Урок-обобщение по биологии в 5 классе (ФГОС) по теме: "Подведение итогов. Клеточное строение организмов".
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Данная разработка урока- обобщение по теме «Подведение итогов. Клеточное строение  организмов»  составлена для УМК Пономаревой И.Н. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kletochnoe_stroenie.doc69 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt1.1 МБ
Microsoft Office document icon kartochki_dlya_razrezki.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

План урока на основе системно – деятельностного подхода.

Урок по биологии в 5 классе ФГОС.

Урок 13. «Подведение итогов. Клеточное строение организмов».

Цели.

Предметные результаты:

  • формировать умение выделять существенные признаки строения клеток  организмов;
  • формировать умение определять основные части клетки;
  • формировать умение понимать смысл биологических терминов: эукариоты, митохондрии, рибосомы, ядро, эндоплазматическая сеть.

Метапредметные и личностные результаты:

Познавательные УУД

  1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
  2. Сформировать умение выделять аналогии: выявлять аналогии и решать задачи на их основе, строить аналогичные закономерности.
  3. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  4. Сформировать умение, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  3. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  4. Сформировать умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Материалы и оборудование:

- Оценочные листы на каждую группу, биологическое лото ( вопросы и ответы).

- ПК

- Мультимедийный проектор

- Презентация к уроку

Этап

Содержание

Оборудо-вание

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

I. Проб-лемная ситуация и актуали-зация знаний.

1. Диалог Антошки и биолога

–Скажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь? (Я изучаю живые организмы.)

–Это разные жуки, ящерицы, птицы…?(Не только. Это и растения, и грибы, и микроорганизмы?   4

-Так что же у них общего? (Ты и сам, это хорошо знаешь).

Давайте попробуем вспомнить.

Учитель выслушивает предположения детей, правильная  формулировка фиксируется на доске.     1 

2. – Расскажите мне, что вы уже знаете о строении клетки живых организмов и что нам пригодится из имеющихся знаний при дальнейшем изучении.

-Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи - это основа для строительства дома)

-Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют основу предложений).

- Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв - буквы, это основа слогов).

- Так и организмы растений, животных, человека? (Из клеток). Действительно в настоящее время уже не вызывает сомнений, что элементарной единицей растительного и животного организма является клетка. 

    Впервые клетку открыл знаменитый английский ученый -  естествоиспытатель Роберт Гук.

Учитель фиксирует на доске строение клеток разных организмов. Ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем».

– Что такое цитоплазма? (§ 9–10)

– Что такое клеточная стенка? (§ 9–10)

–Какую функцию выполняет ядро? (§ 9)

Таблица «Строение клетки»

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Познавательные УУД

4. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Применять ранее полученные знания в новой

ситуации.

Коммуникативные УУД

Формировать умения слушать и понимать речь других людей.

Приводить доказательства того, что клеточное строение – общий признак живых организмов.

II. Обобщение и систематизация знаний.

III. Самосто-ятельное примене-ние знаний

1. В чем отличия бактериальной, растительной и животной клеток?

2. Что мы знаем о строении клетки? (На доске.)

3. Чем отличаются клетки бактерий от других?

4. Клетки каких организмов содержат ядро?

5. Зависит ли строение клетки  от её функции? Докажите на примерах.  2

6. Работа с учебником в группах (по каждому вопросу короткое обсуждение в паре, затем обсуждение в классе). 1 2 1 2 3

– Какая часть клетки (организма) выполняет  указанную функцию? Какой должна быть эта часть, чтобы выполнить функцию?

1. Один ученик работает у доски  с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока. Отвечает на дополнительные вопросы учащихся.

х

Л

о

р

о

п

л

а

с

т

ы

1.Какие структуры отсутствуют в клетках кожицы чешуи лука?

г

у

К

2.Ученый открывший клетку.

м

и

К

р

о

с

к

о

п

  1. С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?

ф

о

т

о

с

и

н

т

Е

з

  1. Процесс преобразования солнечной энергии в химическую.

в

А

к

у

о

л

ь

  1. Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли.

м

и

Т

о

х

о

н

д

р

и

я

6.Органоид, который является источником энергии в клетке.

2.Несколько человек работают по индивидуальным карточкам. Учащиеся самостоятельно проверяют ответы, анализируют их.

1-я группа: определяет название органелл и выполни ф-цию.

с. 85 и задание к нему.

6-я группа: связь всех частей.

Подведение итогов изучения темы.

Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос.
Выражение решения в виде схемы, иллюстрации и т.п.

Познавательные УУД

1. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

2. Выделять аналогии: выявлять аналогии и решать задачи на их основе, строить аналогичные закономерности.

3. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

2. Формирование умения выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

.

.

ТОУУ

Регулятивные УУД

3. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

IV. Итог урока.

Обмен мнениями по заданиям.

– Сделайте вывод по уроку (главная мысль урока).

Квадратик – всё получилось, всё понрав

Кружок – было интересно

Треугольник –было трудно

Домашнее задание.

