Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
В 8-м классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет биология «Человек» входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения биологии в 8-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
Тип программы: типовая, базового уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_8-.doc | 200.5 КБ |
pz_8_klass.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование по биологии 8а класса на 2014-2015 учебный год
Номер урока | Сроки (дата проведения | Перечень разделов, тем | Количество часов | Тип урока | Планируемые результаты | Элементы содержания | Использование на уроке ТСО, ЦОРов и др. | Вид контроля, измерители | ||
План | Коррекция | Теория | Практика | |||||||
1/1 | 4.09 | 1.Введение (2ч.) Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его. | 2 1 | Вводный урок | -Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена и их методы; - объяснять место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды | Предметы изучения наук о человеке: анатомии, физиологии, гигиене, психологии. Предмет изучения экологии человека. Социальная, прикладная экология. Методы изучения: самонаблюдение | Самостоятельная работа | |||
2/2 | 6.09 | Становление наук о человеке. | 1 | Комбинированный урок | - вклад великих ученых в развитие наук о человеке; -объяснять этапы становления наук о человеке | Развитие анатомии, физиологии и гигиены с начала XIX века до наших дней (Луи Пастер, И.И.Мечников) Зарождение наук о человеке в античное время (Гераклит, Аристотель). | Биологический диктант | |||
3/1 | 11.09 | 2.Происхождение человека (3ч.) Систематическое положение человека | 3 1 | Актуализация знаний | - место человека в систематике; доказательства животного происхождения человека - определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация) | Основные понятия Рудименты Атавизмы Факты Доказательство животного происхождения человека. Систематическое положение человека разумного в царстве Животные: тип, класс, отряд, семейство. | Тестовая работа | |||
4/2 | 13.09 | Историческое прошлое людей | 1 | Путешествие | – раскрывать усложнения человека в процессе его эволюции (ископаемого, древнейшего и древнего человека); – раскрывать значение ископаемых, древнейших и древних форм человека, черты совершенствования человека, факторы его становления и образования рас; | Факты Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека (использование одежды, переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству).
| Презентация | Работа в методичке | ||
5/3 | 18.09 | Расы человека | 1 | Актуализация знаний | – характерные расовые признаки. –доказывать происхождение и единство рас человека; | Основные понятия Антропология Этнография Факты Типы телосложения в зависимости от среды обитания. Объекты Негроидная, европеоидная и монголоидная расы человека. | Работа по карточкам | |||
6/1 | 20.09 | 3.Строение организма (5ч.) Общий обзор организма человека | 4 1 | 1 | Изучение новой темы | Уровни организации живого организма; определение органа, системы органов, гормонов: | Основные понятия Внешняя среда Внутренние органы Внутренняя среда Гормоны Органы Система органов Объекты Уровни организации Полости тела организма: брюшная и грудная. | Самостоятельная работа | ||
7/2 | 25.09 | Клеточное строение организма | 1 | Лекция | – клеточное строение организма; -распознавать на микропрепаратах части и органоиды клетки, видимые под световым микроскопом; | Клетки: клеточная мембрана, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, клеточный центр, лизосомы. Строение и функции ядра. Процессы Обмен веществ в клетке. Механизм действия фермента. Рост и развитие клетки. Деление клетки.
