Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Анчугова Анна Николаевна

В 8-м классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет биология «Человек» входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения биологии в 8-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

Тип программы: типовая, базового уровня.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_8-.doc200.5 КБ
Microsoft Office document icon pz_8_klass.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование по биологии 8а класса на 2014-2015 учебный год

Номер урока

Сроки (дата проведения

Перечень разделов, тем

Количество часов

Тип урока

Планируемые

результаты

Элементы содержания

Использование на уроке ТСО, ЦОРов и др.

Вид контроля, измерители

План

Коррекция

Теория

Практика

1/1

4.09

1.Введение (2ч.)

Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его.

2

    1

Вводный урок

-Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена и их методы;

- объяснять место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды

Предметы изучения наук о человеке: анатомии, физиологии, гигиене, психологии.

Предмет изучения экологии человека. Социальная, прикладная экология.

 Методы изучения: самонаблюдение

Самостоятельная работа

2/2

6.09

Становление наук о человеке.

1

Комбинированный урок

- вклад великих ученых  в развитие наук о человеке;

-объяснять этапы становления наук о человеке

Развитие анатомии, физиологии и гигиены с начала XIX века до наших дней (Луи Пастер, И.И.Мечников)

Зарождение наук о человеке в античное время (Гераклит, Аристотель).

Биологический диктант

3/1

11.09

2.Происхождение человека (3ч.)

Систематическое положение человека

3

1

Актуализация знаний

- место человека в систематике; доказательства животного происхождения человека

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация)

Основные понятия

Рудименты

Атавизмы

Факты

 Доказательство животного происхождения человека.

Систематическое положение человека разумного в царстве Животные: тип, класс, отряд, семейство.

Тестовая работа

4/2

13.09

Историческое прошлое людей

1

Путешествие

– раскрывать усложнения человека в процессе его эволюции (ископаемого, древнейшего и древнего человека);

 – раскрывать значение ископаемых, древнейших и древних форм человека, черты совершенствования человека, факторы его становления и образования рас;

Факты

 Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека (использование одежды, переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству).

 

Презентация

Работа в методичке

5/3

18.09

Расы человека

1

Актуализация знаний

– характерные расовые признаки.

–доказывать происхождение и единство рас человека;
–распознавать на таблицах, рисунках расы человека, его исторические формы.

Основные понятия

Антропология

Этнография

Факты

Типы телосложения в зависимости от среды обитания.

Объекты

 Негроидная, европеоидная и монголоидная расы человека.

Работа по карточкам

   6/1

20.09

3.Строение организма (5ч.)

Общий обзор организма человека

 4

  1

1

Изучение новой темы

Уровни организации живого организма; определение органа, системы органов, гормонов:

Основные понятия

 Внешняя среда

 Внутренние органы

 Внутренняя среда

 Гормоны

 Органы

 Система органов

Объекты

 Уровни организации

 Полости тела организма: брюшная и грудная.

Самостоятельная работа

7/2

25.09

Клеточное строение организма

1

Лекция

– клеточное строение организма;
– строение животной клетки;
– называть части и органоиды клеток организма человека,

-распознавать на микропрепаратах части и органоиды клетки, видимые под световым микроскопом;

Клетки: клеточная мембрана, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, клеточный центр, лизосомы.

 Строение и функции ядра.

Процессы

 Обмен веществ в клетке.

Механизм действия фермента.

 Рост и развитие клетки.

 Деление клетки.

 

Презентация

Биологический диктант

8/3

27.09

Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная.

 Лабораторная работа №1«Ткани организма человека».

1

Практикум

называть типы тканей,

-распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки, видимые под световым микроскопом; типы тканей, на торсе – основные органы.

-уметь работать с микроскопом.

Основные понятия

 Ткань

 Нервное волокно

Объект

 Строение тканей. Основные виды тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная.

 Строение нейрона: тело клетки, дендрит, аксон.

Строение синапса

Факты

 Свойства нервной ткани: возбудимость, проводимость

 

Лабораторная работа

9/4

2.10

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция.

