Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта и предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах и рассчитана на 2 часа классных занятий.
Программа курса (70 часов) полностью включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10—11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных работ, демонстраций, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 9 классе.
Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах средней школы по специальным программам, и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина, учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов и учебником «Биология. Многообразие живых организмов» В. Б. Захарова и Н. И. Сонина. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин, изучаемых факультативно или иным образом в соответствии с профессиональной ориентацией гимназии.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9_klass_solovyova.doc | 280.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3» с. Дивное
Апанасенковского района Ставропольского края
УТВЕРЖДЕНО: РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ СОШ №3 на заседании педагогического совета
_____________ М.М. Радочинский МКОУ СОШ №3 с. Дивное
Пр. №_______от_______________2014 г. Протокол №_____от ________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ БИОЛОГИИ
«ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»
(9 класс, 70 часов)
Составлена учителем высшей квалификационной категории
Соловьёвой В.Г. на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии, одобренного решением коллегии МО РФ и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12,утвержденного приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089 и авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов Н.И.Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т.Захаровой (Сборник нормативных документов. Биология/сост. Э.Д.Днепров, А.Т.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2009 г.).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа разработана на основе:
- Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
- Примерной образовательной программы основного общего образования, созданной на основе стандарта;
- Образовательной программы МКОУ СОШ №3 с. Дивного;
- Авторская программа основного общего образования по биологии, 9класс, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова - Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2006
- Учебного плана МКОУ СОШ №3 на 2013-2014 учебный год;
- Положения школы «О рабочей программе педагога»;
- Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- Рекомендации СКИРО ПК и ПРО по составлению рабочих программ.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта и предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах и рассчитана на 2 часа классных занятий.
Программа курса (70 часов) полностью включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10—11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных работ, демонстраций, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 9 классе.
Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах средней школы по специальным программам, и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина, учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов и учебником «Биология. Многообразие живых организмов» В. Б. Захарова и Н. И. Сонина. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин, изучаемых факультативно или иным образом в соответствии с профессиональной ориентацией гимназии.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по основным блокам информации. В конце каждого раздела обозначены межпредметные связи курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами.
В программе приведен список основной, дополнительной и научно-популярной литературы. Курсивом в данной программе выделен материал, предлагаемый к изучению в ознакомительном плане.
Цель: Дать представление о структуре живой материи, наиболее общих её законах, познакомить с многообразием жизни и историей её развития на Земле. Уделить внимание анализу взаимоотношений между организмами и условиями устойчивости экологических систем.
Задачи: 1. Знакомить учащихся с общебиологическими проблемами, которые раскрываются в содержании данного учебного предмета.
2. Показать особенность общебиологических знаний, имеющих обобщённый характер.
3. Выработать навыки чёткого изложения знаний, а также умение анализировать и обобщать явления и факты.
4. Продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни.
5. Продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде.
УМК: 1. учебник «Биология. Общие закономерности» 9 класс.: учеб. Для общеобразовательных учреждений/, С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин.- 6-е изд.,.-М.: Дрофа, 2009.- 288с.: ил..
2.Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности», А.Ю. Цибулевский, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин.
Формы и виды контроля: тестовые задания, индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности, лабораторные работы, самостоятельные работы, работа с таблицами, семинарские занятия.
Используемые технологии:
- элементы технологии разноуровнего обучения;
- элементы технологии педагогической поддержки;
- информационные технологии;
- элементы технологии проблемного обучения;
- здоровьесберегающие технологии.
Методы и формы работы:
1.Организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- репродуктивные;
- проблемно-поисковые;
- учебной работы под руководством учителя;
- самостоятельной учебной работы
2. Контроля и самоконтроля учебной деятельности.
3. Стимулирования и мотивации учебной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- в познавательной сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов, клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращении энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека с окружающей средой, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами, вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек, нарушение осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- классификация – определение принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства. Общности происхождения и эволюции растений и животных, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различие на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания, взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приёмов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, выращивание и размножение культурных растений.
