Компетентностный подход в обучении детей с ОВЗ
статья по биологии на тему
Построение образовательной ситуации на основе компетентностного подхода в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostnyy_podhod_v_obuchenii_detey_s_ovz.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Состояние окружающей среды, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении - все эти факторы влияют на тенденцию ухудшения здоровья детей и подростков. Увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Ограничения возможностей здоровья неоднородны – это разные отклонения в физическом, умственном, эмоциональном развитии. Существует категория детей, имеющих легкую органическую патологию, но они могут испытывать значительные трудности в усвоении программы, эмоциональные перегрузки. Развитие другой категории детей происходит в неблагоприятных жизненных условиях и даже при видимом физическом здоровье и интеллекте со временем может обнаружиться отклонение в их психическом развитии.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право получать образование. Основная задача в реализации их права – это создание условий для получения образования с учетом их психофизических особенностей.
Компетентностный подход эффективно реализует усвоение социальных ценностей и ключевых компетенций.
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Компетентностный подход позволяет не увеличивать объем информации, но при этом обучать способам деятельности, а значит. возрастает роль способности использовать полученные знания в социальной ситуации., что особенно важно для детей с ОВЗ. Быть компетентным, значит быть способным мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт.
Овладение различного рода компетенциями становится основной целью и результатами процесса обучения.
При конструировании образовательной ситуации, следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень интеллектуальных возможностей ребенка, состояние здоровья и уровень работоспособности и внимания.
Как спроектировать урок-образовательную ситуацию на основе ключевых компетенций с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ? Необходимо проработать урок, содержательно раскрыв основные этапы образовательной ситуации. Определить для каждого этапа, какие компетенции он развивает.
Этап образовательной ситуации | Описание этапа | Компетенции, которые развиваются на данном этапе | Как и в чем учитываются индивидуальные особенности детей |
Образовательная напряженность | Постановка задач, определение темы урока. | ценностно-смысловая и общекультурная компетенции | Подводящий диалог в доступной для ребенка форме . |
Уточнение образовательного объекта | Введение в новую тему. Постановка учебной проблеммы | Ценностно-смысловая | Натуральные объекты (гербарий) |
Конкретизация задания | Построение проекта выхода из проблемы | Учебно- познавательная | Фиксация плана на доске или в тетради |
Решение ситуации | Отработка навыков практического применения, закрепление изученного | Учебно- познавательная Коммуниккативная | Индивидуальная работа, помощь учителя |
Демонстрация образовательной продукции | Защита работы, выставка готовой продукции | Учебно- познавательная Коммуниккативная общекультурная компетенции | Организация обсуждения |
Систематизация образовательной продукции | Систематизация полученных знаний, выводы. | Учебно- познавательная Коммуниккативная | Подводящий диалог для формулирования вывода |
Работа с культурно-историческими аналогами | Введение культурно-исторических (научных) аналогов | общекультурная компетенции | Сравнение полученных результатов с научными |
Рефлексия | Итоги урока | Компетенции личностного самосовершенствования | Обозначение и оценка достигнутых результатов |
Ключевые компетенции формируются во всех видах педагогической деятельности. Педагог выбирает разнообразные формы и методы построения образовательного процесса, развивает навыки целеполагания и рефлексии, направляет деятельность ребенка на формирование самостоятельности, инициативы, ответственности, любознательности, поддержки его увлечений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные информационные технологии в компетентностном подходе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Информационная компетентность педагога является одной из ключевых компетентностей. Качество личности, представляющее совокупность ЗУН и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных вид...
Статья"Компетентностный подход при обучении математики."
Компетентность-это по определению готовность человека использовать знания, умения и навыки в жизни для реализации практических и теоретических задач. Перспективным этот подход является и потому, что у...
Компетентностный подход в обучении
В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, ав...
Презентация к выступлению на межрегиональном семинаре по компетентностному подходу в обучении русскому языку и литературе
Презентация...
Реализация компетентностного подхода при обучении химии.Компетентностно-ориентированные задания для 8 и 9 класса
Данный материал содержит статью о компетентностном подходе в преподавании химии в школе и дидактические материалы для учащихся 8-9 класса....
Доклад «Литературная гостиная как условие реализации компетентностного подхода при обучении детей»
Основным преимуществом проекта является то, что разнообразие форм работы литературной гостиной (литературно-музыкальная композиция,литературно – поэтическая встреча, литературно - поэт...
Доклад МО «Компетентностный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»
Состояние окружающей среды, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении - ...