Урок «Систематика покрытосеменных.Обобщение знаний»
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Обобщить знания по систематике цветковых растений; закрепить знания о признаках каждого семейства; расширить кругозор учащихся, научить детей работать в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._sistematika_pokrytosemennyh._obobshchenie_znaniy_elektr_sertif_est_infourok.docx | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель биологии
МБОУ «СШ №29»
Тюмен области, ХМАО-Югра,
г. Нижневартовска
Шайхуллиной Зили Мухарамовны.
Урок – соревнование, 7 класс
Тема «Систематика покрытосеменных. Обобщение знаний»
Цели: обобщить знания по систематике цветковых растений; закрепить знания о признаках каждого семейства; расширить кругозор учащихся, научить детей работать в группах.
Задачи:
- Общеобразовательная: выявить уровень подготовки учащихся, уточнить и систематизировать их знания и умения по теме.
- Воспитательная: воспитывать самостоятельность мышления, продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе; формировать способности к совместной умственной деятельности.
- Развивающая: развивать умение анализировать и сопоставлять, делая правильные выводы.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, эвристический.
Форма: урок - соревнование.
Оборудование: Таблички с номерами ответов по количеству участников, таблица «Классификация растений», гербарии растений из различных семейств класса однодольных и двудольных, модели цветков.
Класс делится на 5 групп. Каждая имеет свое название и своего капитана.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас игра- соревнование по теме «Покрытосеменные растения». Целью нашего урока является: повторить, обобщить и закрепить знания, полученные при изучении данной темы
II. Правила игры: В игре принимает участие пять команд по пять человек. У каждого ученика набор карточек с номерами ответов от 0 до 6. Учитель читает вопрос, затем называет слово «время», ученики поднимают карточки, если члены команды поднимают карточку с правильным ответом, то им присуждается балл. Если один из членов команды поднимает карточку с неправильным ответом, команде балл не начисляется.
Разминка. Загадки
Каждой команде задается по 8 вопросов (блиц-опрос). За каждый правильный ответ — жетон.
- Листья плотные, да маковые, плоды желтые, да лакомые (груша- семейство розоцветные)
- В длинной светлице сели в ряд сестрицы? (горох, фасоль- семейство бобовые)
- Живу хоть в поле, а все в неволе, солнышком не ласкан, дождиком не мыт, воздухом не сыт, я в потемках сплю и запас коплю? (картофель – семейство пасленовые)
- У травинки на вершине таится, смерть в кувшине? (белена – семейство пасленовые)
- Усатая нива дает кашу и пиво? (ячмень – семейство злаки)
- Шароватый кудрявый на макушке плешь – на здоровье съешь? (капуста – семейство крестоцветные)
Конкурс 1
«Отличительные признаки растений класса однодольных и двудольных растений»
1 – однодольные 2- двудольные
- Сетчатое жилкование листьев
- Мочковатая корневая система
- В семени одна доля
- К какому классу относятся злаки и лилейные
- В семени две доли
- Жилкование листьев дуговое или параллельное
- К какому классу относятся все деревья и кустарники
- К какому классу относятся сложноцветные и бобовые.
Конкурс 2 «Найти ошибку»
Каждой команде дается задание со схемой систематического положения, но в схеме есть ошибки.
Схема. Царство растения – отдел покрытосеменных- класс однодольные- род шиповник-семейство розоцветные-вид шиповник коричневый.
Жюри проверяют ответы. Максимальный балл -7 баллов.