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
1. учебник «Биология. Общие закономерности» 9 класс.: учеб. Для общеобразовательных учреждений/, С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин.- 6-е изд.,.-М.: Дрофа, 2009.- 288с.: ил..
2.Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности», А.Ю. Цибулевский, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин.
3.Мамонтов С. Г. Биология: пособие для поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2003.
4.Мамонтов С. Г., Захаров В. Б. Общая биология: пособие для средних специальных учебных заведений. 4-е изд. М.: Высшая школа, 2003.
Научно-популярная литература:
- Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.
- Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.
- Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.
- Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
- Ауэрбах Ш. Генетика. М.: Атомиздат, 1966.
- Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.
- Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
- Нейфах А. А., Розовская Е. Р. Гены и развитие организма. М.: Наука, 1984.
9.Шпинар 3. В. История жизни на Земле / Художник 3. Буриан. Прага: Атрия, 1977.
Содержание курса
(70часов, 2 часа в неделю)
Введение (1 час)
Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.
Раздел 1
Эволюция живого мира на Земле (21 час)
Тема 1.1
Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа).
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
■ Демонстрация схем структуры царств живой природы.
Тема 1.2
Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
■ Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.
Тема 1.3
Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (3 часа)
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
■ Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
Тема 1.4
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа)
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Тема 1.5 Микроэволюция (2 часа)
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
- Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
- Лабораторная работа №1
«Морфологический критерий вида»
Тема 1.6
Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа)
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
■ Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.
Тема 1.7
Возникновение жизни на Земле (1 час)
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
■ Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.
Тема 1.8
Развитие жизни на Земле (4 часа и 1 час обобщение знаний)
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
■ Демонстрация репродукций картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.
■ Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира.
Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни».
Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация.
Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.
Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.
■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д. И. Менделеева, их основные свойства.
Органическая химия. Основные группы органических соединений.
Физика. Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите.
Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система; ее структура. Место планеты Земля в Солнечной системе.
История. Культура Западной Европы конца XV — первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия.
Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира.
Физическая география. История континентов.
РАЗДЕЛ 2
Структурная организация живых организмов (13 часов)
Тема 2.1
Химическая организация клетки (5 часов)
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.
Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
■ Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).
Тема 2.2
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (2 часа)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино - и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Тема 2.3
Строение и функции клеток (5 часов и 1 час обобщение знаний)
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).
Клеточная теория строения организмов.
- Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
- Лабораторная работа №2
«Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом»
■ Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и сине-зеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.
- Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции.
Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты.
Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.
РАЗДЕЛ 3
Размножение и индивидуальное развитие организмов (7 часов)
Тема 3.1
Размножение организмов (3 часа)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
■ Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.
Тема 3.2
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа и 1 час обобщающее повторение)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша —гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
- Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.
Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение.
- Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.
Физика. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.
РАЗДЕЛ 4
Наследственность и изменчивость организмов (19 часов)
Тема 4.1
Закономерности наследования признаков (9 часов)
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.
Генетическое определение пола.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
- Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
- Лабораторная работа №3
«Решение генетических задач и составление родословных».
Тема 4.2
Закономерности изменчивости (5 часов и 1 час обобщающее повторение)
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
- Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
- Лабораторная работа №4
« Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)».
Тема 4.3
Селекция растений, животных и микроорганизмов (3 часа и 1 час обобщающее повторение)
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
- Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью
Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Генетическое определение пола у животных и растений. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.
- Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.
Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).
Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.
РАЗДЕЛ 5
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (8 часов)
Тема 5.1
Биосфера, ее структура и функции (5 часов)
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
■ Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;
б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;
в) диафильмов и кинофильма «Биосфера»;
г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.
Тема 5.2
Биосфера и человек (3 часа)
Природные ресурсы и их использование.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
- Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.
■ Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.
Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.
■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.
Физическая география. Климат Земли, климатическая зональность.
