Разработка урока по биологии "Дыхание животных" 6 класс
учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока "Дыхание животных" | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Зырянова Мария Сергеевна |
Район | Кстовский |
Место работы | МБОУ СОШ п. Стан-Шелокша |
Должность | учитель химии и биологии |
Общая информация | |
Образовательная область, учебный предмет | Биология |
Класс | 6 |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | УМК Н.И.Сонина «Живой организм» |
Тема учебного занятия | |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | Дыхание животных. Органы дыхания животных. |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | Раздел «Жизнедеятельность организмов» Тема «Дыхание»
|
Учебная задача | Расширить знания обучающихся о разнообразии органов дыхания животных; показать усложнение дыхательной системы у животных; продолжить формирование умений сравнивать объекты, анализировать, делать выводы, работать с разными источниками информации. Вовлечь учащихся в образовательную, коммуникативную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную, рефлексивную ситуацию. |
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты | |||||
Цель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | ||||
Цель – предмет (предметный результат) | Обучающиеся научатся выявлять особенности органов дыхания различных животных; прослеживать усложнение дыхательной системы у животных; выявлять зависимость органов дыхания от среды обитания организма. | ||||
Цель – способ (метапредметный результат) | Обучающиеся овладеют умениями организовывать работу в группе, умениями смыслового чтения, планирования своей работы, структурирования информационного материала, умениями сравнивать объекты, классифицировать, сопоставлять факты, умениями осуществлять перевод текста в схему, конкретизировать, умения осуществлять оценку результата выполненного действия. | ||||
Цель – ценность (личностный результат) | Обучающиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности животных; у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охране; признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, уникальности и неповторимости всех живых объектов, эстетическое отношение к живым объектам | ||||
Исходное состояние обучающихся: | - имеют опыт работы с различными источниками информации (текстовые, графические, игровые); -знают основные свойства живых организмов,группы (царства, классы) животных, органы и системы органов животных, сущность процесса дыхания на ознакомительном уровне; -могут определять органы дыхания по картинкам, на таблицах; - обладают наглядно-образным мышлением; - могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности; могут работать в группах, парах. | ||||
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат | ||
Оформление схемы в тетради, фронтальная работа в эвристической беседе. | Выполнение игрового задания «Собери пазлы», работа в группах с информационными листами, выполнение задания «кроссворд», оформление схемы, выступление группы. | Участие в работе с информационными листами, в выступление. | |||
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку |
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия | |||||
Учебно – информационное обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Интернет - ресурсы | ЭОРы | |
Пальдяева Г.М. Рабочие программы: Биология: 5-9 классы, М. Дрофа, 2014. Биология. Живой организм. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Н.И.Сонин.-М.: Дрофа, 2013 | Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина. Биология 6 класс. ООО «Дрофа», 2011 | ||||
Техническое обеспечение | Мультимедийный проектор, персональный компьютер, интерактивная доска |
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование | ||||
Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) | Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя) | |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем | Создание комфортной психологической атмосферы урока. Создание эмоционального тона урока. | |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа), рассказ. По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный (применение знаний в новой ситуации – работа с предложенной таблицей) По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа (работа с индивидуальными карточками) Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале | Опора на уже имеющиеся знания обучающихся из курса биологии в ходе проверки домашнего материала. | ||
1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания» | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация) По характеру управления учебной работой: под руководством учителя Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности. | В средней школе наиболее эффективным способом, который использует учитель для мотивации учебной деятельности, является группа приемов, направленная на создание учебных проблемных ситуаций. | ||