1

Актуализация знаний

Определение нейрона, дендрита, аксона, нервного волокна, синапса; строение и свойства нейрона; состав центральной и периферической нервной системы; значение рефлексов в жизни человека.

Биологический диктант

10/5

4.10

Урок обобщение по теме: «Строение организма»

1

Обобщение

Освоить пройденную тему

Тестовая работа

Тестовая работа

 

11/1

9.10

Нервная система.(6ч.)

Значение нервной системы.

5

1

1

Актуализация знаний

Объяснять значение нервной системы.

Значение нервной системы для жизнедеятельности организма

Биологический диктант

12/2

11.10

Строение нервной системы. Спинной мозг.

1

Лекция

Характеризовать морфологию спинного мозга, его функции.

Объяснять принцип действия дуги безусловных рефлексов  спинного мозга.

Части нервной системы. Отличительные признаки чувствительных, исполнительных и смешанных Неронов.

Презентация

Самостоятельная работа

13/3

16.10

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Лабораторная работа №2«Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».

  1

Практикум

Сравнивать строение и функции продолговатого мозга со спинным мозгом.

Проводить функциональные пробы позволяющие выявлять особенности нервной деятельности.

Отделы головного мозга, строение и функции.

Лабораторная работа

14/4

18.10

Функции переднего мозга.

1

Изучение новой темы

Объяснять, как распределяются функции между левым и правым полушариями большого мозга.

Отделы переднего мозга. Функции таламуса, гипоталамуса, старой и новой коры, правого и левого полушария.

Биологический диктант

15/5

23.10

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.

1

Актуализация знаний

Объяснять, как функционирует соматический и автономный отделы нервной системы.

Характеризовать функции

симпатического и парасимпатического подотделов нервной системы

Значение функционального разделения нервной системы на соматический и автономный отделы. Функции симпатического и парасимпатического подотделов нервной системы.

Самостоятельная работа

16/6

25.10

Урок обобщение по теме: «Нервная система»

1

Обобщение

Закрепить пройденный материал с помощью тестовой работы

Тестовая работа

Тестовая работа

17/1

6.11

4.Опорно-двигательная система (7ч.)

Значение опорно-двигательной системы ее состав. Строение костей.  Лабораторная работа №3«Микроскопическое строение кости».

 4

   

3

1

Практикум

Состав опорно-двигательной системы, её функции;

 химический состав костей, макроскопическое и микроскопическое строение кости, типы костей, их строение и функции.

Макроскопическое строение кости: надкостница, красный костный мозг, желтый костный мозг

Компактное и губчатое строение костей.

Микроскопическое строение кости.

Факты

 Функции опорно-двигательной системы.

 Химический состав костей

 Типы костей

 Соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные.

Строение сустава.

Зависимость характера повреждения  костей от химического состава

Лабораторная работа

18/2

8.11

Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей.

  1

Изучение новой темы

Определение скелета его функции, строение отделов скелета, их значение, функции; особенности строения скелета человека связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, мышлением и речью;

Презентация

Работа в методичке

19/3

13.11

Соединение костей

1

Лекция

Называть кости отделов  осевого скелета.

Устанавливать взаимосвязь строение частей скелета и выполняемых им функций.

Определять особенности строения скелета человека связанные с прямохождением,

трудовой деятельностью, мышлением и речью.

Презентация

Самостоятельная работа

20/4

15.11

Строение мышц. Обзор мышц человека. Практическая работа№4

1

Практикум

Макро- и микроскопическое строение мышц. Основные мышцы человеческого тела.

Основные понятия

Антагонисты

Синергисты

Объект

 Скелетные мышцы. Мышцы сгибатели и разгибатели.

Свойства

 Сократимость.

Факты

 Расположение мышц. Микроскопическое строение мышц. Поперечнополосатая  скелетная мышечная ткань

 

Лабораторная работа

21/5

20.11

Работа скелетных мышц и их регуляция.

1

Изучение новой темы

Особенность работы мышц-антагонистов при динамической и статической работе.

Функции мышц и нервной системы при движении человека,

понятие двигательной единицы,

Вред гиподинамии.

Презентация

Работа по карточкам

22/6

22.11

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Лабораторная работа №5«Выявление нарушений осанки».