Физика. Понятие о дозе излучения и биологической защите.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы | Количество часов |
Введение | 1 |
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле | |
Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов | 2 |
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период | 2 |
Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора | 3 |
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора | 2 |
Тема 1.5. Микроэволюция | 2 |
Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция | 3 |
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле | 1 |
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле | 6 |
Всего | 22 |
Раздел 2. Структурная организация живых организмов | |
Тема 2.1. Химическая организация клетки | 3 |
Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке | 2 |
Тема 2.3. Строение и функции клеток | 5 |
Всего | 10 |
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов | |
Тема 3.1. Размножение организмов | 2 |
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 3 |
Всего | 5 |
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов | |
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков | 7 |
Тема 4.2. Закономерности изменчивости | 2 |
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов | 3 |
Всего | 12 |
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии | |
Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции | 8 |
Тема 5.2. Биосфера и человек | 3 |
Всего | 11 |
Уроки обобщающего повторения | 9 |
Итого | 70 часов |
Поурочное планирование 9 класс.
№ | Тема урока | Вид урока | Формируемые понятия | Домашнее задание | Формы контроля |
1. | Введение. Биология – наука о жизни. | самостоятельная работа с учебником, беседа по её результатам | Биология | стр. 3-5 | Фронтальный опрос |
2. | Многообразие живого мира. | рассказ с элементами беседы и элементами самостоятельной работы | Популяция, биогеоценоз, биосфера, филогенез, онтогенез | глава I; заполнить таблицу | Фронтальный опрос |
3. | Основные свойства живых организмов. | самостоятельная работа по индивидуальным карточкам; беседа | Изменчивость, наследственность | глава I, стр. 8-11; выучить терминологию | Фронтальный опрос |
4. | Развитие биологии в додарвиновский период. | рассказ учителя; заполнение таблицы, презентация | Иерархия, таксон, система. | глава II, ? в конце §; сообщения о трудах К. Линнея | Фронтальный опрос |
5. | Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка | заслушивание сообщений; рассказ учителя; заполнение таблицы, презентация | Классификация. | § 2; ? в конце §; сообщение о Ламарке, Рулье, Герцене | Заслушивание сообщений |
6. | Научные и социально – экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина | заслушивание сообщений; заполнение таблицы; рассказ учителя, презентация | Эмбриология, палеонтология | § 3; ? на стр. 20; сообщения о развитии физики, химии, геологии в середине XIX века; принести фотографии дом. животных и открытки культурных растений | Фронтальный опрос |
7. | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. | рассказ учителя с элементами сам. работы с учебником на стр. 21-22 | Искусственный отбор, мутация, селекция, породы, сорта. | § 4; ? на стр. 24 | Фронтальный опрос |
8. | Ученее Ч. Дарвина о естественном отборе. | самостоятельная работа с учебником по заполнению таблицы; рассказ учителя | Партеногенез, хищничество, паразитизм. | § 5; на стр. 28 доделать таблицу | Фронтальный опрос |
9. | Приспособленность организмов – результат действия естественного отбора. | самостоятельная работа в группах, с раздаточным материалом; заполнения таблицы, презентация | Покровительственная окраска, мимикрия. | § 7; записи в тетрадях; ? на стр. 44-45; повторить § 1 и § 2 | Фронтальный опрос |
10. | Забота о потомстве. Физиологические адаптации. | рассказ учителя с элементами беседы; заполнение таблицы | Инстинкт | § 8; сообщения учащихся | Фронтальный опрос |