| Презентация | Биологический диктант | ||
8/3 | 27.09 | Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная. Лабораторная работа №1«Ткани организма человека». | 1 | Практикум | называть типы тканей, -распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки, видимые под световым микроскопом; типы тканей, на торсе – основные органы. -уметь работать с микроскопом. | Основные понятия Ткань Нервное волокно Объект Строение тканей. Основные виды тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело клетки, дендрит, аксон. Строение синапса Факты Свойства нервной ткани: возбудимость, проводимость
| Лабораторная работа | |||
9/4 | 2.10 | Нервная ткань. Рефлекторная регуляция. | 1 | Актуализация знаний | Определение нейрона, дендрита, аксона, нервного волокна, синапса; строение и свойства нейрона; состав центральной и периферической нервной системы; значение рефлексов в жизни человека. | Биологический диктант | ||||
10/5 | 4.10 | Урок обобщение по теме: «Строение организма» | 1 | Обобщение | Освоить пройденную тему | Тестовая работа | Тестовая работа | |||
11/1 | 9.10 | Нервная система.(6ч.) Значение нервной системы. | 5 1 | 1 | Актуализация знаний | Объяснять значение нервной системы. | Значение нервной системы для жизнедеятельности организма | Биологический диктант | ||
12/2 | 11.10 | Строение нервной системы. Спинной мозг. | 1 | Лекция | Характеризовать морфологию спинного мозга, его функции. Объяснять принцип действия дуги безусловных рефлексов спинного мозга. | Части нервной системы. Отличительные признаки чувствительных, исполнительных и смешанных Неронов. | Презентация | Самостоятельная работа | ||
13/3 | 16.10 | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Лабораторная работа №2«Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка». | 1 | Практикум | Сравнивать строение и функции продолговатого мозга со спинным мозгом. Проводить функциональные пробы позволяющие выявлять особенности нервной деятельности. | Отделы головного мозга, строение и функции. | Лабораторная работа | |||
14/4 | 18.10 | Функции переднего мозга. | 1 | Изучение новой темы | Объяснять, как распределяются функции между левым и правым полушариями большого мозга. | Отделы переднего мозга. Функции таламуса, гипоталамуса, старой и новой коры, правого и левого полушария. | Биологический диктант | |||
15/5 | 23.10 | Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. | 1 | Актуализация знаний | Объяснять, как функционирует соматический и автономный отделы нервной системы. Характеризовать функции симпатического и парасимпатического подотделов нервной системы | Значение функционального разделения нервной системы на соматический и автономный отделы. Функции симпатического и парасимпатического подотделов нервной системы. | Самостоятельная работа | |||
16/6 | 25.10 | Урок обобщение по теме: «Нервная система» | 1 | Обобщение | Закрепить пройденный материал с помощью тестовой работы | Тестовая работа | Тестовая работа | |||
17/1 | 6.11 | 4.Опорно-двигательная система (7ч.) Значение опорно-двигательной системы ее состав. Строение костей. Лабораторная работа №3«Микроскопическое строение кости». | 4
| 3 1 | Практикум | Состав опорно-двигательной системы, её функции; химический состав костей, макроскопическое и микроскопическое строение кости, типы костей, их строение и функции. | Макроскопическое строение кости: надкостница, красный костный мозг, желтый костный мозг Компактное и губчатое строение костей. Микроскопическое строение кости. Факты Функции опорно-двигательной системы. Химический состав костей Типы костей Соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные. Строение сустава. Зависимость характера повреждения костей от химического состава | Лабораторная работа | ||
18/2 | 8.11 | Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей. | 1 | Изучение новой темы | Определение скелета его функции, строение отделов скелета, их значение, функции; особенности строения скелета человека связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, мышлением и речью; | Презентация | Работа в методичке | |||
19/3 | 13.11 | Соединение костей | 1 | Лекция | Называть кости отделов осевого скелета. Устанавливать взаимосвязь строение частей скелета и выполняемых им функций. Определять особенности строения скелета человека связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, мышлением и речью. | Презентация | Самостоятельная работа | |||