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока) 1. Организационный этап 2 мин. 2. Актуализация знаний – 4 мин 3. Целеполагание – 1 мин. 4. Введение новых знаний – 27 мин. 5.Первичное обобщение, введение новых знаний в систему знаний учащихся. – 8 мин 6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению – 3 мин. | Реализация субъект – субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока. | |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа), наглядные (пазлы, схема) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация, эвристическая беседа, игра) По характеру управления учебной работой: под руководством учителя Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности. Методы контроля и самоконтроля: устный самоконтроль | У подростков продолжают развиваться различные виды мышления: -теоретическое (формулирование учебных гипотез для решения проблемной ситуации, использование имеющихся знаний для объяснения фактов и явлений, применение логических операций) -наглядно-образное (использование материализированных (пазлы, схема) образов объектов.) словесно-логическое (правильное использование терминов и понятий, грамотное владение языком соответствующей науки, словесное обоснование) | ||
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (рассказ), наглядные (презентация, видео-фрагменты) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (работа с информационными листами) По характеру управления учебной работой: самостоятельно, под руководством учителя Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха | В подростковом возрасте играют роль следующие виды деятельности: - деятельность по овладению системой научных понятий -развивать умение работать с текстом, рисунками. -отрабатывать навыки работы в группах и публичных выступлений; -развивать познавательный интерес и творческие способности учащихся | ||
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (оформление схемы) По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа, работа под контролем учителя. Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно-ориентированные задания, предъявление требований учителем к выполнению заданий. | Обучающиеся самостоятельно осуществляют выбор системы действий для решения ситуационной задачи. | ||
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (выполнение задания «Кроссворд») | ||
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся | Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения |
Сценарий проведения учебного занятия | |||
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку | Учащиеся готовятся к учебной деятельности. Настраиваются на урок. |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Назовите свойство живых организмов, которое мы изучали на прошлом уроке? Что такое дыхание? Шесть человек работают по карточкам на местах (Приложение 1). Два человека работают у доски Один человек работает у доски по вопросу «Способы дыхания у растений». На доске 4 картинки (смотреть слайд 2), необходимо определить способ дыхания растений и рассказать о нем и о приспособлениях растений к данному типу дыхания. Второй человек работает у доски: соотносит растения с органами дыхания и прспособлениями к дыханию. Прослушивание ответов у доски, обсуждение, сбор карточек, оценивание работ. | Включаются в работу, прослушивают вопросы, отвечают на вопросы («дыхание», «дыхание – это газообмен между организмом и окружающей средой; поступление кислорода, окисление органических веществ и выделение углекислого газа»), прослушивают задание, два человека работают у доски (один узнает способы дыхания и приспособления к дыханию у растений по картинкам; второй – соотносит растения с органами дыхания и приспособлениями к дыханию), шесть человек на местах работают на карточках; Дополняют ответы учеников. Выставляют оценки в дневники. | |
1.3. Создание проблемной ситуации | Могут ли животные дышать также как растения? Почему? А зачем живые организмы дышат? . Какие органы дыхания животных вам известны? | Учащиеся выдвигают свои версии (Могут, но только просто устроенные - одноклеточные (клеточный тип дыхания), остальные дышат по-другому) -Кислород воздуха участвует в прцессах расщепления сложных органических веществ, в результате чего образуются: углекислый газ, который мы выдыхаем; вода, используемая клетками (излишки удаляются из организма); и энергия, которая необходима для процессов жизнедеятельности организмов -Жабры, трахеи, легкие | |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Учитель зачитывает стихотворение (слайд 5), подводит к теме урока. Цели урока: 1.Изучить разные способы дыхания животных. 2.