11. | Вид, его критерии и структура. | рассказ учителя с элементами беседы; заполнение таблицы | Дискретность, репродукция, гибрид | § 10;? на стр. 55 | Фронтальный опрос |
12. | «Морфологический критерий вида» | Лабораторная работа №1 | Морфологический критерий | Повторить § 10 | Лабораторная работа |
13. | Главные направления эволюции | рассказ учителя с элементами сам. работы; заполнение таблицы | Жизненные формы растений и животных | § 12;? на стр. 66; сообщение о А.Н.Северцов | Фронтальный опрос |
14. | Общие закономерности биологической эволюции | Заслушивание сообщений; рассказ учителя с элементами сам. работы по заполнению таблицы | Конвергенция, дивергенция | § 13;? на стр. 70 | Фронтальный опрос |
15. | Современная система растений и животных – отображение макроэволюции. | Биологический диктант на знание терминологии; групповая работа учащихся | Необратимость эволюции | Повторить материал учебника на стр. 8-11 | Фронтальный опрос |
16. | Современные представления о развитии жизни на Земле. | рассказ учителя и заполнение таблицы; знакомство с геохронологической таблицей, презентация | Кант-Лаплас; коацерваты | § 14; записи в тетрадях; повторить § 12; сообщение о климате Земли в архее и протерозое | Фронтальный опрос |
17. | Жизнь в архейскую и протерозойскую эру. | заслушивание сообщений; рассказ учителя с элементами беседы; заполнения таблицы | Автотрофы, гетеротрофы | § 16;? на стр. 81; сообщение о климате Земли в палеозое | Заполнение таблицы |
18. | Жизнь в палеозойскую эру. | заслушивание сообщений; рассказ учителя; заполнения таблицы, презентация | Псилофиты, ароморфоз | § 17; записи в тетрадях; ? на стр. 88; сообщение о климате Земли в мезозое | Заполнение таблицы |
19. | Жизнь в мезозойскую эру | заслушивание сообщений; рассказ учителя; заполнения таблицы, презентация | Теплокровность, эндосперм | § 18;? на стр. 92; сообщение о климате Земли в кайнозое | Заполнение таблицы |
20. | Жизнь в кайнозойскую эру | заслушивание сообщений; рассказ учителя; беседа, презентация | Ледниковый период | § 19; ? на стр. 94; подготовиться к тестированию | Заполнение таблицы |
21. | Обобщающий урок по разделу: «Эволюция живого мира на Земле». | тестирование | Эры, периоды | Работа по индивидуальным тестам | |
22. | Цитология- наука о клетке | рассказ учителя с элементами беседы; лабораторная работа №2 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом» | Цитология | Записи в тетрадях; заполнить таблицу. | лабораторная работа |
23. | Химическая организация клетки. Неорганические вещества. | рассказ учителя; сам. работа с учебником, презентация | Макроэлементы, микроэлементы | § 21; ? на стр. 107 | Фронтальный опрос |
24. | Химическая организация клетки. Органические вещества- белки. | рассказ учителя; сам. работа с учебником; заполнения таблицы, презентация | Белки. | § 22; ?на стр. 112; № 1-4 | Фронтальный опрос |
25. | Химическая организация клетки. Органические вещества- углеводы и липиды. | рассказ учителя; сам. работа с учебником; заполнения таблицы, презентация | Липиды, углеводы, полисахариды, дисахариды, моносахариды. | § 22; стр.109-111. | Фронтальный опрос |
26. | Химическая организация клетки. Органические вещества - нуклеиновые кислоты. | Заслушивание сообщений; рассказ учителя, презентация | ДНК; РНК | § 22; стр.111-112 | Фронтальный опрос |
27. | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Энергетический обмен. | рассказ учителя с элементами беседы; сам. работа с текстом учебника; заполнение таблицы, презентация | Энергетический обмен, аэробное дыхание, анаэробное дыхание | § 24стр. 117-119; ? 1-3 на стр. 121; сообщение о К.А. Тимирязеве | Фронтальный опрос |
28. | Обмен веществ растительной клетки. | рассказ учителя; заслушивание сообщений; заполнение таблицы, презентация | Хемотрофы, автотрофы | § 23 стр. 119-121; ? 4-8 на стр. 121; составить таблицу «Типы питания организмов» | Фронтальный опрос |