20/4 | 15.11 | Строение мышц. Обзор мышц человека. Практическая работа№4 | 1 | Практикум | Макро- и микроскопическое строение мышц. Основные мышцы человеческого тела. | Основные понятия Антагонисты Синергисты Объект Скелетные мышцы. Мышцы сгибатели и разгибатели. Свойства Сократимость. Факты Расположение мышц. Микроскопическое строение мышц. Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань
| Лабораторная работа | |||
21/5 | 20.11 | Работа скелетных мышц и их регуляция. | 1 | Изучение новой темы | Особенность работы мышц-антагонистов при динамической и статической работе. Функции мышц и нервной системы при движении человека, понятие двигательной единицы, Вред гиподинамии. | Презентация | Работа по карточкам | |||
22/6 | 22.11 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. Лабораторная работа №5«Выявление нарушений осанки». | 1 | Практикум | Что такое осанка. Причины возникновения остеохондроза, сколиоза, плоскостопия. Меры первой помощи при ушибах, растяжение связок, вывихах суставов, переломах. Отрицательные последствия гиподинамии, плоскостопия, нарушения осанки. Методы самоконтроля и коррекции осанки. -понимать и объяснять отличие вегетативной нервной системы от соматической; -проводить лабораторные работы, готовить отчеты по ним. | Основные понятия Осанка Плоскостопие Остеохондроз Факты Степени и факторы нарушения осанки Причины искривления позвоночника. Предупреждение и лечение плоскосто | Лабораторная работа | |||
23/7 | 27.11 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | 1 | Комбинированный урок | Объект Повреждения опорно-двигательной системы: ушиб, перелом, синяк, шина, растяжение связок, вывих. Факты Приемы первой доврачебной помощи. | Работа в методичке | ||||
24/1 | 29.11 | Внутренняя среда организма (4ч.) Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. | 4 1 | Лекция | Характеризовать состав внутренней среды; находить взаимосвязь компонентов внутренней среды; Расшифровывать анализ крови. Объяснять, необходимость сохранения постоянства солевого состава плазмы крови. | Основные понятия Фагоцитоз Малокровие (анемия) Объект Строение и функции эритроцитов и лейкоцитов. Гемоглобин. Группы лейкоцитов: фагоциты, лимфоциты. Процесс Созревание эритроцитов
| Презентац. | Биологический диктант | ||
25/2 | 4.12 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | 1 | Актуализация знаний | Защитные свойства организма, Иммунитет неспецифичный и специфичный. | Основные понятия Иммунитет Антиген Интерферон Объект Иммунная система: костный мозг, вилочковая железа, лимфатические узлы, Т-лимфоциты, В-лимфоциты Свойства Специфичность Факт Неспецифический и специфический иммунитет. Постинфекционный иммунитет. Инфекционные и паразитарные болезни. Проявления иммунитета. Аллергия. СПИД, тканевая совместимость. Нарушения механизма иммунитета. Раковые заболевания. Вакцины и лечебные сыворотки.
| Самостоятельная работа | |||
26/3 | 6.12 | Иммунология на службе здоровья. | 1 | Лекция | Виды иммунитета; тканевая совместимость, I, II, III и IY группы крови; резус фактор, донор, реципиент. | Работа в методичке | ||||
27/4 | 11.12 | Урок обобщение на тему: «Внутренняя среда организма» | 1 | Обобщение | Закрепить пройденный материал с помощью тестовой работы | Урок-зачет | Тестовая работа | |||
28/1 | 13.12 | 5.Кровеносная и лимфатическая системы. (6ч.) Транспортные системы организма. | 3 1 | 3 | Изучение новой темы | Строение и функции кровеносной и лимфатической систем их и роль в организме. | Основные понятия Замкнутая система Артерии Вены Объект Органы кровеносной системы. Строение кровеносных сосудов. Лимфатическая система: лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, лимфатические узлы. | Биологический диктант | ||
29/2 | 18.12 | Круги кровообращения Лабораторные работы№6,7: «Функция венозных клапанов» и «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение | 1 | Практикум | Функции большого и малого кругов кровообращения. | Основные понятия Артериальная кровь Венозная кровь Оксигемоглобин Объект Большой и малый круги кровообращения | Лабораторная работа | |||
30/3 | 20.12 | Строение и работа сердца. | 1 | Лекция | Местонахождения сердца: его размеры, строение, сердечный цикл; регуляцию сердечных сокращений; значение автоматии сердечной мышцы. | Основные понятия Автоматизм Объект Строение сердца: наружный слой, миокард, эпителиальный слой.Околосердечная сумка. Четырехкамерное строение Факт Положение сердца в грудной полости.