1

Практикум

Что такое осанка. Причины возникновения остеохондроза, сколиоза, плоскостопия. Меры первой помощи при ушибах, растяжение связок, вывихах суставов, переломах.

Отрицательные последствия гиподинамии, плоскостопия, нарушения осанки. Методы самоконтроля и коррекции осанки.

-понимать и объяснять отличие вегетативной нервной системы от соматической;

-проводить лабораторные работы, готовить отчеты по ним.

Основные понятия

 Осанка

 Плоскостопие

Остеохондроз

Факты

 Степени и факторы нарушения осанки

Причины искривления позвоночника.

Предупреждение и лечение плоскосто

Лабораторная работа

23/7

27.11

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

1

Комбинированный урок

Объект

 Повреждения опорно-двигательной системы: ушиб, перелом, синяк, шина, растяжение связок, вывих.

Факты

 Приемы первой доврачебной помощи.

Работа в методичке

24/1

29.11

Внутренняя среда организма (4ч.)

 Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

4

1

Лекция

Характеризовать состав внутренней среды; находить взаимосвязь компонентов внутренней среды;

Расшифровывать анализ крови.

Объяснять, необходимость сохранения постоянства солевого состава плазмы крови.

Основные понятия

 Фагоцитоз

Малокровие (анемия)

Объект

 Строение и функции эритроцитов и лейкоцитов. Гемоглобин. Группы лейкоцитов: фагоциты, лимфоциты.

Процесс

Созревание эритроцитов

 

Презентац.

Биологический диктант

25/2

4.12

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

1

Актуализация знаний

Защитные свойства организма,

Иммунитет неспецифичный и специфичный.

Основные понятия

 Иммунитет

Антиген

Интерферон

Объект

 Иммунная система: костный мозг, вилочковая железа, лимфатические узлы, Т-лимфоциты, В-лимфоциты

Свойства

 Специфичность

Факт

 Неспецифический и специфический иммунитет. Постинфекционный иммунитет.

 Инфекционные и паразитарные болезни. Проявления иммунитета. Аллергия. СПИД, тканевая совместимость.

 Нарушения механизма иммунитета. Раковые заболевания.

 Вакцины и лечебные сыворотки.

 

Самостоятельная работа

26/3

6.12

Иммунология на службе здоровья.

1

Лекция

Виды иммунитета; тканевая совместимость, I, II, III  и IY группы крови; резус фактор, донор,  реципиент.

Работа в методичке

27/4

11.12

Урок обобщение на тему: «Внутренняя среда организма»

1

Обобщение

Закрепить пройденный материал с помощью тестовой работы

Урок-зачет

Тестовая работа

  28/1

13.12

5.Кровеносная и лимфатическая системы. (6ч.)

Транспортные системы организма.

3

1

3

Изучение новой темы

Строение и функции кровеносной и лимфатической систем их и роль в организме.

Основные понятия

 Замкнутая система

 Артерии

 Вены

Объект

 Органы кровеносной системы. Строение кровеносных сосудов.

 Лимфатическая система: лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, лимфатические узлы.

Биологический диктант

  29/2

18.12

Круги кровообращения

Лабораторные работы№6,7: «Функция венозных  клапанов» и «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение

1

Практикум

Функции большого и малого кругов кровообращения.

Основные понятия

 Артериальная кровь

 Венозная кровь

Оксигемоглобин

Объект

 Большой и малый круги кровообращения

Лабораторная работа

30/3

20.12

Строение и работа сердца.

1

Лекция

Местонахождения сердца: его размеры, строение, сердечный цикл; регуляцию сердечных сокращений; значение автоматии  сердечной мышцы.

Основные понятия

Автоматизм

Объект

 Строение сердца: наружный слой, миокард, эпителиальный слой.Околосердечная сумка.

 Четырехкамерное строение

Факт

 Положение сердца в грудной полости.

 

Презентация

Работа в методичке

31/4

25.12

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

Лабораторные работы №8: «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» и «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови».

1

Практикум

Причины движения крови и лимфы; кровяное давление и пульс; регуляция деятельности сердца и сосудов;

Факты

 Причины движения крови по сосудам: работа сердца, артериальное давление.