§10, составить синквейн

4

Регулятивные УУД

4. Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Рабочий лист  ____________________(Ф.И, класс)

1. Определите название органелл с функциями:

Митохондрии           отвечают за дыхание клетки

Ядро                           имеют зеленый цвет. В них происходит процесс накопления

                                    питательных веществ на свету

оболочку                    полужидкая масса, составляет основное содержание клетки

хлоропласты              защищает клетку и придает ей прочность

цитоплазма                содержит клеточный сок, служит для пищеварения

вакуоль                      самый важный органоид клетки, который управляет ее

                                    жизнедеятельностью

Рефлексия ______________________02.12.2014г

Рабочий лист  ____________________(Ф.И, класс)

1. Определите название органелл с функциями:

Митохондрии           отвечают за дыхание клетки

Ядро                           имеют зеленый цвет. В них происходит процесс накопления

                                    питательных веществ на свету

оболочку                    полужидкая масса, составляет основное содержание клетки

хлоропласты              защищает клетку и придает ей прочность

цитоплазма                содержит клеточный сок, служит для пищеварения

вакуоль                      самый важный органоид клетки, который управляет ее

                                    жизнедеятельностью

Рефлексия ______________________02.12.2014г

Рабочий лист  ____________________(Ф.И, класс)

1. Определите название органелл с функциями:

Митохондрии           отвечают за дыхание клетки

Ядро                           имеют зеленый цвет. В них происходит процесс накопления

                                    питательных веществ на свету

оболочку                    полужидкая масса, составляет основное содержание клетки

хлоропласты              защищает клетку и придает ей прочность

цитоплазма                содержит клеточный сок, служит для пищеварения

вакуоль                      самый важный органоид клетки, который управляет ее

                                    жизнедеятельностью

Рефлексия ______________________02.12.2014г

Рабочий лист  ____________________(Ф.И, класс)

1. Определите название органелл с функциями:

Митохондрии           отвечают за дыхание клетки

Ядро                           имеют зеленый цвет. В них происходит процесс накопления

                                    питательных веществ на свету

оболочку                    полужидкая масса, составляет основное содержание клетки

хлоропласты              защищает клетку и придает ей прочность

цитоплазма                содержит клеточный сок, служит для пищеварения

вакуоль                      самый важный органоид клетки, который управляет ее

                                    жизнедеятельностью

Рефлексия ______________________02.12.2014г

Один ученик работает у доски  с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока. Отвечает на дополнительные вопросы учащихся.

х

Л

о

р

о

п

л

а

с

т

ы

1.Какие структуры отсутствуют в клетках кожицы чешуи лука?

г

у

К

2.Ученый открывший клетку.

м

и

К

р

о

с

к

о

п

  1. С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?

ф

о

т

о

с

и

н

т

Е

з

  1. Процесс преобразования солнечной энергии в химическую.

в

А

к

у

о

л

ь

  1. Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли.

6.Органоид, который является источником энергии в клетке.

1. Один ученик работает у доски  с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока. Отвечает на дополнительные вопросы учащихся.

х

Л

о

р

о

п

л

а

с

т

ы

1.Какие структуры отсутствуют в клетках кожицы чешуи лука?

г

у

К

2.Ученый открывший клетку.

м

и

К

р

о

с

к

о

п

  1. С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?

ф

о

т

о

с

и

н

т

Е

з

  1. Процесс преобразования солнечной энергии в химическую.

в

А

к

у

о

л

ь

  1. Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли.

м

и

Т

о

х

о

н

д

р

и

я

6.Органоид, который является источником энергии в клетке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 8 классе по теме "Клеточное строение организма" (конспект урока + презентация)

Урок биологии в 8 классе по теме "Клеточное строение организма". В данной работе представлен конспект урока с презентацией. На уроке дети должны усвоить знания о строении и жизнедеятельности кле...

Тестовое задание по теме "Клеточное строение организмов" отслеживание формирования предметных УУД к учебнику В.В. Пасечника 5 класс биология

Тестовое задание позволяет проверить сформированность некоторых предметных УУД по теме "Клеточное строение организмов"...

Проверочная работа по биологии "Клеточное строение организмов" для 5 класса.

Проверочная работа по биологии "Клеточное строение организмов" для 5 класса  к УМК В.В. Пасечника (2 варианта). Данная работа предназначена для тематического контроля предметных и метапредметных ...

Контрольная работа "Клеточное строение организмов" биология 5 класс

Контрольная работа Клеточное строение организмов...

Спецификация проверочной работы по теме «Клеточное строение организмов» 5 класс ФГОС

Спецификация проверочной работы по теме «Клеточное строение организмов» 5 класс ФГОС...

Урок биологии в 8 классе Клеточное строение организма

Конспект урока Клеточное строение организма...

План – конспект урока биологии в 8 классе по теме «Клеточное строение организма»

Задачи урока:Обучающая:- учащиеся познакомятся со строением и функциями основных органоидов клетки;- будут уметь распознавать структурные компоненты клетки на рисунках, учебных таблицах;  перечис...