| Презентация | Работа в методичке | ||
31/4 | 25.12 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторные работы №8: «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» и «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови». | 1 | Практикум | Причины движения крови и лимфы; кровяное давление и пульс; регуляция деятельности сердца и сосудов; | Факты Причины движения крови по сосудам: работа сердца, артериальное давление. Факторы, влияющие на движение крови: диаметр сосуда, вязкость крови. Нарушения артериального давления
| Лабораторная работа | |||
32/5 | 27.12 | Гигиена сердечно – сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Лабораторная работа №9: «Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку | 1 | Практикум | Распознавать виды кровотечений; оказывать первую помощь при повреждении сосудов; Определять степень тренированности вашей сердечно-сосудистой системы; | Основные понятия Ударный объем Гипертония Гипотония Некроз Инфаркт миокарда Факт Юношеская гипертония
| Лабораторная работа | |||
33/6 | 15.01 | Первая помощь при кровотечениях. | 1 | Лекция | Основные понятия Гематома Объект Внутренние кровотечения. Внешние кровотечения: артериальные, венозные, капиллярные. Носовые кровотечения | Самостоятельная работа | ||||
34/1 | 17.01 | Дыхание (4ч.) Значение дыхания. | 3 1 | 1 | Комбинированный урок | Строение и функции органов дыхания голосообразовании; о способах укрепления дыхательных мышц и повышении жизненной ёмкости лёгких; о предупреждении заболеваний органов дыхательной системы. | Основные понятия Дыхание Канцерогены Факт Значение дыхания. Диффузия газов. Защитные рефлексы – кашель и чихание. Процесс Легочное и тканевое дыхание. Образование оксигемоглобина. Вентиляция легких. Механизм вдоха и выдоха Нервная регуляция. Гуморальная регуляция канцерогены Факторы, влияющие на дыхание: состояние окружающей среды, пыль, никотин, наркотические вещества, физическая нагрузка. | Работа в методичке | ||
35/2 | 22.01 | Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание. | 1 | Изучение новой темы | Объяснять, как происходит обмен газов между лёгкими и кровью, между кровью и тканями. | Презентация | Биологический диктант | |||
36/3 | 24.01 | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Лабораторная работа№10 «Определение запылённости атмосферы в зимнее время». | 1 | Практикум | Как поддерживается газообмен в лёгких, как происходит вдох и выдох. Как осуществляется гуморальная и нервная регуляция дыхание. Основные источники загрязнения воздуха. Меры первой помощи при утоплении, завалах землёй, электротравмах. | Лабораторная работа | ||||
37/4 | 29.01 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания их профилактика и приёмы реанимации. | 1 | Лекция | Измерять обхват грудной клетки; Проводить дыхательные функциональные пробы; Проводить искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. | Самостоятельная работа | ||||
38/1 | 31.01 | Пищеварение (7ч.) Питание и пищеварение. | 6 1 | 1 | Изучение новой темы | Почему пищевые белки, жиры, и сложные углеводы должны быть расщеплены на свои составные части; значение кулинарной обработка пищи. | Основные понятия Пищеварение Факт Значение питания. Функции пищи: пластическая и энергетическая. Состав пищи. Растительная и животная пища. Продукты питания Питательныеи балластные вещества. Значение белков, жиров и углеводов, минеральных солей и воды. Значение кулинарной обработки пищи. | Работа в методичке | ||
39/2 | 5.02 | Пищеварение в ротовой полости. | 1 | Комбинированный урок | Объяснять, как ухаживать за зубами. Определять положение околоушных слюнных желёз | Презентация | Биологический диктант | |||
40/3 | 7.02 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока. Лабораторная работа№11 «Действие слюны на крахмал». | 1 | Практикум | Свойства ферментов желудочного сока, условия их активности. Пищеварение в кишечнике, роли поджелудочной железы, печени в пищеварении. | Лабораторная работа | ||||
41/4 | 12.02 | Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит. | 1 | Комбинированный урок | Механизм всасывания, строение ворсинок кишечника. Строение печени, её роль в организме человека. Функции толстой кишки, аппендикса, симптомы аппендицита, меры первой помощи. | Основные понятия Дисбактериоз Объект Строение тонкого и толстого кишечника. Строение кишечной ворсинки. Микроорганизмы кишечника. Процесс Механизм всасывания.