29. | Прокариотическая клетка. | заслушивание сообщений; рассказ учителя; беседа, презентация | Брожение, прокариоты | § 25; ? 1-5 на стр. 124. | Опрос по таблице |
30. | Строение клетки эукариот. Клеточная мембрана. | рассказ учителя с элементами беседы; работ со схемами и таблицами, презентация | Мембрана | § 26; стр. 125-129 | Опрос по таблице |
31. | Цитоплазма и её органоиды. | рассказ учителя; сам. работа с текстом учебника; заполнение таблицы, презентация | Цитоплазма | § 26; стр. 125- 132;? 1-4 на стр. 132 | Опрос по таблице |
32. | Клеточное ядро. | рассказ учителя с элементами беседы; анализ рис. 70 на стр. 133 учебника, презентация | Ядро, хромосома, ген, ядрышко | § 27;? на стр. 136 | Опрос по таблице |
33. | Деление клетки | рассказ учителя с элементами беседы, презентация. | Митоз, мейоз. | § 28; подготовиться к тестированию. | Опрос по таблице |
34. | . Обобщающий урок по разделу «Структурная организация живых организмов». | тестирование | повторить со стр. 113 по стр. 143 | Работа по индивидуальным тестам | |
35. | Сущность и формы размножения | рассказ учителя с элементами беседы, презентация. | Половое размножение, бесполое размножение, вегетативное размножение. | Записи в тетрадях | Опрос по таблице |
36. | Бесполое размножение организмов. | рассказ учителя; сам. раб. в группах с раздаточным материалом, презентация | Спора, почкование, вегетативное размножение | § 30; ? на стр. 149; повторить § 28 | Опрос по таблице |
37. | Половое размножение организмов. | рассказ учителя; сам. работа с учебником; заполнение таблицы, презентация | Гамета, зигота, яйцеклетка, сперматозоид | § 31; ? на стр. 155; составить таблицу «Развитие половых клеток» | Фронтальный опрос |
38. | Индивидуальное развитие многоклеточных организмов. Эмбриональное развитие. | рассказ учителя; сам. работа с текстом учебника; заполнение таблицы, презентация | Дробление, бластула, гаструла, нейрула, органогенез | § 32; ? на стр. 161; сообщение «о проявлении действия естественного отбора в различные периоды онтогенеза» | Фронтальный опрос |
39. | Индивидуальное развитие многоклеточных организмов. Постэмбриональное развитие. | заслушивание сообщений; рассказ учителя; сам. работа с текстом учебника, презентация | Метаморфоз | §33; ? на стр. 166 | Фронтальный опрос |
40. | Общие закономерности развития. Биогенетический закон. | рассказ учителя с элементами беседы, презентация. | Онтогенез, филогенез. | §34. | Фронтальный опрос |
41. | Обобщающий урок по разделу «Размножение и индивидуальное развитие организмов». | работа по индивидуальным карточкам (письменно) | Эмбриология | работа по индивидуальным карточкам | |
42. | Генетика как наука. | рассказ учителя; составление конспекта, презентация | Генетика, Г.Мендель, Т.Морган | записи в тетрадях; сообщение о Г. Менделе; о генетике | Фронтальный опрос |
43. | Основные понятия генетики. | рассказ учителя; сам. работа в группах с учебником; заполнение таблицы | Изменчивость, ген, мутация | §35; ? на стр. 174 | Фронтальный опрос |
44. | Гибридологический метод изучения наследственности. | заслушивание сообщений; рассказ учителя с элементами беседы; презентация | Наследственность, гибрид | § 36; ? на стр. 175 | Фронтальный опрос |
45. | Моногибридное скрещивание. | рассказ учителя с элементами беседы; сам. работа с текстом учебника; презентация | Анализирующее скрещивание | § 37 стр. 176-180 (до дигибридного скрещивания); решить задачу | Решение задач |
46. | Дигибридное скрещивание. | рассказ учителя; сам. работа с текстом учебника; решение задач, презентация | Дигибридное скрещивание | § 37 стр. 180-186; ? на стр. 185-186; составить таблицу «Генетические законы» | Решение задач |
47. | Сцепленное наследование генов. | рассказ учителя; сам. работа с текстом учебника; решение задач, презентация | Кроссинговер, коньюгация | § 38; решить задачи. | Решение задач |
48. | Генетика человека | рассказ учителя; сам. работа с текстом учебника; решение задач, презентация | Пол, аутосомы, гемофилия, дальтонизм | § 39; ? на стр. 192; составить родословную семьи | Решение задач |
