Урок «Систематика покрытосеменных.Обобщение знаний»
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Шайхуллина Зиля Мухарамовна

Обобщить знания по систематике цветковых растений; закрепить знания о признаках каждого семейства; расширить кругозор учащихся, научить детей работать в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель биологии

МБОУ «СШ №29»

Тюмен области, ХМАО-Югра,

 г. Нижневартовска

Шайхуллиной Зили Мухарамовны.

Урок – соревнование, 7 класс

Тема «Систематика покрытосеменных. Обобщение знаний»

Цели: обобщить знания по систематике цветковых растений; закрепить знания о признаках каждого семейства; расширить кругозор учащихся, научить детей работать в группах.

Задачи:

  • Общеобразовательная: выявить уровень подготовки учащихся, уточнить и систематизировать их знания и умения по теме.
  • Воспитательная: воспитывать самостоятельность мышления, продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе; формировать способности к совместной умственной деятельности.
  • Развивающая: развивать умение анализировать и сопоставлять, делая правильные выводы.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, эвристический.

Форма: урок - соревнование.

Оборудование: Таблички с номерами ответов по количеству участников, таблица «Классификация растений», гербарии растений из различных семейств класса однодольных и двудольных, модели цветков.

Класс делится на 5 групп.  Каждая имеет свое название и своего капитана.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята.  Сегодня у нас игра- соревнование по теме «Покрытосеменные растения». Целью нашего урока является: повторить, обобщить и закрепить знания, полученные при изучении данной темы

II. Правила игры: В игре принимает участие пять команд по пять человек. У каждого ученика набор карточек с номерами ответов от 0 до 6. Учитель читает вопрос, затем называет слово «время», ученики поднимают карточки, если члены команды поднимают карточку с правильным ответом, то им присуждается балл. Если один из членов команды поднимает карточку с неправильным ответом, команде балл не начисляется.

 Разминка. Загадки

Каждой команде задается по 8 вопросов (блиц-опрос). За каждый правильный ответ — жетон.

  1. Листья плотные, да маковые, плоды желтые, да лакомые (груша- семейство розоцветные)
  2. В длинной светлице сели в ряд сестрицы? (горох, фасоль- семейство бобовые)
  3. Живу хоть в поле, а все в неволе, солнышком не ласкан, дождиком не мыт, воздухом не сыт, я в потемках сплю и запас коплю? (картофель – семейство пасленовые)
  4. У травинки на вершине таится, смерть в кувшине? (белена – семейство пасленовые)
  5. Усатая нива дает кашу и пиво? (ячмень – семейство злаки)
  6. Шароватый кудрявый на макушке плешь – на здоровье съешь? (капуста – семейство крестоцветные)

Конкурс 1

«Отличительные признаки растений класса однодольных и двудольных растений»

                    1 – однодольные                                                     2- двудольные

  1. Сетчатое жилкование листьев
  2. Мочковатая корневая система
  3. В семени одна доля
  4. К какому классу относятся злаки и лилейные
  5. В семени две доли
  6. Жилкование листьев дуговое или параллельное
  7. К какому классу относятся все деревья и кустарники
  8. К какому классу относятся сложноцветные и бобовые.

Конкурс 2 «Найти ошибку»

Каждой команде дается задание со схемой систематического положения, но в схеме есть ошибки.

                         Схема. Царство растения – отдел покрытосеменных- класс однодольные- род шиповник-семейство розоцветные-вид шиповник коричневый.

Жюри проверяют ответы. Максимальный балл -7 баллов.

Конкурс 3 «Знаете ли вы признаки семейств растений»

На доске шифр:

  1. Крестоцветные
  2. Розоцветные
  3. Бобовые
  4. Пасленовые
  5. Сложноцветные
  6. Лилейные
  7. Злаки