| Самостоятельная работа | |||
42/5 | 14.02 | Регуляция пищеварения. | 1 | Лекция | Характеризовать методы изучения пищеварения. Объяснять, как происходит условно-рефлекторное отделение желудочного сока. | Основные понятия Рефлекс Безусловный рефлекс Условный рефлекс Фистула Свойства Проводимость Процесс Нервная регуляция пищеварения.
| Работа в методичке | |||
43/6 | 19.02 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | 1 | Лекция | Распознавать желудочно-кишечные заболевания; Оказывать доврачебную помощь при желудочно-кишечных заболеваниях, отравлениях и аппендиците. | Объект Возбудители желудочно-кишечных инфекционных заболеваний. Факт Правила приема пищи. Условия, способствующие и затрудняющие пищеварение. Признаки недоброкачественности пищевых продуктов. | Биологический диктант | |||
44/7 | 21.02 | Урок обобщение на тему: «Пищеварение» | 1 | Обобщение | Закрепить пройденный материал с помощью тестовой работы | Тестовая раюбота | Тестовая работа | |||
45/1 | 26.02 | Обмен веществ и энергии (3ч.). Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. | 2 1 | 1 | Изучение новой темы | Сущность обмена веществ как основной функции организма; роль пластического и энергетического обмена; значение воды и минеральных веществ. | Основные понятия Обмен веществ. Пластический обмен. Энергетический обмен. Макроэлементы Микроэлементы | Работа в методичке | ||
46/2 | 29.02 | Витамины. | 1 | Комбинированный урок | Роль витаминов в обмене веществ. Основные водорастворимые и жирорастворимые витамины, их значение. | Основные понятия Витамины Гиповитаминоз Авитаминоз Объект Основные группы витаминов: витамин С; витамин В2 ; витамин12; витамин А; витамин D; витамин Е. Факт Роль витаминов. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. | Презентация | Самостоятельная работа | ||
47/3 | 5.03 | Энергозатраты человека и пищевой рацион. Лабораторная работа№12 «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена». | 1 | Практикум | Составлять пищевой рацион в зависимости от энергетических трат. Проводить функциональные пробы с задержкой дыхания, до и после нагрузки, позволяющие определить особенности энергетического обмена при выполнении работы. | Основные понятия Основной обмен Общий обмен Рациональное питание Культура питания Факт Условия основного обмена. Нормы питания и режим питания. Диеты | Лабораторная работа | |||
48/1 | 7.03 | Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. (4ч.) Кожа – наружный покровный орган. | 4 1 | Лекция | Как кожные покровы защищают организм от потери влаги и проникновения микроорганизмов. | Объект Кожа. Строение эпидермиса, дермы, гиподермы. Производные кожи – ногти и волосы. Факт Трехслойное строение кожи Функции кожи: защитная, выделительная, дыхательная, рецепторная, участие в обмене веществ. | Презентация | Биологический диктант | ||
49/2 | 12.03 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. Самостоятельная работа «Определение жирности кожи лица с помощью бумажной салфетки». | 1 | Изучение новой темы | Ухаживать за кожей, волосами, ногтями; как поддерживается температура тела; Следить за одеждой и обувью. Оказывать первую помощь при ожогах и обморожениях | Основные понятия Объект Травмы. Ожоги и обморожения. Грибковые и паразитарные заболевания кожи. Гормональные и гиповитаминозные нарушения кожи. Угревая сыпь. Факт Уход за кожей, волосами, ногтями.