 Факторы, влияющие на движение крови: диаметр сосуда, вязкость крови.

 Нарушения артериального давления

 

Лабораторная работа

32/5

27.12

Гигиена сердечно – сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

Лабораторная работа №9: «Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку

1

Практикум

Распознавать виды кровотечений; оказывать

первую помощь при повреждении сосудов;

Определять степень тренированности вашей сердечно-сосудистой системы;

Основные понятия

Ударный объем

 Гипертония

 Гипотония

Некроз

Инфаркт миокарда

Факт

Юношеская гипертония

 

Лабораторная работа

33/6

15.01

Первая помощь при кровотечениях.

1

Лекция

Основные понятия

Гематома

Объект

 Внутренние кровотечения.

 Внешние кровотечения: артериальные, венозные, капиллярные.

 Носовые кровотечения

Самостоятельная работа

34/1

17.01

Дыхание (4ч.)

Значение дыхания.

3

1

1

Комбинированный урок

Строение и функции органов дыхания голосообразовании;

о способах укрепления дыхательных мышц и повышении жизненной ёмкости лёгких;

о предупреждении заболеваний органов дыхательной системы.

Основные понятия

 Дыхание

Канцерогены

Факт

 Значение дыхания.

 Диффузия газов.

 Защитные рефлексы – кашель и чихание.

Процесс

 Легочное и тканевое дыхание.

Образование оксигемоглобина.

 Вентиляция легких. Механизм вдоха и выдоха

 Нервная регуляция.

 Гуморальная регуляция

канцерогены

Факторы, влияющие на дыхание: состояние окружающей среды, пыль, никотин, наркотические вещества, физическая нагрузка.

Работа в методичке

35/2

22.01

Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание.

1

Изучение новой темы

Объяснять, как происходит обмен газов между лёгкими и кровью, между кровью и тканями.

Презентация

Биологический диктант

36/3

24.01

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Лабораторная работа№10 «Определение запылённости атмосферы в зимнее время».

1

Практикум

Как поддерживается газообмен в лёгких, как происходит вдох и выдох. Как осуществляется гуморальная и нервная регуляция дыхание. Основные источники загрязнения воздуха. Меры первой помощи при  утоплении, завалах землёй, электротравмах.

Лабораторная работа

37/4

29.01

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания их  профилактика и приёмы реанимации.

1

Лекция

Измерять обхват грудной клетки;

Проводить дыхательные функциональные пробы;

Проводить искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Самостоятельная работа

38/1

31.01

Пищеварение (7ч.)

Питание и пищеварение.

6

1

1

Изучение новой темы

Почему пищевые белки, жиры, и сложные углеводы должны быть расщеплены на свои составные части; значение кулинарной обработка пищи.

Основные понятия

 Пищеварение

Факт

 Значение питания.

 Функции пищи: пластическая и энергетическая.

 Состав пищи.

 Растительная и животная пища. Продукты питания

 Питательныеи балластные вещества.

Значение белков, жиров и углеводов, минеральных солей и воды.

 Значение кулинарной обработки пищи.

Работа в методичке

39/2

5.02

Пищеварение в ротовой полости.

1

Комбинированный урок

Объяснять, как ухаживать за зубами.

Определять положение околоушных слюнных желёз

Презентация

Биологический диктант

40/3

7.02

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока. Лабораторная работа№11 «Действие слюны на крахмал».

1

Практикум

Свойства ферментов желудочного сока, условия их активности. Пищеварение в кишечнике, роли поджелудочной железы, печени в пищеварении.

Лабораторная работа

41/4

12.02

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит.

1

Комбинированный урок

Механизм всасывания, строение ворсинок кишечника. Строение печени, её роль в организме человека. Функции толстой кишки, аппендикса, симптомы аппендицита, меры первой помощи.

Основные понятия

Дисбактериоз

Объект

 Строение тонкого и толстого кишечника.

 Строение кишечной ворсинки.

Микроорганизмы кишечника.

Процесс

 Механизм всасывания.

 

Самостоятельная работа

42/5

14.02

Регуляция пищеварения.

1

Лекция

Характеризовать методы изучения  пищеварения.

