
Экологические факторы - любое свойство или компонент среды обитания, оказывающие влияние на организм.
Экологические факторы
Факторы | Факторы | Влияние человека |
живои природы | неживои природы | |
Свет, вода, температура |
Экология - наука о взаимосвязи живых организмов с окружающей их средой и друг с другом.
Греческой слово «ойкос» означает дом, «логос» - учение.
Биосфера - это оболочка Земли (сфера), состоящая из всех живых организмов и средыих обитания.
CaivioaiiiwiM i mini i им
- Характеристика группы ( какие дети, их способност и, подвижности, возбудимость, гиперакт'ивпость, есть ли дети с недостатки ми психического развития (интеллект, волевая сфера и )мопиопалы1ая),отеугсг'ие познавательного интереса). Учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка ( что'было еще учк-по).
- Форма занятия (обобщающее и систематизирующее; изучение нового материала; совершенствование знании . умений и навыков; комбинированный; контроль и коррекция знаний, умении и навыков).
- Актуальность выбранной темы, ее важность.
- Главная цель занятия - дать детям...
- Характеристика цели:
- воспитательная задача;
- развивающая задача;
- обучающая задача.
- Поведение детей па занятии: заинтересованы, активны, самостоятельны, владею
практическими навыками, проявляют смекалку и выдумку, умеют сравнивать и т .л
- Что получилось, что не смогли реализовать ...
- Заключение: все это позволило провести занятие четко, организованно; цель
достигнута. Реализован дидакт ический принцип единства обучения, воспитания, и
развития.
Нами пса для самоанализа урока
- Какие особенности учащихся данного класса были учтены при планировании урока?
- Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как мот урок «работает» н последующие? В чем его специфика?
- Какие задачи решались на уроке ( образовательные, воспитательные, задачи развития). Была ли обеспечена их взаимосвязь? Уч тены пи особенности класса отдельных групп школьников?
- Рационально ли использовано время па уроке?
- На каком содержании делался главный акцепт и почему!
- Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала и почему?
- Какое сочетание форм обучения было избрано для раскры тия нового материал; и почему?
- Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков?
- Как использовался учебный кабинет?
- За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психолоп-чсс^ая атмосфера, общение?
- Как и за счет чего обеспечивалось предупреждение пере. рут;, школьников?
- Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему?
Материал подготовлен психологом ИМЦ «Развитие» А.1 ТЗадоркпнои.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Среды жизни организмов.
Урок-обобщение "Среды жизни организмов"...
Вода как среда жизни организмов
Урок биологии в 5 классе...
5 класс ФГОС УМК Сферы " Вода как среда жизни организмов"
Целью урока является изучение особенностей водной среды, приспособления организмов обитающих в данной среде....
Среды жизни организмов биология 5 класс
Конспект урока, маршрутный лист...
Урок на тему "Общая характеристика млекопитающих. Среды жизни, внешнее строение и место обитания"
урок и презентация на тему "Общая характеристика млекопитающих. Среды жизни, внешнее строение и место обитания"...
«Нити жизни»: организм в окружающей среде.
Данная разработка урока может быть использована на уроке биологии в 5 классе....
Презентация по биологии на тему «Нити жизни»: организм в окружающей среде
Презентация по биологии на тему «Нити жизни»: организм в окружающей среде...