Конкурс 3 «Знаете ли вы признаки семейств растений»
На доске шифр:
- Крестоцветные
- Розоцветные
- Бобовые
- Пасленовые
- Сложноцветные
- Лилейные
- Злаки
- Плод зерновка (7)
- Цветок имеет один пестик и 6 одинаковых тычинок (6)
- Плод ягодка или коробочка (4)
- Многолетнее растение с луковицами или корневищами (6)
- Листья линейные с параллельным жилкованием (7)
- Цветок имеет 1 цветок и 10 тычинок (3)
- В цветке 1 пестик,3 тычинки, 2 цветочные чешуи (7)
- Плод стручок или струночек (1)
- Венчик цветка раздельнолистный из 5 свободных лепестков (2)
- Околоцветник состоит из 4 чашелистиков и 4 лепестков (1)
- Лепестки венчика имеют особое название: парус, весла, лодочка (3)
- Плод семянка, соцветие корзинка (5)
- В цветке по 5 сросшихся чашелистиков, лепестков, и тычинок (4)
- На корнях есть клубеньки усваивающие азот из воздуха почвы (3)
- Околоцветник простой из 6 лепестков (6)
Конкурс 4 «Узнай семейство»
Те же карточки что и в конкурсе 3
1.Крестоцветные | Гулявник лекарственный Сурепка обыкновенная Пастушья сумка Капуста |
2 Розоцветные | Манжетка обыкновенная Лапчатка прямостоящая Малина обыкновенная |
3 Бобовые | Соя щетинистая Арахис |
4 Пасленовые | Томат обыкновенный Белена черная Табак душистый Дурман |
5 Сложноцветные | Подсолнечник посевной |
6 Лилейные | Тюльпан степной Лилия тигровая Чеснок |
7 Злаки | Пшеница Пырей ползучий кукуруза |
Конкурс 5 «Во саду, ли во городе»
Каждая группа выбирает одно из семейств
- Крестоцветные
- Розоцветные
- Бобовые
- Пасленовые
- Сложноцветные
- Лилейные
- Злаки
Учащиеся получают листочки на которые за 1-3 мин нужно записать культурное растение данного семейства и формулу цветка.
Крестоцветные: редька, редис, горчица, капуста, репа, брюква.
Розоцветные: яблоня, вишня, слива, груша, терн, виктория, роза.
Пасленовые: картофель, томаты, перец, баклажаны, табак, петунья.
Сложноцветные: подсолнечник, астры, георгины, календула, цинния.
Лилейные: лук, чеснок, ландыш.
Конкурс 6 «Четвертый лишний»
В каждом из предложенных рядов есть одно лишнее название, его подчеркнуть и объяснить почему.
- шиповник, черемуха, томат, вишня (все представители Розоцветных, а томат — Пасленовые)
- акация, клевер, ячмень, арахис (все — Бобовые, ячмень — Злаковые)
- одуванчик, ромашка, полынь, тюльпан(все — Сложноцветные, а тюльпан — Лилейные)
- дуговое жилкование, мочковатая корневая система, сетчатое жилкование, одна семядоля в зародыше (все признаки класса Однодольные, сетчатое жилкование — признак класса Двудольные)
Конкурс 7 «Ай, болит»
Приходите к товарищу, он болен. Болит горло, кашляет.
Какие народные средства для лечения знаете?
Возможные ответы
Крестоцветные- редька с медом
Розоцветные – сухие плоды малины, заварить в виде чая
Пасленовые – вдыхание пара сваренного картофеля
Лилейные – при кашле сок лука.
Сложноцветные – при ангине употребляют сок лука, настой мать-мачехи.
III. Подведение итогов игры
Урок можно провести в таком порядке, чтобы жюри смогло проверить письменные работы
Вот и подошел к концу наш урок. Каждая команда подсчитывает количество полученных жетонов. Определяется команда-победитель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...
10 класс. Урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных».
Методическая цель урока: показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Работ...
Серия уроков по теме "Гидроксилсодержащие производные углеводородов" (Урок обобщения и углубления знаний, лабораторная работа и урок -упражнение) с использованием учебных схем
Тип урока: комбинированный урок систематизации знаний, умений и навыков.Цели урока: Образовательные: Обеспечить в ходе урока по...
Открытое мероприятие на тему:"Pets and Other Animals"Тема: “Animals”. Тип урока: систематизации и обобщение знаний Цели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных; •систематизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знан
Тема: “Animals”.Класс: 2Тип урока: систематизации и обобщение знанийЦели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных;•систематизировать и о...
Технологическая карта урока "Систематика растений"
Целью данного урока является: содействие формированию знаний об основах систематики растений, изучить основные систематические группы растений, научиться распознавать растения классов однодольны...
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний
Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...