49. | «Решение генетических задач и анализ составленных родословных». | лабораторная работа № 3 | повторить основные понятия генетики и цитологии; сообщение «эволюция, понятие ген» | Решение задач | |
50. | Хромосомная теория наследственности. | рассказ учителя; заслушивание сообщений; беседа, презентация | Хромосома | записи в тетрадях; заполнить таблицу «Законы генетики» | Фронтальный опрос |
51. | Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость. | рассказ учителя с элементами беседы; сам. работа с текстом учебника; заполнение таблицы | Мутации, кроссинговер, кариотип, полиплоидия | § 41; ? на стр. 200; принести веточные сосны | Фронтальный опрос |
52. | Закономерности изменчивости. Фенотипическая изменчивость. | рассказ учителя с элементами беседы; сам. работа с текстом учебника, презентация. | Норма реакции, фенотип | § 42; ? на стр. 203; повторить основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина | Лабораторная работа |
53. | Закономерности изменчивости. Фенотипическая изменчивость. | лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и кривой». | Закончить оформление лабораторной работы. | Фронтальный опрос | |
54. | Мутации | Презентация. | Мутации. | Записи в тетрадях. | Фронтальный опрос |
55. | Генетические основы эволюционной теории. | рассказ учителя с элементами беседы; сам. работа в группах по заданиям | Вид, популяция | записи в тетрадях; повторить главы 3-4; сообщение о Н.И.Вавилове | Фронтальный опрос |
56. | Обобщающий урок по разделу: «Наследственность и изменчивость организмов». | решение задач; тестирование | Повторить со стр. 171 по стр. 211 | тестирование | |
57. | Центры происхождения культурных растений | Рассказ учителя, работа с учебником, презентация. | Генофонд. Селекция. | § 43. | Фронтальный опрос |
58. | Достижения и основные направления современной селекции. | рассказ учителя с элементами беседы; презентация. | Полиплоидия, порода, сорт. | § 44. | Фронтальный опрос |
59. | Значение селекции | рассказ учителя с элементами беседы; презентация. | Архебактерии, витамины, интерферон, инсулин. | § 45. | Фронтальный опрос |
60. | Урок обобщающего повторения по теме «Селекция» | тестирование | Повторить с § 43 по § 45. | тестирование | |
61. | Биосфера, её структура и функции. | заслушивание сообщений; беседа; сам. работа с текстом учебника; | Макроэлементы, микроэлементы | § 46; ? на стр. 221 | Фронтальный опрос |
62. | Биогеоценоз. | рассказ учителя; работа с текстом учебника; составление и заполнение таблицы. | Биогеоценоз | § 48; § 49; ? 1,2 на стр. 230 | Фронтальный опрос |
63. | Биоценоз. | рассказ учителя; работа со схемами, рисунками учебника | Биоценоз | § 49 стр. 230; ? 2-7 на стр. 246 | Фронтальный опрос |
64. | Биосфера и человек. Антропогенные факторы. | сам. раб. в группах по заданиям | Биосфера, антропология | § 51; 55 стр. 238-239;? на стр. 281; периодическая печать о деятельности человека на биосферу и окружающую среду | Фронтальный опрос |
65. | Взаимоотношения между организмами. | рассказ учителя; работа с текстом учебника; презентация. | Симбиоз, нейтрализм, антибиоз, хищничество, паразитизм. | § 53. | Фронтальный опрос |
66. | Природные ресурсы и их использование. | беседа; заполнение таблицы | Природные ресурсы | § 54; ? 3-6 на стр. 273 | Фронтальный опрос |
67. | Проблемы экологии. | рассказ учителя с элементами беседы. | Загрязнения окружающей среды | записи в тетрадях | Фронтальный опрос |
68. | Эволюция биосферы. Ноосфера. | рассказ учителя с элементами беседы; работа с таблицами | Ноосфера | глава 18, стр. 269-270 | Тестирование |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения _________________ Е.Д. Мощенко
учителей естествознания _____________ 2014 г.
От ___________2014 г. №___
Руководитель МО
_____________С.И. Мощенко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...