  1. Плод зерновка (7)
  2. Цветок имеет один пестик и 6 одинаковых тычинок (6)
  3. Плод ягодка или коробочка (4)
  4. Многолетнее растение с луковицами или корневищами (6)
  5. Листья линейные с параллельным жилкованием (7)
  6. Цветок имеет 1 цветок и 10 тычинок (3)
  7. В цветке 1 пестик,3 тычинки, 2 цветочные чешуи (7)
  8. Плод стручок или струночек (1)
  9. Венчик цветка раздельнолистный из 5 свободных лепестков (2)
  10. Околоцветник состоит из 4 чашелистиков и 4 лепестков (1)
  11. Лепестки венчика имеют особое название: парус,  весла, лодочка (3)
  12. Плод семянка, соцветие корзинка (5)
  13. В цветке по 5 сросшихся чашелистиков, лепестков, и тычинок (4)
  14. На корнях есть клубеньки усваивающие азот из воздуха почвы (3)
  15. Околоцветник простой из 6 лепестков (6)

Конкурс 4 «Узнай семейство»

Те же карточки что и в конкурсе 3

1.Крестоцветные

Гулявник лекарственный

Сурепка обыкновенная

Пастушья сумка

Капуста

2 Розоцветные

Манжетка обыкновенная

Лапчатка прямостоящая

Малина обыкновенная

3 Бобовые

Соя щетинистая

Арахис

4 Пасленовые

Томат обыкновенный

Белена черная

Табак душистый

Дурман

5 Сложноцветные

Подсолнечник посевной

6 Лилейные

Тюльпан степной

Лилия тигровая

Чеснок

7 Злаки

Пшеница

Пырей ползучий

кукуруза

Конкурс 5 «Во саду, ли во городе»

Каждая группа выбирает одно из семейств

  1. Крестоцветные
  2. Розоцветные
  3. Бобовые
  4. Пасленовые
  5. Сложноцветные
  6. Лилейные
  7. Злаки

Учащиеся получают листочки на которые за 1-3 мин нужно записать культурное растение данного семейства и формулу цветка.

Крестоцветные: редька, редис, горчица, капуста, репа, брюква.

Розоцветные: яблоня, вишня, слива, груша, терн, виктория, роза.

Пасленовые: картофель, томаты, перец, баклажаны, табак, петунья.

Сложноцветные: подсолнечник, астры, георгины, календула, цинния.

Лилейные: лук, чеснок, ландыш.

Конкурс 6 «Четвертый лишний»

В каждом из предложенных рядов есть одно лишнее название, его подчеркнуть и объяснить почему.

  1. шиповник, черемуха, томат, вишня (все представители Розоцветных, а томат — Пасленовые)
  2. акация, клевер, ячмень, арахис (все — Бобовые, ячмень — Злаковые)
  3. одуванчик, ромашка, полынь, тюльпан(все — Сложноцветные, а тюльпан — Лилейные)
  4. дуговое жилкование, мочковатая корневая система, сетчатое жилкование, одна семядоля в зародыше (все признаки класса Однодольные, сетчатое жилкование — признак класса Двудольные)

Конкурс 7 «Ай, болит»

Приходите к товарищу, он болен. Болит горло, кашляет.

Какие народные средства для лечения знаете?

Возможные ответы

Крестоцветные- редька с медом

Розоцветные – сухие плоды малины, заварить в виде чая

Пасленовые – вдыхание пара сваренного картофеля

Лилейные – при кашле сок лука.

Сложноцветные – при ангине употребляют сок лука, настой мать-мачехи.

III. Подведение итогов игры 

Урок можно провести в таком порядке, чтобы жюри смогло проверить письменные работы

Вот и подошел к концу наш урок. Каждая команда подсчитывает количество полученных жетонов. Определяется команда-победитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

10 класс. Урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных».

Методическая цель урока:  показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Работ...

Серия уроков по теме "Гидроксилсодержащие производные углеводородов" (Урок обобщения и углубления знаний, лабораторная работа и урок -упражнение) с использованием учебных схем

Тип урока: комбинированный  урок систематизации знаний, умений и навыков.Цели урока: Образовательные: Обеспечить в ходе урока по...

Открытое мероприятие на тему:"Pets and Other Animals"Тема: “Animals”. Тип урока: систематизации и обобщение знаний Цели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных; •систематизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знан

Тема: “Animals”.Класс:  2Тип урока: систематизации и обобщение знанийЦели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных;•систематизировать и о...

Технологическая карта урока "Систематика растений"

Целью данного урока является: содействие  формированию знаний об основах систематики растений, изучить основные систематические группы растений, научиться распознавать растения классов однодольны...

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний

Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...