Объяснять, как происходит условно-рефлекторное отделение желудочного сока.

Основные понятия

 Рефлекс

 Безусловный рефлекс

 Условный рефлекс

Фистула

Свойства

 Проводимость

Процесс

 Нервная регуляция пищеварения.

 

Работа в методичке

  43/6

19.02

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

1

Лекция

Распознавать  желудочно-кишечные заболевания;

Оказывать доврачебную помощь при желудочно-кишечных заболеваниях, отравлениях и аппендиците.

Объект

 Возбудители желудочно-кишечных инфекционных заболеваний.

Факт

 Правила приема пищи.

 Условия, способствующие и затрудняющие пищеварение.

 Признаки недоброкачественности пищевых продуктов.

Биологический диктант

44/7

21.02

Урок обобщение на тему: «Пищеварение»

1

Обобщение

Закрепить пройденный материал с помощью тестовой работы

Тестовая раюбота

Тестовая работа

  45/1

26.02

Обмен веществ и энергии (3ч.).

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ.

2

1

1

Изучение новой темы

Сущность обмена веществ как основной функции  организма;

роль пластического и энергетического обмена; значение

воды и минеральных веществ.

Основные понятия

 Обмен веществ.

 Пластический обмен.

 Энергетический обмен.

 Макроэлементы

 Микроэлементы

Работа в методичке

46/2

29.02

Витамины.

1

Комбинированный урок

Роль витаминов в обмене веществ. Основные водорастворимые и жирорастворимые витамины, их значение.

Основные понятия

 Витамины

Гиповитаминоз

Авитаминоз

Объект

 Основные группы витаминов: витамин С; витамин В2 ; витамин12; витамин А; витамин D; витамин Е.

Факт

 Роль витаминов.

Водорастворимые и жирорастворимые витамины.

Презентация

Самостоятельная работа

47/3

5.03

Энергозатраты человека и пищевой рацион.

Лабораторная работа№12 «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена».

1

Практикум

Составлять пищевой рацион в зависимости от энергетических трат.

Проводить функциональные пробы с задержкой дыхания, до и после нагрузки,  позволяющие определить особенности энергетического обмена при выполнении работы.

Основные понятия

 Основной обмен

 Общий обмен

Рациональное питание

Культура питания

Факт

 Условия основного обмена.

 Нормы питания и режим питания.

Диеты

Лабораторная работа

 48/1

7.03

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. (4ч.)

Кожа – наружный покровный орган.

4

1

Лекция

Как кожные покровы защищают организм от потери влаги и проникновения микроорганизмов.

Объект

 Кожа. Строение эпидермиса, дермы, гиподермы.

 Производные кожи – ногти и волосы.

Факт

 Трехслойное строение кожи

 Функции кожи: защитная, выделительная, дыхательная, рецепторная, участие в обмене веществ.

Презентация

Биологический диктант

 49/2

12.03

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

Самостоятельная работа «Определение жирности кожи лица с помощью бумажной салфетки».

1

Изучение новой темы

Ухаживать за кожей, волосами, ногтями; как поддерживается температура тела;

Следить за одеждой и обувью.

Оказывать первую помощь при ожогах и обморожениях

Основные понятия

Объект

 Травмы. Ожоги и обморожения. Грибковые и паразитарные заболевания кожи. Гормональные и гиповитаминозные нарушения кожи.

 Угревая сыпь.

Факт

 Уход за кожей, волосами, ногтями.

 

Самостоятельная работа

50/3

14.03

Терморегуляция организма. Закаливание.

1

Лекция

Оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударе.

Закаливать организм.

Биологический диктант

51/4

19.03

Выделение.

1

Лекция

Объяснять значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, пути их выделения из организма.

Предупреждать почечные заболевания.

Основные понятия

Объект

 Органы мочевыделения: почки, мочеточники, мочеиспускательный канал.

 Почки. Ворота почек. Корковое и мозговое вещество. Почечные пирамиды

Нефрон: капсула, канальцы. Собирательные канальцы.

Процесс

 Фильтрация. Образование мочи (первичной и вторичной).

Предупреждение почечных заболеваний.