| Самостоятельная работа | |||
50/3 | 14.03 | Терморегуляция организма. Закаливание. | 1 | Лекция | Оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударе. Закаливать организм. | Биологический диктант | ||||
51/4 | 19.03 | Выделение. | 1 | Лекция | Объяснять значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, пути их выделения из организма. Предупреждать почечные заболевания. | Основные понятия Объект Органы мочевыделения: почки, мочеточники, мочеиспускательный канал. Почки. Ворота почек. Корковое и мозговое вещество. Почечные пирамиды Нефрон: капсула, канальцы. Собирательные канальцы. Процесс Фильтрация. Образование мочи (первичной и вторичной). Предупреждение почечных заболеваний. Строение и функции нефрона | Презентация | Самостоятельная работа | ||
52/1 | 21.03 | Анализаторы. Органы чувств. (5ч.) Анализаторы. | 4 1 | 1 | Изучение новой темы | Как работают органы чувств и анализатор в целом. Роль ощущений и восприятия в жизни человека, в познании окружающего мира. | Основные понятия Анализаторы Рецепторы. Галлюцинации Иллюзии Объект Структура анализаторов. Свойства Модальность анализаторов. Процесс Восприятие. Ощущение. | Биологический диктант | ||
53/2 | 2.04 | Зрительный анализатор. Лабораторная работа №13«Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением», «Поиск слепого пятна», «Функция палочек и колбочек, особенности центрального и периферического зрения », «Функции хрусталика при рассматривании далёких и близких предметов», «Изменение величины зрачков при разном освещении». | 1 | Практикум | Объяснять, механизм проектирования изображения на сетчатке глаза и его регуляцию. | Основные понятия Бинокулярное зрение Объект Глаз человека. Положение и строение глаза. Процесс Механизм прохождения лучей света через прозрачную среду глаза. | Лабораторная работа | |||
54/3 | 4.04 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. | 1
| Изучение новой темы | Оказывать первую помощь при ранении глаз, термических и химических ожогах. Объяснять причины дальнозоркости и близорукости. | Основные понятия Близорукость Дальнозоркость Конъюнктивит Катаракта Фотоэпилепсия Процесс Механизм фокусировки лучей при близорукости и дальнозоркости Факт Нарушения зрения: | Презентация | Самостоятельная работа | ||
55/4 | 9.04 | Слуховой анализатор. | 1 | Лекция | Предупреждать слуховые расстройства. Делать выводы между строением и функциями органов чувств. | Анализатор Объемное звучание Объект Слуховой анализатор Наружное ухо: ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка Среднее ухо: слуховые косточки Внутренне ухо: костный и перепончатый лабиринт, вестибулярный аппарат, улитка | Презентация | Биологический диктант | ||
56/5 | 11.04 | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | 1 | Лекция | Делать выводы между строением и функциями органов чувств. Пользоваться методами тренировки ряда анализаторов | Основные понятия Анализатор Объект Строение вестибулярного аппарата: преддверие с мешочками, полукружные каналы. Строение орган вкуса: вкусовые сосочки. Кожная чувствительность: тактильное чувство, вибрационное чувство, осязание. | Биологический диктант | |||
57/1 | 16.04 | Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (6ч.) Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности | 6 1 | Изучение новой темы | Объяснять, вклад И.М.Сеченова, И.П. Павлова и А.А Ухтомского в разработку учения о высшей нервной деятельности. | Основные понятия Высшая нервная деятельность. Доминанта. Объект Приобретенные рефлексы: положительные и отрицательные Процесс Торможение (внешнее и внутренне) условного рефлекса. | Биологический диктант | |||
58/2 | 18.04 | Врождённые и приобретённые программы поведения. | 1 | Лекция | Проводить опыты, делать выводы. Разбираться в схемах безусловных и условных рефлексов. | Основные понятия Рефлекс Этология Динамический стереотип Импринтинг Факт Безусловные рефлексы и инстинкты – врожденные программы поведения человека.