Определить различия в строении дыхательной системы у разных животных. 3.Научиться определять тип дыхания у животных. 4.Проследить усложнение органов дыхания у животных. | Учащиеся формулируют тему урока. Запись темы урока в тетрадь. Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности. |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Что при дыхании поступает в органы, ткани и клетки животного организма из окружающей среды? Где может находиться кислород, которым дышат животные? Дополните схему (слайд 8) Предположите, какие органы дыхания у организмов, потребляющих кислород из атмосферного воздуха? из воды? Выделите основные типы дыхания у животных? Учитель дополняет (если не назовут учащиеся): клеточное и кожное. Класс делится на 5 групп. Задание 1. Собрать пазлы, изображающие органы дыхания. (Приложение 2) Задание 2. Определить тип дыхания по собранным пазлам. | -Кислород - В воздухе, растворен в воде Учащиеся анализируют схему, дополняют ее, записывают в тетрадь. - трахеи, легкие - жабры - трахейное, жаберное, легочное Учащиеся в группах собирают пазлы. Сообщают учителю об их типе дыхания. Получают информационный лист | |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Задание 3.Работа группы по плану с информационным листом по одному типу дыхания животных. (Приложение 3) План работы 1.Изучить материал информационного листа. 2.Составить сообщение по плану: 1)Тип дыхания. 2)Для каких организмов характерно. 3)Как происходит процесс дыхания? После работы в группах проводится физкультминутка для глаз. Учитель организует отчет каждой группы (последовательность, регламент, наглядность, доступность) При ответе 1 группы (клеточный тип дыхания) демонстрируем видео - фрагмент «Клеточное дыхание одноклеточных организмов» Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина. Биология 6 класс. ООО «Дрофа», 2011 При ответе 3 группы (жаберное дыхание ) демонстрируем видео – фрагмент «Жабры». При ответе 4 группы (легочный тип дыхания) демонстрируем видео – фрагмент «Легкие амфибий» . | Дети работают в группах по плану (слайд 12) Дети выполняют упражнения для глаз (слайд 13) Один учащийся из каждой группы сообщает другим группам о своем типе дыхания животных, используя информационный лист и слайды учителя. Учащиеся слушают, смотрят видео - фрагменты, задают вопросы. | |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Задание 4. Оформить схему «Типы дыхания» (каждая группа оформляет свою часть схемы на доске) Приложение 4 | Учащиеся оформляют поэтапно (каждая группа свою часть схемы) схему «Типы дыхания животных» в тетради вместе с выступающим у доски. | |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Задание 5.Составить «кроссворд» 1.Ключевое слово: 1 группа – клетка 2 группа – трахеи 3 группа – жабры 4 группа – легкие 5 группа – кожа 2.Выбрать названия животных с вашим типом дыхания из предложенного списка. 3.Расположить названия относительно ключевого слова. Приложение 5 | Учащиеся работают в группах. Сдают работы учителю. |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Подведение итогов (рефлексия). Прочитайте внимательно слова, предлагаемые ниже, и выберите три из них, которые точно передают ваше состояние на данном уроке: 1) раздражение, 2)злость, 3)радость, 4)безразличие, 5)удовлетворение, 6)вдохновение, 7)скука, 8)тревога, 9)тоска, 10)спокойствие, 11)уверенность, 12)неуверенность, 13)наслаждение. Учитель предлагает оценить работу в группах (самооценка, оценка товарищей) | Учащиеся выбирают три слова из списка, передающие состояние их на уроке, записывают на листочках. Учащиеся оценивают товарищей по группе, проводят самооценку. |
ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока истории в 10 классе "Опыт прошлого - уроки настоящего"
Тема урока: «Опыт прошлого – уроки настоящего»Предмет:история РоссииКласс:10УМК(авторы): В.И. Буганов П.Н.Зырянов История России конец XVII-XIXвек, М. «Просвещение», 2006г.Автор урок...
Модель-разработка урока гимнастики в 7 классе по теме: "Развитие координационных способностей на уроке гимнастики"
В целях получения информации учащимися на уроке используется применение ИКТ, что способствует более успешному восприятию и запоминанию. Для развития КС были выбраны и физические упраж...
Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...
"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.
Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....
Урок по информатике "Клавиша точных построений" на тему "Точные построения графических объектов". Разработка урока для 5-х классов
Оборудование: компьютерный класс, на компьютерах операционная система Linux, мультимедийный проектор, Приложение 1 (презентация по данной теме) раздаточный материал « Мои достижения на уроке» Приложен...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...