Строение и функции нефрона

Презентация

Самостоятельная работа

52/1

21.03

Анализаторы. Органы чувств. (5ч.)

Анализаторы.

4

1

1

Изучение новой темы

Как работают органы чувств и анализатор в целом. Роль ощущений и восприятия в жизни человека, в познании окружающего мира.

Основные понятия

 Анализаторы

 Рецепторы.

Галлюцинации

Иллюзии

Объект

 Структура анализаторов.

Свойства

Модальность анализаторов.

Процесс

 Восприятие. Ощущение.

Биологический диктант

53/2

2.04

Зрительный анализатор. Лабораторная работа №13«Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»,                «Поиск слепого пятна»,                              «Функция палочек и колбочек, особенности центрального и периферического зрения »,         «Функции хрусталика при рассматривании далёких и близких предметов»,                                   «Изменение величины зрачков при разном освещении».

1

Практикум

Объяснять, механизм проектирования изображения на сетчатке глаза и его регуляцию.

Основные понятия

 Бинокулярное зрение

Объект

 Глаз человека. Положение и строение глаза.

Процесс

 Механизм прохождения лучей света через прозрачную среду глаза.

Лабораторная работа

  54/3

4.04

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

1

   

Изучение новой темы

Оказывать первую помощь

при ранении глаз, термических и химических ожогах.

Объяснять причины дальнозоркости и близорукости.

Основные понятия

 Близорукость

 Дальнозоркость

Конъюнктивит

Катаракта

Фотоэпилепсия

Процесс

 Механизм фокусировки лучей при близорукости и дальнозоркости

Факт

 Нарушения зрения:

Презентация

Самостоятельная работа

55/4

9.04

Слуховой анализатор.

1

Лекция

Предупреждать слуховые расстройства.

Делать выводы между строением и функциями органов чувств.

Анализатор

 Объемное звучание

Объект

 Слуховой анализатор

Наружное ухо: ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка

Среднее ухо: слуховые косточки

Внутренне ухо: костный и перепончатый лабиринт, вестибулярный аппарат, улитка

Презентация

Биологический диктант

56/5

11.04

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

1

Лекция

Делать выводы между строением и функциями органов чувств.

Пользоваться методами тренировки ряда анализаторов

Основные понятия

 Анализатор

Объект

 Строение вестибулярного аппарата: преддверие с мешочками, полукружные каналы.

 Строение орган вкуса: вкусовые сосочки.

 Кожная чувствительность: тактильное чувство, вибрационное чувство, осязание.

Биологический диктант

57/1

16.04

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (6ч.)

Вклад отечественных учёных в разработку  учения о высшей нервной деятельности

6

   1

Изучение новой темы

Объяснять,  вклад И.М.Сеченова, И.П. Павлова и А.А Ухтомского в разработку учения о высшей нервной деятельности.

Основные понятия

 Высшая нервная деятельность.

 Доминанта.

Объект

 Приобретенные рефлексы: положительные и отрицательные

Процесс

 Торможение (внешнее и внутренне) условного рефлекса.

Биологический диктант

58/2

18.04

Врождённые и приобретённые программы поведения.

1

Лекция

Проводить опыты, делать выводы.

Разбираться в схемах безусловных и условных рефлексов.

Основные понятия

 Рефлекс

Этология

Динамический стереотип

Импринтинг

Факт

 Безусловные рефлексы и инстинкты – врожденные программы поведения человека.

 

Самостоятельная работа

59/3

23.04

Сон и сновидения.

1

Комбинированный урок

Объяснять, что происходит в организме во время сна, его значение.

Основные понятия

 Сон

Объект

 Стадии сна: быстрый и медленный сон.

Факт

 Значение сна для человека.

 Правила гигиены сна

 Факторы, определяющие продолжительность сна.

Презентация

Биологический диктант

60/4

25.04

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

1

Лекция

Функции внешней и внутренней речи, роль речи в развитии высших психических функций.

Значение речи в трудовой деятельности, в формировании основных познавательных процессах.

Основные понятия

Восприятие. Интуиция

Наблюдение Мышление. Ощущение

Объект восприятия

 Память. Объект

 Познавательные процессы человека.