| Самостоятельная работа | |||
59/3 | 23.04 | Сон и сновидения. | 1 | Комбинированный урок | Объяснять, что происходит в организме во время сна, его значение. | Основные понятия Сон Объект Стадии сна: быстрый и медленный сон. Факт Значение сна для человека. Правила гигиены сна Факторы, определяющие продолжительность сна. | Презентация | Биологический диктант | ||
60/4 | 25.04 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. | 1 | Лекция | Функции внешней и внутренней речи, роль речи в развитии высших психических функций. Значение речи в трудовой деятельности, в формировании основных познавательных процессах. | Основные понятия Восприятие. Интуиция Наблюдение Мышление. Ощущение Объект восприятия Память. Объект Познавательные процессы человека. Свойства мышления: самостоятельность и критичность. Процесс механизма запоминания. | Биологический диктант | |||
61/5 | 30.04 | Воля, эмоции, внимание. | 1 | Комбинированный урок | Объяснять, разницу между понятиями «интерес», «склонность», «способность». Определять волевые процессы. Оценивать свою наблюдательность, память, внимание. | Самостоятельная работа | ||||
62/6 | 7.05 | Урок обобщение на тему: «Высшая нервная деятельность» | 1 | Обобщение | Закрепить пройденный материал с помощью тестовой работы | Тестовая работа | Тестовая работа | |||
63/1 | 7.05 | Эндокринная система (2ч.) Роль эндокринной регуляции. | 2 1 | Комбинированный урок | Определять расположение некоторых эндокринных желёз в соответствующих областях тела | Основные понятия Гормон Объект Органы эндокринной системы. Свойство Специфичность гормонов. Разрушение после действия Процесс Гуморальная регуляция | Биологический диктант | |||
64/2 | 14.05 | Функция желёз внутренней секреции | 1 | Лекция | Признаки, наиболее часто встречающиеся эндокринных нарушений. Какими способами можно помочь некоторым больным. | Основные понятия Акромегалия Объект Железы внутренней и смешанной секреции: щитовидная железа гипофиз, надпочечники, поджелудочная железа. Гормон надпочечников: адреналин, норадреналин. Гормон поджелудочной железы: инсулин. | Презентация | Самостоятельная работа | ||
65/1 | 16.05 | Индивидуальное развитие организма (6ч.) Жизненные циклы. Размножение. | 6 1 | Изучение новой темы | Объяснять, какое биологическое значение имеет наличие у сперматозоида и яйцеклетки половинного набора хромосом. | Оплодотворение Объект Органы размножения человека. Процесс Бесполое и половое размножение. Менструальный цикл. Поллюции. Стадии оплодотворения. | Биологический диктант | |||
66/2 | 21.05 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. | 1 | Лекция Изучение новой темы | Закон индивидуального развития зародыша. Строение и функции плаценты. Основные наследственные и врождённые заболевания. болезни, передающие половым путём, меры их профилактике. | Основные понятия Онтогенез Филогенез Плацента Процесс Развитие плода Факт Беременность. Режим беременной. Основные понятия Наследственные заболевания. Врожденные заболевания Факт Проявления алкогольного синдрома плода. | Презентация | Самостоятельная работа Биологический диктант | ||
67/3 | 23.05 | Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности. | 1 | Лекция | Изменения, происходящие в подростковом возрасте, о темпераменте и характере. | Основные понятия Индивид Личность Процесс Развитие человека. Стадии: новорожденный, грудной ребенок, половое созревание | Самостоятельная работа | |||
68/4 | 28.05 | Итоговая контрольная работа. | 1
| Контрольная работа | Проверка знаний за год | Контрольная работа | Контрольная работа | |||
69/5-70/6 | 30.05 | Резерв | 2 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Согласно Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, учебного плана МОУ СОШ №8 на изучение предмета биологии «Человек» в 8 классе отводится 70 часов из расчета 2-х учебных часов в неделю. В связи с выпадением двух часов на праздничные дни 2 мая и 9 мая учебный материал будет пройден за 68 часов. Отставаний по программе не будет за счет укрупнения темы «Развитие зародыша и плода» и резервного времени.
Уровень рабочей программы - базовый. По классификации программа типовая.
Цели изучения предмета:
1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи обучения:
-приобретение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, о человеке как биосоциальном существе;
-овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельностей;
-освоение общепредметных компетенций.
В 8-м классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет биология «Человек» входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения биологии в 8-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
Тип программы: типовая, базового уровня.
Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов:
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В.В.Пасечника, Р.Д. Маш //Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д. Днепров, AT. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006,-с.172.11, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Формы организации образовательного процесса:
Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:
1. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек/ – М.: Дрофа, 2004.