Свойства мышления: самостоятельность и критичность.

Процесс  механизма запоминания.

Биологический диктант

61/5

30.04

Воля, эмоции, внимание.

1

Комбинированный урок

Объяснять,  разницу между понятиями «интерес», «склонность», «способность».

Определять волевые процессы.

Оценивать свою наблюдательность, память, внимание.

Самостоятельная работа

62/6

7.05

Урок обобщение на тему: «Высшая нервная деятельность»

1

Обобщение

Закрепить пройденный материал с помощью тестовой работы

Тестовая работа

Тестовая работа

63/1

7.05

Эндокринная система (2ч.)

Роль эндокринной регуляции.

2

1

Комбинированный урок

Определять расположение некоторых эндокринных желёз в соответствующих областях тела

Основные понятия

 Гормон

Объект

 Органы эндокринной системы.

Свойство

 Специфичность гормонов.

 Разрушение после действия

Процесс

 Гуморальная регуляция

Биологический диктант

64/2

14.05

Функция желёз внутренней секреции

1

Лекция

Признаки,  наиболее часто встречающиеся эндокринных нарушений.

Какими способами можно помочь некоторым больным.

Основные понятия

Акромегалия

Объект

 Железы внутренней и смешанной секреции: щитовидная железа гипофиз, надпочечники, поджелудочная железа.

 Гормон надпочечников: адреналин, норадреналин.

 Гормон поджелудочной железы: инсулин.

Презентация

Самостоятельная работа

65/1

16.05

Индивидуальное развитие организма (6ч.)

Жизненные циклы. Размножение.

6

1

Изучение новой темы

Объяснять,  какое биологическое значение имеет наличие у сперматозоида и яйцеклетки половинного набора  хромосом.

Оплодотворение

Объект

 Органы размножения человека.

Процесс

 Бесполое и половое размножение.

 Менструальный цикл.

 Поллюции.

 Стадии оплодотворения.

Биологический диктант

66/2

21.05

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём.

1

Лекция

Изучение новой темы

Закон индивидуального развития зародыша. Строение и функции плаценты.

Основные наследственные и врождённые заболевания.

болезни, передающие половым путём, меры их профилактике.

Основные понятия

 Онтогенез

 Филогенез

 Плацента

Процесс

 Развитие плода

Факт

 Беременность. Режим беременной.

Основные понятия

 Наследственные заболевания.

 Врожденные заболевания

Факт

 Проявления алкогольного синдрома плода.

Презентация

Самостоятельная работа

Биологический диктант

67/3

23.05

Развитие ребёнка после рождения. Становление личности.

Интересы, склонности, способности.

1

Лекция

Изменения, происходящие в подростковом возрасте, о темпераменте и характере.

Основные понятия

 Индивид

 Личность

Процесс

 Развитие человека. Стадии: новорожденный, грудной ребенок, половое созревание

Самостоятельная работа

  68/4

28.05

Итоговая контрольная работа.

1

     

Контрольная работа

Проверка знаний за год

Контрольная работа

Контрольная работа

69/5-70/6

30.05

Резерв

2



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Согласно Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, учебного плана МОУ СОШ №8 на изучение предмета биологии «Человек» в 8 классе отводится 70 часов  из расчета 2-х учебных часов в неделю.  В связи с выпадением двух часов на праздничные дни 2 мая и 9 мая учебный материал будет пройден за 68 часов. Отставаний по программе не будет за счет укрупнения темы «Развитие зародыша и плода» и резервного времени.

Уровень рабочей программы - базовый. По классификации программа типовая.

Цели изучения предмета:

1.  освоение знаний о  человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

2.  овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;

3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4.  воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

5.  использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Задачи обучения:

-приобретение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, о человеке как биосоциальном существе;

-овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельностей;

-освоение общепредметных компетенций.

В 8-м классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет биология «Человек» входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения биологии в 8-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

Тип программы: типовая, базового уровня.

Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов:

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В.В.Пасечника, Р.Д. Маш //Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д. Днепров, AT. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006,-с.172.11, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Формы организации образовательного процесса:

Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:

1.       Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек/ – М.: Дрофа, 2004.

2.        А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 1996.

3.       А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.

4.       Резанов А. А.  Биология человека. 800 тестов. – М. «Издат-школа – 2000», 1999. 128с.

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим  и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).  

Рабочая программа предусматривает некоторые изменения:

Увеличено количество часов на изучение тем: «Пищеварительная система», «Покровные органы. Терморегуляция. Выделительная система» за счет сокращения часов на изучение темы «Клеточное строение организма. Ткани», так как этот материал частично изучается в предыдущем разделе, а так же в 7 классе в курсе «Животные». Увеличено количество часов на изучение тем: «Анализаторы», «Высшая нервная деятельность. Поведение, психика», «Эндокринная система» за счет резервного времени.

Учебно-тематическое планирование

Название темы

Кол-во часов

Кол-во лабораторных работ

1

Введение

2

-

2

Происхождение человека

3

-

3

Строение организма

5

1

4

Нервная система.

6

1

5

Опорно-двигательная система

7

3

6

Внутренняя среда организма

4

-

7

Кровеносная и лимфатическая системы.

6

4

8

Дыхание

4

1

9

Пищеварение

7

1

10

Обмен веществ и энергии

3

1

11

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.

4

-

12

Анализаторы. Органы чувств.

5

1

13

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

6

-

14

Эндокринная система

2

-

15

Индивидуальное развитие организма

6

-

Всего:

70

13

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. -96с.  В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит определить уровень сформированности умений узнавать (распознавать) системы органов, органы и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

ВВЕДЕНИЕ(2ч.)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА(3ч.)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

СТРОЕНИЕ  ОРГАНИЗМА (5ч.)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (7ч.)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (4ч.)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло-и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

КРОВЕНОСНАЯ И ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА (6ч.)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

ДЫХАНИЕ (4ч.)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимации. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

ПИЩЕВАРЕНИЕ     (7 ч..)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

ОБМЕН   ВЕЩЕСТВ   И   ЭНЕРГИИ  (3 ч.)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

ПОКРОВНЫЕ ОРГАНЫ. ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИЯ. ВЫДЕЛЕНИЕ (4ч.)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА (6ч.)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитикосинтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

АНАЛИЗАТОРЫ. ОРГАНЫ ЧУВСТВ. (5ч.)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПОВЕДЕНИЕ. ПСИХИКА(6ч.)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА(2ч.)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА (6ч.)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, парко гиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика. Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Предранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения биологии ученик должен  знать/понимать:

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

-   сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

-  особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

-  объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

-  изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

-  распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение:

Наглядные пособия по теме «Внутреннее и внешнее строение человека». Плакаты по  анатомии человека.   Мультимедийная программа: Биология  6-11 кл.

Компьютерные презентации по темам: Историческое прошлое людей. Клеточное строение организма. Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей. Соединение костей. Работа скелетных мышц и их регуляция. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Строение и работа сердца. Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание. Пищеварение в ротовой полости. Витамины. Кожа – наружный покровный орган. Выделение. Строение нервной системы. Спинной мозг. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. Слуховой анализатор. Сон и сновидения. Функция желёз внутренней секреции. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

Видеофильмы по темам: Витамины. Кровеносная система

Образовательные ресурсы сети Интернет: www.festival.1september.ru ;  www.uchportal.ru;www.revolution.allbest.ru; www.rusedu.ru; www.ru.wikipedia.org.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Д.В. Колесов «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 336с;

Методическое обеспечение для учителя и учащихся:

Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2006г.

  • Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. «Биология. Человек. 8 класс», М.: Дрофа, 2007г.
  • Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6 – 9 классы (авторская линия В.В.Пасечника) – СПб.: Паритет, 2006г.
  • Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;
  • Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. - М.: Дрофа, 2003. - 96с: ил.;
  • Рохлов B.C. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240с: ил.;
  • Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144с;

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA – ПОДДЕРЖКА КУРСА:

  •  «Анатомия в картинках», 2005;  
  • «Анатомия в игровой форме», 2005г.,  
  • «Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия»,
  • «Уроки биологии в 8 классе».
  • «Анатомический атлас», 2005
  • «Биологический энциклопедический словарь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...