2. А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 1996.
3. А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
4. Резанов А. А. Биология человека. 800 тестов. – М. «Издат-школа – 2000», 1999. 128с.
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).
Рабочая программа предусматривает некоторые изменения:
Увеличено количество часов на изучение тем: «Пищеварительная система», «Покровные органы. Терморегуляция. Выделительная система» за счет сокращения часов на изучение темы «Клеточное строение организма. Ткани», так как этот материал частично изучается в предыдущем разделе, а так же в 7 классе в курсе «Животные». Увеличено количество часов на изучение тем: «Анализаторы», «Высшая нервная деятельность. Поведение, психика», «Эндокринная система» за счет резервного времени.
Учебно-тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во часов | Кол-во лабораторных работ |
1 | Введение | 2 | - |
2 | Происхождение человека | 3 | - |
3 | Строение организма | 5 | 1 |
4 | Нервная система. | 6 | 1 |
5 | Опорно-двигательная система | 7 | 3 |
6 | Внутренняя среда организма | 4 | - |
7 | Кровеносная и лимфатическая системы. | 6 | 4 |
8 | Дыхание | 4 | 1 |
9 | Пищеварение | 7 | 1 |
10 | Обмен веществ и энергии | 3 | 1 |
11 | Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. | 4 | - |
12 | Анализаторы. Органы чувств. | 5 | 1 |
13 | Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. | 6 | - |
14 | Эндокринная система | 2 | - |
15 | Индивидуальное развитие организма | 6 | - |
Всего: | 70 | 13 |
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. -96с. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит определить уровень сформированности умений узнавать (распознавать) системы органов, органы и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
ВВЕДЕНИЕ(2ч.)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА(3ч.)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА (5ч.)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (7ч.)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (4ч.)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло-и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
КРОВЕНОСНАЯ И ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА (6ч.)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
ДЫХАНИЕ (4ч.)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимации. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
ПИЩЕВАРЕНИЕ (7 ч..)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (3 ч.)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
ПОКРОВНЫЕ ОРГАНЫ. ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИЯ. ВЫДЕЛЕНИЕ (4ч.)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА (6ч.)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитикосинтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
АНАЛИЗАТОРЫ. ОРГАНЫ ЧУВСТВ. (5ч.)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПОВЕДЕНИЕ. ПСИХИКА(6ч.)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА(2ч.)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА (6ч.)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, парко гиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика. Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Предранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение:
Наглядные пособия по теме «Внутреннее и внешнее строение человека». Плакаты по анатомии человека. Мультимедийная программа: Биология 6-11 кл.
Компьютерные презентации по темам: Историческое прошлое людей. Клеточное строение организма. Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей. Соединение костей. Работа скелетных мышц и их регуляция. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Строение и работа сердца. Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание. Пищеварение в ротовой полости. Витамины. Кожа – наружный покровный орган. Выделение. Строение нервной системы. Спинной мозг. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. Слуховой анализатор. Сон и сновидения. Функция желёз внутренней секреции. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.
Видеофильмы по темам: Витамины. Кровеносная система
Образовательные ресурсы сети Интернет: www.festival.1september.ru ; www.uchportal.ru;www.revolution.allbest.ru; www.rusedu.ru; www.ru.wikipedia.org.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Д.В. Колесов «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 336с;
Методическое обеспечение для учителя и учащихся:
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2006г.
- Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. «Биология. Человек. 8 класс», М.: Дрофа, 2007г.
- Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6 – 9 классы (авторская линия В.В.Пасечника) – СПб.: Паритет, 2006г.
- Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;
- Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. - М.: Дрофа, 2003. - 96с: ил.;
- Рохлов B.C. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240с: ил.;
- Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144с;
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA – ПОДДЕРЖКА КУРСА:
- «Анатомия в картинках», 2005;
- «Анатомия в игровой форме», 2005г.,
- «Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия»,
- «Уроки биологии в 8 классе».
- «Анатомический атлас», 2005
- «Биологический энциклопедический словарь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...